Irvuz

Генетическая психология

Генетическая психология — реферат

Генетическая психология
 

     Жан Пиаже принадлежит к тем редким учёным, кому ещё в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь её решения.

Его необычайная работоспособность дала возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта.

Его главной темой стало изучение истоков научного познания.

     Деятельность Пиаже как психолога началась в 1920 году, в Париже в сотрудничестве с Г.Липпсом и Е.Блейером. В Париже он много работал, изучал логику, философию, психологию, проводил экспериментальные исследования на детях.

Философские размышления привели его к мысли, что логика не врожденна изначально, а развивается постепенно и что именно психология открывает возможность изучения онтогенического развития логики.

Уже первые факты из области психологии, полученные Пиаже в экспериментах с детьми по стандартизации так называемых «рассуждающих тестов» Берта, подтвердили эту его идею. Полученные факты показали возможность исследования психических процессов, лежащих в основе логических операций.

С тех пор центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучать психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических структур интеллекта.      

Генетическая психология

 

     Объект генетической психологии Пиаже – изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как формируются у ребёнка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность.

Она изучает представления ребёнка о явлениях природы: почему солнце и луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берётся тень и т.д.

Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребёнка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

     Для выявления этих механизмов, скрытых, но всё определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования – метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод даёт необходимые результаты только в руках опытного психолога.

     Эта наука изучает, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований.

Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребёнка и взрослого человека.

Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трём направлениям: определяются проблемы, которые составляют её предмет;

     разрабатывается техника исследования;

     происходят накопление, организация и интерпретация фактов.

Генетическая эпистемология

 

     Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на её основе можно было построить генетическую эпистемологию.

По определению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается.

Пиаже был глубоко убеждён в том, что для изучения природы познания необходимо использовать психологические данные. эпистемалогическая проблема – понять, с помощью каких средств человеческий ум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню познания.

Нельзя реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека, но можно обратиться к онтогенезу, ибо именно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.

     Пиаже хотел выяснить, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи – продукты собственной умственной активности. А если субъект активен в процессе познания, то каково взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется, каковы происхождение и развитие основных научных понятий?

     При решении этих вопросов Пиаже исходил из нескольких основных положений. Прежде всего, это положение о взаимоотношении целого и части. Всегда целое качественно отличается от части, изолированных элементов не существует.

Всегда отношения между целым и частями варьируются в зависимости от структуры, в которую они включены, а в общей структуре их отношения уравновешены. Состояние равновесия меняется, переходит от менее устойчивого к более устойчивому.

Идеи теории Пиаже

 

     Идея трансформации – это первая центральная идея теории Пиаже. Из неё следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Источник знания, считал Пиаже, лежит во взаимодействиях субъектов и объектов.

Проблема познания сводится к анализу способности субъекта познавать объекты всё более адекватно, то есть того, каким образом он становится способным к объективности. Объективность не дана ребёнку с самого начала.

Для её понимания, по Пиаже, необходима серия последовательных конструкций, всё более приближающихся к ней.

     Идея конструкции – вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определённым структурам действия. Эти структуры – результат конструкции – они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку последний должен научиться координировать свои действия.

     Субъект, по Пиаже, это организм, наделённый функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму.

С помощью этой активности происходит структурирование окружения. Интеллект представляет собой частный случай структуры – структуру мыслительной деятельности.

Характеризуя субъект деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства.

     Функции – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация.

     В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит их перестройка, приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.

Понятие схемы действия

 

     Одно из самых важных понятий в концепции Пиаже – понятие схемы действия. В узком смысле слова схема – это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребёнку экономно и адекватно вступать во взаимодействия с различными объектами одного и того же класса или различными состояниями одного и того же объекта.

С самого начала ребёнок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.д. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия.

Схема действия по Пиаже – это то общее что сохраняется в действии при его неоднократном повторении при разных обстоятельствах. Схема действия – это структура на определённом уровне умственного развития.

Структура, по определению Пиаже, – это умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, составляющих эту структуру. Структура – саморегулирующая система. Новые умственные структуры формируются на основе действия.

     Пиаже считает, что в течение всего онтогенетического развития основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и опыта.

В отличие от функций структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития.

Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.

     Пиаже ввёл в область детской психологии эпистемологическое различие между формой и содержанием познания. познания – всё то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания – та схема мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются.

Влияние окружения никогда не может быть воспринято в «чистом виде», так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться, у субъекта уже готовы, сформированы определённые моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы.

Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Это – непреложный закон. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается.

Это очень важно знать, чтобы различать простое натаскивание от подлинного развития и никогда не удовлетворяться первым. Важнейший исходный принцип исследования Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребёнка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре.

В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъектом, а прежде всего доминирующие умственные структуры. От них решающим образом зависит познание мира. Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении.

Саморазвитие – это смена господствующих умственных структур. Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием доминирующих умственных структур, но и тем, что они строятся на основе действия субъекта. Согласно Пиаже мысль есть сжатая форма действия.

Открытие эгоцентризма детского мышления

 

     Основное достижение Пиаже – открытие эгоцентризма ребёнка как центральной особенности мышления, скрытой умственной позиции. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире является лишь следствием этой эгоцентрической умственной позиции.

     Дети до определённого возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребёнок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к их различению.

     «Реализм» бывает двух типов: интеллектуальный и моральный. Например, ребёнок уверен, что ветви деревьев делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том, что ребёнок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, материальному результату.

     На ранних ступенях развития каждое представление о мире для ребёнка истинно; мысль и вещь для него почти не различаются. Знаки начинают своё существование, будучи первоначально частью вещей. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта они отделяются от них. Тогда ребёнок начинает рассматривать своё представление о вещах как относительное для данной точки зрения.

     Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: партисипации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимания природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические отношения между «Я» и миром постепенно редуцируются.

     Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идёт развитие детских идей от абсолютности («реализма»), к реципрокности (взаимности).

Реципрокность появляется тогда, когда ребёнок открывает для себя точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие.

С этого момента он начинает видеть реальность уже не только как непосредственно данную ему самому, но и как бы установленную благодаря координации всех точек зрения, взятых вместе.

В этот период осуществляется важнейший шаг в развитии детского мышления, так как по мнению Пиаже, представления об объективной реальности – это то наиболее общее, что есть в разных точках зрения, в чём разные умы согласны друг с другом.

Стадии интеллектуального развития

 

     Стадии – это ступени, или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причём на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. в ранних работах Пиаже развитие интеллекта рассматривалось как смена стадий аутизма, эгоцентризма и социализации.

     Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трёх больших периодов, в течении которых происходит зарождение и становление трёх основных структур.

Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные.

После этого открывается возможность для формирования структуры формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения.

Источник: http://freepapers.ru/18/geneticheskaya-psihologiya/107994.700271.list1.html

Психогенетика: как гены влияют на интеллект, характер и психическое здоровье

Генетическая психология

В англоязычной литературе для определения психогенетики используется термин «behavioural genetics» — «генетика поведения».

Некоторые ученые говорят, что эта дисциплина лежит на стыке психологии, нейробиологии, генетики и статистики; другие считают ее областью психологии, которая просто использует методы генетики для изучения природы и происхождения индивидуальных различий у людей и животных.

Последнее определение, кажется, ближе к сути этого научного направления, поскольку в центре его внимания лежит устройство и работа психики, а генетическая составляющая скорее представляется фактором, который на нее влияет.

Психогенетика пола: мальчик, которого растили как девочку

Различия в поведении у людей разного пола — один из вопросов, которыми занимается эта область. Хрестоматийным примером, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера — мальчика, которого вырастили как девочку.

Дэвид (у которого был брат-близнец) родился в небогатой канадской семье и в младенческом возрасте пережил несчастный случай, в результате которого потерял пенис.

Реймеры долго не могли найти выход из сложившейся ситуации, а затем случайно узнали о теории Джона Мани (создателя термина «гендер»), который был уверен, что гендерная роль определяется воспитанием, а не ДНК. Данных, позволявших опровергнуть это, на тот момент не существовало.

Уровень развития хирургии не позволял провести реконструкционную операцию, и родители Дэвида решились на операцию по перемене пола, надеясь вырастить своего сына как дочь. Ребенку дали новое имя — Бренда.

У Бренды были игрушки, одежда и занятия для девочек, брат относился к ней как к сестре, а родители — как к дочери. Однако вскоре стало ясно, что и психологически, и внешне девочка развивается по маскулинному типу.

У Бренды не складывались отношения в школе (со сверстницами ей было неинтересно, а мальчики не хотели играть с девчонкой), и в дневнике она писала, что не имеет «ничего общего с матерью». В конце концов девочка стала задумываться о самоубийстве, и тогда родители решили рассказать ей правду.

Бренда предприняла три неудачные попытки суицида, после чего решила вновь стать мальчиком. Она прошла гормональную терапию и перенесла операцию по восстановлению первичных половых признаков.

Теория доктора Мани оказалась опровергнута. Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены. Во взрослом возрасте Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, который погиб от передозировки антидепрессантов, все же покончил с собой. На тот момент ему было 38 лет.

Сегодня мы знаем, что гендер определяется генетически. Человека невозможно сделать мужчиной или женщиной за счет воспитания, давления или манипуляции: заложенные генетикой механизмы несопоставимо сильнее всего этого. Именно поэтому людям с диагнозом «трансгендерность» сегодня назначают операцию по перемене пола, чтобы привести биологический пол в соответствие с психологическим.

Фенилкетонурия: атака на нейроны

Влияние генетических механизмов на работу психики может проявляться не только в фундаментальных вопросах вроде гендера. Еще один пример — фенилкетонурия, наследственное нарушение метаболизма аминокислот, в первую очередь фенилаланина. Это вещество присутствует в белках всех известных живых организмов.

В норме ферменты печени должны превращать его в тирозин, который в числе прочего необходим для синтеза нейротрансмиттеров. Но при фенилкетонурии необходимых ферментов нет или не хватает, так что фенилаланин становится фенилпировиноградной кислотой, токсичной для нейронов.

Это приводит к тяжелому поражению ЦНС и слабоумию.

Фенилаланин содержится в мясе, птице, морепродуктах, яйцах, в растительной пище (в меньших количествах), а также в газированных напитках, жевательной резинке и других продуктах, так что для нормального умственного развития пациентам с фенилкетонурией в детстве нужно соблюдать диету и пить лекарства, содержащие тирозин.

Фенилкетонурия — яркий пример того, как генетический сбой, на первый взгляд не связанный с функциями мозга, сказывается на его работе критическим образом.

При этом в конечном итоге судьба таких пациентов в детстве зависит от внешних факторов: при правильном лечении в интеллектуальном плане они развиваются наравне со сверстниками.

Если же ребенок с нарушением обмена фенилаланина не получает лекарств и не соблюдает диету, его ожидает олигофрения, а это уже необратимый диагноз.

Конструктор патологии: как наследуется шизофрения

Сегодня ученые считают, что шизофрения, как и аутизм, передается по наследству. По данным исследований, вероятность заболеть ей составляет:

— 1%, если в семье диагноз раньше не наблюдался;

— 6%, если один из родителей страдает шизофренией;

— 9%, если она наблюдается у брата или сестры;

— 48%, если речь идет об одном из однояйцевых близнецов.

При этом какого-то конкретного «гена шизофрении» не существует: речь идет о десятках или даже сотнях фрагментов генома, в которых наблюдаются аномалии. Мы все являемся носителями тех или иных мутаций, в том числе и связанных с шизофренией, вот только они не оказывают на нашу жизнь никакого влияния до тех пор, пока не соберутся «все вместе».

Пока ученым не удалось найти аномалии, присутствие которых приводит к шизофрении. Тем не менее несколько проблемных зон в геноме человека им все же удалось обнаружить. Самым знаменитым среди них считается 16-я хромосома: отсутствие ее участка 16p11.

2 может быть одним из факторов, лежащих в основе аутизма и умственной отсталости. Удвоение 16p11.2 также, видимо, приводит к аутизму, умственной отсталости, эпилепсии и шизофрении. Есть и другие хромосомные участки (15q13.3 и 1q21.

1), мутации в которых могут быть связаны с психическими заболеваниями.

Вероятность унаследовать шизофрению для ребенка падает по мере увеличения возраста его матери. А вот в случае с отцом все наоборот: чем старше папа, тем выше такая вероятность. Причина заключается в том, что с возрастом у мужчин возникает все больше мутаций половых клеток, что ведет к появлению мутаций de novo у детей, тогда как для женщин это не характерно.

Специалистам еще предстоит решить ребус, который представляет собой генетическая архитектура шизофрении.

Ведь де-факто эта болезнь передается по наследству много чаще, чем показывают генетические исследования, — даже если родственники оказываются разлучены и ведут совершенно разный образ жизни.

Такая же картина, впрочем, наблюдается в случае наследственного ожирения, аномально высокого или аномально низкого роста и других генетически обусловленных параметров, которые отклоняются от нормы.

Ум от бабушки: наследственный IQ

Сегодня мы знаем, что многие параметры мозга передаются по наследству, а не становятся результатом воздействия внешней среды. Например, объем коры больших полушарий наследуется на 83%, а соотношение серой и белой материи у однояйцевых близнецов почти идентично. Уровень IQ, конечно, от величины мозга не зависит, но и он отчасти признается наследственным параметром на 50%.

К сожалению, о механизмах наследования высокого уровня IQ мы сегодня знаем не больше, чем о шизофрении. Сравнительно недавно 200 специалистов изучили фрагменты генома более чем 126 500 участников, но в результате обнаружили лишь то, что связанные с IQ кодирующие элементы находятся в 1-й, 2-й и 6-й хромосоме.

Ученые уверены, что картина прояснится, когда в экспериментах будет принимать участие больше людей. Кроме того, в случае с IQ, похоже, нужна новая система вычленения нужных участков генома: искать нужно в Х-хромосоме.

Исследователи давно отмечают, что мальчики страдают умственной отсталостью (IQ

«Существует ряд наследственных заболеваний, одним из симптомов которых является умственная отсталость: как правило, это нарушения числа или структуры хромосом.

Классический пример — синдром Дауна; менее известные — например, синдром Вильямса (синдром „лица эльфа“), синдром Ангельмана и так далее. Но бывают и мутации отдельных генов. Всего генов, в которых мутации могут приводить к умственной отсталости той или иной степени, по последним данным, более тысячи.

Кроме этого, есть ряд нарушений, которые имеют полигенную природу, — их еще называют мультифакториальными. Их появление и развитие обусловлено не только наследственностью, но и влиянием окружающей среды, причем если мы говорим о наследственных факторах, то это всегда результат действия не одного, а множества генов.

Сегодня считается, что к таким заболеваниям относятся шизофрения, расстройства аутического спектра, расстройства депрессивного спектра (клиническая депрессия, послеродовая депрессия), биполярное аффективное расстройство (то, что раньше было известно как маниакально-депрессивный психоз), маниакальный синдром и др.

Если не говорить об очевидных хромосомных заболеваниях (скажем, синдром Дауна — трисомия 21-й хромосомы, синдром Вильямса — микроделеция участка хромосомы 7q11.

23, и так далее), то существует, например, синдром ломкой Х-хромосомы, при котором происходит мутация конкретного гена в Х-хромосоме, что вызывает помимо всего прочего умственную отсталость.

Вообще, с мутациями в Х-хромосоме связано довольно значительное количество таких патологий, и они неплохо изучены.

Относительно влияния наследственных факторов на IQ, насколько мне известно, пока нет точного и однозначного ответа (кроме ситуаций, когда одним из симптомов наследственного заболевания является снижение интеллекта).

В целом генетически детерминируется только так называемая „норма реакции“, то есть диапазон вариативности признака, а то, как это реализуется в пределах диапазона, уже связано с условиями среды (воспитанием, тренировками, стрессом, условиями жизни).

Считается, что интеллект — это как раз классический пример признака, для которого генетически детерминирован довольно широкий диапазон, а не конкретное значение IQ.

Но при этом есть ряд полиморфных аллелей, для которых, например, показана ассоциация с сохранением уровня когнитивных способностей в условиях повышенных физических и психических нагрузок. По разным данным, влияние наследственных факторов на память составляет от 35% до 70%, а на IQ и внимание — от 30% до 85%».

Психогенетика занимается исследованием того, как наследственные факторы влияют на психические качества живого существа.

Например, доказано влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, поиск новизны, избегание вреда (ущерба), зависимость от вознаграждения (поощрения), IQ, память, внимание, скорость реакции, быстроту дизъюнктивного реагирования (реагирования на ситуации со взаимоисключающим выбором) и другие качества.

Но в целом, в отличие от большинства морфологических и биохимических признаков, психические характеристики меньше зависят от генетики. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем больше роль окружающей среды и меньше — генома. То есть для простых двигательных навыков наследуемость выше, чем для сложных; для показателей интеллекта — выше, чем для свойств личности, и тому подобное.

В среднем (разброс данных, к сожалению, довольно большой: это связано с различиями методик, объемов выборок, недостаточным учетом популяционных особенностей) наследуемость психических характеристик редко превышает 50–70%. Для сравнения: вклад генетики в тип конституции достигает 98%.

Почему так? В частности, потому что в формировании этих признаков (сложных и комплексных) участвует огромное количество генов, а чем больше генов вовлечено в какой-либо процесс, тем ниже вклад каждого в отдельности.

Например, если у нас есть десять разновидностей рецепторов, восприимчивых к одному нейромедиатору, и каждый кодируется отдельным геном, то снижение экспрессии или даже нокаут по одному из генов не выключат всю систему в целом.

Иконки: 1) A.L. Hu, 2) Aenne Brielmann, 3) Michael Thompson, 4) Alex Auda Samora — from the Noun Project.

Источник theoryandpractice.

Источник: https://cameralabs.org/9370-psikhogenetika-kak-geny-vliyayut-na-intellekt-kharakter-i-psikhicheskoe-zdorove

Психология развития

Генетическая психология

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)

Перейти к навигации Перейти к поиску Три возраста и смерть
Ганс Бальдунг, 1540—1543
музей Прадо, Мадрид

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления.

Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии.

Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

История[ | ]

Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 20 гг. XX века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в 19 в.
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).

Предмет психологии развития и возрастной психологии[ | ]

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 2540 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 2540 дней].

Функции психологии развития[ | ]

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Методы исследования[ | ]

  1. Организационный метод.
    • сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
    • лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
    • комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
  2. Эмпирический метод.

    • метод наблюдения
    • экспериментальный метод
    • психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
    • биографический метод
    • обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
  3. Интерпретационный метод
    • генетический метод
    • структурный метод

Примечания[ | ]

  1. ↑ из книги: У. Крейн, «Теории развития», 2002 (см. отрывок из книги)

См. также[ | ]

  • Развитие
  • Когнитивное развитие

Литература[ | ]

на русском языке на других языках

  • Bjorklund, D.F.; Pellegrini, A.D. (2000). “Child Development and Evolutionary Psychology” (PDF). Child Development (англ.). 71 (6): 1687—1708. DOI:10.1111/1467-8624.00258. PMID 11194266.
  • Bornstein, M.H. & Lamb, M.E. (2005). Developmental science: An advanced textbook. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005.
  • Johnson-Pynn, J.; Fragaszy, D.M.; Cummins-Sebree, S. (2003). “Common territories in comparative and developmental psychology: The quest for shared means and meaning in behavioral investigations” (PDF). International Journal of Comparative Psychology. 16: 1—27.
  • Lerner, R.M. Concepts and theories of human development. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002.
  • Reid, V.; Striano, T. & Koops, W. Social Cognition During infancy. Psychology Press. 2007

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Генетическая психология в историческом ракурсе

Генетическая психология

Генетическая психология в историческом ракурсе

Закономерно, что в историческом плане основателем генетической психологии является швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980 гг.), который запомнился современниками как «детский врач». Удивлены? Да, да, именно детский.

Основную часть своей работы он проводил в исследованиях психологии детей. Именно генетическая психология этого периода представлена Пиаже в детском направлении (если можно так выразиться).

А сам врач представлен как один из наиболее известных ученых, чей послужной список составили принципиально новый и важный этап в развитии современной психологии.

Свою работу он начал с лекций, которые читал в Женевском университете и работать в доме малютки в этом же городе.

Собранные им материалы этот периода и создали основу первых книг ученого «Мышление и речь ребенка» (1923 год) и «Моральное суждение у ребенка» (1932 год).

В этих книгах автор изложил основы своей теории когнитивного развития ребенка. В свою очередь, развитие он рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.

А в 1949-1951 годах доктор Пиаже создает свой основной жизненный труд под названием «Введение в генетическую эпистемологию» (1951 год), а позже – 1955 года возглавляет созданный по его же инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. Тут должен сказать, что директором центра Пиаже остался до конца своей жизни.

Теорию развития детского мышления Ж. Пиаже сопоставил на основе психологической логики и биологии. В своих убеждениях доктор исходил из идеи о том, что развитие интеллекта является основой психического развития в целом.

В серии научных экспериментов он доказывал свою концепцию, показывая, как уровень интеллекта и понимания влияют на речь детей, их восприятие и даже память.

То есть, Пиаже пришел к выводу, что этапы человеческого психического развития – это не что иное, как этапы развития интеллекта, через которые ребенок постепенно проходит, формируя при этом все более адекватные схемы поведения в различных ситуациях. А основой этой схемы как раз и служит логическое мышление человека (в данном случае ребенка).

Пиаже говорил о том, что именно в процессе развития происходит адаптация организма и психики к окружающей нас среде. Интеллект потому и является стержнем развития сознания, что именно понимание обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру, причем адаптация – это не пассивный процесс, а как раз активное взаимодействие человеческого организма со средой, в которой он пребывает.

Активность при всех раскладах есть необходимое условие развития, так как схема, считает ученый, не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема действий вырабатывается человеком в процессе активного взаимодействия со средой. По словам Ж.

Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с этим объектом».

В процесс адаптации к внешней среде, по мнению Пиаже, ребенок использует некие механизмы построения схемы – это так называемая ассимиляция и аккомодация. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации.

Примером этой ассимиляции может служить некая игру, в рамках которой дети познают окружающую действительность.

Аккомодация же является изменением готовой схемы при изменении ситуации, схема, таким образом, действительно является адекватной с отображениям всех нюансов конкретной ситуации.

Процесс исследования мышления и у самого Пиаже происходило неоднократно и постепенно. В 1920-е годы он, изучал категорию мышления через изучение развития речи у ребенка, повторяя при этом ошибки своих коллег.

Он приходит к мнению, что мышление появляется сначала как некое «аутистическое состояние», то есть внутреннее, а затем проходит стадию эгоцентризма («Я-концепция») и становится внешним (реалистичным).

Аналогично следует процесс развития речи человека, которая из эгоцентрической речи (речи для себя) становится речью социальной (речью для других).

Позже эти выводы Ж.

Пиаже вызвали критические нарекания со стороны других психологов – Выготского, Штерна, которые доказали, что аутистическое мышление не предшествует реалистическомую Но все же в этот период Пиаже сделал открытия, оказавшие огромное значение для понимания развития психики у детей и формирования человеческого интеллекта.

Он первый доследил такие особенности детского мышления, как эгоцентризм (непринятия чужой точки зрения), синкретизм (цельность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общие факторы), артифициализм (искусственное создание мира), анимизм (детская одушевленность), нечувствительность к противоречиям.

Следующий этап исследований начался в 1930-х годах, был связан с его изучением стороны мышления, связанной с операциями. И он пришел к правильному выводу – развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций человека.

Пиаже даже разработал эксперименты для их изучения.

Нужно сказать, что Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание именно этой проблематике, так как большинство ученых (Выготский, Штерн, Бюлер и другие) исследовали в основном не сам процесс мышления, а его продукты, то есть мыслительную деятельность.

В экспериментальных исследованиях, которые проводились с детьми в природной для них среде, Пиаже так же доказывал, что мыслительные логические операции и общие понятия доступны детям только в конце периода дошкольного возраста. Психолог Пиаже является тем, кто разработал широко известную на сегодня форму периодизиции инллекта. Он стал одним из самых почитаемых ученых, авторитет которого признан во всем современном мире.

После смерти Пиаже число его последователей становится катастрофически большим. Его последователи внесли большой вклад в генетическую психологию.

Но главное, конечно, в том, что именно Пиаже первый понял и исследовал специфику детского мышления, показал, что мышление у ребенка не хуже и не лучше, оно просто принципиально отличается от мышления взрослого человека.

Разработанные им концепции развития человеческого интеллекта давным-давно стали экспериментальными и даже диагностическими. Сейчас же ядро этих теорий несет большую пользу для практической и генетической психологии.

администратор

Генетическая психология

Генетическая психология – очень перспективная отрасль психологии, которая пытается  осознать, как возникает и протекает психическое в человеке с первых и до последних минут жизни.

Еще до недавнего времени основное внимание в генетической психологии уделялось детству человека и его отрочеству, которые большой период времени казались ключевыми этапами развития человека.

Но с развитием генетики на медицинском уровне и практические достижения науки перенесли центр тяжести на такие аспекты человеческого существования, как «зрелость» и «старость», то есть этапами, которые наименьше порождают кризис человеческого «Я».

Сегодня уже не секрет, что перинатальный (внутриутробный) период является очень важным этапом психологического развития; исследования в этой области показали, что связь младенца с окружающем  миром и первое его восприятие  им данной среды зарождается еще задолго до появления ребенка на свет. Но, по данному поводу еще идут множество дисскусий как на державном, так и на международном уровне. А это в свою очередь способствует развитию генетики в целом, и генетической психологии в отдельности.

Page 3

Парапсихология – автономная ветвь психологии, интереснейшая наука в истории человечества, которую по-разному и прямо противоположно характеризуют и оценивают разные ученые современности.

Новые взгляды на эволюцию, развитие, привносимые парапсихологией, несут в себе громадный (и пока еще не востребованный в полной мере) потенциал, овладение которым гарантирует интеллектуальное преимущество, заключающееся в способности (как общества, так и его отдельных членов) влиять на собственную эволюцию, выбирать пути развития. Через атмосферу тайн такие понятия, как «самоопределение», «самореализация», «саморазвитие», наполняются реальным смыслом.  Именно эта наука вместе с квантовой физикой готова научно преподнести Человека к уровню Бога!

Page 4

Сейчас психология очень популярна. В сети можно найти множество популярных сайтов, блогов, периодических изданий и новостей, посвященных этой тематике.  Практическими он-лайн консультациями забит весь интернет. Но вот как станешь читать – все одно тоже. Хочется  какой-то действительно интересной полноценной психологической информации.

Психология должна включать самые разные и неведомые просторы исследований человеческой психики. Хочется увидеть чуточку интриги, неведомого, парапсихологического.

Есть несколько ресурсов, которые очень хорошо раскрывают понятие психологии в его полноценном виде, но нигде нет ресурса, который отображал бы все отрасли психологии. Только интернет-словари, словари, словари… А глубже копни – нет.

Так и напрашивается вывод: психологическая наука еще не совсем доступна простому обозревателю, потому что сказать, что она не развита, может только полный идиот; она недоступна и скрыта. Настоящую тайну и стоящую практическую рекомендацию тебе просто так никто никогда не выложит…

Становление и развитие психологической науки, структуры и взаимосвязи ее различных отраслей, что на сегодняшний день превосходит сотню, уже невозможно подать в линейном плане.

Речь может идти только о дереве психологической науки, которое подано в этом разделе. Наше электронное издательство дает прекрасную возможность читателю познакомиться с наиболее значительными отраслями психологической науки.

Вашему вниманию представленные самые почтительные области психологии. Выберете интересующую категорию, затем статью.

Page 5

В настоящее время существенно расширяется круг наук, в которых сложнейшая (так называемая комплексная, междисциплинарная) проблема Человека становится ведущей и все более системной, а потому требует максимальной ответственности в ходе ее разработки. В некоторых странах теперь созданы даже определенные организационные предпосылки для ее исследования. Этому сопутствуют труды поколений психологов. Именно этот раздел отнесет нас к первоисточникам психологической науки, разработанных учеными-классиками.

Источник: http://soulsick.ru/content/view/394/52/

ovdmitjb

Add comment