Irvuz

Классические условные рефлексы

Безусловные и условные рефлексы

Классические условные рефлексы

Высшая нервная деятельность – это система, позволяющая адаптироваться организму человека и животных к переменным условиям внешней среды. Эволюционно у позвоночных выработался ряд врождённых рефлексов, но для успешного развития и существование их недостаточно.

В процессе индивидуального развития образуются новые приспособительные реакции — это условные рефлексы. Выдающийся отечественный ученый И.П. Павлов — основоположник учения о безусловных и условных рефлексах.

Он сформировал условнорефлекторную теорию, которая гласит, что приобретение условного рефлекса возможно при действии на организм физиологически безразличного раздражения.

В результате чего образуется более сложная система рефлекторной деятельности.

И.П. Павлов — основоположник учения о безусловных и условных рефлексах

Примером этого служит исследование Павлова на собаках, у которых на звуковой стимул происходило слюноотделение. Также Павлов показал, что врожденные рефлексы формируются на уровне подкорковых структур, а в коре головного мозга образуются новые связи на протяжении всей жизни индивидуума под действием постоянных раздражений.

Условные рефлексы

Условные рефлексы формируются на основе безусловных, в процессе индивидуального развития организма, на фоне изменчивой внешней среды.

Рефлекторная дуга условного рефлекса состоит из трех компонентов: афферентного, промежуточного (вставочного) и эфферентного. По этим звеньям осуществляется восприятие раздражения, передача импульса на корковые структуры и формирование ответной реакции.

Рефлекторная дуга соматического рефлекса выполняет двигательные функции (например сгибательное движение) и имеет такую рефлекторную дугу:

Чувствительный рецептор воспринимает стимул, дальше импульс идет в задние рога спинного мозга, где находится вставочный нейрон. Через него импульс передается на двигательные волокна и заканчивается процесс формированием движения – сгибания.

Необходимым условием для выработки условных рефлексов является:

  • Наличие сигнала, который предшествует безусловному;
  • раздражитель, который будет вызывать уловный рефлекс, по силе должен уступать биологически значимому воздействию;
  • обязательным является нормальное функционирование коры головного мозга и отсутствие отвлекающих факторов.

Условные рефлексы не образуются мгновенно. Они формируются длительно при постоянном соблюдении вышеуказанных условий. В процессе становления реакция то угасает, то возобновляется снова, пока не наступает устойчивая рефлекторная деятельность.

Пример выработки условного рефлекса

Классификация условных рефлексов:

  1. Условный рефлекс, образованный на основе взаимодействия безусловного и условного стимулов, называется рефлексом первого порядка.

  2. На основе классического приобретенного рефлекса первого порядка вырабатывается рефлекс второго порядка.

Таким образом, формировали оборонительный рефлекс третьего порядка у собак, четвертый выработать не удавалось, а пищеварительный достигал второго. У детей формируются условные рефлексы шестого порядка, у взрослого человека до двадцатого.

Изменчивость внешней среды приводит к постоянному формированию множества новых поведений, необходимых для выживания. В зависимости от структуры рецептора, который воспринимает стимул условные рефлексы делят на:

  • Экстероцептивные – раздражение воспринимают рецепторы тела, преобладают среди рефлекторных реакций (вкусовые, тактильные);
  • интрацептивные – вызываются при действии на внутренние органы (изменение гомеостаза, кислотности крови, температуры);
  • проприоцептивные – формируются при стимулировании поперечно-полосатой мускулатуры человека и животных, обеспечивая двигательную активность.

Выделяют искусственные и натуральные приобретенные рефлексы:

Искусственные возникают при действии раздражения, не имеющего связи с безусловным стимулом (звуковые сигналы, световое раздражение).

Естественные формируются при наличии стимула сходного с безусловным (запах и вкус еды).

Безусловные рефлексы

Это врожденные механизмы, обеспечивающие сохранение целостности организма, гомеостаза внутренней среды и главное — размножение. Врожденная рефлекторная деятельность образуется в отделах спинного мозга и мозжечке, контролируется корой головного мозга. Характерно, что они сохраняются на всю жизнь.

Рефлекторные дуги наследственных реакций закладываются до рождения человека. Одни реакции характерны для определенного возраста, а потом исчезают (например, у маленьких деток — сосательный, хватательный, поисковый). Другие сначала не проявляют себя, а с наступлением определенного срока появляются (половой).

Безусловные рефлексы характеризуются следующими признаками:

  • Происходят независимо от сознания и воли человека;
  • видовые – проявляются у всех представителей (например, кашель, слюноотделение при запахе или виде пищи);
  • наделены специфичностью — появляются при воздействии на рецептор (реакция зрачка возникает при направлении луча света на светочувствительные участки). Сюда же относится слюноотделение, выделения слизистого секрета и ферментов пищеварительной системы при поступлении пищи в рот;
  • гибкость — например, разная пища приводит к секреции определённого количества и разнообразного химического состава слюны;
  • на основе безусловных рефлексов формируются условные.

Безусловные рефлексы нужны, чтобы реализовывать потребности организма, они постоянные, но в следствии болезней или вредных привычек могут исчезать. Так, при заболевании радужки глаза, когда на ней образуются рубцы, пропадает реакция зрачка на световое воздействие.

Классификация безусловных рефлексов

Врожденные реакции классифицируются на:

  • Простые (быстро убирать руку от горячего предмета);
  • сложные (поддержание гомеостаза в ситуациях повышения концентрации CO2 в крови путем увеличения частоты дыхательных движений);
  • сложнейшие (инстинктивное поведение).

Классификация безусловных рефлексов по Павлову

Павлов разделил врожденные реакции на пищевые, половые, защитные, ориентировочные, статокинетические, гомеостатические.

К пищевым относится выделение слюны при виде пищи и попадании ее в пищеварительный тракт, секреция соляной кислоты, моторика ЖКТ, сосание, глотание, жевание.

Защитные сопровождаются сокращением мышечных волокон в ответ на раздражающий фактор. Всем знакомая ситуация, когда рука рефлекторно отдергивается от горячего утюга или острого ножа, чихание, кашель, слезотечение.

Ориентировочные возникают, когда происходят внезапные перемены в природе или в самом организме. Например, поворот головы и туловища в сторону звуков, повороты головы и глаз на световые раздражители.

Половые связаны с репродукцией, сохранением вида, сюда относится и родительский (кормление и забота о потомстве).

Статокинетические обеспечивают прямохождение, равновесие, перемещение тела.

Гомеостатические – самостоятельная регуляция артериального давления, тонуса сосудов, частоты дыхания, сердечных сокращений.

Классификация безусловных рефлексов по Симонову

Витальные для поддержания жизни (сон, питание, экономия сил), зависят только от отдельной особи.

Ролевые возникают при контакте с другими индивидуумами (продолжение рода, родительский инстинкт).

Необходимость в саморазвитии (стремление к индивидуальному росту, к открытию нового).

Врожденные рефлексы активируются при необходимости из-за кратковременного нарушения внутреннего постоянства или изменчивости внешней среды.

Таблица сравнения условных и безусловных рефлексов

Сравнение характеристик условных (приобретенных) и безусловных (врожденных) рефлексов
Безусловные Условные
Врожденыые Приобретаются в процессе жизни
Присутствуют у всех представителей вида Индивидуальны для каждого организма
Относительно постоянны Возникают и угасают при переменах внешней среды
Формируются на уровне спинного и продолговатого мозга Осуществляются за счет работы головного мозга
Закладываются внутриутробно Вырабатываются на фоне врожденных рефлексов
Возникает при действии раздражителя на определенные рецепторные зоны Проявляются при влиянии любого стимула, который воспринимается индивидуумом

Высшая нервная деятельность осуществляет работу при наличии двух взаимосвязанных явлений: возбуждения и торможения (врожденного или приобретенного).

Торможение

Внешнее безусловное торможение (врожденное) осуществляется действием на организм очень сильного раздражителя. Прекращение действия условного рефлекса происходит из-за активации нервных центров под влиянием нового стимула (это запредельное торможение).

При воздействии на исследуемый организм одновременно нескольких раздражителей (свет, звук, запах), происходит угасание условновыработанного рефлекса, но со временем активируется ориентировочные рефлекс и торможение исчезнет. Такой вид торможения называется временным.

Условное торможение (приобретенное) не возникает само по себе, его необходимо выработать. Существует 4 вида условного торможения:

  • Угасательное (исчезновение стойкого условного рефлекса без постоянного подкрепления безусловным);
  • дифференцировочное;
  • условный тормоз;
  • запаздывательное торможение.

Торможение необходимый процесс в нашей жизнедеятельности. При его отсутствии в организме происходило бы много лишних реакций, не несущих пользы.

Пример внешнего торможения (реакция собаки на кошку и команда СИДЕТЬ)

Значение условных и безусловных рефлексов

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида. Хорошим примером служит рождение ребенка. В новом для него мире его ждет множество опасностей.

Благодаря наличию врожденных реакций детеныш может выжить в этих условиях.

Сразу после рождения активируется дыхательная система, сосательный рефлекс обеспечивает питательными веществами, прикосновение к острым и горячим предметам сопровождается мгновенным отдергиванием руки (проявление защитных реакций).

Для дальнейшего развития и существования приходится приспосабливаться к окружающим условиям, в этом помогают условные рефлексы. Они обеспечивают быструю адаптацию организма и могут образовываться на протяжении всей жизни.

Наличие условных рефлексов у животных дает им возможность быстро реагировать на голос хищника и спасать свою жизнь.

Человек при виде пище осуществляет условнорефлекторную деятельность, начинается слюноотделение, выработка желудочного сока для быстрого переваривания еды.

Вид же и запах некоторых объектов, наоборот, сигнализирует об опасности: красная шапочка мухомора, запах испорченных продуктов.

Значение условных рефлексов в повседневной жизни человека и животных огромно. Рефлексы помогают сориентироваться на местности, добыть пищу, уйти от опасности, сохранив себе жизнь.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (5 2,80 из 5)
Загрузка…

Источник: https://animals-world.ru/bezuslovnye-i-uslovnye-refleksy/

Два фактора обучения собаки: классический и оперантный рефлексы

Классические условные рефлексы

 en
 ua
поиск по сайту
+7 (495) 798-8858
        Фотогалерея  Войти

Когда ребёнок идет в первый класс, он уже знает, что идёт учиться. Когда собаку приводят на дрессировочную площадку, для неё это просто новое место прогулки. Здесь может быть интересно, может быть страшно. Собака явно не пришла чему-то учиться. Собака, конечно, обучается в процессе жизни и становится умнее. Однако, это непроизвольное обучение. Естественный процесс идущий в соответствии с закономерностями, существующими независимо от того, известны они людям или нет. Когда человек целенаправленно обучает собаку, результат зависит от того, насколько этот процесс совпадает с тем, что происходит естественным путём.

История вопроса

Существуют различные направления и школы в психологии. Они имеют свою историю развития и борьбы за место под солнцем с другими направлениями и школами.

Примерно в одно и тоже время, а именно с начала прошлого века, возникли два поведенческих направления противопоставившие себя господствовавшему тогда интроспекционизму. Интроспекционизм занимался изучением явлений сознания.

Способом изучения сознания было самонаблюдение и отчет об этом наблюдении испытуемого. Потом некоторым студентам стало скучно коллекционировать эти наблюдения.

Они пришли к мнению, что наука должна изучать объективные явления, которые можно неоднократно воспроизводит в опытах, а не сравнивать субъективные мнения испытуемых о своем сознании. Так возникла гештальтпсихология, основной тезис которой был в том, что надо изучать целостные явления и принципы их организации, а не разлагать сознание на отдельные элементы.

Возникла также психология изучающая поведение, то, что можно наблюдать и регистрировать объективно. Проще всего было заняться изучением животных. Первыми объектами изучения были цыплята и кошки, потом крысы, собаки, голуби.

На основании полученных данных были выведены законы поведения, которые учёные бихевиористы (от англ. behavio[u]r – поведение) считали универсальными и применимыми ко всем животным и человеку. С этим можно соглашаться или спорить, важно то, что они очень основательно изучали обучение животных.

Обучение животных заключалось в выработке у них оперантных рефлексов, а изучались законы, по которым эти рефлексы формируются.

Всё это происходило в США, а в России в это время нашли свой путь к объективному изучению поведения, через изучение классического рефлекса. Занимался этим Иван Петрович Павлов и его ученики. Как всем известно, он был физиолог и изучал кровообращение и пищеварение. Он обратил внимание, на то, что слюна выделяется не только на пищу, но и на обстановку в которой происходили опыты.

Увидел в этом возможность изучать явления в нервной системе и полностью переключился на это направление. Всю оставшуюся жизнь он изучал физиологию высшей нервной деятельности (ВНД). Так как поведение не возможно без функционирования нервной системы это дало ему основание считать, что изучение ВНД, это фактически изучение поведения.

Причём, также как и бихевиоризм изучение объективное и научное.

Каждое из этих направлений пришло к изучению поведения своим путём. Это определило методы, которыми они работали, что в свою очередь по-разному расставило акценты в этих теориях. Каждая из этих теорий стремилась к объяснению поведения животных и человека, каждая рассматривала проблему со своей точки зрения.

Каждая претендовала на истину. Условия проведения опытов и методы, которыми работали учёные, привели к тому, что собака как вид одна, а теорий изучающих рефлексы и объясняющих тем самым поведение две. В принципе ничего удивительного в этом нет, сколько людей столько и мнений.

Однако есть смысл разобраться, почему так получилось.

Методология

Научное исследование всегда стремится к объективности и стандартной воспроизводимости экспериментов, дабы каждый мог их повторить и убедиться в правоте данной теории. Реальная жизнь полна непредсказуемых, сложно учитываемых факторов, влияющих на результат.

Поэтому, сложные многофакторные явления принято очищать от второстепенных факторов и по возможности сводить их всего к двум. Один фактор называют независимая переменная. Второй фактор называют зависимая переменная.

В эксперименте изучают влияние независимой переменной на переменную от неё зависящую. Например, можно изучать влияние чувства голода на скорость образования рефлекса.

Понятно, что так называемая независимая переменная на самом деле контролируется экспериментатором, зависит от него. Тем не менее, это принятые термины и спорить о них, смысла нет.

Здесь важно другое, то, что сложные явления неизбежно сводятся к простым явлениям. Идёт поиск элементарных звеньев, из однородного набора которых состоит сложное поведение. Однако как известно целое больше чем сумма его частей. Система не сводится к набору элементов из которых она состоит, потому что в системе кроме элементов есть их связи между собой, зависимости и взаимодействия.   

Каждый, из основателей этих двух научный направлений, избрал свой, несколько отличающийся от другого, способ анализа и упрощения.

Каждый выделил в качестве элементарных кирпичиков, из которых построено всё поведение, похожие между собой и в тоже время отличающиеся явления.

Отсюда и различия в этих теория, когда они перестают описывать результаты экспериментов и переходят к выводам и обобщениям.

Жизнь сложнее, чем схема или эксперимент. Классический (Павловский) и оперантный (Бихевиористкий) рефлекс, ни по отдельности, ни вместе не могут описать весь дрессировочный процесс. Так же дрессировка собаки не является полноценной моделью всех процессов научения идущих естественным путём в собачьей жизни.

Дрессировка больше чем рефлекс, а научение в жизни собаки больше чем дрессировка. То, что жизнь собаки не заключается только в процессах научения, и стихийных, и организованных человеком, тоже очевидно. Тем не менее, рефлексы существуют и оказывают своё влияние на поведение.

Поэтому для дрессировщика полезно иметь представление и о классических, и об оперантных рефлексах, и не путать их между собой.

Классический условный рефлекс

Перед началом опыта по выработке классического условного рефлекса имеется следующая исходная ситуация. Есть некий фактор, который вызывает совершенно определённый ответ (реакцию). Эта реакция является врождённой. Фактор называют безусловным стимулом (раздражителем). Реакцию на этот безусловный стимул также называют безусловной.

Есть другой фактор, который не вызывает эту реакцию. либо он безразличный (индифферентный), либо он вызывает другую безусловную реакцию. Его называют условным стимулом (раздражителем). После неоднократного сочетания условного стимула с безусловным формируется условный рефлекс.

Условный рефлекс, это реакция подобная безусловной, которая теперь возникает в ответ на условный стимул в отсутствии безусловного стимула.

Пример в лаборатории: В начале опыта предъявление мяса (безусловный стимул) вызывает у собаки выделение слюны (безусловный рефлекс), тогда как действие звука его не вызывает. После ряда повторных сочетаний, в которых звук появляется раньше, чем мясо, звук начинает вызывать слюноотделение в отсутствии мяса. Образовался условный рефлекс.

Пример в дрессировке: В начале дрессировки поднятие мяса над головой собаки и нажимание рукой ей на поясницу вызывает её посадку, тогда как команда «сидеть» эту посадку не вызывает.

После неоднократного сочетания команды «сидеть», поднятия мяса над головой собаки и нажимания рукой на её поясницу формируется условный рефлекс (реакция), которая выражается в том, что собака садится по команде «сидеть» и поднятой над её головой руке без мяса.

Оперантный условный рефлекс

Перед началом опыта по выработке оперантного условного рефлекса имеется следующая исходная ситуация. Есть разные формы поведения животного, частота проявления которых имеет некую величину.

Здравый смысл подсказывает, что частота проявлений разных форм поведения зависит от внешней ситуации и внутреннего состояния животного. Однако, с точки зрения крайнего ортодоксального бихевиоризма, это не так.

Точка зрения ортодоксального бихевиоризма такова:

Есть некая врождённая частота проявлений форм поведения. Эта частота модифицирована подкреплениями, которые сочетались с проявлением этих форм поведения. В результате оперантного обуславливания нового рефлекса не появляется, а в старом не происходит никаких содержательных преобразований, изменяется лишь его сила, или вероятность проявления.

Пример в лаборатории: Голодное животное (крыса, кошка, собака) посажена в проблемный ящик. Проблемный ящик, это клетка, в которой есть кнопка или рычаг, нажатие на который приводит либо к открыванию клетки, либо к выдаче небольшой порции пищи. Голодное и желающее выйти из клетки животное производит множество случайных хаотичных действий.

наконец оно случайно ударяет по рычагу и либо получает пищу, либо получает возможность выскочить наружу, либо и то и другое. Постепенно при последующих пробах действия животного концентрируются вблизи этого рычага или кнопки, прочая активность со временем прекращается.

В конечном результате животное посаженое в эту клетку сразу без лишних движений воздействует на рычаг и получает то, что хочет.

Пример в дрессировке: Собака на кухне выпрашивает пищу. Если давать ей пищу, только когда собака сидит, она будет её выпрашивать сидя. Если давать пищу только когда она лежит, собака будет постоянно лежать. Непосредственно в дрессировке процедура выработки оперантного рефлекса используется, как правило, с условным вознаграждением.

Сначала животное приучают к тому, что после свистка или щелчка (кликера) появится пища, а потом подкрепляют отрабатываемое поведение этим условным сигналом. Использование кликера даёт возможность более точно фиксировать для животного, что именно оно сделало правильно.

Пищу, при этом, как правило, всё равно дают после каждого условного сигнала, иначе этот сигнал обесценится и не будет эффективен.

Классический и оперантный условные рефлексы в дрессировке

В практической дрессировке собаки, использование классического и оперантного рефлексов в чистом виде, и тем более по отдельности, достаточно трудно, да и не нужно.

Выработка классического условного рефлекса предполагает, что существует готовый безусловный рефлекс, на базе которого формируется рефлекс условный. Этого нет.

Те раздражители, которые в советской литературе по дрессировке было принято называть безусловными, не могут вызвать в ответ стандартную реакцию. Этот вероятностный набор различных реакций не может называться безусловным рефлексом.

Выработка оперантного условного рефлекса предполагает спонтанные проявления нужной формы поведения. Если, мы будем ждать, когда собака спонтанно сделает, то, что нам нужно, будет потрачено очень много времени.

Поэтому, в дрессировке, практически всегда, используется одновременно процедура формирования классического и оперантного условных рефлексов. Дрессировка собаки, это не лабораторный эксперимент, где можно очистить ситуацию от посторонних примесей и привести её в соответствие с мысленной конструкцией учёного.

Если мы рассмотрим схему «команда – воздействие – поведение – вознаграждение», то мы увидим, что здесь есть выработка и классического, и оперантного рефлексов.

«Команда – воздействие – поведение», это ситуация по типу выработки классического условного рефлекса, а «поведение – вознаграждение», это ситуция по типу выработки оперантного условного рефлекса.

Целостность этой ситуации компенсирует отсутствие строгой чистоты лабораторного эксперимента.

Несмотря на то, что изначально воздействие не является в строгом смысле безусловным раздражителем, благодаря использованию вознаграждения, оно становится способным вызывать однотипный ответ. Вознаграждение конкретизирует ответ на воздействие.

Ещё до того, как будет сформирован классический условный рефлекс «команда – поведение», возникает нужная стандартность поведения в ответ на воздействие. И в свою очередь, воздействия задают некие рамки, повышающие вероятность проявления необходимого дрессировщику поведения собаки.

Что даёт возможность, используя вознаграждение, подкреплять поведение по механизму оперантного условного рефлекса.

На самом деле, для описания и объяснения процесса дрессировки собаки, недостаточно даже совместного использования явлений классического и оперантного рефлексов, но об этом позже.

Оглавление, дрессировка собак статьи

Наша компания предоставляет услуги с 1993 года, а некоторые наши сотрудники имеют более 30 лет стажа работы с животными. За последние 13 лет мы ни разу не повышали цены…

Список услуг нашего проекта

Наш проект динамично развивается, и мы постоянно расширяем список предоставляемых услуг, а также улучшаем качество нашей работы.

Как к нам добраться?

Наши объекты находятся в нескольких минутах езды от МКАД. Также к нам ходят автобусы от различных станций метро…

Источник: http://www.WalkService.ru/Blog/dressirovka-sobak/obuchenie-sobaki/

ovdmitjb

Add comment