Irvuz

Групповые процессы

Групповые процессы

Групповые процессы

Психотерапевтическое воздействие в группе.

Продолжая изучать групповые процессы, мы выявили, что психотерапевтическое воздействие в группе можно разделить на три уровня:

  1. отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика;
  2. межличностное взаимодействие участников группы;
  3. ситуация и динамика группы как одного целого.

Эти три уровня присутствуют в любой психотерапевтической группе; их динамичное взаимодействие и правильное использование помогают терапевту реализовать психотерапевтический потенциал группы.

Ориентация на группу как совокупность означает, что центром усилий терапевта является не отдельный участник или взаимодействие между участниками, а группа как целое. Здесь больше акцентируются групповые действия, коллективные инициативы. К этому направлению относятся тэвистокские группы (W.Bion), групповой анализ (S.Foulkes), группы, ориентированные на конфликт (D.Whitaker, M.Lieberman).

Конечно, такое разделение следует принимать с определенными оговорками, так как реальная психотерапевтическая группа действует, как уже упоминалось, на всех трех уровнях.

В наше время чистота какой-либо теоретической ориентации, в том числе и в групповой психотерапии, является больше теоретической абстракцией, чем реальностью.

Психотерапевт в группе применяет различные формы воздействия и интерпретаций.

Квалифицированный терапевт группы должен хорошо ориентироваться как в индивидуальной, так и в межличностной динамике группы и в закономерностях функционирования группы как целого.

ЦЕЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Учитывая достаточно большое разнообразие психотерапевтических групп (по ориентации, теоретическим принципам и т.п.), их цели тоже могут быть очень разными. Специфические цели групп разных типов будут рассматриваться ниже, а сейчас мы попытаемся определить возможные универсальные цели психотерапевтических групп.

Ирвин Ялом (I.D.Yalom) (1985) выделяет следующие наиболее общие цели групповой психотерапии.

  1. Выяснение проблем каждого участника группы и помощь в понимании и изменении своего состояния.
  2. Постепенное увеличение уровня адекватной социальной адаптации.
  3. Предоставление информации о закономерностях межличностных и групповых процессов как основе эффективного и гармоничного общения с другими людьми.
  4. Поддержка процесса “созревания” личности, проявляющегося в раскрытии ее духовного потенциала.

H.Mullan и M.Rosenbaum (1978) наиболее общие цели групповой психотерапии характеризуют тремя важнейшими чертами личности клиента, раскрытие и развитие которых должно быть обеспечено в группе.

  1. Принятие индивидуальной ответственности за свой жизненный выбор и риск.
  2. Принятие на себя ответственности за других (группа); по окончании группы она преобразовывается в социальную и культурную ответственность.
  3. Осознание самого себя и своих отношений с другими.

В том, что отдельный участник группы рассказывает о себе, есть вещи, которые одинаково хорошо знают и он сам, и другие участники группы. Это “Я известный”. Есть вещи, которые он знает о себе, а другие – нет.

Это “Я скрытый”. Однако бывают вещи, которые о человеке знают другие, а он сам не знает. Это его “белые пятна”. Наконец, есть вещи, которых о человеке не знают ни он сам, ни другие участники группы.

Это “Я неизвестный”.

По словам A.Fenster (1993), цель групповой психотерапии заключается в том, чтобы расширить границы “Известного Я” за счет областей “Я скрытого”, “белых пятен” и “Я неизвестного”.

В рамках названных универсальных целей каждый терапевт психотерапевтической группы стремится сформулировать наиболее общие цели конкретной группы, принимая во внимание также конкретные личные цели участников группы.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

  1. Даже если допустить, что групповая психотерапия не является более эффективной, чем индивидуальная, она, безусловно, является более экономичной, а в наше время это довольно существенно. Как заметил K.R.MacKenzie (1990), “час пациента в групповой терапии по эффективности равнозначен часу пациента в индивидуальной терапии.

    Однако в группе каждый час психотерапевта может быть потенциально использован для помощи восьми пациентам (если в группе восемь участников). Групповая психотерапия более экономична и для клиентов, так как стоит на треть или половину дешевле для отдельного участника.

    Это является одной из важнейших причин распространения разнообразных форм групповой психотерапии в последние два десятилетия.

  2. В самой группе заложены уникальные психотерапевтические возможности, которые отсутствуют или занимают очень незначительное место в индивидуальной психотерапии.

    Это прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приобрести более эффективные социальные навыки. Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение “здесь и теперь”.

    В группе можно получить различные реакции других ее участников на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при испробовании новых способов поведения.

    Только в группе можно полностью использовать возможность универсализации проблем и использования альтруизма.

  3. Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности индивида, чем контакт психотерапевта – клиента.

    В группе без усилий “воссоздается” повседневная жизнь каждого участника – здесь они бывают такими, какими обычно бывают в отношениях с другими людьми. Это позволяет более “пространственно” увидеть их жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений.

    Взаимосвязь межличностных процессов в группе и межличностных отношений вне группы увеличивает вероятность того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившееся понимание себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни.

  4. Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами “создания” и решения проблем, учиться на опыте других участников. Это дополнительная возможность самосовершенствования.

Однако групповая психотерапия не является панацеей от всех проблем человека. Ее применение имеет определенные границы.

  1. Несмотря на то, что групповая психотерапия все шире применяется в клинической практике, в лечении эндогенных заболеваний, пограничных личностных расстройств, здесь наиболее очевидна и ее ограниченность. Эффективность психотерапевтических групп в психиатрической клинике вызывает много сомнений и дискуссий. Правда, и достижения индивидуальной психотерапии в лечении тяжелой психической патологии не очень значительны.
  2. Предполагается, что некоторые люди из-за своих личностных свойств не могут эффективно решать свои проблемы в группе, а попав в нее, мешают делать это другим участникам (об этом более подробно поговорим при обсуждении “проблематичного поведения” в группах).
  3. Групповая атмосфера, возникающая благодаря сплоченности участников и групповым правилам, может способствовать конформности поведения участников. Хотя одной из целей группы может быть нахождение баланса между продуктивными отношениями с другими участниками группы и сопротивлением давлению группы, однако терапевту, а тем более участникам далеко не всегда удается реализовать эту цель.
  4. Наконец, некоторые групповые нормы (эмпатия, уважение, стремление к взаимопониманию, позитивная конфронтация, искренность, открытость и т.п.), необходимые для эффективной работы группы, могут порождать иллюзии, так как в жизни они скорее желаемы, чем реальны. Поэтому группа для некоторых участников может стать безопасной “экологической нишей”. Тогда человек начинает “жить” в группе, ничего не меняя в своей реальной жизни. Для таких участников окончание работы группы обычно становится катастрофой, и они либо стремятся продлить существование группы без терапевта, либо ищут другие подобные группы.

Шведова Майя, психоаналитический терапевт, групп-аналитик

Источник: https://cpp-p.ru/psihoterapevticheskoe-vozdeystvie-v-gruppe/

Групповые процессы: характеристика, психология и социальные особенности

Групповые процессы

Замечали ли вы, как вливается в новый коллектив новичок? Его поведение осторожное, высказывания аккуратные, действия свои он предпочитает согласовывать с руководством, а контакты с новыми сослуживцами чаще всего ограничиваются кем-то одним из окружения.

Обычно новый сотрудник интуитивно выбирает коллегу, отличающегося доброжелательностью, терпением и готовностью оказать помощь и подсказать правильную линию поведения в ходе адаптации, которая необходима в процессе группового взаимодействия.

Жизнь в коллективе подчиняется определенным законам, которым и посвящен этот материал.

Группа: роль лидера

Начнем с терминологии и определим понятие групповых процессов. Это меняющиеся признаки группы как процесса, имеющего отношение к связям в обществе, а именно: главенство (лидерство), этапы формирования и роста группы, синдром группового давления и т. п.

В ходе своего развития коллектив последовательно проходит через комплекс процессов, затрагивающих каждого индивида в контексте его роли в сообществе.

Из всей совокупности групповых процессов значимость руководителя группы самая высокая. В сфере его внимания находятся вопросы направления движения коллектива, определяющая система ценностей, основные меры коллективного воздействия, принятые в сообществе.

Все эти пункты относятся к теме лидерства, которая изначально представляет собой полярность “доминирование-подчинение” в любом объединении субъектов.

Однако в широком контексте это понятие включает в себя и психологические подходы к формированию и управлению группой.

Следует различать виды групповых процессов в группах, вновь образованных и давно функционирующих. Во втором случае происходит постоянное движение, обусловленное изменениями в штатном расписании: увольнения и приемы в организацию меняют ее состав как количественно, так и качественно.

Покидая коллектив, работник чаще всего полностью “обнуляет” свои связи с сослуживцами, оставляя вместо себя некий вакуум. Новый человек, приходя в уже сложившуюся группу на место ушедшего, сталкивается с рядом вопросов, решение которых может пойти двумя путями.

  1. Принятие существующих правил, оправдание ожиданий окружения, совпадение стиля взаимодействия с коллегами и методов работы с манерой предыдущего сотрудника.
  2. Отрицание установившихся паттернов взаимоотношений как по вертикали, так и по горизонтали, введение собственного подхода к работе и контактам.

В итоге все сводится к дилемме: конфликт (скрытый или явный) или синдром группового давления на субъекта и в перспективе – его подчинение группе.

Стабильность системы

Стандартное поведение нового члена коллектива основано на желании быть принятым группой. А посему субъект исподволь изучает нормы и предельно допустимые их нарушения, установившиеся в сообществе. Ознакомившись с порядками, человек старается действовать в соответствии с ними.

Чаще всего так происходит, если новичок дорожит своим статусом и местом в коллективе, в котором он давно хотел работать. Тогда индивид прилагает все силы, чтобы как можно скорее стать “частью корабля, частью команды” и, принимая решение, учитывает мнение других членов группы.

Этот тип поведения называется конформным и основан на подчинении личности групповому давлению, являющемуся важной частью групповых процессов.

Полярным способом поведения является независимый, при котором человек руководствуется собственным мнением и устойчив к фактору группового давления.

И в том случае, если установки субъекта каким-то образом входят в противоречие с окружающей данностью, то вариант развития событий для него – поменять окружающую действительность в какой-то ее части, что связано с конфликтом. А его развитие уже может пойти по разным сценариям, важную роль в котором играет стиль руководства в данном коллективе.

Что же касается конформности, то ее уровень можно определить при ситуации открытого конфликта. Если субъект выбирает позицию “как все”, даже при явной ошибочности мнения группы, то это говорит либо об отсутствии “ядра личности”, либо о наличии скрытой мотивации с далеко идущими планами.

О единстве и разобщенности

Допустим, в сложившийся коллектив вливаются сразу несколько новых сотрудников. Это равносильно созданию новой группы.

В таком случае встает вопрос о согласии вновь прибывших с установками, нормами и ориентирами, сформировавшимися ранее, при образовании сообщества.

Только в случае объединения личностей на основе общих целей и задач, а также принципов их воплощения можно говорить о групповой сплоченности. Немаловажным фактором здесь является и стабильное эмоциональное взаимодействие.

Существует некоторая разница между близкими понятиями: групповая сплоченность и групповая совместимость. В контексте групповых процессов выражение “групповая сплоченность” означает, что данное объединение личностей стремится к общим целям, в основе которых – система ценностей, разделяемая всеми членами сообщества.

Что касается групповой совместимости, то она подразумевает тесное взаимодействие между членами коллектива на основе личностных и деловых качеств. Проще сказать, что это – удачное решение кадрового вопроса.

Следует отметить, что эти два понятия способны взаимно дополнять друг друга и их иногда невозможно четко разграничить.

О трех фазах развития группы

Тема групповой сплоченности тесно связана с процессом групповой деятельности. Формирование единства начинается с создания эмоциональных связей между входящими в коллектив личностями; началом второго этапа можно считать соединение целей и методов их достижения на основе объединяющего рода деятельности.

На этом отрезке пути эмоциональное совпадение отходит на второй план; признаком вхождения в третий этап будет объединение личностей на основе общей системы ценностей, уровень которой определяют такие понятия, как: отношение к миру, живым существам, духовное развитие, личная миссия и призвание.

Объединяющая идея

Процессы групповой динамики лучше всего отслеживаются в ходе изучения объединения индивидуумов от самого начала до реализации той цели или идеи, которая была причиной образования данного коллектива.

В ходе продвижения к конечной точке сообщество претерпевает трансформации, объективно отражающие стадию его развития: рождение, деятельность, рост, спад или застой, откат назад, упадок или дезинтеграция.

На все эти процессы активно влияет стиль руководства и сама личность лидера.

Ничто не возникает из ничего, в том числе и объединение людей. Для этого нужно, как минимум, первое слово, как в Библии. И произносит его, как правило, тот, у кого сформулирована идея, которую необходимо воплотить практически. Так происходит переход не связанных между собой индивидуумов в сообщество.

Развитие в небольшой группе

Групповые процессы в малой группе (не более 7 человек) развиваются при достижении определенных условий.

  • Наличие доступного пространства, где можно собрать заинтересованных лиц и провести предварительное обсуждение проекта.
  • Создание располагающей к общению и обсуждению вопросов эмоциональной атмосферы, которая позволит людям раскрыть свои личные качества в неформальной обстановке.
  • Временные границы, в пределах которых происходит формирование контактов, должны быть достаточными для стабильного развития группы.
  • Определение количества участников реализации проекта.
  • Определение целей и задач создавшейся группы с учетом того, что они должны стать приоритетами для каждого участника. Для формирования организации спонтанность не является обычным делом: такие объединения возникают с заранее заданными целями.
  • Коллективное взаимодействие, являющееся основой достижения целей, требует выполнения установленных правил, организованности и взаимозаменяемости. Это достигается при наличии определенной квалификации.
  • Важной составляющей процесса группового развития является формирование установок и норм, действующих в границах данного объединения. Выполнение правил подразумевает рамки, определяющие поведение членов группы при взаимодействии друг с другом и при выполнении ими функциональных обязанностей. С этого момента группа становится единым целым.
  • Формирование организационной структуры коллектива. В основе ее предусмотрено понятие статуса каждого члена группы, соотносимого с остальными субъектами объединения. Статус пересекается с категорией роли, в рамках которой личность взаимодействует с окружением в системе организованной группы.

Параметры цели

Если группа создана для достижения конкретной цели, то цель должна соответствовать определенным критериям.

  • Первое условие – соблюдение временных границ, что означает досконально прописанный результат, который имеет четкую дату выполнения. Это придает процессу определенность и завершенность, а потому и стабильность хода реализации.
  • Параметры цели должны быть ясно определены и не допускать разночтений. И они доводятся до каждого заинтересованного участника.
  • Для реализации поставленной цели необходимым и достаточным условием будут предоставленные средства достижения, т. е. орудия труда.

Каждый субъект коллективной деятельности несет ответственность за ее результаты. Эффективность работы зависит от того, насколько ее цели и задачи соответствуют внутренним установкам личности, принимающей участие в их реализации. А это зависит от того, насколько в процессе принятия группового решения участвует каждый член коллектива.

  • В ходе достижения цели каждый, причастный к ее выполнению, должен иметь некий моральный или материальный бонус, делающий проект привлекательным именно для него. Заинтересовать людей необходимо.
  • В процессе деятельности от исполнителя требуется проявление качеств, необходимых для достижения результата, а также демонстрация навыков и квалификации, имеющихся в его арсенале. В случае их отсутствия или недостаточности предполагается наличие готовности к развитию данных умений или решение о приобретении необходимых знаний.

Формальное и неформальное лидерство

Морального удовлетворения никто не отменял, однако его существенно недооценивают руководители предприятий. Тем не менее, исследования показали, что именно этот фактор влияет на сплоченность группы, причем в прямо пропорциональной зависимости. Осталось понять, как именно добиться этого элемента трудовой деятельности.

  • Руководитель – это не только тот, кто раздает указания и требует их выполнения. Это человек, от характера которого зависит степень эмоционального комфорта в группе, а также ее сплоченность.
  • Эффективным стилем руководства является коллегиальный, когда процесс принятия группового решения происходит не формально. В этом случае каждый участник обсуждения готов брать на себя ответственность за его осуществление и лично заинтересован в наилучшем выполнении задачи.
  • Следствием такого управленческого подхода является атмосфера психологического комфорта, повышение самооценки, заинтересованность членов группы в достижении результата, отсутствие неуверенности и принятие самостоятельных решений. Такой коллектив весьма эффективен.

Соперничество или сотрудничество

Если в группе сформирован стиль взаимодействия, основанный на сотрудничестве, то это существенно повышает уровень сплоченности по многим причинам.

  1. Доброжелательное отношение друг к другу способствует взаимовыручке и гашению конфликтных ситуаций до их разрастания.
  2. Люди открыто делятся информацией, общаются свободно и непринужденно. В конкурентной борьбе такие проявления не приветствуются в силу опасений по поводу упущенной выгоды от “сданной” информации.
  3. Сплочение на основе вышеперечисленных факторов может сыграть положительную роль при соперничестве с другими сообществами.

Таким образом, сотрудничество является мощным фактором продвижения группы к успеху, где достижение одного равно успеху всей группы.

Формирование “чувства локтя”

Не секрет, что направленность учебного процесса на выявление индивидуальных способностей лишает молодых людей возможности мыслить коллективными категориями.

Групповой учебный процесс, набирающий популярность в образовательных учреждениях в последние годы, позволяет юношам и девушкам, выйдя из стен школы или вуза, прекрасно реализовывать себя в формате группы.

Принципы такого стиля обучения основаны на тех же факторах, что и работа в коллективе.

Упор в данном методе делается не только на развитие интеллекта, но и на умение противостоять групповому давлению, оказывать поддержку, делиться знаниями и навыками.

И в таком формате процесс принятия группового решения становится актом творчества и сотрудничества.

Источник: https://FB.ru/article/451280/gruppovyie-protsessyi-harakteristika-psihologiya-i-sotsialnyie-osobennosti

Групповое давление и конформность

Становясь членом группы, каждый индивид не хочет быть отвергнутым ею. Вследствие этого желания люди склонны следовать групповым нормам. Многие исследования показывают, что группы могут оказывать сильное влияние на индивидов, побуждая их к изменению своего поведения и аттитюдов в соответствии с групповыми стандартами.

Подобные изменения поведения особенно характерны по отношению к значимым группам, членством в которых индивид очень дорожит. Такие группы, как мы уже отмечали, носят название референтных и обладают исключительным влиянием на индивидуальное поведение.

Индивид ощущает себя тесно связанным с другими членами такой группы, определяет себя как её член и сильно ориентирован на мнения других членов группы.

В контексте процесса группового давления обычно говорят о конформности, под которой понимается поведение индивида относительно позиции группы, мера его «подчинения» групповому давлению, принятие или отвержение им групповых норм и правил. Противоположными конформности понятиями являются независимость поведения, самостоятельность взглядов, устойчивость к групповому давлению и т.д.

Наиболее рельефно конформность проявляется в условиях открытого конфликта между мнениями группы и индивида. То, в какой мере индивид готов следовать мнению группы (даже при его очевидной ошибочности), и определяет степень его конформности.

Механизм группового давления был наглядно продемонстрирован в известных экспериментах С. Эша.

Группе испытуемых из 7-9 человек, находившихся в общем помещении, предлагалось сравнить две карточки, предложенные экспериментатором.

На одной карточке была изображена одна вертикальная линия, на другой – три, но различной длины. Одна из линий на второй карточке была идентична той, которая была изображена на первой.

Разница в длине трех линий была достаточно очевидной и, действуя самостоятельно (вне группы), только один процент испытуемых мог изредка допустить ошибку, идентифицируя линии. В соответствии с инструкцией испытуемый должен был громко сообщать, какая из трех линий на второй карточке соответствует линии, изображенной на первой карточке.

Эш задался вопросом, что произойдет, если все члены группы начнут давать неправильные ответы, сможет ли в этом случае групповое давление заставить неосведомленного (т.е.

не знающего о том, что группа преднамеренно искажает свои оценки) испытуемого изменить свое мнение.

Процедура была построена таким образом, чтобы в каждой из групп был только один неосведомленный испытуемый и его очередь отвечать на вопрос экспериментатора была последней.

Эксперимент начинался с нескольких пробных серий. Здесь все испытуемые давали правильные ответы. Только после этого первый испытуемый, а за ним и все остальные начинали давать очевидный неправильный ответ.

Последним отвечал «наивный» испытуемый, и экспериментатор получал возможность проверить, «устоит» ли он в собственном, совершенно правильном мнении или «поддастся» давлению группы.

Перед неосведомленным испытуемым, таким образом, возникала дилемма: или верить своим глазам и давать очевидный и правильный ответ, или, следуя мнению, говорить то, что говорят все.

Многочисленные эксперименты, проведенные Эшем, показали, что около 35% испытуемых демонстрировали конформное поведение, т.е. предпочитали очевидной истине согласие с группой, т.е. каждый третий давал заведомо ложный ответ, не в силах противостоять consensus omnium.

В последующих интервью все испытуемые, включая тех, кто не поддался групповому давлению, сообщили, что мнение большинства оказывало на них очень сильное воздействие, заставляя даже «стойких» сомневаться в правильности своих ответов.

Любопытно, что, как правило, свою конформность испытуемые связывали не с объективными процессами внутри группы, а исключительно со своими личностными характеристиками.

Разумеется, результаты лабораторных экспериментов не способны полностью воспроизводить закономерности реального группового взаимодействия и потому не могут быть однозначно перенесены на реальные ситуации.

Вызывает много сомнений и значимость для испытуемых предложенной экспериментатором ситуации, и абстрактный характер самих экспериментальных групп. Однако результаты экспериментов тем не менее убедительно показали, что групповое давление подталкивает индивида к конформности.

Люди, как правило, стремятся быть частью группы и опасаются стать «белой вороной».

Даже если его мнение основано на предельно объективных данных, но отличается от мнения других членов группы, хочет этого индивид или нет, но он всегда находится под мощным прессом мнения группы и в этих условиях лишь немногие способны демонстрировать независимое поведение.

Групповая сплоченность и совместимость

В процессе становления группы или при одновременном вступлении в группу нескольких индивидов особое значение приобретает принятие членами группы общих норм и их согласие с общими, групповыми целями.

В этом случае мы имеем дело с формированием групповой сплоченности, т.е.

процессом формирования в группе особого типа связей, которые позволяют превратить формальное объединение людей в действительную группу, функционирующую в соответствии с определенными целями и нормами и связанную устойчивыми эмоциональными отношениями.

Здесь следует отметить, что близкие понятия групповой сплоченности и совместимости, по сути дела, обозначают разные аспекты единого группового процесса. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой её функций, что члены группы могут взаимодействовать.

Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.

Разделить групповую сплоченность и совместимость и «развести» эмоциональный и деятельностный аспекты достаточно сложно.

По-видимому, именно поэтому некоторые исследователи не отделяют групповую сплоченность от групповой совместимости.

Так, в русле социометрического подхода межличностные отношения, имеющие эмоциональную основу, рассматриваются в качестве важнейшего компонента групповой сплоченности.

Для оценки групповой сплоченности этим направлением был предложен специальный «индекс групповой сплоченности», который высчитывается как отношение общего числа взаимных положительных выборов к числу возможных выборов.

Несколько иной, но близкий подход был предложен Л. Фестингером, который предложил анализировать групповую сплоченность на основе частоты и прочности коммуникативных связей, сформированных в группе. Сплоченность представлялась как совокупность всех сил, удерживающих индивида в группе.

Однако эти силы на практике сводились к субъективным оценкам – или привлекательности группы для индивида, или удовлетворенности индивида своим членством в группе, т.е., по существу, опять, как и при социометрическом подходе, вскрывался лишь чисто эмоциональный срез отношений в группе.

Таким образом, мысль об эмоциональной основе сплоченности оказалась основополагающей и в этом подходе.

При рассмотрении групповой сплоченности в отечественной психологии особый акцент традиционно ставился на совместной деятельности ее членов, как главном интеграторе. При этом процесс развития группы рассматривается не столько с позиции роста эмоциональной привлекательности группового членства для индивидов, а с точки зрения всё большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.

Наиболее полно этот подход к исследованию сплоченности был разработан А. Петровским, который связал процесс формирования групповой сплоченности с формированием различных уровней её структуры, среди которых он выделил:

  1. Уровень совпадения эмоциональных привязанностей, на котором представлены непосредственные эмоциональные взаимоотношения индивидов в группе (т.е. уже рассмотренный нами эмоциональный аспект).
  2. Уровень совпадения ценностных ориентаций, обусловленных процессом совместной деятельности (обозначенный автором как «ценностно-ориентационное единство»). Отношения членов группы на этом уровне строятся на основе не столько привязанностей или антипатий, сколько сходства ценностных ориентаций.
  3. Уровень полной включенности в совместную групповую деятельность (обозначенный автором как «ядро» групповой структуры). На этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и мотивы их поведения связаны с принятием ценностей более общего и высокого уровня, связанных с общим отношением к миру, человеку, труду.

Таким образом, три уровня развития сплоченности группы здесь выступают как основные стадии развития группы и её структурные компоненты.

На первом уровне формируется эмоциональная сплоченность, на втором – происходит дальнейшее укрепление внутригрупповых связей, обусловленное совпадением систем инструментальных ценностей, на третьем – групповая сплоченность достигает своего полного выражения в форме совпадения терминальных ценностей и следования общей цели групповой деятельности. При этом основным фактором формирования сплоченности выступает не эмоциональные привязанности, не общение как таковое, а именно совместная групповая деятельность.

Помимо групповых процессов наиболее важными характеристиками группы являются её структура и композиция (состав).

Источник: https://psyera.ru/gruppovye-processy-1750.htm

Page 3

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996.-347 с.

2. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1999. – 314 с.

3. Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах. — Вопросы психологии, 1999. – 256 с.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 2004.-205с.

5. Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 2003.- 412 с.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. — М.:Просвещение, 2000.- 578 с.

7. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В.Петровского. Изд. 2-е, доп и перераб. М., Просвещение, 2000.- 593 с.

8. Робер М. – А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./ Предисл. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 2003.- 451 с.

9. Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 2002. – 481 с.

10. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования. / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Изд-во Лен-го ун-та, — Ленинград, 1996. -422 с.

Источник: https://studbooks.net/709435/psihologiya/gruppovye_protsessy

ovdmitjb

Add comment