Irvuz

Характер (типы) адекватного и неадекватного отношения пациента к болезни

Различные типы отношения человека к своей болезни

Характер (типы) адекватного и неадекватного отношения пациента к болезни

От болезней, даже тех, которые способны привести к смерти за короткое время, не застрахован никто.

И у каждого человека отношение к тяжелому заболеванию может быть различным.

Оно зависит от характера, состояния ментального здоровья, индивидуальных особенностей психики. А. Е. Личко, известный советский психиатр, выделил ряд типов отношения к болезни.

Эта классификация помогает лечащим врачам находить подход к каждому пациенту.

О классификации акцентуаций характера по Личко читайте здесь.

Особенности

Отношение пациента к болезни — это совокупность внутренних и внешних реакций, возникающих у него в процессе осознания факта наличия заболевания, в период лечения, после выздоровления или выхода в ремиссию.

Если заболевание было тяжелым, даже после исцеления у человека могут наблюдаться психические отклонения, значительно влияющие на его поведение, самочувствие, видение мира, такие как тревожное расстройство, панические атаки, фобии, ПТСР, депрессия.

Субъективное отношение к заболеванию зависит от таких факторов, как:

  • родители и близкие родственники, их воспитание (гиперопека или, наоборот, отстраненность, различные виды насилия в семье или его отсутствие);
  • психическое состояние (любое ментальное заболевание, например депрессия, тревожное расстройство, биполярное расстройство, шизофрения, влияют на то, как человек воспринимает реальность и себя);
  • особенности отношения с близким кругом (жизненные установки друзей и любимого человека, отсутствие или наличие насилия в романтических отношениях);
  • воспитание в детских учреждениях и образование;
  • возраст;
  • половая принадлежность;
  • особенности психики (акцентуации, врожденные незначительные отклонения, темперамент, характер);
  • объем знаний, степень развитости интеллекта (к примеру, человек, который знает медицину и физиологию на базовом уровне и имеет критическое мышление, едва ли предпочтет лечить онкологическое заболевание нетрадиционными методами);
  • наличие либо отсутствие адекватной поддержки со стороны близких людей в период обнаружения заболевания и на протяжении лечения.

Поэтому отношение каждого человека к заболеванию индивидуально: там, где один замкнется в себе и откажется лечиться, другой может начать беспрестанно бегать по докторам и третировать родных.

Субъективное отношение к заболеванию также именуется «внутренней картиной болезни» и связано с тем, как человек, в зависимости от собственных характеристик и условий, указанных выше, будет интерпретировать информацию о болезни, как к ней отнесется.

Типы отношения к болезни

Самой распространенной и широко применяемой классификацией является та, которую предложил А. Е. Личко. В нее включены следующие типы отношения к болезни:

  1. Гармонический. Наиболее адекватная реакция на болезнь: больной рационально оценивает заболевание и стремится его вылечить, избегает чрезмерно нагружать собой близких людей. Его психическое состояние практически не изменяется.
  2. Анозогностический. Наблюдается стремление закрыть глаза на наличие болезни: больной отказывается считать, что у него есть заболевание, может решить, что обследоваться и лечиться ему не нужно.
  3. Эргопатический . Работа либо любимые увлечения становятся для пациента главной отдушиной, он словно бы старается таким образом отстраниться от заболевания. Самый большой страх таких больных — утратить способность работать из-за болезни.
  4. Тревожный. Пациент крайне беспокойно относится к своей болезни, постоянно боится ухудшения и того, что лечение не поможет. Он тщательно изучает все, что связано с заболеванием, может удариться в сферу нетрадиционной медицины. Тревожные больные склонны доверять суевериям, могут придумывать собственные приметы.
  5. Неврастенический. У таких пациентов часто наблюдается раздражительность, особенно в периоды обострения заболевания. Они могут сорваться на любом человеке, но позднее чувствуют стыд, плачут и просят прощения. С трудом терпят боль.
  6. Ипохондрический. Человек сосредотачивается на собственном самочувствии, тревожно относится к малейшему его ухудшению, беспокоится обо всем, что может хоть как-то негативно повлиять на него: к примеру, ипохондрик тщательно прочтет инструкцию к препарату и будет фанатично прислушиваться к своим ощущениям, чрезмерно преувеличивая даже незначительные негативные изменения. Если что-то его не устроит, он может потребовать заменить медикамент.

    Также ипохондрики обычно очень часто посещают докторов и охотно рассказывают окружающим о том, как они больны и несчастны.

    Их жизнь вращается вокруг заболевания, и они уверены, что их болезнь куда серьезнее, чем она есть на самом деле.

  7. Меланхолический. Пациент начинает сомневаться в том, что выздоровление или улучшение состояния возможно, замыкается в себе, его настроение значительно ухудшается, развивается депрессия с угрозой самоубийства.
  8. Сенситивный. У больных возникает выраженное беспокойство, связанное с тем, как окружающие отнесутся к заболеванию, не станут ли они относиться хуже, насмехаться, издеваться. Боятся быть в тягость для близкого круга.
  9. Апатический. Пациент выглядит безразличным, малоэмоциональным, покорно посещает медицинские процедуры, принимает медикаменты. Собственная судьба его словно бы не интересует.

    Апатия проявляется и в повседневной жизни: исчезает интерес к любимым занятиям, к общению.

  10. Эгоцентрический. Болезнь становится основой жизни, способом получить выгоду, поэтому пациент старательно демонстрирует окружающим, насколько он несчастен, целенаправленно требует внимания к собственной персоне, постоянно говорит о своем заболевании.
  11. Дисфорический. Характерно возникновение выраженной ненависти по отношению тем, кто здоров. Больные склонны проявлять агрессию, угнетают друзей и родственников, требуя выполнять каждый приказ.
  12. Паранойяльный. Пациент убежден, что заболевание у него возникло из-за чьих-то действий, либо считает, что на самом деле он вовсе не болен, а симптомы — следствие действия препаратов (ВИЧ-диссиденты как пример). Опасается принимать медикаменты и ложиться в больницу.
  13. Эйфорический (еще называется анозогнозическим). Пациент проявляет откровенную беспечность, его настроение повышенное (может присутствовать наигранность), он стремится взять от жизни как можно больше и часто игнорирует врачебные предписания, может отказаться от осмотра и лечения, забывает принять медикаменты или не пьет их вовсе, не соблюдает диету. Его девиз: «Как-нибудь само пройдет».

Также специалисты выделяют нозофильное отношение к болезни, при котором больной ассоциирует заболевание с чем-то приятным, потому что о нем будут заботиться, он получит внимание и не сможет почти ничего не делать, и нозофобное — пациент боится заболевания, иногда панически, преувеличивает свои ощущения.

«Чистые» типы отношения к заболеванию встречаются нечасто, обычно у каждого человека есть черты нескольких типов.

Чтобы определить отношение к болезни, специалисты по психологии применяют методику ТОБОЛ, представляющую собой опросник, который состоит из таблиц. Больной выбирает утверждения, которые наиболее соответствуют ему, а психолог подсчитывает баллы и делает выводы.

При этом важно отметить, что наиболее выраженная реакция на болезнь присутствует в тех случаях, когда заболевание серьезное. И чем оно опаснее, тем реакция, как правило, более яркая.

Самыми показательными в этом плане являются реакции людей с онкологическими заболеваниями, поскольку эта группа болезней наиболее непредсказуема и имеет повышенную летальность. В обществе крайне силен страх в отношении этих заболеваний.

Особой типологии реакций на онкологическую болезнь не существует: при оценке отношения применяется та же самая классификация, разработанная А. Е. Личко.

Чем тяжелее протекает онкологическое заболевание, тем меньшее количество людей относятся к нему гармонично.

Широко распространены у онкобольных тревожность, апатия, депрессия.

Порядка 22% людей со злокачественными новообразованиями страдают посттравматическим стрессовым расстройством, которое развилось после информации о наличии диагноза.

Этапы

Выделяют следующие этапы:

  1. Домедицинский этап. У человека впервые появляются симптомы болезни, и он может не придавать им значения, игнорировать, к примеру, пить обезболивающие вместо того, чтобы посетить больницу, придумывать объяснения наподобие таких: «Ну, это погода изменилась, поэтому голова и болит», «Это просто усталость». Этот период может быть как очень коротким, так и продолжительным, в зависимости от решений человека и особенностей симптоматических проявлений.
  2. Этап разрушения привычных жизненных условий. Человек отправляется в больницу либо попадает в нее через «скорую помощь», ему ставят диагноз и госпитализируют. Вся его привычная жизнь рассыпается, он может чувствовать массивную гамму негативных чувств, таких как страх, тревога, подавленность, тоска, гнев, беспомощность, сомнение, неуверенность.
  3. Этап адаптации. Негативные эмоции становятся менее выраженными, поскольку дискомфорт уменьшился благодаря действиям врачей. Пациент постепенно привыкает к факту наличия у него заболевания, но может в этот период начать активно искать информацию о заболевании, о способах лечения и прогнозе.
  4. Капитуляция, смирение. Пациент ощущает тоску, перестает искать информацию о заболевании и смиренно выполняет врачебные предписания.
  5. Этап развития механизмов, помогающих жить дальше и справляться с болезнью. Могут возникнуть установки, связанные с поиском выгоды из сложившейся ситуации.

На каждом этапе может наблюдаться определенное отношение к болезни, которое может меняться, в зависимости от прогнозов и физического самочувствия.

Как относятся родственники к заболеванию ребенка?

Многие родители искренне хотят, чтобы их дети росли счастливыми и здоровыми, и делают для этого все, что в их силах. Но, к сожалению, часть детей имеют те или иные проблемы с соматическим здоровьем. Чем серьезнее болезнь ребенка, тем труднее родителю сохранять спокойствие.

Когда родители узнают о том, что их ребенок тяжело болен, они проходят следующие этапы:

  1. Шок. Родители испытывают сильнейший стресс, неосознанно начинают искать виноватого в том, что малыш болен, могут начать обвинять друг друга. Также родители могут начать испытывать отвращение и ненависть к ребенку, который отличается от здоровых детей.
  2. Отрицание. Родители не могут признать, что их ребенок болен, пытаются отрицать этот факт в процессе диалогов с окружающими людьми.
  3. Торг. Они начинают искать информацию о болезни, просматривают сведения об экспериментальных и нетрадиционных методах лечения.
  4. Депрессия. Когда им становится понятно, что вылечить ребенка невозможно либо крайне затруднительно, они ощущают себя беспомощными, чувствуют скорбь, подавленность, как будто их ребенок уже умер.
  5. Принятие. Родители принимают тот факт, что ребенок болен, поддерживают его и продолжают лечение.

Отношение к больному ребенку у отца и матери может быть неодинаковым. Для матерей характерно стремление быть чаще с ребенком, помогать ему во всем, вплоть до гиперопеки, а отцы склонны отдаляться от семьи.

Довольно значительный процент отцов могут принять решение бросить мать и ребенка.

Связь с ее преодолением

Безусловно, чем более здравым будет отношение пациента к болезни, тем легче будет ему справляться с трудностями на пути к выздоровлению или ремиссии.

Но на практике у довольно значительного процента пациентов наблюдаются далекие от гармонического типа реакции.

Эти особенности затрудняют работу медицинскому персоналу, заставляют близких людей отстраниться от больного.

Возрастают риски развития психических заболеваний или усугубления тех, что были ранее.

Поменять отношение к болезни помогают психологи и психотерапевты.

Но основная проблема в том, что многие больные не считают, что им нужно идти к подобным специалистам. Поэтому близким важно постараться уговорить их записаться на прием.

  • постарайтесь объяснить человеку, что ему нужна профессиональная поддержка и что получать ее — нормально;
  • дайте понять ему, что готовы помогать;
  • предлагайте конкретную помощь: расскажите, какой психотерапевт помог Вам или другому близкому человеку, желательно тому, кого знает больной, покажите конкретные сайты, книги, предназначенные для самопомощи;
  • расскажите о положительном опыте людей, обратившихся за помощью, и о том, как отношение к болезни увеличивает вероятность положительного исхода (к примеру, уровень смертности при онкологии у людей с депрессией на 26% выше, а у тех, кто страдает тяжелыми ее формами, — на 39-40%).

Адекватное отношение к болезни поможет человеку справляться с ней, сохранять самообладание и быть счастливым.

Типы людей во время болезней:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/stressy-depressii/tipy-otnosheniya-k-bolezni.html

Неадекватность

Характер (типы) адекватного и неадекватного отношения пациента к болезни

Неадекватность – это рассогласованность отдельных актов психической деятельности либо их совокупности обстоятельствам извне. К примеру, паранойе свойственно эмоциональное несоответствие.

Иначе говоря, непонятное и анормальное проявление эмоций в качестве отклика на внешний возбудитель, либо отсутствие реагирования на условие, пробудившее его.

Часто несоответствие поведенческого реагирования отмечается у субъектов, страдающих патологией психоневрологического характера, зависимостью от потребления наркотических препаратов и спиртосодержащих жидкостей.

Помимо того неадекватность может наблюдаться на пубертатном этапе взросления в качестве поведения, отходящего от социальных границ. Неадекватность ярче проявляется при невозможности адаптироваться к среде либо сложным житейским ситуациям.

Причины неадекватности

Дабы выявить факторы, порождающие неадекватное поведение, необходимо разобраться, что подразумевает под собой понятие «адекватность». Определение данного термина довольно расплывчато, поскольку часто граница между анормальностью и нормой стерта.

Например, определенная манера поведения у одного лица окружающим кажется органичной и нормальной, но у другого субъекта вызывает осуждение и неприятие. Избыточную экстравагантность юной особы примут за проявление индивидуальности и стиля, аналогичный образ у пожилой леди вызовет насмешку и порицание.

Другими словами, социум посчитает пожилую даму в экстравагантном наряде, не подходящем возрастному периоду, неадекватной.

Неадекватность поведения, с позиции психологической науки – это поведенческое реагирование, не отвечающее окружающей действительности, отходящее от общеустановленных нормативных постулатов и правил.

Проще говоря, под неадекватностью подразумевают отклонение поведения, притязаний человека, его планов от граней установленных норм, элементарного благоразумия, за пределы поведения, считающегося естественным для получения оптимального результата, обоюдовыгодного для субъектов, которые включены во взаимодействие.

Неадекватность разнится от безрассудства тем, что глупый индивид совершает ошибки и действует неверно из-за заблуждений, недопонимания вещей, перекоса представлений в сторону иррационального воззрения. При этом в его поведении присутствует определенная мотивация. Иначе говоря, действия таких субъектов неверны, но вполне объяснимы.

Неадекватные индивиды совершает неприемлемые и анормальные поступки намеренно, осознавая это. Действуя неадекватно, субъект сознательно стремится разрушить либо деформировать установленные нормы социума в собственную пользу, дабы получить определенную выгоду, материального характера или психологического.

Состояние неадекватности может наступать вследствие следующих факторов:

– врожденных личностных свойств;

– индивидуальных черт характера (эгоцентризма, азартности, лидерских качеств, гиперболизированной половой тяги);

– социальных жизненных условий;

– экономического благополучия;

– положения в социуме;

– семейных взаимоотношений;

– сильного стресса;

– психологической травмы;

– тяжелых недугов, травм;

– межличностных взаимоотношений, например, взаимодействие с индивидом, показывающим негативную модель поведения;

– психических отклонений;

– избытка обязанностей (необходимость отвечать нормам и стандартам, урезанные сроки выполнения задач вынуждают людей брать излишнее количество обязанностей, боязнь невозможности достичь намеченного плохо отображается на поведенческом реагировании);

– употребления спиртосодержащих напитков;

– наркозависимости.

Причин, провоцирующих неадекватность поведения, помимо приведенных, может быть масса. Однако нужно помнить, что зачастую суть проблематики многогранна и многокомпонентная.

Признаки неадекватности

Признаков неадекватности бывает множество, но рассматривать необходимо комплексно. Не следует вешать на индивидов ярлык неадекватности, обнаружив лишь одно из нижеприведенных проявлений.

Состояние неадекватности выражается в нижеизложенных действиях. И прежде всего, обнаруживается в непредсказуемых переменах настроения полярного характера (плохое настроение сменяется эйфорией, хорошее – плохим), неожидаемым реагированием на людей (излишне импульсивное поведение).

Мимика и жесты индивида, находящегося в описываемом состоянии, не отвечают происходящему.

Таким субъектам присуща чрезмерная театрализованность, суетливость, излишняя жестикуляция либо напротив неестественное спокойствие, несоответствующее обстановке, замерший неморгающий взгляд непосредственно в глаза собеседнику.

Неадекватный человек склонен перебивать беседующих, недослушивает их доводы и суждения, может вообще не слушать окружающих, либо озвучивать собственное мнение не по теме. Часто проскакивают безапелляционные заявления.

Индивиды в состоянии неадекватности нередко высказывают мнение совершенно неуместно. Могут переводить предмет беседы в абсолютно иное русло. Болтают больше о собственной персоне. Речь их наполнена бранными словами, грубыми выражениями, сленговыми оборотами.

Помимо этого, могут использовать демонстративно заумные предложения в обыденной бытовой беседе.

Во внешнем облике отмечается неуместный подбор одежды, стиль, несоответствующий мероприятию или обстановке, вычурные или вызывающие наряды. Внешность также претерпевает изменений: ярко окрашенные локоны, необычная прическа, вызывающий макияж. У сынов Адама неадекватность проявляется в чрезмерном пирсинге, «тоннелях» в ушных раковинах, множество татуировок, шрамирование.

Неадекватные люди склонны воспринимать «в штыки» всякие суждения и идеи оппонентов при разговоре, не взирая, на их аргументированность и логичность. Также им свойственны повышенная обидчивость, неадекватная реакция на дружеские подтрунивания, шутки, безобидные подколы.

Неадекватность поведения может выражаться в агрессивности, подозрительности, двигательной расторможенности, суицидальных попытках или склонности к самоповреждению, аморальных деяниях, асоциальных поступках, конфликтности, нарушении социального взаимодействия, категоричности высказываний.

Аффект неадекватности

Описываемое явление – это стабильное негативное эмоциональное состояние, зарождающееся вследствие неудачи, провала и характеризующееся игнорированием факта фиаско либо нежеланием принять ответственность за неуспех. Возникает вследствие условий, повлекших за собой возникновение у субъекта потребности сберечь неверно сложившуюся у него высокую самооценку и завышенную степень притязаний.

Признать собственную несостоятельность для индивида означает пойти вопреки имеющейся потребностью сберечь собственную самооценку. Однако допустить это он не желает. Отсюда зарождается неадекватное реагирование на свой провал, проявляющееся в виде аффективных поведенческих реакций.

Аффект неадекватности является своеобразной защитной реакцией, которая позволяет выйти из конфронтации ценой отклонения адекватного восприятия реальности: индивид сберегает высокую степень притязаний и завышенную самооценку, сторонясь при этом понимания собственной несостоятельности, которая и стала причиной неудачи, избегая зарождающиеся колебания относительно собственных навыков.

Аффект неадекватности может ограничиться одной областью притязаний индивида, однако может нести генерализованный характер, овладевая личностью субъекта целиком.

Дети в описываемом состоянии характеризуются недоверчивостью, агрессивностью, обидчивостью, подозрительностью и негативизмом.

Продолжительное пребывание малыша в подобном состоянии ведет к вырабатыванию соответствующих качеств характера.

Аффективные крохи часто пребывают в устойчивой конфронтации с учительским составом и ровесниками. Поэтому они различными путями пытаются компенсировать собственные плохие позиции, стараются привлечь симпатию к своей индивидуальности и внимание, тем самым стремятся удовлетворить собственные притязания на хорошие позиции, оправдать личную самооценку.

Подобные действия ставят таких малышей в абсолютную подчиненность мнению окружения, зависимость от одобрения, оценивания коллективом. Такая подневольность может выражаться в двух граничных проявлениях: в предельной податливости групповому влиянию и негативистическом сопротивлении групповому воздействию.

У взрослого лица наличие устойчивого аффекта неадекватности часто обусловлено особенностями личности.

Эмоциональная неадекватность

Дабы понять, что означает эмоциональная неадекватность, необходимо выяснить, что собой являют эмоции. Данный термин означает волновать и означает реакции человеческих субъектов, проявляемых в виде индивидуально окрашенных переживаний, отражающих важность для них воздействующего раздражителя либо итога собственного действия (неудовольствие или удовольствие).

Термин «адекватность» подразумевает «соответствие». Под адекватностью эмоционального реагирования, имеется в виду, что в конкретной ситуации переживания человека должны соответствовать именно этой ситуации. Рассматриваемое понятие выражается несогласованностью эмоционального реагирования и побудителя, вызвавшего их.

Прием характер эмоций часто бывает диаметрально противоположным ожидаемой реакции. Например, смех, веселье при получении известия о серьезном недуге у собственного ребенка. Иначе говоря, если человека ударили, ему больно, он должен разозлиться, заплакать, обидеться либо ощутить иные подобные эмоции.

При неадекватности эмоций индивид может отреагировать смехом на удар.

Эмоциональная неадекватность может являться признаком шизофрении.

Важнейший фактор человеческого бытия – это эмоции. Они обеспечивают разноцветность жизни, позволяют давать оценки, получать удовольствие. Различные патологии могут вызывать различные вариации извращения эмоционального реагирования.

При отдельных отклонениях (шизофрении, эпилепсии, ряде психопатий) эмоциональное реагирование делается несоответствующим тем условиям, в которых индивид оказался. Можно выделить такие вариации неадекватности эмоций, как: парамимия, паратимия, эмоциональные амбивалентность, парадоксальность, эхомимия и автоматизмы.

Эмоциональная парадоксальность обусловлена превалированием связей по контрасту. Выражается в стремлении причинить вред или неприятности индивидам, которых сам больной особенно любит.

Например, непреодолимое желание сквернословить во время богослужения, возникающее у истинно религиозного субъекта.

Также сюда можно отнести и своеобразное удовольствие от зубной алгии или удовольствие от осознания унижения.

Все проявления рассматриваемого отклонения можно условно определить к двум подгруппам. Возникновение переживаний неуместных конкретной ситуации называется паратимией. Например, человек сообщает о радостном моменте со слезами. Подобное изменение выражения эмоций зарождается при повреждениях коры мозга.

Иначе эмоциональная парадоксальность проявляется ослаблением нормальных эмоциональных реакций на значимые события на фоне усиления ответного реагирования на несущественные сопутствующие события. Подобная неадекватность обусловлена психестетпической пропорцией. При этом эмоциональные реакции индивида трудно предсказуемы.

К примеру, человек остается безучастным при трагическом событии, но будет истошно рыдать над сорванным цветком.

Проявлением эмоциональной неадекватности считается гримасничанье, выраженное в утрированных, преувеличенных, быстро сменяющихся мимических движениях. Характер экспрессивности и эмоциональная наполненность гримас ситуации не соответствует.

Парамимией называют несоответствие мимических реакций содержанию эмоционального настроя индивида. Выражается в патологическом возбуждении двигательного характера, возникающего в мимических мышцах.

Кое-какая произвольность мимических сокращений, их однонаправленность сохраняется при внешнем проявлении определенной эмоции. Также парамимия проявляется разной интенсивности сокращениями отдельных групп мимических мускул.

При этом их скоординированность и синергизм утрачиваются. Это приводит к сочетанию разных, нередко полярных мимических движений.

Эмоциональная амбивалентность обнаруживается в ощущении различных эмоций в отношении одного объекта. «Несдерживание» эмоций возникает у субъектов, страдающих параличом либо возрастным слабоумием. Аффекты быстро зарождаются и практически мгновенно исчезают. Любая мелочь может ввергнуть в отчаяние таких пациентов либо осчастливить их.

Эмоциональные автоматизмы выражаются в ощущении чужеродности собственных чувств. Индивиду кажется, что эмоции вызваны извне, а не принадлежат ему.

Эхомимия проявляется автоматизмом воспроизведения ярких проявлений эмоций партнера. Люди неосознанно копируют жесты, интонацию, выражение лица.

Источник: https://psihomed.com/neadekvatnost/

ovdmitjb

Add comment