Irvuz

Хронотопы личности

Изучение отмеривания хронотопа человека при различных его состояниях – современные наукоемкие технологии (научный журнал)

Хронотопы личности
1 Романов Ю.А.. Ефанкина О.Н.. Ириков О.А. В 1924 году крупный русский физиолог А.А. Ухтомский выдвинул представление о хронотопе, под которым понимал комплекс пространственно-временных отношений предметов и явлений в физической среде, окружающей организм человека.

При этом он считал, что между физическим временем и временем организма существует противоречие, которое состоит в том, что если первое характеризуется равномерным течением и необратимостью, то второе, напротив, течет неравномерно и относительно обратимо благодаря наличию у человека памяти.

Это было одним из первых указаний на два важных момента: первое – течение времени у человека индивидуально, и второе – у человека существует прошлое, настоящее и будущее.

Хронотоп среды может восприниматься органами чувств человека разными способами: путем оценки, отмеривания или воспроизведения его временных и пространственных единиц.

Отмеривание заключатся в том, что испытуемый, не пользуясь какими либо инструментами, тем или иным образом и прежде всего в своем сознании должен отмерить заданный ему временной или пространственный интервал, не воспринимая его непосредственно (В.П. Лисенкова, 1969). Оценку этому действию дает экспериментатор.

Важно отметить, что совместное отмеривание элементов времени и пространства создает представление о пространственно-временной организации окружающего мира и такую же организацию его восприятия. Очевидно, что изучение восприятия хронотопа может быть одним из направлений исследования взаимоотношений человека с окружающей средой, то есть экологии человека, а так же нарушений этих взаимодействий.

При изучении восприятия хронотопа человеком нами за единицу времени в его отмеривании была взята индивидуальная минута (ИМ), измеряемая в уме самим человеком.

В качестве единицы отмеривания пространства, был выбран индивидуальный дециметр (ИД), который испытуемый чертил в виде линии на бумаге в течение произвольного времени. В случае отмеривания ИД в течение отмеривания ИМ он обозначался как ИД хронотопа (ИДХ), а ИМ при этом становилось ИМ хронотопа (ИМХ).

ИМХ и ИДХ показывали величины ИМ и ИД в процессе единого и связанного их отмеривания, т.е. говорили о пространственно-временном восприятии хронотопа.

Основные полученные результаты следующие:

  1. У пожилых людей (возраст от 60 до 70 лет), страдавших дисциркуляторной энцефалопатией (ДЭ), средние величины ИМ и ИМХ на 23-27% ниже, чем у здоровых молодых людей (возраст 17 лет). Величины ИД и ИДХ в этих возрастах не различались. Таким образом, у пожилых испытуемых имеет место недоотмеривание заданного временного интервала. Кроме того, если у пожилых людей величина отмериваемой ИМ равнялась в среднем 43 секунды, т.е. она была на 28% меньше астрономической минуты, то у молодых испытуемых она равнялась 56 секунд, и, следовательно, мало отличалась от физической минуты, поэтому в отношении молодых испытуемых можно сказать, что у них нет ни недо- , ни переотмеривания.
  2. Если у молодых испытуемых индивидуальная изменчивость больше у ИМ и ИМХ, чем у и ИД и ИДХ, то у пожилых людей, наоборот, эта изменчивость больше выражена у ИД и ИДХ, чем у ИМ и ИМХ.
  3. Определенные различия существуют в распределении величины ИМ и ИМХ у молодых и пожилых людей. Так, их величина < 1 мин чаще наблюдается у пожилых. Вместе с тем, ИМ < 1 мин в целом свойственно большинству и молодых и пожилых испытуемых. Характер распределения ИД и ИДХ у молодых и пожилых, примерно одинаковый.
  4. У молодых испытуемых (средний возраст 17 лет) с открытыми и закрытыми в течение одной минуты глазами разница между средними показателями ИМ и ИМХ отсутствует, но в случае кратковременной зрительной депривации величины ИД и ИДХ меньше (соответственно на 24% и 16%), чем при открытых глазах. Это можно расценить как указание на большую роль в восприятии пространства зрительного анализатора, о чем еще писал И.М. Сеченов в 1863г. Кроме того, степень индивидуальной изменчивости пространственной единицы по сравнению с изменчивостью временной единицы выражена меньше у испытуемых с закрытыми глазами. Обнаружено также, что если у людей с открытыми глазами у их большей части наблюдается ИМ 1 мин встречается у одинакового количества лиц в обеих группах. В группе испытуемых с закрытыми глазами по сравнению с группой с открытыми глазами возрастает число испытуемых с ИД и ИДХ 1 мин. Лечение также увеличивало число пациентов с ИД 1дц. Эти данные также говорят о влиянии на отмеривание хронотопа полового фактора.

На основании полученных данных можно сделать три общих вывода:

  1. Отмеривание людьми хронотопа изменяется под влиянием как физиологического воздействия (кратковременная зрительная депривация), так и под воздействием патологического состояния организма (ДЭ).
  2. Рассогласование изменений пространственных и временных единиц отмеривания хронотопа, возникающее у больных ДЭ, свидетельствует о появлении у них дизрегуляции в восприятии хронотопа.
  3. Если считать, что величина отмериваемой ИМ характеризует течение биологического времени в организме человека, то ее индивидуальная изменчивость и ее изменения с возрастом говорят о свойстве неравномерного течения этого времени.

Библиографическая ссылка

Романов Ю.А.. Ефанкина О.Н.. Ириков О.А. ИЗУЧЕНИЕ ОТМЕРИВАНИЯ ХРОНОТОПА ЧЕЛОВЕКА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЕГО СОСТОЯНИЯХ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 2. – С. 43-44;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22179 (дата обращения: 07.08.2019).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22179

Хронотоп – это единство места, времени и действия. Хронотоп: определение, форма и содержание

Хронотопы личности

Еще Аристотель в античные времена связал 2 понятия: время и пространство. Затем обратил внимание на неразрывность и бесконечность пространственно-временного континуума Альберт Эйнштейн.

В России понятие хронотопа применил знаменитый физиолог Ухтомский. Он объединил слова греческого происхождения: хронос – “время” и “топос” — место. А вслед за ним использовал понятие филолог и литературовед М. М. Бахтин.

Что такое хронотоп в литературе?

Понятие “хронотоп” в литературоведение ввел Михаил Бахтин. Однако в литературе это слово имеет другое значение.

В своей статье, где филолог рассматривал значение времени и пространства в литературных произведениях, начиная с древних эпосов, ученый упомянул, что понятие хронотопа он употребляет метафорически.

Он делал акцент именно на неразрывности этих понятий. От времени, выбранного автором, значительно зависит сюжет произведения.

Хронотоп — это единство места и времени в литературном произведении. Писатель должен правильно ввести персонажей и событийный ряд в избранное время. Художественно описать время и место каждой сцены – это важная задача, и если начинающий писатель с ней не справился, текст будет сырым и плохо читаемым.

Согласно мысли Михаила Бахтина, время является ведущей характеристикой хронотопа. Пространство же только конкретизирует, дополняет. Пространство и предметы в пространстве делают время ощутимым. Каждая точка времени становится видимой благодаря материальному пространству и ходу событий в нем.

Статья Бахтина о хронотопах

В своей статье “Формы времени и хронотопа в романе” ученый анализирует описание времени и действий внутри пространства в нескольких произведениях.

Упоминается “Золотой Осел” Апулея, дошедший из античности в полном объеме, знаменитый роман Данте Алигьери, Роман “Гаргантюа и Пантагрюэль” Ф. Рабле, и другие. Всего в работе Бахтина 10 глав.

В последней, 10 главе, литературовед описывает формы хронотопа и то содержание, которое в них чаще заключено.

Михаил Бахтин объединил в своих работах филологические изыскания и философские. Благодаря анализу хронотопов писателям современности намного легче выстраивать сюжет.

Формы времени и хронотопа в романе

Если мир произведения совершенно мистический, он должен быть хорошо описан. Читатель не может полностью погрузиться в рассказ или роман, если в описании этого мира не будет хватать важных деталей или в повествовании встречаются непростительные логические ошибки.

Итак, какие миры описал Бахтин? Эпоха повествования в значительной мере влияет на персонажа и на ход событий. Опишем выделенные Бахтиным формы хронотопа.

  • Дороги. На дороге могут встретиться незнакомые люди, может завязаться разговор и начаться история.
  • Замка. В романе будет происходить драма, связаная с родовым прошлым. Скорее всего, пространство повествования ограничено. В замках всегда описывается феодальное прошлое, упоминается о великих личностях – королях, герцогах. Присутствуют в повествовании галереи с портретами, ценностями, дорогим антиквариатом. Сюжет может разворачиваться вокруг попранного права наследства или рыцарского противостояния, либо защиты достоинства рыцаря и его дамы.
  • Гостинной. Этот хронотоп четко проявлен в романах Бальзака. Гостинные – это место зарождения специфических салонных интриг, это анализ характеров героев и поиск контекста в поступках.
  • Провинциального тихого городка. Описание города и его жителей предполагает замкнутое пространство, где ход времени почти не описывается, так как в провинции все идет своим чередом и ничего не изменяется.
  • Порога. Это метафорическое пространство-время, где в основе романа – кризисная ситуация. На “пороге” выстраивается история, где отсутствует биография героя. Здесь остро возникает проблема перелома сознания общества.

Эти хронотопы превалировали в романах ушедших эпох. Научная статья вышла в начале XX века, в не еще не охвачены фантастические хронотопы, которые популярны сегодня.

Идиллический или фольклорный хронотоп

Отдельно нужно упомянуть фольклорный хронотоп, которому Бахтин выделил целую главу. Идиллию можно разделить на 2 части:

  • Семейно-идиллический хронотоп. Это идиллия, которая привязана всегда к тому природному краю, где вырос герой и его прадеды. Всегда жизнь человека нераздельно связана с природой. Другая особенность таких романов — полное отсутствие бытовых описаний. Уделяется внимание исключительно романтическим моментам жизни (новая жизнь, развитие, любовь, поиск смысла).
  • Трудовой идиллии. Воспевается труд на благо общества.

Чаще всего две эти формы встречаются в романе совместно. Герои идиллических романов не могут выйти за рамки этого искусственно созданного писателем мира. Внешний мир как бы обесценивается.

Функции хронотопа

Самая основная функция хронотопа — организовать пространство, в котором живут персонажи, сделать его понятным и интересным.

Пространство-время определяет единство всего повествования. Время может описываться разное в одном литературном произведении, но читатель должен быть органично введен в каждое измерение.

Хронотоп расширяет представления читателя о мире. Описание пространства поэтому не должно быть узким. Если время и пространство выбирается условное, скажем, идет речь о будущем, то нужно как можно больше мелочей рассказать об этом новом пространстве.

Современный хронотоп. Примерное содержание

Герои сегодняшней литературы проживают в других, современных хронотопах. Эти произведения значительно отличаются от эпохи, скажем, Стендаля или Оноре де Бальзака. Так как хронотоп во многом определяет жанр произведения, то новые пространственно-временные рамки также создают и новые жанры, смыслы и идеи. Возникают фэнтези, постапокалиптика, космические приключения.

Теперь рассмотрим, какие же определяющие характеристики хронотопов современности выделяют литературоведы сегодня.

  • Абстрактность и мифологизация.
  • Удвоение.
  • Использование символизма.
  • Большое значение имеют воспоминания персонажей.
  • Делается акцент на “утекающем” времени и “сжимающем” человека пространстве.
  • Центром повествования может быть и само время.

Современная культура представляет возможность писателю создавать отдельные фантастические хронотопы. Вообще, само время сегодня значительно более абстрактно, чем 100 лет назад. Сейчас выделяют социальное время и субъективное, которые никак не связаны с географическим. Поэтому и в литературе время-пространство часто бывает размытым, зависящим от внутренних аффектов героя.

Структура времени и пространства

Из каких деталей состоит хронотоп в художественном произведении? Как он выглядит? Время формируется циклическими сменами дня и ночи, зимы и лета, рождения и смерти.

Пространство строится с помощью противопоставлений: севера и юга или небесного мира и подземного, как выстроен мир в “Божественной комедии” Данте.

Пространство также характеризуется как открытое или закрытое, целостное или дискретное. Закрытое пространство — это дома, галереи. Здесь необходимо описание предметов быта и атмосферы в здании.

Открытое — это леса, горы, моря. Для открытого ландшафта желательно также дать несколько характеристик.

Дискретное пространство используется больше в конце XX – начале XXI века. Это условное, почти не конкретизируемое пространство. Например, у писателей-символистов за пространство можно взять образ зеркала.

Проще говоря — образ превалирует над действительностью, и в этом абстрактном контексте развивается герой. Например, как в произведениях Франца Кафки. Наиболее абстрактное пространство характерно для романтизма и лирики.

В таком “размытом” пространстве герой существует отдельно от быта. А вот реалистическое произведение нельзя оставлять без деталей быта.

Взаимодействие хронотопов

Чем больше времен используется, тем интереснее, замысловатее сюжет. Между собой художественные миры находятся в диалоге. Миров может быть очень много в рамках одного произведения. Хронотопы могут включаться друг в друга, плавно переходить или противопоставляться.

Например, в книге “Облачный атлас” Дэвида Митчелла используется целых 6 миров со своими временем и пространством.

Историческое время движется от XIX века в неизмеримо далекое будущее. Все 6 историй, 6 объемных хронотопов имеют четкие причинно-следственные связи, при этом все истории собраны в один пазл — они объединены одной темой. Однако все эти взаимодействия временных эпизодов остаются как бы за кадром, только в контексте сюжета.

Примеры хронотопов

Еще один яркий пример соединения нескольких хронотопов в один сюжет — это целостность 3 миров в романе классика “Мастер и Маргарита”. Первое время – 30-е годы в Москве. Второй хронотоп — библейские времена и соответствующий эпохе материальный мир; третий мир в произведении — всем известный бал у Воланда.

К третьему миру относятся абстрактные преобразования квартиры Берлиоза и приключения Маргариты уже в роли ведьмы.

Стоит сказать, что в романах Ф. Достоевского время всегда движется очень быстро и это влияет на героев. А в рассказах А. Чехова все наоборот: время почти отсутствует, оно застывает вместе с пространством.

Вывод

Итак, что мы знаем о хронотопе в литературном произведении? Значение слова дает М.

Бахтин, он объясняет это понятие как единую структуру хроноса — времени — и пространства, где происходят события романа.

Хронотоп — это основа романа, которая полностью определяет жанр произведения и дает “наводку” писателю на возможный сюжет. Время и пространство имеют свою функцию в романе, свою структуру.

Проанализированные М. Бахтиным формы времени и хронотопа в основном уже не используются, так как развиваются совершенно новые идеи и жанры. Современные романы имеют совершенно новые хронотопы, которые влияют на характер повествования и поведение героя.

Источник: https://FB.ru/article/353505/hronotop---eto-edinstvo-mesta-vremeni-i-deystviya-hronotop-opredelenie-forma-i-soderjanie

ovdmitjb

Add comment