Irvuz

Интеллект в жизненных процессах человека

Содержание

Что такое интеллект – подбор определений и пояснение

Интеллект в жизненных процессах человека

Говоря об интеллекте, многие до конца не понимают, что скрывается под этим словом. А значение слова интеллект имеет широкое определение.

Интеллект – это обобщение способностей человека, раскрывающихся в обучении, понимании и возможности разбираться и решать сложившиеся ситуации. Интеллект объединяет в себе всевозможные подразделения обучения:

  • Вообразительные способности.
  • Прогнозирование событий.
  • Умение воспринимать информацию.
  • Анализ ощущений.
  • Распознавание и градация эмоций.
  • Возможность запоминать и воспроизводить информацию, то есть функции памяти.
  • Мыслительные способности.
  • Умение представить решение и развитие ситуации.

Интеллект – это психологическая способность любого человека для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект – это все умственные способности человека.

Интеллект – это мыслительные способности каждого отдельно взятого индивида.

Интеллект – это изначальная умственная составляющая у человека, которая определяет его род деятельности.

Интеллект – это способность, основанная на сознательном приспособлении к сложившимся ситуациям.

Интеллект – это рассудок, понятие, восприятие и ощущения, понимание.

Интеллект – это умение планировать и координировать, заниматься организацией и контролем собственного поведения и действий для достижения цели. Все действия учитывают истинные положения, а результат нацелен на получение блага.

Интеллект – это способность к обучению.

Интеллект – это понимание сути проблемы и умение составить решение при этом спрогнозировать результат и реакции окружающих на это решение.

Все эти определения будут верны.

Параметры интеллекта, отличающие человека от других живых существ:

  • Объем памяти для постоянной работы,
  • Способность анализировать и прогнозировать события,
  • Орудие деятельности – логика,
  • Многоуровневый отбор и сортировка информации,
  • Сознание, понимание событий,
  • Умение сосредоточить внимание,
  • Обширный словарный запас,
  • Усидчивость,
  • Память, способность запоминать и воспроизводить информацию.

Интеллект имеет следующие качества:

  1. Пытливость.
  2. Глубину ума.
  3. Гибкость умственных способностей.
  4. Подвижность ума.
  5. Логическое мышление.
  6. Доказательства.

Данные качества можно расшифровать следующим образом:

  • Любопытство и заинтересованность – желание познавать явления окружающей среды с разных сторон.
  • Глубокий ум – умение проводить параллели и отделять главенствующие факторы от второстепенных, необходимые действия от случайных событий.
  • Гибкость ума – умение в свободной форме применять имеющийся жизненный опыт, не только свой, но и умение учиться на чужих ошибках, способность извлекать выгоду из ситуаций. Оперативно исследовать и применять предметы в новых ситуациях.
  • Подвижность ума – способность разрушать шаблонное мышление, выходить из зоны собственного комфорта.
  • Логическое мышление – соблюдение строгой последовательности в рассуждениях, учитывая всю имеющуюся информацию и используя только главенствующие факторы в сложившейся ситуации. Это говорит о том, что рассматривается только исследуемый объект с возможным учетом всех взаимосвязей с ним.
  • Доказательства – применение факторов и закономерностей, которые направлены на убеждение собеседника в правильности ваших рассуждений и сделанных вами выводов.
  • Критическое мышление – строгая оценка результатов мыслительного процесса, критиковать умозаключения, без сожаления отказываться от вариантов решения неприемлемых к ситуации. Умение отказаться от действий, если они идут против поставленной задачи.
  • Обширность мыслительных процессов – умение охватить вопрос целиком, со всеми вытекающими последствиями. При этом без потери изначальных данных для решения поставленной задачи, способность увидеть разные варианты для разрешения ситуации.

Виды интеллекта

Вербальный интеллект, ему отводится роль отвечать за основные процессы: письменность (умение писать), чтение, речь и общение. Вербальный интеллект развивается следующим образом:

  • Изучение иностранных языков,
  • Чтение книг различных жанров и содержания,
  • Общение с другими людьми.

Логический интеллект отвечает за умение считать, рассуждать, умение логически мыслить. Развивать можно при помощи:

  • Решение математический задач,
  • Решение ситуационных задач,
  • Построение логических цепочек для разрешения ситуации,
  • Решение головоломок,
  • Решение ребусов,
  • Отгадывание кроссвордов.

Пространственный интеллект – это всё, что связано с визуализацией. Создание каких-либо образов, манипулирование свои воображением. Для развития необходимо:

  • Самовыражение посредством творчества: написание картин, раскраски, лепка.
  • Решение задач с поиском выхода.
  • Расширение кругозора,
  • Совершенствование навыка отслеживания чего-либо.

Физический интеллект отвечает за ловкость, координацию движений, мелкой и крупной моторики. Развивается при помощи:

  • Занятий спортом,
  • Хореография,
  • Йога,
  • Физические нагрузки: аэробика, гимнастика.

Музыкальный интеллект заключает в себе понимание музыкальных произведение, умение прочувствовать ритм, ощущать его. Развить можно при помощи:

  • Прослушивания музыки разных направлений и стилей,
  • Танцевальные кружки – обучение танцам,
  • Хоровое или сольное пение,
  • Обучение игре на музыкальном инструменте.

Социальный интеллект умение адекватно воспринимать поведение и поступки других людей, приспособление к ситуациям и обстоятельствам, построение взаимных отношений, создание семьи. Развивать стоит следующим образом:

  • Групповые игры,
  • Тренинги,
  • Семинары,
  • Беседы, как в группе, так и между двумя людьми,
  • Ролевые игры.

Эмоциональный интеллект отвечает за эмоциональную сторону, способствует рождению мыслей. Развитие:

  • Осознание, принятие и анализ собственных мыслей и чувств.
  • Принятие своих потребностей, градация их по важности.
  • Расстановка сил и обозначение сильных и слабых сторон, как своих, так и других людей.
  • Обучение принимать себя и людей такими, какие они есть, обучайтесь понимать себя и людей,
  • Периодически составлять свою собственную характеристику.

Духовный интеллект – это самосовершенствование, самопознание и мотивация. Развитие:

  • Медитации,
  • Очищение сознания,
  • Размышления на различные тематики,
  • Прочтение молитв, обращение к Всевышнему.

Творческий интеллект позволяет открыть талант к творчеству, раскрывает потенциал к созданию чего-либо нового. Развитие:

  • Обучение танцам,
  • Театральное искусство, актерская игра,
  • Пение,
  • Разучивание стихов, возможность написания стихов самостоятельно.

Уровень интеллекта

Для понимания данного фактора необходимо учитывать, что здесь взаимодействуют друг с другом два вида интеллекта:

  1. Конкретный интеллект отвечает за принятия решений в каждодневных ситуациях, служит для ориентирования во взаимоотношениях и взаимных действиях с разными предметами, которые окружают человека. Здесь раскрывается способность и умение правильно применять полученные ранее знания или навыки, а также правильно использовать информацию, сохраненную в памяти.
  2. Абстрактный интеллект умение пользоваться словами и понятиями, вставлять их в те моменты, когда они необходимы.

Данные понятия дают возможность измерить уровень интеллекта каждого отдельно взятого индивида. Измерение происходит на основании прохождения теста. Оценка результата происходит по шкале от 0 до 160.

Стоит учитывать, что тест на уровень интеллекта имеет разграничение по группам возраста. Тест состоит в среднем из 20 вопросов.

Тест лучше всего проходить в отдохнувшем состоянии, когда мозг не перегружен информацией и не забит проблемами.

Также у интеллекта есть такая возможность, как его повышение. То есть определенными тренировками и дополнительным развитием можно увеличить и уровень интеллекта.

Рекомендации для повышения коэффициент интеллекта

Если вы думаете, что повысить уровень интеллекта это очень сложно и доступно только в профессиональных центрах и кружках, то вы ошибаетесь. Поднять свой интеллект вы можете и в домашних условиях. Вот несколько упражнений и советов для занятий.

Основная тренировка для мозга это изучение иностранных языков. Начните изучать язык, который давно хотели знать или выберите для себя, тот язык, который вам интересен. Если затрудняетесь с выбором, то начните с английского, изучали раньше или в школе, тогда можете улучшить и разнообразить свои знания.

Также одним из упражнений является составление слов. Слова образуются из одного данного слова или из набора никак не связанных друг с другом букв. Сюда же можно отнести и игру ассоциаций, где несколько слов или картинок обобщают в себе еще одно слово. Также полезное действие оказывают кроссворды и числовые квадраты судоку, которые развивают логическое мышление и умение быстро считать в уме.

Физические упражнения должны стать для вас лучшим другом. Не стоит перегружать свой организм, 20-30 минут в день для гимнастики, аэробики или пробежки будет достаточно. Во время разучивания движений упражнений мозг активирует работу памяти.

Получение новых знаний. Каждодневные негативные новости, реклама, бессмысленные сериалы и глупые ток-шоу засоряют ваш мозг, не принося никакой полезной информации.

Для того чтобы смотреть телевизор с пользой включите познавательные каналы и передачи, начинать можно с 20 или 30 минут в день. Больше читайте, журналы, желательно обратить своё внимание на классику или детские сказки, стихи.

Сказки также помогают развивать логику, анализировать поведение героев и искать объяснения некоторым событиям.

Играйте в компьютерные игры – логические головоломки или стратегии хорошо тренируют мозг, повышая уровень интеллекта. Во время игры вы не только узнаете что-то новое, но и используете уже ранее полученные знания.

Не исключайте из своей жизни живое общение – это помогает тренировать умение правильно и красиво говорить, а также дает возможность отслеживать ход мысли человека. Предугадывать, что он может вам ответить, чтобы в свою очередь подготовить свою фразу.

Собирайте пазлы, желательно без итоговой картинки перед глазами. Это тренирует память и логику, дает возможность рассуждать, помогает из частей сложить целое.

Также существуют раскраски со сложными рисунками для взрослых (или раскраски по номерам), данный вид тренировки помогает не только расслабиться, но и развивает воображение и представление того, как должен выглядеть рисунок в общем виде. Раскраски помогают прогнозировать и анализировать, как сочетаются между собой цвета, как они выглядят в общем рисунке.

Концентрируйте свое внимание не на одном источнике информации, а на нескольких.

Так, например, если вы читаете одну статью, то после прочтения прочтите ещё одну или две статьи с похожим заголовком или содержанием, для того, чтобы видеть как по-разному может преподноситься информация и для сравнения одного источника с другим. Плюс в других статьях может быть дополнительная информация, которой не было в изначальном. Еще можно совмещать источники получения информации.

Одним из основных условий для развития интеллекта является избавление от неуверенности в себе, не зацикливайтесь на том, что ваш интеллект недостаточно развит, также не переоценивайте свои способности.

Такие мысли постоянно будут откидывать вас назад, и прогресса вы еще долго не увидите. Важно адекватно себя оценивать, осознавать наличие проблемы, принять её и приступить к решению.

Поэтому обучайтесь и занимайтесь самообразованием в первую очередь для себя, в свое удовольствие, а не для того, чтобы что-то кому-то доказать.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/intellekt/

10 видов интеллекта и их функции в психологии | Интеллект человека

Интеллект в жизненных процессах человека

Некоторые молодые люди полагают, что в старости они лишатся рассудка, превратятся в сумасшедших старичков, потеряют память и, возможно, забудут свое собственное имя. Больше всего молодежь пугает то, что эти процессы необратимы.

К счастью, все описанные явления нельзя назвать правдой. Интеллект человека являет собой довольно пластичный материал, который способен увеличиваться, развиваться и расти всю жизнь.

Но для этого человеку следует соблюдать одно условие – проводить постоянные тренировки для своего мозга.

Роль интеллекта

Интеллект играет важную роль в жизни человека. Без него личность не сможет достигать намеченных целей, адаптироваться в социальной среде и добиваться успеха. Всем известно, что умный человек способен справиться практически с любыми жизненными трудностями. Так ли это? Ожидает ли умного человека успех в любой его деятельности?

Пример

Рассмотрим пример. Человек, признанный музыкальным гением, вряд ли хорошо разбирается в математике или способен ориентироваться на незнакомой местности.

Некоторые люди полагают, что развитый интеллект позволяет добиться финансовых успехов и стать влиятельным бизнесменом. Это не совсем так. Интеллект можно условно разделить на 10 частей, каждой из которых соответствует то или иное умение.

Человек редко бывает одарен равным количеством всех видов интеллекта, как правило, один из них доминирует, другие выражены в меньшей степени.

Например, у музыканта хорошо развито творческое мышление, а пространственное или физическое – слабо. Для достижения цели в любом деле рекомендуется развивать подходящий тип интеллекта.

Ни одна формула успеха не поможет человеку достичь цели при отсутствии определенных навыков мышления.

Читайте далее:  Развитие мышления

Виды интеллекта в психологии

Интеллект человека — это способность/умение использовать воображение, мышление, врожденные и приобретенные навыки и память для реализации своих планов и осуществления текущей деятельности. На самом деле человек может быть гением в научной области, не умея общаться, рисовать или налаживать контакты с другими людьми.

В психологии интеллект классифицируется на 10 базовых разновидностей.

Пространственный тип

Люди с пространственным мышлением способны визуально оценивать расстояние от одной цели до другой с поразительной точностью.

Они легко ориентируются в незнакомых местах и с легкостью создают в воображении различные объемные фигуры.

Пространственным интеллектом наделены люди, выбравшие профессию архитектора, дальнобойщика, хоккеиста и т.д.

Социальный тип

Названная разновидность интеллекта подразумевает наличие ораторских способностей, умение общаться с людьми, сопереживать им, быстро находить друзей и единомышленников и пр.

Людям с социальным мышлением собеседники оказывают доверие (иногда незаслуженное), больше прощают, слушают его речи внимательно и не прерывают монологи.

Интеллект социального типа хорошо развит у политиков, ораторов, телеведущих и пр.

Математический тип

Эти люди свободно решают сложные тригонометрические и математические задачи, оперируют цифровыми и логическими данными, производят сложнейшие вычисления и т.д.

Зачастую такие люди не могут свободно общаться или налаживать контакты с людьми.

Математическим интеллектом наделены любители точных наук, а также детективы.

Личностный тип

Человек с развитым личностным мышлением прекрасно справляется с самореализацией и самопознанием, имеет позитивные взаимоотношения с самим собой, способен адекватно и полноценно оценивать свои возможности.

Он хорошо понимает свои чувства, эмоции и мысли.

Люди с названным видом интеллекта чаще всего становятся психологами.

Физический тип

Хорошо развитый физический интеллект позволяет личности искусно владеть своим телом и применять его физические способности в нужном направлении.

Названный тип интеллекта присущ спортсменам.

Духовный тип

Люди с духовным типом интеллекта наделены сочувствием и состраданием, они привыкли уважать интересы других членов общества и заботиться о них.

Личность с доминирующим духовным интеллектом редко думает о своих желаниях, понятие эгоизм для нее чуждо.

В большинстве случаев такие люди работают социальными или медицинскими работниками, либо занимаются волонтерской деятельностью.

Сексуальный тип

Личность с развитым сексуальным интеллектом прекрасно ладит с противоположным полом.

Такие люди знают, как понравиться своему собеседнику и сделать так, чтобы он был увлечен.

Сексуальный интеллект редко бывает доминирующим, однако если он развит достаточно, то человек чаще всего бывает счастлив в своем браке.

Чувственный тип

Такие люди умеют органично пользоваться всеми органами чувств.

Для успешной работы в выбранной отрасли человек должен постоянно развивать свои органы чувств, только регулярные тренировки помогут ему стать настоящим профи своего дела.

Чувственный интеллект необходим для повара, музыканта, художника, парфюмера и пр.

Творческий тип

Творческие люди всегда оригинальны, они способны создавать что-то новое и рассматривать интересующие их вопросы с разнообразных точек зрения. Они часто бывают непредсказуемыми.

Мыслительные процессы личности с творческой разновидностью интеллекта чаще бывают ассоциативными и непривычными для других людей.

Творческое мышление подходит для выбора таких профессий: певец, художник, актер, кулинар и пр.

Речевой тип

Люди с развитым речевым интеллектом имеют большой словарный запас, они с легкостью выстраивают самые сложные предложения, и высказывают свои мысли понятным языком.

Они способны улавливать связи между понятиями и словами, им легко дается изучение иностранных языков.

Речевой интеллект присущ лингвистам, переводчикам, дикторам, ведущим и пр.

Выбор профессиональной деятельности

При выборе профессиональной деятельности важно учитывать свой тип интеллекта. Доминирование одного вида мышления не является обязательным, в человеке могут быть развиты несколько видов интеллекта, отлично дополняющих друг друга.

Читайте далее:  Тест “Какая профессия вам подходит?”

Источник: https://pikacho.ru/intellekt-cheloveka/

Какова роль разных видов интеллекта в жизни человека

Интеллект в жизненных процессах человека

Наверное, каждый человек когда-либо задумывался о том, какой его IQ, т.е. коэффициент интеллекта. Многие даже пытались пройти один из специальных тестов.

Но имеет ли IQ какой-либо смысл? В чем заключается роль интеллекта? О чем он говорит? А если человек достигает высокого значения интеллекта, является ли это показателем счастья, жизненного успеха? Или, на самом деле, дела обстоят несколько иначе?

Что такое IQ?

IQ или коэффициент интеллекта – это число, выражающее показатель человеческого интеллекта. Основное определение IQ, предназначенное для тестирования детей и подростков, происходит с начала прошлого века.

Оно было создано специалистом в области психологии Уильямом Стерном и звучит как: «IQ равно отношению ментального возраста человека к хронологическому, умноженному на 100, т.е.

если ментальный возраст ребенка соответствует его фактическому возрасту, тогда его уровень развития интеллекта равен 100».

Для тестирования взрослых используется т.н. отклоняющий IQ, который сравнивает интеллектуальные способности человека со средним IQ в популяции.

Значения IQ

Несомненно, вас интересует, что означают конкретные значения. Итак:

Средний IQ составляет 90-110. Этих показателей достигает примерно половина населения. Значение более 110 считается уровнем выше среднего, его имеет около ¼ популяции. Коэффициент более 130, т.е. уровень, превышающий средний, показывают только около 2% населения. IQ ниже 70 – это одна из характеристик умственной отсталости.

Наибольшее значение коэффициента интеллекта достигается в возрасте 16-30 лет. Большое влияние на IQ имеет наследование.

И еще одно примечание. Как известно большинству людей, сам IQ не является предопределяющим фактором качества жизни конкретного человека. Даже люди со средним или ниже среднего IQ могут вести счастливую и успешную жизнь, и наоборот.

Эмоциональный коэффициент – EQ

Говоря об умственном интеллекте, необходимо упомянуть понятие эмоционального интеллекта или EQ, не зависящем от уровня IQ. Как упоминалось выше, не всегда человек с более высоким IQ имеет успех в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Чем это обусловлено? Психолог Д.

Големан в конце прошлого века в своей книге «Эмоциональный интеллект» ответил на этот вопрос следующим образом: «Успех на работе и в жизни зависит не только от IQ, но и от многих других человеческих качеств и способностей. Базовые свойства включают знание своих собственных эмоций и управление ними, эмпатию, способность мотивирования себя, регуляцию межличностных отношений, социальную адаптацию».

Значение EQ можно развивать и увеличивать, в отличие от IQ.

Сегодня существует множество различных тестов IQ. Некоторые из них более качественны, другие – меньше. По сути, их можно разделить на 2 группы:

  • тесты, включающие разные способности;
  • тесты, сосредоточенные только на общем интеллекте.

Насколько важен IQ на практике?

Специалисты часто высказывают мнение, что функции интеллекта и его роль переоценены. Согласно их выводам, это просто неопределенное число, мало влияющее на жизнь человека.

Может быть, в этом есть часть истины, но вся реальность заключается в том, что умственный, эмоциональный интеллект, функциональное мышление очень важны в практической жизни.

Люди с более высоким IQ имеют гораздо больше вариантов в жизни, чем лица с низким интеллектом. Ум обеспечивает способность мыслить логически, принимать разумные решения. Более высокий интеллект дает людям лучшие предпосылки в академических и профессиональных достижениях.

Люди с высоким IQ в ходе опросов показали, что обучение в школе было для них намного легче, чем для их одноклассников.

Благодаря этому они смогли на высоком уровне заниматься учебой, одновременно уделяя время другим интересам, нашли лучшее практическое применение знаниям в профессиональной деятельности, получили более высокооплачиваемую работу.

Свойства интеллекта применяются в деятельностях, требующих определенной степени логического мышления, интеллектуального принятия решений. Это, как правило, научные дисциплины, технические области, IT, химическая промышленность и многие другие сферы. Напротив, роль высокого IQ резко падает в областях, где требуется качественная рутинная работа.

Конечно, высокий интеллект сам по себе успеха не принесет. Есть много случаев, когда высокоумные люди оказались на грани бедности, потому что они просто не смогли управлять своим интеллектом, направлять его в правильное русло. И наоборот, есть много людей с более низким уровнем разума, которые пробились к вершине успеха; сегодня на них работают профессионалы намного умнее них самих.

Следовательно, высокий IQ не является необходимым условием успеха, но умные люди имеют преимущество перед другими.

Интеллект и творчество – друзья или враги?

Интересно, сочетаются ли интеллект и творчество? Думаете, что для того, чтобы придумать что-то грандиозное, нужен хороший IQ? Или, в действительности, слишком высокий IQ – это препятствие для творческих возможностей? Аналогичными вопросами задавались специалисты в этой области. К каким выводам они пришли? Результаты оказались удивительными.

Что значит «быть креативным»?

Особенность креативного (творческого) мышления – способность придумывать новые вещи. Идеи, формулировки, гипотезы, определения, изображения, которые никто в данной конфигурации не использовал. Мысли, выходящие из установленных схем, продвигающие область дальше.

Несмотря на то, что творчество чаще всего ассоциируется с наукой и искусством, оно может отразиться в бизнесе, политике, педагогике, философии. Существует ошибочное мнение (причем, широко распространенное), что творчество проявляется революционными открытиями. Это не так.

Достаточно создания вещей, новых для конкретного человека, преодолевающих его горизонты и ментальные стереотипы.

Уровни творчества

Эксперты различают несколько типов творчества. Наиболее интересное разделение креативности по степени «открытия» или «новизны»:

  • экспрессивный (спонтанный) тип – идеи возникают спонтанно, от внезапного стимула или сильного стремления;
  • новаторский – новинка, относящаяся к вещи широкого использования, с намерением сделать что-то необычное;
  • инвентивный – очень оригинальное преимущество, предлагающее совершенно новое решение;
  • эмергентный – это признак гениальности.

Образность и функциональность

Другим важным теоретическим выводом, касающимся креативности, является тот факт, что вещи, возникающие в процессе творчества, должны иметь 2 характеристики. Прежде всего, им должна быть присуща непосредственная полезность. Для того, чтобы что-то новое стало по-настоящему новым, кому-то оно должно принести пользу (материальную, эстетическую и т.д.).

Существуют также случаи оригинальных изобретений, полезность которых более чем противоречивая (например, инструменты пыток). Эксперты в случаях, когда оригинальные идеи направлены против общества, используют термин анти-творчество.

Творчество, как часть любого интеллекта

Зная, как современная психология понимает креативность, можно, наконец, начать задаваться вопросом, как она относится к сочетанию «интеллект + творчество». Может быть, немного иначе, чем все склонны думать.

IQ – это общий показатель способности человека интерпретировать полученную информацию и выработать решение проблемы. Одна часть так определенного интеллекта связана с умением изучать понятия, процедуры, схемы.

Эти основы человек изучает с самого раннего детского возраста в семье, затем – в начальной школе.

В то же время важно научиться применять эти формулировки к новым ситуациям. Это и создает точку контакта интеллекта с творчеством. Например, если вы скажете: 2 + 2 = 4, ваш интеллект должен прийти к выводу, что 4 + 4 = 8 (удвоенный исходный ответ). Этот пример ясно показывает взаимосвязь между IQ и креативностью.

Интеллект, как инструмент для выбора правильного решения

Однако, существуют ситуации, когда отношения между творчеством и интеллектом в точности противоположны. Представьте, что вам следует выполнить определенную творческую задачу. Воображение питает вас множеством идей, что само по себе хорошо.

Но как из большого количества предложений или идей выбрать правильное решение? С самой креативностью в этом случае ничего нельзя сделать, надо призвать на помощь разум, т.к.

важным аспектом интеллекта является способность эффективно фильтровать решения.

Подобная взаимосвязь также применяется между доступностью информации и возможностью ее надлежащего применения. Человек может иметь отличные навыки в получении информации из разных источников, благо, сегодняшнее время предлагает их огромное количество.

Но при отсутствии достаточно развитого отдела головного мозга, отвечающего за мыслительные способности, он не сможет выбрать из кванта данных то, что подходит для решения конкретной проблемы. Следовательно, получить положительный результат можно, но это займет слишком много времени.

Люди с высоким IQ характеризуются тем, что они способны быстро и точно выбирать правильное решение посредством собственного мышления.

Высокий уровень IQ не означает креативность

Научные исследования не продемонстрировали прямой связи между IQ и творческими способностями. Некоторые источники даже указывают на то, что определенным видам креативной деятельности высокий интеллект может навредить.

Этот факт хорошо иллюстрирует, например, случай одного из самых влиятельных художников 20-го века Энди Уорхола. Хотя многие, не колеблясь, отнесли бы этого человека к художественным гениям, его IQ достиг достаточно посредственного уровня 86.

Так что, если ваш показатель интеллекта далек от удовлетворительных значений, не отчаивайтесь. Несмотря ни на что, вы можете многого достичь.

Насколько разум врожденный?

Вы считаете, что интеллект – это наследственное качество, и образование, воспитание никоим образом на него не влияет (как в хорошем, так и в плохом отношении)? Или же вам кажется, что уровень IQ – это следствие образования и воспитательного подхода? Ответ более сложный, чем может показаться на первый взгляд.

Основа – в генах

Хотя ученые не могут прийти к единому мнению в том, какой вклад вносят гены и врожденные качества в общую личность, психику и поведение человека, никто не сомневается в том, что интеллект в значительной степени наследственный.

Следовательно, если у родителей высокий уровень интеллекта, их ребенок, скорее всего, будет также достаточно умным. Но, с другой стороны, хотя невозможно повлиять на гены, человек в состоянии развить врожденные свойства, в т.ч.

повлиять на интеллект.

Уже с младенческого возраста

Особенности интеллекта человека проявляются буквально от рождения (и вполне возможно, что уже в животе матери).

Новорожденный почти сразу замечает свое окружение, постепенно начинает строить отношения в соответствии со своими восприятиями.

По мере того как ребенок растет, он учится управлять различными предметами, воспринимать связь между причиной и следствием (например, большой куб не помещается в маленькое отверстие).

Можно также очень быстро наблюдать рост социального интеллекта. Новорожденный начинает улыбаться уже с 2-недельного возраста. Причем речь идет не о простых базовых вещах.

Например, такой сложный процесс, как родной язык, ребенок обрабатывает быстро, естественно, без какого-либо систематического обучения. Следовательно, человек автоматически осваивает базовые знания, навыки.

Однако для развития других способностей необходимо достаточно внешних стимулов.

Без воспитания ничего не получится

Важную роль в развитии интеллекта играет воспитание. Родители читают со своими детьми, разговаривают с ними и т.д., улучшая их вербальные и невербальные способности. Хорошие родители не забывают оценить прогресс, достигнутый детьми, цель которого заключается в повышении необходимой в жизни самооценки.

В этом случае роль развитого мышления можно сравнить с т.н. «волчьими детьми» (людьми, которые в первые несколько лет после рождения были лишены контакта с обществом).

В более позднем возрасте, после социализации таких людей, ввиду нарушения развития, они имеют мизерные шансы на освоение социальных привычек или даже вербального общения.

Именно из теории влияния воспитания и окружения на IQ исходят ученые, разрабатывающие искусственный интеллект.

Несколько видов разума

В свете современной концепции IQ как величины, выражаемой одним числом (коэффициент интеллекта), люди часто склоняются к необъективной оценке человека. Он считается либо умным (IQ ≥90), либо глупым (IQ ≤80). Однако, согласно недавним теориям, более приближенным к реальному миру, быть «глупым» или «умным» можно разными способами.

В 1983 году американский психолог Г. Гарднер, профессор Гарвардского университета, опубликовал книгу «Frames of Mind», в которой указал, что разум нужно рассматривать в более широких масштабах. Он разделил его на 7 типов (изначально):

  • лингвистический (речь, языки);
  • логико-математический (цифровая память, решение математических задач);
  • физический (двигательный);
  • музыкальный (творческие способности);
  • пространственный;
  • коммуникативный (общительный);
  • внутренний.

Позже был добавлен 8-й тип (природный). Рассматривается также перспектива применения 9-го вида – духовного (экзистенциального) интеллекта, отвечающего, в частности, за интуицию человека, предполагающего способность мыслить о больших жизненных проблемах.

У каждого человека присутствуют все виды интеллекта, но в разных пропорциях.

За доминирование конкретного типа отвечает самая развитая часть мозга, влияние окружающей среды, ситуации, в которых человек оказывается в первые 10 лет своей жизни.

Дети, родившиеся в музыкальной среде, с большой вероятностью, будут обладать музыкальными склонностями, потомки спортивных родителей найдут себя в физической сфере.

Согласно специалистам, за музыкальный и физический интеллект отвечает мозжечок –  мозговой центр, находящийся в задней части мозга.

Вернувшись к вопросу о роли интеллекта в жизни человека, можно только сказать, что ответить на него непросто. Есть много областей человеческого знания. И хотя у каждого человеческого умения или навыка есть бесспорная наследственная основа, влияние семьи, образования, а также человеческая воля и усилия могут творить чудеса.

Источник: https://vsepromozg.ru/teoriya/rol-intellekta

Человеческий интеллект – стадии, структура, виды, уровни, мышление, развитие

Интеллект в жизненных процессах человека

Понятие человеческий интеллект включает в себя способность индивида к процессу познания, обучения, осмысления, решения разнообразных задач, приобретению опыта и умения применить полученные знания на практике.

На сегодня ведущей теорией, объясняющей формирование интеллекта, признана теория Пиаже. Он выделил несколько стадий в этом процессе в зависимости от возраста.

1 стадия сенсомоторная – когда у ребенка появляются первые рефлексы и навыки. В возрасте старше 12 месяцев дети начинают осознавать реальность окружающего мира, у них возникают первые собственные понятия. Характерна постановка цели и стремление ее достичь. Такое поведение говорит, что появляются первые признаки интеллекта.

2 стадия носит название «предваряющая операции». Ребенок младше 7 лет уже проявляет символическое интуитивное мышление, может выстроить решение определенной задачи, не применив на практике. Об окружающем мире сформированы очевидные понятия.

3 – это стадия конкретных операций. Достигая возраста 7-12 лет, ребенок начинает пользоваться своими собственными познаниями об окружающем мире, развивается способность производить четкие операции с определенными объектами.

4 стадия – стадия формальных операций. Дети после 12 летнего возраста формируют способность абстрактно, а затем формально мыслить, что характерно для созревшего интеллекта. Складывается собственный образ окружающего мира, накапливается информация.

Общество, несомненно, оказывает значительное влияние на интеллект человека посредством языка, межличностных взаимоотношений и т.д.

Кроме теории Пиаже была предложена концепция обработки информации. Всякая информация после попадания в человеческий мозг обрабатывается, сохраняется, преобразуется. По мере взросления улучшается способность переключать внимание, решать абстрактные задачи.

В начале 20 века для оценки интеллекта были разработаны различные варианты тестов. Для детей до 13 лет использовали тест Симона-Бине, позже усовершенствованный в шкалу Стенфорда-Бине.

Немецким психологом Штерном был предложен метод определения уровня интеллекта посредством коэффициента отношения интеллектуального возраста ребенка к его реальному возрасту (IQ). Одним из популярных методов остается метод, использующий прогрессивные матрицы Равена.

Эти методики не потеряли актуальности и сегодня. Нужно сказать, что согласно исследованиям, достаточно редко людям с высоким интеллектом, определенном при помощи тестов, удается полностью реализоваться в жизни.

Структура интеллекта

Современные психологи выдвигают разные теории относительно того, что умственные способности могут быть различной структуры: одни считают интеллект комплексом отдельных способностей мозга, другие придерживаются взгляда, что в основе интеллекта лежит единая общая способность мозга к умственной деятельности.

Промежуточное положение занимает теория «текучего» и «кристаллизованного интеллекта», основанная на том, что при решении различных задач надо либо приспосабливаться к новым условиям (текучий интеллект), либо пользоваться навыками и прошлым опытом (кристаллизованный интеллект).

Первый вид интеллекта генетически обусловлен и снижается после 40 лет, второй формируется под воздействием среды и от возраста не зависит.

Исследования доказывают, что интеллект индивида не только генетически запрограммирован, но и зависит от множества факторов – интеллектуального климата в семье, профессии родителей, расы, пола, обширности социальных взаимодействий в детстве, здоровья и питания, методов воспитания ребенка. Поскольку интеллект тесно связан с памятью, развитие последней формирует интеллект.

Айзенком была определена такая структура интеллекта: насколько интенсивны интеллектуальные операции, производимые индивидом, насколько он стремится найти ошибку и его настойчивость в этом процессе. Эти элементы положены в основу теста оценки IQ.

Спирмен считал, что в интеллект состоит из генерального фактора (G), других групповых качеств – механических, вербальных, вычислительных и специальных способностей (S), которые определяются профессией.

А Гарднером была выдвинута теория множественности интеллекта, согласно которой он может иметь различные проявления (вербального, музыкального, логического, пространственного, математического, телесно-кинестетического, межличностный характера).

перейти наверх

Уровни интеллекта

Как известно, уровень интеллектуального развития индивида оценивается при помощи специальных тестов IQ по шкале, которая имеет максимальную оценку в 160 баллов.

Примерно около половины населения земли обладает средним интеллектом, то есть коэффициент IQ находится в промежутке от 90 – 110 баллов.

Но при постоянных упражнениях его можно поднять примерно на 10 баллов. Около четверти землян обладают высоким интеллектуальным уровнем, то есть IQ больше 110 баллов, а остальные 25% имеют низкий интеллектуальный уровень с IQ менее 90.

Из людей высокого уровня интеллекта около14,5% набирают 110-120 баллов, 10% набирают 140 баллов и только лишь 0,5% людей являются владельцами интеллекта выше 140 баллов.

Поскольку оценочные тесты рассчитаны на разный возраст, взрослый человек с высшим образованием и ребенок могут показать одинаковый IQ. Уровень интеллекта и его активности, согласно выводам психологов, остается неизменным в течение всей жизни.

Интеллектуальное развитие детей до возраста 5 лет происходит идентично, затем у мальчиков начинает преобладать пространственный интеллект, а у девочек вербальные способности.

Например, известных математиков-мужчин гораздо больше, чем математиков-женщин. Уровень интеллекта различается и в разных расах. Для представителей афроамериканской расы он в среднем составляет 85, для европейцев 103, для евреев 113.

перейти наверх

Мышление и интеллект

Понятия мышления и интеллекта очень близки. Если говорить просто, под понятием интеллекта подразумевается «ум», то есть свойство и способности человека, а вот процесс мышления – это «осмысление».

Итак, эти детерминанты соответствуют разным аспектам единого явления. Обладая интеллектом, обладаешь мыслительным потенциалом, а реализуется интеллект в процессе мышления. Недаром человеческий вид носит название «Homo sapiens» – человек разумный. И потеря разума ведет к потере сущности человека.

перейти наверх

Развитие интеллекта

С давнего времени люди придумывали способы развития интеллекта. Это различные игры: ребусы, шахматы, головоломки, нарды. В 20 веке ими стали компьютерные интеллектуальные игры, которые тренируют память, повышают концентрацию внимания.

Значительно способствуют развитию интеллекта математика и точные науки, помогающие совершенствованию логического и абстрактного мышления, дедуктивных и аналитических способностей. Занятия точными науками приучают мозг к порядку, оказывают положительное влияние на структурирование мышления. Обогащение новыми знаниями, повышение эрудиции также стимулируют развитие человеческого интеллекта.

При помощи чего можно развить интеллект? Существует несколько вариантов. Например, согласно японской системе необходимо заниматься решением простых математических задач на время, читать вслух. Также очень полезно участвовать в тренингах, обучении, различных групповых играх.

В современном мире очень важно развитие эмоционального интеллекта – способности человека к осознанию и постижению своих эмоций и умению их генерации так, чтобы повысить интенсивность мышления и интеллектуального роста.

Эти данные развивают для улучшения регуляции собственного эмоционального состояния, а также умения влиять на окружающую обстановку, что осуществляет регуляцию эмоций других людей. Это, в свою очередь, служит залогом успеха в деятельности человека.

Источник: http://PsyTheater.com/chelovecheskij-intellekt.html

ovdmitjb

Add comment