Irvuz

Функции воображения

Содержание

Воображение в психологии: его функции и способы развития

Функции воображения

Всем привет! Воображение в психологии считается одной из сфер психики, которая в силах изменить качество жизни, обогатить её яркими образами и событиями.

Человек, фантазируя, опирается на ранее полученный опыт, дополняя его придуманными деталями. Например, мы можем ощутить кислинку во рту, представив лимон, услышать дождь за окном и даже увидеть динозавров, рассмотреть их внимательно, если хорошенько пофантазируем.

И если вы разучились мечтать, ничего страшного. В этой статье вы получите необходимую информацию, которая поможет восстановить утраченные навыки. Ведь все дети посвящают много времени придумыванию и грёзам, а потом, вырастая, забывают, как это делается.

Виды

Для начала давайте разберёмся, какие виды и типы существуют.

  • Активное. Когда человек, прилагая усилия воли, добровольно пытается вызвать у себя желаемые образы. Это помогает усилить мотивацию, приблизить желаемое, реализовать задуманное. Все произведения искусства созданы именно благодаря активному, творческому, образному мышлению. И вообще, на нём строится культура.
  • Пассивное. Воображение делает свою работу без прямого участия человека, а порой и против его воли. Вспомните, бывало ли вам «видеть» перед глазами какие-то страшные моменты, что действительно пугают, но справиться с которыми вы были не в силах? Например, когда вы были один в полной темноте, в голову приходили наиболее ужасные кадры из фильмов. И даже казалось, что прямо сейчас в вашей комнате находятся эти монстры, привидения, маньяки и прочее.
  • Преднамеренное. То есть, связано с волевыми усилиями. Хотя преднамеренное пассивное является продуктом желаний человека. Этот продукт называют грёзами. И они никак не связаны с его волей, так как формируются неосознанно, в силу обострённых, неудовлетворённых потребностей. Если личность слишком много времени посвящает грёзам, то это грозит утратой связей с реальностью. Именно про таких людей говорят, что они живут в придуманном мире и носят розовые очки. А это сказывается на психическом развитии. Оно приостанавливается в связи с игнорированием различных обстоятельств, с которыми необходимо справляться, искать варианты решений проблем.
  • Непреднамеренное. Оно буквально управляет человеком, который вполне может принимать за реальность какие-либо бредовые идеи, галлюцинации и даже сны.

Функции

  • Мотивация к деятельности. Если создать достаточно яркий образ своего желания, то он будет придавать энергии для его достижения.
  • Регуляция поведения. При возникновении сложных ситуаций, требующих принятия решений, воображение может помочь обнаружить наиболее действенные, творческие и креативные варианты.
  • Иллюзорное удовлетворение потребностей с помощью замещения реальности фантазиями. Иногда это позволяет сохранить душевное равновесие и психологическое, моральное состояние в момент трудностей. Но, к сожалению, если часто использовать воображение для облечения проживания жизненных неурядиц, появляется высокий риск утратить полностью связь с реальностью. Так случается при игровой зависимости.
  • Организация познания. Если по каким-либо причинам не удаётся осуществить изучение важного объекта или предмета, то с помощью образов его вполне возможно смоделировать, достроив недостающие элементы.

Игры

Игры подходят не только детям, взрослые также вполне могут «прокачать» своё образное мышление, причём, весело и интересно.

  • Рассказчик. Если у вас есть ребёнок, попробуйте ему не только читать книги, но и придумывать свои собственные, особенные сказки. Пусть это будут коротенькие истории. Если главными героями в них станут его любимые животные, игрушки, то они запомнятся ему на очень много лет. С друзьями можно придумать одну совместную историю. Предлагая по фразе, вы удивитесь, что получится в итоге. Вдруг у вашей компании настолько великий потенциал, что мир получит новые произведения литературы? В крайнем случае, вы отлично повеселитесь.
  • Крокодил. Мало кто не знает об этой игре, но на всякий случай коротко расскажу о правилах. Необходимо выбрать одного человека, который будет изображать, а может даже, рисовать загаданное ему слово. Задачей остальных участников будет угадывать, что он показывает.
  • Фантастические вопросы. Придумайте необычный, нестандартный вопрос и попробуйте найти на него такие же необычные ответы. Например: «Что вы сделаете, если сейчас из туалета в вашем доме послышится рев медведя с просьбой освободить его?».

Схемы и карты

Вполне подойдут обычные карты мира или вашей страны. Внимательно изучите каждый город, островок, пробуя представить, как он выглядит в реальности. Допустим, что по Антарктиде бегают белые медведи, пингвины ловят рыбку и высиживают птенцов.

Также можете создать карту собственной квартиры и не просто её расположение, а указав маршрут, по которому следует отправиться, чтобы найти спрятанные сокровища. Заботливо вами оставленные заранее. На любой праздник этот квест окажется отличным подарком не только для ребёнка, но и любимого человека.

Занимательная геометрия и математика

Если сочинения рассказов и рисование фантастических животных не самые лучшие свойства и таланты вашей личности, то можете выполнять задания, которые подойдут для людей технического склада.

Допустим, существуют достаточно сложные и красивые рисунки из точек, которые необходимо соединить линиями по очерёдности. Посмотрите интересные задачи со спичками, рисуйте геометрические фигуры, не отрывая карандаша от бумаги.

Решайте примеры в уме. Если не выходит, представляйте, как вы вычитаете или прибавляете в столбик, или, допустим, считаете яблоки, машины, кольца, или даже бутерброды. В общем, дайте волю своей фантазии.

Чтение

В процессе чтения непроизвольно в голове возникают образы, которые описывают героев, природу, события. Мы представляем себя на месте людей, о которых идёт речь, благодаря этому испытываем различные чувства.

Поэтому уделяйте больше внимания художественной литературе. Это поможет также укрепить память, расширить словарный запас, улучшить правописание, повысить интеллектуальный уровень и много чего другого. О прочих полезных свойствах чтения вы узнаете, если перейдёте по этой ссылке.

Фото

Разглядывайте картинки, фотографии, произведения искусства. Это поможет расширить кругозор, вдохновит на создание своих творений, пусть даже кулинарных.

Да и предаться фантазиям, мечтам порой бывает очень важно. Это даёт энергию и стимул двигаться дальше, развиваться и становиться лучше.

Кстати, из наиболее понравившихся фото можно потом составить коллаж желаний. Он также способствует реализации мечты, хотя бы потому, что образ того что хочется, становится более четким и понятным. Подробнее о том, как его сделать, вы узнаете тут.

Завершение

Развить воображение вполне возможно при любых условиях. Например, разглядывая людей в транспорте и придумывая, кем они работают, с кем живут, куда едут и вообще, чем наполнена их жизнь.

Кстати, метод альфа-визуализации поможет вам скорее претворить в реальность мечты. Даже если некоторые из них кажутся труднореализуемыми.

Помимо того, что в процессе будет улучшаться ваше образное мышление, вы ещё и научитесь делать свои мысли материальными. С пользой, а не во вред себе, как это часто происходит по незнанию.

А на сегодня всё, уважаемые читатели. Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Источник: https://Qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/voobrazhenie-v-psihologii.html

Воображение: понятие, виды и функции

Функции воображения

Понятие “воображение” знакомо многим. Всем прекрасно известно о том, что человек живет, а не только созерцает этот мир. Помимо того, что люди познают окружающее пространство, они также занимаются его изменением.

Что такое воображение?

Абсолютно каждый человек, сам того не подозревая, занимается преображением природы, непроизвольно создает предметы и улучшает жизнь. Всего этого добиться бы не удалось, если бы люди не могли оценивать и представлять результаты своей деятельности.

Для того чтобы заняться преображением своей жизни и мира в целом, на практике необходимо вначале это мысленно все представить. Отсюда и берет свое начало такое понятие, как воображение. Психологические процессы в этом направлении играют очень важную роль. Человек создает новые образы благодаря переработке полученных материалов и накопленной ранее информации.

Только люди могут осуществлять представление ожидаемого результата. Животным такое не присуще, поэтому они следуют инертному поведению.

Влияние силы воображения

Воображение человека имеет тесную связь со всеми сторонами в жизнедеятельности. Оно тесно связано с памятью, так как опирается на воспоминание в момент перерабатываемой информации и на основе этого переводит мысли в воображаемую картинку. Также тесная связь воображения существует и с мышлением.

Это очень ярко проявляется в момент проблемной ситуации, когда человек сталкивается с неопределенностью или же у него отсутствуют условия решения той или иной задачи.

Когда происходят проблемные ситуации, мышление человека отвечает за воображение, и оно таким образом мотивирует на потребительские нужды личность.

В психологии воображение – это процесс создания новых мыслеформ или образов на основе тех, которые уже ранее существовали.

Образы

Мыслительная деятельность человека направлена на созидание различных образов воображения, основные из которых описаны ниже.

  1. Образ, который отображает объективную реальность. Сущность заключается в том, что происходит материальная реализация предмета, по сути, это объективное представление окружающего мира. Абсолютно каждый человек свободно может представить себе различные виды и пейзажи, которые никак нельзя встретить в больших городах. Но мысленно человек может переместиться в эту альтернативную реальность для того, чтобы на некоторое время расслабиться и удовлетворить свое воображение.
  2. Символическое воображение. Суть его заключается в символическом представлении, которое не имеет конкретики и вещественного доказательства. Оперирование символами является отличным способом понять весьма сложную реальность человека в его воображении. Этот вид мышления относится к творческому, таким образом человек представляет вещи, которые не совсем реальны или ранее никогда не были использованы, но теперь воображение имеет все шансы дополнить реальность новыми элементами.

Функции воображения

Планирование. Именно будущий результат дает возможность человеческому мозгу изначально создать некий субъект воображения.

  1. Познание. Когда в воображении начинает вырисовываться что-то новое, что пока еще находится за пределами существующего.
  2. Адаптация или приспособительная функция. Если окунуться в психологию ребенка, то можно заметить весьма конфликтную ситуацию, связанную с избытком внешней информации и дефицитом средств, которые позволят это объяснить и объединить с окружающей средой. В такой момент детский мозг начинает противопоставлять потоку информации извне при помощи воображения. Это состояние представляет огромный интерес. Проследить его можно на примере осознания ребенком сказок. Прослушав историю, он почерпнул для себя что-то новое и необычное. Спустя время в этой же истории он сможет отыскать для себя новые моменты для восприятия. Некоторые функции воображения хорошо прослеживаются в детском возрасте.
  3. Дети очень часто рассказывают жуткие истории. Это в первую очередь связано с тем, что детский страх проявляет свою сущность на определенном этапе жизни ребенка. К примеру, образы из прошлого дополняются новой информацией, и воображение начинает свою работу.

Человеческое осознание по своей сути является очень активным, поэтому в момент создания новых образов воображение по-настоящему начинает заниматься непроизвольным производством фантастики. Зачастую это происходит в тот момент, когда человек находится в сонном или полусонном состоянии.

Виды воображения

Произвольное воображение, в свою очередь, представляет собой обдуманный процесс построения образа, и это связано с поставленной целью в определенной деятельности.

Для того чтобы осуществить такой вид деятельности, необходимо сознательно создать образ и только по его мотивам будет виден результат.

Произвольное воображение возникает в раннем возрасте и очень хорошо развивается в период детских игр.

Также понятие воображения различается по степени уникальности. Согласно этому оно бывает репродуктивным и творческим. Особенность первого вида заключается в том, что для человека специально создают новые для него образы, но те, которые уже существуют или существовали ранее в различных культурах.

Суть воссоздания образа может быть скрыта и брать свои истоки в словесном описании. Благодаря этому происходит восприятие изображения, и человек представляет некую схему или картину. Созидающее воображение играет немаловажную роль в жизни человека.

Такой способ мышления позволяет индивиду осуществлять обмен опытом, который был достигнут совершенно другими людьми.

Творческое воображение

Особое внимание уделяется развитию творческого воображения. Оно является самым уникальным. Это самостоятельное создание новых образов, они не подсмотрены где-либо и не были ранее услышаны.

Это все создается в голове и, следовательно, продукт жизнедеятельности получается оригинальным. Такой процесс мышления с оригинальным образом не имеет никакой опоры на готовые работы или ранее описанные.

Данный вид воображения является, наверное, самым важным из всех видов. Это своеобразный двигатель творческой деятельности.

Что такое мечта?

Мечта является особой формой воображения у человека. Она всегда четко направлена на будущее. Именно мечта обеспечивает человеку возможность осуществлять планирование, ставить цели и достигать их. Те образы, которые создаются индивидом в мечтах, являются очень яркими, конкретными и живыми.

Мечты являются эмоционально насыщенными и становятся привлекательными для субъекта. Но, в свою очередь, они не всегда бывают полезным. Только те, которые связаны с настоящим, можно считать полезными и достижимыми.

Если же это фантазии, которые в жизни никак невозможно осуществить, то это может привести к серьезным умственным беспокойствам и даже безумию. Очень часто появляются вопросы, которые связаны с процессом стимуляции и создания новых способов воображения.

Для того чтобы в голове человека появилась идея, воображаемой деятельности необходим импульс. Что должно произойти в жизни человека, после чего появятся новые идеи и оригинальные образы? Психологи трудятся не покладая рук для того, чтобы отыскать ответ на этот вопрос и таким образом сделать процесс воображения более предсказуемым.

Они пытаются отыскать пути решения проблемы, связанные с методиками осуществления воображения. Все те методы, которые ранее были рассмотрены в психологии, были освещены Фрейдом в психоанализе. Но этого оказалось недостаточно для современного человека.

Ассоциативное воображение

Психологи начали уделять особое внимание свободно-ассоциативному воображению.

Эта техника позволяет в полной мере использовать воображение, позволяя ему стимулировать сам творческий процесс и таким образом создавать механизм, воздействующий на сам очаг фантазирования.

Психологи выработали сразу же несколько механизмов, которые позволяют это осуществить. В психологии воображение — это отражение действительности, которая представляется в новых непривычных формах.

  1. Концентрация. Механизм, который связан с особым вниманием на происходящее в образе, позволяет более углубленно разобраться в проблеме, так как рассматривает именно полное ее содержание.
  2. Перемещение. Психологи неоднократно доказывали тот факт, что во время сна человек видит искаженное изображение. Все люди или предметы, которые существуют в реальном мире во сне, смотрятся совсем по-другому, и отношение к ним складывается иначе. Таким образом и появляются невероятные супергерои во снах.
  3. Абстрактное воображение. Это весьма необычное обструктивное содержание конкретного образа. Данный способ воздействия очень часто создается в результате использования различного рода металла. Когда человек использует свое воображение, он в первую очередь начинает пользоваться своим скрытым потенциалом творчества. Для того чтобы дать характеристику отношения человека к миру, очень важно ознакомиться с его фанатзиями. Такие люди очень внимательно подходят окружающим предметам для того, чтобы после создать необычную картинку в своей голове и переместиться в альтернативную реальность. Но в наше время очень много людей сталкиваются с реальными ситуациями, где их фантазии и воображения переходят за грань, и это будут не совсем приятные ситуации. Роль воображения в жизни человека очень значима. Именно оно может сыграть с индивидуумом злую шутку и заставить его проявить свою сущность в момент, когда произошла встреча со страхом. Люди с сильным воображением очень мнительны и восприимчивы. Творческие люди очень часто теряются в своих мыслях и не обращают внимания на окружающий мир. Они концентрируются на своих фантазиях и размышлениях и поэтому не замечают окружающих.

Понятие “воображение” часто упоминается в детской психологии. Ведь у малышей оно проявляется наиболее ярко и открыто. задача родителей – направить воображение ребенка в созидательное русло. Существует много игр на воображение для детей. Например, можно вместе сочинять интересные позитивные истории. Есть еще одна техника – рассказать любую сказку наоборот или вообще придумать новую.

Источник: https://FB.ru/article/382809/voobrajenie-ponyatie-vidyi-i-funktsii

Что такое воображение в психологии?

Функции воображения

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.

  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.

  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать.

Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

Источник: https://psychologyc.ru/chto-takoe-voobrazhenie-funkcii-vidy-i-sposoby-razvitiya-voobrazheniya/

Воображение – что это в психологии. Его свойства и функции

Функции воображения

Получая и обрабатывая данные наших органов чувств, мы не просто познаем мир, но в меру своих способностей преобразуем его, причем не только в реальности, но и на уровне сознания.

Изменение образной информации играет ключевую роль в творчестве, а еще без него невозможна никакая продуктивная деятельность.

Это мысленное преобразование действительности и есть воображение – один из высших познавательных процессов, присущих только человеку.

Особенности воображения как психического процесса

Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.

Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.

В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов.

Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов.

Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

Воображение и образное мышление

Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.

В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:

  • к анализу информации;
  • выделению отдельных ее составляющих;
  • преобразованию их;
  • последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.

Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может.

Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.

Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.

Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:

  • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
  • Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
  • А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.

Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

Физиологическая основа воображения

Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:

  • Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
  • Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.

В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.

Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя.

То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма.

По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.

В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый.

Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.

  • От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
  • От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
  • От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.

Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.

Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма.

Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте.

Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.

Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще.

Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных.

Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании.

Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ.

Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности.

Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву.

Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

Источник: https://psychologist.tips/835-voobrazhenie-chto-eto-v-psihologii-ego-svojstva-i-funktsii.html

Воображение в жизни человека

Функции воображения

Воображение в жизни человека

15.04.2015

Снежана Иванова

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются.

Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее.  Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора.

Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения.

Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые —  неповторимые и уникальные.

 Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс  выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки  и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование.

     Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.

  • Гиперболизация.

     Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.

  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу.

    Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.

  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета.

    Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.

  •  Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков.

     Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.

  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность.  Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения.

Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации.

Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие.

Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления.

Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим  раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное  условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект.

Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.

Источник: https://psyh.info/article/sposobnosti/voobrazhenie-v-zhizni-cheloveka.html

ovdmitjb

Add comment