Irvuz

Индивидуальная психология Адлера

Индивидуальная психология: понятие, теория и практика. Австрийский психолог Альфред Адлер

Индивидуальная психология Адлера

Индивидуальная психология Адлера является одной из самых известных психологических теорий, которые повлияли на современные концепции, а также оказали влияние в целом на доктрину современной социлогии и психологии в целом.

Биография Альфреда Адлера

Альфред родился в небогатой многодетной семье еврейского происхождения. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред общался и играл с соседскими детьми, которые всегда охотно принимали его в свою компанию.

Таким образом, он находил среди приятелей то ощущение признания и собственной ценности, которого его лишили дома.

Влияние этого опыта можно проследить в последующей работе Адлера, когда он выделяет важность эмпатии и общих ценностей, именуя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, человек способен реализовать свой потенциал и стать полезным членом социума.

Идеи Адлера

Адлер хотел создать психологию, близкую к реальной жизни, которая позволила бы понять других людей по их биографиям, которые всегда разные.

Работы, которые он публиковал с 1920 года, а также его лекции должны были сделать его психологию доступной для всех и сделать ее общепонятной. В 1920-х годах он дал серию лекций в Вене и опубликовал их в 1927 году под названием «Знание о человеческой природе».

Период Первой мировой войны был эпохой, в которой развилась индивидуальная психология. В рамках школьной реформы в австрийской столице Адлер и его сотрудники открыли около 30 образовательных и консультационных учреждений.

В 1920 году он был назначен директором первой венской клиники, посвященной детской психологии, и преподавал в педагогику в городе.

С опубликованием работы «Практика и теория индивидуальной психологии» (1930), в которой содержались лекции для введения в психотерапию для врачей, психологов и учителей, Адлер начинает более подробно раскрывать свою теорию.

Происхождение индивидуальной психологии

Индивидуальная психология Адлера заменяет объяснительный принцип Фрейда, что все поведение человека завязано на сексуальном либидо, на «компенсацию» чувства неполноценности.

«Быть ​​человеком — чувствовать себя неполноценным», — пишет Адлер. задача для человека — ликвидировать это чувство.

В своих ранних работах он использовал, например, комплекс Наполеона, чтобы проиллюстрировать свою теорию на практике.

Социологи доработали теорию о комплексе неполноценности на более широком уровне, учитывая культурное, экономическое и политическое понимание термина. Адлер вскоре заинтересовался психологией физических расстройств и встретил Зигмунда Фрейда в 1899 году, с которым он сформировал Психоаналитическое общество в Вене, президентом которого стал.

На Адлера оказали влияние идеи Ганса Вайхингера (немецкого философа-пессимиста) о влиянии на поведение определенных факторов. Теория индивидуальной психологии складывалась из многих доктрин, разнообразных философских и психоаналитических течений. Адлер вывел понятия органической неполноценности и сверхкомпенсации, которые до сих пор используют психологи.

Расхождение с Фрейдом по теме влияния либидо и подавления вытеснения чувств произошло в 1911 году на Конгрессе психоанализа в Веймаре, а Общество индивидуальной психологии было сформировано в 1912 году. Адлер считает, что теорию подавления (вытеснения) следует заменить по понятие «защитных тенденций эго» как невротического состояния, вытекающего из чувств неполноценности и сверхкомпенсации.

Индивидуальная психология родилась из этого разлома в Венском психоаналитическом обществе и появления Общества индивидуальной психологии. С тех пор наряду с фрейдистским психоанализом сосуществует индивидуальная психология Альфреда Адлера, которую ее создатель будет широко распространять до своей смерти в 1937 году, находя время между консультациями, курсами и конференциями.

В то время как Фрейд изначально придавал в своем открытии огромную роль и значение сексуальности в появлении неврозов (либидо), Адлер же настаивал на властных инстинктах, «компенсациях чувств неполноценности» и на постоянном соперничестве, которое вытекает из всех этих невротических чувств и эмоциональной составляющей. Влияние Фрейда на Адлера, конечно, нельзя недооценивать.

Однако в научных кругах существует мнение, что у Адлера до встречи с Фрейдом были собственные концепции.

Взаимодействуя с Зигмундом Фрейдом, он сохранял свое понимание человеческой психики, а покинув его, создал теории, отличавшиеся от психоанализа Фрейда.

Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым специалистом, уже разработавшим собственную концепцию индивидуальной психологии.

Теория Адлера

В отличие от Фрейда, Адлер был убежден, что человеческая личность подразумевает определенную завершенность, что его поведение, в самом широком смысле этого слова, всегда является функцией цели, ориентированной с детства. Он назвал «сценарий жизни» этой фундаментальной ориентацией, задолго до знаменитого «фундаментального плана» Жана-Поля Сартра.

Для Адлера все «ценности» рождаются из потребностей социальной жизни. В более широком смысле, по его мнению, основой всего является развитое чувства сообщества, способного гармонизировать индивидуальные потребности и потребности общества.

Адлер признает, что жизнь — это борьба. Человек должен каким-то образом бороться, стремясь доминировать тем или иным способом.

Провал в этой врожденной тенденции к власти и доминированию порождает то, что, по-видимому, является лейтмотивом индивидуальной психологии — «чувством неполноценности».

Говоря кратко, индивидуальная психология ставит своей задачей изучение комплексов личности и психологических компенсаций, которые были заложены в детском возрасте.

У ребенка, который должен постоянно превосходить свои возможности (по требованию его родителей или лиц, воспитывающих его), эта властная тенденция особенно сильна. Однако поскольку ограничения, которые ставит ему его окружение, главным образом родители, заставляют его подавлять желания. Таким образом, явный конфликт первых лет неизбежен.

Адлер считает, что чувство неполноценности является «естественным» в ребенке, слабость которого реальна по сравнению со взрослыми, однако в дальнейшем, с развитием личности человека оно должно исчезнуть, и исчезнет, ​​если потребность в самоутверждении и развитии удовлетворены в позитивном ключе, то есть в социальной или культурной действительности.

В противном случае, чувство неполноценности кристаллизуется и становится «сложным». Согласно данной теории, неполноценность порождает в качестве автоматического последствия поиск компенсации, уже на уровне физиологической жизни. Таким образом, «компенсация» представляется ему ключевым понятием, так же как и фрейдовское «вытеснение».

Предмет индивидуальной психологии

Название теории Адлера «Индивидуальная психология» происходит от латинского слова individum (неделимый) и выражает идею цельности психической жизни людей, в частности, отсутствие границ и противоречий между сознанием и подсознание. Через поведение и жизненный уклад любого человека красной нитью проходит его жизненный стиль, направленный на реализацию жизненных целей (в более поздних работах — смысла жизни).

Цель, смысл и стиль жизни человека формируются в первые 3-5 лет и обусловлены особенностями семейного воспитания. Своим предметом изучения индивидуальная психология ставит освещение проблем души и тела.

Чувство неполноценности

Когда человек рождается с физической, конституциональной, органической или социальной неполноценностью, возникает целая серия определенных бессознательных процессов, как физиологических, так и психических, для восстановления некоторого баланса, чтобы вызвать механизмы, которые как-то компенсирует эту неполноценность. С этой точки зрения фрейдистское «либидо», судя по всему, подчинено «инстинкту» господства.

Проявление комплекса

Например, любвеобильный характер Дон Жуана лучше объясняется тщеславием и стремлением к власти, а не эротикой и большой страстью к женщинам.

Адлер также считает, что существуют и женщины-донжуаны, чье поведение выражает намерение доминировать и унижать мужчину.

Мужеподобных женщин он считал обладательницами специфического комплекса неполноценности, с желанием тотального контроля над противоположным полом.

По его мнению, это может легко привести к фригидности или гомосексуализму.

Адлер считал, что необходимость доминировать также может проявляться под видом сострадания и самоотверженности, заставляя женщин любить слабое или искалеченное существо.

Он также считает, что неполноценность, проявленная в это время в жизни, может сыграть большую роль в неврозах, которые так часты в критическом возрасте.

Учение о неврозах

В дополнение к описанию нормальной психики австрийский психолог Адлер Альфред занимался описанием явлений, которые помогают понять человеческую личность, приобрести знание о человеке — он рассматривал девиантные и патологические психические отклонения как врач. Согласно принципу единства психических процессов, он видел в этих девиациях ошибочные ответы на требования жизни.

Ощущение сильного чувства неполноценности (понятие комплекса неполноценности) может привести к чрезмерной компенсации в виде преувеличенного стремления к доминированию, огромной воли к власти.

Адлер считал, что понятие невроза является связующим звеном между нормальной и невротической психологией.

Он читал психоз более острой формой невроза, поэтому, по его мнению, его можно лечить с помощью психоанализа.

Типы компенсации комплексов

Каждый человек, по словам Адлера, думает и действует исходя из образа собственного Я и своих жизненных целей, невротик же, по его мнению, тот, кто чрезмерно мобилизует свои психические силы, чтобы реагировать на чувство неполноценности. Такие люди чаще всего полностью ориентированы на фиктивную цель власти и превосходства.

Таким образом, невротика его иррациональные комплексы заставляют действовать и жить, подчиняясь инстинктам господства его собственного эго. Адлер заявлял, что необходимость компенсировать чувство неполноценности при неврозе является основной и ключевой проблемой невротика.

Адлер видит в крайней восприимчивости и чувствительности начинающийся признак чувства неполноценности. Такого невротика очень легко эмоционально задеть. Людям, страдающим неврозами, присущи патологические формы ревности, зависти, обиды.

Существует также и компенсация положительная, даже триумфальная: когда человек, который, столкнувшись со своим чувством неполноценности, решительно преодолел его до такой степени, что результат оказался больше, чем он мог бы получить, если бы он не страдал ни комплексом, ни стремлением к патологической власти.

Публикации Альфреда Адлера

Основателем индивидуальной психологии в Европе и США публикуются статьи и важные работы: «Лечение и просвещение», «Руководство по индивидуальной психологии», «Знание человека», «Нервный темперамент».

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии».

Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

Влияние Адлера и его концепций

Индивидуальная психология внесла большой вклад в психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию. Последователи индивидуальной психологии в Западной Европе и США объединены в ассоциации психологов-индивидуалистов. Также существуют институты индивидуальной психологии и журналы, которые развивают эту концепцию на немецком и английском языках.

Источник: https://FB.ru/article/354533/individualnaya-psihologiya-ponyatie-teoriya-i-praktika-avstriyskiy-psiholog-alfred-adler

Индивидуальная психология Адлера

Индивидуальная психология Адлера

Индивидуальная психология Альфреда Адлера возникла как результат переосмысления основных положений психоанализа.

Адлер, поначалу с восторгом воспринявший идеи Фрейда и активно с ним сотрудничавший, вскоре понял, что его собственные взгляды расходятся с мнением основателя психоаналитической концепции. Сейчас индивидуальная психология рассматривается не как ответвление психоанализа, а как самостоятельная концепция, а идеи Адлера считают сформировавшимися еще до встречи с Фрейдом.

Последние годы жизни Альфред Адлер провел в США, где индивидуальная психология снискала значительную популярность в довоенное время и первое послевоенное десятилетие. Сейчас внимание к этой концепции на Западе снова начинает возрастать.

Особенный интерес теория личности Адлера вызывает у представителей педагогической психологии, да и вообще, современная психология индивидуальности, изучающая личностное своеобразие психических процессов, многим обязана теории Адлера.

Основные положения концепции

Вероятно, индивидуальная психология Адлера во многом оформилась под влиянием биографии исследователя. Будущий психиатр родился в небогатой семье, рос физически слабым и несколько раз чудом избежал смерти. В то же время он постоянно искал общества ровесников, стараясь завоевать уважение в их кругу.

Позже в своих работах Адлер будет подчеркивать значимость общих переживаний и ценностей, без которых личности трудно превратиться в полноправного члена общества, а также особую роль отведет ощущению неполноценности и стремлению добиться признания общества.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Каковы же основные принципы адлеровской теории? Во-первых, основатель индивидуальной психологии утверждал, что личность целостна.

В отличие от Фрейда, который делал акцент на расщеплении личности, подчеркивал наличие в ней борющихся сил, Адлер говорил о том, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу.

Личность демонстрирует единство во всех своих, на первый взгляд, не связанных желаниях, стремлениях и чувствах.

Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда

Во-вторых, Адлер отмечал наличие осознанного творческого начала, которое способно менять направление развития личности.

Творческое «Я» формирует то, что автор концепции назвал жизненным стилем — совокупность привычек, вкусов, способов поведения, особенности постановки целей и их достижения.

Такой взгляд, безусловно, означает ответственность человека за собственную жизнь, предоставляет ему большие возможности, но и накладывает большие обязательства.

В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии, мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.

В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на трех факторах.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Чувство общности.
  • Чувство собственной значимости.
  • Чувство неполноценности.

Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые, однако проанализировать можно и каждый в отдельности.

Чувство общности можно считать противовесом остальным двум факторам, ведь оно направлено вовне, а не на саму личность.

Чувство общности впервые ощущается, когда ребенок взаимодействует с матерью, а затем, если развитие идет правильно, распространяется на других.

Оно выражается в готовности общаться, сопереживать, понимать окружающих, а также в способности жертвовать личными интересами ради общественных.

Рекомендуем: Как преодолеть свои комплексы?

Развитое чувство общности выступает не только как основа удачных межличностных отношений, но и как стимул создания культурных и социальных ценностей. Оценить чувство общности можно по трем направлениям, вернее, как говорил Адлер, по тому, как решаются жизненные задачи в этих трех направлениях.

  • Отношение к противоположному полу.
  • Отношение к труду.
  • Отношение к окружающим.

Стремление к собственной значимости в структуре личности заставляет ее постоянно искать самоутверждения. В норме это стремление должно выражаться в достижениях в труде и творчестве, при неадекватном удовлетворении оно может перерасти в комплекс превосходства, особенно если чувство общности развито слабо.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Чувство неполноценности, как полагал Адлер, присуще каждому. Оно активизируется у любого ребенка, который чувствует собственную беспомощность, по сравнению с сильными и умелыми взрослыми. Именно Адлер ввел ныне широко известное понятие «комплекс неполноценности», который, как он считал, формируется в том случае, если неполноценность чрезмерно разрастается.

Рекомендуем: Что такое гиперкомпенсация?

Произойти это может в силу разных причин: принадлежности к недооцениваемому меньшинству (например, по половому признаку), ошибок воспитания, неблагоприятных условий жизни, дефектов развития. В норме чувство неполноценности должно подталкивать человека к саморазвитию и достижению целей.

Типология личности по Адлеру

Соотношение описанных факторов в структуре личности формирует несколько моделей ее развития.

Типология личностей Адлера строится на соотношении двух параметров, тесно связанных с преобладанием в структуре личности того или иного компонента.

Эти параметры называются социальным интересом (порожденное чувством общности стремление заботиться об окружающих) и степенью активности. Степень активности показывает общую активность или, напротив, пассивность при решении проблем.

1. Первый тип личности — управляющий. Такие люди отличаются активностью, энергичностью, напористостью, самоуверенностью. Доминирующая установка — превосходство над другими при слабо развитом социальном интересе, то есть главные жизненные задачи (взаимодействие с социумом, взаимодействие с противоположным полом, отношение к труду) решаются в соответствии с этой установкой.

2. «Берущие» личности проявляют низкую социальную активность, или же она отсутствует у них вообще. Они не доставляют другим ни страданий, ни радостей. Потребности удовлетворяют главным образом за счет других.

3. Третья личностная модель — избегающая. Названа она так потому, что главной целью таких людей становится избегание неудач и проблем, а не стремление к успеху. Тенденции к самосовершенствованию и заботе о других также выражены слабо.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

4. Самым продуктивным Адлер считал социально-полезный тип. Это тот счастливый случай, когда высокий социальный интерес соединяется с активным желанием самосовершенствоваться.

Основные жизненные задачи решаются с учетом интересов других. Социально-полезный тип искренне заинтересован в общении с людьми и активной деятельности на благо общества.

Такой тип становится воплощением психологической зрелости. Евгения Бессонова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/individualnaya-psixologiya.html

Индивидуальная психология А. Адлера

Индивидуальная психология Адлера

Новое направление в психоанализе, получившее название «индивидуальная психология», связано с именем австрийского врача-психиатра А. Адлера (1870-1937).

Индивидуальная психология Адлера, сохраняя положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека, является одним из направлений классического психоанализа.

Как и Дарвин, Адлер указывал на то, что стремление к превосходству – один из фундаментальных аспектов жизни. Он полагал, что в человеческом обществе важна кооперация, а не конкурентная борьба.

Наличие цели является общим для всех людей, но содержание этой цели у каждого человека будет свое.

Отрицание положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, противопоставляющих человека обществу, являются главной идеей Адлера. Основной силой, определяющей поведение и жизнь человека, является чувство общности с другими людьми.

Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать её.

Теория Адлера имеет свои принципы и понятия, на которых и остановимся. Чувство неполноценности и компенсация. Ученый полагал, что чувство неполноценностисвое начало берет в детстве.

Это раннее ощущение неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, стремление к совершенству и безупречности. Это стремление, утверждал Адлер, является основной мотивационной силой в жизни человека.

Но, у некоторых людей по ряду причин ощущение неполноценности может стать чрезмерным и в результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Все эти виды страданий в детстве могут сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы. Независимо от того, какие причины лежали в основе появления чувства неполноценности, в ответ на них у некоторых индивидов может появиться гиперкомпенсация.

Адлер называет её комплексом превосходства, который выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные, социальные способности. Например, считая себя умнее других, но при этом, никак не демонстрировать свой интеллект.

Прием гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Человек, с комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным. Возникает впечатление, что такой человек имеет низкое мнение о себе, т.е.

не в состоянии себя принять и может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.

Стремление к превосходству

Стремление к превосходству. Оно означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности и потенциально заложенные возможности.

Агрессию и волю к власти позже он начинает считать стремлением к превосходству, которое является врожденным и человек никогда от него не освободится. Для того чтобы осуществить свои человеческие возможности, это чувство надо воспитывать и развивать.

Процесс начинается на пятом году жизни, когда идет формирование жизненной цели, как фокуса стремления к превосходству. Существуют варианты его проявления критерием, которых выступает социальный интерес. Этот врожденный инстинкт дает возможность отказываться от своих эгоистических целей ради целей общественных.

Невротический путь развития характерен для низкого социального интереса и связан со стремлением к личному превосходству, желанию быть лучше всех.

Высокий социальный интерес указывает на стремление к конструктивному превосходству. Адлер считает, что социальный интерес является показателем психического здоровья.

Стиль жизни

Это наиболее характерная особенность динамической теории личности Адлера, в первоначальном варианте носившая название «жизненный план».

В концепции представлен уникальный способ адаптации к жизни, который с его точки зрения прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем не поддается тотальным изменениям. Например, ребенок с плохой координацией свои компенсаторные усилия может сосредоточить на выработке атлетических качеств.

Его поведение становится стилем жизни, направленной на преодоление неполноценности. Говоря другими словами, все то, что мы делаем, формируется и направляется нашим стилем жизни. Каким сторонам жизни человек будет уделять свое внимание, а какие будет игнорировать, зависит от стиля жизни.

Стиль жизни тесно связан с чувством общности, которая является врожденным бессознательным чувством. Это своеобразный стержень, держащий всю конструкцию стиля жизни, определяющий её содержание и направление.

Чувство общности может остаться неразвитым и стать основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с ближайшим окружением ребенка и, прежде всего, с матерью. Систему представлений о себе и мире определяет уровень его развития.

Человек, формируя свой жизненный стиль, сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта.

Процесс формирования жизненной цели, стиля жизни, Адлер рассматривал как акты творчества, придающие человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой.

Он считал, что люди совсем не пешки в руках внешних сил, а сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Творческое Я

Творческое «Я». Адлер, как и Фрейд, подчеркивал важность раннего опыта в формировании личности взрослого человека.

Главным конструктором теории Адлера является концепция творческого Я, по отношению к которой все остальные конструкты занимают подчиненное положение. Ученый утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности.

Люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Отвечая за цель жизни, творческая сила определяет метод достижения цели и способствует развитию социального интереса.

Она же влияет на восприятие, память, фантазии, сны и делает человека свободным индивидом.

Адлер не отрицал влияния на формирование личности наследственности и окружения, но, люди есть нечто большее, чем результаты действия наследственности и окружающей среды. Наследственность и окружение человек использует как строительный материал для формирования здания личности, но со своим собственным стилем.

Творческая сила является результатом долгой истории эволюции, а люди, обладая ею, поэтому и являются людьми. Люди – хозяева собственной судьбы.

Порядок рождения

Адлер обратил внимание на то, что стилю жизни сопутствует порядок рождения, как основная детерминанта установок.

Социальное окружение детей одних и тех же родителей и семейные условия, в которых они растут, будут не тождественны.

Опыт старших детей в семье с появлением следующих меняется и сильно влияет на формирование стиля жизни. Адлер считает, что порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение:

  • Согласно Адлеру, положение старшего ребенка пока он единственный, достаточно завидно. Родители целиком отдают себя ему, ребенок получает безграничную любовь и заботу. Продолжаться будет это до тех пор, пока не появится следующий ребенок и не лишит его столь привилегированного положения, изменив взгляд на мир. Возвращение к прежней центральной позиции в семейной системе обречено на неудачу и со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты или равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. В результате подобной семейной борьбы первенец осваивает стратегию выживания в одиночку.
  • Старший ребенок в семье, по мнению Адлера, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству, поэтому часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов;

  • Единственный ребенок. Позиция единственного ребенка уникальна, ему не с кем конкурировать. Особая чувствительность к заботе матери, приводит единственного ребенка к соперничеству с отцом. Зависимость и эгоцентризм становятся главной особенностью этого стиля жизни. Единственный ребенок ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями и сестрами, поэтому у него часты трудности во взаимоотношениях со сверстниками;
  • Второй (средний) ребенок. Старший ребенок сразу задает ему темп. Создаваемая ситуация стимулирует среднего ребенка побивать рекорды старшего и в результате он может начать раньше разговаривать, ходить. Как говорит Адлер, средний ребенок «все время мчится на всех парах» и в результате вырастает соперничающим и честолюбивым. Он ориентирован на достижения, а чтобы добиться превосходства, использует как прямые, так и окольные методы;
  • Последний ребенок (самый младший). Его положение во многих отношениях совершенно уникально:
  1. Нет шока «лишения трона». Он окружен заботой и вниманием не только родителей, но и старших братьев и сестер;
  2. При ограниченных средствах семьи он не имеет ничего своего и пользуется вещами других членов;
  3. Отсутствие чувства независимости и сильное чувство неполноценности, потому что тон задают старшие дети, т.к. у них больше привилегий.

У младших детей есть большое преимущество – высокая мотивация превзойти старших. «Борющегося младшего ребенка» Адлер сравнивал с возможным будущим революционером.

Стиль жизни не у каждого ребенка полностью совпадает с общими описаниями, которые дает Адлер;

  • Фикционный финализм. Концепция фикционного финализма – это идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. В свою теорию он включил некоторые концепции Х. Вайингера. Основные цели человека, развивает Адлер свою мысль, представляют собой фиктивные цели. Соотнести их с реальностью, проверить или подтвердить невозможно. Например, часть людей выстраивают свою жизнь, исходя из представления о том, напряженная работа и немного удачи дают возможность всего достичь. Адлер считает, что это просто фикция, потому что люди много работающие не получают ничего из того, что заслуживают. К примерам фиктивных убеждений можно отнести следующие – «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин».
  • Превосходство как фиктивная цель, полагал ученый, является результатом самостоятельно принятого решения. Стремление к превосходству как к фиктивной цели, таким образом, является субъективно понимаемым идеалом и имеет огромное значение. В реальности фиктивные цели не имеют аналогов, но помогают более эффективно разрешать жизненные проблемы.

    Для личности фиктивные цели могут быть пагубными и опасными. Примером деструктивной фикции является убежденность нацистов в превосходстве арийской расы. Реальной почвы под собой эта идея не имела, но Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя именно из этого превосходства.

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/uchenie_o_lichnosti/individualnaya_psihologiya_a_adlera/

    ovdmitjb

    Add comment