Irvuz

Государственные внебюджетные фонды

Содержание

Внебюджетные фонды как элемент бюджетной системы России: понятие, виды, значение, правовые основы деятельности

Государственные внебюджетные фонды

В системе государственных и муниципальных денежных фондов различают государственные и муниципальные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные фонды (ст. 6 БК РФ).

Внебюджетные фонды – это самостоятельное звено финансовой системы, представляющее собой обособленные, вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Финансовые ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

Если доходная часть бюджета образуется в основном за счет налогов – инструмента внеэкономического административного принуждения, то механизм формирования государственных внебюджетных фондов базируется на:

  1. обязательных страховых взносах (в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы);
  2. средствах бюджета, перечисляемых в законодательном порядке в государственные внебюджетные фонды;
  3. добровольных взносах юридических и физических лиц;
  4. доходах от капитализации временно свободных финансовых ресурсов.

Виды внебюджетных фондов:

  1. по назначению:
    • государственные внебюджетные фонды социального назначения;
    • прочие внебюджетные фонды (экономические, научные, политические и т.п.).
  2. по уровню:
    • государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;
    • территориальные государственные внебюджетные фонды;

Главное направление расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов – социальная сфера.

К государственным внебюджетным фондам социального назначения относятся:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ);
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ).

Следует отметить, что деятельность каждого внебюджетного фонда направлена на разрешение определенного круга проблем. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения.

Деятельность Фонда социального страхования РФ направлена на обеспечение финансирования гарантируемых государством социальных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования отвечает за обеспечение финансирования целевых программ в рамках реализации Федерального закона от 29.11.

2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.

Таким образом, все названные в Бюджетном кодексе РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение к системе обязательного социального страхования – государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе, по независящим от них обстоятельствам.

Задачи государственных внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды должны:

  • служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;
  • являться одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;
  • функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств.

Цели функционирования государственных внебюджетных фондов:

  • социальное обеспечение по возрасту;
  • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
  • социальное обеспечение в случае безработицы;
  • охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого для каждого фонда.
Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта.

Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда. Использование внебюджетных денежных средств на цели, не указанные в расходных статьях его бюджета, образует состав бюджетного правонарушения и влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Государственные отраслевые (ведомственные) денежные фонды – фонды министерств и других органов управления федерального и регионального уровней, образованные на основании актов исполнительных органов государственной власти, в целях финансового обеспечения деятельности указанных министерств (ведомств).

Особенности указанных фондов:

  • создание на основе решения министерств и ведомств по согласованию с входящими в их систему предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с законодательством РФ;
  • использование для их формирования добровольных отчислении, осуществляемых на договорной основе с учреждениями и организациями, находящимися в ведении министерств и ведомств (бюджетные ассигнования не являются источниками образования данных фондов – в этом и заключается отличие отраслевых фондов от фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ, формируемых в составе бюджета);
  • использование финансовых ресурсов фондов в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий внутриотраслевого характера;
  • постоянный (долгосрочный), как правило, характер функционирования.

К основным отраслевым фондам могут относиться Централизованный фонд социального и материального развития Министерства иностранных дел, фонды федеральных органов исполнительной власти для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др. Наряду с отраслевыми (ведомственными) фондами могут быть созданы межотраслевые (межведомственные) фонды.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/vnebiudzhetnie-fondi-kak-element-biudzhetnoy-sistemi-rossii-ponyatie-vidi-znachenie-pravovie-osnovi-deyatelnosti

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

Государственные внебюджетные фонды

Согласно ст.

143 БК РФ государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном БК РФ.

Государственными внебюджетными фондами в РФ являются (ст. 144 БК РФ):

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования РФ;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

4) Государственный фонд занятости населения РФ. Правовой статус, порядок создания, деятельности

и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются соответствующим федеральным законом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, при этом средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (п. 2 ст. 145 БК РФ).

Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда представляется органами исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов этого субъекта одновременно с представлением проекта закона субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждается одновременно с принятием закона субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов, предусмотренных законодательством РФ. В бюджеты государственных внебюджетных фондов зачисляются налоговые доходы, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в соответствии с установленными нормативами.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов может осуществляться только на цели, определенные законодательством, регламентирующим деятельность этих фондов, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Ообранию в форме проекта федерального закона. В аналогичном порядке утверждается отчет об исполнении бюджета регионального государственного внебюджетного фонда.

Стабилизационный фонд РФ

В соответствии со ст. 96.

1 БК РФ Стабилизационный фонд РФ – часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», эквивалентная 197,1 доллара США за одну тонну (27 долларов США за один баррель).

Согласно ст. 96.2 БК РФ Стабилизационный фонд формируется из следующих средств:

1) дополнительных доходов федерального бюджета, образуемых за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

2) остатков средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Расчет и перечисление средств в Стабилизационный фонд производятся в порядке, определяемом Правительством РФ.

Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд рублей. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете (ст. 96.3 БК РФ).

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляет Минфин РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ.

Средства Стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством РФ (ст. 96.4 БК РФ).

Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального казначейства, открытых в Центральном банке РФ. Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета, учет таких операций осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Правительство РФ направляет ежеквартальные и годовые отчеты в Государственную Думу и Совет Федерации о поступлении средств в Стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Минфин РФ ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и использовании средств Стабилизационного фонда в отчетном месяце (ст. 96.

5 БК РФ).

Резервные фонды

Согласно положениям ст.

81 БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов в расходной части бюджетов запрещается.

Под резервным фондом бюджетапонимается совокупность всех бюджетных средств, предназначенных для покрытия потребностей государства и местного самоуправления, которые носят случайный, но вероятный характер, и при составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета нельзя предвидеть, возникнут они или нет, однако при утверждении соответствующего бюджета допускается возможность их наступления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 % утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год (п. 3 ст. 81 БК РФ).

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно—восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок расходования средств резервных фондов, предусмотренных расходной частью федерального бюджета, устанавливается постановлениями Правительства РФ; резервных фондов, предусмотренных бюджетами субъектов РФ, – нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; резервных фондов, предусмотренных расходной частью местного бюджета, – нормативными актами органов местного самоуправления.

Органы исполнительной власти соответствующего уровня и органы местного самоуправления ежеквартально информируют соответствующий орган представительной (законодательной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

Федеральным бюджетом предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 % утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.

Расходование средств резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании письменного распоряжения Президента РФ. При этом не допускается расходование средств резервного фонда на проведение выборов, референдумов либо освещение деятельности Президента РФ.

Бюджетный кредит

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 76 БК РФ).

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100 % предоставляемого кредита, при этом обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту бюджетный кредит предоставлен быть не может.

Согласно ст. 77 БК РФ бюджетные кредиты предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита.

Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете.

Предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В случае непогашения бюджетных кредитов в установленный срок, остаток непогашенных кредитов погашается за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года.

В случае непогашения предоставленных местным бюджетам бюджетных кредитов в установленные сроки остаток непогашенного кредита погашается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта РФ в соответствующем финансовом году, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Источник: http://uristinfo.net/bjudzhetnoe-pravo/290-bjudzhetnoe-pravo-shpargalka/9002-gosudarstvennye-vnebjudzhetnye-fondy-rossijskoj-federatsii.html

Какова роль внебюджетных фондов в экономике

Государственные внебюджетные фонды

По сути, эти финансовые организации помогают государству решить две очень важные задачи: социальную поддержку и защиту граждан, и финансирование наиболее важных направлений в экономике страны.

В зависимости от того, куда направляют свои средства внебюджетные фонды, можно разделить их на две основные группы:

  • фонды социальные, своими средствами обеспечивающие активную социальную политику государства;
  • экономические внебюджетные фонды, разделяющиеся в свою очередь на региональные и ведомственные, помогающие правительству целенаправленно решать наиболее важные экономические задачи.

Социальные внебюджетные фонды

Фонды, помогающие власти обеспечивать социальную политику, относятся к группе государственных внебюджетных фондов. Их источники формирования — обязательные и добровольные взносы, как граждан, так и тех предприятий, на которых они трудятся.

Федеральный бюджет также не оставляет работу этих фондов без внимания и при необходимости выделяет целевые средства под решение каких-то конкретных задач.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Основной из них — это Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Он гарантирует каждому работнику, достигшему пенсионного возраста, начисление и выплату трудовой пенсии в размере, соответствующем страховым взносам, учтенным на его персональном счете в ПФР.

Для граждан, родившихся в 1966 году и раньше, весь тариф в размере 22% пойдет на страховую часть пенсии. При этом на лицевой счет попадет 16% от суммы взносов, а 6% пойдет на текущие выплаты пенсий.

Тем же, кто родился в 1967 году или еще позже, из 22% тарифа на страховую часть пенсии отправится 16%, в том числе 10% на индивидуальный лицевой счет и 6% на солидарную часть, из которой выплачиваются пенсии сегодня, а еще 6% — на накопительную часть.

С 1 января будущего года каждый гражданин этого возраста сможет за счет своей накопительной части пенсии увеличить ее страховую сторону на 4% и тем самым пополнить средства ПФР, которые пойдут на выплаты пенсий в 2014 году.

Фонд социального страхования Российской Федерации

Целевым является и Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). За расходованием средств этого фонда ведется пристальное наблюдение и строгий контроль со стороны государства.

Взносы, перечисляемые в ФСС работодателем в размере 2,9% от оплаты труда, идут на компенсацию предусмотренных законом страховых случаев: это оплата больничных листов, декретных пособий, в случае рождения или смерти. Причем, стоит заметить, что первые 3 дня больничного листа оплачивает сам работодатель, а все остальные — за счет средств ФСС.

Пополнение ФСС происходит и за счет взносов, удержанных непосредственно из зарплаты работников и направленных на страхование здоровья, которое может пострадать от аварий, полученных травм на производстве и болезней, имеющих профессиональный характер. Величина тарифа напрямую зависит от того, какому риску подвергается здоровье работника на предприятии, и варьируется от 0,2% до 8,5%.

При наступлении страхового случая величина взносов может быть уменьшена на сумму выплат по больничному листу в связи с травмой или на стоимость санаторно-курортного лечения профзаболевания по путевке от ФСС.

Государственный фонд занятости населения РФ

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образовался в связи с появлением и ростом безработицы. Его средства направлены на финансирование мер правительства, связанных с реализацией политики занятости населения.

Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд, организованный и на федеральном, и на региональном уровне — это Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Он предоставляет всем гражданам страны, независимо от места проживания, возможность получить помощь врачей и необходимые лекарства за счет фонда.

Взносы, пополняющие его счета, являются обязательными для работодателей и начисляются на базовую сумму заработной платы работников в размере 5,1%.

Узнайте подробно о выплате материальной помощи сотруднику: учет, проводки, облагается ли НДФЛ.

Что такое агентский договор, вы можете прочитать здесь.

Экономические внебюджетные фонды

В эту группу входят фонды, созданные для финансирования программ экономического развития государства. Учитывая интересы регионов, местные органы власти создают территориальные внебюджетные отраслевые фонды.

  • Федеральный и региональные дорожные фонды финансируют проекты по развитию дорожно-транспортной системы субъектов Федерации.
  • Инвестиционные фонды через субсидии и льготные кредиты финансируют государственные и частные компании, чья деятельность направлена на усиление экономической мощи страны.
  • Для финансирования изысканий в крупных научных и промышленных центрах создаются научно-исследовательские фонды.
  • Банковская система может организовывать специализированные кредитные фонды, которые выделяют свои средства на условиях возврата и уплаты процентов тем организациям, которые работают над выполнением государственных заказов.

Отчетность по начислению и уплате страховых взносов

Начисление страховых взносов производится работодателем каждый месяц, но облагаемый доход работников каждый раз берется с начала года. Сумма для их перечисления определяется после вычитания из общей суммы взносов тех, что уже оплачены. Оплата производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

При этом взносы в ПФР перечисляются отдельно по накопительной и отдельно по страховой части трудовой пенсии.

Также отдельными поручениями перечисляются взносы в ФСС, начисленные работодателем на доходы работников, и взносы, удержанные из их зарплаты.

Отчетность по страховым взносам в ФСС предоставляется работодателем не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, полугодия, 9-ти месяцев или года, а отчетность в ПФР и ФОМС — не позднее 15-го числа второго месяца. В эти же сроки сдаются ведомости с указанием персонально по каждому сотруднику информации о страховых взносах и страховом стаже.

Основные аспекты расчета и перечисления налога на имущество организаций в бюджет установлены нормами налогового кодекса и регионального законодательства.

О порядке выплат алиментов можно прочитать здесь.

Как делать расчет оценочных обязательств можно узнать по адресу: http://helpacc.ru/buhgalteria/passivy/ocenochnye-obyazatelstva.html.

Деятельность внебюджетных государственных фондов направлена на создание в стране ровного политического климата, без социальных взрывов и экономических потрясений. Этому весьма способствует и своевременное перечисление страховых взносов.

Источник: http://HelpAcc.ru/nalogi/vb-fondy/vnebyudzhetnye-fondy.html

Государственный внебюджетный фонд — Answr

Государственные внебюджетные фонды

Совокупность денежных фондов, которые не входят в государственный бюджет страны и предназначены для оплаты медицинских расходов граждан, начисления пенсий, пособий по безработице, инвалидности.

Структура российский внебюджетных фондов включает более сорока организаций, которые используют до 60% доходов страны.

В зависимости от контролирующего органа, такие организации разделяются на местные (например, природоохранные), региональные (например, по подготовке региона к олимпийским соревнованиям), федеральные (например, ПФР).

Виды государственных внебюджетных фондов федерального значения

Независимо от муниципальных и региональных бюджетов, федеральные внебюджетные фонды обеспечивают поддержку населения по всей стране в четырех направлениях.

  1. Пенсионное обеспечение. Государственный пенсионный фонд (ПФР) выплачивает населению пособия, применяя единую минимальную ставку, условия надбавок и анализируя установленный перечень документов. Пенсионеры, работавшие в тяжелых условиях, имеющие правительственные награды, принадлежащие к военнослужащим и (или) имеющие инвалидность, получают дополнительные надбавки.
  2. Социальное обеспечение. Государственный фонд социального страхования выплачивает гражданам страны пособия по временной потере трудоспособности, получению инвалидности, поддерживает многодетные семьи, компенсирует часть затрат на обучение, покупку жилья.
  3. Медицинское обслуживание. Фонд обязательного медицинского страхования содержит государственные больницы, поликлиники, санатории, профилактории для лечения и поддержания здоровья населения. Гражданам выдается полис ОМС, по которому бесплатно оказывается неотложная медицинская помощь, проводятся плановые и экстренные операции.
  4. Поддержка безработного населения. Фонд занятости населения учитывает количество безработных, выплачивает им пособия, предлагает программы по смене (повышению) квалификации, предоставляет рабочие места.

Функции внебюджетных фондов

Государственные программы финансовой поддержки направлены на стабилизацию экономики, обеспечение справедливого распределения товаров и услуг.

  • Поддержка населения в момент экономического кризиса, стагнации в производстве, при резком повышении инфляции, росте государственного долга. Например, деньги граждан в обанкротившихся банках возмещают по системе страхования вкладов.
  • Оперативное решение острых социальных разногласий при трудных жизненных ситуациях. Например, лечение наркомании и алкоголизма, выдача социального жилья многодетным семьям.
  • Финансирование местных социальных нужд. Например, выплата пособий пострадавшим в результате стихийных бедствий или пожаров.

Работа внебюджетных фондов направлена на преодоление расслоения в обществе, которое возникает в условиях рыночной экономики, большого разрыва доходов, естественном старении и оттоке рабочей силы из отдельных городов (регионов).

Финансирование внебюджетных фондов

Затраты таких организаций покрываются из общего национального дохода, внешних источников (пожертвований), а также за счет размещения государственных заказов на строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов. Например, при возведении социального жилья часть квартир реализуется на рынке, окупая расходы строительной компании.

  • Налоговые платежи и другие сборы, выплачиваемые физическими и юридическими лицами согласно законам. Например, отчисления крупнейших налогоплательщиков переводятся на счет пенсионного фонда РФ.
  • Прямое субсидирование из государственного бюджета для покрытия целевых расходов. Например, финансовая поддержка населения, оставшегося без работы из-за природных катаклизмов, промышленных катастроф.
  • Заемные средства Центрального банка РФ или коммерческих банков. Например, кредитование медицинских учреждений для покупки нового оборудования.
  • Доходы, связанные с коммерческой деятельностью внебюджетных фондов. Например, фонды содействия инновационной деятельности получают доход от продажи интеллектуальной собственности (технологий, изобретений).

Статьи на эту тему

  • Роль государства в экономикеГосударственные финансыРоль государства в экономике определяется степенью воздействия правительства на экономические процессы.
  • Государство в рыночной экономикеГосударственные финансыГосударство – основной институт отвечающий за разработку и реализацию стратегии социально-экономического развития страны.
  • Государственный долг РФГосударственные финансыДолговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, другими странами, интернациональными компаниями, субъектами международных правовых отношений и иностранными партнерами.

Источник: https://answr.pro/articles/599-gosudarstvennyiy-vnebyudzhetnyiy-fond/

Государственные внебюджетные фонды: на какую помощь можно рассчитывать?

Государственные внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых средств, которые находятся в распоряжении местных и центральных органов власти и имеют целевое значение. Именно они являются важной частью финансовой системы страны. Почему? Об этом и многом другом мы поговорим прямо сейчас!

Социально-экономическая роль внебюджетных фондов

Из названия внебюджетных фондов понятно, что они образуются и действуют вне зависимости от бюджета страны. Главное предназначение фондов – реализация конституционных прав граждан на социальное страхование, пенсии, пособия по безработице, медицинскую помощь и охрану здоровья.

Доходы и расходы таких внебюджетных фондов формируются в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, все государственные внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные структуры в зависимости от источников их формирования, масштабов использования и назначения.

Понятно, что экономические фонды в основном служат источником накопления и использования средств в рамках хозяйственных нужд, а социальные внебюджетные фонды как раз и предназначаются для формирования пенсионных, страховых и прочих резервов, которые именуют социальной защитой населения.

Государственные внебюджетные фонды возникли еще надолго до появления государственного бюджета. Поначалу они представляли собой особые счета и фонды. Шли годы, государство развивалось, а потому возникла необходимость в привлечении большего количества денежных средств.

Это привело к тому, что в стране появились государственные внебюджетные фонды в таком виде, в каком мы знаем их сегодня. Именно при помощи таких фондов стало возможно аккумулировать денежные средства, направляя их на конкретные цели: здравоохранение, пенсионные выплаты, страхование и т.д.

Поначалу внебюджетные фонды действовали на временной основе. То есть, когда конкретная цель государством была достигнута, средства выводились из фонда, использовались для реализации основных заданий, после чего сам фонд прекращал свое существование.

Такая схема работала достаточно долгое время: старые фонды аннулировались, новые – открывались. Со временем наметилась устойчивая тенденция увеличения количества внебюджетных фондов. Это привело к некоторым неудобствам.

Например, в некоторых фондах наблюдалась острая нехватка финансов, другие же аналогичные структуры, напротив, были переполнены. В результате, некоторые фонды были объединены в государственный бюджет. После рассмотрения его проекта в парламенте проект бюджета был утвержден, и его исполнение стало носить обязательный характер.

Когда Россия перешла к рыночной экономике, стали появляться внебюджетные фонды. Это произошло вследствие следующих причин:

1. Необходимость в обеспечении социальной защиты граждан в условиях безработицы и экономической нестабильности.2. Целевое использование денежных средств.3.

Необходимость оперативного решения некоторых социальных проблем путем привлечения большого количества финансов.4. Постоянное финансирование территориальных нужд.5.

Появление новых методов распределения финансов при переходе государства к рыночной экономике.

6. Необходимость покрытия дефицита государственного бюджета через кредитный механизм.

Как формируются доходы государственных внебюджетных фондов? Они включают в себя следующие поступления:

– специальные целевые налоги и сборы, которые устанавливаются для соответствующего фонда (эти платежи классификация налогов также учитывает);- средства государственного бюджета;- отчисления от прибыли организаций, учреждений, предприятий;- прибыль от коммерческой деятельности лиц или фондов;- займы, которые фонд получил от коммерческих банков или ЦБ РФ;

– прочие виды доходов, которые предусмотрены в рамках законодательных актов.

Помимо этого, в качестве материального источника внебюджетных фондов выступает национальный доход. На этой основе создается и действует большая часть государственных внебюджетных фондов.

Основные особенности внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды обладают некоторыми специфическими особенностями:1. Внебюджетные фонды отличаются строгой целевой направленностью и планируются органами государственной власти.2.

Финансовые средства, находящиеся в распоряжении внебюджетного фонда, могут быть использованы для покрытия государственных расходов, которые не включены в основной бюджет.3. Внебюджетные фонды формируются за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц.4.

Тарифы взносов во внебюджетные фонды представлены в виде налоговых платежей, устанавливаются государством и носят обязательный характер.5. Средства фонда являются собственностью государства и не подлежат изъятию для реализации целей, которые не согласуются с их предназначением.

6.

Учет внебюджетных фондов и их расходов производится в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации или правления фонда.

Виды государственных внебюджетных фондов

На территории Российской Федерации действует ряд государственных внебюджетных фондов:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации.2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.3. Фонд социального страхования Российской Федерации.4. Фонд занятости.

5. Прочие внебюджетные фонды (примерно 40 фондов).

Остановимся на некоторых видах внебюджетных фондов.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации

Средства данного фонда предназначены для произведения пенсионных выплат гражданам в случаях, которые оговорены в действующем законодательстве. Бюджет пенсионного фонда формируются за счет привлечения следующих средств:

– страховые взносы;- суммы пеней или прочих финансовых санкций;- средства федерального бюджета;- доходы от инвестирования временно свободных финансовых средств обязательного пенсионного страхования;- добровольные взносы организаций или физических лиц, которые уплачиваются застрахованными гражданами или страхователями;

– другие источники пополнения фонда, которые не запрещены действующим законодательством.

Средства, находящиеся в бюджете Пенсионного фонда РФ, считаются федеральной собственностью, не подлежат изъятию и не входят в состав прочих бюджетов. Что касается пенсии, то Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие ее виды:

1. Трудовая пенсия (по инвалидности, старости, при потере кормильца).2. Пенсия за выслугу лет.3. Социальная пенсия (полагается нетрудоспособным гражданам).4. Пенсия военнослужащим и их семьям.5. Пособия для одиноких матерей.

6. Выплаты лицам, которые пострадали от техногенных или радиационных катастроф, и членам их семей.

2. Фонд социального страхования Российской Федерации

Этот фонд является вторым социальным внебюджетным фондом по своей значимости. Как и Пенсионный фонд, он является строго целевым и автономным. Основное его предназначение – финансирование выплат денежных пособий по уходу за ребенком, временной нетрудоспособности, родам, для санаторно-курортного лечения трудящихся, членов их семей и т.д.

Фонд социального страхования РФ образуется на основе:- добровольных взносов учреждений, предприятий, организаций и прочих хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности;- добровольных взносов юридических лиц и граждан;- доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда;

– ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации с целью покрытия расходов по предоставлению льгот гражданам, пострадавших от радиации, а также по другим подобным причинам.

3. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС)

Через данный фонд денежные средства направляются в страховые компании, учредителем которых является местная администрация.

Следует заметить, что страховые компании должны работать на основе лицензий и подбирать исключительно дееспособные медицинские учреждения, куда граждане действительно могут обратиться за помощью.

Средства ФОМС используются для финансирования медицинских программ, оплаты лечения, развитие медицинской науки и прочие цели. Формируется Фонд на базе ассигнований и страховых взносов.

В качестве их плательщиков выступают организации, предприятия, учреждения любой формы собственности и вне зависимости от деятельности. Помимо этого, плательщиками являются органы исполнительной власти, со стороны которых поступают платежи за неработающих лиц (школьников, пенсионеров, студентов, детей и т.д.).

Как быть уверенными в том, что медицинские услуги можно действительно получить на бесплатной основе? Удостоверяет этот факт страховой полис, который вручается каждому лицу по месту его жительства или работы.

Таким образом, каждый человек получает «гарантированный объем медицинских услуг», который включает в себя «скорую помощь», услуги по родам и обслуживанию беременных, лечение острых заболеваний, помощь пенсионерам, детям и инвалидам.

Как видите, внебюджетные фонды принимают самое непосредственное участие в обеспечении достойного уровня жизни для граждан всех категорий. Правда, воспользоваться вышеуказанными привилегиями можно только в том случае, если вы сами будете производить отчисления в такие внебюджетные фонды.

(с) Татьяна Марико для информационного портала Finansy.asia

Источник: http://www.finansy.asia/articles/gosudarstvennye-vnebyudzhetnye-fondy-na-kakuyu-pomoshch-mozhno-rasschityvat

ovdmitjb

Add comment