Irvuz

Классическое обусловливание

Действительно ли вы используете Классическое контробусловливание?

Классическое обусловливание

Посмотрите на приведенные ниже ситуации. Что у них общего?• Моя собака боится незнакомцев. Когда она перестает лаять и восстанавливает зрительный контакт со мной, я даю ей лакомство.• Я держу ее лапу. Затем я даю ей награду за каждый срезанный коготь, пока она остается на месте и не пытается выдернуть лапу из моих рук.

• Когда к нам приходят гости, я жду, чтобы он продемонстрировал какое-нибудь спокойное поведение: потянулся, глубоко вздохнул или лег. После этого я даю ему лакомство.• Мы играем в «посмотри на это». Я говорю: «посмотри на собаку», она смотрит. Я маркирую, затем даю ей лакомство.

• Когда мимо проезжает велосипед, я говорю собаке «сидеть» и даю ей лакомство, когда она садится.

Это всё тренировочные методы, призванные помочь собаке справиться с чем-то некомфортным, неприятным или пугающим. Но это не классическое обусловливание. Все 5 описанных выше ситуаций, это оперантные методы. Как мы можем это определить? По тому, что еда выдается как последствие поведения.

В каждом рассмотренном выше случае, требуется определенное поведение, прежде чем собака получает кусок еды. Здесь присутствует элемент вероятности.

Если тренировка проходит успешно, тренер подкрепляет нужное поведение: посмотреть в глаза, оставаться спокойным, потягиваться, глубоко дышать, ложиться, смотреть на раздражитель или сидеть.

Следующие элементы присутствуют в оперантной модели:• Антецедент (то, что предшествует; обычно это появление раздражителя)• Поведение как было описано выше

• И последствия (еда)

Цель: чтобы собака научилась демонстрировать эти поведения вместо того, чтобы напряженно или агрессивно реагировать на раздражитель. И это может быть отличным способом решения проблем, особенно если реакция собаки на раздражитель не сверхсильная.

Классическое обусловливание включает в себя другой тип научения.

Что такое классическое обусловливание на самом деле

Для начала немного об ответной реакции. Ответная (непроизвольная) реакция включает в себя рефлексы, например:• Моргание, при попадании струи воздуха в глаз• Чихание из-за яркого света или раздражения в носу

• Слюноотделение при виде или запахе пищи

Ответная реакция построена по модели из двух частей: стимул – реакция. В целом, ответная реакция организма не может быть подкреплена или наказана. Большинство из них находятся вне нашего контроля (хотя есть исключения).

Пример для наглядности: если бы вас поощряли каждый раз, когда у вас гусиная кожа (cutis anserina), появлялась бы она чаще? Нет. Гусиная кожа – это ответная реакция на определенный стимул, обычно это холод или сильные эмоции.

Каждая ответная реакция имеет стимул или стимулы, которые ее вызывают.Классическое обусловливание – название процедуры, в которой мы «прикрепляем» ответную реакцию к новому стимулу.

Словарь дает нам такое определение:

Классическое обусловливание — это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает первый.

Как написано выше, мы можем вызвать ответную реакцию на новый стимул, объединяя его со стимулом, вызвавшим реакцию. Собаки Павлова – классический пример. Они были обусловлены так, что начинали выделять слюну по звуку звонка, что означало, что сейчас будет еда.

Звонок (первый стимул) являлся точным предвестником появления еды (второй стимул).При тренировке собак мы используем классическое обусловливание, чтобы изменить физиологический или эмоциональный ответ на стимул.

Например, если собака боится звука большегрузных машин, мы можем систематически кормить собаку курицей гриль после появления звука. Отношение собаки к большегрузам скорее всего изменится.

Оно перейдет из страха в «о, курочка на подходе!» Звук большегруза станет вызывать подготовку организма к принятию пищи и радостные ощущения, которые этому сопутствуют. Радостные ощущения и поведения — это то, почему мы всё это делаем. Мы не пытаемся научить собаку хотеть съесть большегруз.

Мы прикрепляем положительный условный эмоциональный отклик (CER+) для чего-то, что раньше пугало.

Итак, как же это отличается от 5 примеров в начале статьи? Вот два примера, которые показывают процесс правильного использования классического обусловливания.

Классическое обусловливание: два примера

• Как только моя собака увидела велосипедиста, я жду одно мгновение, и начинаю ее кормить. Пока велосипедист едет мимо нас, я кормлю ее. Я прекращаю кормить в тот момент, когда велосипедист скрывается из виду.
• Моя стиральная машина издает особый звук, если загрузка белья не сбалансирована. Каждый раз она издает звук, и моя собака его слышит, я тут же даю собаке лакомство.

Обратите внимание, что в этих двух описаниях ни разу не упомянуто поведение собаки. Появляется раздражитель, собака получает еду. Мы так привыкли требовать какого-то поведения, что поначалу такой способ может показаться совершенно странным.

Есть еще важные составляющие механики процесса, которые я не упомянула выше, например тайминг. Человек, который описывает свои действия, как в примерах выше, всё равно может совершать ошибки в тренировке, например, опаздывать с подачей подкрепления.

Но это базовое описание, которое объясняет, что метод классический, а не оперантный.
Оперантное поведение может измениться в результате классического контробусловливания. Модели поведения, вызванные страхом, будут гаснуть, когда собака радостно ожидает еду.

Собака перестанет тяжело дышать, нервно ходить и лаять на грузовики, если мы создали четкую ассоциацию, что звук грузовика предшествует курице. Вместо этого, собака будет выделять слюну, вилять хвостом и искать источник курицы.

Классическое обусловливание и классическое контробусловливание

«Классическое обусловливание» — это общий термин.

Но для ситуаций, когда мы точно знаем, что собака уже демонстрирует страх при предъявлении какого-то раздражителя, мы используем термин «контробусловливание». Мы не начинаем с нейтральности.

Мы пытаемся изменить негативный эмоциональный ответ. В этом случае, мы обычно включаем еще и десенсибилизацию как часть нашего метода. Но это уже выходит за рамки этой статьи.

«Павлов сидит у тебя на плече»

Боб Бейли говорит, что каждый раз, когда вы тренируете собаку, Павлов сидит на одном вашем плече, а Скиннер – на другом. Когда один увеличивает свое значение, другой уменьшается.Даже когда мы учим собаку с помощью оперантного научения (Скиннер), классическое обусловливание (Павлов) всё равно происходит.

Если вы тренируетесь с едой, игрушками и другими веселыми вещами, обычно собака вырабатывает позитивный эмоциональный ответ на вас, активности, которыми вы вместе занимаетесь, и даже на место, в котором вы обычно тренируетесь.В обратном направлении это тоже работает.

Когда мы занимаемся классическим обусловливанием и соединяет еду и стимул, очень быстро мы может начать поощрять и связанное оперантное поведение. Например, когда собака начинает ожидать появление еды после предъявления стимула, она начнет поворачиваться в сторону источника еды, обычно это тренер. Это поведение происходит между стимулом и едой, поэтому оно так же поощряется.

Я включила эту часть о взаимодействии двух моделей научения, потому что некоторые люди используют фразу «Павлов сидит у тебя на плече», чтобы утверждать, что 5 оперантных примеров в самом начале статьи всё-таки являются классическим обусловливанием несмотря ни на что. Они скажут, что любые виды тренировок включают в себя элемент классического обусловливания, т.к.

происходит создание ассоциаций. Это отчасти правда. Хотя два процесса обычно происходят одновременно, наша методика направлена только на один. Методы различны. Понимание различий поможет нам стать лучше в вопросах тренировки собак.

Оперантное контробусловливание

Не хотелось бы это говорить, но сейчас я всё еще больше запутаю. Есть термин «оперантное контробусловливание». Он не используется часто. Но именно из-за этого я всю статью уточняла про «классическое» обусловливание и контробусловливание.

Ветеринар и специалист по поведению собак доктор София Иен дает следующее определение:Оперантное контробусловливание – это когда вы тренируете альтернативное, несовместимое поведение.

Например, если ваша собака рвется и лает, когда видит других собак, то вы можете научить такую собаку смотреть на вас и начинать двигаться по команде «рядом», когда она видит других собак.

(Rapid Reversal of Fear and Aggression in Dogs and Cats, Sophia Yin, DVM, MS)

Несколько из пяти «неклассических обусловливаний» в начале статьи могут быть отнесены к оперантному контробусловливанию.

Почему это так важно?

Я понимаю, что не все так же помешаны на терминологии, как я. Но если мы хотим изучать разные техники, знать их сильные и слабые стороны, практиковать их, обсуждать их, мы должны знать правильные понятия и термины.

Я видела сотни людей, которые говорили, что используют классическое обусловливание, когда на самом деле использовали оперантный метод. Было время, когда я сама их путала.

Обычно это говорит не просто о случайной оговорке, а о том, что человек не понимает что такое на самом деле классическое контробусловливание.

Эти короткие видео о забавных примерах обусловленных ответов. Когда мы проводит классическое контробусловливание, мы ждем момент, когда собака начинает ожидать еду после предъявления стимула. В первом видео Зени кидает очень четкий взгляд «где моя еда??», когда я делаю паузу между выдачей ей кусочка и касанием ее спины пластиковой палочкой.

Во втором видео, Хезель показывает двойной набор. Она виляет хвостом и облизывает брыли (признак слюноотделения), когда видит пилку для ногтей.

У кого-нибудь из вас получалось добиться самого настоящего слюноотделения в результате классического обусловливания?

Автор Эйлин Андерсон оригинал статьи на английском

Перевод JustDogs.ru

Вправе ли собака отказать?

Источник: https://justdogs.ru/dressirovka/klassicheskoe_kontrobuslovlivanie/

Классическое, оперантное обусловливание, научение (программирование человека)

Классическое обусловливание

Обусловливание (научение) — это, в психологии, естественное или искусственное создание определенных условий, при которых можно изменить поведение человека и некоторых высших животных.

По сути, обусловливание (научение) — это осознанное (манипуляции людьми) или неосознанное (программа жизни) программирование человека (дрессировка животного) на выполнение тех или иных (условных) паттернов поведения.

Многие люди запрограммированы с детства (родительское неосознанное программирование при неправильном воспитании или «Импринтинг» — мгновенное запечатление, например при психотравмах…), посредством обусловливания, часто неосознанного социального научения, вести себя так или иначе в различных жизненных ситуациях, используя заученные паттерны мышления, чувствования и поведения при схожих жизненных событиях (см. люди-роботы)

Классическое и оперантное обусловливание (можно произносить обуслАвливание) широко применяется в различных школах психотерапии, например в когнитивно-поведенческой, рациональной, реструктурирующей терапии и трансактном психоанализе, при лечении многих эмоционально-психологических и невротических расстройств личности и изменения негативного жизненного сценария человека, созданного в детстве посредством оперантного научения (простое подражание взрослым (обычно родителям) — без понимания.., и/или имитация (викарное научение) — с пониманием…).

Таким образом, используя различные виды социального научения (классическое и оперантное обусловливание, а также когнитивное научение), практически любого человека можно запрограммировать (перепрограммировать), например из хронических неудачников в успешных людей, победителей в тех или иных сферах жизнедеятельности.

Когнитивное научение (обусловливание высшего порядка), как техника психотерапии (программирование человека)

Для программирования (перепрограммирования) человека, страдающего каким-либо эмоционально-психологическим расстройством, т.е.

изменения его мышления и глубинных убеждений, собственно и вызывающих эти расстройства, а вместе с этим и физиологических (невротических) реакций и поведения, в психотерапии часто используется когнитивное научение (обусловливание высшего порядка), как одна из действенных психотехник, помогающих человеку избавиться от психологических проблем.

В теории классического научения обусловливание высшего порядка связывает нейтральные стимулы с другим элементом, который уже был обусловлен.

Например, мигающий красный свет (УС-1 — условный стимул) можно связать с релаксацией (БУС — безусловный стимул), что приведет к образованию реакции спокойствия (УР — условная реакция).

Если после этого психотерапевт сформирует ассоциацию между звонком и красным светом, то свет сам по себе сможет вызывать УР (классическое обусловливание по Павлову).

Схематически когнитивное обусловливание можно представить так: При адекватном формировании связей любая переменная, воспринимаемая человеком, может быть УС-2 и служить якорем для последующих мостов. Когнитивное научение обычно занимается двумя видами переменных — перцептивными (восприятие) и понятийными.

Перцептивные формируются из визуальных, аудиальных, ольфакторных (обоняние) и кинестетических (двигательные, телесные ощущения) представлений.

Понятиями являются убеждения, мысли и установки, зачастую ошибочные, заложенные в детстве в процессе оперантного научения (обусловливания)
Наведение мостов (обусловливание) высшего порядка включает образование ассоциаций между перцептивными или понятийными УС-2, связанными с новым позитивным убеждением и старым ошибочным убеждением. После серии повторений старое убеждение начинает переходить в новое, и человек перепрограммируется на позитив и успешность…

Как самостоятельно себя перепрограммировать, используя когнитивное научение, обусловливание высшего порядка

Если у вас не очень сильное невротическое расстройство и нет возможности использовать помощь психолога, вы можете попробовать решить свои психологические и эмоциональные проблемы самостоятельно.
Запомните, что в успешности перепрограммирования (научения, обусловливания высшего порядка) себя на позитив и успехи очень важны повторение и практика.

Метод самостоятельного когнитивного обусловливания (научения) высшего порядка, для улучшения своего психического состояния в частности и жизни в целом:
1.

Сосредоточьтесь на старом негативном (ошибочном) убеждении и создайте в своем воображении модель типичной сцены, где оно проявляется особенно выражено.

Сцену необходимо представить в ярких деталях, задействуя все виды ощущений (органы чувств: визуализация, слух, обоняние, кинестетика, и, по возможности, вкус).
2. Запишите все перцептивные и понятийные переменные (УС-2), связанные с образом.

Перцептивные переменные:

а. Визуализация. То, что вы рисуете в воображаемой сцене, необходимо расчленить на мельчайшие компоненты.

Например, это неподвижная или живая картинка? Цветная? Ясная или смутная? Двух или трехмерная? Видите ли вы в этой сцене себя? На чем сфокусировано ваше внимание (на каком элементе сцены вы сосредоточены)? Сцена яркая или тусклая? Каков ракурс? Каковы ваши размеры по отношению к объектам на фоне в этой сцене? Двигаются ли люди?
б.

Другие ощущения. Слуховые — может ли вы отчетливо различать звуки? Какова их продолжительность? Насколько они сильны? Ольфакторика — какие вы ощущаете запахи? Кинестетические — какая температура? И так далее.

Понятийные переменные:

а. Любая существенная мысль, которая возникает у вас до, во время и после работы с воображением, должна записываться. Постарайтесь как можно точнее установить эти мысли.

Вот основные типы мыслей, на которые следует обратить внимание.
Ожидание — предвосхищение вами того, что произойдет в ситуации.
Оценивание — как вы оцениваете себя в течение сцены.
Самоэффективность — как вы оцениваете свою способность эффективно выполнить задание.

Выгода — предполагаемое вознаграждение или выгода, которую, как вы думаете, вы сможете извлечь из ситуации.
Наказание — неприятности, которые вы предвидите.
Я-концепция — ваши установки относительно своей ценности как человеческого существа.
Атрибуции — мотивы и установки, которые вы приписываете другим людям в сцене.

Цель — почему вы в этой сцене занимаете ведущее место.

б. Постарайтесь найти логические ошибки, которые могут всплыть в ваших интерпретациях этих сцен. Каждая ошибка записывается.

Наиболее распространенными являются: дихотомичное мышление, сверхобобщение, неэкономные рассуждения, перфекционизм, материализация абстрактного, ошибка субъективности, нападение на оппонента, апелляция к авторитетам, априорное мышление, поиски уважительной причины, эгоцентрическая ошибка, самореализующиеся пророчества, ошибочное принятие вероятности за возможность и т. д. (см. подробнее).

3. После того как вся информация о перцептивных и понятийных переменных будет записана, представьте сцену, связанную с новым позитивный убеждением, с тем, к которому вы хотите проложить мост.

Это должна быть модельная сцена, сцена, которая представляет новое убеждение идеальным образом. Чем ближе будет новая сцена к старой по своему содержанию, тем лучше.

Как и первая сцена, эта тоже должна быть представлена живо, ярко и как можно более детально.

4. Как и во втором шаге, запишите все перцептивные переменные в новой сцене — визуальные, аудиальные, кинестетические… Когда список будет завершен, обратите свое внимание на контраст между двумя различными точками зрения на образ.

5. Понятия, касающиеся новой сцены, тоже записываются. Посмотрите на записи старых и новых убеждений и постарайтесь выявить логическим путем более корректные их них.

6. В работе с воображением делается пауза. Как можно более рационально порассуждайте сами с собой о различиях между перцептивными и понятийными представлениями в этих двух сценах.

7. Теперь вы готовы к тому, чтобы провести научение, обусловливание высшего порядка. Вы воображаете первоначальную сцену в течение двух минут.

Постепенно вводите перцептивные и понятийные представления из новой сцены одно за другим, в это же время мысленно рисуете изменения, пока они не станут отчетливыми.
Процесс продолжается до тех пор, пока не будут внедрены все элементы новой сцены.

Когда это будет успешно выполнено, вы будете в состоянии представить себе старую сцену, но вместе со всеми компонентами, которые связаны с новой.

8. Вы можете записать всю процедуру обусловливания (научения) на диктофон, так чтобы вы могли работать над обусловливанием для повторения (закрепления новой программы) по два-три раза в неделю.

При достаточном количестве связей эмоциональные валентности сцен изменяются, и вы с большей вероятностью готовы принять новое мышление…а значит — изменить свой эмоциональный фон и поведение, изменить свой негативный жизненный сценарий неудачника…

Если у вас глубокие и длительные невротические, эмоционально-психологические расстройства, то самостоятельно вы не сможете решить эти проблемы посредством техники когнитивного обусловливания (научения) высшего порядка — вам нужна помощь психотерапевта…ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ!

Предварительная бесплатная беседа с психотерапевтом по телефону (Viber, WhatsApp)

Проходите бесплатные психологические тесты

Заказывайте готовые и индивидуальные социально-психологические тренинги для личностного роста и развития

Обязательно загляните в журнал психолога: читайте полезные статьи по психологии и рекомендации…посетите психологический клуб

Имплозивная терапия (Имплозия — взрыв, направленный внутрь) и ее техника «Наводнение», или «Флудинг» (от английского Flooding — затопление, наводнение), — психотерапевтический метод […]

Визуализация — это, в психологии и психотерапии, построение зрительных образов в голове, для изменения своего мировосприятия и негативных, подсознательных установок и глубинных, […]

НЛП — Нейро Лингвистическое Программирование (NLP) — это техники, методы воздействия на человека с целью изменения его внутренних убеждений, установок, жизненных ценностей […]

Вашему вниманию, уважаемые посетители сайта психологической помощи Психоаналитик-Матвеев.РФ представлены различные психотехники — психологические техники и психотерапевтические техники, которые используются при очной и […]

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/techniki-psychoterapii/obuslovlivanie-nauchenie/

ovdmitjb

Add comment