Irvuz

Гуманистическая психотерапия

Содержание

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

Гуманистическая психотерапия

Цель курса – формирование у студентов целостной системы знаний об особенностях, закономерностях, основополагающих принципах, основных техниках и специфических проблемах экзистенциально-гуманистического подхода. 

Задачами курса «Экзистенциально-гуманистическая психотерапия»  является: 

  • Изучение философских корней экзистенциального подхода; 
  • Знакомство с философско-психологическими моделями генезиса  невроза; 
  • Изучение представлений о базовых экзистенциальных данностях и способах работы с ними; 
  • Знакомство с основными понятиями ЭГП;  
  • Знакомство с феноменологией ЭГП; 
  • Изучение психотерапевтических механизмов изменений в экзистенциальной психотерапии; 
  • Изучение основных методов экзистенциально-гуманистической терапии;
  • Знакомство с основными принципами работы в ЭГП; 
  • Формирование навыков диагностики проблематики клиента в ЭГП; 
  • Развитие способности строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом в ЭГП; 
  • Знакомство с основными техниками работы с клиентами в ЭГП; 
  • Формирование умения органично вплетать фундаментальные представления экзистенциализма в общую канву психокоррекционной и психотерапевтической работы. 

Дисциплина «Экзистенциально-гуманистическая психотерапии» входит в блок дисциплин обязательных профессиональных дисциплин,  устанавливаемых факультетом.

Его содержание логично связано с тематическими разделами таких дисциплин как «Психокоррекция и психотерапия», «Концепции и методы психологической помощи», «Психологическое консультирование», «Основы психоанализа», «Клиенто-центрированная терапия», «Телесно-ориентированная психотерапия». 

Студент должен знать: определения понятия, целей и задач экзистенциально-гуманистического подхода; этические принципы ЭГП, основные характеристики процесса психотерапевтического процесса в рамках данного подхода; цели, методы и техники работы с клиентами на различных этапах терапевтического процесса, методы работы с различными типами клиентов в экзистенциально-гуманистическом подходе. 

Студент должен уметь: структурировать процесс психологического консультирования, применять на практике основные приемы и техники ведения консультативной беседы, анализировать своевременность использования тех или иных техник ЭГП на примере реальных или моделированных консультативных ситуаций, оценивать качество консультативного контакта и особенности переноса и контрпереноса, определять актуальность и необходимость использования тех или иных техник при работе с различными типами клиентов, анализировать и трансформировать психологический запрос клиента, владеть навыками работы с противоречиями в речи клиентов, использовать различные стратегии работы с сопротивлением клиентов.

Процесс изучения рассчитан на использование современной психологической литературы, как отечественной, так и зарубежной, а также использование современной аудио- и видеоаппаратуры.

При всей важности теоретических знаний, методической подготовки и практического опыта психотерапевта, главным «инструментом» в его работе с клиентом является он сам. Важным принципом ЭГП является то, что психотерапевт работает собой, своим собственным «Я».

В связи с этим авторской особенностью данной программы является не только ее теоретическая направленность, но и в большей степени практический опыт, который студенты смогут приобрести отрабатывая навыки в роли терапевта, клиента и супервизора.

Кроме того, важным значением для изучения курса является  самостоятельная работа студентов при изучении литературы, подготовке к семинарам при подготовке рефератов по отдельным темам.

Тема 1. История возникновения и развития экзистенциально-гуманистической терапии

История возникновения экзистенциальной терапии. Отражение идей экзистенциализма в трудах античных философов (Платон, Сократ, Аристотель). 

Экзистенциальная философия С.Кьеркегора, М.Бубера, М.Хайдеггера. Роль феноменологии Э.Гуссерля в развитии экзистенциальных идей в психотерапии.  Экзистенциальный психоанализ Ж.Сартра. Психотерапевтическая концепция экзистенциального анализа Л.Бинсвангера. Философско-теоретические воззрения М.Бубера. Влияние трудов Ф.Ницше на экзистенциальную философию. 

Dasein (бытие-в-мире) – способ существования в мире (М.Хайдеггер). Аутентичное и неаутентичное существование. Тревога как движущая сила аутентичного (подлинного) существования. 

Конфронтация с базовыми данностями существования: телесность, смерть, изоляция, свобода, бессмысленность.

Тема 2. Конфронтация со смертью как базовой данностью существования. 

Жизнь, смерть и тревога. Взаимозависимость жизни и смерти. Смерть как первичный источник тревоги. Тревога смерти: вазный детерминант человеческого опыта и поведения. Конфронтация со смертью как шанс личностного изменения. Клинические манифестации тревоги смерти.

Отношение к конечности как базовой данности в психоаналитических и неофрейдистких теориях. Возрастная динамика представлений о смерти у детей. Фундаментальные защиты от смерти: исключительность, компульсивный героизм, вера в спасителя (И.Ялом). Сознавание смерти в повседневной психотерапии.

Открытый и скрытый страх смерти. Беспричинный страх – как одна из форм страха смерти. Пробуждающие переживания: горе, важное решение, жизненные вези, сны, окончание терапии. Осознавание страха смерти с помощью идеи и контакта с людьми.

Идеи, помогающие преодолевать страх смерти: «волновой эффект», проживание одной и той же жизни вновь и вновь и др. 

Тема 3. Базовая данность существования: свобода. 

Конфронтация с базовой данностью существования – свободой. Ответственность как экзистенциальная проблема. Ответственность как авторство в идеях и произведениях Ж.-П.Сартра.

Клинические проявления избегания ответственности: компульсивность, перенос ответственности, отрицание ответственности по типу невинной жертвы, отрицание ответственности по типу  потери контроля, избегание автономного поведения, расстройства в сфере желаний и принятия решений. Принятие ответственности в индивидуальной и групповой психотерапии. Ограничения ответственности.

Ответственность и экзистенциальная вина. Специфика истинной, невротической и экзистенциальной вины (Р.Мэй). Вина равная ответственности за себя и за свой мир как фундаментальная часть Dasein (М.Хайдеггер). 

Ответственность, воля и действие. (И.Ялом). Воля как жизненная сила в идеях Шопенгауэра и Ницше. Клиническое понимание воли (О.Ранк, Л.Фарбер, Р.Мэй). Клинические манифестации методов избегания принятия решении.

Тема 4. Базовая данность существования: изоляция. 

Три типа изоляции: межличностная, внутриличностная, экзистенциальная. Причины и клинические проявления межличностной изоляции. Изучение причин внутриличностной изоляции в трудах современных теоретиков (К.Хорни, Э.Фромм, Салливан, А.Маслоу, К.

Роджерс, Р.Мэй).  Экзистенциальная изоляция как результат конфронтации со смертью и свободой. Рост как процесс сепарации и экзистенциальная изоляция. Индивидуальное становление влекущее за собой полную., фундаментальную, вечную и непреодолимую изоляцию (Э.

Фромм). 

Врожденное стремление к отношениям (М.Бубер). Два основных типа отношений «Я-Ты» и «Я-Оно». 

«Восполнение дефицита» или «рост» как овновные мотивации индивида по А.Маслоу. Осознание собственной отделенности как основной источник тревоги (Э.Фром). 

Экзистенциальная изоляция и психопатология межличностных отношений. Экзистенциальная изоляция и психотерапия: конфронтация клиента с изоляцией. 

Тема 5. Базовая данность существования: бессмысленность

Кризис бессмысленности. Логотерапия В.Франкла: ноогенный невроз, экзистенциальный ваакум, экзистенциальная фрустрация. Основополагающие принципы логотерапии. Экзистенциальный невроз как синоним кризиса бессмысленности. Земной и космический смыслы жизни. Секулярный личный смысл.

Три клинические формы экзистенциальной патологии: крусадерство, нигилизм, вегетативность. Основные категории уникальных смыслов. Духовность, свобода и ответственность как основные факторы существования человека. Смысл работы, смысл любви, смысл страдания. Клинические проявления потери смысла. Психотерапевтические стратегии работы с потерей смысла.

Вовлеченность как главный терапевтический ответ на бессмысленностью. 

Тема 6. Базовое искусство ведения беседы в экзистенциально-гуманистической психотерапии. 

Определение консультативного контакта. Параметры и качество консультативного контакта. Терапевтический климат. Физические и эмоциональные компоненты терапевтического климата. Навыки поддержания консультативного контакта. Наблюдение за клиентом, правила установления раппорта, формула SOLER Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии.

Тема 7. Основные особенности технологии ведения консультативной беседы в ЭГП

Ограничение речи консультанта в диалоге. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Краткость и точность высказываний консультанта. Присоединение и руководство: приспособление и изменение мировоззрения клиента.

Слушание: особенности процесса слушания, нерефлексивное, рефлексивное и эмпатическое слушание – особенности применения в различных ситуациях психологического консультирования клиентов.

Фокус-анализ беседы.

Тема 8. Техники психологического воздействия в экзистенциально-гуманистической психотерапии 

Определение и классификация техник психологического консультирования.

Техники внимания и выслушивания (цели, функции, показания к применению). Отражение содержания (поддержка, повтор, пересказ (перефразирование), позитивное перефразирование, резюмирование). Отражение чувств. Отражение тела. Отражение процесса. Открытые и закрытые вопросы. Использование пауз в психологическом консультировании.

Техники воздействия (цели, функции, показания к применению). Интерпретация. Директива. Самораскрытие. Обратная связь. Логическое следствие. Воздействующее резюме. Конфронтация. Предоставление информации.

Тема 9. Этапы консультативного процесса: особенности, цели, методы и техники в ЭГП

Первая встреча с клиентом: цели, задачи, план первой встречи, особенности психологического состояния клиента на первой встрече, заключение контракта с клиентом Типы первичных интервью (два типа ознакомительных интервью: информационно-ориентированное первичное интервью; первичное интервью, ориентированное на установление отношений).

Завершение отношений консультирования. Функция завершения. Выбор времени завершения. Проблемы, связанные с завершением (завершение отдельных сессий, завершение отношений консультирования).

Сопротивление завершению (сопротивление клиента, сопротивление консультанта). Преждевременное завершение. Завершение, инициированное консультантом. Позитивное завершение консультирования.

Проблемы, связанные с завершением (постконсультационное сопровождение, направление к другому специалисту и др.).

Общая структура консультативного процесса. Этапы консультативного процесса (подходы: Р.Мэя, Г.Хэмбли, Ю.Алешиной, Р.Кочюнаса, А.Блазера, пятишаговая модель интервью, основанная на теории принятия творческих решений).

Типичные ошибки при ведении консультативной беседы, способы профилактики и работы с ними.

Тема 10. Жалоба, проблема, запрос, трансформация запроса клиента. Гипотезы в экзистенциально-гуманистической терапии

Типы клиентов и их ориентации (социально-демографические характеристики, цели обращения, мифологии проблем). «Игры» на приеме у психолога-консультанта. Типичные причины обращения к психологу-консультанту. 

Определение понятий жалоба, проблема, запрос. Локус жалобы клиента. Формулировка проблемы. Типы проблемных ситуаций. Виды запросов. Различия в запросах и мотивах обращения к консультанту. Определение психологического запроса клиента. Виды неконструктивных и конструктивных психологических запросов. Трансформация запроса клиента в психологическом консультировании.

Особенности работы психолога-консультанта с запросом заказчика.

Особенности формулировки гипотез в психологическом консультировании. Способы проверки консультативных гипотез.

Тема 11. Анализ речи клиента

Распознавание структуры предложений в процессе консультирования. Мышление и язык – отражение мировоззрения клиента. Мета-модель языка. Поверхностная и глубинная структура предложения.

Смысл восстановления глубинной структуры предложения в психологическом консультировании. Сбор ключевых лингвистических концепций (цели, технология поиска). Инконгруэнтность и противоречия.

Классификация словесных противоречий, идентифицируемых в речи клиента (опущение, искажение, обобщение), способы работы с ними.

Тема 12. Сопротивление в экзистенциально-гуманистической психотерапии 

Сопротивление – определение понятия. Формы и виды сопротивления. Отношение к процессу сопротивления в различных направлениях психологического консультирования. Причины сопротивления клиентов.

Этапы психологического консультирования, на которых имеет смысл работать с сопротивлением клиентов. Признаки сопротивления. Сопротивление и отношения доверия. Основные стратегии работы с сопротивлением клиентов.

Анализ предпочитаемых стратегий работы с сопротивлением клиентов.

Сопротивление психолога-консультанта.

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/ekzistencialno-gumanisticheskaya-psihoterapiya

Психотерапия гуманистическая: принципы, представители, помощь клиенту по Роджерсу

Гуманистическая психотерапия

Гуманистическая психотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на гуманистической психологии. Философия направления гуманистического подхода основывается на концепции, что всякий человек вправе выбирать и определять смысл своей жизни и ее содержание. Адепты этой школы рассматривают личность как уникальную и выдающуюся организованную систему.

Важно знать

Психологи смотрят на человека не как набор уже заданных врожденных параметров, но как на систему, которая способна к самореализации, творчеству и имеющей высшие ценности с собственным предназначением. Это направление включает в себя другие подвиды:

  • экзистенциальная психотерапия;
  • логотерапия;
  • гештальт-терапия.

Также в гуманистическую терапию входит рационально-эмоциональный подход Эллиса, что основан на стыке когнитивно-поведенческой и гуманистической терапии.

В середине двадцатого века во всей психологии доминировали два подхода – психоанализ и бихевиоризм. Первый существовал уже более 70 лет и все это время психоанализ рассматривался как монополист психотерапии. Бихевиоризм – учение, подвязанное на изучении поведения человека.

Эти направления рассматривали личность как комок инстинктов и рефлексов. В ответ на это в 60-х годах появилось новое течение, которое начало смотреть на человека как на целую и сложную структуру. Человеческое бытие и личность – это то, что наиболее всего интересовало гуманистов.

Ведущими представителями были А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, Олпорт и Франкл. Они построили свою психологию на европейском экзистенциализме и феноменологии. Первое – одно из направлений в философии – рассматривало бытие человека как уникальное явление. Феноменология же занималась описательным подходом человеческого существования.

Терапия, центрированная на клиенте

Иначе еще клиент-центрированная психотерапия. Это направление основано Карлом Роджерсом, американским психологом и корифеем американской гуманистического подхода. Если в предшествующих течениях психотерапевт был «ведущим» в отношениях клиента и психолога, то основной тезис клиент-центрированной терапии выглядит так: клиент – сам себе эксперт, и больше никто другой.

Основатель заявлял, что каждый человек имеет внутри себя неограниченное количество ресурсов для работы над собой. Всякий мог понять и преобразовать свою сущность, изменить установки, поменять отношения к себе и к окружающим. Однако этот ресурс нужно добыть, оказавшись в особой среде, которая стимулируют рост личности и поддерживает человека.

Для качественных изменений в личности, говорит Роджерс, нужно иметь несколько условий:

  1. Состояние инконгруэнтности, когда клиент не умеет признавать и понимать внутренние переживания.
  2. Психологический контакт. Имеется в виду не просто контакт двух людей. Речь идет о том контакте, который вызывает эмоции, что затрагивают друг друга. Лишь провокация на эмоции вызывает позитивное изменение человека.
  3. Конгруэнтность психотерапевта. Психолог умеет работать со своими внутренними переживаниями и проявляет их в отношении «клиент-специалист». Также под этими словами подразумевается соответствие слов и эмоций.
  4. Психолог уважает своего клиента. Речь идет не просто об уважении, а об безусловном уважении, когда эксперт почитает клиента просто за то, что он есть, и признает его за то, каким он является.
  5. Терапевт пытается понять клиента. Психолог изучает его мир и его виденье.
  6. Открытость к хорошему отношению. Нередко человек рассматривает доброе к нему отношение как нечто подозрительное. Пока клиент не научится принимать позитивное обращение – личностные изменения не придут.

Основные положения

Маслоу построил подход на таких принципах:

  1. Индивид как единое целое. Если в других направлениях в психотерапии на первое место вставал анализ конкретных случаев, то здесь основатель метода считал, что каждую личность нужно изучать рассматривать как уникальное и целое явление. «Психологи изучали деревья, а не лес» – говорит Маслоу.
  2. Природа человека. Родоначальник направления утверждает, что все человеческие проблемы рождаются в результате фрустрации, то есть невозможности удовлетворить основные потребности. Ни подавление сексуальных и агрессивных стремлений, ни врожденные пороки не имеют такого значение, как невозможность заполучить самое основное.
  3. Потенциал личности. Творческие влечение есть у всякого, говорит Маслоу. Однако этот навык теряется и тормозится культурой и воспитанием, особенно официальное образование.
  4. Экзистенциальное состояние человека – наиболее важный источник информации о нем. То, что он переживает сейчас, имеет наибольшую ценность.
  5. Природа личности не предопределена. Психика человека всегда находится в состоянии динамики: она растет, развивается и изменяется.
  6. Самоактуализация – одна из основных сфер человеческого бытия, на которую нужно делать упор.
  7. Любой человек не имеет ограничений в реализации своей свободы и самого себя. Всякая личность должна обладать свободой.

Экзистенциальная терапия на практике

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии построено на философии экзистенциализма. Сам же метод на практике направлен на борьбу со страхом смерти и одиночества, на борьбу с тревогой и бессмысленностью существования. Все эти элементы приводят к развитию экзистенциальной боли.

В работе экзистенциально-гуманистические специалисты добиваются главного – достичь переживания пациентом своего существования как реального. Этому состоянию препятствуют внутренние конфликты, неврозы, страх свободы и бессмысленности.

Небытие – понятие, с которым борются психологи. Небытие, по их мнению, ведет к снижению потенциала человека, оно развивает тревогу и общественный конформизм.

Шаги психотерапевтической помощи по Карлу Роджерсу

Роджер выделил последовательный алгоритм психотерапевтической помощи:

  • обращение клиента за помощью;
  • уточнение причины обращения;
  • создание атмосферы благоприятного выражения клиента;
  • психотерапевт осознает и принимает клиента таким, какой он есть;
  • чувства становятся стабильными. Клиент привыкает к терапевту;
  • определение истинных причин обращения;
  • клиент подводится к осознанию причин своей проблемы;
  • клиент выбирает верную стратегию поведения, эксперт только помогает;
  • клиент действует и борется с проблемой;
  • обретение уверенности в себе;
  • возникает чувство независимости, потребности в чужой помощи.

Работа энкаунтер-групп

Энкаунтер-группа – это форма психотерапии и развития личности. Она создана Роджерсом.

Работа в такой группе разрешает настоящие проблемы, развивает человека, снимает хроническое напряжение и с помощью упражнений тренирует навыки и способности участвующих.

Кому подходит

Такое направление может заинтересовать людей, которые потеряли и хотят восстановить цель жизни, желают самореализоваться и найти свое предназначение, раскрыть потенциал и обрести внутреннюю уверенность и независимость. Психотерапия доступна для отдельных людей, для пар и семей.

Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/692-gumanisticheskaya-psixoterapiya.html

Гуманистическая психотерапия

Гуманистическая психотерапия

В двадцатом столетии гуманистическое мировоззрение охватывает все сферы человеческого общества: медицину, педагогику, искусство и формирует социальные стандарты. Во главу угла ставятся не идеология или общее благо, а сам человек.

Акцент из долга человека обществу плавно перемещается к долгу общества перед человеком.

Индивидуальность, развитие, право на идентичность и самоактуализацию возводятся в ранг общечеловеческих ценностей и становятся в один ряд с понятиями права на жизнь и свободу.

Что такое гуманистический поход

Современная психотерапия берет свое начало с учения Фрейда. Он первый начал лечить психические проблемы, анализируя внутренние потребности человека. До Фрейда единственным методом были лекарства и то, что сейчас бы назвали карательной психиатрией.

Однако все причины и следствия доктор искал внутри Я пациента, а это не всегда объясняло наличие тех или иных трудностей.
Собственно гуманистический подход к пониманию человека появился в работах его ученика Эриха Фромма.

Фромм пришел к выводу, что природа человека изначально положительна. Каждый из нас стремится к гармоничным отношениям с собой и миром, к созиданию прекрасного. Но главная проблема заключается в том, что у множества людей эти потребности не реализуются из-за противодействия социума.

Или реализуются, но уже в другом, извращенном виде, как эгоизм, садизм, агрессия.

По Фромму каждый человек имеет следующие высшие экзистенциальные потребности:

  1. Построение положительной связи с другими людьми. Положительная связь с другими нужна для удовлетворения потребности в любви, поддержке, сопричастности, общении.
  2. Созидание материальных, духовных или культурных ценностей как платформы для ощущения собственной значимости. Во взрослом возрасте ответ на вопрос: «Кто я?» лежит в плоскости: что я могу.
  3. Построение безопасного пространства для себя и своего потомства. Создание собственного дома.
  4. Проявление своих индивидуальных особенностей. Выражение собственной уникальности.
  5. Наличие системы взглядов, помогающих понять мир, объяснить его и дающей направление возможных изменений. Каждый из нас ищет такую систему взглядов, но часто ее вкладывают в еще несозревшие умы детей. Именно этим объясняется агрессивная политика отдельных народов, религиозных течений и государств.
  6. Потребность следовать и служить какому-то высшему идеалу. На бытовом уровне мы это называем ценностями. Каждый из нас считает, что если он не будет защищать свои ценности, мир развалится.

Фромм считал, и мы можем это увидеть на практике, — невозможность удовлетворить свои экзистенциальные потребности из-за противодействия социума, является причиной многих негативных черт характера:

  • Эгоизм – нет возможности построить положительные связи с другими;
  • Преступные наклонности – извращенная потребность в значимости.
  • Пассивность, наплевательское отношение к своей жизни – дом и безопасное пространство невозможны.
  • Страх, плохое отношение к себе, неверие в собственные силы – индивидуальность подавляется авторитарными установками.
  • Циничное отношение к жизни, скептицизм – система взглядов навязывается обществом, но внутренне воспринимается, как ложная.
  • Безверие, отсутствие моральных принципов и установок на самом деле зеркальное отражение состояние реальных, а не декларируемых моральных ценностей в обществе.

Поскольку положительные потребности Эрих Фромм считал врожденными, возможность к обратному отсчету и возвращению к себе лучшему, у человека есть всегда. Гуманистические психологи считают, что любой может измениться в положительную сторону, если ему оказать помощь и показать, как это сделать.

«Я-концепция» К. Роджерса

Медицинскую практику на основании гуманистического подхода разработал К. Роджерс. Его гуманистическая психотерапия базируется на «Я-концепции». Роджерс обнаружил, что многие внутренние психологические проблемы, психическое здоровье человека зависят от того, насколько его «Я-идеальное» соответствует «Я-реальному».

Огромный разрыв между тем, что есть на самом деле и тем, что, по мнению индивида, должно быть, приводит к неврозам и другим психическим расстройствам. Если этот разрыв убрать, уменьшить, как-то нивелировать, невротические проявления растворятся без медикаментозного лечения.

  Нарративная психотерапия

Доктор обнаружил, что главная проблема в том, что «Я-идеальное» часто лежит в области подсознания и не осознается человеком. Роджерс выводил эти феномены в область осознаваемого, в так называемое «поле опыта» и помогал пациенту, как-то с этим жить.

Иногда приходилось разрушить идеальные «Я-установки», чтобы дать возможность счастливо существовать «Я-реальному». В других случаях человек начинал понимать, что его идеальная «Я – концепция», — не то, что он хочет на самом деле, поэтому, чем больше он достигает, чем ближе к ней продвигается, тем несчастнее.

Роджерс является основоположником клиент-центрированного подхода в психотерапии. Пациенты плавно превращаются в клиентов.

Гештальттерапия – лечение контактом

Гештальттерапия – еще одно направление гуманистической психотерапии. Основатель — американец Фредерик Перлз. Популярное изречение «здесь и сейчас» — из наработок этой школы. Гештальттерапевт не стремится, как в психоанализе, погрузиться в прошлое человека, а разбирает феномены (реакции на события, чувства и эмоции), которые существуют в данный момент времени.

В гештальте психолог часто идет на эксперименты – создает различные ситуации, чтобы человек смог отследить свои реакции и способы действия. Это помогает понять, почему усилия не дают результата, а потребности не удовлетворяются. После этого уже можно учиться новым, эффективным способам взаимодействия.

Гештальтисты много говорят о потребностях. Они считают, что наши потребности обладают собственной очень настойчивой энергией. Если их игнорировать, они все равно найдут способ удовлетворения, но в извращенной форме. Например, если человек испытывает потребность в отдыхе, но не может позволить себе расслабиться, за него это сделает болезнь, и он будет расслабляться на больничной койке.

Основным терапевтическим инструментом, гештальтисты считают личность терапевта.

Терапевт замещает клиенту весь мир, начиная от родителей и последовательно прорабатывает все травматические моменты, ищет, где человек застрял и ушел от контакта с миром и самим собой.

Восстановить полноценный контакт, вернуть целостность личности – главная задача гештальтерапии. Клиент учится выстраивать отношения с психологом, а потом эти умения переносит в окружающий мир.

Гуманистическое направление в педагогике

Вслед за гуманизацией общественного сознания, популярность получило гуманистическое воспитание. Всю предыдущую историю путем воспитания человечество решало две основные задачи:

  • выживание социальной группы: нации, страны, религии;
  • индивидуальное выживание.

Детям в головы вкладывались ценности отдельных социальных групп, они получали умения, знания и навыки, способствующие выживанию и процветанию конкретного сообщества. Например, в Спарте не зря был упор на спорт и военное искусство – маленькое государство остро нуждалось в сильной боеспособной армии, чтобы выжить.

Индивидуальное выживание, как педагогическая задача включало в себя воспитание набора определенных личностных характеристик, разных для различных сословий и умение заработать на кусок хлеба.

Так, Мария Монтессори – известный педагог девятнадцатого столетия, придумавшая систему обучения, которую используют до сих пор, особенно гордилась своими успехами в сиротском приюте. Крохи дошкольного возраста прекрасно прислуживали за столом у господ.

Для малышей такая педагогика была благом, ведь они могли получить хорошее место и выжить без поддержки семьи.

Понятно, что никто не обращал внимания на образовательные потребности самих детей. На их способности, желания, индивидуальные различия. Родился в семье сапожника – учись шить сапоги, в семье повара – занимайся готовкой.

Есть деньги, иди учиться туда, куда пошлет семья. Иногда в общей массе учеников попадался тот, который имел способности именно к этой профессии, что было для учителей настоящим и редким счастьем.

Остальных приходилось обучать при помощи порки.

Когда появился гуманистический подход в психологии личности и врачи, психологи смогли приоткрыть внутренний мир переживаний человека, стало ясно, что потребности к самореализации своих способностей для конкретного человека так же важны, как положение в обществе и отсутствие голода.

Гуманистический подход в педагогике – это отказ от авторитарного стиля преподавания и механических форм обучения. Гуманистический подход в воспитании базируется на понятии жизни и личности человека, как высшей ценности.

  Бихевиоральная терапия

Основные принципы гуманистической педагогики:

  • Следование общечеловеческим ценностям.
  • Ребенок – не объект, а субъект воспитания, следовательно, процесс обучения – это взаимодействие между педагогом и учеником, а не слепое подражание взрослому и заучивание материала.
  • Обучение – это передача культурного наследия поколений.
  • Упор на индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ученика.
  • Воспитание самостоятельности. Ученик не просто должен усвоить знания. Цель педагога – научить самостоятельно искать, анализировать и использовать информацию.

Особенно ярко гуманистический подход прослеживается в модели образования Финляндии. Знания усваиваются в процессе подготовки различных проектов. Из-за заботы о здоровье детей, снижена до минимума учебная нагрузка. Учителя настоятельно просят родителей не делать с детьми домашние задания.

Если ребенок не справляется с каким-то предметом, к нему приставляют помощника-учителя или дают возможность заниматься по упрощенной программе до тех пор, пока проблема не останется позади.

Поразительно, но при таком «попустительстве» ученики из Финляндии стабильно первые на международных олимпиадах.

Основные принципы в образовании при гуманистическом воспитании направлены на создание условий для деятельности ребенка. Акцент делается на всестороннем развитии ученика. Мало воспитывать ум ученика, нужно приучать его к спорту и здоровому образу жизни и развивать творческие способности.

Особенности гуманистической терапии

Сейчас уже можно сказать, что гуманистическое воспитание дает положительные результаты.

Современные дети меньше страдают от комплексов, не так подвержены негативным установкам, больше прислушиваются к себе. И все же люди меняются не так стремительно, как гаджеты.

Когда они попадают в сложные ситуации, они по-прежнему нуждаются помощи психологов и гуманистическая психотерапия дает хороший результат

Методики терапии

Как уже говорилось выше, гуманистическая терапия – это общее название для целого ряда психотерапевтических школ. Гуманистическая терапия на практике использует тот же метод интервью, что и психоанализ, но она больше сосредоточена на текущем моменте.

Гуманистическая психотерапия в гештальтподходе отличается от клиент-центрированного метода. Целью первой является личностный рост, вторая работает над восстановлением контакта со всеми сторонами своей личности. А вот рационально эмоциональный подход больше сосредотачивается на устранении негативных эмоций.

Основатель подхода Альберт Эллис считал, что негативные эмоции человек испытывает из-за нерациональных установок. В основе этих убеждений лежат понятия «должен» и «обязан». Вместо того чтобы решать свои реальные проблемы, человек пытается следовать за этими монстрами долженствования, но только становится несчастнее.

Ярким примером таких установок можно назвать гендерные стереотипы. Женщин учили быть хорошими женами и матерями, учили удовлетворять чужие потребности. В зону их забот традиционно входят мужья, дети, родители, но только не они сами. Хорошая жена и мать часто оказывается несчастным человеком.

У психотерапевта такая женщина слышит вопрос: «Ты хочешь быть хорошей или счастливой?» и первый раз в жизни осознает, что в загнанную лошадь ее превратили неправильные установки. Что можно и нужно заботиться о себе, своем развитии и самовыражении.

Рационально-эмоциональный подход сделал неоцененный вклад в гуманистическое воспитание. До этого оставалась дилемма, до какой степени индивид может удовлетворять свои собственные потребности без оглядки на окружающих? Ровно до той степени, пока твои интересы не входят в противоречие с интересами других людей. Нельзя забывать, что мы живем не сами по себе, а в обществе.

Правила или рамки – важное понятие в гуманистическом воспитании.

Вседозволенность можно считать антагонистом тирании, но она также чревата многими негативными последствиями.

Не чувствуя рамок ребенок вынужден вырабатывать их сам, то и дело попадая в неприятные, а то и опасные для жизни, ситуации.

Он переносит свои привычки в сад, школу, бунтует там, где нужно подчиняться, тратит энергию впустую, вместо того, чтобы развиваться. Рамки и сотрудничество со взрослым – вот главные условия успешного воспитания.

Источник: https://psydeal.com/terapiya/gumanisticheskaya-psihoterapiya/

Гуманистический подход

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд дал начало развитию современной психотерапии. Он был первым, кто начал лечение психических проблем при помощи анализа потребностей человека. До Зигмунда Фрейда лечение осуществлялось только при помощи медикаментозных средств.

Причины любых психических отклонений психолог искал внутри человека, однако этот подход не всегда был верным.

Основоположником гуманистического подхода является Эрих Фромм, немецкий социальный психолог, который также был учеником Зигмунда Фрейда. Фромм осознал, что природа человека изначально положительна, если рассматривать саму суть человека.

Каждый хочет иметь гармоничные отношения с собой и окружающими, каждый стремится к созиданию прекрасного.

Однако проблема заключается в том, что противодействие общества сильно влияет на осуществление потребностей человека, что часто выливается в агрессию, эгоизм и садизм.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Зигмунд Фрейд выявил следующие потребности человека:

  • создание положительных отношений с людьми,
  • созидание материальных, культурных и духовные ценностей;
  • создание безопасного пространства для себя и своего потомства;
  • потребность следовать и служить какому-либо высшему идеалу;
  • наличие системы взглядов, помогающих понять мир и объяснить его;
  • проявление своих индивидуальных особенностей.

Однако Эрих Фромм считал, что из-за давления общества, экзистенциальные потребности не могут быть удовлетворенными, что провоцирует появление негативных черт характера, таких, как:

  • эгоизм;
  • отсутствие веры;
  • пассивность;
  • страх;
  • низкая самооценка;
  • цинизм;
  • преступные наклонности.

Замечание 1

Так как Эрих Фромм считал, что положительные потребности – врожденные, то у человека всегда есть возможность вернуться к лучшему себе. Гуманистические психотерапевты убеждены, что любой человек может измениться в положительную сторону, если ему оказать помощь и показать, что нужно делать.

Методики гуманистической психотерапии

Гуманистическая психотерапия – это общее название для целого ряда психотерапевтических школ. Гуманистическая психотерапия, как и психоанализ, на практике использует метод интервью, однако она сосредоточивается на том, что происходит в настоящий момент.

Гуманистическая психотерапия в гештальтподходе отличается от клиент-центрированного метода. Первая цель данного вида психотерапии – личностный рост, вторая – работа над восстановлением контакта со всеми сторонами своей личности. А вот рационально-эмоциональный подход больше сосредотачивается на устранении отрицательных эмоций.

Американский психолог Альберт Эллис считал, что отрицательные эмоции человек испытывает из-за нерациональных установок. В основе этих убеждений лежат понятия «должен» и «обязан». Вместо того чтобы решать свои настоящие проблемы, человек сосредотачивается только на негативном понятии «должен», что только делает его несчастнее.

Ярким примером таких установок можно назвать гендерные стереотипы. Женщин учили быть хорошими женами и матерями, учили удовлетворять чужие потребности. В зону их забот традиционно входят мужья, дети, родители, но только не они сами. Хорошая жена и мать часто оказывается несчастным человеком.

Когда такая женщина приходит на прием к психотерапевт, ей задают вопрос, хочет ли она быть хорошей и счастливой. После этого она понимает, что несчастной ее сделали неправильные установки, что забота о себе, своем саморазвитии и возможности самовыражения – это нормально.

Неоценимый вклад в гуманистическое воспитание сделал рационально-эмоциональный подход.

Раньше было непонятно, до какой степени человек способен удовлетворять свои личные нужды и потребности, не обращая внимания на мнение окружающих? До того моменты, пока интересы человека не противоречат интересам других людей. Нельзя забывать, что мы живем в обществе и нас окружают другие люди, а не только мы сами.

Необходимо понимать, что рамки и правила существуют. Они являются важным понятием в гуманистическом воспитании.

Вседозволенность можно считать антагонистом тирании, но она также влечет множество негативных последствий. Если для ребенка не существует рамок, он создаст их сам, ориентируясь на собственные желания и восприятие, что спровоцирует создание неприятных и даже опасных для его жизни ситуаций.

Он не знает, ка нужно себя вести, поэтому где бы он ни был – в детском саду или школе, он начинает бунтовать, отказываться подчиняться правилам, создает негативное отношение к себе, что тратит его энергию, которую можно было направить на саморазвитие.

Рамки и положительное взаимодействие со взрослым – это главные условия успешного воспитания.

Основные принципы гуманистической психотерапии

Гуманистическая психотерапия придерживается особых принципов, которые отличают ее от других видов психотерапии. К ним относится:

  • необходимость в обучении, так как это помогает передать культурное наследие поколений;
  • следование общечеловеческим принципам и ценностям;
  • воспитание самостоятельности. Оно заключается в том, что ученик не просто должен усвоить знания. Главной задачей учителя является обучение самостоятельному поиску, способности к анализу и использованию полученной информации;
  • ребенок – это не объект, а субъект воспитания, соответственно, процесс обучения – это взаимодействие учителя с учеником, а не бездумное подражание всему, что делает взрослый, и зазубривание материала;
  • акцент только на особенности личности ребенка и образовательные потребности каждого ученика.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihoterapiya/gumanisticheskaya_psihoterapiya/

ovdmitjb

Add comment