Irvuz

Формы супервизии

Групповая супервизия как форма профессионального развития педагогов

Формы супервизии

Екатерина Яковлева психолог, заместитель директора, руководитель учебного центра
Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой

Статья написана в рамках работы сетевых лабораторий «Качество практик индивидуализации в дошкольном образовании», финансируемой Фондом президентских грантов РФ.

статьи

  • Что такое супервизия
  • Как проходит супервизия

Формирование группы
Режим работы
Нормы и правила
Структура супервизии случая

  • Заключительные положения
  • Резюме
  • Список литературы и признательность

Что такое супервизия

Супервизия – форма подготовки и регулярного профессионального развития специалистов помогающих профессий. Во время прохождения супервизии специалист получает как теоретическую информацию, так и возможность совершенствовать практические навыки.

Супервизия – это вид экспертного консультирования в ходе профессиональной деятельности более опытным специалистом. Таким образом, между участниками процесса (супервизантами и супервизором) устанавливаются коллегиальные взаимоотношения.

Целью такого сотрудничества является повышение качества и эффективности работы, которые достигаются за счет:

  • осознавания, анализа и коррекции профессиональных действий и поведения;
  • активации и развития навыков и знаний;
  • раскрытия личного и профессионального потенциала;
  • формирования внутренней активной экспертной позиции.

 Данный вид консультирования может осуществляться как индивидуальном, так и в групповом режиме, а также очно или заочно.

Как проходит супервизия

Далее я опишу процедуру проведения групповой заочной супервизии, которая  зарекомендовала себя как средство единовременного повышение квалификации и профилактики профессионального выгорания большего числа специалистов. Эта форма работы проводилась в Санкт-Петербургской Монтессори-школе Михайловой среди педагогов МШМ и Санкт-Петербурга.

Формирование группы

· Для групповой заочной супервизии можно приглашать как специалистов одной организации (закрытая супервизия), так и коллег и более широкого круга – района, города, региона (открытая супервизия).

Для успешной работы открытой супервизорской группы требуется больше времени и внимания ведущего группы на установление доверительных открытых отношений. С другой стороны члены такой группы могут обогащать и расширять свой профессиональный взгляд за счет участия специалистов с разным организационным опытом и культурой.

Также этот фактор способствует более осознанному и дифференцированному пониманию своей профессиональной позиции.

· Участники группой супервизии, как правило, обладают разным уровнем квалификации и опытом работы. Данный фактор позволяет более опытным педагогам ценить свой профессиональный багаж, повышать профессиональную самооценку, а молодым специалистам – тянуться за более опытными коллегами, учиться на их опыте и пользоваться практическими рекомендациями.

· На роль ведущего группы приглашается специалист, являющийся экспертом в предметной области супервизии. В зависимости от фокуса работы это может быть или более опытный педагог, или психолог.

Кроме профессиональной компетенции для долгосрочной эффективной работы группы, эксперт должен обладать развитыми коммуникативными навыками и навыками работы с группой.

Одной из основных задач супервизора в той модели, которую мы описываем, является побуждение всех участников группы делиться опытом и высказывать свое мнение.

Режим работы

· Групповая супервизия может проводиться как на регулярной основе, так и по запросу педагогов, столкнувшихся с затруднениями в работе или вступившие в острую конфликтную ситуацию. В последнем случае супервизия будет носить локальный или ситуативный характер работы, вероятнее в режиме закрытой группы. На роль супервизора может приглашаться как внешний эксперт, так и из самой организации.

· Регулярная групповая супервизия обычно проводится в режиме от одного раза в неделю, до одного раза в месяц.
Сессии реже, чем раз в месяц, представляются малоэффективными за счет рассеивания и обесценивания динамики группы и, вероятно, могут считаться ситуативными.

Более частые встречи, чем раз в неделю, представляются целесообразными и возможными в проектном режиме с приглашением супервизора из другого региона или страны, чтобы у большего количества педагогов была возможность представить свою практику для анализа.

Наиболее приемлемый формат для целей регулярного профессионального развития и профилактики выгорания —  рабочие встречи один раз в две недели.

· Групповая супервизорская сессия может длиться в пределах

  • 3-4 ак.часов в случае регулярных встреч 2-4 раза в месяц;
  • от 8 до 16 часов в случае работы раз в месяц или в режиме «интенсива» открытой группы или с приглашением внешнего эксперта.

Ситуативная супервизия обычно длится 1,5-2 ак. часа – примерно столько времени возможно эффективно удерживать внимание на одном запросе.

Нормы и правила 

Как любая коллективная деятельность групповая супервизия предполагает свои нормы и правила.  

· Для продуктивной работы участников можно рекомендовать супервизору формировать и поддерживать в группе следующие нормы:

  • уважительное отношение между всеми участниками группы;
  • безоценочные к личности высказывания;
  • уважительное отношение к «героям» супервизируемого случая;
  • активность каждого участника;
  • каждый имеет право запрашивать помощь;
  • обратная связь инструмент оказания помощи и расширения профессионального взгляда, а не обвинение.

 · Правила могут вырабатываться группой коллегиально, с целью минимизировать физические и коммуникативные помехи в работе, а также обеспечивать психологическую безопасность. Обычно их бывает немного в силу высокой социальной компетентности участников. Приведу некоторые из нашей практики:

  • отключать звук мобильных телефонов на время работы;
  • говорить по очереди;
  • соблюдать временные рамки работы;
  • соблюдать конфиденциальность о содержании представленных на супервизию случаев как в отношении коллег, так и их клиентов;
  • я-высказывания и апелляция к собственному опыту.

Структура супервизии случая

Выше были обозначены профессиональные ожидания от супервизора, среди которых были навыки работы с группой. Соблюдение предложенной ниже структуры само по себе будет продвигать группу и способствовать продуктивной работе. В дальнейшем, по мере накопления опыта у супервизора, будет приходить гибкость и персональный стиль ведения.

  
Основные этапы работы и краткое их описание:

1.1. Запрос на получение помощи со стороны члена группы.

Если несколько педагогов претендуют представлять свой случай в рабочую сессию, то ведущий предлагает им кратко обозначить, какой запрос на работу у каждого из них («конфликтная ситуация с родителем», «трудность в установлении контакта с ребенком» и т.п.).
Далее группа по собственным критериям определяет случаи и порядок, с которыми будет проводиться работа.

1.2. Представление случая.
Супервизант описывает случай, который хотел бы более внимательно рассмотреть с помощью группы: действующие лица процесса, как давно началась ситуация, что послужило ее началом, описывает поведение участников процесса, какие именно затруднения и чувства испытывает, какие действия были предприняты и какой эффект они имели  и т.д., что считает важным.

1.3. Формулирование запроса.
Далее супервизанту предлагается сформулировать свой запрос группе: чего он ожидает от участников в связи с изложенным, на какой вопрос получить ответы.

1.4. Исследование ситуации
Члены группы задают супервизируемому уточняющие вопросы об участниках ситуации, о чувствах и действиях супервизируемого, об отношениях между участниками случая и супервизируемым.

Ведущий и сами члены группы должны понимать и следить, чтобы их уточнения лежали в русле запроса супервизанта, а не уводили в другие темы, на которые нет запроса, и тем более не служили удовлетворению любопытства.

Важно понимать, что этот этап работы направлен на то, чтобы получить недостающую информацию для представления в дальнейшем обратной связи адекватной запросу супервизируемого, а также провести предварительную проверку гипотез, возникающих у членов группы.

1.5. Уточнение запроса.
После того, как все желающие зададут свои вопросы и получат на них ответы, ведущий предлагает супервизируемому уточнить свой запрос, если это необходимо. Дело в том, что в то время, как супервизант отвечает на вопросы группы, многое в своей ситуации он уже начинает видеть шире и яснее, более четко осознает свою роль и мотивы поведения других ее участников.

1.6. Отклики членов группы на запрос супервизируемого.
На этом этапе членам супервизорской группы предлагается откликаться на запрос супервизируемого, опираясь на ту информацию, которая была получена в ходе рассказа и ответа на вопросы, свой опыт и знания.

Здесь ведущий может поощрять каждого высказывать свои идеи и соображения без критики к своему опыту. При этом важно следить за правилами группы и помогать участникам придерживаться этических норм. Задача этого этапа, как никакого другого, — дать поддержку и развивающую обратную связь супервизируемому.

Недопустимы обвинения и самоутверждение членов группы за счет того, кто представляет случай. Наиболее целесообразным представляется рассматривать то или иное профессиональное действие (и рекомендацию в том числе) с точки зрения его эффективности и рисков.
Супервизируемому предлагается записывать то, что ему важно в откликах группы.

Он сам определяет, что из предложений коллег является полезным в его конкретной ситуации, учитывая организационные, личностные и другие условия.

1.7. Резюме ведущего. 
Ведущий кратко резюмирует прозвучавшие идеи и предложения группы, относится к некоторым из них с точки зрения возможностей, рисков и профессиональных ценностей, а также высказывает свою экспертную позицию по этому случаю с опорой на собственную практику, теоретические и эмпирические данные.

1.8.  Заземление.
Ведущий обращается к супервизируемому с просьбой дать обратную связь группе, что полезного в ее работе было для него, какие идеи он попробует в практике, какие вопросы для исследования появились, что понимает про свою деятельность и ситуацию сейчас.

1.9. Обращение к группе.
В завершении сессии каждому участнику предлагается поделиться, чем была полезна этот разбор случая, какое отношение к его практике это имеет, какой опыт был получен.

В среднем на рассмотрение одного случая уходит около полутора часов. Время менее часа не позволяет полноценно рассмотреть случай.

Работа более двух часов перестает быть продуктивной, внимание участников рассеивается.

Если кажется, что времени недостаточно, можно рекомендовать подвести итоги тому, что было обсуждено, наметить шаги, а по необходимости выступить с запросом на последующих супервизорских сессиях.

Заключительные положения

Хочу отметить, что для нашей практики является принципиальным удерживаться рамках запроса супервизируемого – тем самым ему передается ответственность за свое профессиональное развитие и его направленность.

Администрация образовательной организации со своей стороны создает условия для этого – выделяет время, пространство, ресурс в виде коллег и экспертов, финансирует работу эксперта.

По моему опыту, участие специалистов с разным стажем, их высказываемые мнения и различные видения ситуации являются объективным развивающим фактором.

Таким образом, работа в супервизорской группе способствует повышению квалификации специалистов независимо от того представлял ли участник групповой супервизии свой случай или нет.

Процесс нормализации профессионального самоощущения в трудных ситуациях («испытывать время от времени трудности в работе – нормально, такое случается с каждым, даже с экспертом») способствует профилактике профессионального выгорания.

В своей работе я забочусь о том, чтобы тот, кто представляет свой случай, получил развивающую обратную связь, поддержку группы и супервизора.

В свою очередь это способствует формированию устойчивой профессиональной позиции, целостного видения своей работы, причин возникающих трудностей, своих сильных сторон и путей дальнейшего развития, а также расширяет диапазон профессиональных действий.

Резюме

В данной статье я кратко описала, что такое процесс супервизии; предложила рабочую модель, действующую в Санкт-Петербургской Монтессори-школе Михайловой; поделилась эффектами, которые мы получаем в своей работе с педагогами, используя инструмент групповой супервизии.

Список литературы и признательность

1. Структура групповой супервизии была перенята нами у консультантов Института психотерапии и консультирования «Гармония» (Санкт-Петербург).

2. УМК по учебной дисциплине «Основы профессионального мастерства социального педагога (супервизия в социально-педагогической деятельности)» – Погодина Е.К., Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка.

3. Сидоренко Е. В. «Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Методические описания и комментарии» — СПб: Издательство «Речь», 2001.

Фопель К. «Технология ведения тренинга: теория и практика» — М.: Генезис, 2013

Источник: http://montessori-school.ru/gruppovaya-superviziya-kak-forma-professionalnogo-razvitiya-pedagogov/

Супервизия в психологии – это что такое? Формы и техники проведения супервизии

Формы супервизии

В профессиональной деятельности прогресс также является важным компонентом к успеху и психологическому балансу. Поэтому для многих специальностей и выработана программа по улучшению рабочих навыков. Для большинства профессий предусмотрено повышение классификации, курсы или стажировки. Все они способствуют какому-то прогрессу в рабочей деятельности человека, подталкивая его к развитию.

Особенности обучения специалистов

Психология и терапия пошла в этом направлении дальше и предусмотрела для своих подопечных отрасль продуктивного профессионального роста – это супервизия в психологии.

Такой компонент способен помочь как в рабочей практике, так и в личных душевных переживаниях. Выполняет такую роль супервизор – специально обученный профессионал в сфере психотерапии.

Его главной задачей является оказание помощи и поддержка своему менее опытному коллеге.

В России и странах СНГ психологическая супервизия как отдельная профессия рассматривается довольно редко, так как индивидуально отведенных курсов или факультетов по этому направлению нет.

Но это не является препятствием для изучения такой специальности самостоятельно или в программе общей психологии. Многие высококвалифицированные супервизоры обучаются за пределами России или проходят практику за рубежом.

Поэтому и в нашей стране возможно найти профессионального специалиста в этой категории и получить его помощь и поддержку в собственном рабочем процессе.

Итак, супервизия в психологии – это универсальная система профессиональной помощи специалистов, помогающая росту в дальнейшей карьере.

Также её могут называть котерапией, которая основывается на работе нескольких высококвалифицированных специалистов с большим опытом работы. Это помогает при помощи супервизора объективно посмотреть на свои проблемы в работе.

Также это помогает разделить ответственность за их устранение с квалифицированным котерапевтом.

На данный момент можно выделить несколько точных аспектов поддержки супервизора:

  • создавать способы нахождения собственных потенциальных возможностей в психологии;
  • глубже разбираться в тонкостях и особенностях работы с клиентами, лучше понимать их проблемы и эмоциональное состояние;
  • разбираться в эффективности собственных методик лечения, анализировать их действие и правильность сопоставления с основами психологии и терапии;
  • осознавать собственное эмоциональное состояние при проблемах клиента и реакцию на них.

Объектом супервизии является квалифицированный специалист в сфере психологии или терапии, проходящий практику или стажировку по своему направлению. Практикующий профессионал может обратиться за помощью к такой системе для повышения квалификации или решения собственных проблем в личной жизни, которые отражаются на его деятельности.

Помимо этого, специалист в области супервизии должен:

  • держать постоянный контакт со своим подопечным и следить за его эмоциональным фоном;
  • содействовать развитию терапевта, способствовать раскрытию возможностей в профессиональной деятельности;
  • сохранять собственную позицию и безэмоциональную оценку по отношению к специалисту;
  • оказывать поддержку по восстановлению целостности психотерапевта и его личности.

Процесс супервизии способен устранить эмоциональную заторможенность или регресс, избавить начинающих психотерапевтов от профессионального одиночества. Эта методика также способна повысить эффективность рабочего процесса и устранить последующие ошибки в нём.

В практике такого метода помощи специалистам существует три формы:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная.

Они распределяются на количество участников, их роль во всём процессе и временной промежуток, который необходим для устранения проблем.

Очная категория супервизии

Первая форма считается самой обширной и глубокой. Сеансы по её принципам могут проходить в групповом, семейном или индивидуальном формате. В котерапии такого характера супервизор проводит сеанс очно и наблюдает за специалистами и их клиентами. Такая форма должна согласовываться с пациентами и их психологом для предотвращения проблем с нарушением конфиденциальности.

Очную форму супервизии можно разделить на подвиды:

  • личностная (с присутствием клиента во время сеанса котерапии);
  • групповая (при взаимодействии пациента или семьи и психотерапевтов), чаще всего употребляется при проблемных пациентах;
  • пространственная;
  • временная.

Личностная котерапия проводится во взаимодействии специалиста и его супервизора. Также в процессе участвует пациент или семья. Главными задачами такой терапии являются совместное определение проблем у клиента и поиски их решения.

Групповая супервизия считается самой продуктивной из всех её форм. Принцип её действия заключается в занятиях с одним пациентом или семьей, где котерапевт распределяет индивидуальные задания между каждым специалистом.

Например, на приём к психотерапевту пришла семейная пара, одному участнику необходимо определить отношения между супругами, второму – определить стиль общения, третьему – главные проблемы, существующие между ними.

Таким образом можно достичь полного определения причин разлада в семье, их осознания всеми специалистами, найти методы их лечения. Также участники групповой супервизии получают новый опыт и навыки.

Пространственная котерапия применяется при обучении психотерапевта общению с пациентами. Во время сеанса супервизор может находиться как в комнате (подбадривая специалиста и подталкивая его в нужном направлении), так и вне её (не вмешиваясь в основной процесс).

Временная форма котерапии зависит от срочности проведения психоанализа со специалистом (отсроченная или немедленная).

Преимущества и недостатки очной терапии

Достоинства такой супервизии:

  1. Более эффективные сеансы.
  2. Меньшее количество приёмов.
  3. Минимальные материальные затраты из-за непродолжительности супервизии.
  4. Совокупность техник обучения психотерапии по отношению к специалисту.
  5. Более доверительные отношения контактируемых лиц.

Каким бы ни был привлекательным и полезным такой способ психотерапии, у него есть и множество минусов:

  1. При работе неопытного специалиста с пациентом нарушается конфиденциальность процесса лечения, что в последующем может негативно отразиться на психическом состоянии клиента.
  2. Выработка зависимости в принятии решений у терапевта от своего более опытного коллеги.
  3. Излишнее внимание к рабочему процессу супервизора, которое мешает естественному течению событий.

В очной форме, как и во всех остальных, есть свои достоинства и недостатки. Но на сегодня такой метод котерапии считается самым обширным и правильным, когда у специалиста есть множество проблем как профессионального характера, так и личного.

Заочная форма супервизии

Принципы её работы заключаются в удаленном решении проблем, без тесного контакта с другим профессионалом. Заочная форма супервизии может проходить как в индивидуальном сеансе, так и в групповом. Специалист собирает материалы своей психотерапевтической работы и предоставляет их супервизору для проведения анализа его деятельности и выявления недочетов в работе.

Сам котерапевт не принимает участия в рабочей деятельности своего подопечного и не проводит исследования его пациентов. Это делает эту форму самой оптимальной для долгосрочного сотрудничества со специалистом.

Также анализ доклада психотерапевта может разбираться в присутствии других его коллег, что помогает получить больше опыта в работе, но не навредить эмоциональному состоянию пациента, исследуя его ситуацию дистанционно.

Совокупность этих форм

Очно-заочная разновидность пока что не имеет широкой распространенности в мире, но тем не менее и она считается действенной. Эта супервизия в психологии чаще всего применяется для семейных пар, у которых разобраться в проблемах неопытному специалисту бывает достаточно трудно.

Для такого сеанса котерапии необходима оборудованная комната с зеркальным стеклом, группа профессионалов в этой области, начинающий терапевт и семейная пара, дающая согласие на такой сеанс.

В ходе проведения супервизии, испытывая трудности в работе, специалист может обратиться к своим более опытным коллегам по телефону для проведения консультации.

Такая котерапия не только помогает психотерапевту самостоятельно выполнять свои профессиональные обязанности, но и при неудачах чувствовать себя лучше и получать поддержку от терапевтов. Она развивает в начинающем специалисте уверенность в своих силах и вырабатывает опыт.

Чтобы психотерапевту правильно определиться с формой социальной супервизии, которая в дальнейшем будет способствовать самому эффективному решению проблем, необходимо обратить особое внимание на специфику, затрудняющую профессиональную деятельность, и самые подходящие методы её устранения.

Точную оценку степени тяжести случая сможет дать лишь опытный специалист-психотерапевт. Самостоятельно распознать все свои ошибки в профессиональной деятельности невозможно.

Для тяжелых случаев подойдут только индивидуальные занятия, которые способствуют быстрому решению проблем.

А вот в незначительных ошибках можно обойтись только заочной консультацией, благодаря которой котерапевт сможет направить специалиста в нужное русло.

Виды психологической супервизии

На начальном этапе введения такого метода терапии определяется способ, который будет более продуктивным для специалиста. Очная и заочная форма разделяется на несколько основных и самых глобальных категорий. В общем существует две разновидности котерапии:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Отличаются такие супервизии техниками применения по отношению к специалисту и проблемами, которые должен решить более квалифицированный коллега.

Индивидуальная форма

Эта супервизия в психологии заключается в повышении навыков специалиста с меньшим опытом работы. Основными задачами формы такого характера являются: развитие и поддержка профессиональных знаний, способы их применения на практике, разбор и решение проблем личного характера, которые могут повлиять на лечение пациента.

Также индивидуальный подход к такой психотерапии дает повышение уверенности специалиста в своих силах, способность проводить сеансы лечения клиента самостоятельно в дальнейшей практике и возможность повышать свою компетентность в профессии. Супервизор и его подопечный постоянно взаимодействуют между собой во время индивидуальной работы и делят ответственность за лечение пациента между собой.

Сеансы психотерапии такого характера должны проводится раз в 1-2 месяца. В течение положенного времени супервизор должен составлять отчёты о проделанной работе со своим клиентом и следить за динамикой. Сеансы не заканчиваются до тех пор, пока сотрудник не приобретет все необходимые навыки по работе с клиентами и не научится контролировать свои эмоции в профессии.

При возникновении новых проблем в профессиональной деятельности терапевт опять может прибегнуть к помощи супервизора. Как отмечают многие психологи, такие сеансы всегда пойдут на пользу специалисту, проводить их следует регулярно.

Помощь супервизора может понадобиться даже в тех случаях, когда на первый взгляд никаких проблем у психотерапевта нет, а лечение пациентов всегда проходит успешно.

Опытный профессионал сможет анализировать методы, которые применяет в работе специалист, и его общее эмоциональное состояние, обобщить полученные наблюдения.

Благодаря индивидуальной супервизии:

  • сотруднику уделяется должное внимание;
  • все проблемы личного характера, которые психотерапевт не хочет или стесняется указывать при группе людей, будут разбираться конфиденциально;
  • специалист, находящийся на стадии адаптации, лучше поймёт все наставления и советы более опытного профессионала.

Групповая форма

Способствует приобретению навыков по работе в команде. Сеансы супервизии в психотерапии, проведенные в коллективе, способны дать человеку больше знаний обо всех имеющихся проблемах клиента.

Всё то, что не смог понять или недопонял один специалист, может распознать другой.

Супервизор в ходе таких совещаний лишь раздаёт задания подопечным, следит за их выполнением и в последующем формулирует выводы о проделанной коллективом работе.

Любая форма помощи специалистам способна устранить проблемы и недочёты в профессиональной деятельности. Какой именно способ супервизии назначит психотерапевт, будет зависеть от особенностей рабочего процесса, личности человека и его эмоционального фона, который проявляется в профессии.

Источник: https://FB.ru/article/351755/superviziya-v-psihologii---eto-chto-takoe-formyi-i-tehniki-provedeniya-supervizii

Место супервизии в психологии, что это такое, её роль и разновидности

Формы супервизии

В английском языке слово супервизия означает надзор. В психологии этот термин используется в более широком значении. Супервизия — это процесс наблюдения, курирование деятельности менее опытного терапевта.

Старший коллега наблюдает за процессом его работы, отмечает достоинства наблюдаемого и его профессиональные недостатки, помогает исправлять недочёты.

Супервизия подразумевает оказание поддержки специалистам так называемых «помогающих» профессий, требующих взаимодействия с людьми и их проблемами. Это один из важных этапов обучения неопытных психологов и терапевтов.

С тех пор как возникло такое явление, как психоанализ, стала ощущаться необходимость в супервизорской помощи.

Оставаясь один на один с собой, без помощи более опытных коллег, терапевт рисковал оказаться в замкнутом круге мыслей, которые могли стать причиной нервного расстройства и срывов, а также существенно помешать нормальной и продуктивной работе. Первым явлением супервизии в литературе принято считать книгу Зигмунда Фрейда «Анализ случая пятилетнего мальчика».

На практике роль супервизоров исполняли психоаналитики терапевтов. В начале ХХ века в некоторых странах были созданы институты, которые на профессиональном уровне обучали будущих психоаналитиков.

С развитием теории и практики психоанализа супервизирование было выделено в самостоятельную отрасль психоанализа, так как стала очевидна необходимость отделять личные переживания от историй пациентов.

В настоящее время в некоторых странах уже существуют специальные школы, готовящие супервизоров первого и второго порядка (супервизоры для супервизоров).

В середине ХХ века процесс супервизии заключался в изучении записей психоаналитических сессий. С развитием психологии совершенствовалось также явление супервизии.

Сегодня для неё используются все достижения техники — аудиозаписи сеансов, общение по скайпу, видеосъемка. Такой подход позволяет супервизору проводить анализ деятельности супервизируемого, не присутствуя на сеансе.

Это значительно облегчает работу, ведь редко какой пациент согласиться рассказывать о своих сокровенных переживаниях перед большой аудиторией.

Современная супервизия все чаще опирается не только на мировосприятие и философию супервизора, но также на его чувства, ощущения, позволяющие ему осознавать себя «здесь и сейчас». Таким образом, расширяется арсенал супервизора, для более полного анализа деятельности супервизируемого.

Так как супервизия является сотрудничеством профессионалов, в ней всегда есть место творческому началу. Её больше не связывают с каким-нибудь определённым направлением или теорией в психоанализе, предпочитая гармонично объединять техники из разных школ. Такой подход получил название «эклектической» модели.

Что такое супервизия?

В психологии супервизию понимают как один из методов преддипломной подготовки будущих специалистов, а также профессиональное наблюдение и помощь малоопытным терапевтам: психиатрам, психологам, тренерам.

Супервизия направлена на развитие и улучшение теоретических и практических знаний терапевта в различных областях его деятельности (например, клинической психологии, психотерапии). Супервизоры проводят консультации и анализ поведения супервизируемых, оценивают эффективность и уместность выбранных ими методов.

При этом супервизию нельзя считать полноценным учебным процессом или формой обучения, при которой опытный специалист делится знаниями о тонкостях профессии, используемых методиках и практиках.

При обучении, между учителем и обучающимися устанавливаются особые отношения, в которых существенное значение придаётся прямым указаниям опытного специалиста и его вмешательство в деятельность ученика.

При супервизии между супервизором и супервизируемым устанавливаются отношения иного рода, направленные на сотрудничество и развитие. Супервизор не контролирует деятельность супервизируемого, а обучает его при помощи консультаций.

Также супервизия не может считаться психотерапией для супервизируемого.

Его личные переживания и проблемы в частной жизни не входят в сферу интересов и задач супервизии и могут использоваться только в тех случаях, когда существенно влияют на профессиональную деятельность супервизируемого.

Смешение супервизии и психотерапии может свести на нет все усилия супервизора и серьёзно повредить процессу. В том случае, если супервизируемому необходима помощь психотерапевта, ему нужно обратиться к другому специалисту, а не своему супервизору.

Функции супервизии

Супервизия — это не только наблюдение и работа над ошибками, но и обучение специалиста. В этом контексте супервизия направлена на то, чтобы научить супервизируемого различным тонкостям профессии.

Супервизии:

  • развивают умение лучше понимать пациентов;
  • позволяют лучше разобраться в нюансах и оттенках терапевтических взаимоотношений, путём анализа сеансов с клиентом и супервизором;
  • дают возможность оценить, насколько удачно подбираются техники и методы терапии, применяются ли они своевременно и уместно, оказывают ли должное влияние на пациента;
  • учат правильно структурировать консультационные взаимодействия и во время сессий, и во всей работе в целом;
  • помогают обнаружить и использовать потенциальные возможности супервизируемого наилучшим образом.

Супервизия становится существенным источником поддержки как для начинающих терапевтов, так и для опытных психологов.

В психологии выделяют три основные функции супервизий:

  1. Образовательная или формирующая. Она отвечает за выработку навыков, умений, способностей супервизируемого.
  2. Поддерживающая или тонизирующая. Супервизии помогают противостоять негативному влиянию проблем пациента.
  3. Направляющая или нормативная. С помощью супервизий психолог учится контролировать и отслеживать свою личность, устраняя недостатки, мешающие в работе (слепые пятна, предрассудки, уязвимости).

Основное внимание в супервизии фокусируется на нескольких главных моментах:

  • состоянии супервизируемого как эмоциональном, так и общем, и его влиянии на работу. Состояния могут касаться конкретного случая в работе терапевта, так и проявляться в процессе прохождения супервизии;
  • отношениях терапевта с пациентом и супервизором. Они анализируются на выявлении динамики проявлений характерных для терапевта аспектов деятельности;
  • впечатлениях супервизора, возникающие в процессе проведения супервизий. Они могут быть простыми ощущениями, предположениями и относиться как к самому терапевту, так и к особенностям его работы во время сессий с пациентом.

Основная задача супервизора — оказание поддержки и профессиональное консультирование менее опытного специалиста (психолога, психотерапевта, коуча, тренера), помощь в оценке и анализе его профессиональной деятельности. Он не контролёр и учитель, а консультант и помощник. Супервизору важно соблюдать дистанцию с супервизируемым, определяемую задачами супервизии.

Встречаясь во время работы с пациентом с разнообразными конфликтами и сложностями, малоопытный терапевт сталкивается с внутренними конфликтами и защитными реакциями собственной психики. Помощь опытного супервизора не только помогает изучить новые тонкости профессии, но и даёт возможность терапевту развиваться, как специалисту.

Процесс супервизии можно условно разделить на несколько стадий, проходя через которые супервизируемый развивается как специалист и достигает автономии, самостоятельности и уверенности в своих профессиональных способностях.

  1. Взаимная оценка участников супервизии, определение сильных сторон и слабостей. На первом этапе супервизируемый нуждается в установлении контакта со своими чувствами, устранении страха перед пациентом и возможной неудачей или профессиональной несостоятельностью. На этой стадии супервизор работает с проекциями и помогает преодолеть страхи, тревожность и неуверенность в себе. Его роль в это время достаточно активна, она возлагает на него большую ответственность и требует проявления инициативы. На первой стадии супервизия во многом схожа с процессом обучения — особенно в области отношений между супервизором и его подопечным.
  2. На второй стадии супервизируемый учится полноценно использовать ресурсы: собственные и окружающие. Также он обучается удерживать контакт со своими ощущениями и клиентом. На этом этапе подопечный часто попадает в довольно сильную зависимость от мнения супервизора. При этом он, может, как явно запрашивать его оценку, так и избегать её. Чрезмерная тревога, страх негативной оценки может вызвать определённые трудности на данном этапе.
  3. На третьей стадии супервизии терапевт обретает умение устанавливать и поддерживать контакт с пациентом, убеждается в эффективности психотерапевтических сессий, повышает качество психотерапевтического вмешательства. Зависимость от оценки супервизора может проявляться в чувстве вины за неудачи и несовершенство. Тревога и страх оценки или собственной неудачи, некомпетентности может блокировать развитие терапевта. Супервизору необходимо провести работу по устранению страха, легализовать его. Также важна чуткость к этой теме, возможность открытого проявления чувств и их обсуждения. Супервизор должен акцентировать внимание подопечного, что основной задачей супервизии является помощь, а не критика. Благодаря правильно выстроенным отношениям в паре «супервизор-супервизируемый» терапевт всё больше обретает уверенность в своих профессиональных возможностях.
  4. На финальном этапе супервизий молодой специалист обретает уверенность в себе, формирует свой профессиональный стиль работы. Происходит отдаление его от супервизора: терапевт теперь уверено действует самостоятельно и не нуждается в постоянном одобрении и подсказках супервизора. Отношения между супервизором и его подопечным переходят на уровень сотрудничества на равных.

На протяжении всех этапов супервизии необходима особая чуткость супервизора ко всем возможным проявлениям, сложностям и проблемам, возникающим у супервизируемого, умение направлять его развитие тактично и уверенно.

Формы супервизий

Супервизия может проводиться в нескольких формах, в зависимости от необходимости и поставленных перед ней задач. Каждая форма обладает своими особенностями и преимуществами. В психологии разделяют две формы супервизий:

Индивидуальная

Индивидуальная супервизия, как понятно из её названия, предполагает личную работу супервизора с супервизируемым.

При такой форме работы супервизор непосредственно включается в работу подопечного, однако, существует опасность того, что супервизируемый попадёт в зависимость от своего супервизора.

Для избегания этой опасности супервизору необходимо строго следовать поставленным задачам супервизии, не забывая, что её цель — консультирование для обучения, а не контроль. Особенно важно это становится при работе с личными проблемами супервизируемого.

Групповая

При групповой супервизии работа ведётся одновременно с несколькими супервизируемыми. Как правило, размер группы не превышает количества 4–7 человек. Работа в группе позволяет использовать более широкий опыт практики. Её преимуществом также является наличие обратной связи от других участников, которая стимулирует развитие профессиональной идентичности супервизируемых.

Понимание, что такое супервизия и как она помогает в работе — очень важно для правильной постановки целей и эффективной работы супервизора и супервизируемого. Супервизия необходима не только начинающим терапевтам, но и профессионалам. Это позволяет им продолжать развиваться в течение всей профессиональной практики.

Источник: https://psiho.guru/terminy/chto-takoe-superviziya-ee-mesto-v-psihologii.html

ovdmitjb

Add comment