Irvuz

Имидж педагогов

Формирование имиджа учителя

Имидж педагогов

Ориентация на принципиально новый подход в системе образования предполагает рассмотрение всех аспектов коммуникативного взаимодействия педагога с учениками с целью повышения эффективности учебного процесса. Особое внимание при этом уделяется правильному формированию имиджа учителя как залога установления доверия и заинтересованности в преподаваемом предмете.

Определение 1

Имидж – комплекс наиболее проявляемых качеств личности, способствующих эффекту персональной привлекательности в профессиональных целях.

Ключевые этапы формирования имиджа учителя

Можно выделить основные этапы формирования имиджа педагога:

  1. Диагностика стадии сформированности имиджа преподавателя. Здесь определяется присутствие либо отсутствие конкретных проблем на базе поиска источников информации, ее сбора и систематизации, анализа и обобщения.
  2. Целеполагание. Предполагает наличие определенных целей и следование рекомендациям на платформе возникновения ситуации с формированием максимально доверительных взаимоотношений между учеником и педагогом на основании сложившегося положительного мнения о последнем в ходе учебного процесса.
  3. Планирование. На этом этапе выясняется система необходимых мероприятий для обеспечения формирования правильного имиджа преподавателя.
  4. Реализация плановых мероприятий. Предусматривает последовательное внедрение намеченных в рамках специальной программы мер.
  5. Оценка. Предполагает соизмерение и сопоставление имеющихся на определенный момент результатов с критериями успешного имиджа социального учителя.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Базовая модель технологии имиджирования включает в себя следующие позиции самопрезентации:

  • «я-концепция» – морально-психологический подготовительный этап;
  • фейсбилдинг – визуальный имидж внешности с учетом ключевых сопутствующих факторов;
  • кинестетика –информирование на телесном уровне;
  • дизайн одежды – подбор подходящего стиля с использованием аксессуаров;
  • владение словом – правильная риторическая оснащенность;
  • флюидное излучение – создание персонального «биоэнергетического пространства», харизма и обаяние;
  • коммуникативная механика – мастерство в общении.

Замечание 1

Инструментом мощного влияния на учеников является образ учителя. Очень важно научиться пользоваться им в совершенстве, работая на результат.

Зачастую специально не подготовленные преподаватели не задумываются над выражением своего лица, что объясняется наличием незначительного количества нервных окончаний и их слабыми импульсами, которые нужно научиться воспринимать. В более спокойном состоянии они расслаблены, что порой отражается на лице в виде неуместного в конкретной ситуации выражения (например, недовольства или обиды за счет опущенных уголков губ).

Коммуникативные способности педагога

Педагог в рамках учебного процесса выступает не только в роли организатора учебно-воспитательной, познавательной и прочих разновидностей образовательной деятельности учащихся, но и профессионального руководителя коммуникации, поскольку его непосредственная деятельность предполагает общение на постоянных и длительных условиях.

Делается акцент на следующих группах профессионально-коммуникативных навыков:

  1. Социально-психологические (расположение обучающихся к общению, создание благоприятного впечатления (само презентационный навык), адекватное восприятие своеобразной индивидуальности каждого ученика, задействование таких психологических механизмов, как вербальный и невербальный).
  2. Нравственно-эстетические (способность выстраивать учебные взаимоотношения на гуманной, демократической платформе, руководствуясь принципами профессионального этикета с признанием личностного достоинства каждого обучающегося, инициирование благоприятного нравственного климата при общении).
  3. Эстетические (гармонизация внешних и внутренних межличностных проявлений, артистичность, эстетическая выразительность, активизация эмоционального тонуса подростков и оптимистического мироощущения).
  4. Технологические (задействование учебно-воспитательных средств и приемов с многообразием форм взаимодействия, выбором оптимального стиля руководства общением и соблюдением педагогического такта, органическое сочетание предметного и коммуникативного взаимодействия с обеспечением его воспитательной эффективности).

В основу коммуникативной культуры преподавателя заложены ценностные ориентации и установки, предполагающие эффективную технику общения в целях благоприятного воздействия и возникновения творческого микроклимата.

Эффективность взаимодействия преподавателя и учеников

Эффективные взаимоотношения между преподавателем и классом формируются последовательным образом. Очень ценными качествами при этом является наблюдательность и умение сделать правильные выводы.

Немаловажными факторами являются нахождение индивидуального подхода к каждому ученику и возможность раскрытия его творческого потенциала. Главное при этом – проявлять искреннюю заинтересованность к внутреннему миру без нарушения зоны его психологического комфорта. Ценным качеством здесь выступает умение слушать и слышать и получать удовольствие от самого процесса общения.

Замечание 2

Таким образом, формирование правильного имиджа учителя является залогом эффективного учебного процесса за счет грамотного выстраивания взаимоотношений с учащимися. Педагогическая культура предусматривает также такие необходимые в обществе свойства личности, как самообладание, выдержка, эмпатия (способность к сопереживанию), тактичность, альтруизм, открытость и справедливость.

Так, несмотря на периодическое возникновение новых и постоянно меняющихся требований к имиджу педагога, базовыми остаются такие ценные в мире качества, как искренность в общении, стремление к самосовершенствованию в своей области, вдохновение от занятия любимым делом и любовь к детям.

Источник: https://spravochnick.ru/reklama_i_pr/vidy_imidzha/formirovanie_imidzha_uchitelya/

Профессиональный имидж педагога

Имидж педагогов

Имидж педагога не только помогает привлечь внимание, но и располагает к себе коллег, родителей и учащихся. Необходимо помнить о том, что взрослые являются примером для детей.

Именно поэтому особое внимание учитель должен уделять своему облику. Он не должен быть вызывающим, кричащим. Вместе с этим в нем должен отражаться вкус, культура человека. Рассмотрим далее, из чего складывается имидж педагога.

Фото некоторых примеров будут также представлены в статье.

Одежда

Формирование имиджа педагога – задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь следует обратить внимание на одежду. В манере одеваться выражается одно из ключевых правил: хорошо выглядеть – это означает проявлять уважение к людям вокруг.

Требования, которые предъявляются к внешнему виду специалиста, помогают улучшить профессиональный имидж педагога. Правильно подобранная одежда способствует достижению успеха в деятельности. Чтобы избежать недоверчивого отношения со стороны коллег к профессиональным качествам, не стоит появляться на работе в ультрамодных вещах.

Работнику образовательного учреждения следует придерживаться следующего правила. Слишком модная одежда свидетельствует о дурном вкусе. Вместе с этим, не следует и отставать от современных тенденций. Проще говоря, необходимо одеваться модно, но так, чтобы не пострадал профессиональный имидж педагога. Учитель не должен подчеркивать свою привлекательность.

На работе ему необходимо демонстрировать свой ум, навыки, способности. Они более важны, чем внешность.

Педагогический имидж педагога создает комплекс различных взаимосвязанных элементов, дополняющих друг друга. Одними из ключевых выступают средства общения. Они могут быть невербальными и вербальными.

Важно, как и что говорит учитель, способен ли он своими словами настроить детей на учебу, какие позы и жесты использует. Все это оказывает влияние на восприятие обучающихся.

Чтобы создать привлекательный имидж педагога ДОУ или среднего образовательного учреждения, необходимо обратить особое внимание на умение представлять себя окружающим людям наиболее выгодным способом. Доказанным является факт, что порядка 35% информации ребенок получает при вербальном общении.

Остальные 65% приходятся на невербальные средства. Внутренний и внешний имидж педагога должны быть сбалансированы, уравновешены, соответствовать друг другу. Умение располагать к себе выступает как необходимое качество при установлении контактов с детьми, родителями, коллегами.

Структура речевого общения

Она состоит из:

  1. Значения и смысла фраз и слов.
  2. Речевых звуковых явлений. В частности, имеется в виду темп речи, модуляции высоты, тональность, ритм, тембр, дикция, интонация. Как показывает практика, наиболее привлекательной является спокойная, размеренная, плавная манера разговора.
  3. Выразительных качеств. К ним относят специфические звуки, появляющиеся в процессе общения. Это, в частности, шепот, смех, вздохи, кашель, паузы, звуки назализации и пр.

Информационные потоки

Большинство исследователей сходится во мнении, что словесным каналом люди пользуются для непосредственной передачи сведений. При этом невербальные средства применяются для “обсуждения” возникающих межличностных отношений, а в ряде случаев они заменяют словесные сообщения.

Такое общение ценно тем, что выражается обычно самопроизвольно и бессознательно. Оно обуславливается отсутствием возможности подделать импульсы. В этой связи, люди больше доверяют невербальному общению, чем словесному.

Исследователи выделили 10 категорий информации, которая поступает ученику вне зависимости от слов, которые произносит преподаватель. Среди них:

  1. Индивидуально-личностная.
  2. Эмоциональная.
  3. Эстетическая.
  4. Психологическая.
  5. Возрастная.
  6. Социально-иерархическая.
  7. Половая.
  8. Пространственная и др.

Еще одним немаловажным элементом, составляющим имидж педагога школы, является манера перемещаться, излюбленные позы и точки. Отвлекающим фактором является повышенная подвижность. Каждый человек обладает своим диапазоном. У преподавателя-флегматика, например, умеренная подвижность.

Психологический эффект при педагогическом воздействии практически не зависит от абсолютной степени поведенческого фактора. Он обуславливается относительной мерой и уместностью в рамках возможностей преподавателя.

Умеренная, а в ряде случаев намеренно ослабленная интенсивность воздействия зачастую приводит к желаемому эффекту.

Жестикуляция

Она считается одним из самых ярких элементов, составляющих имидж педагога дошкольного образования. Здесь следует отметить один парадокс. Все, что наиболее частотно в двигательно-поведенческом облике человека, менее всего ему известно.

Такая ситуация обуславливается наличием укоренившейся привычки использовать определенные жесты. Во многом она выходит на уровень автоматизированного поведения. Между тем, оценивая имидж педагога, окружающие, в первую очередь, внимание обращают на эту форму поведения.

Жестикуляция во многом является определяющим фактором при составлении мнения о человеке.

Мимика

Даная поведенческая сфера отличается еще более высоким информационно-выразительным уровнем воздействия. Мимика тесно взаимодействует с речью преподавателя. Вместе с тем, она может использоваться педагогом и автономно, без какого-либо словесного сопровождения. В любом случае, мимическая выразительность является еще одним определяющим фактором, по которому оценивается имидж педагога.

Интонация

Одно и то же сообщение преподавателя может восприниматься обучающимися по-разному. В связи с этим правильнее говорить об интонационном поведении учителя. Такая терминология обуславливается значительной сферой деятельности педагога. Интонационное поведение динамично, оно по силе воздействия зачастую превосходит прочие показатели.

Саморегуляция речи

Она выражается в способности учителя управлять громкостью голоса, темпо-ритмической характеристикой. Как известно, информационный аспект речи педагога еще не выступает в качестве передачи знаний.

Немаловажно и то, как будет звучать содержательная речь. Значение этого требования усиливается, когда в качестве воспринимающих информацию выступают дети, то есть, основная аудитория преподавателя.

Личностные установки

Имидж современного педагога должен согласовываться не только с общепринятыми требованиями, но и гармонировать с его мировоззрением и восприятием. Создавая собственный образ, преподаватель совершенствуется. Личностные установки выражаются в его деятельности, в конкретных результатах.

При этом работа рассматривается в качестве некой грани перехода внутреннего во внешнее. Как правило, это экспрессия, оригинальность, умение иллюстрировать неповторимость личности в каждом компоненте деятельности – от цели и задач до выбора содержания, приемов, способов и средств их выражения.

Личностные установки проявляются и в стиле общения, в эмоциональных реакциях на поведение детей, в допустимой степени свободы при импровизациях на уроках.

Особенности

Внутренний образ, в первую очередь, связан с культурой учителя, свободой и непосредственностью, эмоциональностью, обаянием, изяществом.

Личные качества позволяют быть оригинальным, использовать нестандартный подход, воплощать неожиданные сценарии, а также сохранять самообладание в публичных условиях.

Имидж современного педагога, его облик представляет собой совокупность особых форм выражения его отношения к материалу, передачи собственной эмоциональной реакции на действительность. Он отражает умение вести самопрезентацию, способность вывести детей на игровой уровень.

Анализ

Структура и сущность преподавательской деятельности, продуктивность, связанная с ними, выступает в качестве одного из наиболее актуальных вопросов науки. Как правило, анализ этих важнейших феноменов заменяют общие рассуждения об образовательном искусстве. Творчество преподавателя, несомненно, неповторимо.

Научный анализ деятельности учителя отдает должное оригинальности методов каждого педагога. Между тем, оценка не строится на описаниях. Она формируется на базе принципов сравнительного исследования, количественно-качественного анализа.

В качестве предмета изучения при этом выступает не только непосредственная работа, но и имидж педагога.

Существующие виды имиджа педагога – личностный, требуемый, воспринимаемый и пр. – раскрываются с двух сторон. В первую очередь, оценивается степень выполнения преподавателем требований, предъявляемых обществом. Социум создает представление об учителе как о просветителе и носителе нравственного опыта.

Во-вторых, проявляется непосредственное отношение самого учителя к своему облику. Он сам формирует установки, цели, способы заявления о себе обществу. Во многих отношениях облик преподавателя является его социально-желательным образом.

Для приобретения положительного имиджа, как отмечал Фромм, человеку необходимо иметь приятные личные и высокие профессиональные качества.

Задачи создания образа

Формирование имиджа – это целенаправленная активная деятельность. Она ориентирована на информирование о сильных сторонах преподавателя, отношений, которые обладают объективным значением в процессе успешного взаимодействия с детьми.

Правильное представление об учебно-воспитательной цели имиджа для развития учащихся способствует созданию ответственного отношения к моделированию индивидуальности. Овладение педагогом основными принципами этики, совершенствование культуры и грамотная организация труда выступает в качестве ключевого аспекта при создании облика.

Успешно спроектированный имидж педагога оказывает влияние на самоутверждение и последующее совершенствование своей работы.

Влияющие факторы

Формирование имиджа происходит под воздействием социальных явлений. Эти факторы выражают общественный алгоритм воспроизведения духовной жизни. Однако их роль ограничена обеспечением взаимодействия морали и нравственности. Можно говорить о том, что имидж является естественным алгоритмом духовной жизни социума.

Он выражает не только желание конкретного человека нравиться как можно большему числу друг их людей или определенному субъекту. Он воплощает непосредственно правила, обеспечивающие его реализацию. Проще говоря, имидж выражает необходимость согласования психического восприятия с индивидуальным либо групповым опытом жизни.

Методические рекомендации

Среди наиболее важных элементов построения имиджа педагога следует отметить следующие:

  1. Создание образа выступает только в качестве дополнения, а не замены деятельности учителя.
  2. Необходимо обращаться к формированию имиджа задолго до начала непосредственной работы в образовательном учреждении.
  3. В основе коммуникации необходимо использовать простой язык; рассматриваемые вопросы должны являться актуальными для каждого.
  4. В обязательном порядке следует привлекать экспертов со стороны.

При применении данных элементов, необходима стратегическая направленность педагогической техники.

Визуальные символы

Они являются эффективно воздействующими элементами имиджелогии. Визуальный канал считается основным по объему воспринимаемых сведений. Это обуславливается тем, что внешние параметры способны существенно видоизменять поведенческие акты человека.

В соответствии с результатами социологических исследований, первое впечатление при встрече создается на 9% содержанием, на 37% голосом, а на 54% внешним обликом. Визуальное сообщение сохраняется дольше в индивидуальной памяти.

В этой связи, его считают самым сильным средством воздействия на другого человека.

Заключение

Какой нужно создать имидж педагога? Реферат, приведенный выше, позволяет сделать следующие выводы. Преподаватель должен развивать не столько способность предъявлять себя обществу, сколько умение оценивать и видеть собственный облик и образ других.

Важно понимать, что цель создания и совершенствования имиджа педагога не состоит в воспитании актера либо учителя в маске. Он должен стать преподавателем с творческими качествами. Их необходимо проявлять в зависимости от тех задач, которые решает педагог.

Преподаватель постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного взаимодействия. Отсутствие культуры общения либо низкий ее уровень зачастую приводит к конфликтным ситуациям, напряженности в отношениях между преподавателем и обучающимися.

Успешное их разрешение будет зависеть от психологической грамотности, профессионализма педагога. В качестве ключевых моральных норм, используемых в процессе взаимодействия с детьми, выступают: доверие, внимательное отношение к индивидуальным особенностям учеников, уважение достоинства ребенка, доброжелательность, чуткость.

Грамотное с психологической точки зрения восприятие преподавателем обучающихся будет способствовать установлению взаимопонимания и эффективного взаимодействия. Данная возможность во многом обеспечивается сформированными перцептивными умениями.

Они представляют собой способности правильно оценивать эмоциональное состояние детей по выражению лица, речи, жестам, действиям. Существует 2 взаимосвязанных типа социальной перцепции. Первым является, собственно, умение воспринимать и слушать ребенка либо какого-либо другого человека. Второй тип – эмпатийный.

Он выражает особую чувствительность к ребенку, сопереживание. Процесс восприятия, в первую очередь, предполагает культуру слушания. Как показывают многочисленные исследования, большая часть педагогических работников не обладает необходимыми навыками.

Это, в свою очередь, означает, что даже при привлекательном облике учитель, не умеющий слушать, не будет восприниматься должным образом. При формировании имиджа необходимо обращать внимание на все значимые детали. Именно поэтому, при создании облика работа проводится, в первую очередь, с личными качествами. Достигнутые результаты переносятся во внешний облик. Имидж педагога – это гармоничный образ. В нем должны сочетаться культура, ум, умение слушать, внимание, способность грамотно применять визуальные и речевые средства.

Источник: https://FB.ru/article/275276/professionalnyiy-imidj-pedagoga

ovdmitjb

Add comment