Irvuz

Франкл и смысл жизни

Содержание

Что такое смысл жизни человека? Поиск смысла жизни

Франкл и смысл жизни

«Если человек задумался о смысле жизни, значит он серьёзно болен» – сказал Зигмунд Фрейд.

И он же, резюмируя свой путь на склоне лет, как-то грустно добавил: «В своих исследованиях грандиозного здания человеческой психики я остановился в подвале».

Не удовлетворившись «скитаниями по подвалу», Виктор Франкл создал собственное направление экзистенциального анализа, положенное в основу нового направления психотерапии – логотерапии.

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997)

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать увидеть этот смысл другим. © Виктор Франкл

Будучи австрийцем по происхождению, Франкл располагал уникальной возможностью обучаться у основателей ведущих классических направлений психоанализа Фрейда и Адлера, но рано заявил о своем несогласии с их краеугольными концепциями.

И в возрасте 22 лет был исключен из Общества индивидуальной психологии Адлера. В противоположность концепции Фрейда, единственным путём к душевному, психическому здоровью Франкл считал осознание человеком осмысленности своей жизни.

А утрату этого смысла – напрямую связал с основной причиной не только болезней, но и главных человеческих бед.

В 1942 году Франкл попадает в свой первый концлагерь. За годы войны ему предстояло сменить 4 немецких лагеря. Сменить, выжить и дожить до 92 лет, оставив современникам и потомкам богатейшее интеллектуальное и духовное наследие.

В нечеловеческих условиях, где люди никогда не знали, проснутся ли утром и доживут ли до вечера, доктор Франкл продолжал практиковать.

Каждый раз он убеждался в правоте и состоятельности основополагающего принципа логотерапии:
В самой тяжёлой ситуации шансы выжить и остаться человеком имеет только тот, кто сохранил веру в смысл своей жизни.

Результаты лагерной практики и сделанные им выводы легли в основу: книги Франкла «Сказать жизни “Да”!»[2], отнесенную Национальной библиотекой конгресса США к десятку книг, оказавших на жизнь и представления людей о ней самое сильное влияние; и монументального труда – «Человек в поисках смысла» [1], разошедшегося тиражом свыше 12 миллионов экземпляров.

Индивидуальный смысл жизни

Ответьте себе на вопрос: «Почему вас не посещают мысли о самоубийстве?», и вы определитесь со смыслом своего бытия.

Виктор Франкл уверен: в жизни любого человека присутствует некий сверхсмысл, но постичь его ему не дано, как отдельной ветви дерева не дано постичь конечного смысла существования дерева.

Уверенность в существовании этого смысла делает человека более жизнеспособным, а его жизнь – оправданной и значимой, поскольку наделяет высшей логикой любую жизненную драму.

Смысл не только ведёт человека по тропинкам жизни, но и поддерживает в самых трудных ситуациях, помогая отыскивать скрытые ресурсы воли и психики, необходимые для нахождения выхода.

Человек – «животное общественное», и в каждом живет древний инстинкт стадности. Но все мы имеем задачу, лежащую за пределами ограничений социума. Возможности для развития личности предоставляет сообщество, но и оно же опирается на отдельные личности.

По убеждению Франкла, сообщество прекращается там, где отрицается индивидуальность. Тогда оно ничем не отличается от стада и толпы. В то время как социум, ориентированный на отдельные личности, можно сравнить с чудесным мозаичным рисунком.

В первом случае каждый из булыжников легко заменяется другим, во втором – каждый отдельный элемент мозаики по своему уникален. Поэтому, если выпадет один – менять придётся весь рисунок.

Потерю одной личности сообщество рассматривает как невосполнимое, а толпа подавляет любую индивидуальность в пользу равенства.

[/stextbox]

Живя в социуме, человек, как нечто завершённое в самом себе, не может признаваться составляющим элементом любой системы высшего порядка, поскольку это означало бы для него потерю достоинства. Человек живёт в соответствии с принципом: «Быть – значит отличаться».

И Франкл пытается уберечь нас от стремления стать совершенными. Если бы это было возможно, то любого из нас было бы легко заменить на кого-то другого.

Существование человека как личности предполагает его полную непохожесть на других, наделяя нашу жизнь индивидуальным смыслом.

Человеку, обладающему ценностями, легче принимать решения в типичных ситуациях.

В случае, если он реализует лишь ценности, предлагаемые обществом – необходимость в принятии решений и ответственности полностью нивелируется. Человек превращается в верблюда, «несущего ценности».

За избавление от ответственности и необходимости думать человек расплачивается свободой принимать решения в соответствии со своими уникальными убеждениями.

То, что делает нас несовершенными – делает нас незаменимыми и неповторимыми, ведь каждый из нас несовершенен по-своему.

Сливаясь с толпой, человек может попрощаться с одним из своих важнейших качеств – способностью брать ответственность.

Как отметил Франкл, когда кто-нибудь признаёт и ведёт себя «частичкой высшего целого», он привыкает к умиротворяющему и комфортному состоянию отсутствия ответственности.

[/stextbox]

И очень скоро социальные нормы и комфорт этого состояния полностью вытесняют личную ответственность – главную привилегию, дающую человеку право считать себя таковым.

Совесть – инструмент к поиску смысла жизни

Универсального путеводителя по дорогам, ведущим в «страну смысла» – нет, как нет идеального человека и универсального смысла. Так, например, ошибочным следует считать распространённое утверждение, что человечество живёт только лишь для воспроизводства себе подобных.

Если бы это было так, то жизнь женщины, не способной иметь детей, теряла бы всякий смысл. А смысл каждого существующего поколения заключался бы в слепой передаче потомкам «пакета нерешённых проблем» – по меткому выражению психологов, в «перебрасывании горячей картошки».

Каждый из нас стремится к счастью своим путем, используя для этой цели разные средства.

Человек вкладывает в понятие счастья свой смысл – здоровье, семья, творчество, отношения, успешная карьера, душевное благополучие, любовь, возможность отдавать или самосовершенствование.

Достигать своих целей в состоянии счастья – значит проживать жизнь осмысленно. И наоборот, жизнь, утратившая всякий смысл, превращается в существование, где место счастью отсутствует по определению.

Как сказал А. Эйнштейн: «Человек, который признает свою жизнь лишённой смысла – не только несчастлив, но и едва пригоден для жизни».

Обычное состояние человека – напряжение между тем, что «я есмь» и тем, кем мне следует стать; между бытием и смыслом, идеалом и реальностью. Но впереди бытия у человека мыслящего всегда идёт смысл.

Именно смысл выстраивает и направляет весь ход событий, упорядочивает время нашей жизни.

Поскольку каждый из нас уникален, то смысл для каждого относителен. Но Франкл не акцентирует внимание на относительности, а смещает акцент на его уникальности.

И задача терапевта не в том, чтобы навязать пациенту своё понимание смысла – а помочь ему отыскать его собственное.

Еврейский мудрец Гиллель говорил: «Если не я сделаю это – то кто это сделает? И если я не сделаю это немедленно – то когда же мне это сделать? Если я сделаю это для самого себя – то кем буду я?».

У любой ситуации имеется свой смысл, который далеко не всегда совпадает с общественными идеалами. И ситуации, смысл которых не был нами обнаружен и понят – будут повторяться в разных интерпретациях вновь и вновь. Человеку, решающему временно укрыться от проблем, могут дать «отпуск без содержания».

Вариантов его провождения не много: за стаканом (бутылкой) спиртного по вечерам; сексуальные связи без разбора, или наркотические зависимости; просто плеванием в потолок. Но рано или поздно жизнь предъявит свой счёт, а ресурсов на то, чтобы погасить его – окажеться слишком мало или вообще не будет.

Если человек, забыв о смысле и цели своего существования, полностью сосредоточил внимание на средствах её достижения – расплатой за бегство от себя станет состояние, которое психологи назвали «неврозом выходного дня». Проще говоря – ощущение щемящей пустоты собственной жизни.

Универсальным инструментом, помогающим человеку определиться со смыслом своей жизни Франкл считает совесть. Поскольку наша совесть – продукт интуиции, то ей свойственны творческие возможности.

Смысл уникальный сегодня – может стать универсальным завтра. К примеру, когда-то запрет «не убей» мог быть не более, чем продуктом свободной фантазии каннибала.

Сегодня – в этот тезис вложен общечеловеческий универсальный смысл.

Отсутствие смысла – экзистенциальный вакуум

Духовные традиции рушатся. Но, открывая перед человеком новые возможности науки и цифровых технологий, цивилизация не спешит создавать и предлагать другие, по крайней мере столь же эффективные духовные парадигмы. Результат такой тенденции – экзистенциальный вакуум, проявляющий себя как полное отсутствие всякого смысла существования.

Поэтому, как писал Франкл, в числе главных задач, которые должны стоять перед образованием и каждым человеком – развитие способностей человека брать ответственность и принимать независимые решения.

Когда десять заповедей перестают восприниматься как безусловный запрет, человек должен научиться следовать десяти тысячам заповедей, которые заключают в себе смысл каждой уникальной ситуации. И здесь окончательное решение всегда остается за ним. Задают вектор – разум и совесть, но и они склонны ошибаться.

Принимая окончательное решение, всегда лучше полагаться на совесть, действуя по принципам: «Если не знаешь как поступить, поступай благородно» или «Делай, что должно – и будь, что будет».

Три способа наполнить жизнь смыслом

У человека, по мнению Франкла, есть три способа сделать свою жизнь осмысленной:

  1. Путем включения в нее аспекта творчества или совершения поступков.
  2. Путем переживания чего-либо, связанного с социумом, или переживаний по поводу кого-либо, кто имеет значение.
  3. Путем переживания страданий в случае, если пути 1 и 2 оказываются недоступны.

Таким образом, самые естественные пути сделать жизнь осмысленной – реализовать свои творческие способности или обрести общество любимого человека. Если же мы оказались в ситуации, когда эти пути недоступны в связи со сложностью жизненного периода, смысл всегда можно отыскать в том страдании и вынужденных ограничениях, которые нам суждено испытывать.

Отличный пример из книги Виктора Франкла: «Человек в поисках смысла»:

У одного из его пациентов, по совпадению, практикующего врача, год назад скончалась любимая супруга, с которой он прожил не одно десятилетие. Шло время, но боль потери не утихала, а напротив, становилась все острее.

На приёме Франкл спросил пациента: — Скажите, вы не пробовали поразмыслить над тем, что пришлось бы перенести вашей жене, если бы вы умерли раньше неё?

— Это совершенно немыслимо – воскликнул он, задумавшись на секунду, – уверен, моя жена прибывала бы в отчаянии.

— Теперь вы действительно поняли, что сумели уберечь её от этих переживаний, ведь ей не пришлось пережить то, что сейчас испытываете вы в связи с ее уходом.

Первый раз за время приёма на лице пациента появилось подобие осмысленной улыбки. Он молча встал, пожал руку Франклу и твёрдым шагом покинул кабинет.

Пациент испытал глубочайший инсайт, и буквально за один миг его жизнь и статус «Homo patiens» (человек страдающий) обрели совершенно новое значение.

При этом, подчёркивает Франкл, для коренного перелома в сознании и представлениях о своём положении не были задействованы никакие терапевтические и психотерапевтические методы. Оказалось, достаточно изменить отношение человека к своей непростой ситуации, к своему страданию.

Судьба в данном случае распорядилась отказаться от возможности реализации смысла жизни через аспект любви, но оставила возможность адаптироваться и отыскать смысл в новых, более жёстких условиях и иных ценностях.

Эвтаназия

Эвтаназия – практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.

Франкл всегда активно осуждал эвтаназию, будучи уверенным, что миссия врача – делать всё, от него зависящее для того, чтобы помогать тяжело больному человеку реализовать своё право и стремление жить.

В равной мере он осуждал и самоубийц, которых сравнивал с несдержанными шахматистами, которые вместо поиска решения задачи = отыскания смысла ситуации – просто смахивают фигуры с доски.

Он полагает: и в первом и во втором случае если бы судьба распорядилась окончить путешествие человека в этом мире, она нашла бы множество эффективных способов довести дело до конца.

Жизнь и всё, что в ней происходит – всегда обретает особый смысл в том случае, если это что-то даётся с трудом.

И если решение ответственной задачи или окончание миссии, по мнению человека – крайне важно и находится в прямой зависимости от его выживания, то он непременно будет бороться. Сделает всё возможное, чтобы переломить ситуацию.

И не врачу здесь принимать на себя роль вершителя судеб, поскольку вероятность субъективного = ошибочного решения всегда присутствует.

Прогресс не стоит на месте. То, что казалось чудом вчера – завтра станет повседневной медицинской практикой.

Идеи, технологии помогают спасать пациентов, которых официальная медицина ещё совсем недавно признавала безнадёжными «овощами» и «приговаривала» к эвтаназии.

Поэтому главная задача врача, уверен Франкл – научить пациента благоговеть перед жизнью и наполнить свои дни смыслом. А не лишать его жизни и остатка надежды, принудительно отключая от аппарата жизнеобеспечения.

Как сказал Фридрих Ницше: «Если человеку есть Зачем жить, он вынесет любое Как».

Источник: https://goal-life.com/page/kniga/viktor-frankl/chto-takoe-smisl-zhizni-cheloveka

Смысл жизни человека по Франклу (стр. 1 из 2)

Франкл и смысл жизни

План

1. Введение

2. Проблема смысла жизни человека по Франклу

3. Понятие “экзистенциального вакуума”

4. Виды смыслов по Франклу: ценности

5. Учение Франкла о свободе воли

Заключение

Список литературы

1. Введение

Проблема смысла жизни поднимается на каждом новом историческом этапе и в сознании каждого размышляющего о бытии человека.

Человек – единственный среди живых существ – способен объективировать собственное бытие и вместе с тем осознавать конечность всякого существования.

Вопрос о смысле жизни, являясь глубинной основой человеческой мотивации, теснейшим образом связан с пониманием специфики человеческого существования, его природы и сущности.

Человеческий род, понимаемый как исторически сменяющие друг друга поколения людей, обладает определенными специфическими чертами, которые качественно отличают его от других живых существ. Развитие человека и общества связано с изменениями условий бытия людей и их представлений о смысле жизни.

Попытки философов определить некий вечный смысл жизни изначально были обречены на неудачу, ибо, будучи детерминированным общественной средой и социальной ориентацией личности он каждый раз выявляет себя по-новому.

В любой исторической эпохе существуют только ей присущие доминанты в определении смысла жизни и по мере ее развития он претерпевает существенные изменения, приобретая новые социально значимые качества.

Так на смену традиционно-религиозным представлениям (готовить себя к потусторонней жизни) приходят толкования смысла жизни с позиций абстрактной добродетели (служить истине, добру), максимального удовлетворения биологических потребностей человека (стремление к достижению наибольшего наслаждения), экзистенциально-пессимистические концепции (человек рождается для страдания и смерти) и т.д.

Решение проблемы смысла жизни в социально-психологическом аспекте предлагает В. Франкл, отводя важнейшую роль в изучении смысла жизни субъекту, стремящемуся к поиску и реализации смысла своего существования.

2. Проблема смысла жизни человека по Франклу

Франкл утверждает:

а) что человеческий дух есть особая сущность, которая и испытывает потребность в смысле;

б) что смыслы в мире существуют объективно, поскольку даны Богом;

в) что поэтому за реализацию смыслов человек несет ответственность перед Богом;

г) что познание интуитивно, и совесть есть тот орган, который всегда и в любой ситуации провидит “должное”.

Смысл действий есть их результат (совокупность всех последствий). Человек существует во взаимосвязанном мире и в силу этого любое его действие или бездействие (то есть само его существование) объективно имеет тот или иной результат. Понимание результата как смысла – субъективно, но объективно обусловлено имеющейся у человека потребностью в смысле.

(Результат объективно существует во внешней реальности; смысл является его образом в нашей логической реальности, но в этой реальности он также существует объективно. Не стоит вновь напоминать, что про внешнюю реальность мы ничего не знаем и имеем на практике дело только с реальностью своих представлений).

Смысл жизни человека это совокупность всех последствий его существования в объективном мире.

Цель есть еще не достигнутый результат, к которому человек намеренно стремится. Возможный результат должен объективно существовать в пространстве возможностей (иначе нет смысла к нему стремиться так как он был бы недостижим). И в этом смысле он объективен и может быть только открыт (а не выдуман или изобретен).

Но понятие цели всегда субъективно, поскольку субъективно (и не наблюдаемо!) намерение. Каковое, впрочем, также объективно обусловлено потребностью “человека рационального” в том, чтобы его поведение было целесообразным. Если человек пассивен, то нет смысла говорить о рациональном управлении поведением.

Если же он намеренно активен, то эта активность не абстрактна, а всегда проявляется в конкретной объективной ситуации жизни. При этом среди своих возможных действий человек пытается выбрать те, которые повлияют на данную ситуацию в пользу реализации одного или нескольких ее возможных исходов, которые выбираются из всего множества таких возможностей в качестве целей.

Цель сознательного существования человека – изменить смысл этого своего существования (на более желательный из возможных).

Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не “вторичной рационализацией” инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим вот этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности.

Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.

Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Франкл подчеркивает, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить.

Найти смысл – не конечная цель человека. Нужно еще осуществить его.

Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличии от влечения, порождаемого потребностями, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения.

Поскольку стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, его индивидуальности.

Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, в своей ориентации на общество смысл жизни трансцендирует себя.

И наоборот, смысл общества в свою очередь конституируется существованием индивидов [2; С.15].

Таким образом, учение о смысле жизни в теории Франкла может быть выражено в следующем тезисе: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

Осуществление смысла своей жизни является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необходимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом.

Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым самого себя (самоактуализация).

3. Понятие “экзистенциального вакуума”

Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум – явление широко распространенное в наши дни. Это вполне понятно и может быть объяснено той двойной потерей, которой подвергся человек с тех пор, как стал действительно человеком.

В начале человеческой истории человек потерял некоторые из основных животных инстинктов, которые определяли поведение животного и посредством которого оно охранялось. Такая защита, подобно раю, закрыта для человека навсегда; человек должен совершать выбор.

Вдобавок к этому при последующем развитии человек претерпел вторую потерю: традиции, которые служили опорой его поведения, сейчас быстро разрушаются. Никакой инстинкт не говорит ему, что он вынужден делать, никакая традиция не подсказывает ему, что он должен делать, вскоре он уже не знает, что он хочет делать.

Все больше и больше от начинает руководствоваться тем, что заставляют его делать другие, все в большей степени становясь жертвой конформизма.

Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии скуки. Теперь вполне понятен Шопенгауэр, когда он говорил, что человечество, по-видимому, обречено вечно колебаться между двумя крайностями – нуждой и скукой.

Действительно, скука в наше время ставит перед психиатром гораздо больше проблем, нежели нужда. И эти проблемы растут с угрожающей быстротой, так как процесс автоматизации, по-видимому, приведет к значительному увеличению свободного времени.

Беда состоит в том, что большинство не знает, что же делать со вновь образовавшимся свободным временем” [1; С.128].

Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические “ноогенные неврозы”, распространившиеся в послевоенный период в странах Западной и Восточной Европы.

Франкл так говорит о влиянии вакуума: “Давайте задумаемся, например, о “воскресных неврозах” – таком виде депрессии, который охватывает многих при сознании недостатка содержания своей жизни, когда обрывается натиск недельных занятий и становится очевидна пустота собственного существования.

Немало случаев самоубийства можно было бы объяснить экзистенциальным вакуумом. Такие широко распространенные явления, как алкоголизм или юношеская преступность, будут непонятны до тех пор, пока мы не обнаружим экзистенциальный вакуум, лежащий в их основе.

Это справедливо также и по отношению к преступникам, и по отношению к кризисам пожилых людей.

Более того, существуют различные скрытые формы и ложные проявления, за которыми обнаруживается экзистенциальный вакуум.

Иногда фрустрированная потребность в смысле жизни компенсируется стремлением к власти, включая наиболее примитивную форму воли к власти – желание денег. В других случаях место фрустрированной потребности в смысле жизни занимает стремление к удовольствию.

Экзистенциальная фрустрация поэтому часто приводит к сексуальной компенсации. В таких случаях мы наблюдаем сильное сексуальное влечение, разросшееся на почве экзистенциального вакуума. Аналогичное явление имеет место в случае невроза.

Поэтому логотерапия назначается не только в нусогенных случаях, как было отмечено выше, но также и в психогенных случаях, в частности в тех, что я назвал “псевдосоматогенными неврозами”. [1; С.128].

Источник: https://mirznanii.com/a/199545/smysl-zhizni-cheloveka-po-franklu

Он нашел смысл жизни в концлагере — Виктор Франкл и 5 уроков из его книги «Человек в поисках смысла»

Франкл и смысл жизни

Виктор Франкл — это человек, который прошел через самые ужасные испытания, которые вообще возможно себе представить.

Но, не смотря на всю тяжесть событий, он никогда не терял надежды, и помогал другим находить смысл жизни.

Давайте посмотрим, кто же такой Виктор Франкл и что же ему пришлось пережить перед тем, как он написал свою книгу, а потом мы обсудим, какие уроки с нее можно извлечь.

Книги Виктора Франкла:
«Человек в поисках смысла»
«Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере»

Виктор Франкл родился в 1905 году в еврейской семье госслужащих в Вьене. Когда ему было 9 лет, началась Первая мировая война, и его семья, как и многие другие, оказались в нищете. В эти времена ему даже приходилось ходить с сестрами по фермам и просить еду.

Будучи еще совсем ребенком, Франкл уже проявлял интерес к медицине, а в юношестве он понял что психология и психотерапия — это его путь. В 17 лет он выступил со своей речью “О смысле жизни”, а к 20 (двадцати) годам, переписывался с Зигмундом Фрейдом, на которого Франкл произвел большое впечатление.

Виктор Франкл, его брат Вальтер, и его сестра Стелла

После этого было обучение в Венском университете, исследования, он разработал новый вид психотерапии, логотерапию, основой которой было поиск и анализ смысла существования человека.

Он разработал программу, которая колоссально сократила количество самоубийств в Вене. Он стал третьим гигантом в психологии после Фрейда и Адлера.

И если говорить  простыми словами, то у Фрейда центральное место занимало наслаждение, у Адлера — сила и влияние, однако у Виктора Франкла именно смысл жизни и других ее аспектов был ключевым.

Но в 1938 году нацисты пришли в Австрию. Вначале ему просто запретили принимать Арийских пациентов. Но уже в то время, было большое напряжение, и ужасающие истории от евреев всей Европы. И тут интересная история.

Франклу удалось получить визу в США, и в принципе, он мог бы уехать. Однако, он был единственным членом его семьи, кому выдали визу. И он понимал, что если он уедет, его семья, скорее всего, окажется в концлагере.

Какое-то время он сомневался, ему было сложно принять решение. Но чуть позже , он увидел фрагмент гравированного камня в доме его родителей.

Это был не просто камень, это была часть 10 заповедей, которую отец Франкла забрал с сожженной нацистами синагоги. И именно на этом фрагменте камня, была часть заповеди: “Почитай отца твоего и мать твою”.

И как раз увиденное помогло ему сделать решение. Он остался в Австрии, со своей семьей, и прошел через все ужасы нацистского правления.

В 1942 году случилось то, чего Франкл боялся больше всего. Он, его жена и родители были арестованы и отправлены в концлагерь.

За время войны, Франкл побывал в четырех концентрационных лагерях, одним из которых был лагерь смерти Аушвиц, или более используемое название у нас — Освенцим.

Было множество ситуаций, где он был на волоске от смерти, либо от газовых камер, либо от болезней, истощения и голода. Он  выжил. Но, к сожалению, его отец умер от болезни, а мать, брат и жена были убиты в концлагере.

И в 1946 году он публикует книгу, которую мы сейчас обсудим, под названием “Человек в поисках смысла”, которая описывает его опыт в Аушвице и Дахау, и разъясняет что такое логотерапия.

К моменту смерти Виктора Франкла в 1997 году книга была переведена на 24 языка и разошлась общим тиражом более 10 миллионов экземпляров. На данный момент эта цифра намного больше.  В США она входит в список 10 самых влиятельных книг.

Честно, книга мне была интересна, в первую очередь из-за названия. На самом деле она нелегкая, так как есть части, где Франкл пишет уж очень по-научному, и тем, кто никогда не интересовался психологией, может быть сложно.

Безусловно, опыт Виктора Франкла, также как тема концлагерей, ужасов Второй Мировой является крайне деликатной.

Ни я, ни кто-либо другой, кто не прошел эти испытания, не может говорить об этом всем с исключительной экспертностью.

Но, давайте рассмотрим какие же уроки можно извлечь с жизни и опыта Виктора Франкла, а также его книги “Человек в поисках смысла”, как это все можно проекционировать на нашу з вами жизнь сейчас.

Свобода и ответственность

“…свобода — это еще не самоцель, а только половина дела. Свобода — всего  лишь обратная сторона цельного понятия, позитивной (лицевой) стороной которого является ответственность.

Действительная свобода может   выродиться в простой произвол, если она не ограничена ответственностью.

Вот почему я рекомендую, чтобы статуя Свободы на восточном берегу Америки была дополнена статуей Ответственности на западном берегу.”

Как часто мы жалуемся, что нам не хватает свободы, пусть мы и называем это другим словом.

Финансовой свободы, свободы в плане здоровья, свободы в контексте нашего времени, свобода выбора и других аспектах нашей жизни. Но в то же время многие забывают, что за свободой стоят действия и ответственность.

Многие люди жалуются, что у них нет свободы в чем-то, но взять ответственность, чтобы что-то изменить они не хотят.

У тебя всегда есть выбор

Я думаю все мы, в той или иной форме слышали выражения, что ”не обстоятельства, а то, как мы к ним относимся, и что мы делаем, определяет нашу жизнь”.

Вроде бы как банально, но в то же время, как часто мы можем позволить себе стать жертвой обстоятельств.

Как часто мы жалуемся на внешние факторы, людей, удачу, правительство, страну, родителей, работу и оправдываем свое бездействие, или же видим в нашем окружении людей, которые так поступают.

И тут Виктор Франкл, который прошел через одни из самых страшных испытаний и ужасов,  который потерял все материальные вещи, который потерял все свои профессиональные рукописи, который потерял своих родителей, родственников, друзей, любимую жену в концлагерях, говорит, что человек не зависимо от обстоятельств может остаться человеком, у него всегда есть выбор, обстоятельства его не определяют, он все равно может найти смысл жизни и помогать другим и действовать.

“Человек  в своих действиях  отнюдь не полностью обусловлен  и ограничен;  он сам решает, подчиниться условиям до конца  или противостоять им.  Другими  словами, человек  в конечном счете независим.

 Он не просто существует, но всегда решает, каким будет его существование, каким он станет сам в ближайшую минуту. Таким  же образом,  каждое человеческое  существо обладает свободой меняться  в любой момент.

Человек способен изменить мир к лучшему, насколько это возможно, и изменить себя к лучшему, если это необходимо.”

Твое окружение не определяет твои действия

Описывая свой опыт в концлагере, Франкл рассказывает о разных людях, разных слоев и то как они вели себя в тех обстоятельствах, в которых они оказались.

Были заключенные, которые делали абсолютно все, что возможно, чтобы выжить, а были люди, которые независимо от обстоятельств находили доброе слово или последний кусок хлеба для своего товарища.

Были люди, которым давалась власть во всех этих обстоятельствах и они использовали ее для садизма, террора и издевательств, а были те, для которых власть была возможностью помочь страдающим там людям.

Мы должны быть благодарны за то, что мир далек от тех событий и условий, которые были тогда. И никому не известно наверняка, как бы поступил тот или иной человек в настолько ужасных обстоятельствах.

Однако, Франкл пишет, что поведение человека там, тогда, также было выбором.

“Каждый раз он (человек), решает сам. Не может быть и речи о том, что в концлагере человек необходимым и принудительным образом подчиняется давлению окружающих условий, формирУющий его характер. Благодаря тому, что я в другой связи назвал “упрямство духа”, у него сохраняется и принципиальная возможность оградить себя от влияния этой среды.”

Но если говорить о  наших реалиях сейчас. Как часто мы видим, что одни люди оправдывают свои не самые лучшие поступки, или бездействие, или и свой постоянный негатив, всем, чем только возможно.

У них находится несчитанное количество причин и обстоятельств, почему они не сделали чего-то.

С другой стороны есть люди, к сожалению их  немного, которые выбирают помогать, выбирают быть благодарными, выбирают поддерживать других, не смотря ни на что.

Найди свое “Зачем”

В своих работах, Франкл неоднократно вспоминает цитату Ницше: “Если есть смысл Зачем жить, можно вынести любое Как”

Наверное если свести все теории и практики мотивации, которые сейчас есть, к чему-то одному, так это искренний и осознанный ответ на вопрос: “Зачем тебе это?”

Мы много думаем над тем, а что же делать и как это делать, но зачастую отчетливо ответить на вопрос “Зачем” мы затрудняемся.

Только если наше “Зачем” будет действительно сильным, правдивым, эмоциональным и нашим, только тогда будет сила, терпение настойчивость во всех остальных вопросах.

Важность будущей цели или видения

Франкл говорил, что единственной отличительной чертой тех заключенных, которые на протяжении всего времени делали все, чтобы не падать духом и находить в себе силы — это четкая будущая цель или виденье.

“Любая попытка поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто больше уже не мог верить в будущее, в свое будущее, был потерян. Вместе с будущем он утрачивал духовный стержень, внутреннее ломался и деградировал как телесно, так и душевно ”

Если изучать истории великих людей и достижений, а Виктор Франкл и его работа такими являются, то практически у всех мы можем заметить общую черту, и это яркое и четкое видение будущего, мечта, настолько важна, что находятся силы сделать все, чтобы максимально увеличить возможность ее достижения.

Вот почему цели или виденье действительно важны. Все о них слышали, но не у всех они есть.

Виктор Франкл стал одним из самых влиятельных психологов и психотерапевтов мира, и несмотря на ужасы и трагедии которые он пережил, своим же примером он показал, что у человека всегда есть свобода выбора, а также, насколько важно найти смысл как самой жизни, так и смысл отдельных ее аспектов.

Источник: https://www.motivationx.org/on-nashel-smysl-zhizni-v-kontslagere-viktor-frankl/

Смысл жизни Франкл. Смысл жизни и смерти по Виктору франклу

Франкл и смысл жизни

В чём смысл жизни человека ?Психологи и психотерапевты обычно не задаются таким вопросом, о смысле жизни.Но Виктор Франкл не просто такой вопрос задавал, но и, отвечая на него, давал советы многим, как на самом деле жить легче, осмысленнее и ближе к самому себе.

Общепринята фраза: «смысл жизни в самой жизни». Обычно с этим все соглашаются.И это верно, жизнь сама распорядится, что для неё важно, что не очень.Выдвигается и такой тезис: «Познать себя – главный смысл».Трудно с этим не согласиться. Я в свою очередь в основном к этому и призываю.Но…Мы живём во «внешней» жизни.

Нам совершенно небезразличны наши проявления в этой жизни. Пока мы живы, мы будем «поверхностны», обращать внимание на окружающих нас людей, на происходящие события. На намёки и нюансы, домыслы и выдумки. Жизнь во всей её неприкрашенности и непосредственности, нам интересна!Но наиболее интересно нам то, какое значение мы в этой жизни имеем.

Что для нас важно, что больше привлекает, что меньше, есть ли в этой жизни наше место?И не просто такое, как и у многих, а именно наше, где наше содержание, наш смысл?Делить жизнь на «внутреннюю» и «внешнюю» — большая условность.Внутреннее без внешнего не существует, это диалектические категории.

Разве бывает содержание без формы?Можно ли стремиться к некой внутренней сути без того, чтобы зримо, оформлено и осознанно проявлять её в жизни?Йоги отъединяются от жизни, нечто подобное и у тибетских монахов, дзэн-буддистов.А нам куда? За какие стены прятаться, чтобы обрести единение с собой?А, по-видимому, никуда.

Нам в этой жизни жить! И помимо самого важного: близости к самому себе, единение с самим собой, просто необходимо иметь смысл «вовне», реализацию себя в этой жизни!Виктор Франкл автор логотерапии и. Я уже об этом писал и не раз.

Грубо говоря, логотерапия – это терапия смысла жизни! Парадоксальная интенция – желайте того, чего вы боитесь, и страх пройдёт! «Если страх превращает пугающие мысли в реальность, то слишком сильное желание мешает получить желаемое». (Франкл)Или ещё цитата: «Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он.

Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах».А Франклу можно верить, он прошёл нацистские концлагеря. И там свой смысл жизни видел в том, чтобы помочь выжить другим. Выжить духом. Выжить, обретя смысл жить.

Если интересны афоризмы Франкла, то почитать можно.«Живи так, как если бы жил во второй раз, и в первый раз уже поступил так неправильно, как собираешься поступить сейчас!»Как понять эти слова В. Франкла?Я понимаю так: необходимо перестать бояться ошибиться, ошибки неизбежны и полезны, во всяком случае, не так страшны, как нам кажется. Перестать бояться, начать жить, увидеть смысл в жизни!

Виктор Франкл знаменитая речь 1972 года.

А также скачать пять книг Франкла в формате RTF.

В чём смысл жизни? У каждого свой смысл. И очень интересно пишет об

этом В. Франкл.

Франкл о смысле жизни. «Что же касается самопознания, необходимо остерегаться его гипертрофии, чтобы оно не вырождалось в упражнение в гиперрефлексии»

Эти личные воспоминания демонстрируют, что я пониманию под самотрансценденцией: фундаментально-антропологический феномен, заключающийся в том, что человеческое бытие всегда распространяется за собственные пределы на что-то, чем само не является; на что-то — или на кого-то; на смысл, который кажется достойным осуществления, либо на человека, которому ты предан в своей любви; ведь лишь в служении делу или в любви к другому человеку мы только и становимся людьми и в полной мере реализуем себя. Итак, самореализация может быть достигнута не напрямую, а только окольным путем. Сначала должна быть причина, в качестве следствия которой и происходит такая самореализация. Одним словом, самореализации нельзя достичь, она должна последовать. Однако если она является следствием реализации смысла, то можно также понять, что во времена, когда значительная часть человеческой популяции не способна найти в своей жизни какой-либо смысл, «окольный путь» больше не прокладывается, а подыскивается маршрут покороче. Такие люди напоминают бумеранги: несмотря на распространенный миф о том, что бумеранг всегда возвращается к охотнику после броска, на самом деле это происходит, лишь если бумеранг не попадет в цель, то есть не свалит добычу. Аналогично обстоит дело с самореализацией: особенно пекутся о ней люди, которые, испытав фрустрацию при поиске смысла, возвращаются сами к себе, замыкаются на себя, сами себя «рефлексируют», но в данном случае не только форсируют самонаблюдение, но и усиленно преследуют самореализацию, а поскольку именно такая форсированная интенция отличается выраженной контрпродуктивностью, эти люди рано или поздно неизбежно терпят неудачу.

Человек в поисках смысла цитаты. Главные цитаты из книги Виктора Франкла “Человек в поисках смысла”

1. Счастье подобно бабочке-чем больше его ловишь, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет к вам на плечо. 2. Не ставьте себе целью успех – чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем вернее вы его упустите.

За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться – и получается – как неожиданный побочный эффект личной преданности большому делу, или как побочный результат любви и преданности другому человеку.

Счастье должно возникнуть само собой, как и успех; вы должны дать ему возникнуть, но не заботиться о нем…вы доживете до того, чтоб увидеть, как через долгое время – долгое время, я сказал! – успех придет, и именно потому, что вы забыли о нем думать! 3.

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни. 4. Смысл должен быть найден, но не может быть создан. 5. Если бы все люди были идеальны, тогда каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим. 6.

Человеческая свобода-это не “свобода от”, а “свобода для”-свобода для того, чтобы принимать ответственность. 7. Даже в самой радикальной форме бегства от ответственности – в бегстве от самой жизни путем самоубийства – человек не может убежать от собственного чувства ответственности. 8.

Но мне стало ясно (теперь-то я хорошо понимаю эту истину): любовь гораздо шире физической личности любимого человека. Она сосредоточена на духовном существовании любимого, его внутренней сущности. Присутствует ли он тут физически, и даже жив он или нет, в каком-то смысле теряет значение. 9. Жизнь всегда тем более осмысленна, чем труднее она дается.

10. Как человеку разобраться, каким он должен быть в отличие от того, какой он есть,-лучше всего на этот вопрос ответил Гёте: “Как нам познать себя? Размышляя- никогда, но действуя. Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, что же есть вы. А что же тогда является вашим долгом? Требования каждого дня”.

Виктор Франкл логотерапия. Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии

Франкл – фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.

Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.

В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия.

Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией.

Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.

В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.

Смысл жизни Франкл. Индивидуальный смысл жизни

Ответьте себе на вопрос: «Почему вас не посещают мысли о самоубийстве?», и вы определитесь со смыслом своего бытия.

Виктор Франкл уверен: в жизни любого человека присутствует некий сверхсмысл, но постичь его ему не дано, как отдельной ветви дерева не дано постичь конечного смысла существования дерева.

Уверенность в существовании этого смысла делает человека более жизнеспособным, а его жизнь – оправданной и значимой, поскольку наделяет высшей логикой любую жизненную драму.

Смысл не только ведёт человека по тропинкам жизни, но и поддерживает в самых трудных ситуациях, помогая отыскивать скрытые ресурсы воли и психики, необходимые для нахождения выхода.

Человек – «животное общественное», и в каждом живет древний инстинкт стадности. Но все мы имеем задачу, лежащую за пределами ограничений социума. Возможности для развития личности предоставляет сообщество, но и оно же опирается на отдельные личности.

По убеждению Франкла, сообщество прекращается там, где отрицается индивидуальность. Тогда оно ничем не отличается от стада и толпы. В то время как социум, ориентированный на отдельные личности, можно сравнить с чудесным мозаичным рисунком.

В первом случае каждый из булыжников легко заменяется другим, во втором – каждый отдельный элемент мозаики по своему уникален. Поэтому, если выпадет один – менять придётся весь рисунок.

Потерю одной личности сообщество рассматривает как невосполнимое, а толпа подавляет любую индивидуальность в пользу равенства.

[/stextbox]

Живя в социуме, человек, как нечто завершённое в самом себе, не может признаваться составляющим элементом любой системы высшего порядка, поскольку это означало бы для него потерю достоинства. Человек живёт в соответствии с принципом: «Быть – значит отличаться».

И Франкл пытается уберечь нас от стремления стать совершенными. Если бы это было возможно, то любого из нас было бы легко заменить на кого-то другого.

Существование человека как личности предполагает его полную непохожесть на других, наделяя нашу жизнь индивидуальным смыслом.

Человеку, обладающему ценностями, легче принимать решения в типичных ситуациях.

В случае, если он реализует лишь ценности, предлагаемые обществом – необходимость в принятии решений и ответственности полностью нивелируется. Человек превращается в верблюда, «несущего ценности».

За избавление от ответственности и необходимости думать человек расплачивается свободой принимать решения в соответствии со своими уникальными убеждениями.

То, что делает нас несовершенными – делает нас незаменимыми и неповторимыми, ведь каждый из нас несовершенен по-своему.

Сливаясь с толпой, человек может попрощаться с одним из своих важнейших качеств – способностью брать ответственность.

Как отметил Франкл, когда кто-нибудь признаёт и ведёт себя «частичкой высшего целого», он привыкает к умиротворяющему и комфортному состоянию отсутствия ответственности.

[/stextbox]

И очень скоро социальные нормы и комфорт этого состояния полностью вытесняют личную ответственность – главную привилегию, дающую человеку право считать себя таковым.

Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/stati/smysl-zhizni-i-smerti-po-viktoru-franklu

ovdmitjb

Add comment