Irvuz

Главные вопросы экономики

Основные вопросы экономики, проблема выбора и кривая производственных возможностей общества

Главные вопросы экономики

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙКОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГООБРАЗОВАНИЯ

Кафедраэкономической теории

Контрольная работа №1 по дисциплине:

Экономическаятеория

Вариант2

СтудентI курса заочно-ускоренной формы обучения

специальностьфинансы и кредит

№студенческого билета ФК09з-425у

КочешковаНаталья Викторовна

ПреподавательСавельеваСветлана Борисовна, профессор, зав.кафедрой

экономики и управления, канд.экон. наук МГТУ

Датасдачи в деканат ____________________

Мурманск,2009 г.

1. Основные вопросы экономики, проблема выбора и кривая производственных возможностей общества 2

2. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей, экономический выбор и его цена, кривая производственных возможностей 7

Тесты 15

Задача 16

Список литературы 17

1. Основныевопросы экономики, проблема выбора икривая производственных возможностейобщества

Греческое слово “экономика”в буквальном переводе означает “искусствоведения хозяйства”. Но за две споловиной тысячи лет, прошедших с техпор, как древнегреческий писатель иисторик Ксенофонт дал это имя науке,содержание ее изменилось до неузнаваемости.Хозяйство теперь ведется и управляетсяне только в рамках семьи или города, нои пределах крупного региона, страны,всего мира.

Существует несколько определенийпредмета экономической теории, или какее называли до недавнего времени,политической экономии:

– это наука о видах деятельности,связанных с обменом и денежными сделкамимежду людьми;

– это наука о повседневной деловойжизнедеятельности людей, извлеченииими средств к существованию и использованииэтих средств;

– это общественная наука, котораяизучает поведение людей и групп людейв производстве, распределении, обменеи потреблении материальных благ;

– это наука о том, как человечествосправляется со своими задачами в областипотребления и производства;

– это наука о богатстве;

– это наука о законах, управляющихпроизводством и обменом материальныхблаг на различных этапах развитияобщества (Энгельс);

– А. Маршалл сводит предмет наукик исследованию богатства, стимулов кдействию человека и мотивов противодействия;

– это наука, которая занимаетсяобщественными отношениями людей попроизводству, общественным строемпроизводства и т.д.
     Мирэкономики очень сложен. В нем взаимодействуютмиллионы людей, отраслей хозяйства,предприятий, цен на товары и услуги.Отсюда и пестрота в определении предметанауки.

Главной экономической задачейявляется выбор наиболее эффективноговарианта распределения факторовпроизводства в целях решения проблемыограниченности ресурсов и безграничностичеловеческих желаний. Отражением этойпроблемы является постановка трехосновных вопросов экономики.

1) Что должно производиться – т.е.какие товары и в каком количестве;

2) Как будут производиться товары,т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какойтехнологии они должны быть воспроизведены;

3) Для кого предназначаютсятовары, т.е. кто должен потреблять товарыи извлекать из них пользу.

Рассмотрим содержание каждоговопроса. Первый важнейший выбор – какиетовары производить, легко проиллюстрироватьна примере общества, выпускающего толькодва товара А и Б.

Факторы производства,используемые в одном месте, не могут вто же время применяться в другомпроизводстве.

Это означает, чтопроизводство товара А влечет за собойпотерю возможности производить товарБ и имеет альтернативную стоимость.1

Альтернативная стоимость товараили услуги – это стоимость, измереннаяс точки зрения потерянной возможностизаниматься наилучшей из доступныхальтернативных деятельностей, требующейтого же времени или тех же ресурсов.

Денежные затраты и альтернативнаястоимость – это пересекающиеся понятия.Некоторые альтернативные стоимости,такие как плата за обучение, принимаютформу денежных расходов, в то время какдругие, такие как затраты свободноговремени, не проявляются в денежном виде.

Некоторые денежные расходы, как та жеплата за обучение, представляют собойальтернативные стоимости, т.к. моглибыть израсходованы на другие потребности.Другие денежные затраты, например наодежду, питание и т.д.

, существуют всегдаи поэтому не включаются в альтернативнуюстоимость.

Второй основной экономическийвыбор – как производить.

Он связан ссуществованием нескольких способовпроизводства товара или услуги Автомобилиможно делать, например, на высокоавтоматизированных фабриках с огромнымколичеством капитального оборудованияи относительно малой долей труда, но ихможно делать и на малых предприятиях,использующих большее количество труда.Ключевым соображением при принятиирешения о том, как производить, являетсяэффективность распределения ресурсовили эффективность Парето.1

Эффективность Парето- это такойуровень организации экономики, прикотором общество извлекает максимумполезности из имеющихся ресурсов итехнологий, и уже невозможно увеличитьчью-либо долю в полученном результате,не сократив другую.

Когда эффективность достигнута,то большее количество товара может бытьпроизведено ценой потери возможностипроизводить что-то еще, если факторыпроизводства и знания неизменны.

Однакоэффективность производства можноувеличить при улучшении общественногоразделения труда.

Его важнымихарактеристиками являются специализациии кооперация, позволяющие учитыватьсравнительные преимущества в производстветовара.

Сравнительное преимущество -это способность производить товар илиуслугу по относительно меньшейальтернативной стоимости.

Пример принципа сравнительногопреимущества. Предположим, что двастудента подрабатывают в учреждении.Сергей может напечатать письмо за 5минут, надписать и заклеить конверт за1 минуту. Андрею нужно потратить 10 минутна письмо и 5 минут на конверт. Работаянезависимо друг от друга они могутсделать 14 писем в час.

Используя принципсравнительного преимущества, эффективнееорганизовать работу так, чтобы Андрей,имеющий меньшую альтернативную стоимостьв печатании писем, занимался толькоэтим. Тогда Сергей заклеивал и надписывалподготовленные Андреем письма, затративна это 6 минут, а в оставшееся времясамостоятельно подготовить еще 9.

В этомслучае общий итог работы будет максимальными составит 15 писем.

Принцип сравнительного преимуществаимеет достаточно широкое применение.Он может использоваться не только дляорганизации производства внутрипредприятия, но и в связи с разделениемтруда между фирмами или государственнымиагентствами, а также между странами.

Третий ключевой вопрос экономики- это распределение произведенногопродукта между членами общества. Онможет рассматриваться как в терминахэффективности, так и с точки зрениясправедливости.

Эффективность в распределении- ситуация, в которой невозможно путемперераспределения существующегоколичества благ удовлетворить желаниеодного человека более полно, не наносяэтим ущерба удовлетворению желанийдругого человека.1

Справедливость в распределениитрактуется по-разному. Выделим двекрайние концепции. Согласно первой,весь доход и богатство должны распределятьсяпоровну.

Альтернативная позиция состоитв том, что справедливость зависит не от«уравниловки», а от действия механизмараспределения, основанного на правечастной собственности и отсутствиядискриминации. При этом равенствовозможностей важнее, чем равенстводоходов.

В рыночной экономике любойпродукт распределяется между потребителямина основе их желания и способностизаплатить за него существующую цену.Дискуссии об эффективности распределениярассматриваются как часть позитивнойэкономики, а о справедливости – как частьнормативной.

Вопросы что, как и для когопроизводить являются основными и общимидля всех типов хозяйств, но разныеэкономические системы решают ихпо-своему.2

2. Проблемаограниченности ресурсов и безграничностипотребностей, экономический выбор иего цена, кривая производственныхвозможностей

Экономические ресурсы – этосовокупность различных элементовпроизводства, которые могут бытьиспользованы в процессе соз­данияматериальных и духовных благ и услуг.Все экономические ресурсы с точки зренияих роли в процессе производства принятоделить на три вида: трудовые, природныеи инве­стиционные.

К трудовым ресурсам относятсялюди, их рабочая сила; к природным -земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным- сред­ства производства, которыеобразуют капитал. Без наличия всех трехвидов ресурсов процесс производстваневозможен.2

Кроме того, различают материальные(средства и предметы труда), финансовые(денежные средства, направленные впроизводство), информационные (данные,необходимые для функционированияавтоматизированного производства иуправления им с помощью компьютер­нойтехники) ресурсы.

В каждый данный момент необходимыедля хозяйственной деятельности ресурсыограниченны.

Тот факт, что отдельнаявещь встречается редко или малодоступна,для экономиста не определяется как«ограниченность ресурсов».

Последнеехарактеризует ситуацию, когда ресурсовне хватает для того, чтобы полностьюудовлетворить потреб­ности каждогочеловека. В любой стране хотят иметьбольше благ и ус­луг, чем они получают.

В реальной жизни человечествоиспользует далеко не все имею­щиесяресурсы. Иногда ранее использовавшиесяресурсы могут пре­вратиться в «лишние»и ненужные. Например, избыток рабочейсилы в периоды экономического спадапроизводства. Но это не отменяет тогофакта, что на данный момент времениимеется столько-то экономиче­скихресурсов и не больше.

«Ограниченность ресурсов»называют часто редкостью ресурсовотносительно безграничности человеческихпотребностей. Последние постояннорастут и изменяются по мере развитияобщества, роста хозяйственной деятельности,расширения рынка и т.д.

В экономической теории различаютабсолютную и относительную ограниченностьресурсов.

Под абсолютной ограниченностьюпонима­ется недостаточностьпроизводственных ресурсов дляодновременного удовлетворения всехпотребностей членов общества.

Но еслисузить круг потребностей, то абсолютнаяограниченность ресурсов становит­сяотносительной, так как для ограниченногокруга потребностей ресурсы относительнобезграничны.

Абсолютная ограниченность восновном характерна для природ­ныхи трудовых ресурсов; относительная -для материальных, финан­совых,информационных ресурсов.1

Проблема редкости осложняетсятем, что отдельные ресурсы (например,полезные ископаемые) не только ограниченны,но и невоспроизводимы. Сегодня человечествоне знает, как восстановить их запасы.Другие экономические ресурсывоспроизводимы. Например, на местевырубленного сада можно вырастить новыефруктовые деревья. Правда, для этогопотребуется 5-10 лет.

Но так как ресурсы ограниченны,то общество должно сделать выбор. Сутьпроблемы выбора в том, что если каждыйиспользуемый для удовлетворениямногообразных потребностей экономическийресурс ограничен, то всегда существуетпроблема альтернативности егоиспользования и поиска лучшего сочетанияредких ресурсов.

Источник: https://works.doklad.ru/view/tFzCOoou0q0.html

Главные вопросы экономики, пути их решения

Главные вопросы экономики

Неизвестно, кто первый сформулировал главные вопросы экономики, но однозначно ясно, что они стояли перед человечеством с самого первого изготовленного орудия труда.

Что сделать (топор или мотыгу), как сделать (используя только дерево или использовать дерево и камень), кому в конце концов достанется (самому сильному или самому ловкому). Эти три главных вопроса экономики родились вместе с человечеством.

И правильные ответы на эти вопросы до сих пор определяют пути развития мировой экономики.

Выбор приемлемых решений лежит в основе любого управленческого решения. И правильная постановка вопросов, стоящих перед обществом, является не менее важными стимулами к развитию, чем ответы на них.

Современное обществознание главные вопросы экономики определило так:

  • что производить и в каком количестве: в большинстве случаев не приходится делать выбор из крайних решений – пушки или масло, но перед любым производителем стоит вопрос, какую выбрать продукцию для производства и сколько произвести, чтобы максимально удовлетворить спрос, но не допустить перепроизводства;
  • как это делать: сложный вопрос выбора технологии, способа организации с учетом имеющихся ресурсов и других факторов;
  • каким образом распределять, для кого производить: не все до сих пор покупается за деньги, часть благ перераспределяется не рыночным способом в пользу наименее защищенных слоев населения.

В основном для решения этих вопросов задействованы рыночные механизмы, но с развитием технологий, повышением производительности труда все больше используются элементы планирования.

Принятие решения о производстве того или иного вида продукции даже на уровне небольшой компании, является сложным и ответственным. Компания должна правильно распределить имеющиеся ресурсы и определить возможные объемы производства, на основе прогноза спроса на свою продукцию.

Задача на уровне страны усложняется многократно, с учетом того же ограничения на ресурсы. Необходимо производить тысячи наименований продукции для поддержания жизнедеятельности общества.

При этом зачастую производство одних видов продукции может быть достигнуто только за счет сокращения других.

Этот один из главных вопросов экономики (что производить) страны иногда решали радикально. Советский Союз в 30-х годах и Южная Корея в 60-х годах, первая в условиях плановой, а вторая – в условиях рыночной экономики, проводили индустриализацию своих стран.

Большинство ресурсов были сконцентрированы в тяжелой промышленности в ущерб другим отраслям и жизненному уровню населения.

Несмотря на то что страны относились к разным формам хозяйствования, как решать главные вопросы экономики, они решали главным образом за счет снижения потребления своего населения.

В идеальном случае конкурентного рынка объем производства регулируется спросом и предложением. Условный потребитель имеет возможность без административного давления купить товар или услуги на основе свободного выбора. При достаточно большом количестве таких потребителей товар достаточно быстро раскупается.

Продавцы (и в конечном счете производитель) получают сигнал об увеличении спроса. И на ресурсы, полученные за счет продаж, наращивается производство. Таким образом, в рыночной экономике решается вопрос, сколько производить. Иногда, правда, сигналы искажаются или поздно доходят, тогда происходит перепроизводство.

Как производить

Выбор (как производить) сужается уже при определении вида продукции и объема производства.

Производство того же сжиженного природного газа пока зависит только от принятого объема производства, как и производство крупнотоннажной химической продукции (например, минеральные удобрения).

Но все же в большинстве случаев имеется возможность выбора технологии и способа производства, в том числе степени автоматизации.

Более развитые страны часто получают конкурентное преимущество, используя более современные технологии, что позволяет выпускать более современную продукцию и с меньшими издержками. В то же время компании из менее развитых стран могут с выгодой использовать и “старые” технологии, если нет необходимости конкурировать с глобальными корпорациями. Поэтому выбор (как производить) и в этом случае не очевиден.

Каким образом распределять

Главный вопрос рыночной экономики: для кого производить, то есть кто будет конечным потребителем товара. Большинство продукции в мире распределяется рыночным способом.

Кому достанется тот или иной продукт определяется свободным выбором и возможностью потребителя заплатить требуемую цену, выбор в конечном счете зависит от дохода. Спрос определяет, что и сколько производить, потому что ограниченность ресурсов делает слишком дорогим удовольствием перепроизводство какого-нибудь товара.

Не все вопросы распределения продукции можно решить рыночным способом. Поэтому страны, особенно развитые, для решения социальных вопросов используют прямое распределение благ.

Еще недавно ряд стран с плановой экономикой пытались найти решение главных вопросов экономики централизовано, при этом основным считался вопрос: “Что делать?” Пытались сосчитать, что и сколько нужно производить. Поэтому заводы и фабрики были загружены, но производили не всегда то, что пользовалось спросом. В итоге все страны мира вернулись к определению потребности в продукции, ориентируясь на спрос и предложение.

Принятие решения о производстве того или иного вида продукции на уровне крупной компании, а тем более глобальной корпорации, носит сложный многоступенчатый характер с элементами планирования.

Производители при этом ориентируются на результаты исследования конъюнктуры рынка, анализа издержек на производство и продвижение продукции, прогнозирования, а зачастую и возможности формирования спроса.

И по результатам всеобъемлющих исследований принимается решение о производстве.

Уровень развития стран настолько отличается, что даже в одной стране могут соседствовать способы производства из разных столетий. От самых современных цифровых технологий до “дедовских” ручных методов производства.

Как например, в Индии, одной из самых передовых стран мира в области разработки программного обеспечения, где соседствуют наукограды информационных технологий и кланы прачек и сборщиков мусора, которые (как и сто лет назад) все делают вручную.

Поэтому не всегда очевиден тезис, что рыночный спрос стимулирует использование новейших технологий.

Естественно, что в каждом конкретном случае будет выбираться технология производства, которая позволит производить продукт с минимальными издержками и с учетом местных традиций и способов производства.

Для помощи в выборе способа производства и его эффективности в каждой отрасли работают сотни научных и технических консультантов.

Решением второго из главных вопросов экономики будет заниматься все больше специалистов, это один из самых быстрорастущих и востребованных видов деятельности.

Времена, когда думали, что всемогущая рука свободного рынка сможет решить все вопросы распределения, ушли безвозвратно.

Схема, когда спрос определял, куда пойдут ресурсы для производства, а затем произведенный продукт получали только те, кто способен за него заплатить, работает сейчас в самых бедных странах мира. В большинстве стран мира потребление наряду с рыночными механизмами регулируется и общественным спросом.

А самые богатые страны уже имеют возможность и гарантировать безусловный доход своим гражданам, достаточный для удовлетворения базовых потребностей.

Многие экономисты ожидают, что четвертая промышленная революция увеличит производительность и снизит издержки настолько, что даст возможность безвозмездно удовлетворять основные потребности индивидуума. Оптимизация производства позволит снять ресурсное ограничение на удовлетворение потребностей. Какие главные вопросы экономики будут тогда? Это покажет время.

Источник: https://www.nastroy.net/post/glavnyie-voprosyi-ekonomiki-puti-ih-resheniya

Вопросы экономики

Главные вопросы экономики

Человечество веками решает фундаментальные проблемы экономики. Всегда стоит вопрос об удовлетворении постоянно возрастающих потребностей, но при этом ресурсов больше не становится. Человеческие потребности во все времена были тем самым мотивом, который побуждал экономическую систему к развитию. Этот фактор диктует нам три наиглавнейших вопроса экономики:

  • Какое производство начинать и в каком количестве выпускать товар?
  • Из каких ресурсов и при помощи каких технологий производить?
  • Кто в итоге станет потребителем произведенного товара, и как товар будет применяться?

Эти вопросы должны находить ответы в любом обществе вне зависимости от его экономики и политики. Каждый производитель должен знать, что производить, какие товары и услуги будут наиболее привлекательными для потребителя.

Если ответить на эти вопросы правильно, то можно обеспечить непрерывность и прибыльность реализации товара. Вопрос «как производить?» включает в себя поиск путей снижения издержек, поскольку только так можно остаться наплаву и удержать рынок.

Нужно уметь высчитывать верную комбинацию существующих технологий и объема используемых в производстве ресурсов.

Замкнутый экономический цикл

Деньги, поступающие от продажи товаров или услуг, трансформируются в налоги, отчисляемые государству, покупку нового оборудования, выплаты зарплат сотрудникам производства, выплаты дивидендов акционерам и т.д. И тут мы вплотную подошли к такому понятию, как «замкнутый экономический цикл».

Вопросы производства напрямую зависят от обладания ресурсами и от их рационального использования. Это – необходимый компонент для создания и развития предприятий, причем, независимо от отраслевой принадлежности. Основная предпосылка для создания сильной экономики страны и всех необходимых благ – это ресурсы.

Чтобы удовлетворить потребительские спросы, нужно обладать недюжинными производственными ресурсами, полезными ископаемыми, транспортной силой, предприятиями, рабочей силой достаточной квалификации, финансами. Исходная составляющая для создания благ, как было сказано выше, это ресурсы.

Факторы производства – это как раз те самые ресурсы, которые используются для создания потребительского блага.

Экономика создана для того, чтобы решать проблему, связанную с ограниченностью ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей. Экономика, как наука, изучает человеческую деятельность, направленную на создание блага при ограниченных ресурсах. Удовлетворение потребностей экономики – это создание тех товаров и услуг, в которых нуждается человечество.

Прежде всего, сюда относятся товары (блага), необходимые для создания социального и психического комфорта. Такие блага характеризуются наличием покупательной силы. Это продукты питания, жилье и одежда. Второй план благ: развлечения, путешествия и предметы, созданные для украшения человека и его жилища.

Чтобы производить данные товары и услуги, предприятие должно обзавестись нужными предметами труда и орудиями.

Деление потребителей

В экономике потребительскую массу принято делить на два вида: низших потребителей (они покупают материальные блага) и высших потребителей (они приобретают блага духовные). Поскольку, структура человеческих потребностей – понятие, находящееся в постоянном движении, то и пропорции между материальными и духовными благами всегда разнятся.

Потребности, исходя из способа их удовлетворения, делятся на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные потребности – это те, которые человек может сам себе удовлетворить. В качестве примера сюда можно отнести продукты питания, холодильник, стиральную машину, телевизор, компьютер.

Коллективные потребности – это те, которые требуют довольно внушительных затрат. Сюда можно отнести строительство детских садов, школ, парковых зон, дорог.

Но это все теория экономики. В реальности же любые интересы могут быть как общественными и коллективными, так и личными. Также выделим национальные, интернациональные, религиозные, общегосударственные, групповые и семейные экономические интересы.

Потребительская масса неуклонно растет и изменяется по структуре, количественным и качественным показателям. Общество «рождает» новые потребности, а старые уходят в небытие. Желания людей меняются с появлением инноваций, причем это касается не только бытового и информационного сектора, но и гастрономических пристрастий.

Из-за увеличения численности населения возрастает необходимость наращивать массу материальных и духовных благ.

В теории экономики такая тенденция рассматривается, как закон возвышения потребностей. Причем, рост потребностей постоянно выше возможностей, существующих здесь и сейчас. Этот рост не совпадает с тем уровнем фактического потребителя, живущего в данный момент времени. Общество противоречит самому себе.

С одной стороны оно характеризуется безграничностью потребностей, а с другой стороны, существует ограниченная вероятность их полного удовлетворения. Это противоречие необходимо решить на всех этапах производственного роста. Чтобы создать необходимые блага, нужен фактор, подтверждающий непрерывное увеличение потребностей.

Экономические блага, создаваемые таким образом, всегда ограничены.

Даровые блага

Даровые блага, именуемые также неэкономическими, это блага, которые дает природа, и при этом человек не прикладывает почти никаких усилий. Это свободные блага, существующие в природе: воздух, свет, вода и т.д.

Но даровые блага могут быть и экономическими. Приведем примеры: если вы живете на берегу чистейшего озера, вода которого является питьевой, то этот ресурс лично для вас считается даровым, поскольку дается ДАРОМ.

То же самое можно сказать и о людях, живущих в тайге и строящих дома из таежной древесины. Этот материал для них является даровым, природным. А вот для жителей шумного мегаполиса и вода, и древесина – это экономическое благо.

За них нужно платить.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/10172-voprosy-ekonomiki

8 класс. Обществознание. Главные вопросы экономики – Главные вопросы экономики

Главные вопросы экономики

На про­шлом за­ня­тии мы го­во­ри­ли о том, что ре­сур­сы весь­ма огра­ни­че­ны, и эко­но­ми­ка, по сути, при­зва­на ре­шать во­прос, каким об­ра­зом ис­поль­зо­вать дан­ные ре­сур­сы с мак­си­маль­ной поль­зой для че­ло­ве­че­ства.

Все участ­ни­ки эко­но­ми­че­ских про­цес­сов так или иначе на­хо­дят­ся в со­сто­я­нии вы­бо­ра: они вы­би­ра­ют, какой из ре­сур­сов ис­поль­зо­вать сей­час, а какой – ис­поль­зо­вать потом, какие блага про­из­во­дить и т. д.

Со­от­вет­ствен­но, в эко­но­ми­ке воз­ни­ка­ют три ос­нов­ных во­про­са, на ко­то­рые она долж­на от­ве­чать: «что про­из­во­дить?»«как про­из­во­дить?» и «для кого про­из­во­дить?».

Ответ на эти три во­про­са – это ответ на ос­нов­ную за­да­чу эко­но­ми­че­ских про­цес­сов. Да­вай­те по­го­во­рим о каж­дом из них от­дель­но.

Рис. 1. Ос­нов­ные во­про­сы эко­но­ми­ки (Ис­точ­ник)

 2. Какие товары производить?

Итак, пер­вый во­прос – «какие то­ва­ры про­из­во­дить?». По­нят­но, что че­ло­век – это су­ще­ство, ко­то­рое, живя в со­ци­аль­ной среде, во мно­гом об­слу­жи­ва­ет себя сам. Пер­во­быт­ные люди, ра­зу­ме­ет­ся, об­слу­жи­ва­ли себя са­мо­сто­я­тель­но.

Так, пер­во­быт­ный охот­ник из­го­тав­ли­вал нуж­ные ему для охоты пред­ме­ты: копьё, лук и дру­гие необ­хо­ди­мые ему вещи. И в наше время каж­дый из нас ка­кие-то вещи может сде­лать для себя са­мо­сто­я­тель­но, а может по­лу­чить эти вещи дру­гим путём.

Вам могут что-то по­да­рить, что-то может быть пе­ре­да­но вам по на­след­ству, а что-то вы мо­же­те при­об­ре­сти на рынке. Таким об­ра­зом, вы со­зда­ё­те свой быт таким, каким вы хо­ти­те его ви­деть.

Вы мо­же­те стать аб­со­лют­но удо­вле­тво­рён­ным че­ло­ве­ком, все ваши по­треб­но­сти и же­ла­ния могут быть ре­а­ли­зо­ва­ны, но об­ще­ство так жить, увы, не может по при­чине огра­ни­чен­но­сти наших ре­сур­сов.

Имен­но по­это­му все про­из­во­ди­те­ли (ими могут вы­сту­пать го­су­дар­ство, част­ные фирмы, даже част­ные лица) на­хо­дят­ся в си­ту­а­ции по­сто­ян­но­го вы­бо­ра, какой из про­дук­тов им необ­хо­ди­мо про­из­ве­сти.

Это за­ви­сит от того, что имен­но будет вос­тре­бо­ва­но в бли­жай­шем бу­ду­щем. С те­че­ни­ем вре­ме­ни спрос на те или иные то­ва­ры ме­ня­ет­ся.

Век или два назад ка­кие-то вещи были со­вер­шен­но необ­хо­ди­мы, а сей­час необ­хо­ди­мость в них от­па­ла, по­ми­мо всего про­че­го они стали ар­ха­и­кой. При­ме­ром такой вещи могут слу­жить лапти.

Рис. 2. Лапти (Ис­точ­ник)

На­хо­дясь в си­ту­а­ции вы­бо­ра, про­из­во­ди­те­ли стре­мят­ся по­лу­чить не толь­ко сию­ми­нут­ную вы­го­ду, но и за­ло­жить ос­но­вы для сво­е­го бу­ду­ще­го про­из­вод­ства. Они стре­мят­ся в бу­ду­щем уве­ли­чить свои при­бы­ли, преду­га­ды­вая по­треб­но­сти об­ще­ства, ко­то­рые могут воз­ник­нуть.

Ко­неч­но, для всех про­из­во­ди­те­лей очень вы­год­но про­из­во­дить те услу­ги либо то­ва­ры, от ко­то­рых невоз­мож­но от­ка­зать­ся. Че­ло­век ведь не может от­ка­зать­ся от пищи или от одеж­ды.

Но суть эко­но­ми­ки за­клю­ча­ет­ся в на­ли­чии кон­ку­рен­ции, в про­ти­во­сто­я­нии между раз­лич­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми, для того чтобы у по­тре­би­те­ля была воз­мож­ность вы­брать, ку­пить по­де­шев­ле или ку­пить по­до­ро­же.

Кста­ти, сле­ду­ет по­яс­нить, по­че­му вещи во­об­ще бы­ва­ют де­шев­ле или до­ро­же. Это про­ис­хо­дит по­то­му, что про­из­во­ди­тель все­гда ре­ша­ет во­прос, как ему про­из­во­дить то­ва­ры.

Рис. 3. Суть эко­но­ми­ки – кон­ку­рен­ция между про­из­во­ди­те­ля­ми (Ис­точ­ник)

 3. Как производить товары и услуги?

Итак, мы по­до­шли ко вто­ро­му во­про­су – «как про­из­во­дить то­ва­ры и услу­ги?». Все­гда су­ще­ству­ют самые раз­ные спо­со­бы и воз­мож­но­сти про­из­ве­сти один и тот же товар либо услу­гу.

От того, каким будет ко­неч­ный про­дукт, за­ви­сит спо­соб его из­го­тов­ле­ния, ре­ше­ния, ко­то­рые про­из­во­ди­те­ли при­ни­ма­ют в ходе из­го­тов­ле­ния то­ва­ра. Так или иначе, любой про­из­во­ди­тель за­бо­тит­ся о том, чтобы его ре­ше­ния были наи­бо­лее эф­фек­тив­ны­ми.

А под эко­но­ми­че­ской эф­фек­тив­но­стью по­ни­ма­ют про­из­ве­де­ние дан­но­го объ­ё­ма го­то­во­го про­дук­та при наи­мень­ших за­тра­тах огра­ни­чен­ных ре­сур­сов. Уяс­нив это со­от­но­ше­ние, мы можем по­нять, по­че­му тот или иной товар имеет такую цену.

Про­из­во­ди­тель все­гда стре­мит­ся уде­ше­вить своё про­из­вод­ство, но при этом ни в коем слу­чае не хочет умень­шать свои при­бы­ли. Это лежит в ос­но­ве лю­бо­го про­из­вод­ства, на этом ба­лан­се и су­ще­ству­ет эко­но­ми­ка про­из­вод­ства.

 4. Для кого производить товары и услуги?

Од­на­ко су­ще­ству­ет ещё и тре­тий во­прос, ко­то­рый мы се­год­ня обо­зна­чи­ли – «для кого про­из­во­дить то­ва­ры и услу­ги?». По­нят­но, что у всех у нас же­ла­ния раз­ные, раз­ные у нас и воз­мож­но­сти.

Про­из­во­дя ка­кой-ли­бо товар, про­из­во­ди­тель стре­мит­ся уго­дить ин­те­ре­сам ши­ро­ких масс на­се­ле­ния. Но сде­лать это с по­мо­щью ка­кой-то одной услу­ги или то­ва­ра по­про­сту невоз­мож­но.

Имен­но по­это­му каж­дый из про­из­во­ди­те­лей стре­мит­ся либо уз­ко­спе­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся, либо вы­пус­кать ши­ро­кий ас­сор­ти­мент то­ва­ров и услуг для раз­лич­ных со­ци­аль­ных слоёв.

Не имеет зна­че­ния, фи­зи­че­ский это про­дукт либо же услу­га, ко­то­рая не имеет фи­зи­че­ско­го вы­ра­же­ния, ведь она тоже имеет сто­и­мость и при­но­сит при­быль про­из­во­ди­те­лю.

Итак, для по­лу­че­ния пра­виль­ных от­ве­тов на глав­ные во­про­сы эко­но­ми­ки необ­хо­ди­мо знать воз­мож­но­сти эко­но­ми­че­ской си­сте­мы, со­сто­я­ние рынка, фак­то­ры фор­ми­ро­ва­ния спро­са и пред­ло­же­ния.

 5. Проблема выбора в экономике

Как видим, три ос­нов­ных эко­но­ми­че­ских во­про­са ста­вят че­ло­ве­че­ское об­ще­ство в со­сто­я­ние вы­бо­ра. Так или иначе, нам при­хо­дит­ся вы­би­рать, где про­из­во­дить, как про­из­во­дить, что про­из­во­дить, для кого про­из­во­дить.

Во­прос этот вся­кий раз му­чи­те­лен, по­то­му что ка­кое-то время про­из­вод­ство одних вещей и услуг может быть вы­год­ным, но далее оно пе­ре­ста­ёт быть та­ко­вым.

Сле­ду­ет по­ни­мать, что прак­ти­че­ски каж­дый день про­из­во­ди­те­ли на­хо­дят­ся в под­ве­шен­ном со­сто­я­нии, ведь очень слож­но опре­де­лить точ­ные при­о­ри­те­ты че­ло­ве­ка. Су­ще­ству­ет ве­ро­ят­ность, что наши взгля­ды на жизнь из­ме­нят­ся и необ­хо­ди­мость в ка­ком-то пред­ме­те или услу­ге ис­чез­нет.

Можно при­ве­сти массу при­ме­ров в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства, когда некие важ­ные и ин­те­рес­ные вещи, ко­то­ры­ми че­ло­век поль­зо­вал­ся, в ко­неч­ном итоге схо­ди­ли на нет. Та­ко­ва жизнь, та­ко­ва эко­но­ми­ка.

 6. Экономический выбор

За­ду­май­тесь, по­че­му ка­че­ство про­из­ве­дён­ных то­ва­ров раз­ное. Одна и та же вещь на рынке может иметь со­вер­шен­но раз­ную сто­и­мость в за­ви­си­мо­сти от её ка­че­ства. Для при­ме­ра возь­мём ручки. Это обыч­ный по­все­днев­ный пред­мет, хо­ро­шо вам зна­ко­мый.

Но даже он может сто­ить со­вер­шен­но по-раз­но­му. Можно ку­пить про­стую и недо­ро­гую ша­ри­ко­вую ручку, ко­то­рую вы бу­де­те ис­поль­зо­вать каж­дый день, а можно ку­пить очень до­ро­гую по­да­роч­ную ручку, для осо­бых слу­ча­ев.

Но, тем не менее, это всё та же ручка, пись­мен­ный при­бор.

Рис. 4. Про­стая или по­да­роч­ная, – ручка всего лишь пись­мен­ный при­бор (Ис­точ­ник)

Так от­ку­да же воз­ни­ка­ет такая раз­ни­ца в цене? Дело в че­ло­ве­че­ских ин­те­ре­сах и же­ла­ни­ях. Про­из­во­ди­тель из­на­чаль­но ори­ен­ти­ру­ет­ся на спе­ци­фи­че­ско­го по­ку­па­те­ля.

Вкусы людей раз­но­об­раз­ны: кто-то имеет боль­ше тяги к рос­ко­ши и же­ла­ния окру­жать себя до­ро­ги­ми пред­ме­та­ми, дру­гим же людям до­ста­точ­но иметь под рукой про­стые и мно­го­функ­ци­о­наль­ные пред­ме­ты.

С точки зре­ния про­из­во­ди­те­ля, имен­но че­ло­век с тягой к рос­ко­ши, необыч­ным вещам, яв­ля­ет­ся по­ку­па­те­лем, ко­то­рый готов за­пла­тить боль­шую сумму за тот же самый товар. На него и ори­ен­ти­ро­ва­ны самые до­ро­гие пред­ме­ты и услу­ги.

На­при­мер, часы могут быть про­сты в ди­зайне, а могут стать слож­ной элит­ной вещью, ко­то­рая имеет массу до­пол­ни­тель­ных функ­ций и ука­зы­ва­ет на вы­со­кий со­ци­аль­ный ста­тус её вла­дель­ца. Необ­хо­ди­мость в них весь­ма услов­но, но сам об­ла­да­тель таких часов гор­дит­ся тем, что они у него есть.

Рис. 5. До­ро­гие часы – ско­рее рос­кошь, чем необ­хо­ди­мость, но вла­де­лец гор­дит­ся их об­ла­да­ни­ем  (Ис­точ­ник)

Все мы окру­жа­ем себя ве­ща­ми и пред­ме­та­ми, ко­то­рые нам необ­хо­ди­мы. Имен­но так мы вы­стра­и­ва­ем соб­ствен­ную жизнь. Вот так эко­но­ми­ка вхо­дит в жизнь каж­до­го че­ло­ве­ка.

источник конспекта – http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-2/glavnye-voprosy-ekonomiki

источник видео – https://vimeo.com/127570981

источник презентации – http://prezentacii.com/obschestvoznanie/10768-glavnye-voprosy-ekonomiki-8-klass.html

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/3607/lesson

ovdmitjb

Add comment