Irvuz

Государственный долг и управление им

Основные задачи и принципы управления государственным долгом

Государственный долг и управление им

В ходе экономической деятельности страны возникает долг, поскольку нередко для развития и продвижения хозяйственной деятельности требуются заемные средства.

Чтобы грамотно распределять денежные средства и не обанкротить свое государство неумелым использованием финансовых ресурсов, необходимо регулирование заемных и собственных ресурсов.

Поэтому нужно знать, кто осуществляет управление государственным долгом Российской Федерации.

Общие сведения

Если рассматривать госдолг как финансовый инструмент, то с его помощью исполнительные и законодательные органы страны влияют на денежное обращение, инвестиционную политику, производственную и другие сферы.

При рассмотрении как объекта управления гос. структуры, используют его для установления необходимых положений для успешного функционирования.

Благодаря этому, правительство осуществляет контроль госдолга, регулирует выпуск и обращение займовых средств, выполнение долговых обязательств и т. д.

Существует два основных вида государственного долга:

  1. Внешний. К нему относится заем, взятый у другой страны, зарубежной фирмы, гражданина и т. д. Такие кредиты довольно обременительны для государства, поскольку в счет его погашения идет сырье, полезные ископаемые, финансовые активы и т. д. Если на его обслуживание уходит порядка 20-30% всего внешнеэкономического оборота, то страна становится должником. Новые кредиты ей будут недоступны.
  2. Внутренний. К нему относятся все обязательства, невыполненные перед собственным населением (физ. и юр. лицами): невыплата з/п, пенсий, стипендий и пособий и т. д.

Также выделяются капитальный (суммарный размер долга по всем заимствованиям) и текущий (выплаты кредиторам по займам, срок погашения которых уже наступил).

Госдолг может формироваться как перед страной, так и физлицом

Задачи управления госдолгом

Чтобы эффективность регулирования этой величины была высокой, необходимо решать поставленные задачи. К ним относятся:

  1. Стабилизация размера задолженности на уровне, который не будет угрожать экономике и безопасности страны. Выполнение условий по обязательствам должны осуществляться без серьезного ущерба и недофинансирования социально-экономических программ.
  2. Снижение суммы средств, взятых взаймы, до оптимального показателя. Это делается путем увеличения сроков выплаты, повышения цены на ценные бумаги, привлечения новых инвесторов и т. д.
  3. Формирование и поддержание государственного авторитета и статуса надежного заемщика.
  4. Осуществление деятельности так, чтобы рынок управляемого госдолга был предсказуем и стабилен.
  5. Эффективное и выгодное в стратегическом плане использование кредитных средств.
  6. Обеспечение своевременных выплат по обязательствам, чтобы не происходило задержек и тем самым можно было бы исключить возникновение задолженности.
  7. Расширение типов и форм заимствований, распределение их по направлениям и т. д.
  8. Контроль деятельности государственных структур, обеспечивающих административные и управленческие функции.

Задач, которые должно выполнять государство, гораздо больше, но эти являются основными.

Управленческий процесс

Данное определение подразумевает несколько функциональных компонентов:

  1. Планирование. При этом взвешиваются все за и против, производится расчет и обсуждение условий (сроки, размеры платежей, процентная ставка и т. д.).
  2. Обслуживание. На этом этапе осуществляется деятельность, направленная на погашение основы долга, процентов, комиссий и т. д.
  3. Контроль и отслеживание состояния всех заемных обязательств.

Как и любой долг, государственный должен иметь грамотное управление

Госдолг управляется при помощи менеджмента его состава и структуры (debt management). Сущность этого процесса заключается в распределении всех статей долга по определенным критериям. Объектами, на которые он воздействует, являются:

  1. Состояние долгов и их сроки – грамотно распределяя их, государство может частично или полностью реструктуризировать свой заем.
  2. Кредитная структура (процентное и числовое соотношение внутренних и внешних, рыночных обязательств, распределение по категориям и т. д.).
  3. Размер общего госдолга.

Объективная оценка всех обстоятельств и правильная система действий – это залог успешной кредитной политики.

По каким принципам должен управляться государственный долг

Существует несколько основ, по которым следует вести регулирование данной сферы:

  1. Безусловность. Она подразумевает, что государство, взявшее на себя долговое обязательство, непременно выполнит его условия.
  2. Единство. В соответствии с этим правительство ведет учет всех материальных займов, независимо от их типа (муниципальный, федеральный, международный и т. д.).
  3. Минимизация рисков. Этот пункт включает в себя деятельность, направленную на снижение нагрузки кредитов на экономику страны.
  4. Оптимальность. Структура и система управления, сроки и условия должны быть максимально удобными.
  5. Финансовая независимость. Несмотря на обременяющие обязательства, суверенность и свобода действий государства не ограничиваются.
  6. Прозрачность. Все условия и состояние займа должны быть открытыми для населения, рейтинговых структур и СМИ.

Соблюдение этих принципов непременно, иначе нарушение может стать причиной расторжения договора. При этом управление долгом обязано включать в себя все эти пункты.

Управление ведется в соответствии с установленными принципами

Управленческие меры

Есть довольно много способов, применение которых необходимо для регулирования государственного долга. К таковым относятся:

  1. Рефинансирование – это погашение долга полностью или частично за счет нового кредита.
  2. Реструктуризация – обоюдное соглашение сторон об изменениях условий заимствования (сроков, размеров платежей и т. д.).
  3. Конверсия – корректировка доходности по обязательству (снижение или увеличение процентов и т. д.).
  4. Консолидация – увеличение срока на погашение займа, что позволяет сократить нагрузку на бюджетный капитал страны.
  5. Унификация – образование из нескольких небольших займов одного крупного.
  6. Отсрочка погашения позволяет не только продлить кредит, как при консолидации, но и прекратить начисление процентов.
  7. Аннулирование подразумевает полный отказ от долгового обязательства. Применяется субъектам договора только при крайней необходимости (неплатежеспособность, ЧС, бедствие и т. д.).

Любое из этих решений требует глубокой проработки и анализа, чтобы эффект от них привел к ожидаемому результату. Все эти методы управления государственным долгом в РФ нарушают важнейший принцип безусловности.

Контроль за управлением

Важнейшими показателями в этом процессе являются следующие:

  • величина долга;
  • расходы на его обслуживание.

Тщательный и грамотный контроль за управлением гос. долгом позволяет избежать дефицита в бюджете. Если не соблюдать этого, то страна может оказаться в сложном положении, поэтому нередко требуется помощь третьей стороны при решении спорных ситуаций.

Итог

В 2018 г. правительство РФ активно работает над улучшением ситуации в этой сфере, повышением кредитного доверия страны на международной арене. Для этого используются различные новации и другие эффективные производственные меры. Высокий авторитет и положительная репутация государства среди кредиторов указывает на стабильную и прибыльную экономику страны.

О гос. долге и не только можно узнать из видео:



Источник: https://MoyDolg.com/debt/obshhie-voprosy-3/upravlenie-gosudarstvennym-dolgom.html

Методы управления государственным и муницИПальным долгом

Государственный долг и управление им

Управление государственным долгом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным и муниципальным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным долгом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.

Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Под управлением государственным и муниципальным долгом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

привлечение государственных и муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;

минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;

удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

создание определенной степени доверия Правительству, сохранение репутации Российской Федерации как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: +7 (499) 938 42 63 (Москва) 8 (800) 350 10 92 (Остальные регионы) Это быстро и бесплатно!

диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов РФ, Правительство РФ и Центральный банк.

Следует различать государственный иобщегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления субъектов Федерации, местных органов власти.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации.

Государственный внутреннийдолг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, если они не были

гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные .

К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др.

К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся, в первую очередь, реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, обмен долга и др.

Реструктуризации долга — изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Конверсией называется изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности.

Чаще всего происходит изменение номинального процента с целью снижения государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.

Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидацией государственного долга. При этом государство не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.

Унификация – объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный ) долг.

Помимо этих основных методов управления государственным долгом правительство может выкупать займы . обращающиеся на фондовом рынке, давая соответствующие поручения центральному и коммерческим банкам.

Рефинансирование долга — погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов

Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).

Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению — несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой.

К новым методам покрытия обязательств перед странами-кредиторами является погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.

ТЕСТ К РАЗДЕЛУ 9

1. форма кредитных отношений – когда государство выступает как…

2. Как экономическая категория государственный кредит…

а) находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита;

б) является классической финансовой категорией;

в) эквивалентен экономической категории кредита

3. Объединение нескольких внешних займов в один заем, называется…

4. Общегосударственный долг состоит из…

а) вновь возникшей задолженности Правительства РФ;

б) задолженности прошлых лет Правительства РФ;

в) задолженности прошлых лет органов управления низовыми звеньями;

г) задолженности прошлых лет Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями и вновь возникшей задолженности.

5. Расходы по управлению государственным долгом могут быть покрыты за счет…

а) особых финансовых операций отдельно от бюджета;

б) бюджетных средств;

в) временно свободных денежных средств населения;

г) временно свободных денежных средств предприятий.

6. Изменение первоначальных условий займа, касающихся его доходности, называется

7. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем…

а) выпуска ценных бумаг любым эмитентом;

б) выпуска ценных бумаг акционерными обществами;

в) выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

8. В зависимости от места размещения государственные займы делятся на…

а) на размещаемые центральными и местными органами управления;

б) на внутренние и внешние; в) рыночные и нерыночные;

г) на закладные и беззакладные.

9. Отличие конверсии займа от консолидации:

а) эти понятия – синонимы;

б) конверсия касается изменения условий займа, касающегося его доходности, консолидация — только сроков погашения;

в) конверсия и консолидация — абсолютно разные понятия, между ними нет ничего общего;

г) конверсия касается сроков погашения займа, а консолидация связана с изменением всех условий выпущенного займа.

10. Органом оперативного управления государственным долгом является

а) Федеральное Собрание РФ;

б) Министерство финансов РФ;

г) Аппарат Президента.

23. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом

Государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.

Источник: http://etalonprawa.ru/metody-upravleniya-gosudarstvennym-i-munitsipalnym-dolgom/

Государственный долг: понятие, классификация и управление им

Государственный долг и управление им

Когда государство привлекает заемные средства, возникает государственный долг.

У государства появляются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, включая государственные гарантии, которые предоставляются государством.

Система учета и регистрации государственных займов в России является единой, ее осуществляет Министерство финансов РФ. Существуют специальные требования к структуре долговой книги и порядку ее заполнения.

В Минфине разработан Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации.

Существует еще субфедеральный долг, его необходимо отличать от государственного. Это долговые обязательства определенного региона. По долговым обязательствам субъектного характера Российская Федерация не несет ответственности, исключением являются случаи, когда государство гарантирует выплату долга. Субъекты не несут ответственности за долговые обязательства РФ.

Государство ведет кредитную политику, госдолг – прямое следствие этой политики. Какие формы государственного кредита выберет государство, от того сколько свободных денежных средств привлекается в распоряжение публичной власти зависит состояние государственного долга страны.

В государственный долг Российской Федерации включены: основной долг по кредитам, номинальный долг по государственным ценным бумагам и по гарантийным обязательствам.

Проценты, непроцентные доходы по займам в госдолг не входят, так как являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.

Только те обязательства Российской Федерации, которые являются объектами правоотношений по государственному кредиту, можно отнести к государственному долгу.

Определение 1

Выплата долга государством должна быть гарантирована, гарантом является казна, за счет которой полностью и безусловно обеспечивается госдолг.

Платежеспособность субъекта гарантирует имущество субъекта РФ, составляющее его казну.

Замечание 1

Долг обеспечивается казной государства, но погашение долга происходит за счет доходов федерального бюджета, за счет этих же средств происходит обслуживание долга.

Классификация государственного долга

Госдолг классифицируется по сроку погашения на капитальный, текущий.

Определение 2

Капитальный долг – это общая задолженность государства. Текущий долг – расходная сумма по долговым выплатам, наступившим по сроку.

Краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными бывают кредиты по сроку привлечения. В России долговые обязательства не могут быть больше срока в 30 лет. Госдолг может быть внутренним и внешним в зависимости от валюты обязательств.

Иногда разделителем внешнего и внутреннего долга является субъектный состав. Если кредитные средства предоставлены резидентами, это указывает на внутренний долг, если не резидентами – внешний. Взаимодействия внешнего и внутреннего долга в современном мире усилились.

В России часть внутренних долговых обязательств по краткосрочным облигациям преобразовалась во внешний долг краткосрочного порядка. Одновременно с этим для погашения внешнего долга происходит эмиссия государственных ценных бумаг, размещенных на федеральном рынке.

Формы государственного долга

Государственный долг существует в определенных формах, которые закреплены законодательно и проверены экономической практикой. Госдолг структурируется по видам обязательств, они могут быть следующими:

  • по кредитам от кредитных организаций иностранных государств;
  • по государственным ценным бумагам;
  • по кредитам бюджета, которые привлечены в федеральный бюджет из других бюджетов РФ;
  • по государственным гарантиям;
  • по другим, ранее не причисленным к государственному долгу, обязательствам.

Определение 3

Государственный долг – это комплекс, состоящий из экономических и правовых норм с особым регулированием финансовых отношений. Методы регулирования различны.

Методы регулирования государственного долга

Определение 4

Управление госдолгом – финансовые государственные операции, обеспечивающие единое планирование и учет операционных действий по внешнему и внутреннему долгу и предоставлению государственных гарантийных обязательств.

Управлением госдолгом занимается Правительство РФ, непосредственно Минфин России. Министерство разрабатывает программы заимствований государством, осуществляет их от имени государства.

Совместно с Банком России Минфин осуществляет операции по обслуживанию долга. Управление государственным долгом вменено в обязанности Банка России.

Все операции, связанные с обслуживанием госдолга осуществляются Банком России без комиссии.

Определение 5

К методам регулирования относятся: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация, уступка права требования.

Реструктуризация государственного долга

Это прекращение исполнения долговых обязательств, основанное на соглашении сторон, с заменой на другие долговые обязательства с наиболее приемлемыми условиями обслуживания и погашения.

В ходе реструктуризации может быть произведено частичное списание суммы, составляющей основной долг.

Если случается долговой кризис, реструктуризация становится главным управленческим механизмом, поскольку предоставляет такие возможности, как отсрочка платежа, изменение графика выплат и обслуживания эмитированных ценных бумаг.

Должнику предоставляется льготный период, когда он имеет возможность выплачивать только процентные суммы. Льготный период выгоден не только должнику, кредитор тоже заинтересован в скорейшем и беспрепятственном возврате денег. Так в 1996 году внутренний долг России был переоформлен в государственные облигации, это упорядочило работу с долгом.

Погашение долговых обязательств происходит путем выпуска новых долговых обязательств с новыми условиями и сроками погашения.

Внешний долг реструктуризируется при согласии международных финансовых кредитных структур, если существуют условия для проведения данного мероприятия. В США существуют специальные фонды, которые предоставляет льготные кредиты странам-должникам.

Главное условие – нахождение на грани банкротства государства-должника.

Тогда будет предложена программа финансовой стабилизации, которая в свое время была разработана и финансируется МВФ, программа совершенствования системы государственного управления, программа повышения эффективности экономической политики, которые были разработаны МБР.

Конверсия и новация

Определение 6

Конверсия – это мероприятия по сокращению долга финансово-правового характера.

Внешний долг заменяется на другие виды обязательств, они могут быть финансово-правовыми и гражданско-правовыми. Например, перевод государственного долга в инвестиции промышленного сектора государства-кредитора; погашение долга поставками товаров; выкуп собственного долга ; обмен; взаимозачет.

Конверсия не направлена на отсрочку платежей, ее целью является сокращение денежного объема долга.

Россия выдает множество кредитов другим странам, метод конверсии наиболее оптимален при управлении госдолгом, так как создается возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в приоритетные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки.

Следует опасаться чрезмерной конверсии, это может повлечь за собой потерю контроля за валютными средствами, поступающими в страну и дешевыми импортными товарами, что чревато прогрессирующими инфляционными явлениями.

Определение 7

Новация – замена первоначального кредитного договора другими обязательствами.

Новое обязательство имеет другой предмет и способ исполнения. Обязательство всегда должно быть субъектным. В 2005 году была осуществлена новация облигаций внутреннего государственного займа на облигации государственного валютного облигационного займа.

В качестве новации может быть осуществлен переход в заемные обязательства из обязательств купли-продажи, аренды.

В 1993 году вновь образовавшиеся государства, бывшие республики СССР имели государственные долги перед Россией и погашали их поставками товаров, передачей собственности. Госдолг России перед странами, членами бывшего СЭВ, погашался поставками российских товаров.

В 2007 году обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа были прекращены, с владельцами данных обязательств были заключены договоры об отступном.

Определение 8

Пролонгация – продление срока действия долгового обязательства.

Определение 9

Уступка права требования – замена одного кредитора другим. Такой метод применим, когда государство продает свою дебиторскую задолженность третьим лицам.

Определение 10

Бюджетный кодекс устанавливает предельный объем государственных заимствований и госдолга. Максимальная сумма государственных заимствований не должна быть больше, чем годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/bjudzhetnoe-pravo-rossii/gosudarstvennyj-dolg/

Государственный долг и управление им

Государственный долг и управление им

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2

ИСТОРИЯВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГАРФ………………3

ЭКОНОМИЧЕСКОЕСОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА…………….4

КЛАССИФИКАЦИЯГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ……………………5

СПОСОБЫУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМДОЛГОМ………………………7

ПРОБЛЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ВРФ……………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………14

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ

Большое внимание в последниегоды уделяется дефициту бюджета игосударственному долгу.

Бюджетныйдефицит – это та сумма, на которую вданный год расходы правительствапревосходят его доходы; национальныйили государственный долг – это общаясумма накопленных положительных сальдобюджета за вычетом дефицитов, имевшихместо в стране.

В общеупотребительномсмысле термин “государственный долг”означает совокупность обязательствгосударства перед иностранными ивнутренними кредиторами.

Лет 15 тому назад вряд ли кто-нибудьмог предположить, что Россия окажетсяв весьма неприглядном положенииненадежного должника, вынужденногопросить отсрочки по непосильным длянее долговым платежам, и что проблемауправления внешним долгом станетпостоянной заботой ее экономических ифинансовых органов.

С одной стороны,подтвердились опасения ненадежнойплатежеспособности наших должников изразвивающихся стран и стран СЭВ, а сдругой — по ряду причин оказалосьневозможным избежать быстрого нарастаниявалютной задолженности западнымкредиторам.

Связано это было в основномс дефицитностью платежного баланса игосударственного бюджета, ухудшениемценовых условий внешней торговли, общимсокращением товарного экспорта ипоставок военной техники.

Что необходимо предпринять, длятого чтобы вытащить наше государствоиз долговой ямы? Эксперты не один годрешают данную проблему. Тем не менее,только недавно Правительством Россиистали предприниматься меры к решениюэтой острейшей проблемы.

Возможно,внешний долг не так сильно заботитроссиян сегодня, когда перед нами всепризнаки кризисной экономики: инфляция,безработица, спад производства, тяжелоеположение в социальной сфере.

Но ужетеперь ясно, что этот ряд будет пополненне менее серьезной проблемой.

Историявозникновения государственного долгаРФ

Кредитная история России началасьв 1769 г., когда Екатерина II сделала первыйзаем в Голландии. За последующие два споловиной столетия Российская империязаняла на рынке примерно 15 млрд. руб.Большая часть этих средств наканунереволюции была погашена.

К этому моментустарейшими займами в составе русскогогосударственного долга оставались6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательныйкапитал составлял 93 млн. руб., а непогашеннаячасть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн.руб. На графике отражена динамикагосударственного долга Российскойимперии в начале XX в.

: сумма задолженностивозросла в период русско-японской войныи революции, а затем стабилизировалась.

На протяжении всего XIX в. и вначале XX в. расходы государства превышалиего доходы. Во второй половине XIX в.правительство активно финансировалостроительство железных дорог, а такжевыкупало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияниеэкстраординарных расходов на структурубюджета, оно разделяло бюджет наобыкновенный и чрезвычайный. Первыйпополнялся из традиционных источниковдоходов (налоги, акцизы и пр.), доходнуючасть второго на 90% составляли средстваполученные от внутренних и внешнихзаймов.

Именно заемные средства шли нафинансирование строительства железныхдорог, ведение войн и борьбу со стихийнымибедствиями. При благоприятном положениичасть чрезвычайного бюджета шла напокрытие расходов по долгосрочнойоплате государственных займов.

Платежипо займам (проценты и погашение)осуществлялись за счет обыкновенногобюджета.

Выпуск новых займов был внепосредственной компетенции царя иминистерства финансов. Однако послесозыва Государственной Думы она получилаправо утверждать каждый конкретныйзаем. Время и условия займа по-прежнемуопределялись по решению правительства.

По большей части государственныхдолгов выплачивалось 4% годовых. Суммавсех бумаг с такой доходностью составлялаболее 2,8 млрд. золотых рублей — около2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые в товремя на рынке, разделялись на 3 категории:

Срок обращения краткосрочныхобязательств ограничивался законом иколебался от 3 месяцев до 1 года. Купюрывыпуска не должны были превышать 500 руб.

Право эмиссии по краткосрочнымобязательствам предоставлялось личноминистру финансов с условием, что общаясумма обязательств в каждый момент непревысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министрабыли расширены до 200 млн. руб.

с правомвыпуска краткосрочных обязательств, втом числе и на иностранных рынках.Государственное казначейство и частныелица имели право учитывать этиобязательства в Государственном банке,проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долгасоставляли долгосрочные и бессрочныезаймы. Долгосрочные займы моглизаключаться на достаточно длительныесроки — 50-80 лет.

Практиковался выпускбессрочных обязательств, когда государствообязывалось выплачивать только договорныйпроцент, т.е. для держателя заем становилсярентой.

Правительство оставляло засобой право принудительной скупкиданного инструмента по номинальнойстоимости. В этом случае заем погашалсятиражами. Иногда государство скупалооблигации на бирже.

Также существовало формальноеопределение внутренних и внешних займов.Первые ориентировались на иностранногопокупателя и обращение за границей.Вторые были рассчитаны на российскийрынок. Данное деление не имело никакогоэкономического значения, так как никакихограничений на покупку иностранныхвыпусков для российских подданных ивнутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имеласьстатья 114:

“При обсуждении государственнойросписи не подлежат исключению илисокращению назначения на платежи погосударственным долгам и по другимпринятым на себя Российским Государствомобязательствам”. Законодатели заранеепресекали соблазн нарушить одно изосновных правил рынка — платить вовремяи полностью.

Российское правительство врезультате длительных и кровопролитныхусилий сумело создать репутацию надежногозаемщика, который действует на рынкеаккуратно, не злоупотребляя своимгосударственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсовиспользовалось с разными целями, идалеко не всегда целью для реализациикакого-либо конкретного проекта. Интересыфинансовой стабильности, пусть даже вкраткосрочном периоде, имели первостепенноезначение. Это позволяло следоватьвыработанной экономической политике,не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги своими иностранным гражданам, правительствоСоветской России заложило основу новойфинансовой культуры. В результатеоблигации, выдаваемые как часть заработнойплаты, оказались ценными бумагами, неимеющими обеспечения.

Экономическоесодержание государственного долга

Государственный долг образуетсяв результате осуществления государственнымиорганами различных видов заимствований.

Долг органов государственного управленияявляется органичным элементом в системефинансовых отношений, структуре активови пассивов экономики. В соответствии сБюджетным кодексом РФ (ст.

97) “государственнымдолгом РФ являются долговые обязательстваРФ перед физическими, юридическимилицами, иностранными государствами,международными организациями и инымисубъектами международного права”.

Долговые обязательства – этосложная категория, отличающаяся,во-первых, по форме образования иобслуживания; во-вторых, по объектамдолговых отношений;
в-третьих, посрокам обязательств. Основные формыдолговых обязательств РФ (ст.

98 Бюджетногокодекса) следующие: кредитные соглашенияи договора; государственные ценныебумаги; договора о предоставлениигарантий РФ, договоров поручителей РФпереоформленные долговые обязательстватретьих лиц в госдолг РФ; соглашения идоговора РФ о пролонгации и реструктуризациидолговых обязательств.

Во временномразрезе выделяются: краткосрочные (до1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные(до 30 лет) обязательства.

Для финансирования бюджетногодефицита государство прибегает к внешнимивнутреннимзаимствованиям, в результате чего иформируется государственный долг.Увеличение долга происходит в результатекапитализации процентов по ранееполученным кредитам. Кроме того, онувеличивается вследствие обязательств,принятых государством к исполнению, нопо различным причинам, не профинансированнымв срок.

В настоящих условиях государственныйдолг выдвинулся в центр экономическихпроблем страны, что требует самогопристального внимания к этой экономическойкатегории и проблемам, с ней связанным.

В общей постановке в проблемегосударственного долга можно выделитьследующие основные аспекты: структураи динамика государственного долга;механизм управления, обслуживания иреструктуризации долга; влияниегосударственного долга на развитиеэкономики страны.

Очевидно, что государство можети должно брать в долг на нормальных,естественных и разумных основах иусловиях. Нормальный долг являетсяреальным свидетельством доверия кгосударству со стороны кредиторов какфизических, так и юридических лиц.

Практически в эффективной, нормальноразвивающейся, стабильной экономикегосударственный долг не являетсяключевой проблемой развития ижизнедеятельности общества.

Как правило,государственный долг возрастает наэтапах активного экономического роста,имея в виду, что развивающаяся экономика,модернизируемое производство требуютопределенных вложений, в том числегосударственных.

Однако госдолг растет и встагнирующей экономике, в которой спадпроизводства в течение длительноговремени предопределяет все динамическиепроцессы развития макроэкономики. Вэтом случае основным источником покрытиязатрат государства являются монетарныеканалы финансирования возрастающегогосударственного долга, что мы и имеемв настоящее время в переходной экономикеРоссии.

Источник: https://works.doklad.ru/view/R-IRGGjm0j0.html

ovdmitjb

Add comment