Irvuz

Категория возраста в психологии развития

Психологический возраст

Категория возраста в психологии развития

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. 4

1.1 Возрастная психология. 4

1.2 Понятие возраста в психологии. 5

1.3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии. 6

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ И ЛИЧНОСТЬ. 10

2.1 Психологический возраст и самоосознание. 10

2.2 Искажения психологического возраста. 14

2.3 Особенности восприятия болезни пациентами разного возраста. 17

ВЫВОДЫ.. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

ЛИТЕРАТУРА.. 21

Возраст (в психологии) – категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития.

В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Психологический возраст – физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

Актуальность темы высока, т.к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует.

Цель работы – исследование психологического возраста

Задачи работы – изучение понятия возрастной психологии

– изучение основных периодов развития человека и теории возраста;

– рассмотрение принципов диагностики и исследования психологического возраста.

1.1 Возрастная психология

Возрастная психология — раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

– изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти…)

– эволюционные – накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи – от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) – революционные – более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные – связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

– понятие возраста – определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) – качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы.

Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой – позже.

Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

– закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

– детство – предмет возрастной психологии по Обуховой – период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

2. Проблемы современной возрастной психологии

Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

– детская психология (от рождения до 17 лет);

– психология взрослых, зрелых возрастов;

– геронтология или психология пожилого возраста.

1.2 Понятие возраста в психологии

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст – определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ – интеллектуальный коэффициент:

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст

б) социальная зрелость – SQ – социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

1.3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

0-3 года раннее детство

3-5 лет дошкольный возраст

6-12 лет начальное школьное образование

12-16 лет обучение в средней школе

17 и старше высшее или университетское образование

2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов.

0-8 мес. – 2,5 года – беззубое детство

2,5 – 6,5. лет – детство молочных зубов

6,5 и старше – детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.

1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, – поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

0 – 1год оральная стадия (эрогенная зона – слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши – собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я» ).

1 – 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 – 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии.

Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

5 – 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 – 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице).

Сначала формируются сенсомоторные структуры – системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций – системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные.

Еще позже происходит становление формально – логических операций.

Основной критерий – интеллект.

– от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

Источник: https://mirznanii.com/a/199000/psikhologicheskiy-vozrast

Психология развития и возрастная психология: основные категории

Категория возраста в психологии развития

Ключевое понятие и проблема возрастной психологии заключается в понятии «развитие». Категория «развитие» в психологии в науке считается общей, она обладает основополагающим значением.

Определение 1

Развитие (например, ребенка по годам) может проходить в качестве направленного, закономерного изменения с проявлением в результате нового качественного состояния объекта, включая его состав и структуру.

Развитие психики может являться закономерным изменением психических процессов во времени, выраженным количественными, качественными и структурными преобразованиями.

Выделяют 2 формы развития:

  • эволюционная, связанная с постепенными изменениями количественного характера,
  • революционная, которая характеризуется качественными изменениями структуры объекта.

Помимо этого, на современном этапе принято выделять не только восходящую линию развития в виде прогресса, но и нисходящую, то есть регресс.

Понятие рост, развитие и соревнование

Замечание 1

Категория «рост» может выделять только количественный аспект процесса развития. Развитие отличается от роста тем, что его можно свести к количественным изменениям, а развитие при этом можно характеризовать качественными преобразованиями, новообразованиями, новыми механизмами, процессами, структурами.

Важно разделять категории «развитие» и «созревание». Последнее для многих зарубежных теорий возрастной психологии является важным тестом развития, который причинно обусловливает определенные психические достижения.

Современной отечественной психологией развития созревание рассматривается в качестве психофизиологического процесса последовательного возрастного изменения центральной нервной системы и других систем организма. Он способен обеспечивать условия появления и реализации психических функций, накладывая соответствующие ограничения, но не может быть главной причиной психических новообразований.

К понятию созревания, зрелости относится и один из основных принципов возрастной физиологии – гетерохронность развития. Этот принцип фиксирует то, что созревание разных мозговых систем и функций происходит с различной скоростью.

Они достигают полной зрелости на определенных стадиях индивидуального развития, поэтому каждый возрастной этап обладает своей неповторимой психофизиологической структурой, которая формирует потенциальные психологические возможности этого возраста.

Особенности и виды развития

Исследователи рассматривают несколько особенностей процесса развития, которые имеют значение как для психологии, так и для педагогики. В их состав можно включить:

  • тенденцию к качественному изменению, включая переход на более совершенные уровни функционирования;
  • необратимое развитие (обратное развитие в качестве полного восстановления того, что было раньше, невозможно);
  • непременное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие в качестве выбора одного из направлений развития способно оставлять нереализованными многие другие);
  • неравномерное развитие (период резких качественных скачков меняется на постепенное накопление количественных изменений);
  • зигзагообразное развитие (формирование принципиально новых структур, которые на начальной стадии функционирования работают в некотором отношении хуже, чем старые. Так, переходя от ползания к ходьбе, ребенок перемещается в пространстве медленно и часто причиняет ущерб свому здоровью);
  • переход этапов развития в уровни (с появлением нового, более высокого этапа предыдущие не исчезают, происходит их сохранение как иерархического уровня новой системы);
  • тенденцию к устойчивости (успех в развитии невозможен без сильной консервативной тенденции).

Психическое развитие может быть филогенетическим, онтогенетическим, функциональным.

Определение 2

Филогенез психики представляет собой становление психических структур в процессе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека.

Онтогенез психики является формированием психических структур в течение жизни отдельного индивида.

Возрастная психология все больший интерес проявляет к развитию психики человека внутриутробного периода, периода эмбрионального развития (от зародыша до рождения).

Сегодня пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривают в качестве своеобразного адаптационного периода, в течение которого организм приспосабливается к окружающей среде.

Здесь происходит формирование определенных предпосылок усвоения той или иной культуры (например, в усвоении родного языка и эмоциональных предпочтениях).

Функционалгенез, функциональное развитие психики можно представить в виде развития соответствующих психических функций (восприятие, память); возникновения нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и прочих задач, овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Таким образом, функционалгенез психики является составной частью онтогенетического становления психических процессов.

Развитие также классифицируется на нормативное (типическое) и индивидуальное. Нормативность развития характеризует изменения, которые присущи для большинства людей определенного возраста. Иногда норму считают идеалом, максимально высоким уровнем психического, личностного развития.

Замечание 2

Индивидуальное развитие можно отнести к вариативности нормы, включая выявление уникальности личности и указание своеобразия некоторых ее способностей.

Еще одним важным понятием психологии развития является категория «психологический возраст». В соответствии с одним из толкований это понятие можно отнести к процессу возрастной самоидентификации, к отнесению человеком себя к определенному возрасту.

Здесь психологический возраст понимают как возраст субъективно ощущаемый. Вторая трактовка исходит из понимания психологического возраста культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.

В этом определении категория представляет собой единицу анализа детского развития, относительно замкнутый цикл, обладающий своей структурой и динамикой.

Второй вариант определения интересен больше, поскольку он определяет психологический возраст в качестве возрастного периода, стадии развития индивида в онтогенезе.

Определение 3

Это объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная величина.

В соответствии с методами периодизации, избранным основанием (единицами периодизации) разные психологические школы выделяют отличающиеся психологические возрасты.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-razvitija-i-vozrastnaja-psihologija/osnovnye-kategorii-psihologii-razvitija/

ovdmitjb

Add comment