Irvuz

Характеристика речи

Речевая характеристика – это… Определение, особенности и требования

Характеристика речи

Речь – визитная карточка человека. Она выдаст ваш возраст, уровень образования, статус и даже интересы. Неудивительно, что писатели охотно используют в произведениях речевую характеристику. Это превосходное дополнение к литературному портрету героя.

Важнее, как они говорят

Максим Горький заметил, что чаще оказывается важным не то, что говорят герои, а то, как они это делают. Главное – не суждения, а манера. Поэтому самое точное определение понятия «речевая характеристика» – это характер лексики персонажа, интонационная и стилистическая окрашенность его словесных конструкций.

Как работает это образное средство? Риторика героев характеризует индивидуальность, делает образ выразительным и запоминающимся, служит средством противопоставления другим персонажам, проявляет душевное и эмоциональное состояние героя.

Требования к лексическим средствам

Литературные приемы создания речевой характеристики – это использование диалектных и жаргонных слов, профессионализмов и канцеляризмов, включение конструкций, засоряющих речь. Это также введение в речь персонажей поговорок, шуток, иносказаний, уменьшительно-ласкательной лексики. Говор может быть быстрым или замедленным, отличаться необычным строением фраз, степенью громкости.

Признаком, отличающим героя от других персонажей, могут стать особые, характерные только для него, слова и выражения, как, например, у Остапа Бендера, героя романов Ильфа и Петрова.

Другие персонажи отличаются специфическими дефектами речи, которые придают образу пикантность.

Так картавит полковник Най-Турс из Булгаковской «Белой гвардии», шепелявит очаровательная мисс Степлтон из рассказа Конан Дойла «Собака Баскервиллей» и слегка заикается Эраст Фандорин в детективных романах Бориса Акунина.

Комедия «Недоросль»: речевые характеристики героев

Пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» – первая российская комедий эпохи классицизма. В 1782 году она с триумфом прошла на подмостках Театра Карла Книпера в Санкт-Петербурге, затем была опубликована и выдержала 4 издания еще при жизни автора.

Комедия была создана в лучших традициях классицизма и имела целью исправление пороков общества. Пьеса четко разделяла всех персонажей на положительных и отрицательных. Она подчинялась триединству места, действия и времени. Отличительной особенностью были «говорящие» имена и фамилии действующих лиц «Недоросля» и речевые характеристики героев.

Живой разговорный язык комедии выявил новаторство Фонвизина, который был ярким участником процесса формирования общерусского литературного языка во второй половине 18-го века.

Авторское кредо

Лексика положительных героев драматургии времен Фонвизина была насыщенна книжными оборотами и громоздкими синтаксическими конструкциями. Денис Иванович внес в эту традицию существенные перемены.

Оставаясь книжной, речь лучших героев его комедии – Стародума, Софьи, Милона, Правдина – горит жаждой истины, чести, справедливости, нетерпимостью к пороку.

Так речевая характеристика персонажей являет нравственный идеал автора, оппозиционно настроенного к консерватизму правящих кругов.

Риторика Стародума, этого альтер эго самого Фонвизина, афористична и образна. Его реплики скоро разошлись на цитаты: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», «Золотой болван – все болван» и другие.

Разговор Стародума зависит от речевой ситуации, например, в беседе с Простаковой и Скотининым он с иронией использует просторечные выражения.

Почему смеемся: особенности речи отрицательных персон

Нельзя не отметить, что речь негативных персонажей «Недоросля» по-своему привлекательна: в ней много непринужденности, народных поговорок, колоритных фразеологизмов.

Замечательна в комедии «Недоросль» речевая характеристика Простаковой. У автора драматургического произведения в запасе имеются только реплики персонажей, чтобы создать полное впечатление о кичливости и невежестве матери Митрофанушки.

Простонародная лексика, лишенная экспрессии, подчеркивает интеллектуальную и душевную скудость героини. Она говорит «куды», «авось-либо», «кабы», «нещечко», «смотри-тка» вперемешку с бранными словечками: «бестия», «скот», «рожа», «каналья», «рыло», «воровская харя», «собачья дочь» и т.п.

Так речевая характеристика Простаковой демонстрирует грубость, порочность, жестокость персонажа.

Наряду с просторечными высказываниями и диалектизмами помещица пользуется также и книжными оборотами: «амурное письмо», «изрядный вымысел». Это прием не просто комичный, он позволяет достичь удивительного правдоподобия в образе Простаковой, речевая характеристика которой свидетельствует о том, что автор неплохо знаком с лексикой провинциальных дворян.

Прибауток, пословиц и каламбуров полны высказывания Митрофанушки и Скотинина. Однако этот прием вовсе не делает их симпатичными персонажами. Грубые и вульгарные выражения вперемежку с народной лексикой служат одной цели – высмеиванию и осуждению отрицательных героев.

Лексика из хлева

Речевая характеристика Скотинина отличается «зоологическим» оттенком: «поросята», «свинки», «хлевок» – его любимые слова. Их он произносит с нежностью и гордостью, нередко олицетворяя себя с обитателями скотного двора. Не случайно Н. В.

Гоголь сказал о Скотинине, что свиньи для него то же, что картинная галерея для любителей искусств. В лексиконе помещика-крепостника парадоксально смешиваются просторечные обороты (завтре, котора, эка счастье) с канцеляризмами из мира госучреждений: «челобитчик», «оставлен капралом».

Скотинин не церемонится ни с челядью, ни с собственным племянником: «его…как черта изломаю».

Злонравия плоды

Митрофан на фоне своей родни выглядит «профессором», поскольку с ним занимаются учителя. Однако и они – недоучки, и способности у недоросля оставляют желать лучшего. Нам дает некоторое представление об учителях недоросля таблица речевых характеристик на фото.

Увалень и лентяй, Митрофанушка изъясняется простовато и грубо: «как шальной хожу…ночь всю така дрянь в глаза лезла». Реплики дворянского сынка комичны благодаря глупости и безграмотности.

Он говорит о существительном «дверь», что это «прилагательна», потому что она «шесту неделю» стоит «приложена к своему месту».

В финале бессердечный сын не откликается на призыв матери, отмахиваясь от нее: «отвяжись!» Образ Митрофанушки автор создал как иллюстрацию того, насколько пагубен пример злонравных и непросвещенных родителей для подрастающего поколения, поступки персонажа и его речевая характеристика это подчеркивают.

Драма «Гроза» А. Н. Островского появилась почти сто лет спустя, когда просвещенные дворяне были воодушевлены грядущими реформами. Бунтарское звучание невероятно напряженного конфликта пьесы задает в числе прочих выразительных средств и речевая характеристика. Грозу в отношениях и в душах персонажей замечательно демонстрируют диалоги противостоящих друг другу героев.

Реплики из темного царства

Затхлый и деспотичный мир патриархального города Калинова предстает перед читателем в речи Кабанихи и Дикого. Последнего кличут в городе «ругателем», какого еще поискать надо. Реплики его агрессивны и откровенно грубы. Нетерпимый высокомерный характер персонажа проявляется в том, что иностранные слова он произносит на собственный манер.

Говор Кабанихи переполнен домостроевской лексикой. Она часто использует повелительное наклонение, не гнушается бранными словами. Рядом с грубостью и насмешливостью в речи ее звучит желание показаться людям доброй и даже несчастной, вызвать сочувствие и приятие. Так словесные конструкции помогают автору создать лицемерный персонаж.

Речь словно песня

Центральный герой драмы – Катерина – разговаривает на языке народной поэзии, в ее репликах перемежаются просторечные слова с лексикой церковно-житийной литературы. Речь Катерины исключительно образна и эмоциональна, в ней много уменьшительно-ласкательных конструкций.

Она раскрывает характер глубокий и неординарный. Это особенно видно в диалогах с людьми одного с Катериной поколения. Расчетливая и циничная Варвара разговаривает короткими фразами, которыми правит приземленная житейская мудрость и практицизм, замешанный на лжи.

Культурный и учтивый Борис, готовый терпеть тиранию своего дяди Дикого, «болен» привычкой к самобичеванию. Его внутренние монологи обличают человека доброго, но малодушного.

Этому способствует прием инверсии в речи героя, который всегда зависит от обстоятельств и не умеет сам управлять своей жизнью.

Емкие речевые штрихи к портретам героев

Речь Тихона простонародна и начисто лишена поэзии, это безвольный и бездуховный персонаж. Подчеркнуто вежливый с матушкой, Тихон развязен в беседах с другими.

Одним из знаковых персонажей в пьесе является Феклуша. Разговорные элементы с вкраплением церковнославянизмов ее речи отражают фальшь, господствующую в отношении нравственных ценностей и веры в Бога у обитателей Калинова.

Уравновешенная и грамотная речь Кулигина – механика-самоучки – демонстрирует честный хороший характер, исполненный мечты о лучшем будущем города.

Лексика изобретателя отличается правильно построенными конструкциями, если он использует разговорные слова, то очень органично и в меру. Высказываниям Кулигина не чужды поэтические обороты, когда он любуется совершенством окружающего мира.

Это положительный герой драмы, убеждения и творческий порыв которого не находят поддержки.

Они переживут века

Умение мастерски создать языковой портрет персонажа – привилегия талантливых литераторов. Герои их книг создают новую реальность и надолго запоминаются читателям.

Источник: https://FB.ru/article/365098/rechevaya-harakteristika---eto-opredelenie-osobennosti-i-trebovaniya

Общая характеристика речи

Характеристика речи
   Самым значительным отличием человека от животного мира, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие и развитость особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством стандартизированной знаковой системы – языка.

Хотя у млекопитающих и птиц есть зачатки речи – они умеют передавать друг другу звуковые и визуальные сигналы, – тем не менее такая “речь” имеет исключительно или почти исключительно врожденный характер. Такого рода сигналы определены генетически.

Лишь под влиянием человека животные и птицы могут обучиться вымышленным, условным сигналам, то есть некоторому примитивному языку. Многие домашние животные (кошки и собаки) понимают некоторые человеческие слова, особенно значимые для них (например “кушать”). Некоторые попугаи могут произносить заученные фразы не хаотично, а осмысленно (например “Кеша хочет гулять”).

Наконец, имеются успешные эксперименты по приучению шимпанзе к языку глухонемых, было показано, что обезьяны могут составлять такие простые фразы как “Я хочу банан”.

Человеческая речь очень сложна. С помощью нее мы можем:

– решать множество инструментальных задач (попросить о помощи, предложить помощь, передать информацию, предупредить, спросить и т.п.),

– заниматься словотворчеством (если какой-то объект или явление не имеют еще своего слова, то дать его),

– давать определение понятиям,

– высказывать суждения (связывать понятия между собой),

– размышлять об абстрактных понятиях (например об истине, политике или постмодернизме),

– учиться и учить,

– размышлять и заниматься самовнушением,

– заниматься творчеством.

Речь невозможна без языка. Чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. Очень важно грамотно разделять понятия “язык” и “речь”.

Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков (и иных сигналов), имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия.

Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

Одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.

Любой человек может придумать новое слово или какой-то речевой оборот. Каждый человек при этом участвует в развитии языка: используя те или иные слова, мы “голосуем” за них, за их нужность для языка, а не используя какие-то слова, мы тем самым “голосуем” за ненужность этих слов.

Каждый язык это достаточно сложное образование. Он имеет:

– определенный звуковой (фонетический) состав (физические особенности звуков данного языка),

– определенную систему значащих слов (лексический состав языка),

– определенную систему различных форм слов и словосочетаний (грамматика языка).

Основное предназначение языка – обеспечение закрепления за каждым словом определенного значения. При этом, что характерно, любое значение слова сопровождается всегда некоторой абстракцией, обобщением. В природе нет никаких двух совершенно одинаковых предметов.

Тем не менее, когда мы произносим слово “камень”, то имеем в виду не один конкретный камень, а все множество их. Если говорим слово “враг”, то имеем в виду всех возможных врагов, при этом – не только нас лично, но и любого врага по отношению к любому существу.

Значение слов очень сильно зависит от контекста. Иногда “камень” значит не только все камни на свете, но и какой-то конкретный камень, близкий нам. То же – со словом “враг”. Если мы говорим слово “машина”, то это слово объединяет целую систему предметов, например автомашины всех разновидностей и любых моделей или какие-либо механические устройства, выполняющие определенные операции.

В то же время данное слово может обозначать и конкретный предмет, причем мы отчетливо осознаем, о каком предмете идет речь, что обеспечивает возможность общения между людьми. Если кто-то говорит: “Что это за машина?”, то собеседник понимает, что вопрос касается конкретного автомобиля.

При этом он также понимает или догадывается, что именно интересует: марка, тип, принадлежность или еще что-то.

Язык, как уже говорилось, это стандартизированная знаковая система. Речь это процесс, это слово употребляется в двух смыслах:

– как самостоятельный психический процесс,

– как процесс общения посредством языка.

Речевое сообщение обычно состоит из цепочки слов. Очевидно, что как минимум для этого надо:

– подобрать слова,

– конкретизировать подобранные слова,

– составить законченные фразы.

Никакое речевое сообщение не возможно без решения этих частных задач.

Другое дело, что обычно в процессе общения человек слабо рефлексирует такие вопросы, как: “Как я подбираю слова?”, “Как я сужаю значение понятий?”, “Как я составляю фразы?” Во время общения мы обычно сосредотачиваем свое внимание на общих вопросах: “Что я могу еще сказать?”, “Как себя чувствует собеседник?”, “Не пора ли прекратить разговаривать?”, “Может, мне немного сменить тон?” Также мы очень редко обращаем свое внимание на работу речедвигательного аппарата. Многие люди вообще не знают, что такое ые связки и резонанс. Поэтому работа нашей речи во многом строится по образцу построения обычных движений (локомоций, предметных действий). Во время ходьбы мы также не обращаем внимания на работу отдельных мышц, согласование усилий, построение траекторий – сознание занято лишь решением общих вопросов движения.

Конкретизация значений слов достигается тем, что слова окружаются другими словами, а также ситуативным контекстом.

Если мы просто произнесем вслух слово “машина”, то слушателю может показаться, что нас интересуют вообще все машины на свете: и автомобили, и разного рода автоматы.

Если мы скажем “эта машина”, то слушатель поймет, что нас интересует или та машина, которая стоит рядом, или та, про которую только что разговаривали.

Кроме смыслового содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим.

Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.

Во многом эта сторона речи более древняя, чем смысловая, потому что сначала наши предки освоили именно эмоциональную речь.

Помимо смысловой и эмоциональной стороны, в речи часто выделяют и психологическую сторону. Дело в том, что далеко не все говорится словами и интонациями. Существуют еще намеки и подтекст.

С помощью намеков и подтекста можно сказать то, что нельзя сказать словами (то есть заменить смысловую сторону), и выразить то, что нельзя выразить интонациями (заменить эмоционально-выразительную сторону). Психологическая сторона речи часто используется для манипуляций.

Сконцентрировав внимание собеседника на смысловой или эмоциональной стороне, можно с помощью психологической внушить нужную мысль.

Другой вариант: сконцентрировать внимание собеседника на – как раз – психологической стороне, делать ему явные намеки, взаимными намеками прийти к соглашению, а потом отказаться от своих обязательств, сославшись на то, что в смысловой стороне ничего не было оговорено.

В современной антропологии существует предположение, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е.

примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных.

С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Со временем главным средством труда и общения у человека стала рука.

При этом господство руки в качестве средства общения сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты.

Подтверждением того, что когда-то именно рука была средством общения, является то, что современный человек весьма охотно жестикулирует при общении; при этом, в большинстве случаев, людей специально не учат жестикулировать.

У многих людей, если наблюдать за их спонтанной жестикуляцией, можно выявить довольно развитую “скрытую речь”. Иногда даже по этой “скрытой речи” можно судить об истинных суждениях и намерениях говорящего.

То, что глухонемые дети довольно быстро осваивают язык глухонемых, тоже серьезный аргумент в пользу этой теории.

Появление звуковой речи, по оценкам антропологов, произошло более ста тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда.

Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий.

Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с жестами звуков голоса.

Очевидно, что в пору, когда активно использовался для общения язык жестов, наши предки не были немыми и беззвучными. Развитие ых звуков началось задолго до возникновения потребности в сложном общении с помощью звуков. У звукового общения есть два больших плюса по сравнению с жестовым:

– оно возможно на довольно большом расстоянии,

– оно возможно в условиях ограниченной видимости (например в темноте).

В процессе общения наших далеких предков жесты рук сопровождались определенными нечленораздельными ыми восклицаниями.

Постепенно речевые звуки развивались и становились все более членораздельными, то есть появлялась возможность реализации все более сложных сообщений.

Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые выполняла кинетическая (изобразительная) речь, и более того, обеспечить дальнейшую эволюцию речи.

Именно звуковая речь позволила и собственно речи, и мышлению отделиться от наглядности, то есть непосредственного действия.

Разумеется, звуковая речь сразу не стала столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения она длительное время оставалась близкой по своему содержанию к кинетической.

Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов.

Такого рода полисемантизм можно наблюдать у детей одного-двух лет.

Как и у маленьких детей, у наших предков первые слова заменяли целые предложения. Одновременно они были и существительными, и глаголами, и скорее отражали не объекты или явления, а ситуации.

Со временем слова стали приобретать более конкретное смысловое значение, они дифференцировались по грамматическим формам.

Все это привело к формированию языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом.

Важным этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

Речь как органический психический процесс ограничена врожденными возможностями нашего организма. Человек не может, например, говорить в десять раз быстрее, чем обычно это делает, его активный словарный запас тоже не бесконечен.

Интересно, что язык – как система условностей – лишена этих ограничений. Из обычного, “разговорного” языка родились такие искусственные языки, как язык математической логики или языки программирования.

С помощью последних, надо это понимать, человек научился общаться с машинами, предварительно, разумеется, создав их такими.

Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом эволюционного и общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

См. также

Речь    RSS    azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/obshaya_harakteristika_rechi.html

Характеристики речи в профессиональном общении

Характеристика речи

Александр Mopoзoв

Речь является главным, хотя и не единственным источником воздействия и передачи информации в профессиональном общении.

Владение собственным голосом, его громкостью и интонацией, умение управлять ритмом речи, искусство расстановки речевых пауз существенно влияют на усвоение собеседником представляемой ему информации и предопределяют успешность воздействия на него.

Техники активного слушания помогают поддерживать общение, а искусство использования вопросов помогает управлять вниманием и мышлением собеседника.

Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит.

Речь может быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вялой, безразличной. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя.

Рассмотрим некоторые характеристики речи.

Голос

Голос — это средство, с помощью которого доносится сообщение до других людей.

Часто слушатель определяет степень важности поступающей информации по тому, как она произносится, а не по тому, что именно говорит собеседник или оратор.

Голос можно использовать правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации. А можно использовать его как инструмент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха.

В управленческом взаимодействии большое внимание следует уделять эмоциональному состоянию, как своему, так и партнеров. Можно метафорично сказать, что голос человека — это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса).

Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его ые характеристики. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (то есть всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Подсознание человека порой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достоверно определять неискренность собеседника.

При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:

  • неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение;
  • частое покашливание может интерпретироваться как неуверенность в себе или обеспокоенность. (Хотя это может быть и просто бронхит!);
  • не соответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, утрата контроля над ситуацией.

Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос в процессе профессионального общения, полезно учитывать следующие характеристики.

Темп речи

Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Профессиональные коммуникаторы хорошо владеют своей речью и умеют корректировать ее темп в соответствии с излагаемой информацией.

Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе.

Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем выше напряжение, тем быстрее обычно становится речь.

Во время публичного выступления следует осознавать, что даже если времени для изложения всей информации мало и лектор будет пытаться ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего он добьется, это уменьшение в два раза степени ее понимания. Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что можно потерять внимание и интерес аудитории.

Кроме того, одна из особенностей медленного темпа — тенденция к появлению назидательных интонаций. И этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.

Громкость

У каждого человека есть способность изменять громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. Например, в зашумленной аудитории человек старается говорить громче.

При этом следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но может и создавать ощущение агрессивности.

Высота голоса

Высота голоса является важным элементом передачи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверенность.

Соответственно, повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрата контроля над ситуацией.

Если такое действительно происходит, замедлите темп речи и немного снизьте высоту вашего голоса, и вы почувствуете себя увереннее.

Интонация

Интонации, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой произносятся определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот.

Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. При подчеркивании формальной ситуации речь становится более монотонной. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение.

Глубокие эмоции — грусть, жалость, нежные чувства — передаются плавной сменой интонаций в речи.

Полезно упражняться в освоении различных интонаций. Например, потренируйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный эмоциональный смысл. Попробуйте при помощи интонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.

Пауза в речи

Пауза (молчание) — важный инструмент речи при умелом его использовании. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. Молчание в нужный момент может восприниматься как признак уверенности руководителя и оказывать сильное управленческое воздействие.

Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Вследствие этого его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания.

Пауза перед кульминационным пунктом — это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Своевременное использование паузы подготавливает аудиторию, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно в следующем ряде случаев:

  • Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает на внимательное слушание, а оратору дает возможность собраться с мыслями.
  • Для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.
  • Вместо знаков препинания. В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

Смысловые ударения

В процессе управленческого общения профессиональный коммуникатор помечает важность отдельных ключевых слов, усиливая их воздействие при помощи смысловых ударений. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:

  • более медленного произнесения ключевых слов;
  • изменения громкости в момент их произнесения;
  • повышения или понижения интонации в процессе произношения слова;
  • выделения паузой.

Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово.

Техники активного слушания

Деловая беседа — это улица с двухсторонним движением. Поэтому ее успешность зависит как от умения говорить, так и от умения слушать.

Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему, немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и т. п.

Умение слушать «всем телом» помогает лучше понять собеседника и показывает ему заинтересованность в разговоре с ним.

В управленческом взаимодействии руководителя техники активного слушания могут использоваться двояко:

  • по прямому назначению — для того чтобы поддерживать психологический контакт с собеседником и демонстрировать заинтересованность в продолжении беседы;
  • в обратном смысле — для того чтобы разорвать психологический контакт и продемонстрировать незаинтересованность в дальнейшей беседе.

Рассмотрим техники активного слушания в контексте их прямого назначения:

  • Смотрите на собеседника. Зрительный контакт глазами является важным элементом коммуникации и очень информативен. При этом следует понимать, что если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что он говорит. Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, — вторично.Соответственно, если в то время как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в кабинете, то тем самым вы невербально сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере, в этот момент.
  • Реагируйте. Главный элемент активного восприятия — умение дать человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас…» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование и внимание могут вызвать напряжение и разрушить раппорт.
  • Замечайте чувства. Фразы «Я понимаю ваше состояние…»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.
  • Задавайте вопросы на понимание. Если вы чего-то не поняли — спрашивайте. Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — один из показателей активного слушания.Если вы поняли то, о чем хочет сказать человек, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом. При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос предопределяет те ответы, которые вы получите.
  • Перефразируйте. Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.

Источник: https://psycho.ru/library/3612

ovdmitjb

Add comment