Irvuz

Формы воображения

Воображение – что такое, разновидности и как развивать

Формы воображения

Традиционно мышление считается самым главным психическим познавательным процессом, а воображение – неразрывно связанная с ним, но скорее вспомогательная, необходимая для творчества и проектирования способность.

 Только лишь около десяти лет назад в общественном сознании появились идеи о том, что именно волшебный мир воображения, а не какой-либо другой психический процесс, способен в значительной степени изменить жизнь любого человека к лучшему.

Что такое воображение

В последнее время стал широко применяться (в том числе практикующими психологами) метод визуализации, основанный на создании в воображение зрительных образов и управлении ими. Правильно воображая желаемое событие, его можно «привлечь» в свою жизнь, то есть увеличить вероятность того, что оно станет реальностью.

Вопрос о том, материальна ли мысль, давнишний, философский и риторический. Но все чаще ученые находят доказательно того, что мысли (а точнее, мыслительные образы) могут реализоваться во внешнем мире. Научно обосновано, что мечты, фантазии и грезы – не пустое и не просто приятное, а полезное и продуктивное времяпрепровождение.

Можно долго спорить, насколько воображение продуктивно, а можно проверить теорию на практике и поэкспериментировать с собственным воображением.

На сегодняшний день нет единого понимания и определения понятия «воображение», это связано с тем, что его трудно как-либо оценить или измерить, оно слишком абстрактно, эфемерно, субъективно, многогранно и имеет множество характеристик.

Воображение – это:

  • психический познавательный процесс, преобразовывающий, предвосхищающий, выстраивающий варианты действий и поведения;
  • универсальная способность к построению новых образов действительности;
  • форма представления и отображения существующей действительности;
  • способ овладения человеком желанного будущего, помогающий ставить цели и строить планы;
  • психологическая основа творчества;
  • всеобщее свойство сознания.

В детстве человек еще не научен мыслить логически и стереотипно, поэтому много воображает. Благодаря физической активности и задействованию мышления в поиске путей решения практических задач, дети мыслят творчески. Лучше и быстрее всего воображение развивается в игре. И детская ложь часто лишь форма воображения. Дети много придумывают потому, что так интереснее жить.

Воображение строится на имеющейся в сознании картине мира и на личном эмоциональном, интеллектуальном, чувственном, практическом опыте. Процесс воображения невозможен без участия восприятия, внимания, памяти, творческого или дивергентного мышления.

И мышление, и воображение включается в момент неопределенности, проблемности ситуации или мыслительной задачи. Но воображению, в отличие от мышления, не нужна вся полнота знаний, что бы познать нечто.

Воображение не анализирует, а преобразовывает поступающую извне информацию. Кроме того, воображению всегда сопутствуют эмоции: то ли воображаемый образ провоцирует их, то ли эмоция «включает» воображение.

Воображение позволяет получить опыт переживания события, которого не было, нет и, возможно, не будет.

Разновидности воображения

Воображение задействуется во всех видах человеческой деятельности, но чаще всего – в творчестве. Развитое воображение, креативность и образное мышление просто необходимы людям творческих профессий. Но и людям, специфика деятельности которых далека от свободного фантазирования, ежедневно приходится сталкиваться с немалым количеством его видов и форм, не замечая того.

Виды воображения:

  • продуктивное или творческое, когда продукт воображения – относительное или абсолютное новшество;
  • репродуктивное, когда воссоздается уже имеющийся в мире объект.
  • активное, предполагающее некие усилия воли;
  • пассивное или непроизвольное, когда творческий продукт получается непреднамеренно и непредсказуемо.
  1. В зависимости от механизма воображения:
  • схематизация – выявление сходств и сглаживание различий;
  • агглютинация – соединение в сознании несовместимых на первый взгляд объектов;
  • гиперболизация – уменьшение или увеличение объекта или его частей;
  • типизация – выявление главного и повторяющегося элемента в однородных явлениях.

Формы воображения:

  1. Мечта – видение будущего, время наступления которого точно не определено.
  2. Фантазия – в значительной мере видоизмененное отражение действительности.
  3. Грезы – представление недосягаемого и несбыточного.
  4. Галлюцинации – образы, возникающие в сознании без внешнего раздражителя.
  5. Сны – это форма бессознательной визуализации.

Интересный факт! Ученые смогли экспериментально доказать, что в процессе воображения некоего события, в человеческом мозге задействуются все те же зоны, что задействованы, когда действие реально совершается, а не воображается. Получается, что для мозга нет разницы между воображаемым и действительным.

Как развивать воображение

Развивать воображение необходимо для того, чтобы стать более успешным и счастливым человеком, и ждать вдохновения для этого совсем не обязательно. Развитие воображения – намного менее трудоемкое занятие, нежели развитие иного психического процесса, способности, качества личности.

Все начинается с мечты! Чтобы развить воображение, нужно учиться мечтать.

Какой-нибудь взрослый и серьезный человек наверняка скажет: «Зачем мне тратить время на мечты и фантазии, когда нужно заниматься делами насущными?!».

И человек, решивший поработать над своим характером и личностью, скорее начнет заниматься развитием мышления, памяти, речи, но вряд ли посчитает необходимым развивать способность мечтать.

Однако, мечтание – не пустое занятие, оно развивает логические мышление, память, концентрацию внимания и формирует увлеченность, то есть повышает мотивацию достижений. Во время свободного полета фантазии в голову могут неожиданным образом прийти гениальные идеи, ответы на давно волнующие вопросы, варианты решения проблем.

Такие вспышки озарения называются в психологии «инсайт». Инсайт – это внезапное и не выводимое логическим путем из прошлого опыта осознание сути и правильного решения мыслительной задачи; это непосредственное, интуитивное постижение истины.

Еще один способ развития воображения, способствующий самореализации – визуализация – представление определенного, желанного, конкретного, предельно точного до мелочей образа прославленной цели.

Визуализируется цель (желанное событие или объект), а не просто приятные ситуации. Задача: многократно (до нескольких раз в день) представлять, что желанная цель уже достигнута, причем успешно и именно таким образом и в такой срок, которые были определены во время целеполагания.

Визуализируемые события должны ощущаться как происходящие в настоящем времени. Например, если в мечтах свой собственный дом, нужно визуализировать свое присутствие в этом доме в настоящее время: принимать душ, готовить на кухне, поливать цветы на подоконнике в этом доме и ощущать радость достижения цели.

Чтение также прекрасно развивает воображение. Воображая героев и события с ними происходящие, читатель «погружается» в книгу и включает фантазию, создает в своем сознании целый виртуальный мир.

Конечно, развить воображение помогает любое творчество. Не обязательно быть выдающимся художником, чтобы рисовать «каляки-маляки» в свободное время.

Особенно хорошо порисовать не реалистичные картинки, а абстрактные, фантастические, сюрреалистичные.

Рисовать «от души» – просто взять в руки карандаш, расслабиться, отпустить все мысли и тревоги и рисовать как угодно и что угодно.

Также развивают воображение такие занятия так:

  • интересное общение,
  • приобретение новых впечатлений,
  • наблюдение за природой и людьми,
  • фотографирование,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • игры, развивающие воображения.

Чтобы развить воображение достаточно начать его «включать» в сознательную деятельность и наблюдать, как меняется от этого восприятие мира. А воображаемая желанная жизнь непременно начнет проявляться в реальности посредством силы воображения.

Часто ли Вы мечтаете и/или визуализируете свои цели?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

(: 1, 5,00 из 5)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

Источник: https://ourmind.ru/volshebnyj-mir-voobrazheniya

Классификация воображения в психологии по видам и свойствам

Формы воображения

Человек может не только представить то, что ранее с ним случалось, что он видел или слышал, с чем имел непосредственный опыт, но и привнести в представленный образ совершенно новые детали, предметы и явления, с которыми он никогда не встречался — это возможно благодаря воображению.

Что такое воображение, каким оно бывает и для чего нужно человеку?

Что такое мнемоника и как она работает? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, в основу которых входит ранее пережитый опыт, называется воображением.

Так же, как память, мышление и восприятие, воображение необходимо для продуктивной деятельности — прежде, чем совершить какой-либо поступок, спланировать тот или иной шаг, человек заранее мысленно представляет свои действия в различных вариациях, выбирая наиболее приемлемый способ реализовать свою цель.

Практически все научные и культурные достижения человечества возникли в результате работы воображения — чтобы придумать принципиально новую идею, необходимо не только обобщить весь имеющийся опыт, но и добавить в него не существовавшие ранее элементы.

Кратко о свойствах

Значимо воображение не только для деятелей науки и искусства, но и в жизни абсолютно каждого человека, так как обладает следующими свойствами:

  1. Снимает нервное перенапряжение в процессе мысленного удовлетворения потребностей человека, сглаживает последствия конфликтных ситуаций, возникающих при социальных взаимодействиях.
  2. Оказывает помощь в решении различных практических задач при мысленной проработке различных вариантов действий.
  3. Предвосхищает будущее, позволяя планировать шаги к достижению тех или иных целей.
  4. Регулирует психофизиологическую деятельность организма, настраивает на выполнение определенных задач, повышает концентрацию при выполнении деятельности различного рода.

Какое оно бывает?

Воображение — достаточно сложный психический процесс, который по определенным свойствам можно классифицировать на множество групп, однако все группы можно отнести к двум основным.

Основные виды воображения:

  1. Непроизвольное воображение (пассивное). Данный вид воображения характеризуется тем, что при возникновении образов человек не использует усилие воли, то есть они возникают непроизвольно. В качестве примера пассивного воображения лучше всего подходит сновидение.

    Во сне мы можем видеть такие ситуации, которые никогда не переживали в жизни, при этом мы не прикладываем никаких волевых усилий для появления этих образов.

  2. Произвольное воображение (активное). При активном воображении мы сознательно вызываем те или иные мысленные образы, то есть контролируем их появление. Как пример, можно привести написание книги писателем — сюжет может значительно отличаться от вошедшего в его основу события, являясь работой воображения литературного деятеля.
  3. Антиципирующее воображение. Одна из самых важнейших и необходимых для жизни психологических функций — это предвосхищение будущего, предвидение результатов собственных действий или поступков. Данная функция связана практически с любой деятельностью человека, а ее корни уходят к приспособленческим механизмам мозга. Напрямую прослеживается ее связь с инстинктом самосохранения, также подобные задатки имеются и у животных.

Например, человеку не обязательно иметь опыт падения с 10 этажа, чтобы понять, что это опасно для жизни — путем предвосхищения последующей за этим действием ситуации, представляемая картина полученных травм и увечий вызывает чувство страха, которое уберегает от подобного неосмотрительного шага.

Нарушенное, больное воображение. Существуют следующие его нарушения:

  1. Онейроид. Помрачение сознания, вызванное физиологическим нарушением головного мозга в результате черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний, интоксикации.
  2. Ониризм. Отсутствие различия сновидения и реальности.

    При этом возможно возникновение ярких образов в дневное время при кратковременно закрытых глазах.

  3. Патология активного воображения — отсутствие критичности к продуктам его деятельности.
  4. Сновидные эпилептические приступы — стереотипные, однообразные сновидения пугающего характера, в которых, как правило, преобладает красный цвет.

Классификация воображения в психологии

В психологии существует несколько подходов к классификации воображения:

Виды воображения по предмету:

  • образное. Воссоздание зрительных образов;
  • эмоциональное. Представление эмоционального состояния;
  • концептуальное. Также называется словесно-логическим — представление логических цепочек.

Виды воображения по результатам:

  1. Продуктивное воображение — создание принципиально новых образов или идей, не встречающихся в реальной жизни, не повторяющих реальный опыт человека. Также называется творческим. Например, создание мультипликационного персонажа.
  2. Репродуктивное воображение — создание образов, исходя из предоставленной информации. Также называется воссоздающим.

    Например, возникновение образов у человека, которому подсказывают правильный путь по незнакомой местности.

В зависимости от характера образа:

  • конкретное — создаваемые образы отражают существующие реально предметы либо явления. Например — воображаемый в мельчайших деталях стул;
  • абстрактное — создаваемые образы носят условный, обобщенный характер. С его помощью создаются символы, схематические решения.

В зависимости от формы проявления:

  1. Фантазия. Создание нереальных образов с акцентом на то, что они далеки от действительности.
  2. Реалистическое. Форма, обратная фантазии — образы наиболее точно отражают реальность.
  3. Мечта. Образы, которые отображают желаемое для человека будущее.
  4. Грезы. Возникновение картин, отражающих желаемую в будущем действительность и имеющих позитивную эмоциональную окраску.

Также различают следующие формы воображения:

  1. Агглютинация. При такой форме мысленно совмещаются такие явления, предметы и объекты, которые в реальной жизни не могут соединены.
  2. Гиперболизация. В ее основе лежит намеренное преуменьшение или преувеличение характерных свойств, признаков объекта, количественное изменение частей, составляющих объект.
  3. Акцентирование. Выделение отдельных свойств объекта, характерных только лишь для него.
  4. Схематизация. Выделение сходных свойств нескольких объектов, их обобщение по общим чертам.
  5. Литола. Преуменьшение тех или иных объективных характеристик объекта.

По типам воображение делится на следующие:

  • Зрительный тип. Создание зрительных, визуальных образов. Данный тип свойствен художникам.
  • Аудиальный тип. Звуковые представления. Чаще всего его задействуют музыканты и певцы.
  • Кинестетический тип. Также называется моторным. Отражает двигательные представления. Свойственен танцорам.

О целях и функциях сказкотерапии для детей читайте здесь.

Мечта, как особый вид

Особым видом воображения является мечта — представления о желаемом будущем.

Человек может мечтать о собственном успехе — успешной карьере, внезапном богатстве, тотальном везении, непререкаемой власти, социальном превосходстве, создании замечательных произведений искусства, о достижениях всего человечества — покорении звезд, вечном двигателе.

Все возникающие в процессе мечтаний образы имеют следующие особенности:

  1. Они детализированы, носят конкретный характер.
  2. Имеют ярко выраженную положительную эмоциональную окраску.
  3. Вызывают стремление к их достижению, уверенность в том, что такое будущее осуществимо.
  4. Отсутствует представление о последовательных шагах к их достижению и воплощению в действительности.

Несмотря на то, что мечтающий не имеет четкого плана для достижения своих целей, сама по себе мечта является важным стимулом для деятельности человека, поддерживает мотивацию в сложных и бесперспективных ситуациях, дает силы для преодоления сложностей.

Для детей часто мечта носит не столько вид стратегической направленности, сколько создает ее. В этом заключается формирующая функция мечты.

У детей

Виды воображения у детей:

  1. Непроизвольное. Образы, созданные детьми младшего возраста, крайне неустойчивы. Под воздействием внешних раздражителей они часто меняются. Как следствие — в течение непродолжительного времени ребенок легко меняет множество игр. Также таким детям свойственно накладывать качества одного предмета на другой — они представляют карандаш в виде ракеты и т. п. С каждым годом устойчивость образов растет, малыши могут дольше играть в игры с определенным сюжетом, возвращаются к предыдущему сюжету после перерыва.
  2. Произвольное. Возникновение произвольных образов у дошкольников, как правило, происходит в процессе сюжетно-ролевых игр со взрослыми.

    Дети в возрасте до 3-4 лет могут устойчиво действовать в рамках сюжета не более 10-15 минут, тогда как к 5 годам возможно удержать игру с определенным сюжетом уже на несколько часов и даже продлить ее в следующие дни.

    Развитие произвольного воображения происходит сначала под воздействием взрослых, однако старшие дошкольники могут самостоятельно спланировать свои действия, у них более устойчива мотивация к завершению игрового замысла.

  3. Репродуктивное. Проявляется чаще всего в представлении образов героев сказок. Ребенок рисует живые образы из прочитанных ему сказок. Со временем он начинает отличать явно сказочных персонажей от реально возможных.
  4. Продуктивное. В среднем и старшем дошкольном возрасте проявляется в придумывании собственных сюжетов сказок, добавлении их героям несуществующих в классическом варианте произведений характеристик. При рисовании в старшем дошкольном возрасте рисунки становятся более детализированными. В игры могут добавляться новые сюжетные линии, причем распределение ролей, как правило, происходит до начала игры.

На протяжении всей жизни воображение помогает человеку не только определить стратегические цели в далеком и ближайшем будущем, но и помочь выйти из затруднительного положения, сохранять ровный эмоциональный фон, генерировать новые идеи.

Понятие виды и способы развития воображения:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/vidy-voobrazheniya-v-psihologii.html

ovdmitjb

Add comment