Irvuz

Характеристика детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Характеристика детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

18.03.2015

Снежана Иванова

Умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается…

Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности.

Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными.

При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

  1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
  2. Плохо развита моторика.
  3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
  4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
  5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
  6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
  7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
  9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

Причинами олигофрении считаются:

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

Причинами деменции являются:

  • травмы мозга;
  • шизофрения;
  • менингит;
  • эпилепсия и др.

Степени умственной отсталости: идиотия, имбицильность, дебильность

Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:

ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ

Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:

  • идиотия;
  • имбецильность;
  • дебильность.

Идиотия: характеристика заболевания

Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие  дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.

У таких детей наблюдаются нарушения:

  • координации движений;
  • моторики;
  • поведения;
  • эмоций.

У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:

  • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
  • типичные идиоты;
  • речевые идиоты.

У глубоких идиотов полностью отсутствуют ощущения. Они по поведению напоминают животных: кричат, прыгают, дают неадекватную реакцию на любые раздражители. Себя обслужить не могут.

У типичных идиотов в отличие от глубоких инстинкты выражены. Для удовлетворения своих физиологических потребностей издают отдельные звуки. Но речь у них не развита.

Речевые идиоты реагируют на окружающий мир. Могут произносить некоторые слова. Но познавательной деятельности при этом нет никакой. Ходить учатся очень поздно. Движения при этом неуверенные, координация низкая, присутствуют навязчивые движения в виде покачивания туловища.

Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.

Имбецильность: основные признаки и возможные мероприятия

Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.

Дети с таким диагнозом:

  • понимают обращенную к ним речь;
  • могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
  • могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
  • имеют относительно развитую речь.

При этом  у них довольно неустойчивое внимание,  наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие  дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.

Таких детей можно научить:

  1. Правильно себя вести.
  2. Элементарным посильным трудовым действиям.
  3. Самообслуживанию в меру их возможностей.
  4. Ориентировке в быту.

Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно.

  Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета  и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире.

Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

Дебильность: виды, характеристика, возможная коррекция

Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются:

  • конкретным наглядно-образным мышлением;
  • наблюдательностью;
  • упрямостью;
  • неумением обманывать;
  • довольно развитой фразовой речью.

При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве,  не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

Дебильность бывает:

  • неосложненной;
  • осложненной нарушениями разных анализаторов;
  • осложненной нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения.

Неосложненная дебильность характеризуется тем, что эмоционально-волевая сфера практически сохранена. Наблюдается только сниженный уровень познавательной деятельности.

Дебильность, которая осложнена нарушениями различных анализаторов, сопровождается тем, что в результате основного дефекта возникли вторичные отклонения  в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.

Дебильность, которая осложнена нарушениями нейродинамики, сопровождается плохой координацией движений, быстрой утомляемостью, так как поражена кора полушарий головного мозга.

Дебильность, которая имеет лобную недостаточность, характеризуется вялостью рук, плохой ориентацией в пространстве, немотивированным поведением. Речь при этом шаблонная, подражательная.

Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, не могут научиться играть с другими детьми, агрессивные, самоконтроль отсутствует. В этом случае наблюдается недоразвитие личности как таковой.

Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:

  • обучение их чтению, письму, счету;
  • расширение знаний об окружающем мире;
  • обучение выполнения элементарных трудовых действий;
  • проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

Обучение детей с умственной отсталостью

Неосложненная дебильность

Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко.  В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.

Дебильность,  осложненная нарушениями разных анализаторов

Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.

Дебильность с выраженной лобной недостаточностью

Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.

Дебильность с психопатоподобным поведением

У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

Воспитание детей с умственной отсталостью

Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей.

Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием.

Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.

Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но  по-своему.

Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.

https://www.youtube.com/watch?v=pZ6eassRgDk

Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.

Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.

Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.

Источник: https://psyh.info/article/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/umstvennaya-otstalost-u-detej.html

Виды умственной отсталости у детей и особенности развития

Характеристика детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость (синонимы: малоумие, олигофрения) – сложное психопатологическое состояние, характеризующееся невозможным развитием интеллекта и связанных с ним качеств жизнедеятельности человека по причине ограничений развития или функционирования центральной нервной системы, чаще – головного мозга. Олигофрения – заболевание зачастую врожденное, однако в некоторых, особо тяжелых случаях, патология может быть вызвана глубоким поражение паренхимы головного мозга вследствие черепно-мозговых травм или сосудистых дисфункций.

Многие современные источники не причисляют особенности детей с умственной отсталостью к группе психопатологических состояний, выделяя место данной патологии в комплексе специфического состояния, которое определяет четкий предел интеллектуальных возможностей.

Другими словами, развитие умственных способностей у ребенка не может преодолеть физиологическую границу, данную ему при рождении.

Однако в сравнении с общепринятыми стандартами развития головного мозга в этом возрасте, умственная отсталость, все же, позиционируется как психопатологическое состояние.

Учитывая подобные условия, а также – неизлечимость заболевания, обеспечить умственно отсталому ребенку качества физиологически здорового интеллекта, к сожалению, невозможно.

Кроме определенного порога разума, для детей-олигофренов крайне сложно организовать обучение и социальную адаптацию, что достигается только специальной системой образования и психотерапии, с обязательным включением в данный процесс родителей.

Различают три степени расстройства, основанных на особенностях детей с умственной отсталостью.

Дети второй и третьей степени причисляются к группе инвалидов детства и состоят на полном пансионе государства.

Первая степень считается самой легкой и для нее рекомендованы специальные коррекционные школы, обучающие программы которых, составлены с учетом ограниченных возможностей обучающихся там детей.

Однако многие родители не желают мириться с таким положением вещей и отдают своего умственно отсталого ребенка в обычные школы, где у них, как правило, возникает масса проблем с успеваемостью и налаживанием социальных контактов среди сверстников и учителей.

С возрастом, первая степень олигофрении теряет свои отличительные качества, что позволяет человеку весьма стандартно организовывать свою личную жизнь и профессиональную деятельность. Стоит отметить, при этом, что ген олигофрении, в большинстве случаев, переходит по наследству, и находит свое отражение, если не первом, то – в последующих поколениях.

Признаки умственной отсталости у детей

Как уже говорилось выше, умственная отсталость разделена на степени, определяющие уровень тяжести отклонений:

  • I степень – дебильность. Составляет подавляющие 75% от общего количества случаев умственной отсталости у детей;
  • II степень – имбецильность. Около 20%;
  • III степень – идиотия. 5% от общего числа расстройств.

Первая степень умственной отсталости — дебильность

Первая степень считается самой легкой, однако дети с подобным уровнем расстройства интеллекта должны обучаться в специальных коррекционных школах. К слову, помещать своего ребенка или нет в условия специализированного обучения – личное дело каждого родителя, которые, по объективным причинам, стараются этого не делать. Хотя принять такое решение сложно, но крайне рекомендовано.

Диагностировать дебильность, как легкую форму олигофрении, несколько затруднительно по причине сглаженной симптоматики болезни. Исходя из чего, термин «олигофрения» не применяется до тех пор, пока ребенку не будет поставлен точный диагноз с описанием этиологических и патогенетических факторов. До этого момента, такое состояние принято называть умственной отсталостью.

В первую очередь, признаки умственной отсталости у детей, в легкой форме, наиболее заметны при попытках получать новые знания и закрепления их в долговременной памяти маленького пациента. Учитывая биологические особенности головного мозга при дебильности, данные явления протекают с затруднениями и явными отличиями.

Детям с легкой формой расстройства доступно обобщение нового материала, однако закрепление происходит на механическом уровне и только через несколько попыток. До школы ребенку свойственны весьма примитивные замыслы в играх, примитивная речь, очень бедный лексикон, имеющий тенденцию к очень медленному расширению.

В период раннего школьного возраста ребенка, как правило, удается успешно обучить базовым навыкам письма, чтения и примитивных манипуляций с числами.

Эмоциональное состояние характеризуется, как стабильное, не требующее особо внимания для его коррекции. Такое условие значительно облегчает условия обучения. При благоприятном стечении обстоятельств и грамотности педагогов коррекционных школ, зачастую удается добиться хорошей усидчивости и прилежности.

Мышлению присущ наглядно-демонстративный характер, так как обобщение и связывание различных характерных особенностей объектов, не доступно. Смысл текстов, прочитанных на занятиях, воспринимается очень слабо, за счет ограниченных объемов краткосрочной памяти и особенностей ее функционирования. Пересказ прочитанного и, тем более, сравнение – невозможны.

Арифметическая работа носит весьма общий, поверхностный характер. До ребенка крайне сложно донести количественное представление числа, поэтому математические расчеты ведутся, как правило, больше на заученном уровне, который ему повторяли множество раз.

Личность ребенка обладает незрелостью, он не способен самостоятельно принимать и анализировать свои решения. Познавательная деятельность и трудоспособность находятся на низком уровне. Инициатива практически всегда отсутствует. Речь бедная, косноязычная.

При грамотном подходе специалистов и отсутствии у пациента дополнительных психологических и психических расстройств, прогноз при дебильности достаточно благоприятен.

В будущем, человек с данной формой олигофрении, способен к довольно производительному труду, не отличающемуся особыми навыками и не требующими умственных нагрузок.

Как правило, это монотонная работа, со стереотипными действиями, которые необходимо повторять в течение рабочего времени, дабы достичь высоких показателей производства. С такими задачами умственно отсталые люди, при легкой форме расстройства, справляются великолепно.

Имбецильность — вторая степень умственной отсталости

Имбецильность является более тяжелым расстройством, что позволяет в достаточной степени точно устанавливать соответствующий диагноз на олигофрению.

Пациенты с такой формой расстройства всегда отвлечены от конкретной темы обсуждения или разговора по причине практически нулевой возможности к концентрированию.

Личные суждения, зачастую не являются таковыми – в преобладающем количестве, они приобретены у окружающих.

Логика в мыслях и вербальных обсуждениях практически отсутствует. Смысл прочитанного кем-то вслух воспринимается очень тяжело и только с наводящими вопросами.

Изучение алфавита, также носит определенные трудности, которые наиболее ярко проявляются в случае созвучных букв или слогов. Арифметические операции возможны только с первым десятком и на уровне целых чисел, таблица умножения запоминается только на механически заученном уровне. Фразы очень короткие, простые. Выражение эмоций и желаний происходит больше на мимическом и вокальном уровнях.

Приспособление к социальным условиям жизни возможно лишь при постоянной поддержке и направлении. Трудовая деятельность ограничена не более чем одним-двумя повторяющимися действиями, механически заученными. Изменение стереотипного повторения действия приводит к состоянию растерянности и ступору. Навыки самообслуживания только элементарные.

Сохранены простые эмоции в виде реакций на похвалу или порицание, стремление помочь в трудной ситуации, душевные сопереживания ближнему или совершенно чужим людям. Кроме того, наблюдаются зачатки самокритики о своей нерасторопности и различии от окружающих.

Состояние имбецильности зачастую сопровождается одним или несколькими патологиями неврологического или психопатологического характера – неврозы черепных нервов, судороги, эпилептические приступы, микро- или гидроцефалии.

Идиотия как форма олигофрении

Идиотия является самой тяжелой формой олигофрении, отражая полный набор ее симптоматики. При данном расстройстве практически отсутствует восприятие собственной личности, мышления об окружающей действительности, по существу какого-либо процесса также не отмечается.

Во время обращения к пациенту необходимо использовать простой набор слов, рекомендательно – в повелительном наклонении с обязательным применением мимики и жестов. Речь у пациента чаще нечленораздельна, выделяются лишь отдельные звуки или слова, грамматически не согласованные. Смысл сказанного, как правило, не воспринимается самим пациентом.

Эмоциональный состав очень скудный и проявляется лишь в момент запросов на требование к приему пищи, изменения физического самочувствия. Часто проявляются патологические влечения – стремление к перееданию, онанизму, сосанию пальцев, жеванию предметов.

Пациенты, на бессознательном, скорее – рефлекторном уровне, склонны привязываться к людям, которые их окружают и проявляют положительные эмоции, ухаживают за ними.

Смена обстановки или спонтанное изменение ситуации всегда вызывает чувство непреодолимого страха или агрессию со склонностью к самоповреждению.

Идиотия всегда сопровождается наличием патологий, связанных с недостаточным функционированием центральной нервной системы – деформации черепа, парезы, параличи, отклонения в анатомических особенностях скелета и так далее.

Логической деятельности и занятия по существу не выражено, навыки самообслуживания отсутствуют.

Источник: http://onevroze.ru/vidy-umstvennoj-otstalosti-u-detej-i-osobennosti-razvitiya.html

ovdmitjb

Add comment