Irvuz

Институты социализации

Содержание

Институты социализации (стр. 1 из 5)

Институты социализации

ВВЕДЕНИЕ

Конструирование социального мира осуществляется не в вакууме. Важную роль в этом процессе играет не только прошлый опыт индивида или группы, но вся система социальных институтов, в которой кристаллизована совокупность разнообразных социальных связей.

К таким институтам нужно отнести: семью, школу, средства массовой информации, церковь, различные государственные учреждения.

Каждый из этих институтов может оказывать противоречивое по своей направленности воздействие на то, как у человека формируется картина социального мира.

В разработанной У.

Бронфенбреннером модели социальных влияний на процесс социализации выделены три уровня: микроуровень, к которому относится семья, школьный класс, группа сверстников; своеобразный промежуточный уровень, который представлен не теми группами, куда непосредственно включен ребенок, но теми взрослыми, через посредство которых это влияние оказывается (например, это может быть организация, где работает один из родителей: она влияет не непосредственно, а через систему эмоциональных оценок этой организации родителями); наконец, макросоциальные структуры, к которым относятся законы, социальная политика, нормы и ценности общества, а также традиции и обычаи.

Образ социального мира складывается у человека на протяжении всей его жизни, и особенное значение имеют в этом процессе ранние стадии социализации индивида, которые чаще всего осуществляются именно в семье.

Поэтому здесь можно усмотреть первый этап субъективного осмысления человеком всего происходящего вокруг него и своего места в окружающем – мире. По мысли П. Бергера и Т.

Лукмана, на ранних стадиях социализации биография человека начинает «наполняться смыслом», происходит процесс последовательной легитимизации ребенка в мире, когда возникает знание социальных ролей, их объяснения, правил действия в каждой из них.

Можно выделить четыре основных уровня, на которых осуществляется эта легитимизация: первый как раз приходится на семью, когда ребенку впервые открывается истина – «так уж устроены вещи».

Частично здесь же может присутствовать и второй уровень – осмысление существующего порядка вещей через пословицы, сказки, фольклор. Третий уровень также начинается в семье, когда кто-то значимый постепенно, целенаправленно преподносит некоторые истины. Первыми агентами здесь выступают родители, хотя позднее, на следующих этапах социализации, это будут учителя, коллеги, средства массовой информации и пр.

Когда человек одолевает все эти уровни, он осваивает всю область значений, циркулирующих в обществе, т.е. для него «все расставляется по местам».

В этой модели, как и во многих других подходах, главенствующая роль отводится семье, по крайней мере, на ранних этапах социализации. Анализ роли социальных институтов целесообразно начать именно с характеристики роли семьи.

1. Семья как институт социализации

Специфика семьи как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа.

Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а во-вторых – средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

В сфере деятельности семья – первичная ячейка, где ребенок овладевает начальными формами взаимодействия. Еще один важный компонент деятельности – овладение совокупностью различных ролей, в том числе социальных

Другой аспект – восприятие ребенком в семье первых норм и ценностей.

В сфере общения семья также дает первые навыки. Их характер во многом зависит от того, какие образцы общения демонстрируют сами взрослые

Особое значение имеет семья для формирования самосознания ребенка, а следовательно, для формирования у него образа-Я. Р.Бернс считает, что формирование образа-Я зависит также от типа поведения родителей – авторитарного или либерального.

Изучение семьи входит в задачи не только социальной психологии, но и этнографии детства, социологии семьи, возрастной психологии, психологии личности; она является необходимым элементом анализа практически любой психотерапевтической практики.

Но как бы, ни варьировали предметные ракурсы ее исследования, общий вывод состоит в том, что роль семьи в сенсомоторном, когнитивном, психосоциальном развитии ребенка является решающей.

Как бы ни различались теоретико-методологические основания исследователей семьи, они едины в одном: для своего развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей и предсказуемой среде, предоставляющей им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья.

Во всех же социально-психологических концепциях личности семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка образа Я.

Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и мо­ральные ценности дети усваивают в основном через семью.

При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны, а таковыми являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы.

Особенно ярко это можно видеть на примере трансляции полоролевых стереотипов.

Начиная с младенческого возраста, родительское отношение к мальчикам и девочкам несет в себе явный отпечаток существующих в культуре представлений о «настоящем мужчине» и «истинной женщине»: в зависимости от пола в большей или меньшей степени поощряется двигательная активность, увеличивается/уменьшается количество вербальных реакций, направленных на ребенка, варьируют причинные объяснения его поведения и т.п. При этом в экспериментальной ситуации, когда пол младенца специально затрудняли для идентификации (его одежда не несла явных признаков пола), взрослые испытуемые до начала взаимодействия так или иначе все-таки категоризовали его как мальчика или девочку и лишь потом на этой основе строили свое общение с ним. Было показано также, что существует определенная преемственность полоролевых представлений родителей и подростков именно с точки зрения стереотипов мужественности/женственности, хотя частные оценки допустимости, например, тех или иных аспектов сексуального поведения могут быть причиной межпоколенных конфликтов.

Косвенным подтверждением роли родителей в трансляции этнических и религиозных установок являются данные анализа причин конфликтных отношений в семье.

Например, даже в подростково-юношеском возрасте, когда начинается процесс эмансипации ребенка от семьи, конфликты между родителями и детьми по поводу основных религиозных, политических или национально-культурных ценностей крайне редки и независимый идеологический выбор (если он происходит) датируется уже собственно молодежным возрастом.

Представляется, что для социально-психологического изложения краткий обзор исследований семейного влияния логично представить через описание эмпирически установленных взаимозависимостей структурно-динамических особенностей семьи как малой группы и тех или иных аспектов социального развития ребенка. В целом можно выделить три основных параметра: состав семьи, ее сплоченность и качество коммуникации.

Так, с точки зрения состава семьи отмечается следующее:

• при отсутствии одного из родителей самовосприятие ребенка центрируется на образе того из родителей, который живет вместе с ним и заботится о нем: эта тенденция больше выражена у мальчиков, воспитываемых матерью, нежели во всех остальных случаях;

• общее количество детей в семье незначимо влияет на их самооценку, впрочем, как и порядок их рождения; большее значение имеет характер отношений с родителем одного пола;

• эмоциональная депривация в раннем детстве (воспитание ребенка в отсутствие родителей или фигур, их замещающих) ведет к чувству собственной малозначимости, тревожности, а в подростковом возрасте — к нормативной дезориентации, социальной самоизоляции и чувству бессилия перед общественными институтами;

• сравнительные лонгитюдные исследования детей из полных семей и детей-воспитанников детских приютов показали, что и в возрасте 20-25 лет последние обнаруживают меньшую социальную зрелость даже при условии усыновления в школьном возрасте.

Что касается такого параметра, как сплоченность семьи, то было показано, что:

• в целом сегодня для западноевропейских стран характерно увеличение уровня семейной сплоченности (по сравнению с 50-60-ми годами XX в.), что выражается в большей материальной и эмоциональной поддержке детского поколения со стороны родителей, в увеличивающемся времени пребывания подростков и молодежи в родительском доме, в большей доверительности межпоколенных отношений;

• в установлении высокого уровня семейной сплоченности на ранних этапах жизни семьи большую роль играет мать, а на этапе отделения подростка от семьи – отец: именно он занимает ключевую позицию в поведенческой и эмоциональной эмансипации подростка вне зависимости от его пола;

Источник: https://mirznanii.com/a/197500/instituty-sotsializatsii

Институты социализации

Институты социализации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Конструированиесоциального мира осуществляется не ввакууме. Важную роль в этом процессеиграет не только прошлый опыт индивидаили группы, но вся система социальныхинститутов, в которой кристаллизованасовокупность разнообразных социальныхсвязей.

К таким институтам нужно отнести:семью,школу, средства массовой информации,церковь, различные государственныеучреждения.

Каждый из этих институтов может оказыватьпротиворечивое по своей направленностивоздействие на то, как у человекаформируется картина социального мира.

Вразработанной У.

Бронфенбреннероммоделисоциальных влиянийна процесс социализации выделены триуровня:микроуровень,к которому относится семья,школьный класс, группа сверстников;своеобразный промежуточныйуровень,который представлен не теми группами,куда непосредственно включен ребенок,но теми взрослыми, через посредствокоторых это влияние оказывается(например, это может быть организация,где работает один из родителей: онавлияет не непосредственно, а черезсистему эмоциональных оценок этойорганизации родителями); наконец,макросоциальныеструктуры,к которым относятся законы,социальная политика, нормы и ценностиобщества, а также традиции и обычаи.

Образсоциального мира складывается у человекана протяжении всей его жизни, и особенноезначение имеют в этом процессе ранниестадии социализации индивида, которыечаще всего осуществляются именно всемье.Поэтому здесь можно усмотреть первыйэтап субъективного осмысления человекомвсего происходящего вокруг него и своегоместа в окружающем – мире. По мысли П.Бергера иТ.

Лукмана,наранних стадиях социализации биографиячеловека начинает «наполняться смыслом»,происходит процесс последовательнойлегитимизацииребенкав мире, когда возникает знание социальныхролей, их объяснения, правил действияв каждой из них.

Можно выделить четыреосновных уровня, на которых осуществляетсяэта легитимизация: первый как разприходится на семью, когда ребенкувпервые открывается истина – «так ужустроены вещи». Частично здесь же можетприсутствовать и второй уровень -осмысление существующего порядка вещейчерез пословицы, сказки, фольклор.

Третийуровень также начинается в семье, когдакто-то значимый постепенно, целенаправленнопреподносит некоторые истины. Первымиагентами здесь выступают родители, хотяпозднее, на следующих этапах социализации,это будут учителя, коллеги, средствамассовой информации и пр.

Когда человекодолевает все эти уровни, он осваиваетвсю область значений, циркулирующих вобществе, т.е. для него «все расставляетсяпо местам».

Вэтой модели, как и во многих другихподходах, главенствующая роль отводитсясемье, по крайней мере, на ранних этапахсоциализации. Анализ роли социальныхинститутов целесообразно начать именнос характеристики роли семьи.

  1. Семья как институт социализации

Специфика семьи как социальногоинститута состоит в том, что она, с однойстороны, может быть рассмотрена какструктурный элемент общества, а с другой— как малая группа.

Соответственносемья, выполняя свою социализирующуюфункцию по отношению к личности, является,во-первых, проводником макросоциальныхвлияний, в частности влияний культуры,а во-вторых – средой микросоциальноговзаимодействия, характеризующейсясвоими особенностями.

Всфере деятельностисемья– первичная ячейка, где ребенок овладеваетначальными формамивзаимодействия. Ещеодин важный компонент деятельности –овладение совокупностью различныхролей, в том числесоциальных

Другой аспект – восприятиеребенком в семье первых норми ценностей.

Всфере общения семьятакже дает первые навыки. Их характерво многом зависит от того, какие образцыобщения демонстрируют сами взрослые

Особоезначение имеет семья для формированиясамосознания ребенка, а следовательно,для формирования у него образа-Я. Р.Бернссчитает, что формирование образа-Язависит также от типа поведения родителей– авторитарного или либерального.

Изучение семьи входит взадачи не только социальной психологии,но и этнографии детства, социологиисемьи, возрастной психологии, психологииличности; она является необходимымэлементом анализа практически любойпсихотерапевтической практики.

Но какбы, ни варьировали предметные ракурсыее исследования, общий вывод состоит втом, что роль семьи в сенсомоторном,когнитивном, психосоциальном развитииребенка является решающей.

Как бы ниразличались теоретико-методологическиеоснования исследователей семьи, ониедины в одном: для своего развития детинуждаются в безопасной,эмоционально-поддерживающей ипредсказуемой среде, предоставляющейим возможности для проявления собственнойактивности. Естественной такой средойявляется семья.

Во всех жесоциально-психологических концепцияхличности семья традиционно рассматриваетсякак важнейший институт социализации.Именно в ней дети приобретают первыенавыки взаимодействия, осваивают первыесоциальные роли (в том числе половыероли, формирование черт маскулинностии фемининности), осмысливают первыенормы и ценности. Тип поведенияродителей (авторитарный или либеральный)оказывает воздействие на формированиеу ребенка образа Я.

Как элемент макросредысемья является проводником ребенка вкультуру: религиозныетрадиции, этнические стереотипы имо­ральные ценности дети усваиваютв основном через семью.

Приэтом отмечается, что роль семьи втрансляции культурных влияний тембольше, чем выше гомогенность окружающейее социальной общности: в разнородном,поликультурном социуме отдельныекультурные традиции могут находитьсяв противоречии друг с другом, затрудняяпроцесс вертикальной трансмиссиикультуры.

Однако множественныеисследования показывают, что и придостаточной культурной разнородностиобщества родители становятся референтнымисточником выбора ценностей и моделейповедения в тех областях, в которыхкультурные нормы стабильны, а таковымиявляются религиозные убеждения,этнические и полоролевые стереотипы.

Особенно ярко это можно видетьна примере трансляции полоролевыхстереотипов.

Начиная с младенческоговозраста, родительское отношение кмальчикам и девочкам несет в себе явныйотпечаток существующих в культурепредставлений о «настоящем мужчине» и«истинной женщине»: в зависимости отпола в большей или меньшей степенипоощряется двигательная активность,увеличивается/уменьшается количествовербальных реакций, направленных наребенка, варьируют причинные объясненияего поведения и т.п. При этом вэкспериментальной ситуации, когда полмладенца специально затрудняли дляидентификации (его одежда не несла явныхпризнаков пола), взрослые испытуемыедо начала взаимодействия так или иначевсе-таки категоризовали его как мальчикаили девочку и лишь потом на этой основестроили свое общение с ним. Было показанотакже, что существует определеннаяпреемственность полоролевых представленийродителей и подростков именно с точкизрения стереотипов мужественности/женственности,хотя частные оценки допустимости,например, тех или иных аспектовсексуального поведения могут бытьпричиной межпоколенных конфликтов.

Косвенным подтверждением ролиродителей в трансляции этнических ирелигиозных установок являются данныеанализа причин конфликтных отношенийв семье.

Например, даже в подростково-юношескомвозрасте, когда начинается процессэмансипации ребенка от семьи, конфликтымежду родителями и детьми по поводуосновных религиозных, политических илинационально-культурных ценностей крайнередки и независимый идеологическийвыбор (если он происходит) датируетсяуже собственно молодежным возрастом.

Представляется, что длясоциально-психологического изложениякраткий обзор исследований семейноговлияния логично представить черезописание эмпирически установленныхвзаимозависимостей структурно-динамическихособенностей семьи как малой группы итех или иных аспектов социальногоразвития ребенка. В целом можновыделить три основных параметра:состав семьи, ее сплоченностьи качество коммуникации.

Так, с точки зрения составасемьи отмечается следующее:

  • при отсутствии одного из родителей самовосприятие ребенка центрируется на образе того из родителей, который живет вместе с ним и заботится о нем: эта тенденция больше выражена у мальчиков, воспитываемых матерью, нежели во всех остальных случаях;
  • общее количество детей в семье незначимо влияет на их самооценку, впрочем, как и порядок их рождения; большее значение имеет характер отношений с родителем одного пола;
  • эмоциональная депривация в раннем детстве (воспитание ребенка в отсутствие родителей или фигур, их замещающих) ведет к чувству собственной малозначимости, тревожности, а в подростковом возрасте — к нормативной дезориентации, социальной самоизоляции и чувству бессилия перед общественными институтами;

• сравнительные лонгитюдныеисследования детей из полных семей идетей-воспитанников детских приютовпоказали, что и в возрасте 20-25 летпоследние обнаруживают меньшую социальнуюзрелость даже при условии усыновленияв школьном возрасте.

Что касается такогопараметра, как сплоченностьсемьи, то было показано, что:

  • в целом сегодня для западноевропейских стран характерно увеличение уровня семейной сплоченности (по сравнению с 50-60-ми годами XX в.), что выражается в большей материальной и эмоциональной поддержке детского поколения со стороны родителей, в увеличивающемся времени пребывания подростков и молодежи в родительском доме, в большей доверительности межпоколенных отношений;
  • в установлении высокого уровня семейной сплоченности на ранних этапах жизни семьи большую роль играет мать, а на этапе отделения подростка от семьи – отец: именно он занимает ключевую позицию в поведенческой и эмоциональной эмансипации подростка вне зависимости от его пола;
  • наибольшая эффективность в семейной жизни (в частности, по параметрам способности к конструктивному разрешению конфликтов с детьми и субъективной удовлетворенности отношениями с ними) отмечается в семьях со «средним» уровнем сплоченности: как разобщенные, так и «сверхсвязанные» семьи оказались менее успешны в этом вопросе;
  • одним из основных объективных факторов, влияющих на сплоченность семьи как малой группы, является возраст детей: по многочисленным данным, в целом семьи с маленькими детьми более сплоченны, чем семьи с тинэйджерами;

• существует взаимосвязьмежду полом подростков и оценкойсплоченности семьи, которую дают онисами: в целом юноши склонны считать своисемьи менее сплоченными, нежели девушки.

Наибольший эмпирическийматериал накоплен по вопросам характеракоммуникации в семье.В основном он касается выделения техили иных классификаций родительскогоповедения (типов родительской власти,стратегий воспитания, видов родительскойлюбви и т.п.) и анализа межпоколенныхконфликтов. Так, отмечается:

  • влияние родительской любви и эмоциональной поддержки различно для мальчиков и девочек: если для девочек выражение любви родителей к ним более благоприятно сказывается на общем уровне самооценки, то для мальчиков оно более значимо в плане формирования навыков социального поведения и скорости адаптации к изменившимся условиям социальной среды, причем гиперопекающий стиль воспитания скорее отрицательно сказывается на их самооценке;
  • для формирования Я-концепции ребенка важны следующие три параметра родительского отношения: уровень контроля, степень эмоциональной близости и заинтересованности. Так, высокая степень авторитарности в отношениях с ребенком препятствует формированию у него позитивной Я-концепции, эмоциональная отчужденность ведет к формированию нестабильного самоотношения, а незаинтересованность и безразличие сказываются на структурных составляющих образа «Я»;
  • стиль детско-родительских отношений влияет на особенности детского самоотношения. Подростки, сталкивающиеся с демократическими, эгалитарными или разрешающими типами поведения родителей, редко испытывают чувства заброшенности и отверженности, в то время как они характерны для большинства тех подростков, которые испытывают попустительскую, игнорирующую или автократическую модель родительского воздействия;

• отмечается такжезависимость определенных параметровсоциального поведения ребенка отхарактера родительской власти.

Авторитарный и гиперопекающий стильприводит к формированию социальнойригидности, впрочем, авторитаризмвоспитания традиционно оцениваетсякак один из источников формированияпредрассудков по отношению к аут-группам;авторитарность воспитания в семье можетвызвать неуверенность в отношениях сосверстниками; повышеннаяагрессивность в отношенияхсо сверстниками коррелирует с уровнемфизического насилия в семье; способностьк самостоятельному принятию решений исоциальному выбору раньше формируетсяу подростков из семей с демократическоймоделью родительской власти;

Источник: https://works.doklad.ru/view/3kuNRXwozII.html

Институты социализации индивида

Институты социализации

Определение 1

Институты социализации – это социальные учреждения, направляющие процессы социализации и оказывающие на них влияние.

Различают:

  • первичные институты социализации;
  • вторичные институты социализации.

Формирование личности, переход молодого поколения к взрослой жизни осуществляется благодаря эффективному функционированию семьи и социальных институтов образования – традиционных институтов социализации.

В современном мире на социализацию личности все большее влияние оказывает Интернет и СМИ. Виртуальный мир дает свободу для выражения своих чувств, эмоций, взглядов и настроений, жизненных позиций, помогает преодолеть внутриличностные, внешние конфликты (конфликты со сверстниками, в семье и т.д.).

Сетевая среда оказывает негативное воздействие на социализацию личности. Интернет:

  • усиливает процесс опосредованного общения,
  • воздействует на психическое состояние,
  • формирует негативные поведенческие установки,
  • вызывает интернет-зависимость.

Негативное влияние на социализацию личности оказывает увлечение компьютерными играми, часто сопровождающимися элементами насилия.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Институты первичной социализации

Определение 2

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека.

К институтам первичной социализации относятся:

  • семья,
  • школа,
  • группа сверстников,
  • спортивные секции,
  • творческие кружки.

Агенты первичной социализации:

  • родители,
  • бабушка и дедушка,
  • братья и сестры,
  • тети, дяди и другие родственники,
  • учителя,
  • тренеры, руководители кружков,
  • друзья,
  • лидеры молодежных группировок.

Наиболее близким «социальным окружением» ребенка является семья. Она помогает ребенку безболезненно вписаться в социум.

Первичная социальная сущность ребенка формируется в семье, так как в ней:

  • проходит процесс половой идентификации,
  • ребенок знакомится с половыми ролевыми стереотипами,
  • получает определенный социальный статус,
  • определяется будущий образовательный и культурный уровень.

Семья может оказать негативное влияние на процессы социализации личности, если

  • родители обладают низким социальным положением,
  • наблюдается социальное отчуждение,
  • семья неполная,
  • с ребенком жестоко обращаются,
  • родители злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими, или психотропными веществами,
  • наблюдаются девиации в поведении родителей.

Школа – институт социализации, она выступает эмоционально нейтральной средой, где отношение к ребенку строится объективно, исходя из его реальных качеств.

В школьный период социализации наблюдается:

  • формирование самооценки,
  • осознание ребенком, что представляет собой успех и неудача,
  • понимание соревновательной составляющей,
  • умение преодолевать препятствия и трудности.

Одним из важнейших институтов социализации является спорт, оказывающий позитивное влияние на формирование духовно и физически здоровой личности.

Замечание 1

В современном мире с развитием компьютерных технологий, компьютеризацией семьи и школы наблюдается значительное снижение уровня физической активности ребенка, что негативно сказывется на его развитии.

Институты вторичной социализации

Вторичная социализация – сфера социальных, формальных отношений, оказывающая влияние на формирование личности.

К институтам вторичной социализации относятся:

  • государство,
  • государственные органы,
  • школа,
  • университеты,
  • армия,
  • производство,
  • церковь,
  • средства массовой информации,
  • Интернет.

Агенты вторичной социализации:

  • представители органов власти,
  • администрация учебных заведений,
  • руководители предприятий,
  • вышестоящие по званию лица в армии,
  • сотрудники средств массовой информации.

В индустриальном обществе важным фактором социализации является работа. Работа интегрирует личность во взрослую жизнь. Профессия помогает найти свое место в обществе, является мощным средством самоидентификации, позволяет быть признанным в социуме.

Труд дает ощущение престижа, наделяет человека социальной значимостью. Через труд формируется опыт общения с коллегами и работодателями, индивид знакомится с нормами и правилами, принятыми в профессиональной среде.

На производственную социализацию может быть три типа реакции:

  • конформизм – принятие всех норм и ценностей безоговорочно;
  • творческий индивидуализм – принятие основных норм и ценностей (выборочно);
  • протест – отказ от всех норм и ценностей.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/instituty_socializacii_individa/

Общественные институты социализации личности

Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие социума на человека осуществляется либо прямо, либо опосредованно, то есть через группу, но сами методы воздействия можно свести, опираясь на знания Пиаже, к таким, как: нормы, ценности и знаки. Говоря проще,  определенную систему норм и ценностей посредством знаков передают формирующейся личности именно социум и группа.

Те конкретные группы, в которых личность познает и принимает нормы и ценности, которые являются своеобразными трансляторами социального опыта, принято называть институтами социализации. Группы или отдельные люди, которые способствуют этому, называют, в свою очередь, агентами социализации.

На дотрудовой стадии социализации институтами выступают в период раннего детства, прежде всего, семья и детские дошкольные учреждения, которые играют всё большую роль в современном обществе. В ряде концепций семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации.

Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осмысливают первые нормы и ценности, осваивают первые социальные роли, в этот же момент происходит формирование черт маскулинности и фемининности, понимание половых ролей.

Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает значительное воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации, конечно же, зависит и от типа общества, от его традиций и культуры.

В связи с увеличением числа разводов, малодетности, ослабления позиции отца, трудовой занятости женщины современная семья сегодня не может соответствовать той роли, которую она играла в традиционных обществах, но ее роль в процессе социализации все же остается весьма значительной.

Школа

Во втором периоде ранней стадии основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации. Более того, школа и в более широком смысле обязана подготовить человека к жизни в обществе.

По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, поэтому именно школа задает первичные представления человеку как гражданину, а соответственно способствует его вхождению в гражданскую жизнь.

Школа расширяет возможности для общения ребенка, теперь помимо общения со взрослыми, возможность общения со сверстниками, что само по себе является важнейшим этапом.

С точки зрения социализации, юность — это чрезвычайно важный период в становлении личности. Можно сказать, что юность — это  период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора в самом широком смысле этого слова.

Перед молодыми людьми стоит выбор профессии, партнера по браку, норм поведения, системы ценностей и т.д. Юность — это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений.

При этом принципиальное значение имеет то, насколько такой институт социализации, как школа облегчает или обучает принятию таких решений.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным первым относится не только школа, но и профессиональные учебные заведения, молодежные организации и объединения. Социализация может быть регулируемой и спонтанной.

При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания.

Ученик обогащает свой опыт за счет того, что, по мнению учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, случайным, спонтанным.

На сегодняшний момент исследований в разрезе высших учебных заведений, как институтов социализации, все еще нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Трудовой коллектив

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив. В психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как элементов социализации еще недостаточно.

Конечно, любое исследование трудового коллектива и его последующий анализ можно интерпретировать в разрезе трудовых отношений. Например, стиль лидерства или групповое принятие решений характеризует определенные стороны трудового коллектива как института социализации.

Однако некоторые вопросы остаются все еще без ответа.

 Например, не ясны причины отрыва личности от трудового коллектива, ее уход в антисоциальные группы, когда на смену институту социализации приходит своего рода институт десоциализации в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о её институтах социализации.

На основе жизненных наблюдений в качестве таких институтов можно выделить различные общественные организации, членами которых в большинстве случаев являются пенсионеры, но как бы там не было, если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать и это.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи опыта. Рассмотрение названных учреждений в данном контексте означает лишь своеобразное «извлечение» интересующих нас функций из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Первичная и вторичная социализация

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. Первичные агенты — это ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т.

 д.

Характер вторичной социализации представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с трудовой деятельностью. Вторичная социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты социализации — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.

Источник: https://psychologyc.ru/instituti-sotsializatsii/

ovdmitjb

Add comment