Irvuz

Качества мышления и индивидуальные стили мышления

Индивидуальные особенности мышления – психология

Качества мышления и индивидуальные стили мышления

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:

  • Самостоятельность мышления,
  • Гибкость мышления.
  • Оперативность мышления.

Самостоятельность мышления

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Оперативность мышления

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам.

Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются.

Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи.

Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Индивидуальные особенности мышления и его основное качество

Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.

Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного.

Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Источник:

Индивидуальные особенности мышления

Очень часто общаясь с людьми, мы замечаем расхождения во взглядах и мнениях. Причин тому множество, но одной из самых распространённых являются индивидуальные особенности мышления. Кого-то раздражает грязь на улицах после растаявшего снега, а кто-то радуется ей, видя в этом наступление весны и приближающееся лето.

То есть люди по-разному воспринимают и осмысливают информацию, отсюда и различия в умозаключениях. К индивидуальным особенностям мышления человека относятся и такие качества, как самостоятельность (способность решить обнаруженную новую проблему своими силами), оперативность (скорость нахождения верного решения) и гибкость мышления (способность менять намеченный план под влиянием ситуации).

Но различия заключаются не только в разной степени выраженности этих качеств.

Индивидуальные особенности и типы мышления в психологии

В процессе познания мира человек получает чувственный опыт, обобщая свои наблюдения. Но для более полной картины требуется наличие взаимосвязи между логикой и чувственными наблюдениями.

Исходя из этого, первой особенностью мышления называют его опосредованность, то есть осознание каких-либо неизвестных вещей через уже открытые истины.

Второй особенностью считают обобщённость мышления, то есть способность мыслить категориями, полагаясь на опыт, а не рассматривать каждое явление как абсолютно новое.

Но стоит отметить, что в психологии выделяют несколько типов мышления, а потому и его индивидуальных особенностей при учёте частных случаев можно обнаружить гораздо больше.

К примеру, в случае конкретно-действенного мышления характерной чертой будет наблюдательность, абстрактное мышление может похвастаться любовью к поиску закономерностей, а конкретно-образному свойственно стремление к поиску символов для выражения мыслей.

Если же говорить о творческом мышлении, то исследователи склонны выделять 4 индивидуальные типологические особенности.

  1. Оригинальность суждений, необычность идей, постоянное стремление к новым мыслям.
  2. Семантическаягибкость – способность взглянуть на объект под новым углом, найти ему новое неожиданное применение.
  3. Образная адаптивная гибкость – умение изменить своё восприятие так, чтобы обнаружить скрытые от большинства людей стороны предмета.
  4. Семантическая спонтанная гибкость – способность генерировать идеи в ситуации с неопределённостью, без содержания маячков для этих решений.

Как видим, индивидуальные особенности мышления человека зависят от способа его восприятия и работы с информацией, поэтому строя разговор, стоит учитывать тип мышления собеседника.

Источник:

Индивидуальные особенности качества мышления

Качества мышления и индивидуальные стили мышления

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахстанско-Российский Университет

Кафедра Педагогики и Психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Психология”

Тема: “Индивидуальные особенности качества мышления”

Караганда – 2009

Введение

1. Сущность мышления как психологического процесса

1.1 Общее понятие о мышлении

1.2 История развития мышления

1.3 Мыслительный процесс и его фазы

1.4 Операции мыслительной деятельности

2. Основные виды мышления и их особенности

2.1 Предметно-действенное мышление

2.2 Наглядно-образное мышление

2.3 Словесно-логическое мышление

3. Индивидуальные особенности в мышлении

3.1 Теории индивидуальных различий

3.2 IQ Методика Айзенка

3.3 Интеллектуальная активность

3.4 Методика креативного поля

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании).

Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.

Противоположную позицию занимала идеалистическая философия, которая видела в мышлении особые формы активности человеческого духа, не сводимые ни к каким, более элементарным, процессам.

В наше время положение о том, что мышление следует рассматривать как проявление особой “символической” активности духа, стало основой философии неокантианцев и проявилось в работах крупных философов-идеалистов.

Идеалистический подход к мышлению как особой форме психической деятельности лег в основу школы, которая впервые в психологии сделала его предметом специального экспериментального исследования.

Эта школа получила название Вюрцбургской школы, объединив группу немецких психологов начала ХХ в. (О. Кюльпе, А. Мессер, К. Бюлер, Н. Ах), считавших, что мышление является особой, далее не разложимой функцией сознания.

В результате экспериментального исследования психологи этой школы пришли к выводу, что мышление не опирается на какие-либо образы, не осуществляется с помощью речи и составляет особые “логические переживания” которые направляются соответствующими “установками” или “интенциями” и осуществляются как специальные психологические “акты”. Выделяя мышление как особый вид психических процессов, Вюрцбургская школа, однако, отделила его как от чувственной основы, так и от речевых механизмов, иначе говоря, представила мышление как особую форму активности духа, подходя к последней позиции крайнего идеализма.

Проблема научного подхода к мышлению оказалась, таким образом, нерешенной, и психологическая наука встала перед вопросом материалистического объяснения процессов мышления. Это обуславливает актуальность и практическую значимость темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – исследовать индивидуальные особенности и качество мышления.

В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи курсовой работы:

– изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

– определить психологическую сущность мышления как процесса;

– выявить основные виды мышления;

– исследовать индивидуальные особенности мышления человека;

– сделать выводы.

1. Сущность мышления как психологического процесса

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления – его опосредованный характер.

То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления – его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов.

Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично.

Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. – широчайшие обобщения, выраженные словом.

Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. информации перерабатывается мозгом.

Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления.

Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания.

Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, – деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.

Реальный процесс мысли – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово – устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.

Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр.

Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.

Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность – основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление – функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

1.2 История развития мышления

Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления – к ассоциативным законам.

Почему мышление нельзя свести к ассоциативному процессу?

Первое отличие заключается в том, что течение ассоциативного процесса определяется случайными связями по смежности в пространстве и времени полученных впечатлений, в то время как течение мыслительного процесса регулируется связями предметного содержания.

мышление индивидуальный мыслительный процесс

Второе отличие состоит в том, что течение ассоциативного процесса не осознается и не регулируется самим субъектом т. е ассоциативный процесс лишен целенаправленности.

Обратимся к истории. Проблемы мышления стали осознаваться начиная с 17 века. Концепция СЕНСУАЛИЗМА состояла в понимании ПОЗНАНИЯ как СОЗЕРЦАНИЯ. Сенсуалисты выдвинули принцип: “Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях”.

На этой основе развивались концепции в сенсуалистской ассоциативной теории, согласно которой все мыслительные процессы основываются на репродукции чувственных данных т.е. накопленного сенсорного опыта.

Эта репродукция происходит по принципу ассоциации.

Источник: https://mirznanii.com/a/201151/individualnye-osobennosti-kachestva-myshleniya

ovdmitjb

Add comment