Irvuz

Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания

1. Основные области практического применения психодиагностики

Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания

Введение в профессию

Тема: психодиагностика в работе практического психолога.

Ведение…………………………………………………………………………………….3

1. Основные области практического применения психодиагностики………………4

1.1. Этические и организационные аспекты психодиагностики…………………..11

2. Использование психодиагностики в процессе психологической помощи…….14

3. Современные проблемы психодиагностики и пути их решения ……………….17

4. Перспективы развития психодиагностики………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………………………24

Список литературы………………………………………………………………………25

Введение

Тема данной работы посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни.

Психодиагностика – это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Современная психодиагностика все шире используется в таких областях

социальной практики, как:

1) расстановка кадров, профотбор и профориентация;

2) прогнозирование социального поведения, например: стабильности брака,

законопослушности;

3) оптимизация обучения и воспитания;

4) консультативная и психотерапевтическая помощь;

5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

6) прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Помимо этого психодиагностические методики это – один из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений. Таким образом, психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических консультаций).

Целью данной работы является изучение и применение психодиагностики в работе практического психолога.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть области практического применения психодиагностики

2. Изучить процесс психодиагностирования в процессе психологической помощи

3. Выявить основные проблемы психодиагностики и найти пути их решения

4. Обозначить перспективы развития практического применения психодиагностики

1. Психодиагностика – основа работы практического психолога

Сфера образования и воспитания (цели оптимизации обучения и воспитания). В основном это детские сады и школы, редко в ВУЗах.

Психодиагност работает по практическому запросу педагога, воспитателя, родителей, администрации, в школах – учеников.

психодиагностической деятельности не зависит от того, кто сформировал запрос. Лишь на этапе интерпретации нужно учитывать, кто сформулировал запрос.

Типовые задачи: можно отнести к двум классам, исходя из функций воспитания и образования. Они взаимосвязаны и переплетены.

Образовательная – познавательная сфера, воспитательная, личностная. Используются методики диагностики, направленные на измерение и оценку когнитивной сферы.

Задачи, относящиеся к воспитательной сфере, решаются с использованием личностных методик. Но такое разделение весьма условно.

Задачи, возникающие в детском саду у психолога:

· контроль за психическим развитием детей, посещающих детский сад

· проблемы с трудными детьми

Задачи, возникающие в школе у психолога:

I. – задача определение психологической готовности ребенка к школе (используются и когнитивные и личностные психодиагностические методики), или определение “школьной зрелости” (это характеристика детей, поступающих в школу). Насколько развитие психики соответствует школьным требованиям, насколько ребенок готов к школе? Если ребенок не готов, то возникает школьная дезадаптация.

Нужно выявлять тех, кто по психологическим параметрам не готов к школьным требованиям.

По критериям психологической готовности проводится отбор в элитные школы. Программы обучения более сложные.

В обычных школах – несколько причин:

– принимают в школу с весны, чтобы вовремя выявить неготовых детей, есть время позаниматься и подготовить детей к сентябрю. С помощью специальных развивающих игр уровень психологической готовности поднимается до нужного.

– информация о неготовом к школе ребенку сообщается родителям. Сами родители занимаются с детьми, также можно воспользоваться помощью психологов, учителей.

Важно заранее предупредить родителей.

– информация сообщается будущему учителю, который будет использовать определенный подход к неготовым ученикам и будет в состоянии им помочь.

Для диагностики психической готовности разработано много программ и методик.

Они должны выявить необходимое и достаточное в психическом развитии, чтобы ребенок включился в учебную деятельность. Хороши компактные, кратковременные программы, которые диагносцируют все основное.

Выделяются 4 основные сферы:

1. мотивационно-потребностная сфера (есть ли учебная мотивация?).

2. интеллектуальная сфера

o уровень развития наглядно-образного мышления должен быть достаточно высоким

o также оценивается вербально-логическое мышление, которое находится в зачаточном состоянии.

3. речевая сфера. Оценивается сформированность речи

4. оценивается сфера произвольности, волевая сфера. Насколько ребенок в состоянии подчиняться командам взрослого и собственным командам.

5. уровень развития тонких мышц руки, тонкая моторика.

II. С помощью диагностики когнитивной сферы выясняются следующие задачи:

а) контроль за успешностью интеллектуального развития детей. Один раз в год проводится диагностика интеллектуальной сферы в школе.

б) выяснение причин школьной неуспеваемости

в) выявление детей, нуждающихся в коррекции умственного развития

г) отбор в спецклассы и спецшколы

д) для оценки эффективности учебных программ и методов обучения

Оценка интеллектуального развития школьников, обучающихся по новым программам.

е) эффективность работы разных учителей

ж) оценка эффективности работы разных школ (оценивается интеллектуальное развитие учеников)

III. Задачи, которые решаются методами личностной диагностики

1. проблемы трудных детей (мешают учителям, другим ученикам)

2. личные проблемы самих школьников, старшеклассников (школьные страхи, повышенная тревожность)

3. для оценки эффективности личностного развития школьника

IV. Профориентационная диагностика

V. Задачи, связанные с диагностикой межличностных отношений (социально-психологическая диагностика)

· психологический климат в педагогическом коллективе

· учителей и учеников

· учителя и родители

· внутриученический коллектив

2. Использование диагностики в трудовой и профессиональной деятельности

1) для профотбора

2) для организации профессионального обучения

3) для профессионального консультирования

Психологическая готовность к профессии или профессиональная пригодность.

Профессиональная пригодность (К.М.Гуревич) – это свойство личности, о которой можно судить по:

· успешности овладения профессией

· по степени удовлетворенности человека своим трудом

По ним можно судить, является ли человек профессионалом в своей деятельности.

Важно знать получится ли из этого кандидата профессионал?

Из каждого ли кандидата на работу вырастет профессионал?

I. Важным условием является интерес к профессиональной деятельности, желание работать, положительная мотивация.

II. Достаточно ли лишь сильного желания?

Все профессии делятся на две категории:

1) С абсолютной профессиональной пригодностью – не все люди пригодны. Те, у которых есть специальные природные задатки: анатомические, физиологические, психофизиологические.

Анатомические – строение тела, конституция (профессиональные танцоры, художественная гимнастика).

Физиологические – чувствительность разных анализаторных систем (дегустатор, создание духов).

Психофизиологические – проявление основных свойств нервной системы: люди со слабой нервной системой не переносят экстремальных ситуаций, и поэтому не должны допускаться на такие профессии, как: летчики, высотники, космонавты, операторы сложных энергосистем.

Есть определенный круг профессий, где важны природные задатки. Необходим профессиональный отбор с помощью методов диагностики.

2) С относительно профессиональной пригодностью – нет особых противопоказаний для профессионализма. На базе любой индивидуальности может сформироваться профессионал (не зависимо от свои особенностей), профотбор проводиться не должен. Желание работать определяет уровень активности человека.

Диагностика нужна:

– для сообщения результатов обследования испытуемого (насколько психологические особенности соответствуют требованиям профессии).

Тогда человек будет осознанно формировать профпригодность (развивать нужные качества, вырабатывать особые способы выполнения трудовой деятельности, соответствующие его особенностям).

Источник: https://mirznanii.com/a/202503/psikhodiagnostika-v-rabote-prakticheskogo-psikhologa

9 Основные области практического применения психодиагностики

Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания

II. Основные области практического использования психологической диагностики

2.1. Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания

Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения практических задач, возникающих в учреждениях образования. Основные практические задачи следующие:

1. Диагностика психологической готовности к обучению в школе.

2. Контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся.

3. Выявление причин неуспеваемости, трудностей в учебной деятельности.

4. Выявление учащихся, с которыми необходимо проводить коррекционную работу, направленную на повышение уровня умственного развития.

5. Отбор в специальные классы и школы (с углубленным изучением некоторых предметов).

6. Оценка программ и методов обучения, степени и характера их влияния на умственное развитие учащихся.

7. Оценка эффективности работы школы, преподавателей.

8. Решение проблем так называемых трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.).

9. Решение разнообразных проблем межличностного взаимодействия (нарушенный социально-психологический климат в коллективе, конфликтные отношения между учащимися и учителями, отсутствие нормального взаимодействия среди учеников и пр.).

2.2. Использование психодиагностики в медицинских учреждениях

Главной чертой психодиагностического обследования пациентов клиники является значительная роль, которую играют малоформализованные методы диагностики – наблюдение и беседа.

2.3. Использование психодиагностики в психологическом консультировании

Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана с проведением диагностического обследования, на основе которого затем будет составлена программа помощи. Речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимися с какими-либо трудностями и проблемами психологического плана, например:

– детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи, агрессия и пр.);

– учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение);

– взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).

2.4. Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности

– организация профессионального обучения;

Для решения этих задач необходимо научное представление о психологической категории «психологическая пригодность к профессии».

Психологическая пригодность к профессии – это соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии, которое формируется в процессе профессиональной деятельности и определяется наличием комплекса профессионально важных качеств индивида, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности (К.М. Гуревич).

Профессиональный отбор. В этой связи К.М. Гуревич предложил выделить два типа профессий.

Первый тип – с абсолютной профессиональной пригодностью. Эти деятельности требуют важных индивидуальных черт, имеющих природное происхождение (задатков). К ним можно отнеси профессии в области искусства и такие, где нужна специальная выраженность свойств нервной системы.

Профессионально важные качества в такой работе носят некомпенсируемый характер, поэтому для них необходим профессиональный отбор кандидатов, которые обладают нужными природными свойствами.

По отношению к профессиям первого типа основное назначение психодиагностики – профессиональный отбор.

Профессии второго типа – с относительной профессиональной пригодностью. Они не ставят для желающих работать в них индивидов непреодолимых преград ( в виде особых природных качеств).

Пригодность к профессиям второго типа может быть сформирована у любого человека на базе разнообразных индивидуальных черт. Поэтому отбор здесь не нужен.

Психодиагностика по отношению к работающим в этих профессиях нужна для выявления и оценки степени сформированности профессиональных качеств, требующих для эффективной работы в данной сфере деятельности.

Диагностика проводится в этом случае для того, чтобы помочь индивиду сформировать свою профессиональную пригодность, а также свой индивидуальный стиль деятельности, который помог бы ему овладеть профессией, преодолеть функциональные ограничения, которые обнаружились в результате психодиагностики.

Профориентация и профконсультирование проводится в том случае, когда перед человеком стоит проблема выбора профессии. При этом психодиагностика предоставляет следующие возможности:

1) обсуждение некоторых параметров индивидуальных с точки зрения наличия и уровня развития у человека необходимых и полезных для избираемой профессии способностей;

– уровня и характера осведомленности индивида;

– особенности его социального окружения (в частности, профессиональную принадлежность близких людей);

– планов родителей относительно профессионального будущего их ребенка и др.

Роль психодиагностики в этой сфере меняется в зависимости от типа профессии, но является обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию – помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

Больше информации по теме: http://www.studfiles.ru

Источник: http://mymylife.ru/psikhologiya/psikhologiya-obshchaya/72505-9-osnovnye-oblasti-prakticheskogo-primeneniya-psikhodiagnostiki

ovdmitjb

Add comment