Irvuz

Информативность текста и способы ее повышения

Способы и методы повышения информативности текста

Информативность текста и способы ее повышения

Способы и методы повышения информативности текста

В данном реферате рассматривается тема информативности текста, и требованиям к ней предъявляемым, а так же способы повышения информативности, не нарушая при этом общее восприятие текста.

различным, в зависимости от новизны и полезности информации предоставляемой в тексте.

но и связным, представлять собой целостное произведение, а не состоять из отдельных фрагментов.

Актуальность представленной темы не должна вызывать сомнений, ведь информативность – необходимое качество любого текста.

Информативность текста

Информативность – способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать информацию. Информативность как важнейшее свойство текста характеризует количество содержащийся в нем информации, ее важность и новизну.

При оценке информативности текста важно учитывать два аспекта. Первый – отношение информации текста к знаниям читательской аудитории и ее информационным интересам. Чем больше новой – интересной и понятной информации содержит текст, тем он более информативен.

Эту сторону содержания редактор оценивает при первом, ознакомительном чтении текста.

И второй – это семантические и синтаксические свойства изложения, позволяющие с помощью одинакового числа языковых знаков передавать разную по количеству и качеству информацию

Информацию можно разделить на несколько видов.

Фактуальная информация свойственная любому тексту и отражает явления действительности и их взаимосвязи, это осмысленная автором картина мира, реального или воображаемого, переданная средствами языка.

Фактуальная информация чаще всего выражена вербально с помощью слов, употребленных в своих прямых словарных значениях. Она составляют предметно-логическую основу текста.

В редактировании с фактуальной информацией тесно связано понятие факта.

Концептуальная информация отражает авторскую оценку, интерпретацию темы, явления. Она может быть выражена вербально, т. е. в высказывании, или подразумеваться в контексте.

Такая информация извлекается из текста в целом и обусловлена осмыслением отраженных в нем фактов и их отношений.

Особая разновидность концептуальной информации – информация о самом авторе, его позиции в описываемой ситуации.

Однако такое разделение информации довольно условно, так как авторскую позицию, так или иначе, отражает почти любое высказывание.

Общая цель создания любого текста–сообщение информации. Любой текст заключает в себе какую-либо информацию. Общее количество информации, содержащейся в тексте,–это его информационная насыщенность.

Подтекстовая информация – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая из фактуальной благодаря спосбоности текста порождать ассоциативные значения. На основе подтекстовой информации часто возникает ирония и угадываются намеки. Это наиболее сложная разновидности информации, встречающаяся в СМИ.

Также встречаются следующие виды информации:

косвенная – сведения, передача которых не составляет цель сообщения; ключевая – важнейшие уникальные сведения, которые не могут быть показаны в контексте;

дополнительная, уточняющая

повторная

Для того чтобы проиллюстрировать, как работают различные свойства текста, подвергнем анализу короткое стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей». Вот этот текст:

«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Сначала посмотрим, как различные виды информации реализуются в этом произведении.

Фактуальная информация реализуется последовательным развертыванием сюжета в описании поступков, состояний, характеристик персонажей: самого рассказчика, собаки, воробьев (молодого и старого), а также прямым указанием на место действия (аллея сада) и косвенным указанием на время протекания этого действия (вдруг). Вот сочетания слов, представляющих этот вид информации: «Я возвращался с охоты… собака бежала впереди меня… уменьшила свои шаги… начала красться… увидала молодого воробья… упал из гнезда… собака медленно приближалась… старый воробей камнем упал… заслонил собой свое детище» и так далее, до слов: «Да; не смейтесь».

Концептуальная информация выражена словами: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь». Этими словами Тургенев утверждает свое понимание (концепцию) движущей силы мира.

Прослеживая развертывание сюжета, можно обнаружить разную подтекстовую информацию. Обратите внимание на словосочетание «камнем упал». В нашем сознании невольно возникает образ ястреба или сокола. Ведь именно эти хищные птицы камнем падают на добычу.

Следовательно, воробей здесь уподобляется им по своей смелости, стремительности, решимости. Это подкрепляется и такими словами, как «ринулся», «отчаянный», «порыв» и т. д. информацию можно обнаружить также в словах: «…прыгнул раза два в направлении зубастой пасти».

Здесь явно подразумевается угроза этому «чудовищу». Это подтверждается и тем, что автор называет воробья не птичкой, а «героической птицей».

Восприятие текста

текста–абсолютный показатель качества текста, а – относительный, поскольку степень информативности сообщения зависит от потенциального читателя. «Информативность текста–это степень его смыслосодержательной новизны для читателя, которая заключена в теме и авторской концепции, системе авторских оценок предмета мысли».

кодирования и декодирования текста. Причем декодирование, в силу разных причин, может оказаться полным или неполным. Так различной оказывается «глубина прочтения» текста.

Авторы художественных, газетных текстов, а так же научно-популярных, обычно ориентируются на так называемого среднего читателя (условно – усвоившего программу средней школы). Но само понятие среднего читателя может меняться.

Автор научной статьи, например, ориентируется на специалиста данной отрасли знания. И для данного автора это тоже будет «средний читатель».

Следовательно при определении меры полезности информации в тексте желательно ориентироваться на соответствие / несоответствие уровня читателя информационным качествам текста и, следовательно, уровню автора.

1. соответствующие авторской ориентации, т. е. статусу среднего читателя;

2. не достигшие уровня знаний среднего читателя;

3. читатели, тезаурус которых превышает тезаурус автора.

Из вышеописанного видим, что для читателей третьей группы полезная информация, заключенная в тексте, приблизится к минимуму, а информационная избыточность–к 100%. Вторая группа читателей будет испытывать трудности восприятия текста. Им просто не хватит фоновых знаний, и полезность полученной информации резко сократится.

Повышение информативности текста

Редактор должен помнить, что необходимо избегать сложных предложений, включающих несколько придаточных; в справочных (описательных) аннотациях предпочтительна безглагольная форма изложения; назывные предложения чаще всего применяются в аннотациях текущих информационных библиографических указателей; повествовательная форма изложения распространена в рекомендательных библиографических указателях, но и рекомендательные аннотации должны быть убедительными и простыми до конструкции. Нежелательны разностильность аннотации в пределах одного указателя, смешение одной аннотации глагольной и безглагольной форм изложения.

средствами. В результате этого разрыва объем информации, воспринимаемый читателем, может оказаться неадекватным. Причины такого несоответствия могут быть объективными, поскольку связаны с закономерностями построения текста, с асимметричностью языкового знака, и субъективными, связанными со степенью подготовленности читателя, с объемом фоновых знаний, в частности.

Для Повышения информативности текста существуют два пути:интенсивный и В рамках этих двух путей существуют различные способы, вряд ли их все можно учесть, тем более,что во множестве редактируемых текстов, возникают разные потребности в этом. То, что считается избыточным в одном тексте, может оказаться необходимым–в другом.

Интенсивный способ повышения информативности текста связан с процессом свертывания информации за счет сокращения объема текстового пространства при сохранении объема самой информации. Свертывание информации позволяет ту же самую мысль передать более экономичными речевыми средствами. Как уже было показано, это достигается повышением структурной напряженности текста.

Экстенсивный способ повышает информативность путем увеличения объема самой информации. Применение его приводит к максимальной детализации изложения, что позволяет глубже проникнуть в сущность явления, раскрыть связи и отношения исследуемого объекта с внешним миром.

Так же немаловажную роль в повышении информационных и информативных качеств текста играют сноски, ссылки, системы указателей и полей, выделения курсивом, разрядкой и т. д.

По своей сущности они являются дополнительной информацией, поскольку связаны с введением дополнительных знаков, однако их роль заключается не в пояснении ранее сказанного, а в обеспечении целенаправленного поиска нужной информации.

Работа редактора с информацией

информация, когда как в таком типе повествования как размышление – концептуальная.

Так же известно, что методы работы с фактуальной информацией, схожи с методами работы над фактической информацией. На этом основании к произведениям предъявляются следующие требования:

– Нельзя перегружать текст цифрами, так как это затрудняет его чтение;

– Цифра должна быть говорящей, так как в тексте рассчитанном на массового читателя, важна не столько она, сколько то явление, которое она иллюстрирует;

– Редактор должен позаботиться о том, чтобы цифры легко воспринимались в нужной грамматической форме;

– связанные по смыслу цифры в тексте должны быть сопоставимы, т. е. представлены в одних единицах измерения, причем в соответсвии с издательскими правилами.

Концептуальная информация не всегда ясно и четко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Больше того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

В редакторском анализе и оценке фактической стороны произведения выделяют две части:

– одна касается существа самих фактов, которые преподносит автор читателю, их значимости, новизны, системности, что и определяет ценность произведения;

Первая задача – оценить, насколько факты отвечают основным методологическим требованиям к ним.

Эти требования:

1. Отбирать факты не произвольно (те, что нужны автору, взяты, а те, что мешают, отброшены);

2. Учитывать, что факты в действительности не остаются неизменными, меняются (одни вот-вот исчезнут, другие набирают силу);

3. Не оперировать фактами изолированно от других, с ним связанных.

Если не соблюдать эти требования, выводы представленные в произведении, будут ослабленными, а в худшем случае – несостоятельными.

– оценить, насколько факты отвечают той роли, которую они должны играть в каждом данном случае.

Роли эти таковы:

А) опора, основа для выводов;

Б) чистая информация;

В) конкретизация общих изложений;

Г) иллюстрирование общих изложений.

Точно оценить факты безотносительно к их роли невозможно.

Третья задача

На основании рассмотренного вопроса и изученных материалов, по этой теме, можно выделить несколько актуальных требований к информативности текста:

– наличие избыточной информации, для придания тексту целостности и отсутствия фрагментарности.

– присутствие эксплицитных и имплицитных форм выражения для придания тексту таких качеств, какнапряженность иненапряженность.

Так же необходимо отметить, что при работе с информацией, необходимо убедиться в ее достоверности, правильности и точности. Избегать использования непроверенной, или неполной информации. Для этого необходимо использовать различные источники информации, по возможности не зависимые друг от друга, и освещающие одно и то же явление с разных сторон и взглядов.

В заключение хочется отметить, что хотя теория текста и изучена достаточно широко, информация на эту тему не лежит на поверхности. В современных учебниках она встречается, но чтобы найти ее необходимо приложить некоторые усилия, изучая похожие материалы, по смежным темам, так или иначе пересекающимся с общими понятиями об информативности текста.

Литература

2. Валгина Н. С. Теория текста: Учебное пособие. – М.: ЛОГОС, 2003. – 280 с.

3. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С. Г., Васильев В. И.,

5. Под общ. ред. Антоновой С. Г., д. ф. н. М.: Издательство МГУП, 2002. – 468 с.

6. И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: «Наука», 1982.

7. Мильчин А. Э. Методика редактирования текста. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – 524 с.

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-journalism/76/75135.htm

Реферат: Информативность текста и способы ее повышения

Информативность текста и способы ее повышения

Реферат по дисциплине логические основы редактирования

Восточно-украинский национальный университет  имени Владимира Даля

Луганск – 2005

Введение

цель создания текста – сообщение информации. Общее количество информации, содержащейся в тексте – это его информационная насыщенность. У разных текстов этот показатель может быть различным в зависимости от новизны и полезности информации.

Информативность текста тесно связана с его связностью и цельностью. Если он не представляет собой единой структуры, то о какой информативности может идти речь? Однако ставить между этими понятиями знак равенства тоже неверно: связность и цельность могут присутствовать в тексте, но информативности как таковой в нем не будет (пример этого будет приведен ниже).

И еще одно замечание: к сожалению, хотя теория текста изучена достаточно хорошо, почти ни в одном из современных учебников ничего не сказано об информативности текста. Этот материал был найден только в учебнике Н.С. Валгиной «Теория текста» [1], поэтому теоретическим основанием данного реферата является именно этот учебник.

Актуальность представленной темы не должна вызывать сомнений, ведь информативность – необходимое качество любого текста.

1. Информативность текста.

Для начала определимся с основным понятием реферата: «Информативность текста – это степень его смысловой и содержательной новизны для читателя, которая заключена в теме и в авторской концепции, системе авторских оценок предмета мысли» [1; 231].

Н.С. Валгина говорит о том, что «поверхностная структура высказывания (количество языковых знаков, присутствующих в нем) и глубинная структура (количество информации, заключенной в нем) не совпадают попросту – слов меньше, чем выражаемых смыслов» [1, 231].

Таким образом, понимаем, что при укрупении/уменьшении одной из структур возникают явления семантической экономии или избыточности. Первая создает условия для повышения информационной насыщенности текста при минимальной затрате речевых средств. Вторая же может быть прямо противоположной.

При этом ее можно рассматривать или как недостаток текста – и тогда избыточность подлежит удалению, или как определенный стилистический прием.

В связи с возможностью разного способа представления информации в тексте – экономного и избыточного – существенной оказывается проблема авторского намерения и читательского восприятия сообщения, т.е. различной оказывается «глубина прочтения» текста.

Тут авторам и редакторам следует помнить, что для разных читателей критерий «экономности-избыточности» окажется разным.

Избыточной информации не должно быть слишком много, иначе текст будет труден для прочтения, но все-таки она должна быть, иначе текст будет труден для восприятия.

«Понятия избыточной информации и свернутой информации обычно рассматриваются на уровне целого текста. Однако эти качества избыточности и свернутости применимы и к отдельным высказываниям, и к фрагментам текста, в которые включаются эти высказывания, т.е.

на уровне минимальных единиц. Как правило, наиболее естественным при создании текста оказывается стремление сократить словесную представленность смысловых компонентов.

Поэтому сжатие двух-трех сообщений в одно простое предложение с сохранением объема информации – это закономерное явление…» [1; 233-234].

Также Н.С. Валгина отмечает, что «при построении текста с учетом его информационно-прагматических установок эти качества языковых единиц учитываются. Словесно избыточные фразы – это грамматически и логически развернутые структуры, претендующие на предельную точность передаваемого смысла. Такие фразы предпочтительнее в текстах официальных, научных, учебных.

Свернутые структуры могут привести к двусмысленности, неопределенности, нечеткости в выражении мысли, к логическим смещениям. При необходимости свернутые структуры больше используются в текстах художественных, иносказательных, афористичных.

Текст соответственно своим запрограммированным качествам ориентируется на эти особенности языкового знака и устанавливает определенную меру в этом взаимоотношении знака и смысла» [1; 234].

Кроме понятий «семантическая экономия» и «семантическая избыточность» следует помнить о связанных с ними качествах «напряженности/ненапряженности» текста.

Вот как об этом пишется в учебнике: «Информационная насыщенность текста может быть рассмотрена не только с точки зрения полезности/неполезности информации для данной категории читателя, но и с точки зрения строения составляющих текст речевых единиц.

Эксплицитные и имплицитные формы выражения мысли (содержания) приводят к появлению таких качеств текста, как напряженность и ненапряженность. Напряженность текста можно повысить или снизить, исходя из назначения самого текста. Сама степень напряженности/ненапряженности изложения может быть стилеобразующим фактором.

Например, в текстах научных, особенно – научно-учебных, желательно словесное заполнение смысловых пустот, так как слишком напряженный текст может привести к неопределенности восприятия. Ненапряженный текст – логически развернутый текст, без пропуска смысловых звеньев, без скачков в тема-рематических последовательностях.

Однако всегда есть стремление в разумных пределах сократить изложение без потери смысла, т.е. желание повысить в той или иной мере напряженность текста (независимо от его вида)» [1; 234-235]. И далее: «Возьмем пример: Я вошел в комнату. Через большое окно был виден угол противоположного дома.

В таком контексте нарушена тема-рематическая последовательность. Восстановим это пропущенное звено, т.е. представим тему «окна» во втором предложении: Я вошел в комнату. В ней было большое окно. Через него был виден угол противоположного дома. Вряд ли такой вариант кого-либо устроит, так как он в информационном плане избыточен.

Но это бытовой текст, а если взять научный, учебный текст, где информационно важные части сообщения содержат термины? Такие пропуски могут привести к смещению понятий и, следовательно, в информационном отношении текст окажется неполноценным. Информационная наполненность не обязательно связана с пропуском терминов-понятий; затруднения могут возникнуть и при недостаточной логической развернутости высказываний.

Включение новой информации в тему, минуя одну из ступеней в нарастании информации, способствует «сгущению» смысла: пропущенные звенья содержания представляются имплицитно» [1; 235].

Таком образом, видим, что с понятием информативности текста тесно связаны понятия семантической экономии/избыточности, а также напряженности/ненапряженности текста. Все это необходимо знать и учитывать редактору и издателю при редактировании и выпуске в свет книги.

2. Способы повышения информативности

Для рассмотрения этого вопроса снова воспользуемся книгой Н.С. Валгиной «Теория текста»: «Ориентация на определенную меру прагматической (новой, полезной) информации помогает более целесообразно повышать информативность текста. Для этого существуют два пути: интенсивный и экстенсивный.

В рамках этих двух путей существуют разные способы повышения информативности текста, вряд ли их все можно учесть, тем более что в разных текстах возникают разные потребности в этом. То, что считается избыточным в одном тексте, может оказаться необходимым – в другом.

Чтобы установить необходимую меру и получить искомое, нужно учитывать целевую заданность сообщения.

Оба пути повышения информативности текста осуществляются при учете таких текстовых категорий, как эксплицитность и имплицитность при передаче смысла; напряженность и ненапряженность структуры; речевая избыточность и недостаточность. При этом учитывается и тот факт, что уменьшение количества знаков для передачи информации не обязательно означает увеличения самой информации, хотя чаще всего так и случается, так как увеличивается смысловая емкость знаков.

Интенсивный способ повышения информативности текста связан с процессом свертывания информации за счет сокращения объема текстового пространства при сохранении объема самой информации. Свертывание информации позволяет ту же самую мысль передать более экономичными речевыми средствами. Это достигается повышением структурной напряженности текста.

Экстенсивный способ повышает информативность путем увеличения объема самой информации. Применение его приводит к максимальной детализации изложения, что позволяет глубже проникнуть в сущность явления, раскрыть связи и отношения исследуемого объекта с внешним миром.

Экстенсивный способ повышения информативности текста связан с введением дополнительной информации, которая конкретизирует, поясняет, расширяет знания о предмете сообщения. Этот путь в силу своего назначения предполагает увеличение количества речевых единиц.

Наиболее типичными реализациями экстенсивного способа являются дефиниции в энциклопедиях и словарные статьи, в которых раскрывается сущность явления или предмета.

Словарные статьи могут быть более детализированными по содержанию или менее детализированными, т.е. разными по объему информации в соответствии с разными установками текста. Ср.: Формат (от лат. – придаю форму) (полиграф.), линейные размеры (длина и ширина или высота) печатной формы, листа бумаги, книжного блока и т.п., выраженные в метрич. или типометрич. единицах (СЭС. 1979).

Формат, – а, м. Размер печатного издания, тетради, листа. Алъбом большого формата. Ф. наборной полосы, //прил. форматный, -ая, -ое (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. 1995)» [1; 238-239].

Таким образом, одна и та же информация передается разным количеством языковых знаков, с упоминанием разного количества имеющихся признаков.

Кроме того, «немаловажную роль в деле повышения информационных и информативных качеств текста играют различного рода сноски, ссылки, системы указателей и полей, выделения курсивом, разрядкой и т.д.

По своей сущности они являются также дополнительной информацией, поскольку связаны с введением дополнительных знаков, однако их роль заключается не в пояснении ранее сказанного, а в обеспечении целенаправленного поиска нужной информации» [1; 240].

Таковы основные способы повышения информативности текста.

3. Отсутствие информативности в тексте

В качестве иллюстрации будет приведен текст, принесенный в редакцию для опубликования:

“Любовь, морковь и прочие премудрости…

Несмотря на то, что с момента начала нового учебного года прошел практически месяц, молодежи как то совсем не до учебы. Единственная тема на которую никогда не надоедает говорить – это любовь.

И действительно как можно учить уроки, когда за окном еще так тепло и изо всех сил хочется хоть на денечек продлить лето, а потом еще на денечек и еще… Поэтому можно с уверенностью сказать, что единственная проблема, которая волнует молодежь в данный момент – это любовь, а не какая-нибудь там учеба и последующие за ней экзамены.

Я, конечно, не отрицаю существование людей, у которых на первом месте учеба, и среди моих знакомых пару-тройку таких личностей отыскать вполне реально, но речь сейчас не о них. В связи с этим можно легко объяснить обращение к учителю с просьбой: «А давайте поговорим о любви!».

Это вовсе не означает, что все те представители молодежи не хотят учиться, просто после лета очень тяжело снова втягиваться в учебный процесс. Тяжело не только поколению NEXT, поэтому и учителя после недолгого сопротивления активно обсуждают извечный вопрос «А бывает ли любовь с первого взгляда?».

И вот здесь мнения расходятся, причем каждый стремится доказать свою точку зрения. Затем следуют примеры из жизни, частенько даже из жизни замечательных людей (в смысле знаменитых).

Предупреждая гневные возгласы читающих эти строки типа «И чем же они занимаются во время учебного процесса! И о чем же это они говорят? Может быть даже о том, чего и в природе не существует!», отвечаю: во-первых, мы учимся искусству полемики, а во-вторых, это повод вспомнить, а то и узнать что-то новое из жизни и творчества все тех же замечательных людей. Пользуясь случаем выскажу свое мнение относительно любви с первого взгляда. По моему глубокому убеждению любви с первого взгляда как таковой не бывает. Просто у людей возникает взаимное влечение. И если потом они могут мириться с недостатками друг друга, это называется любовью. Но это так, между прочим. А вообще, как всегда твердят нам наши родители: «На первом должна быть учеба!». На что я бы ответила так: «Делу время и потехе час»”.

Как видим, тексту не присуще качество информативности. Тема банальна, плюс ко всему даже и она не раскрыта. Отсутствие логической структуры не позволяет говорить о напряженности или ненапряженности текста. Многочисленные логические ошибки и неоправданные тема-рематические скачки сбивают с толку. К тому же, текст несовершенен и с точки зрения орфографии и пунктуации.

На представленном примере можно убедиться, во-первых, как важна вообще логика для текста, и, во-вторых, как важно наличие прагматичной информации, без которой представленный фрагмент сложно назвать текстом.

Выводы

Изучив представленные материалы, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, информативность – неотъемлемая часть любого текста. Анализируя ее, выделяют такие качества как семантическая экономия и избыточность, а также напряженность/ненапряженность структуры.

Именно эти качества влияют на информативность текста, а потому знать их необходимо каждому редактору и издателю.

Не будет лишним и для авторов ознакомиться с этими категориями, поскольку это позволит усилить информационную выразительность произведения.

Во-вторых, существуют два основных способа повышения информативности – интенсивный и экстенсивный. Первый, как уже известно, заключается в свертывании информации за счет сокращения объема текстового пространства при сохранении объема самой информации; второй – в увеличении объема информации.

Умело оперируя как первым, так и вторым способами, автор и редактор смогут добиться наиболее оптимальной информативности текста. Это в свою очередь будет способствовать наиболее «глубокому» прочтению и пониманию текста реципиентом, и таким образом, авторский замысел будет реализован максимально.

Список литературы

1. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.: ЛОГОС, 2003. – 280с.

Источник: https://4itaem.com/referat_read/98434

База рефератов

Информативность текста и способы ее повышения

В данном реферате рассматривается тема информативности текста, и требованиям к ней предъявляемым, а так же способы повышения информативности, не нарушая при этом общее восприятие текста.

Основная цель, преследуемая автором при создании текста – сообщение информации. Информационной насыщенностью текста называется общее количество информации присутствующей в нем. Этот показатель может быть различным, в зависимости от новизны и полезности информации предоставляемой в тексте.

Информативность текста тесно связана с его связностью и цельностью. Если он не представляет собой единой структуры, то ни о какой информативности не может идти речи. Текст должен быть не только информативен, но и связным, представлять собой целостное произведение, а не состоять из отдельных фрагментов.

Актуальность представленной темы не должна вызывать сомнений, ведь информативность – необходимое качество любого текста.


Информативность текста

Информативность – способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать информацию. Информативность как важнейшее свойство текста характеризует количество содержащийся в нем информации, ее важность и новизну.

При оценке информативности текста важно учитывать два аспекта. Первый – отношение информации текста к знаниям читательской аудитории и ее информационным интересам. Чем больше новой – интересной и понятной информации содержит текст, тем он более информативен.

Эту сторону содержания редактор оценивает при первом, ознакомительном чтении текста.

И второй – это семантические и синтаксические свойства изложения, позволяющие с помощью одинакового числа языковых знаков передавать разную по количеству и качеству информацию

Информацию можно разделить на несколько видов.

Фактуальная информация свойственная любому тексту и отражает явления действительности и их взаимосвязи, это осмысленная автором картина мира, реального или воображаемого, переданная средствами языка.

Фактуальная информация чаще всего выражена вербально с помощью слов, употребленных в своих прямых словарных значениях. Она составляют предметно-логическую основу текста.

В редактировании с фактуальной информацией тесно связано понятие факта.

Концептуальная информация отражает авторскую оценку, интерпретацию темы, явления. Она может быть выражена вербально, т.е. в высказывании, или подразумеваться в контексте.

Такая информация извлекается из текста в целом и обусловлена осмыслением отраженных в нем фактов и их отношений.

Особая разновидность концептуальной информации – информация о самом авторе, его позиции в описываемой ситуации.

Однако такое разделение информации довольно условно, так как авторскую позицию, так или иначе, отражает почти любое высказывание.

Общая цель создания любого текста – сообщение информации. Любой текст заключает в себе какую-либо информацию. Общее количество информации, содержащейся в тексте, – это его информационная насыщенность.

Подтекстовая информация – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая из фактуальной благодаря спосбоности текста порождать ассоциативные значения. На основе подтекстовой информации часто возникает ирония и угадываются намеки. Это наиболее сложная разновидности информации, встречающаяся в СМИ.

Также встречаются следующие виды информации:

косвенная – сведения, передача которых не составляет цель сообщения; ключевая – важнейшие уникальные сведения, которые не могут быть показаны в контексте;

дополнительная, уточняющая – та, что развивает и конкретизирует ключевую и обусловливается ею;

повторная – любое последующее упоминание уже названных реалий.

Для того чтобы проиллюстрировать, как работают различные свойства текста, подвергнем анализу короткое стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей». Вот этот текст:

«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Сначала посмотрим, как различные виды информации реализуются в этом произведении.

Фактуальная информация реализуется последовательным развертыванием сюжета в описании поступков, состояний, характеристик персонажей: самого рассказчика, собаки, воробьев (молодого и старого), а также прямым указанием на место действия (аллея сада) и косвенным указанием на время протекания этого действия (вдруг). Вот сочетания слов, представляющих этот вид информации: «Я возвращался с охоты… собака бежала впереди меня… уменьшила свои шаги… начала красться… увидала молодого воробья… упал из гнезда… собака медленно приближалась… старый воробей камнем упал… заслонил собой свое детище» и так далее, до слов: «Да; не смейтесь».

Концептуальная информация выражена словами: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь». Этими словами Тургенев утверждает свое понимание (концепцию) движущей силы мира.

Прослеживая развертывание сюжета, можно обнаружить разную подтекстовую информацию. Обратите внимание на словосочетание «камнем упал». В нашем сознании невольно возникает образ ястреба или сокола. Ведь именно эти хищные птицы камнем падают на добычу.

Следовательно, воробей здесь уподобляется им по своей смелости, стремительности, решимости. Это подкрепляется и такими словами, как «ринулся», «отчаянный», «порыв» и т.д. Подтекстовую информацию можно обнаружить также в словах: «…прыгнул раза два в направлении зубастой пасти».

Здесь явно подразумевается угроза этому «чудовищу». Это подтверждается и тем, что автор называет воробья не птичкой, а «героической птицей».

Восприятие текста

Информационная насыщенность текста – абсолютный показатель качества текста, а информативность – относительный, поскольку степень информативности сообщения зависит от потенциального читателя. «Информативность текста – это степень его смыслосодержательной новизны для читателя, которая заключена в теме и авторской концепции, системе авторских оценок предмета мысли».

В связи с возможностью разного способа представления информации в тексте – экономного и избыточного – существенной оказывается проблема авторского намерения и читательского восприятия сообщения, т.е. кодирования и декодирования текста. Причем декодирование, в силу разных причин, может оказаться полным или неполным. Так различной оказывается «глубина прочтения» текста.

Авторы художественных, газетных текстов, а так же научно-популярных, обычно ориентируются на так называемого среднего читателя (условно – усвоившего программу средней школы). Но само понятие среднего читателя может меняться.

Автор научной статьи, например, ориентируется на специалиста данной отрасли знания. И для данного автора это тоже будет «средний читатель».

Следовательно при определении меры полезности информации в тексте желательно ориентироваться на соответствие / несоответствие уровня читателя информационным качествам текста и, следовательно, уровню автора.

Как правило читателей можно подразделить на три группы:

1. соответствующие авторской ориентации, т.е. статусу среднего читателя;

2. не достигшие уровня знаний среднего читателя;

3. читатели, тезаурус которых превышает тезаурус автора.

Из вышеописанного видим, что для читателей третьей группы полезная информация, заключенная в тексте, приблизится к минимуму, а информационная избыточность – к 100%. Вторая группа читателей будет испытывать трудности восприятия текста. Им просто не хватит фоновых знаний, и полезность полученной информации резко сократится.

Повышение информативности текста

Редактор должен помнить, что необходимо избегать сложных предложений, включающих несколько придаточных; в справочных (описательных) аннотациях предпочтительна безглагольная форма изложения; назывные предложения чаще всего применяются в аннотациях текущих информационных библиографических указателей; повествовательная форма изложения распространена в рекомендательных библиографических указателях, но и рекомендательные аннотации должны быть убедительными и простыми до конструкции. Нежелательны разностильность аннотации в пределах одного указателя, смешение одной аннотации глагольной и безглагольной форм изложения.

Информативность текста возрастает за счет учета при его создании фоновых знаний. Текст, как правило, являет собой несоответствие объема информации, заложенного в нем, и объема информации, выраженного вербальными средствами.

В результате этого разрыва объем информации, воспринимаемый читателем, может оказаться неадекватным.

Причины такого несоответствия могут быть объективными, поскольку связаны с закономерностями построения текста, с асимметричностью языкового знака, и субъективными, связанными со степенью подготовленности читателя, с объемом фоновых знаний, в частности.

Для Повышения информативности текста существуют два пути: интенсивный и экстенсивный. В рамках этих двух путей существуют различные способы, вряд ли их все можно учесть, тем более, что во множестве редактируемых текстов, возникают разные потребности в этом. То, что считается избыточным в одном тексте, может оказаться необходимым – в другом.

Интенсивный способ повышения информативности текста связан с процессом свертывания информации за счет сокращения объема текстового пространства при сохранении объема самой информации. Свертывание информации позволяет ту же самую мысль передать более экономичными речевыми средствами. Как уже было показано, это достигается повышением структурной напряженности текста.

Экстенсивный способ повышает информативность путем увеличения объема самой информации. Применение его приводит к максимальной детализации изложения, что позволяет глубже проникнуть в сущность явления, раскрыть связи и отношения исследуемого объекта с внешним миром.

Так же немаловажную роль в повышении информационных и информативных качеств текста играют сноски, ссылки, системы указателей и полей, выделения курсивом, разрядкой и т.д.

По своей сущности они являются дополнительной информацией, поскольку связаны с введением дополнительных знаков, однако их роль заключается не в пояснении ранее сказанного, а в обеспечении целенаправленного поиска нужной информации.

Работа редактора с информацией

информативность текст редактор восприятие

Редактор, при работе с текстом, должен понимать и определять какие виды информации использовать в текстах различных типов. Например, в описании чего-либо, повествовании, используется больше фактуальная информация, когда как в таком типе повествования как размышление – концептуальная.

Так же известно, что методы работы с фактуальной информацией, схожи с методами работы над фактической информацией. На этом основании к произведениям предъявляются следующие требования:

– Нельзя перегружать текст цифрами, так как это затрудняет его чтение;

– Цифра должна быть говорящей, так как в тексте рассчитанном на массового читателя, важна не столько она, сколько то явление, которое она иллюстрирует;

– Редактор должен позаботиться о том, чтобы цифры легко воспринимались в нужной грамматической форме;

– связанные по смыслу цифры в тексте должны быть сопоставимы, т.е. представлены в одних единицах измерения, причем в соответсвии с издательскими правилами.

Концептуальная информация не всегда ясно и четко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Больше того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

В редакторском анализе и оценке фактической стороны произведения выделяют две части:

– одна касается существа самих фактов, которые преподносит автор читателю, их значимости, новизны, системности, что и определяет ценность произведения;

– Другая связана с точностью, достоверностью, безошибочностью того, что преподносится в качестве фактов, с приемами, которые помогают редактору не прозевать такого рода недостатки.

Эти две стороны определяют задачи редактора.

Первая задача – оценить, насколько факты отвечают основным методологическим требованиям к ним.

Эти требования:

1. Отбирать факты не произвольно (те, что нужны автору, взяты, а те, что мешают, отброшены);

2. Учитывать, что факты в действительности не остаются неизменными, меняются (одни вот-вот исчезнут, другие набирают силу);

3. Не

Источник: https://uchi.ucoz.ru/load/baza_referatov/zhurnalistika/sposoby_i_metody_povyshenija_informativnosti_teksta/42-1-0-49949

ovdmitjb

Add comment