Irvuz

Государственные займы и их классификация

Содержание

Виды и классификация государственных займов

Государственные займы и их классификация

Одной из форм государственного финансирования являются государственные займы. Их еще называют муниципальными. Государство берет деньги в долг у разных субъектов. Это необходимо для гармоничного развития страны, общества и проведения разных программ. Особого внимания требует классификация государственных займов. Их разновидности и формы будут подробно рассмотрены далее.

Общее понятие

Государственные и муниципальные займы размещаются правительством страны на рынке ссудного капитала. Для этого задействуются банки, а также небанковские учреждения, финансовые структуры. Чтобы мобилизовать основную сумму займа, ценные бумаги размещаются в банковских учреждениях. Если же требуется собрать сбережения у населения, оформление происходит через сберегательные кассы.

Подписчиками государственных займов являются разные правительственные организации, спецфонды, которые управляются правительством на разных уровнях. Также подписчиками муниципальных займов могут выступать промышленные корпорации, местные органы власти, страховые компании. Это могут быть также частные инвесторы и иные структуры.

Этот вид займа, как и любой другой, является возвратным. Причем сумма, которую брали в долг, возвращается с процентами. Это происходит в установленный договором срок. Займы позволяют покрыть дефицит бюджета. Они выражаются в денежной форме. Средства, собранные при помощи подобного действия, распределяются на государственные нужды.

Государственные займы РФ или иных государств имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Это учитывают соответствующие органы при их оформлении.

Положительной сутью займа является возможность контролировать уровень инфляции за счет покрытия дефицита бюджета. Также в период кризиса этот вид финансирования является наиболее доступным для стабилизации экономических процессов. Еще одним положительным качеством займа является его способность регулировать количество денежной массы у населения.

Отрицательные стороны займов

Негативной стороной подобного процесса является рост кредитных ставок на кредиты. Спрос на капитал начинает увеличиваться. Это приводит к повышению ставок финансирования. Также займы увеличивают внешний долг страны. Они не приносят дохода, поэтому чрезмерное накопление подобного финансирования ведет к нестабильности экономической обстановки в стране.

Также стоит учесть, что большое количество заемного капитала, которое накапливается в балансе страны, ведет к увеличению налогов для юридических, физических лиц. Именно за их счет погашают задолженность государства. Ведь долг нужно будет отдавать в установленный срок.

Существуют разные формы государственных займов. Государство занимается разной деятельностью. Для этого оно выпускает для обращения на финансовом рынке разные виды ценных бумаг. Для привлечения свободных средств населения, инвесторов чаще всего выпускают облигации, а также казначейские обязательства. Они имеют ряд характерных качеств.

Облигацией называется вид долговых ценных бумаг, которые выпускает государство. Они подтверждают право своего держателя на получение указанной в этом документе суммы средств в установленное время.

Владельцу облигации выплачивается сумма долга, а также процент за использование его средств. Деньги, полученные у заемщика этим способом, направляют на финансирование разных фондов или прочие цели.

Казначейские обязательства также представляют собой часто выпускаемый вид ценных бумаг, которым апеллирует государство. Этот документ также гарантирует выплату владельцу денежных средств с процентами в указанный срок. Деньги, которые будут получены от такой сделки, могут быть направлены только для пополнения бюджета. Это основное отличие казначейских обязательств от облигаций.

Субъекты финансовых отношений

Казначейские обязательства и облигации внутреннего государственного займа могут привлекать для пополнения разных фондов и бюджетов разные субъекты государственной власти. Это могут быть власти как федерального уровня, так и местного самоуправления. Они привлекают финансирование для сокращения дефицита средств фондов, бюджета.

К федеральным государственным органам относится Правительство РФ. Это глобальный уровень привлечения заемного капитала. Региональными получателями этого вида финансирования являются органы областной или городской администрации, а также управленцы республики, края.

Местные органы власти также могут брать займы у физических и юридических лиц. К таким субъектам относят администрации районов. Все перечисленные уровни власти при привлечении заемного капитала действуют в рамках установленного законодательства. Отдельных требований для субъектов разного уровня нет.

Виды валюты

По виду валюты, в которой были оформлены ценные бумаги, различают внутренние и внешние государственные займы. Они имеют некоторые отличия. Внутренним займом называют кредитные отношения, которые оформляются исключительно в национальной валюте. Инвестором может быть только резидент РФ.

Внешнее финансирование представляет собой вид кредитных отношений, которые складываются между государством и иностранным частным или юридическим лицом. В этом случае кредит выдается и погашается в иностранной валюте.

Внутренние займы можно размещать на национальном фондовом рынке. Сделки, оформленные в иностранной валюте, размещают на иностранных площадках.

Срок погашения

Срок погашения обязательств государства может быть разным. Дата выплаты суммы долга и процентов указана в бланке ценной бумаги. Бывает краткосрочный и долгосрочный заем. В первом случае погашение задолженности перед кредитором выполняется в течение года. Долгосрочные займы требуют оплаты в течение 5 или более лет.

Промежуточным звеном между краткосрочными и долгосрочными являются среднесрочные ценные бумаги. Расчет по ним наступает в период от 1 до 5 лет. Чем больше деньги находятся в обращении, тем большую сумму вознаграждения государство должно выплатить кредитору по окончании срока действия ценных бумаг.

Законом установлено, что максимальный срок, на который можно брать заемный капитал для государства, составляет 30 лет. Стоит отметить, что все три вида займов распространены в нашей стране. Предпочтение отдается краткосрочным и среднесрочным обязательствам. Это объясняется высоким уровнем недоверия кредиторов к государственным органам и системе погашения задолженности.

Обеспеченность

Краткосрочный или долгосрочный заем может быть обеспеченным или нет. Этот вопрос оговаривается в процессе подписания соглашения между сторонами. Обеспеченные займы называют еще залоговыми.

Чаще всего это кредиты, которые привлекают органы местного самоуправления.

Такой заем обеспечивается различными объектами, например, административным зданием или автопарком, который принадлежит госструктуре.

Обеспеченный заемный капитал позволяет привлечь большую сумму средств достаточно быстро. Однако далеко не всегда можно привлечь капитал на таких условиях. Федеральные и региональные займы практически всегда оформляются в беззалоговой форме. Они не обеспечены ничем.

Самым популярным видом необеспеченных займов являются облигации. Так как риск невозврата средств по таким ценным бумагам выше, чем при оформлении обеспеченного кредита, стоимость такого капитала будет выше. Процентов потребуется заплатить больше.

Характер выплачиваемой прибыли

Каждый заем, который оформляется между государством и кредитором, должен быть оплачен в полном объеме в указанный срок. Такие ценные бумаги имеют определенную доходность. По этому признаку выделяют процентный, беспроцентный, беспроигрышный, процентно-выигрышный, выигрышный государственный заем.

Процентные разновидности ценных бумаг представляют собой заемный капитал, который при возврате имеет определенную доходность. Она определяется суммой процентов, которую получает кредитор при погашении долга.

Целевые займы относятся к категории беспроцентных. В установленный срок государство оплатит свой долг в форме товара. Этот вид заемного капитала чаще всего обращается на местном уровне. Средства, которые привлекаются этим способом, направляют на улучшение социальной сферы в конкретном регионе.

Выигрышные, беспроигрышные разновидности

Форма погашения государственных займов может быть разной. Выделяют также выигрышные кредиты. Их доходность определяется розыгрышем. Все облигации этого типа получают возможность стать выигрышными. Но доход получают только те собственники ценных бумаг, чьи займы попали в соответствующую таблицу.

Еще одной разновидностью является процентно-выигрышный заем. Одна часть дохода в этом случае выплачивается обязательно. Она зафиксирована на номинале ценной бумаги. Вторая часть дохода определяется в ходе розыгрыша.

Беспроигрышные ценные бумаги являются одной из форм выигрышных займов. Разница между ними заключается в том, что по выигрышному займу держатель облигации может не получить дохода вообще. Но если он получает прибыль, она будет больше, чем по другим видам договоров.

Беспроигрышные займы же гарантируют, что государство выплатит сумму, указанную в номинале, обязательно. В течение своего срока действия такая ценная бумага выиграет. Сегодня выпускают только выигрышные государственные облигации.

Беспроигрышные и процентно-выигрышные разновидности сегодня практически не применяются.

Обращение на рынке

Еще одним признаком, по которому классифицируют внешние и внутренние государственные займы, является их обращение на рынке. Здесь выделяют две группы ценных бумаг. Первая из них характеризуется свободным обращением на фондовом рынке. Они свободно продаются и покупаются. Это формирует их рыночную стоимость. Она определяет доходность займа.

Стоимость ценных бумаг, которые обращаются на фондовом рынке, формируется под влиянием спроса и предложения. Поэтому государство заинтересовано в повышении интереса покупателей к таким ценным бумагам.

Второй группой являются нерыночные обязательства. Они выпускаются для привлечения заемных средств крупных финансовых организаций. В свободной продаже таких ценных бумаг нет.

Право эмиссии

Классификация государственных займов проводится по такому признаку, как право эмиссии. Выпускать подобные ценные бумаги могут разные органы государственной власти. К первой группе относятся облигации и казначейские обязательства, которые выпустили федеральные власти. Также выделяют ценные бумаги, эмитированные региональными властями и органами местной администрации.

Каждый из названных государственных органов может привлекать заемный капитал при помощи представленных инструментов. Они нужны для бесперебойного функционирования всей структуры.

Все действия правительства и органов местного самоуправления в сфере привлечения кредитных ресурсов регулируются законодательством. Поэтому действия подобных органов всегда регламентированы и проводятся по определенным инструкциям.

Технология эмиссии и метод размещения

Существуют и прочие классификации государственных займов. По технологии их выпуска выделяют облигационные и безоблигационные договоры. В первом случае в процессе эмиссии выпускаются ценные бумаги, которые имеют материальную форму.

Безоблигационные технологии предполагают оформление займов в виде записей на определенных счетах. При этом подписывается соглашение, договор. Также делают записи в долговых книгах. Заемщикам выдают специальные свидетельства-сертификаты.

Методы размещения займов могут быть разными. Ценные бумаги распространяют среди заемщиков на добровольной или принудительной основе. Второй вариант сегодня практически не встречается. Ценные бумаги размещают на добровольной основе.

В редких случаях при возникновении особых обстоятельств займы могут распространяться на принудительной основе. Такая практика существовала в СССР в период Великой Отечественной войны, в процессе индустриализации и восстановления в послевоенные годы.

Рассмотрев существующие классификация государственных займов, можно понять суть и основные особенности этого вида кредитования бюджета и различных фондов.

Источник: https://FB.ru/article/381541/vidyi-i-klassifikatsiya-gosudarstvennyih-zaymov

Какие по форме бывают государственные займы: классификация

Государственные займы и их классификация

Государственный заем — это передача денежных средств во временной пользование государству, с последующим возвратом денег с процентами на сумму займа. Все займы осуществляются от имени Российской Федерации — будь то федеральные, региональные или муниципальные образования.

Государственный (или муниципальный) заем

Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.

Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

  • по заемщикам (эмитентам);
  • по кредиторам (инвесторам);
  • по способу обращения на рынке;
  • по срокам погашения;
  • по технологии эмиссии;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методам размещения;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методу определения дохода;
  • по обеспеченности долговых обязательств;
  • по способу погашения задолженности.

В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).

В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:

  • на реализуемые только среди населения;
  • на реализуемые только среди юридических лиц;
  • на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
  • на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.

По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные.

Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита.

Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают.

Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.

По срокам погашения государственные займы бывают:

  • краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
  • среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).

В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.

  1. По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).
  2. По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки.
  3. По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.
  4. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.
  5. По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.
  6. По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: заем погашается равными частями в течение определенного срока; заем погашается возрастающими долями; заем погашается снижающимися долями.

Государственные займы классифицируются по нескольким признакам

  • В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, государственные займы подразделяются на федеральные и региональные (субфедеральные) займы. Наряду с государственными займами существуют муниципальные займы, которые эмитируются органами местного самоуправления.
  • По признаку держателей государственных бумаг займы делятся на универсальные и специальные.Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и юридических лиц.
  • Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей государственных бумаг.
  • В зависимости от источника заимствований или места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок) государственные долговые операции делятся на внутренние и внешние. Несмотря на то, что в первой половине 90-х годов на международном финансовом рынке уже обращались облигации Внешэкономбанка СССР («вэбовки»), облигации внутреннего государственного валютного займа, еврооблигации Внешэкономбанка СССР и Банка России, впервые Правительство РФ вышло с облигационным займом на внешний рынок в ноябре 1996 г. На международные финансовые рынки с облигационными займами выходят и некоторые субъекты РФ, в частности: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и другие.
  • По отношению ко вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках, таких займов – большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов – негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:

  • процентные
  • выигрышные
  • процентно-выигрышные
  • беспроцентные (целевые)
  • беспроигрышные
  • дисконтные
  • процентно-дисконтные
  • твердодоходные

Инструменты государственной задолженности в РФ

Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.

Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг.

Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег.

Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.

Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.

В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов.

В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами.

Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему.

Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности:

  • ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997),
  • ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.),
  • ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996),
  • ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.

Порядок возникновения долговых обязательств

Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг:

  1. вид ценных бумаг;
  2. минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость;
  3. порядок размещения;
  4. порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;
  5. размер дохода или порядок его расчета;
  6. иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.

Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты:

  • ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц;
  • их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей;
  • ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения;
  • колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны.

С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.

Источники:

  1. https://abc.vvsu.ru/books/gos_i_mun_dolg/page0007
  2. http://www.grandars.ru/student/finansy/vidy-gosudarstvennyh-zaymov
  3. http://society.polbu.ru/gracheva_finlaw/ch14_i

Источник: http://bogkreditov.ru/zajmy/vidy-gosudarstvennyh.html

Классификация государственных займов – виды, основы, сущность

Государственные займы и их классификация

Среди различных видов займов на отдельную ступень можно поставить займы, одной из сторон которых является государство. Чаще всего государство выступает в роли заемщика, тем самым, привлекая для своей деятельности денежные средства юридических и физических лиц.

Сущность таких займов

Итак, государственный займ – это одна из форм покрытия дефицита государственного бюджета. Чаще всего займы выражаются в денежной форме. Средства, полученные по договору займа, распределяются на нужды государства.

Как и любой другой вид займа государственный займ является возвратным и процентным, то есть государство обязано вернуть полученный займ в определенный договором срок, причем дополнительно выплатив проценты, начисленные на сумму основного долга.

Для нужд государства средства могут быть привлечены путем выпуска ценных бумаг и дальнейшего их размещения на рынке капитала, при помощи банков и других финансовых организаций.

Государственный займ имеет свои положительные и отрицательные качества. К положительным аспектам можно отнести:

  • деньги, полученные по договору займа, направляются по покрытие существующего дефицита бюджета, тем самым, контролируя уровень инфляции в стране;
  • займ является наиболее доступным способом для стабилизации экономики государства в период кризиса;
  • государственные займы регулируют наличие денежных знаков у населения.

Однако существуют и негативные стороны государственного займа, к которым относятся:

  • большое количество государственных займов приводит к росту спроса на заемные средства и как следствие к росту процентных ставок на кредиты;
  • займы, полученные государством, увеличивают общий долг страны перед кредиторами. Они не относятся к доходам страны, а значит, чрезмерное их количество может привести к экономической нестабильности;
  • большое количество займов, полученных государством, может привести к существенному повышению налогов для физических и юридических лиц, так как именно налоги являются самой крупной составляющей бюджета страны, а займы в любом случае придется погашать.

Государственные займы могут быть классифицированы по большому количеству различных признаков. Это связано с тем, что государство занимается разносторонней деятельностью и имеет широкие полномочия.

Основными ценными бумагами, выпускаемыми государством для привлечения свободных денежных средств являются облигации и казначейские обязательства.

Облигации – это долговое обязательство (в данном случае государства), подтверждающее право ее владельца получить определенную сумму денег, состоящую из суммы основного долга и начисленных процентов в указанный срок.

Денежные средства, полученные от продажи облигаций можно направить на пополнение различных фондов и иные цели, оговоренные при выпуске ценных бумаг.

Казначейские обязательства так же являются государственными ценными бумагами, предполагающими выплату указанной суммы в указанный срок.

Основное отличие от облигаций заключается в том, что деньги, вырученные от продажи казначейских обязательств можно направить только на пополнение бюджета страны.

Как разделяются государственные займы в РФ

В зависимости от различных определяющих факторов ценных бумаг государственные займы можно разделить по нескольким признакам.

Классификация и виды государственных займов представлена в следующей таблице:

Параметры классификации Виды займов
Валюта заимствования – внешние
— внутренние
Субъект кредитных отношений – федеральные
— муниципальные
Обращение на рынке – рыночные
— нерыночные
Срок погашения – краткосрочные— среднесрочные

— долгосрочные

Способ определения дохода – с твердым (фиксированным) доходом
— с плавающим (зависящим от рынка) доходом
Обеспеченности займа – залоговые
— беззалоговые
Характер доходности – выигрышные— процентные— беспроцентные— процентно-выигрышные

— беспроигрышные

Право эмиссии – выпушенные центральными властями— выпущенные республиканскими властями

— выпущенные местными властями

Способ размещения – обращающиеся свободно— размещаемые по подписке

— принудительные

Разберемся более подробно с основными видами государственных займов.

По субъектам заемных отношений

Получать государственные займы могут как федеральные власти, так и органы местного самоуправления (городские и региональные власти).

Федеральным заемщиком является Правительство Российской Федерации.

К региональным заемщикам относятся органы областного или городского управления, а так же органы управления республикой или краем.

К местным органам власти можно отнести администрации районов.

Все субъекты заемных отношений обязаны действовать в рамках существующего законодательства. Никаких отдельных требований для того или иного субъекта заимствования нет.

По виду валюты заимствования

По виду валюты заимствования различают внутренние и внешние займы.

К внутренним займам относятся все кредитные отношения, выдаваемые и погашаемые в валюте государства — заемщика.

К внешним займам относятся кредитные отношения, которые выдаются и погашаются в валюте другого государства, отличной от валюты государства — заемщика.

Внутренние займы размещаются на национальных фондовых рынках, а внешние на иностранных площадках.

По сроку привлечения средств

Все государственные займы можно классифицировать относительно срока погашения задолженности.

Выделяют:

  • краткосрочные займы, требующие погашения в течение одного года;
  • среднесрочные займы, которые можно погашать в срок от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные займы, получаемые государством на срок более 5 лет.

Максимальным сроком, на который может быть получен государственный займ, считается 30 лет.

На территории нашей страны одинаково распространены все три вида займов. Однако предпочтения займодавцев относятся займам, имеющим небольшой или средний срок погашения. Это связано с недоверием субъектов заемных отношений к государству.

По обеспеченности

По согласованию обеих сторон займа, последние могут быть обеспеченными или необеспеченными.

К обеспеченным (залоговым) займам в большей степени относятся кредиты, получаемые органами местного управления. В качестве залога может выступать, например, здание администрации или автопарк, принадлежащий администрации.

К такому виду займа прибегают в случае необходимости быстро привлечь достаточно крупную денежную сумму.

Федеральные и региональные власти предпочитают получать беззалоговые займы, то есть ничем не обеспеченные. Наиболее популярным видом необеспеченного займа являются облигации, выпускаемые заемщиками.

По характеру выплачиваемого дохода

Каждый выданный займ должен быть погашен, и иметь определенную доходность. Это и является следующим существенным признаком классификации государственных займов, в соответствии с которым они делятся на:

  • процентные;
  • беспроцентные;
  • процентно-выигрышные;
  • выигрышные;
  • беспроигрышные.

Процентные займы имеют определенную доходность, которая определяется в идее процентов к номинальной стоимости ценной бумаги.

Беспроцентными являются целевые займы, то есть в оплату задолженности государство обязуется предоставить держателю бумаги определенный товар, например, автомобиль. В большинстве случае беспроцентными займами пользуются на местном уровне.

Полученные денежные средства направляются на улучшение качества жизни в определенном регионе.

К выигрышным займа относятся кредиты, доходность которых определяется в результате розыгрыша. Если ценная бумага (чаще всего облигация) попадает в таблицу выигрышных займов, то ее владелец получает доход.

Суть процентно — выигрышного займа заключается в том, что одна часть дохода выплачивается обязательно в виде фиксированной суммы, а другая – подлежит розыгрышу.

Беспроигрышные займы являются выигрышными займами. Разница между этими видами заключается в том, что выигрышный займ может быть доходным (в случае выйгрыша), а может и не иметь доходности.

При беспроигрышном займе эмитент гарантирует, что указанная ценная бумага в течение срока своего действия обязательно выйграет.

В настоящее время в России не выпускаются беспроигрышные и процентно – выигрышные ценные бумаги.

По обращению на рынке

Другим параметром классификации государственных займов является способность обращения ценных бумаг на фондовом рынке.

Здесь выделяют:

  • рыночные обязательства, которые имеют свободное обращение и могут продаваться и покупаться. Доходность таких займов определяется существующей рыночной стоимостью и может варьироваться в зависимости от спроса и предложения;
  • нерыночные обязательства. Такие бумаги выпускаются для привлечения к инвестированию крупных денежных сумм и крупных предприятий, например, банков. Они не имеют свободного обращения на фондовом рынке.

По праву эмиссии

Заниматься выпуском ценных бумаг (эмиссией) могут:

  • федеральные власти (Правительство РФ);
  • региональные власти
  • власти местного управления.

Каждый орган власти может привлекать средства, необходимые для бесперебойной работы своей структуры.

Таким образом, государственные займы являются частью кредитных отношений государства. Они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Сумма государственного займа регулируется законодательно. Значительное повышение государственного долга может привести к критической экономической ситуации в стране.

: облигации с Андреем Ваниным №1 — виды облигаций и основные понятия

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://zaimexpert.ru/denezhnye-zajmy/klassifikacija-gosudarstvennyh.html

ovdmitjb

Add comment