Irvuz

Интересы в подростковом возрасте

Увлечения подростков

Интересы в подростковом возрасте

В подростковый период дети обладают гипертрофированной потребностью в самостоятельности, и эта самая самостоятельность выражается прежде всего в стремлении к освобождению от опеки и контроля, т. е. к эмансипации от взрослых.

Подростковая самостоятельность проявляется в разнообразных увлечениях. Они могут как поглощать ребёнка полностью, так и резко изменяться. Напомню, что в данный период развития поведение, увлечения и личность подростка противоречивы. Ребёнок мечется, он хочет понять себя и открыть в себе новые черты, определить свои увлечения.

Психологи говорят, что в этот период «подросток без увлечений подобен детству без игр».

Виды увлечений подростков

  • Отдельные виды могут быть связаны с учебной деятельностью, т. е. интеллектуальные увлечения. Ребёнок может увлечься предметом, который станет деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. Безусловно, помощь в этом ему окажут любимые учителя, он охотно будет участвовать в предметных олимпиадах и конкурсах. Но, к сожалению, сейчас это встречается всё реже и реже.
  • Первенство берут компьютерные увлечения и виртуальное общение. Дети получают информацию, мягко говоря, не слишком содержательную, без критической переработки. Вся информация усваивается на поверхностном уровне и остаётся в сознании в её детском понимании. Контроль родителей и анализ крайне необходим.
  • Спортивные увлечения в настоящее время занимают достойное место. Дети хотят укрепить физическую силу и выносливость, приобрести интересующие их спортивные навыки. Например, мальчики тянутся к футболу и единоборствам, девочки – к танцам и гимнастике. Это важно и полезно во всех отношениях.
  • Накопительные увлечения связаны с коллекционированием. Познавательная потребность, склонность к накоплению материала вызывают желание заниматься коллекционированием. Это могут быть марки, старинные монеты, наклейки, составление видиотек и т. д.
  • Творческие увлечения: участие в художественной самодеятельности, игра на музыкальных инструментах, написание текстов и стихов, изучение редких иностранных языков, увлечечение старинными видами творчества и т. д. Этим они стремятся познать не только что-то новое, но и укрепиться в собственной оригинальности, привлечь к себе внимание сверстников и продемонстрировать свои успехи.
  • Увлечения, связанные с желанием следовать подростковой моде. Например, пирсинг или нанесение татуировок. Это вызывает оправданное беспокойство у родителей, так как опасно для здоровья.
  • Увлечение субкультурой (часть культуры общества, как правило, принесенная извне, отличающаяся в основном своим поведением, одеждой, системой ценностей и языком). Эти сообщества стремятся к изоляции и замкнутости, выражают свой протест нормам и традиционным ценностям общества. Вот тут родителям необходимо проявить особое внимание (если ребенок попадет к готам или скинхедам), чтобы оградить от сомнительных групп.

«Прописные истины» для родителей

  1. Помнить, что подростковый возраст – один из сложнейших периодов в жизни ребёнка. Они эгоистичны, готовы на самопожертвование, склонны к слепому подчинению лидеру или готовы бунтовать против малейшего давления извне, непостоянны и противоречивы.

  2. Необходим постоянный родительский контроль, но не жёсткий и тотальный, а демократичный и последовательный.
  3. Не забывать ценить самостоятельность и дисциплинированность ребёнка, предоставляя ему право принимать собственные решения в отдельных областях жизни.

  4. Интересоваться, направлять и поощрять положительные увлечения и интересы.
  5. Помогать развивать способности и талант – это поможет подростку определиться в своих увлечениях.
  6. Теплые чувства, разумная забота, участие в жизни ребёнка способствуют сближению и доверию обеих сторон.

  7. Ожидания родителей от успехов детей в любой сфере увлечений должны быть адекватными возможностям ребёнка.
  8. Не навязывать свои идеи интересов, а руководствоваться желаниями и способностями подростка.

  9. Если ребёнок попал под влияние подозрительной субкультуры, первоначально изучите информацию об этой группе (в интернете её очень много) и без паники, без криков и угроз объясните, к чему это может привести. Сразу замечу, что процесс объяснения и переубеждения будет сложным и длительным.

В заключение

Уважаемые родители, я сочувствую и понимаю, насколько сложно воспитывать ребёнка в подростковом возрасте, как трудно уберечь его от излишеств и жизненных соблазнов, направить по правильному пути развития. Но для того мы и родители, чтобы оберегать, направлять, корректировать, понимать и любить своего ребёнка, не допускать серьёзных ошибок на его пока ещё маленьком жизненном пути.

Источник: https://sherbakova.com/uvlecheniya-podrostkov/

Интересы подростков: выявление склонностей, направления интересов и проблемы

Интересы в подростковом возрасте

Интересы подростков могут быть разнообразны. Когда человек растет, ему интересно попробовать себя буквально во всем. Подросток может стремиться к творчеству, точным наукам или же пытаться достичь каких-либо успехов в спорте. Родители в это время не должны ограничивать ребенка, они могут только задавать вектор развития. Какие же бывают интересы у подростков? Об этом читайте ниже.

Музыка

Вы умеете играть на гитаре или пианино? По статистике, каждый третий ребенок ходит в музыкальную школу. Следовательно, большинство взрослых если не играют профессионально, то хотя бы умеют держать в руках один из музыкальных инструментов. Интерес подростков к музыке необычаен. Ритмы притягивают и будоражат кровь.

Если ваш ребенок не увлекается музыкой, то, вероятно, он является фанатом современной российской или зарубежной группы. Лишь для немногих музыка становится тем занятием, которым человек зарабатывает себе на жизнь. Для большинства этот интерес быстро гаснет. Но любовь к хорошей музыке останется навсегда.

Так что если ваш ребенок неожиданно заявляет вам, что хочет записаться в музыкальную школу или же пойти к репетитору, не отговаривайте его.

Выявление интересов подростков – это сложное занятие. Поэтому, если желание ребенка безвредное и тем более благое, пусть он занимается. Увлечение музыкой помогает выработать терпение, усидчивость, развивает ловкость рук и помогает ребенку научиться работать в команде.

Диагностика интересов подростков проводится врачами-психотерапевтами. Также помочь выявить склонности могут консультанты. Но в нашей стране не принято обращаться за помощью к профессионалам, когда речь идет о выборе хобби. Многие родители не берут в расчет интересы подростков, когда тот подает заявление в вуз. Не зря появилось мнение, что первое образование люди получают для родителей.

А к чему же действительно может тянуть подростка? Магический мир кино зачаровывает многих. Подростки могут проводить много времени сидя перед голубым экраном. И если взрослые обычно знают, что хотят посмотреть, то подростки обычно смотрят все подряд. Такое увлечение многие родители не одобряют. Они говорят ребенку, что тот тратит время зря.

Но на самом деле благодаря фильмам подростки познают мир. Современная молодежь быстро перенасыщается классикой, поэтому зачастую смотрит что-то психоделическое. Благодаря этому подростки могут смотреть на жизнь под разными углами. Некоторые молодые люди даже связывают свою жизнь с киноиндустрией.

Они идут учиться на актеров, режиссеров, свето- или звукооператоров.

Танцы

Многие родители сначала водят детей на всевозможные кружки, а затем пытаются формировать у них другие интересы. Подростки не могут понять логики таких действий. Практически всех девочек в детстве отдавали на танцы или на гимнастику.

В подростковом возрасте желание танцевать у человека могло вернуться. Но родители начинают отговаривать. Они утверждают, что все это несерьезно, что на жизнь танцами не заработаешь. На самом деле такая позиция в корне неверна. Если у ребенка есть талант и желание, то не мешайте ему заниматься танцами. Хочет девочка танцевать – пусть учится. Ничего плохого в этом нет.

Даже если подросток выберет себе профессию, связанную с танцами, это будет не критично. Сегодня на танцоров большой спрос в различных фитнес-клубах. Поэтому хорошо пристроиться можно даже без большого таланта.

Если же объективно посмотреть на занятие танцами, то можно сказать, что у человека формируется выносливость, развиваются мышцы, улучшается здоровье и физическая форма.

Дизайн

Подростковые интересы часто следуют модным тенденциям. Поэтому каждый второй ребенок стремится заняться чем-то не только увлекательным, но и, по его мнению, востребованным.

В такой ситуации часто выбор падает на дизайн. Рисовать от руки получается не у каждого, а вот создавать на компьютере буклеты и визитки – это не так сложно.

Тем более подобное хобби может приносить школьникам доход.

Увлечение дизайном начинается у тех, чьи творческие способности поддерживают учителя или родители. Чтобы не загубить талант ребенка, вам нужно время от времени поощрять результаты его деятельности. Хвалите работы и говорите своему чаду, что вы гордитесь его творчеством.

Родители должны понимать, что человек, который одарен в той или иной сфере, не достигнет больших успехов только благодаря своему интересу и упорству. В любом деле нужно найти хороших учителей. Поэтому, если ваш ребенок хорошо рисует, отдайте его в художественную школу или же на курсы при университете.

Такие занятия помогут подростку познакомиться с дизайном поближе.

Спорт

Склонности и интересы подростков часто имеют агрессивный характер. Если вы заметили, что ребенок не находит выхода своей энергии и поэтому часто дерется с одноклассниками, отдайте его в секцию борьбы. Не переживайте, навыки, полученные на кружке, не усугубят ситуацию.

На всех уроках боевого искусства большую роль играет моральная подготовка. Тренеры рассказывают своим подопечным о том, что нельзя обижать тех, кто слабее. Подросток сможет выплеснуть энергию и научится драться.

А главное, ваше чадо будет радо тому, что вы не осуждаете его характер, а помогаете найти себя.

Увлечение спортом характерно для многих подростков. Многие ребята прокладывают себе дорогу к Олимпу с детства. Если ребенок в подростковом возрасте не бросит спорт, значит, его увлечение останется с ним на всю жизнь, а может, даже станет профессией. Девочке-подростку может показаться глупой идея бросать гимнастику, если она отдала этому увлечению большую часть своей жизни.

Программирование

Цифровые технологии правят миром. Неудивительно, что многие мальчики проводят за компьютером много времени. Подростки обсуждают компьютеры, активно и с интересом изучают их устройство. Порой парни знают содержимое своего ноутбука лучше, чем их родители. Развитие интересов у подростков происходит постепенно.

Сначала в доме появляется компьютер, потом он становится неотъемлемой частью жизни, и потом ребенок погружается в виртуальный мир. В такие моменты родители должны контролировать занятия своего ребенка. Одно дело, когда чадо будет учиться программированию, а совсем другое, когда ребенок просиживает все свое свободное время в социальных сетях.

Изучение основ программирования поможет школьнику в будущем. Возможно, подросток даже решит связать со своим хобби будущую работу.

Чем занимаются вечером ваши дети? Они играют в настольные игры? Этот интерес обязательно следует поощрять. Ребенок сможет многому научиться, играя в «Алис» или «Манчкина». Эти игры помогают развивать логику, учат отстаивать свое мнение и чувствовать себя комфортно в любой компании. Не отказывайтесь поиграть со своим чадом. Пусть ребенок объяснит вам правила игры.

Формирование склонностей

Родители считают, что интересы их детей формируются сами собой. Конечно, это не так. На развитие склонностей и интересов влияют следующие факторы.

  • Мотивация и кумиры. Если у подростка есть любимый герой, неважно, какой – вымышленный или настоящий, ребенок невольно будет желать скопировать его образ. Так что, если любимый персонаж вашего сына – это известный футболист, неудивительно, что чадо захочет бегать по полю за мячом. Если же девочке будет нравиться известная супермодель, нечего удивляться, что ребенок тоже захочет позировать перед камерами. Учите детей равняться на тех, кто действительно этого достоин.
  • Получается то, что делаешь. Ребенок может любить музыку по той причине, что он ей занимается на протяжении 8 лет. Естественно, то дело, которым человек горит, у него будет получаться хорошо. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо в чем-то разбирался, занимайтесь с ним этим предметом минимум 8 часов в неделю.
  • Мода. Перемены в мире отражаются на интересах ребенка. Если сегодня в моде спорт, значит, подросток будет ходить в спортзал. А если завтра журналы расскажут, что модно читать, ребенок сядет за книги.
  • Поддержка. Подросток может этого и не признавать, но мнение родителей и учителей играет в формировании его картины мира не последнюю роль. Так что если вы будете поддерживать свое чадо, скажем, за успехи в истории, то именно этот предмет подросток будет учить лучше других.

Как определиться с профессией

Даже если у подростка есть ярко выраженные склонности, не факт, что он захочет связать с этими своими интересами свою жизнь. А как же следует выбирать будущую профессию? Нужно обратить внимание на три составляющих, которые помогут принять правильное решение.

  • Хочу. Каждый человек, сколько бы ему лет ни было, должен отдавать себе отчет в том, чего он хочет. Сначала выясните ту область, которой подросток готов посвятить жизнь. Например, ребенок может хотеть спасать человеческие жизни или же помогать бездомным животным. Конечно, не все могут так ясно сформулировать свои желания. Некоторые могут хотеть жить со свободным графиком и заниматься искусством.
  • Могу. На этом этапе ребенок должен понять, что он может предложить миру. Например, подросток может иметь хорошие оценки по биологии и химии, а значит, он сможет поступить в медицинский институт. Или же ребенок может неплохо рисовать, тогда ему открыта дорога в дизайн.
  • Надо. И последняя составляющая, которую нужно обязательно брать в расчет, – это то, что сегодня нужно миру. Экономистов и юристов сейчас столько, что даже способные индивиды вынуждены работать в магазинах. Поэтому следует дважды подумать, прежде чем подавать документы на самые востребованные специальности.

Опасные интересы

Но не всегда подростки живут счастливой жизнью. Иногда ребенок может пойти по наклонной. Особенности интересов подростков зависят от среды, в которой ребенок живет. Дети, которые выросли в неблагополучных семьях, редко задавались вопросом о своем месте в этом мире. Они просто хотели выжить. Поэтому им приходилось воровать, драться и бороться за свое существование.

Но плохая компания или друзья, которые подбивают ребенка на необдуманные поступки, могут загубить ему жизнь. Алкоголь, наркотики и ранняя беременность – это то, что случается с не обремененными никакими интересами подростками. Проблемы могут быть даже у тех, кто вырос в благополучной семье. Если вы хотите вырастить здорового ребенка, постарайтесь найти ему занятие по душе.

Источник: https://FB.ru/article/380286/interesyi-podrostkov-vyiyavlenie-sklonnostey-napravleniya-interesov-i-problemyi

Психология подростков 14 16 лет – что надо знать родителям

Интересы в подростковом возрасте

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём.

Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность.

Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде.

У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления

  1. Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
  2. Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
  3. Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок — от 11 до 14 лет.

  4. И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.

  5. Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.

    Психология подростков — основные моменты

Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.

В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.

Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.

Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом.

В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права.

Следствием чего становится проявление двух противоречий –  принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.

Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос.

У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии.

Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.

Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него.

Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал.

Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.

Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.

Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.

В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег.

Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены.

Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.

В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.

Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-detej-14-16.html

2.4.4, Развитие интересов в подростковом возрасте

Интересы в подростковом возрасте

Л.С.Выготскийподробно рассматривал проблему интересовв переходном возрасте, называя ее “ключомко всей проблеме психологическогоразвития подростка”.

Он писал, чтовсе психологические функции человекана каждой ступени развития, в том числеи в подростковом возрасте, действуютне бессистемно, не автоматически и неслучайно, а в определенной системе,направляемые конкретными, отложившимисяв личности стремлениями, влечениями иинтересами.

В подростковом возрасте,подчеркивал Л.С.Выготский, имеет местопериод разрушения и отмирания старыхинтересов и период созревания новойбиологической основы, на которойвпоследствии развиваются новые интересы.

Если в начале фаза развития интересовстоит под знаком романтических стремлений,то конец фазы знаменуется реалистическими практическим выбором одного наиболееустойчивого интереса, большей частьюнепосредственно связанного с основнойжизненной линией, избираемой подростком.

Л.С.Выготскийперечислил несколько основных группнаиболее ярких интересов подростков,которые он назвал доминантами.

Это”эгоцентрическая доминанта”(интерес подростка к собственнойличности), “доминанта дали” (установкаподростка на обширные, большие масштабы,которые для него гораздо более субъективноприемлемы, чем ближние, текущие,сегодняшние), “доминанта усилия”(тяга подростка к сопротивлению,преодолению, к волевым напряжениям,которые иногда проявляются в упрямстве,хулиганстве, борьбе против воспитательногоавторитета, протесте и других негативныхпроявлениях), “доминанта романтики”(стремление подростка к неизвестному,

рискованному, кприключениям, к героизму).

Важное значениев жизни подростка занимает познавательныйинтерес. В исследованиях Г.И.Щукинойвыделены следующие показатели широкогопознавательного интереса:

1) стремление к решению поисковых познавательныхзадач;

2) личностноеотношение к деятельности;

3) стремлениевыйти за пределы программы в избраннойобласти;

4) начитанность,довольно широкий кругозор;

5) активность,пытливость, любознательность.

Широкийпознавательный интерес – ценнейшееобразование личности подростка, однаковажно чтобы он не был поверхностным. Вкачестве основных особенностейстержневого интереса можно выделить:относительно большую нацеленность иболее узкую локальность предметнойнаправленности; высокую активность ипрактическую действенность; теснуюсвязь со склонностью учащегося.

2.5.1. Развитие эмоциональности подростка

Развитиеэмоциональности в подростковом возрастетак же, как и другие психические процессы,подчиняется определенным закономерностям.

ИсследованияГенри Дюпона показали, что в отроческомвозрасте начинается психологическаястадия развития эмоций, т.е.

поиск себя,своего отличия от других людей, приводящийк тому, что детские классификации людейпо полу, возрасту, групповой принадлежностии любимым способам проведения досугасменяются более психологичными,многофакторными классификациями,имеющими сильную эмоциональную окраску:смелость, честность, преданность,доброта, дружелюбие, талантливость,независимость, оригинальность. Нетконца психологическим меркам, которыеподростки прикладывают к себе и к другимлюдям в поисках собственной идентичностии уникальности. Результаты этих стихийныхпсихологических исследований себя идругих людей систематизируются впредставлениях подростков о ценностях,идеалах, о собственном жизненном стиле,социальных ролях, поведенческих кодах.

Все эти представленияподростку еще предстоит “испытатьна прочность” – проверить в условияхреальной жизни, скоординировать сценностями семейными, групповыми,социальными.

Негативизм асоциальная,или антисоциальная реакция нарассогласование личных и общественноодобряемых ценностей – или адаптациясобственных взглядов на жизнь применительнок реальным условиям этой жизни – таковынаиболее распространенные вариантызавершения психологической стадииэмоционального развития. Огромноеколичество людей остается на этой стадиибытового психологизирования всю жизнь.

Следующая стадия- стадияавтономии эмоций,возникающая в тех случаях, когдастолкновение ценностей, вырабатываемыхсамим подростком, и ценностей егосоциального окружения приводит кпоявлению у подростка позиции человека,отвечающего за свою судьбу.

Давлениевнешних обстоятельств такой человекосознает, но не реагирует на него ничисто негативистически, ни чистоадаптивно.

Главной движущей силойразвития такой личности становятсяпроцессы самоопределения, направленныена минимализацию конфликта междусобственными, внутренними и внешненавязываемыми ценностями и целями засчет преобразования и тех и других.

Сточки зрениядругого исследователя – Х.Ремшмидта, вподростковом возрасте встречается тритипа эмоционального реагирования:

1. Эмоциональнаянеустойчивость. В эмоциональной сфереещесохраняется значительнаянеуверенность относительно выбора формповедения. Новые чувства ужевозникли, но еще не обрелиадекватныхспособов выражения илиточек приложения.

Мотивационнаяситуацияхарактеризуется, с однойстороны, стремлением к самостоятельностиисамоуважению, а с другой – столкновениемс регламентацией и ожиданиямиокружающих.

Это противоречие втягивает подростков в конфликт, которыйможет вызывать весьма изменчивые, импульсивные, струдом предсказуемыеэмоции.

2. Нападение или отступление. Описанная ситуация можетспособствовать как агрессивномуповедению, так и тенденции избежатьстолкновения.

Первоепроявляется в несогласии с существующимпорядком,в противодействии законами правилам социального окружения.

Уотступлениятакже может бытьоппозиционный характер, когда возникаетстремление неиметь больше ничегообщего с миром взрослых. Однако встречается иразочарованный уход в самого себя,обусловленный чувством непонятости.

3. Идеализм. Неумение критично взглянуть на окружающуюдействительность и вследствие этого видение только какой-тоодной,желательной стороны этого мира.Порождает обычно возвышенные,радужныеэмоции. Наибольшую трудностьпреодоления идеалистической точкизрениявызывает переход к адекватномувидению, а не к выбору другой “сторонымедали”- негативизма.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2899163/page:5/

ovdmitjb

Add comment