Irvuz

Группа психодрамы

Психодрама

Группа психодрамы

  1. Краткое изложение психодраматического подхода
  2. Фаза разминки
  3. Игровая фаза
  4. Изменение отношений, существующих в группе
  5. Фаза интеграции
  6. Заключительные замечания

Психодрама принадлежит к гуманистической и ориентированной на переживание психотерапии и восходит к Дж. Л.

Морено, который создал эту форму психотерапии, основываясь на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей. Кроме этого, Морено создал способ измерения, диагностики и описания групповых структур (социометрия), используемый также и в терапевтических группах психодрамы.

Психодрама в первую очередь является групповой психотерапией, однако может использоваться и в форме индивидуальной терапии (монодрама). В рамках психодрамы и с использованием имеющегося в настоящее время обширного инвентаря методов психодраме может быть предан психоаналитический глубинный, поведенческо-терапевтический или социометрический акцент.

Это создает для психодрамы огромную сферу применения и способствует ее использованию для решения самых разных задач и применительно к самым разным группам клиентов.

В различных техниках психодрамы обнаруживается родство с такими подходами, как гештальт-терапия (Фриц Перлс и Морено в течение многих лет работали вместе), переживание воспринимаемого (общим знаменателем служит аутотренинг и имажинация) и телесно ориентированной психотерапии.

Особенность психодрамы состоит в том, что материал для переживания, например, конфликта или проблемной ситуации, а также желаний и надежд создается при помощи терапевта и других членов группы на сцене в групповых сценках, которые разыгрываются и затем обсуждаются. Особых дарований, например, актерских способностей, для психодрамы не требуется, они скорее даже препятствуют психодраме.

1. Краткое изложение психодраматического подхода

Типичное занятие в группе психодрамы протекает в трех фазах, общей продолжительностью 1,5-2,5 часа.

Разминка (около получаса) имеет аналитические и диагностические цели; здесь необходимо выявить и собрать любой материал о конфликтах и переживаниях, и это образует основу для психодраматической работы в игровой фазе.

Игровая фаза (час-полтора) имеет психокатартические цели; повторением ролевой игры должен быть получен эмоциональный опыт. Заключительная фаза интеграции (чуть более получаса) имеет аналитико-коммуникативные цели, анализ с рациональной точки зрения.

Занятия могут происходить раз в неделю или один раз в месяц по 4 занятия сразу. Общая продолжительность психодрамы составляет 25-100 часов и меняется в зависимости от цели группы и проблематики отдельных участников.

Обычно группа психодрамы включает от 8 до 12 человек; помимо этого, участвует еще руководитель, ко-терапевт, возможны стажеры, повышающие свою квалификацию, медицинская сестра или социальный работник. Желательно соотношение 50% мужчин: 50% женщин, а также участие клиентов разных возрастов. Участники психодрамы – это клиенты консультаций, пациенты в клинике, ученики и педагогические работники (педагогические ролевые игры).

Областями применения психодрамы являются работа с молодежью, образование взрослых, предпринимательское консультирование, консультирование организаций и др.

Содержательные моменты психодрамы:

  • долгосрочно вскрыть и переработать историю жизни. Здесь проявляются те же феномены, что и в психоанализе: регрессия, перенос, сопротивление;
  • центрирование на конфликте и на настоящем в смысле локальной терапии: здесь можно увидеть связь с тренировкой в рамках терапии поведения;
  • имеет отношение и к будущему, причем реальное разыгрывание проблемной ситуации при помощи членов группы оказывается действеннее, чем ее обдумывание;
  • психодрама способствует пробуждению креативности, спонтанности и ролевой подвижности. Психодрама доставляет радость и удовольствие руководителю и группе в отличие от многих прочих “серьезных” занятий в нашей жизни.

Модификациями психодрамы являются социодрама, поведенческая драма, дидактический театр.

Как и для любой групповой психотерапии, для психодрамы необходимы навыки жизни в группе, то есть каждый отдельный член группы должен быть в состоянии 1,5-2,5 часов активно участвовать в групповом процессе.

Как и для других групп, в группе психодрамы пациентам с зависимостями (например, алкоголикам) лучше работать совместно с пациентами с той же симптоматикой.

Клиенты с сильными страхами должны готовиться к групповой работе в индивидуальном консультировании или психотерапии.

2. Фаза разминки

После открытия группового заседания на этой фазе психодрамы члены группы приходят к активизации и открытию себя.

Страх ожидания должен быть преодолен и групповой процесс “встречи” друг с другом должен помочь получить от отдельных участников или от группы в целом материал о конфликтах или переживаниях, который потом будет разрабатываться в игровой фазе.

Этот процесс “размораживания” в разных психотерапевтических группах протекает с разной скоростью, для размораживания тяжелобольных и страдающих членов группы требуется больше времени. Задача руководителя психодрамы состоит в том, чтобы определить, что происходит в группе.

Некоторые техники фазы разминки:

Вспышка: После короткого обдумывания каждый участник группы говорит, что он воспринимает в данный момент, чувствует или хочет сделать.

Идентификация с частью: От членов группы требуют поставить себя на место какого-либо предмета, одежды или части тела и говорить от его имени в Я-форме.

Диалог на ходу: Разговор между руководителем и членом группы, причем внешнее совместное движение должно дать ход также и психическим процессам.

Косвенное представление: После того, как участники разобьются по парам и поделятся информацией друг о друге, каждый член группы представляет другим своего партнера.

В качестве заданий для размораживания полностью подходят также любые из множества невербальных упражнений.

3. Игровая фаза

После того, как в ходе разминки выкристаллизовывается тема для игровой фазы, например, материал о конфликтах и переживаниях кого-либо из членов группы или же общая групповая тема, в игровой фазе этот материал будет перенесен на сцену и разыгран на сцене, причем будут применяться различные техники психодрамы.

м этой игровой фазы будет игра протагониста, в которой один из участников будет представлять свои актуальные проблемы или психические ситуации из прошлого. Это будет поддерживаться руководителем психодрамы, а также членами группы, которые будут исполнять специфические роли. Может быть разыграна общая групповая тема.

Материалом для игровой фазы могут быть также сны, сказки или планы на будущее.

Важнейшими психодраматическими техниками являются следующие:

Дублирование: Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный член группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса, жестикуляцию. От своего лица он говорит то, что мог бы сказать протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и этим существенно помогает процессу терапии.

Чаще всего дублирование бывает поддерживающим, однако оно может быть также провоцирующим, конфронтирующим и даже парадоксальным. Дублирование не является “внушением”, протагонист, как показывает опыт, воспринимает то, что ясно лишь для него.

Дублирование связано с кажущейся неограниченной близостью и идентификацией между Я и Ты (или между матерью и младенцем).

Зеркало: Здесь член группы – часто по просьбе руководителя – копирует по возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке.

Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку.

Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве.

Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого, причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот другой. В истории раннего детства смена ролей соответствует ступени познания другого (Ты) – когда ребенок, например, становится в состоянии понять роль своей матери.

Также к числу техник психодрамы принадлежат также “речь в сторону”, “внутренний монолог”, “активная социограмма” (члены группы располагаются в пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или антипатии).

Особыми формами активной социограммы является “социальный атом” (Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в реальности отношениям важнейших людей из своего окружения, которых изображают другие члены группы) и “спектрограмма” (члены группы подразделяются в пространстве в соответствии с их самовосприятием между полярными полюсами, например, активные/пассивные).

Так как готовность протагонистов к игре, в которой каждый в отдельности будет играть свои собственные проблемы, достигается быстрее, если группа хорошо себя знает и справилась со страхом или редуцировала его, то для начала группы лучше всего подходят “игры-экспромты”. Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки.

Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка. В прогрессирующих группах или в учебных группах, в которых центр тяжести лежит на самоосознании, игры протагонистов занимают основное время, поскольку они дают членам группы хорошую возможность познать самих себя и поработать над самими собой.

4. Изменение отношений, существующих в группе

Если возникает несколько поводов для игр протагонистов, то имеет смысл предпринять предварительную игру с кандидатами, причем в нее включаются и другие члены группы. В случае необходимости можно осуществлять ание.

При этом часто обнаруживается, что протагонист, имевший латентную тему для групповой работы, легче обнаруживает свое желание играть, поскольку видит резонанс и интерес группы.

В выборе протагонистом партнеров по игре также часто проявляются актуальные отношения протагониста к этим членам группы, которые тоже можно изменять в ходе игры.

Существуют следующие возможности преодоления конфликтов в группе:

  • вербальное разъяснение (партнеры садятся на стулья друг напротив друга);
  • смена ролей (контрагенты представляют роль противоположной стороны);
  • игра секундантов (контрагенты выбирают одного или нескольких членов группы, которые будут совместно с ними вести переговоры).

Поскольку в игре вообще больше всего получает протагонист, который в ней активно занимается своей собственной проблематикой, то другие члены группы могут и должны перейти от пассивной позиции наблюдателей к идентификации с сильным эмоциональным участием.

5. Фаза интеграции

По окончании игровой фазы в фазе интеграции должно быть достигнуто рациональное осмысление полученного опыта. Здесь члены группы демонстрируют чувственное участие в играх (в том числе и играх протагонистов).

Они, например, вкратце сообщают о похожих событиях из своей собственной биографии, воспоминания о которых были актуализированы игрой.

Чувственные реакции в группе возникают тогда, когда протагонист что-либо делает совместно с группой.

В обратной связи протагонист и его партнеры по игре сообщают о переживаниях и опыте, которые они получили в игре в различных ролях (пассивные участники группы также могут сообщать о ролях, с которыми они чувствовали идентификацию во время игры, давая так называемую идентификационную обратную связь.

Сменой ролей и, в особенности, обратной связью участвовавшие в игре члены группы открывают протагонисту новые самые разнообразные точки зрения, новые пласты проблемы.

Чтобы не лишиться этого важного фактора успеха психодрамы, руководитель должен следить за тем, чтобы обратная связь была конкретной, описательной и достаточно ясной, а не общей, оценивающей, интерпретирующей и отыскивающей мотивы.

6. Заключительные замечания

Преимущество психодрамы по сравнению с другими методами групповой психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано и обсуждено, – лучше всего прочего наполнено смыслом.

Но чтобы полностью использовать это преимущество, без сомнения, требуется особая сенситивность и осторожность руководителя.

Для развития психосоциальной компетентности в процессе психодраматической терапии от руководителя требуется большой опыт саморазвития и самоконтроля так же, как и для осуществления встречи требуется открытая, здоровая и выносливая личность.

Можно сказать, что в психодраме, как и в других формах терапии переживанием, очень быстро вскрывается конфликтный материал. Однако необходимая проработка конфликтного материала не может быть сокращена особыми психотехническими ухищрениями.

Какую бы из форм психотерапии мы не взяли, необходима спокойная, продолжительная работа – шаг за шагом (то есть необходим процесс персонального роста и развития).

Умелый руководитель будет отстаивать свою суверенность сдержанностью, будет действовать постепенно и структурированно, например, поддерживая и воодушевляя депрессивных, побуждая к восприятию реальности истеричных пациентов.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/stories-for-students/476-2008-10-05-18-44-48.html

Группа психодрамы

Группа психодрамы

Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента.

Психодрама основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации .

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892-1974), основателя социометрии. Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии.

Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе.

Понятие о драме как терапевтическом методе возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название «спонтанный театр».

Цель психодрамы состоит в том, чтобы облегчить клиенту проявление скрытых чувств, обеспечить достижение инсайта и помочь создать новые и более эффективные формы поведения, раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов. Психодрама помогает клиенту .

раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального.

Задачи психодрамы :

  1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.
  2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.
  3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.
  4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

К основным понятиям психодрамы относят: понятие ролевой игры, спонтанность, теле, катарсис, инсайт.

1. Ролевая игра — широко применяемый в психодраме прием — состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Психодрама создает такие условия, при которых участники группы, играя роль, могут творчески работать над своими личностными проблемами.

В рамках психодрамы поощряется импровизация — разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и «сценарий», и «постановка» являются результатом работы не профессионалов, а самих участников группы. Психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения.

В отличие от традиционного театра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссера, а самого участника .

В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей — будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.

2. Понятие «спонтанность» (и родственное ему понятие «творчество» основывается на наблюдениях Морено за ролевыми играми детей и опыте работы в «спонтанном театре».

Спонтанность предполагает уход от ригидности социально-ролевого поведения, которая предписывается в традиционном театре.

В психодраме нет специально написанных ролей и-сценариев, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или выбирать любые поведенческие стратегии, даже не используемые в прошлом опыте.

Понятие «спонтанность» у Морено содержит две основные переменные: адекватный ответ и новизна. Таким образом, поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации.

3. «Теле» обозначает двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом. Понятие «теле» включает в себя негативные и позитивные чувства, возникающие между людьми в психодраматическом действии.

В то время как эмпатия — это односторонее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, «теле» представляет собой взаимный обмен эмпатиями и признаниями. Когда члены группы меняются ролями или пытаются посмотреть на мир чужими глазами, они вовлекаются в отношения «теле».

Результатом использования понятия «теле» в изучении групп является признание того, что люди видят других не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к ним.

4. Катарсис. Психодраматическая ситуация предназначена для полного эмоционального освобождения. Сила испытываемого участниками катарсиса зависит от их спонтанности. Катарсис испытывают как авторы конкретной драматической ситуации (протагонисты), использующие личностно значимый материал, так и актеры, воплощающие эту ситуацию на сцене.

Аудитория в психодраме также может быть вовлечена в процесс переживания катарсиса.

Инсайт — это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы . Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта.

Психодрама дает участникам возможность заново пережить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное напряжение возникает в группе во время сценического действия, а не после него, при обсуждении информации или групповом анализе.

Однако иногда инсайт может возникать одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.

Процедура психодрамы включает в себя пять основных элементов:
1. Протагонист в психодраме — главное действующее лицо (герой), который представляет свои проблемы.

Протагонист, изображая события из своей жизни, дает собственную интерпретацию прошлой жизненной ситуации перед группой участников.

С помощью режиссера, аудитории и специальных творческих приемов протагонисты осуществляют действия по принципу «здесь и теперь», для того чтобы достичь инсайта при осознании своей психической реальности и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

2. Режиссер (фасилитатор) психодрамы (как правило, психолог) является одним из наиболее активных руководителей групп.

Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления), предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия.

3. Вспомогательные «Я». Это участники, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные «Я» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я».

Основные функции вспомогательных «Я»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

4. Аудитория (зрители) состоит из тех членов группы, которые не играют ролей в данном психодраматическом действии.

В заключительной фазе занятия они демонстрируют свои эмоциональные отношения к происшедшему и раскрывают собственные проблемы и конфликты, аналогичные обсуждавшимся во время занятия.

Аудитория, эмоционально вовлекаясь в психодраму, может достичь состояния инсайта по отношению к собственным проблемам.

5. Сцена. Это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах. Классической формой психодраматической сцены является трехъярусная конструкция, над которой возвышается полукруглый балкон.

Располагаясь на первом ярусе, протагонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают непосредственно в пространство психодрамы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста.

На третьем ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодраматическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круглой платформе (4 м в диаметре).

Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания.

Если же нет подобной сцены, то вместо нее может быть использовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели простор для психодраматического действия, а само помещение должно иметь правильные пропорции.

Фазы развития психодрамы

1. Первой фазой развития классической психодрамы является психическая разминка. Разминка состоит из трех стадий: постепенное раскрепощение двигательной активности участников; стимуляция спонтанных поведенческих реакций; фокусировка внимания членов группы на конкретном задании или теме.

Разминка позволяет членам группы преодолеть страх показаться наивным или беспокойство по поводу собственных актерских способностей.

2. Фаза психодраматического действия. На этой фазе режиссер выбирает участника либо доброволец-протагонист сам предлагает для действия личностные проблемы. Режиссер выслушивает рассказ протагониста о его проблеме для того, чтобы получить достаточную информацию для организации действия. Протагонист импровизирует, пытается воссоздать прошлую ситуацию.

3. Фаза обсуждения, или интерпретации — является завершающей. Когда действие закончено, протагонист и остальные члены группы приступают к его анализу. Фаза обсуждения обычно состоит из двух частей: ролевой обратной связи, идентификационной обратной связи.

В ролевой обратной связи партнеры по очереди описывают протагонисту чувства, которые появлялись у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображении протагониста при обмене ролями.

В идентификационной обратной связи участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение.

Базовые техники психодрамы

На протяжении всей психодрамы режиссер помогает протагонисту развивать действие, используя определенные психодраматические техники и методики. Среди наиболее распространенных можно отметить такие, как представление самого себя, исполнение роли, диалог, монолог, дублирование, реплики в сторону, обмен ролями, техника зеркала .

Представление самого себя (самопрезентация). Эта техника состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В этих действиях протагонист является единственным участником и представление получается абсолютно субъективным.

Исполнение роли — имитация поведения какого-то человека или принятие роли части тела, животного, неодушевленного предмета.

Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя.

Монолог — это проговаривание своих чувств и мыслей вслух; театральная реплика, в которой протагонист выражает свои скрытые мысли и чувства к себе самому и к аудитории.

Дублирование (второе «Я») — техника, при которой вспомогательное лицо играет дублирующую роль протагониста. Пытаясь стать протагонистом, принимая телесные позы и перенимая его привычки, «психологический двойник» помогает протагонисту и поддерживает его.

Реплики в сторону — ситуация ролевой игры, в которой протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.

Обмен ролями состоит в том, что протагонист играет другие ключевые роли в поставленных им представлениях. Другими словами, два человека меняются местами — физически — так, что А становится Б и Б становится А. При этом каждый принимает позу, манеры, психологическое состояние другого.

Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия. «Зеркало» позволяет протагонисту понять, как его воспринимают другие.

Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем.

Идеальный другой — эта техника дает возможность протагонисту испытать отношение к себе, которого он ждет, но которое может не быть возможным в реальной жизни. «Идеальный другой» — это тот другой, изображаемый вспомогательным «Я», который в психодраме становится тем идеальным образом этого человека, т.е. таким, каким его хотел бы видеть протагонист в реальной жизни.

Источник: https://psyera.ru/6198/gruppa-psihodramy

Что такое психодрама?

Группа психодрамы
doljenko

Павел Корниенко; v. 0.8.1

Психодрама – это метод групповой психотерапии. Она основана на разыгрывании разнообразных сцен и ситуации. У психодрамы есть два применения – она может быть способом для решения сложностей, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения часто сопутствуют и дополняют друг друга. Современная психодрама – очень гибкий и многогранный метод. В умелых руках он становится почти универсальным. Психодрама сочетает в себе возможности и для глубокой психотерапии, и для тренинга социальных навыков. В зависимости от потребностей клиента, этот метод может быть использован и для проживания сильных чувств, и для осознания истоков проблем и нахождения способов их решения. Психодрама используется и как тонкий инструмент психотерапии, и как эффективный метод профессионального обучения и личностного развития.Помимо групповой психотерапии, психодрама широко используется в индивидуальной работе с людьми. Как в психотерапии, так и вне ее, например в коучинге. Эта статья посвящена групповой психодраматической терапии и специфике психодраматического подхода в целом.

Как проходят психодраматические группы?

Психодраматические группы обычно состоят из 8 – 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными – на несколько месяцев, так и короткими – на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться к ним в процессе работы уже нельзя – только с самого начала, в течение первых встреч.

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех, кто проявил желание, выбирается один или два человека.

Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того, чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот – актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.

Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам, играющим роли, психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя.

Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие, как в фильм или книгу, и проходя с протагонистом через проблемы к решению.

И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.В психодраме не оцениваются и не интерпретируются работы протагонистов, не даются советы, – психодраматическая групповая работа строится на уважении к каждому участнику группы, к его чувствам и к его внутреннему миру.

Как проходит психодраматическое действие?

«У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события.

Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма.

Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама».

Павел Горностай

Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.

Психодраматическое действие создается протагонистом и ведущим вместе. Роль ведущего в этом процессе может варьироваться от простого наблюдения до активной режиссерской работы – в зависимости от потребностей протагониста. Психодраматическое действие – это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы.

Оно не всегда приводит к решению, но часто позволяет клиенту существенно продвинуться к нему.Часто в психодраме проигрываются сцены из прошлого, в которых происходило что-то значимое для протагониста (если протагонист вспоминает о прошлом).

Бывает, что у протагониста есть в прошлом какой-то неприятный эпизод, который вызвал когда-то много негативных или спутанных чувств, и отголоски этих чувств остаются с ним, мешая ему в настоящем. В психодраме можно вернуться в прошлое и понять, что именно внутри протагониста тогда произошло. И тогда найти способ отпустить эту ситуацию.

Иногда значимый терапевтический эффект дает проживание своего прошлого по новому, хорошему сценарию.В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Это позволяет работать с событиями прошлого, если они слишком тяжелы для того, чтобы в них возвращаться.

Символическое действие также может быть уместным в ситуациях, когда у протагониста нет конкретных воспоминаний о прошлом, или когда протагонист не хочет говорить на группе о чем-то конкретном из своего прошлого.

В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста для того, чтобы увидеть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемое? А может быть понять, почему оно не наступает? Или как-то иначе.

Реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем.Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию, когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать. Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта. А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.

Как и почему психодрама работает?

«В психоанализе человек рассказывает о своей проблеме, а в психодраме человек эту проблему разрешает в действии, во взаимодействии с другими людьми. В отношениях с другими людьми проблема когда-то возникла, теперь во взаимодействии с другими человек эту проблему решает. В психодраме человек не просто понимает, что с ним происходит, но он четко знает, что ему теперь делать и как. Понимает, знает и изменяет».

Виктор Семенов

Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой. Реалистичность психодрамы заключается в следующем.

Когда человек проигрывает в психодраме ситуацию своей жизни или своего внутреннего мира, он погружается в реальные чувства, характерные для этой ситуации. И когда в психодраме он эту ситуацию разрешает, это разрешение становится его новым опытом действия в такой ситуации.

«Когда человек работает [в психодраме] с какой-то своей проблемой, вопросом, потребностью, он это делает с помощью действия. И именно действие позволяет ему быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает. Действие в каком-то смысле “правдивее” слов.

Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему словами, но когда начинаем действовать, то тут случаются какие-то неожиданности. Всё оказывается немножко не так».

Екатерина Михайлова

Все богатство внутреннего мира человека, его желания, мечты, проблемы и представления о мире влияют на то, как человек действует по отношению к себе и другим. Психодрама работает с внутренним миром для того, чтобы изменились действия человека.

В психодраматической игре можно пробовать, примерять, экспериментировать, искать и находить новые способы действовать в любых реальных ситуациях. И если идти этим способом, то в психодраме можно сначала спонтанно найти решение проблемы, а потом понять, что произошло.

«И от любого пустяка [в психодраме] вдруг открывается какое-то бесконечное пространство, в котором человек обнаруживает массу вещей про себя, которые даже в голову не приходили.

Вся жизнь человека, его память, его чувства, его отношения начинают складываться в какой-то узор, и этот узор становится понятен, как будто осязаем. И тогда, когда узор понятен, становится ясно, что делать дальше.

Для меня в психодраме самым дорогим как раз и является тот момент, когда обычный человек вдруг становится художником, писателем, творцом своей жизни. Я думаю, что основной эффект психодрамы именно в этом, – человек становится сам себе интересен, он многое о себе узнает, начинает что-то менять, что-то пробовать, экспериментировать».

Екатерина Михайлова

Психодрама раскрывает перед человеком его собственный внутренний мир и позволяет увидеть и почувствовать его целиком. И дает широкие возможности для изменения этого мира в соответствии с собственными желаниями человека. Психодраматическая группа с начала и до конца – это целостный психотерапевтический процесс.

Участие в групповой работе позволяет учиться лучше взаимодействовать с другими людьми. Когда человек является протагонистом – он учится видеть свой внутренний мир со стороны и менять его, т.е. он учится быть терапевтом сам себе. Когда человек играет роли и является зрителем – он через сопереживание приобретает новый опыт вместе с протагонистом.

Психодрама позволяет всем участникам учиться понимать причины появления проблем и возможности их решения, и это умение, в перспективе, дает возможность самостоятельно находить решения своим проблемам.Павел Корниенко; v. 0.8.1Павел Горностай – вице-президент Киевской ассоциации психодрамы.Екатерина Михайлова – руководитель длительной учебной программы по психодраме (ИГиСП).

Виктор Семенов – руководитель длительной учебной программы по психодраме (ИГПиСП).

?

|

doljenkoкогда не хватает слов, всегда есть “бл*дь”. мама учила не ругаться матом, жизнь научила не ругаться матом при маме. Ты ненормальный. Был бы нормальный я бы мимо прошла. Я, пожалуй, ещё немножко поживу спокойно, а потом снова влюблюсь – безответно, до истерик, нервных срывов, и хриплых стонов в подушку среди ночи. Да я вообще, в этой жизни, люблю только пирожки с вишней.. взаимностью не отвечают, но и как чмо себя не ведут. Мне нужен кто то нереально сумасшедший. Кто то кто похож на меня. Кто будет мне доказывать, приказывать, осуждать, оспаривать, не слушая мое мнение. Хочу нереально сильного мужнину. Хочу. Просто хочу того, кто сильнее меня. “Я перестану ждать тебя, а ты придёшь совсем внезапно” Поэтому я уже не жду. Перестала. Совсем-совсем ничего не жду. Ну абсолютно. Давай уже, появляйся, а то никаких сил нет ничего не ждать! просто когда тебе волосы с лица убирают, знали бы вы, сколько в этом нежности, трепета и любви. уж побольше, чем в вашем “я люблю тебя”. …а потом я не сдержалась и позвонила. потому что лучше быть счастливой, чем гордой. Занижать мою самооценку, прожигать мои нервы и портить настроение умеет только моя мама. Поэтому, дорогие, расслабьтесь. “информация на данной странице может не соответствовать действительности” – я искренне верю в это когда захожу на твою страницу и вижу ее в твоем сп. Ааууу?! Сильный пол. Слышим меня? Ммм? В чём проблемы? Подошёл, взял за руку, уверенно сказал: “Моя!” И увёл. Всё. Никто не умрёт девственником.Жизнь поимеет всех(К.Кобейн) Ты, бл*дь, как тефаль – без твоих идей, конечно же, не обойтись))). Санта, я хочу на Рождество твой список мальчиков, которые плохо себя вели. Если у вас нет мужчины,который заставить почувствовать вас женщиной,купите каблуки. Если у вас есть мужчина и каблуки-Вам повезло. Нахрен любовь, ребята. Я лучше буду худеть. Мне нужен психолог, бутылка водки и новые туфли. Глупая, бесконечно любимая дурочка, когда же ты поймешь, что мужчины в костюмах от Brioni / Canali / Armani / Ermenegildo Zegna / Boss не целуют разбитых коленок и не закапывают нос, когда у тебя бронхит. Твоя душа выгодный объект для инвестиций и капиталовложений? Мы долбанутое поколени. На всю голову долбанутое. Мы не боимся смерти, не боимся передознуться наркотиками,не боимся заразиться вен. болезнями, не боимся испортить репутацию и потерять друзей, не боимся погрязнуть в цинизме. Но… Но зато мы досмерти боимся любви. Суки. Мужик сказал, мужик стукнул по столу, мужик с окна вещи ловит. Конечно, я принцесса. То, что я вчера нажралась в гавно и пачку сигарет скурила…это просто мои маленькие принцесскины капризы. Утром. Я просыпаюсь не от того, что ты сушишь волосы феном, как можно тише, чтобы не разбудить меня, а от того, что тебя нет рядом. Это громче. (с) Дмитрий DIM ART Артамонов -Просто люби,не дари мне подарки,ни цветы,ни шоколад.просто будь рядом.Хорошо? -А ты просто трахайся со мной.мне необязательно готовить борщи,печь пироги,гладить мои носки,я могу поесть в макдаке,постирать всё в химчистке,просто трахайся.хорошо? (с)

Что может быть интимнее секса?

Один плеер на двоих. Одна музыка… Его взгляд на тебе, когда ты спишь… так безоружно, ненакрашено, неконтролируемо… Сплетение пальцев. А еще неповторимое: “Эту книгу ты читаешь? На какой сейчас странице?” и твоя книга в его ладонях…

Вопрос “Что тебе снилось вчера?” и ответы на подобные вопросы. “А откуда у тебя этот шрам?” – это интимнее, чем взгляд на грудь. Когда он допивает твой остывший чай… Когда ты сидишь за его компьютером… Когда вы рассказываете друг другу истории из детства…

На свете есть столько вещей, интимнее секса… А переспать, в сущности, можно с каждым.

(с)

Источник: https://doljenko.livejournal.com/24608.html

Как проходят психодраматические группы?

Психодраматические группы обычно состоят из 8 – 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными – на несколько месяцев, так и короткими – на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться ним в процессе работы уже нельзя – только с самого начала, в течении первых встреч.

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех кто проявил желание, выбирается один или два человека.

Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент.

На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой – смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того, чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот – актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.

Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к  разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам играющим роли, – психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя.

 Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие как в фильм или книгу и проходя с протагонистом через проблемы к решению.

И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.

В психодраме не оцениваются и не интерпретируются работы протагонистов, не даются советы – психодраматическая групповая работа строится на уважении к каждому участнику группы, к его чувствам и к его внутреннему миру.

Как проходит психодраматическое действие?

«У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события.

Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма.

Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама».

Павел Горностай

Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.

Психодраматическое действие создается протагонистом и ведущим вместе.

Роль ведущего в этом процессе может варьироваться от простого наблюдения до активной режиссерской работы – в зависимости от потребностей протагониста.

Психодраматическое действие – это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы. Оно не всегда приводит к решению, но часто позволяет клиенту существенно продвинуться к нему.

Часто в психодраме проигрываются сцены из прошлого, в которых происходило что-то значимое для протагониста (если протагонист вспоминает о прошлом).

Бывает что у протагониста есть в прошлом какой-то неприятный эпизод, который вызвал когда-то много негативных или спутанных чувств и отголоски этих чувств остаются с ним, мешая ему в настоящем. В психодраме можно вернуться в прошлое, и понять что именно внутри протагониста тогда произошло.

И найти способ отпустить эту ситуацию. Иногда значимый терапевтический эффект дает проживание своего прошлого по новому, хорошему сценарию.

В некоторых ситуациях, психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Это позволяет работать с событиями прошлого если они слишком тяжелы для того, чтобы в них возвращаться.

Символическое действие, также, может быть уместным в ситуациях, когда у протагониста нет конкретных воспоминаний о прошлом или когда протагонист не хочет говорить на группе о чем-то конкретном из своего прошлого.

В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста, для того чтобы увидеть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемое? А может быть понять, почему оно не наступает? Или как-то иначе. Реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем.

Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать.

Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта.

А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.

Как и почему психодрама работает?

«В психоанализе человек рассказывает о своей проблеме, а в психодраме человек эту проблему разрешает в действии, во взаимодействии с другими людьми.

В отношениях с другими людьми проблема когда-то возникла, теперь во взаимодействии с другими, человек эту проблему решает.

В психодраме человек не просто понимает, что с ним происходит, но он четко знает, что ему теперь делать и как. Понимает, знает и изменяет».

Виктор Семенов

Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта, непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой.

Реалистичность психодрамы заключается в следующем. Когда человек проигрывает в психодраме ситуацию своей жизни или своего внутреннего мира, он погружается в реальные чувства, характерные для этой ситуации.

И когда в психодраме он эту ситуацию разрешает – это разрешение становится его новым опытом действия в такой ситуации.

«Когда человек работает [в психодраме] с какой-то своей проблемой, вопросом, потребностью, он это делает с помощью действия.

И именно действие позволяет ему быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает. Действие в каком-то смысле “правдивее” слов.

Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему словами, но когда начинаем действовать, то тут случаются какие-то неожиданности. Всё оказывается немножко не так».

Екатерина Михайлова

Все богатство внутреннего мира человека, его желания, мечты, проблемы и представления о мире влияют на то как человек действует по отношению к себе и другим. Психодрама работает с внутренним миром для того, чтобы изменились действия человека.

В психодраматической игре можно пробовать, примерять, экспериментировать, искать и находить новые способы действовать в любых реальных ситуациях.

И если идти этим способом, то в психодраме можно сначала спонтанно найти решение проблемы, а потом понять что произошло.

«И от любого пустяка [в психодраме] вдруг открывается какое-то бесконечное пространство, в котором человек обнаруживает массу вещей про себя, которые даже в голову не приходили. Вся жизнь человека, его память, его чувства, его отношения начинают складываться в какой-то узор, и этот узор становится понятен, как будто осязаем.

И тогда, когда узор понятен, становится ясно, что делать дальше. Для меня в психодраме самым дорогим как раз и является тот момент, когда обычный человек вдруг становится художником, писателем, творцом своей жизни.

Я думаю, что основной эффект психодрамы именно в этом – человек становится сам себе интересен, он многое о себе узнает, начинает что-то менять, что-то пробовать, экспериментировать».

Екатерина Михайлова

Психодрама раскрывает перед человеком его собственный внутренний мир и позволяет увидеть и почувствовать его целиком. И дает широкие возможности для изменения этого мира в соответствии с собственными желаниями человека.

Психодраматическая группа с начала и до конца – это целостный психотерапевтический процесс. Участие в групповой работе позволяет учиться лучше взаимодействовать с другими людьми. Когда человек является протагонистом – он учится видеть свой внутренний мир со стороны и менять его, т.е.

он учится быть терапевтом сам себе. Когда человек играет роли и является зрителем – он может через сопереживание приобретать новый опыт вместе с протагонистом.

Психодрама позволяет всем участникам, учится видеть со стороны причины появления проблем и возможности их решения, и это умение, в перспективе, дает возможность самостоятельно находить решения своим проблемам.

Павел Корниенко / Что такое психодрама? / v0-810

Источник: https://pavel-kornienko.ru/articles/what-is-psychodrama

ovdmitjb

Add comment