Irvuz

История понятия креативности от Древней Греции до нашего времени

История понятия креативности • ru.knowledgr.com

История понятия креативности от Древней Греции до нашего времени

Пути, которыми общества чувствовали понятие креативности, изменились на протяжении всей истории, как имеет сам термин.

Древнегреческое понятие искусства (на греческом языке, «techne» — корень «техники» и «технологии»), за исключением поэзии, включенной не свобода действия, но подчинения правилам.

В Риме частично встряхнулось греческое понятие, и визуальные художники рассматривались как разделение, с поэтами, воображением и вдохновением.

Под средневековым христианством латинский «creatio» прибыл, чтобы определять выступление Бога «creatio исключая nihilo» («создание ни от чего»); таким образом «creatio» прекратил относиться к деятельности человека. Средневековье, однако, пошло еще больше, чем старина, когда они отменили исключительный статус поэзии: это, также, было искусство и поэтому ремесло и не креативность.

Мужчины эпохи Возрождения стремились высказать их смысл их свободы и креативности.

Первым, чтобы применить слово «креативность», однако, был польский поэт 17-го века Мацей Казимиерз Сарбиевский — но он применил его только к поэзии.

Больше полутора веков идея человеческой креативности встретилась с сопротивлением, потому что термин «создание» был зарезервирован для создания «ни от чего».

В 19-м веке искусство взяло свою месть: теперь не только было искусство, признанное креативностью, но и это один было. Когда позже, в конце 20-го века, начало быть обсуждение также креативности в науках и в природе, это было взято в качестве переноса, к наукам и к природе, понятий, которые были надлежащими для искусства.

Термин и понятие

У

древних греков не было соответствия условий, «чтобы создать» или «создатель». Выражение «poiein» («чтобы сделать») было достаточно.

И даже который не был расширен на искусство в целом, но только на poiesis (поэзия) и к poietes (поэт или «производитель»), кто сделал его.

Платон спрашивает в республике, «Скажем мы живописца, что он делает что-то?» и ответы, «Конечно, не, он просто подражает».

Древним грекам понятие о создателе и о креативности подразумевало свободу действия, тогда как понятие греков искусства включило подчинение законам и правилам. Искусство (на греческом языке, «techne») было «созданием из вещей, согласно правилам». Это не содержало креативности, и это будет — с точки зрения греков — плохое положение дел, если это имело.

У

этого понимания искусства была отличная предпосылка: Природа прекрасна и подвергается законам, поэтому человек должен обнаружить ее законы и подчиниться им и не искать свободу, которая отклонит его от того оптимума, которого он может достигнуть. Художник был исследователем, не изобретателем.

Единственное исключение к этим греческим представлениям — большому исключению — было поэзией. Поэт сделал новые вещи — привел новый мир в чувство — в то время как художник просто подражал. И поэт, в отличие от художника, не был связан законами.

Не было никаких условий, соответствующих «креативности» или «создателю», но в действительности поэт, как понимали, был тем, кто создает. И только он был так понят. В музыке не было никакой свободы: мелодии были предписаны, особенно для церемоний и развлечений, и были известны убедительно как «nomoi» («законы»).

В изобразительных искусствах свобода была ограничена пропорциями, которые Polyclitus установил для человеческого тела, и который он назвал «каноном» (значение, «мера»). Платон утверждал в Timaeus, что, чтобы выполнить хорошую работу, нужно рассмотреть вечную модель.

Позже римлянин, Цицерон, написал бы, что искусство охватывает те вещи, «из которых у нас есть знание» («quae sciuntur»).

Поэты видели вещи по-другому. Книга I Одиссеи спрашивает, «Почему запрещают певцу нравиться нам пением, поскольку он сам будет?» У Аристотеля были сомнения относительно того, была ли поэзия имитацией действительности, и относительно того, потребовало ли это приверженности правде: это было, скорее сфера тот, «который не является ни верным, ни ложным».

В Риме частично встряхнулись эти греческие понятия. Гораций написал, что не только поэты, но и живописцы также были наделены правом на привилегию смелости вообще, они желали к («сажают в тюрьму libet audendi»).

В уменьшающийся период старины Филострэтус написал, что «можно обнаружить подобие между поэзией и искусством и найти, что у них есть воображение вместе». Callistratos утверждал, что «Не только искусство поэтов и вдохновленного prosaists, но аналогично руки скульпторов одаренные благословением божественного вдохновения».

Это было чем-то новым: классические греки не применили понятие воображения и вдохновения для изобразительных искусств, но ограничили их поэзией.

Латынь была более богатой, чем греческий язык: это имело термин для «создания» («creatio») и для «создателя» и имело два выражения — «facere» и «creare» — где греческий язык имел, но один, «poiein». Однако, два латинских термина означали почти такую же вещь.

Коренные изменения, однако, произошли в христианский период: «creatio» прибыл, чтобы определять выступление Бога «создания ни от чего» («creatio исключая nihilo»).

«Creatio» таким образом взял различное значение, чем «facere» («чтобы сделать») и прекратил относиться к человеческим функциям.

Как римские официальные данные 6-го века и литератор Кэссайодорус написали, «вещи сделали и создали, отличаются, поскольку мы можем сделать, кто не может создать».

Рядом с этой новой, религиозной интерпретацией выражения, там сохранился древнее представление, что искусство не область креативности. Это замечено в двух ранних и влиятельных христианских писателях, Псеудо-Дионисиусе и Сент-Огастине.

Позже средневековые мужчины, такие как Hraban мавр и Роберт Гроссетест в 13-м веке, думали почти такой же путь.

Средневековье здесь пошло еще больше, чем старина; они не сделали исключения поэзии: это также имело свои правила, было искусством и было поэтому ремеслом и не креативностью.

В современные времена все это изменилось. Мужчины эпохи Возрождения имели смысл своей собственной независимости, свободы и креативности, и стремились высказать это чувство независимости и креативность.

Философ Марсилио Фисино написал, что художник «продумывает» («excogitatio») свои работы; теоретик архитектуры и живописи, Леона Баттисты Альберти, которого он «предопределяет» («preordinazione»); Рафаэль, что он формирует живопись согласно своей идее; Леонардо да Винчи, что он использует «формы, которые не существуют в природе»; Микеланджело, что художник понимает свое видение вместо того, чтобы подражать природе; Джорджио Вазари, та «природа завоевана искусством»; венецианский художественный теоретик, Паоло Пино, та живопись «изобретает то, что не»; Паоло Веронезе, которому живописцы помогают сами теми же самыми привилегиями также, как и поэты и сумасшедшие; Федерико Цуккари (1542–1609), что художник формирует «новый мир, новый рай»; Чезаре Чезариано (1483–1541), что архитекторы – «полубоги». Среди музыкантов фламандский композитор и музыковед Джоханнс Тинкторис (1446–1511) потребовали новинку в том, что композитор сделал и определил композитора как «того, кто производит новые песни».

Еще более решительный были те, кто написал о поэзии: Г.П. Каприано держался (1555) что весны изобретения поэта «ни от чего». Франческо Патрици (1586) рассмотрел поэзию как «беллетристику», «формирование», «преобразование».

Наконец, в конце концов, кто-то рисковал использовать слово, «создание». Он был польским поэтом 17-го века и теоретиком поэзии, Мацеем Казимиерзом Сарбиевским (1595–1640), известный как «последний латинский поэт».

В его трактате, поэзии De perfecta, он не только написал, что поэт «изобретает», «некоторым образом строит», но также и что поэт «создает снова» («de novo, создают»).

Сарбиевский даже добавил: «манерой Бога» («возрастная стадия Dei»).

Сарбиевский, однако, расценил креативность как исключительную привилегию поэзии; креативность не была открыта для визуальных художников.

«Другие искусства просто подражают и копируют, но не создают, потому что они принимают существование материала, из которого они создают или предмета». Уже в конце 17-го века Андре Фелибиан (1619–75) написал бы, что живописец – «так сказать создатель».

Испанский Иезуит Бальтасар Грасиан (1601–58) написал так же как Сарбиевский: «Искусство – завершение природы, поскольку это был второй Создатель…»

К 18-му веку понятие креативности появлялось чаще в теории искусства. Это было связано с понятием воображения, которое было на всех губах. Джозеф Аддисон написал, что у воображения «есть что-то в нем как создание». Вольтер объявил (1740), что «истинный поэт творческий». С обоими этими авторами, однако, это было довольно только сравнением поэта с создателем.

Другие писатели придерживались другого мнения. Дени Дидро чувствовал, что воображение – просто «память о формах и содержании», и «ничего не создает», но только объединяет, увеличивает или уменьшается. Точно в 18-м веке Франция, действительно, идея креативности человека встретилась с сопротивлением.

Чарльз Бэттеукс написал, что «Человеческий разум не может создать, строго говоря; все его продукты имеют клейма своей модели; даже монстры, изобретенные воображением, беспрепятственным согласно законам, могут только быть составлены из частей, взятых от природы».

Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг (1715–47) и Étienne Bonnot de Condillac (1715–80) говорили с подобным эффектом.

У

их сопротивления идее человеческой креативности был тройной источник. Выражение, «создание», было тогда зарезервировано для создания исключая nihilo , который был недоступен человеку. Во-вторых, создание – таинственный акт, и психология Просвещения не допускала тайны.

В-третьих, художники возраста были привязаны к своим правилам, и креативность казалась несовместимой с правилами.

Последнее возражение было самым слабым, поскольку оно уже начинало быть реализованным (например, Houdar de la Motte, 1715), который управляет, в конечном счете человеческое изобретение.

В 19-м веке искусство взяло свою компенсацию за сопротивление предыдущих веков против признания его как креативность. Теперь не только было искусство, расцененное как креативность, но и это один было так расценено.

Когда позже, в конце 20-го века, начало быть обсуждение также креативности в науках (например, Ян Łukasiewicz, 1878–1956) и в природе (например, Анри Бергсон), это обычно бралось в качестве переноса, к наукам и к природе, понятий, надлежащих для искусства.

Начало научных исследований креативности иногда берется в качестве обращения Дж. П. Гилфорда 1950 года к американской Психологической Ассоциации, которая помогла популяризировать предмет.

Другие студенты креативности проявили более прагматический подход, преподавая практические методы креативности. Три из самых известных – «мозговая атака» Алекса Осборна (1950-е, чтобы представить), Теория Генрика Альтшуллера Изобретательного Решения проблем (TRIZ, 1950-е, чтобы представить), и «нестандартное мышление» Эдварда де Боно (1960-е, чтобы представить).

Древняя Греция

3-й век

  • Порфир Новичков графически визуализировал категории понятия Аристотеля.

4-й век Нашей эры

11-й век – 16-й век

13-й век

Приблизительно в 1275, в ранней попытке использовать логичный означает производить знание, Рамон Льюль проектировал метод объединения признаков, отобранных из многих списков, которые он сначала издал полностью в его Ars generalis ultima или Ars Magna (1305). Это используемое понятие структуры формы диаграммы связей.

1470-е

2000-е 1500-х

Не

было никакого реального спроса на такую науку до 19-го века, когда Промышленная революция началась:

Следующий вдоль хода мыслей Миль были:

В начале 20-го века

  • Живописец Пабло Пикассо
  • Художник Марселя Дюшана

1940-е

1950-е

  • Алекс Осборн – Методы сокращения психологической инерции. Работа команды.
  • Генрик Альтшуллер – TRIZ, АРИЗОНА

1960-е

1970-е

1980-е

  • Пол Пэлник – Творческое Сознание самое здоровое настроение. [1981]

1990-е

2000-е (десятилетие)

Недатированный

  • Рассмотренный метод Древовидной диаграммы, полагается на опыт проектировщиков, которые могут быть ограничены определенными областями экспертных знаний, такими как химия или электроника. Таким образом решение, которое могло бы быть более просто и более дешевый магнетизм использования, могло быть пропущено.

Примечания

  • (Прослеживает историю ключевых понятий эстетики, включая искусство, красоту, форму, креативность, mimesis, и эстетический опыт.)
  • Джона Лехрер, вообразите: как креативность работает, 2012.

Источник: http://ru.knowledgr.com/02717565/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Культура Древней Греции: кратко. Особенности культуры Древней Греции

История понятия креативности от Древней Греции до нашего времени

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов – все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура Древней Греции, кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Троянская война относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» – единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Именно в этот период зарождается культура Древней Греции. Краткое сообщение о развитии ее жанров вы сможете прочитать далее.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, ораторское искусство и поэзия – все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой – Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, – период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, – это чернолаковая керамика – очень красивая и стильная посуда, экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы – во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано.

«Илиада» и «Одиссея», наверное, – самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции.

Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя острова Итака в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура Древней Греции, кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники – все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными инструментами художников данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции – кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина – греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, Фалес Милетский и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит – все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло – как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре.

Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет.

Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

пьес было не менее интересным. Ныне известная в Италии комедия масок берет свое начало именно из классического греческого театра. Механизмы, позволяющие двигать декорации с помощью блоков и грузов, назывались «бог из машины», они потрясали зрителей своей необъяснимостью.

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.

Источник: https://FB.ru/article/157841/kultura-drevney-gretsii-kratko-osobennosti-kulturyi-drevney-gretsii

История Древней Греции

История понятия креативности от Древней Греции до нашего времени

Античный мир Греции достиг небывалых для тех времен высот в экономической, социальной, политической и культурной сферах, именно поэтому история Древней Греции играет такую важную роль.

Древняя Греция – это первый этап в истории развития античной цивилизации. Сам термин «античность» в переводе с латинского обозначает «древний». Античный мир – это греко-римский период истории цивилизации и начинается он как раз с развития Древней Греции.

Цивилизацию античного мира отличает возникновение городской гражданской общины. Древнегреческое государство Греция в рамках такой общины называлось полисом.

Полисное государство характеризуется появлением такого понятия как «гражданин» — свободный и независимый член общества, имеющий политические права и гражданские обязанности, уже тогда древние осознавали свои возможности.  Государство выдвигало на первый план интересы общины, но при этом отдельный индивидуум имел все необходимые возможности для личностного развития. Таков был древний мир и так мы сегодня видим Грецию.

Свобода – вот, что отличало полноправного гражданина древнегреческого полиса. В тоже время Греция породила и классическое рабство, куда попадали иноплеменники, лишавшиеся всех прав и главное – свободы.

Античная цивилизация во многом добилась своего процветания благодаря наличию рабского труда.

Так что, не смотря на развитие политического строя и формированию законов для полноценного и гармоничного существования гражданина и государства, античная Греция паразитировала на рабском труде своих пленных.

Периодизация

Историческая эпоха Древней Греции охватывает период конца III тысячелетия до н. э. до конца I в. до н. э. Это больше двух тысяч лет.

Минойский период (Крит):

1)      Раннеминойский период. ХХХ – ХХ вв. до н.э. Возникновение условий для создания цивилизации. Последний этап существования родового строя.

2)      Среднеминойский период. XXII — XVIII вв. до н. э. Зачаточная форма цивилизации на Крите.

3)      Позднеминойский период. ХVII-ХIV вв. до н. э. Расцвет цивилизации на Крите.

Элладийский период (история Балканской Греции):

1)      Раннеэлладский период. XXX—XXI вв. до н. э. Позднеродовая община автохтонного населения на Балканском полуострове.

2)      Среднеэлладский период. ХХ — ХVII вв. до н. э. Разложение первобытнообщинных отношений греков-ахейцев.

3)      Позднеэлладский период – ХVI—ХII вв. до н. э. Существование микенской цивилизации.

Античная цивилизация Древней Греции делится на 4 периода:

1)      Предполисный (гомеровский). XI—IX вв. до н. э. Существование родового строя.

2)      Архаичный. VIII—VI вв. до н. э. Формирование полиса. Зарождение античной цивилизации.

3)      Классический. V—IV вв. до н. э. Расцвет периода греческого полиса и самой античной цивилизации.

4)      Эллинистический. IV—I вв. до н. э. Слияние античного мира с Древним Востоком.

Границы античного мира

Первая европейская цивилизация возникла на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова. Постепенно весь бассейн Эгейского моря был освоен, было заселено все западное побережье Малой Азии.

В архаический период были созданы колонии на Сицилии, в Южной Италии, на побережьях Галлии и Испании. Поселения возникли и на севере Африки, бассейн Черного моря был также прочно обоснован.

Предпосылки становления греческой цивилизации

Как известно, географические предпосылки играют важную роль в формировании цивилизации. В случае с древними греками такую роль сыграло Средиземное море и именно благодаря ему Греция стала известной на весь мир. Мягкий субтропический климат позволил заниматься сельским хозяйством, а плавание по прибрежным водам позволяло разным этническим группам быстро достигать культурного развития.

Греки называли свою страну Элладой.Близость моря и суши позволила грекам добиться успехов в искусстве мореплавания и торговле.

Благодаря покорению морских вод, греки обрели такие черты характера как бесстрашие, предприимчивость, отвага, смелость. Многочисленные путешествия расширяли кругозор греков, позволяли познавать окружающий мир.

Образ такого смелого мореплавателя воспел в своей поэме Гомер, рассказав об умном и смелом Одиссее.

Плодородные земли и мягкий климат позволяли древним грекам получать по два урожая в год, но постоянный рост населения, в конце концов, сказался, что привело в итоге к развитию торговли и ремесел, о чем мы знаем из истории.

Опять же, помогли средиземноморские земли и наличие полезных ископаемых. Медь, гончарная глина, терракота, свинцово-серебряные руды, мрамор, золото – все это давало новые возможности для людей.

Кроме того, продукты сельского хозяйства, такие как лен, шерсть овец – все это тоже было задействовано.

Не смотря на благодатную почву, это отнюдь не означало, что древним грекам все преподносилось на блюдечке даром. Недостаток пресной воды, камни в почве, засухи, сильные морозы ли наоборот – знойная жара – все это побуждало людей искать оптимальные варианты ведения хозяйства, что формировало о греков упорство, предприимчивость, трудолюбие.

На столе древних греков всегда были овечий сыр, виноград, оливки – а это в свою очередь влияло на формирование физического типа тела древнего грека.

В период зарождения Древней Греции каждому эллину приходилось одновременно быть и мореплавателем, и землепашцем, и скотоводом, и рыболовом. Подобные условия жизни требовали от людей быть предприимчивыми, инициативными, готовыми к изучению нового опыта.

Народы и языки

История античного мира началась с четырех племенных групп: ахейцев, дорийцев, ионийцев, эолийцев. За период своего существования они ассимилировались.

Кроме них в Эгеиде жили и такие народности как лелеги, пеласги, карийцы, македоняне, иллирийцы, фракийцы. Этнические различия постепенно стирались и формировали один общегреческий язык, который соединил внутри себя все возможные диалекты.

Цивилизация бронзового века

Это время перехода от первобытнообщинного строя к цивилизации Древней Греции. Первых успехов в развитии достиг Крит. Минойцы, догреческое население Крита, были невысокого роста, с карими глазами и черными кудрявыми волосами. Их язык неизвестен, но это точно был не греческий.

Критяне осваивают производство бронзы, начинают пользоваться гончарным кругом. Кровнородственные связи слабнут, при этом семейные усыпальницы сменяются традиционными сейчас индивидуальными захоронениями. Появляются печати с изображением кораблей. В поселениях начинают строить двух и даже трехэтажные дома из кирпича или камня.

Конец эпохи ранней бронзы был отмечен быстрым ростом населения, появлением социального расслоения, в связи, с чем стали строить стены, а сами дома располагали на холмах для защиты от нападения.

Основной деятельностью остаются земледелие, мореплавание, скотоводство и торговля. Религиозные верования все больше склоняются к объединенным культовым символам и образам божеств, в частности, важную роль стала играть Мать богов.

Эпоха Старых Дворцов

Очаги зарождения государственности на Крите – старые дворцы — появились к 1900 году до н.э.

Такой дворец представлял собой центр, в котором объединялись несколько десятков поселений с царем во главе.

Критское общество придерживается следующей иерархии: аристократия, общинники, ремесленники, мореплаватели, рабы.

Эпоха Новых Дворцов. Расцвет Минойской цивилизации

В 1700 году до н.э. старые дворцы Древней Греции были разрушены мощными землетрясениями, как известно истории. На их руинах древних строят новые дворцы, которые становятся еще больше, монументальнее и роскошнее.

Эпоха Новых Дворцов длится до 1450 года до н.э. Именно в период этой эпохи на Крите формируется единое государство.

Основателем единодержавной монархии с правом наследия царской власти считают Миноса. Наследование велось по мужской линии от старшего сына, от брата к брату.

Форму царской власти, которая распространилась на Крите в те времена, называют теократией – формой монархии, при которой духовная и светская власть сохраняется в руках одного правителя. Царь являлся и жрецом. Считалось, что свою власть он получил от богов и именно он имел право советоваться с Зевсом раз в 10 лет.

На этом история Древней Греции не заканчивается. Но основные положения развития цивилизации мы рассмотрели.

Источник: http://istoria-mira.ru/epoxi/istoriya-drevnej-grecii/

Читать онлайн Психология креативности страница 3. Большая и бесплатная библиотека

История понятия креативности от Древней Греции до нашего времени

* * *

В десяти главах этой книги мы попытались представить обзор современных научных знаний о креативности, чтобы предложить некоторые ответы на эти вопросы. В первой главе излагается история понятия креативности, а также дается ее общепринятое описание и определение.

В следующих четырех главах разрабатывается вопрос о компонентах креативности: связь между уровнем интеллекта и творческими достижениями рассматривается во второй главе, влияние личностных черт, когнитивных стилей и типа мотивации является предметом третьей главы. Четвертая глава посвящена связям между эмоциями и творческими достижениями.

В пятой главе рассматривается влияние разных типов среды (семейной, школьной и пр.) на креативность и обсуждается возможное влияние новых технологий на творческий процесс. В шестой главе описываются различные этапы, из которых состоит творческий процесс, и обсуждается ряд моделей этого процесса.

В седьмой главе рассматривается фундаментальный аспект креативности, а именно ее развитие в детстве и на протяжении всей жизни. Мы разбираемся также в вариативности креативности, особенно в снижении ее уровня, наблюдающемся в некоторых возрастах.

Восьмая глава посвящена спорам между сторонниками идеи общего уровня креативности, который не зависит от области ее проявления, и их противниками, защищающими гипотезу специфичности уровня креативности в зависимости от области проявления (наука, музыка и т. п.). Девятая глава посвящена исследованиям связей между креативностью и психотическими расстройствами.

На основании анализа двух случаев (Оноре де Бальзака и Джона Форбса Нэша) предлагается модель связей между креативностью и психическими расстройствами. В последней, десятой, главе описываются различные измерительные инструменты, позволяющие оценить творческий потенциал человека и уровень его творческой продуктивности.

* * *

Мы хотим искренне поблагодарить за участие в подготовке этой книги Николь Бакри, Жозиану Бертонсини, Асту Георгсдоттир, Жака-Анри Гиньяра, Доминик Гюро, Анну-Ивонну Жаке и Шанталь Пакто.

Глава 1. Концепции креативности

Психология креативности – сложная область исследований. В течение долгого времени к творчеству относились как к чему-то таинственному.

Потребовалась длительная разработка этой проблематики в рамках различных подходов, чтобы прийти к тем представлениям и моделям, которые представлены в данной книге.

В первой главе мы даем исторический обзор, который позволит прояснить современное состояние проблемы креативности.

История понятия креативности от Древней Греции до нашего времени

Согласно некоторым греческим и иудео-христианским древним текстам, дух состоит из двух частей: одна – это резервуар, который божество наполняет вдохновением, другая предназначена для выражения этого вдохновения.

Платон говорил, что поэт может создать лишь то, что желает и на что его вдохновляет муза. Поэт, будучи особым человеком – избранником богов, – выражает полученные от них творческие идеи.

Того же мнения придерживается и Гесиод, который рассказал, как дочери Зевса вручили ему пальмовую ветвь, вдохновив тем самым на божественную песню, которая воздала славу богам (Dacey & Lennon, 1998).

В рассказах более близких нам по времени художников и писателей можно найти ту же мысль. Например, Бетховен сообщал, что во время сочинения он был охвачен “духом”, который диктовал ему музыку. Английский писатель Редьярд Киплинг (Kipling, 1937/1985) говорил о своем знакомом демоне, который жил у него в ручке. Он писал:

“Мой демон был со мной в “Книге джунглей”, “Киме” и обеих книгах о Паке, и я старался ходить осторожно, чтобы он не исчез. Я знаю, что этого не произошло, потому что когда эти книги были закончены, они об этом сообщили сами, подобно удару воды в резко закрытом кране… Когда ваш Демон за работой, не думайте сознательно. Отдайтесь течению, ждите и подчиняйтесь” (р. 162).

С точки зрения мистического подхода вдохновение часто связывается с иррациональным состоянием, сходным с маниакальной эйфорией. Новый взгляд на креативность появился, когда Аристотель выдвинул идею, что вдохновение порождается душой самого человека и последовательностью его умственных ассоциаций, а не божественным вмешательством.

Позже, в результате политического и религиозного давления со стороны Римской империи, а потом феодальной системы и возрастающего влияния церкви в обществе, в западном мире творчеству и его осмыслению уделялось меньше внимания. Возрождение, вернувшись к ценностям греческой цивилизации, характеризовалось возобновлением интереса к искусству, литературе, философии и науке.

Творчество опять стало предметом обсуждений (Albertr & Runco, 1999).

В XVIII веке возникли философские споры о гении, в частности, об истоках творческого гения. Например, Дафф (1767, цит. по: Becker, 1995) отличал творческий гений от таланта, который характеризуется высоким уровнем достижений, но не обязательно оригинальным мышлением.

Согласно его взглядам, творческий гений возникает в результате врожденной способности, которая включает ассоциативное воображение, позволяющее комбинировать и оценивать идеи и эстетические качества, направляющие поиск идей.

Таким образом, постепенно формировалось представление о креативности как особой форме гениальности, отличной от таланта и определяемой генетическими и средовыми факторами (Albert & Runco, 1999). Сверхъестественный аспект креативности постепенно исчез из научного анализа.

В XIX веке все больше авторов поддерживают представление, что гениальность основывается на выдающемся уровне оригинальности, который, в свою очередь, зависит от способности устанавливать ассоциации между идеями. Уильям Джемс (1880, цит. по: Becker, 1995) писал:

“Вместо того чтобы думать о конкретных вещах, терпеливо двигаясь от одной к другой по проторенной колее привычных предположений, мы совершаем резкие скачки и переходы от одной идеи к другой… порождаем невиданные комбинации элементов, тончайшие ассоциации по аналогии; короче говоря, мы погружаемся в бурлящий котел идей… где связь может сформироваться или исчезнуть в мгновение, где нет места однообразной рутине, где единственным законом кажется неожиданность…” (р. 222).

Итак, были поставлены вопросы, которые и по сей день волнуют исследователей. Что такое креативность? Как она проявляется? Каковы свойства творческой личности? Как они функционируют?

Попытки ответить на некоторые из этих вопросов появились в работах Френсиса Гальтона (Galton, 1879, 1883). Гальтон считал, что умственные способности, подобно физическим характеристикам, являются врожденными.

Он проверил эту идею с помощью статистических исследований выдающихся людей, известных благодаря своим работам или оцениваемых обществом как гении. Эта попытка была методологическим новшеством, ее можно рассматривать как начало эмпирических исследований креативности.

Гальтон уделял также особое внимание исследованию и объяснению природы индивидуальных различий, придерживаясь идеи (отличной от идей Платона и своих современников), что имеется плавный переход от нетворческого индивида к гению.

Кроме этого, Гальтон (Galton, 1879) провел исследование на самом себе с помощью интроспекции, записывая все мысли, приходящие ему в голову во время прогулки по Лондону в течение целого дня.

Благодаря этому он обнаружил, что существует последовательность умственных впечатлений: основным источником новых идей являются “умственные объекты”, хранящиеся в “подвале разума” и активизирующиеся благодаря ассоциациям.

“Идеи в сознательном разуме связываются с идеями в бессознательном разуме нитями сходства” (р. 162).

К началу XX века исследованиями креативности занимались многие авторы и целые научные школы. Например, Эдуард Тулуз исследует выдающихся людей, таких как Эмиль Золя и Анри Пуанкаре.

Он изучает различные аспекты (восприятие, память, мышление, личностные особенности) психологического функционирования этих людей для того, чтобы, в частности, выяснить, не связана ли креативность с определенной психологической хрупкостью.

Альфред Бине проводит исследования отдельных случаев в области литературного творчества; он рассматривает творческое мышление на основе ассоциаций как часть интеллекта.

В первой версии шкалы интеллекта, которую он разработал вместе с Симоном (Binet & Simon, 1905), можно найти оригинальные задания, предназначенные для измерения творческого воображения (например, “назовите все круглые предметы”). Чарльз Спирмен (Spearman, 1931) в своей книге о творческом разуме выдвигает предположение, что в основе креативности лежит интеллектуальная способность формировать связи между различными идеями (находить между ними соответствие или сходство).

Основываясь на идее, что креативность вытекает из противоречий между сознанием и неосознаваемыми побуждениями, Фрейд (Freud, 1908/1959) предположил, что художники и писатели творят для того, чтобы выразить свои неосознаваемые желания (любовь, власть и т. д.

) средствами, приемлемыми с точки зрения культуры, т. е. через искусство или литературу. Эти идеи нашли подтверждение в исследованиях биографий знаменитых творцов, например, Леонардо да Винчи.

Под влиянием этих исследований такими авторами, как Крис (Kris, 1952) и Куби (Kubie, 1958), был разработан психодинамический подход к креативности.

Бессознательное рассматривалось как источник особых идей, которые часто выражаются в зашифрованной форме (в образах, метафорах) и трансформируются “вторичными” процессами, ориентированными на реальность (Suler, 1980).

Источник: https://dom-knig.com/read_230998-3

ovdmitjb

Add comment