Irvuz

Формы мышления

Формы мышления – понятие, умозаключение, суждение

Формы мышления

Человек является мыслящим существом. Даже когда он не проходил школьного обучения, его мозг использовал все свои возможности в виде запоминания, мышления, решения логических задач и т. д. Выделяют три формы мышления, которыми являются понятие, умозаключение и суждение. Именно о них пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Мышлением называется процесс обработки информации и доведения ее до определенного заключения. Человек размышляет, чтобы лучше понять окружающий мир, решить проблему, увидеть закономерности и связи.

В процессе мышления человек делает научные открытия, создает творческие предметы искусства, выводит предположения. Без мышления человек был бы похож на обычное животное, которое руководствуется лишь своими инстинктами.

Благодаря ему возникла речь, которой теперь пользуются люди, чтобы контактировать между собой.

Что такое формы мышления?

Мышление – это процесс. Что такое формы мышления? Это результат мыслительной деятельности, который носит конкретные проявления. Среди форм мышления выделяют три, основоположником которых был еще Аристотель:

  1. Понятие.
  2. Умозаключение.
  3. Суждения.

Однако многие ученые хотели к формам мышления приписать гипотезы, законы, доказательства, концепции и аргументы. Впоследствии они были отнесены к производным от трех основных форм.

Понятием называют целостную концепцию, которая предполагает наличие определенных качеств и свойств рассматриваемого явления. Сюда же приписывают обобщение  и размышление, которое предполагает рассмотрение категории предметов по общим свойствам и связям, совокупности их специфических признаков.

Суждение является неоконченным мыслительным процессом, который предполагает отрицание или подтверждение некоторой идеи. Здесь могут рассматриваться различные характеристики предмета или явления.

Умозаключением называют сделанный вывод или подведенные итоги. Это уже законченный процесс, который выводит некое правило, аксиому, теорию.

перейти наверх

Основные формы мышления

Как уже говорилось, основными формами мышления являются умозаключение, суждение и понятие. Данное разделение является условным. Сначала человек становится перед неким вопросом, на который у него отсутствует ответ, после чего он начинает размышлять. Формы мышления являются условными структурами мыслей, к которым приходит человек в результате своей мыслительной деятельности.

Достаточно сложно понять определение данных форм. Понятие сложно распознать, поскольку оно базируется на качествах, свойствах, приметах, которые могут быть значимыми и не значимыми. Именно на значимых приметах делаются понятия, в то время как не значимые качества могут меняться.

Понятие становится сложным, поскольку к нему может подходить любой предмет, который лишь частично или полностью имеет рассматриваемые качества. К примеру, треугольник отличается от других геометрических фигур лишь наличием у него трех углов. Однако форма, длина и прочие параметры могут совпадать с такими же параметрами иных геометрических фигур.

В общем значении понятие обозначает некое явление или предмет, который обладает определенными свойствами и параметрами. Оно обозначается словом и определяет данное слово. Так, люди пользуются различными терминами, зная их определение, значение. Это и называется понятием, которое отличается от восприятия и представления, которые имеют конкретность, наглядность, образность.

Понятие – это обобщенное и отвлеченное явление, в отличие от восприятия и представления. Понятие представляется в виде абстрактного определения, а восприятие и представление имеет конкретные образные явления.

Суждение представляет собой процесс мыслительной деятельности, который обозначает связи между параметрами, качествами и отношением между предметами окружающей среды. Сутью суждения является отрицание или подтверждение некой взаимосвязи. Здесь могут использоваться как исключительно мыслительные процессы, так и быть задействованы органы чувств, память и пр.

Суждение бывает:

  1. Общим – отрицание или согласие с определенным качеством предметов или явлений, объединенных одним понятием.
  2. Единичным – выделение конкретного признака, присущего одному явлению или предмету.
  3. Частным – отрицание или согласие с наличием определенного качества или характеристики лишь у некоторых предметов или явлений, объединенных одним понятием.

Суждение направлено на выявление определенных признаков конкретного понятия. Их можно проверить практикой и фактическими доказательствами окружающей среды. При этом человек должен обладать нужно информацией обо всех тех процессах, которыми он оперирует, и понятиях, которые использует.

Умозаключение является формой выведения нового суждения на основе старых, которые сопоставляются и сравниваются. Выделяют 4 вида умозаключения:

  1. Индукция – форма мышления, когда человек переходит от частного к общему. На основе частных предположений, качеств, событий делаются общие правила, выводы, умозаключения.
  2. Дедукция – форма мышления, когда человек переходит от общего к частному. Общие правила и нормы позволяют выявить частные качества, события.
  3. Аналогия – форма мышления, когда выделяются значимые признаки некоторых предметов и делаются выводы.
  4. Предположение – незаконченная форма мышления, которая не имеет под собой доказательств. Она лишь выдвигает теории, которые могут быть подвергнуты критике и нахождению иных доказательств, опровергающих ее.

Индуктивное умозаключение базируется на изучении многих предметов, сборе информации. Выявляя схожесть и отличия, можно сделать определенные общие выводы. Обобщая, человек выводит общие формулы и понятия.

Дедуктивное мышление позволяет выявить частные параметры и качества предмета на основе общих знаний о нем.

Наиболее часто используемой формой мышления является индукция. Наивысшей формой мыслительного процесса является словесно-логическая, которая отображает сложные взаимосвязи, выводит понятия, решает теоретические задачи, делает выводы.

перейти наверх

Формы мышления и их характеристика

Известные 3 формы мышления направлены на упрощение жизни человека. Это определяется теми структурами нервной системы, с которой рождается человек. Мыслительный процесс считается наивысшим процессом, который позволяет отделить человека от животного мира. Здесь интересными станут характеристики форм мышления.

Понятие бывает:

  1. Простым – объединяющим предметы и явления по одному признаку.
  2. Сложным — объединяющим предметы и явления по нескольким признакам. В свою очередь бывает:
  • Дизъюнктивным – понятия, объединяемые одним или другим свойством, или двумя одновременно.
  • Конъюнктивным – понятия, объединяющиеся как минимум двумя признаками.
  • Соотносительным – объединение понятий по всем связям и взаимоотношениям между структурами отдельной группы.
  1. Единичным.
  2. Специфическим.
  3. Всеобщим.
  4. Конкретным – показывает определенные характеристики рассматриваемого явления.
  5. Абстрактным – показывает характеристики, которые трудно представить, подтвердить.

Объединение предметов и явлений по общим признакам часто проявляется лишь у некоторой части группы, а не у всей. Таким образом, человек оперирует лишь отдельными предметами для обобщения, а не всей категорией предметов.

Понятия формируются у человека двумя путями:

  1. Он обучается, вследствие чего познает новые понятия, их определения и особенности.
  2. Он наблюдает, на основе чего формируется опыт, который и позволяет сделать определенные выводы.

Суждение представляется в психологии как понимание индивидом многообразия взаимосвязей предмета или явления с другими вещами окружающего мира.

Чем больше человек знает о предмете, о котором он рассуждает, тем более точным и правильным становится суждение. Ошибки возникают тогда, когда человек думает обобщенно.

Все предметы, схожие по какому-то признаку, он наделяет качествами, которые им не присущи. Это является поверхностным суждением.

Более глубоким суждение становится, когда человек переходит от общего к частному. Он выделяет конкретные признаки предмета, которые отличают его от других похожих на него предметов. Здесь можно выделять части и видеть между ними взаимосвязи. Также осознавать процессы, происходящие в отдельном объекте, причины их возникновения.

Суждение бывает:

  • Истинным (правдивым), когда сделанные выводы подтверждаются объективной реальностью.
  • Ложным, когда предположения не подтверждаются реальными доказательствами.
  • Общей направленности, когда просматривается общая взаимосвязь в предметах одной категории.
  • Частным, когда взаимосвязь наблюдается у нескольких предметов одной группы.
  • Единичным, когда вывод относится лишь к одному предмету, он не свойственен другим предметам данного класса.
  • Формальным, когда утверждаются факты без указания их правдивости.
  • Эмпирическим, когда суждения выводятся на основе наблюдения за предметами, которые входят в одну группу.

Умозаключение является сложным мыслительным механизмом, который предполагает использование имеющегося знания для приобретения нового знания. Здесь используются понятия и суждения, которые уже имеют доказательства своей правдивости.

Объединяется несколько понятий или суждений, между которыми просматривается взаимосвязь. Исходные суждения являются посылками для формирования умозаключения. Человек их мыслительно объединяет и формирует взаимосвязь на основе утверждения или отрицания.

Таким образом делается некий вывод.

Умозаключение делается с применением логики.

перейти наверх

Итог

Мышление является важной функцией в человеке. Животные обладают простыми формами мышления, в то время как человек умеет выводить понятия, рассуждать и делать умозаключения. Это в итоге позволяет ему организовывать свою жизнь, строить государства и устанавливать правила.

Человеческая жизнь немыслима без мышления. Только благодаря ему он делает новые открытия, предполагает, что потом пытается доказать или опровергнуть, создает новые технологии и механизмы.

Только посредством сложного мышления у человека есть речь, которая имеет четкую структуру и правила. Также благодаря мыслительным процессам он может обучаться. Здесь часто используются именно мыслительные формы, а не простое заучивание. Чем больше ассоциаций и собственно сделанных выводов человек использует, тем лучше он познает материал.

Еще многое в окружающем мире остается непознанным. Но благодаря своей мыслительной деятельности человек сможет сформулировать конкретные понятия и теории на счет неизведанного. На основе старых знаний будут выведены новые, что позволит намного лучше понимать окружающий мир и даже управлять им.

Источник: http://PsyTheater.com/formy-myshleniya.html

Формы мышления

Формы мышления
   Мышление – довольно своеобразный и разнообразный психический процесс, имеющий разные формы.    В понятиях отражаются общие и существенные свойства предметов или явлений. В основе каждого понятия лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Понятие – это своего рода интеллектуальная модель предмета или явления, взятая в самых характерных своих особенностях.

Понятия бывают:

– общие,

– единичные.

Общие понятия это те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Существуют такие общие понятия, как “стул”, “человек”, “процесс”, “метеоритный дождь”. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.

Единичные понятия – те, которые обозначают какой-либо один предмет или явление, более не повторяющийся в природе. Бывают такие единичные понятия, как “стул, в котором были зашиты бриллианты”, “позвонивший сегодня утром незнакомец”, “инаугурация тридцать седьмого императора Альфа-Центавры”, “вчерашний метеоритный дождь”.

В единичных понятиях тоже отражаются характерные признаки предмета или явления. При этом, следует это учитывать, в единичных понятиях могут быть отражены и признаки, которые могут быть отнесены к общим понятиям.

Так характеристика “незнакомец” может относиться не только к конкретному незнакомцу, но и вообще ко всем незнакомцам.

Более того, наше мышление допускает, что единичное понятие может легко стать общим понятием, а общее понятие – единичным. Может оказаться, что сегодня утром не дважды звонил один и тот же незнакомец, а звонили два разных незнакомца. Понятие “звонивший утром незнакомец”, таким образом, быстро трансформируется в “звонившие утром незнакомцы”. Аналогично может быть и обратный процесс.

Характерной особенностью нашего понятийного мышления является его способность оперировать иерархиями понятий. Например, четыре понятия: “кошка”, “таракан”, “директор” и “красавица” – могут быть сначала объединены в два: “домашние животные” и “люди”, а потом в одно – “живые существа”.

Связанная с предыдущей особенность – мы можем строить такого рода понятийные иерархии произвольным образом, одно и то же понятие может быть членом разных иерархий.

В нашем примере четыре понятия можно объединить другой иерархией: слова мужского рода (“таракан” и “директор”), слова женского рода (“кошка” и “красавица”), далее – слова мужского или женского рода.

Другой вариант: “приятные существа” – “неприятные существа” – “существа”.

Этапы усвоения понятий

   Усвоение понятий – достаточно сложный и долгий процесс, который имеет несколько этапов.

1. Сначала осуществляется подбор характерных признаков предмета или явления.

На этом этапе подбираются все более-менее существенные признаки, без подразделения их на существенные и несущественные.

Ребенок, осваивающий понятие “мороженое”, выдвигает большое количество гипотез:

– Мороженое холодное.

– Мороженое вкусное.

– Мороженое всегда в красивой упаковке.

– Мороженое или белое, или коричневое.

– Мороженое должно быть или на палочке, или в стаканчике.

– Если мороженое не съесть сразу, потом оно растает.

– Мороженое продается в специальных киосках.

Не все эти признаки одинаково существенны. Тем не менее, если ребенок попросит купить родителя мороженое, а тот пойдет и купит, но не белое или коричневое, а розовое, то ребенок может даже расстроиться, потому что по его мнению – это не мороженое.

2. Разделение признаков на существенные и второстепенные, уточнение признаков.

Ребенок, осваивающий понятие “мороженое”, со временем понимает, что цвет его не имеет большого значения, а вот температура имеет. Также мороженое должно быть сладким и иметь молочный вкус.

Для разделения признаков на существенные и второстепенные большое значение имеет практика.

В процессе практики становится очевидным, что одни признаки повторяются всегда, другие – в большинстве случаев, но не всегда.

Разумеется, чем разностороннее жизненный опыт, тем большей точностью начинают обладать понятия. Так, если ребенку покупать всегда один и тот же вид мороженого, понятие о мороженом сформируется весьма узкое.

3. Научное истолкование понятия. Конечно, большинство понятий, которые мы осваиваем не доходят до этого этапа, когда для определения понятия применяется вся мощь науки и культуры.

Для научного истолкования понятия характерно то, что мы в основном пользуемся уже готовыми определениями, данными лучшими специалистами мира в этой области.

Именно специалисты могут нам совершенно точно истолковать, что же такое мороженое, как оно производится, какие виды бывают и т.д. Специалист по изготовлению мороженого может многие часы рассуждать о мороженом.

Способы усвоения понятий

   Любые понятия формируются путем обобщения единичных случаев. Единичные случаи группируются в небольшие группы, те в свою очередь группируются в группы побольше. Примеры небольших групп единичных случаев: “холодная вкуснятина в вафельном стаканчике и с вишенкой наверху” и “холодная вкуснятина на палочке, снаружи коричневая, а внутри белая”.

Примеры более общих группы понятий: “холодная вкуснятина в вафельном стаканчике” и “холодная вкуснятина на палочке”. И более общая группа – “холодная вкуснятина, то есть мороженое”. Любое общее понятие, таким образом, формируется сразу с помощью иерархии понятий. Есть, однако, несколько разных способов того, как это происходит.

Простейший способ усвоения понятия – так называемая стратегия экземпляра. Ребенок, например, видит, что родители купили новый шкаф, и слышит, что они купили новую мебель. Для ребенка этот шкаф и есть мебель. Этот шкаф и будет экземпляром, с которым будут сравниваться другие претенденты на слово “мебель”.

Понятие “мебель” как модель мебели включает пока лишь что-то высокое и с полками. Диван, например, уже не будет подходить под понятие “мебель”.

Когда ребенок узнает, что диван это тоже мебель, в его голове происходит расщепление понятия: мебель – это и то, что похоже на шкаф, и то, что похоже на диван. Потом ребенок узнает, что стул это тоже мебель. Получается, что иерархия понятия “мебель” растет сверху вниз: от общего понятия “мебель” к частным, единичным экземплярам.

Стратегия экземпляра используется и взрослыми, но она не всегда удобна. И часто можно попасть впросак, если пользуешься каким-то понятием, но при этом знаком только с единичным случаем этого понятия.

Если взрослый человек высказывает уверенность, что чип это такая штука, с помощью которой можно открыть дверь, то такое убеждение не может не вызвать улыбку у окружающих людей, несколько лучше разбирающихся в чипах.

Другой способ усвоения понятия – более осторожный, хотя и требующий больше времени, – стратегия проверки гипотезы. В данном случае обязательно рассматривается хотя бы несколько единичных случаев, иерархия понятия строится снизу вверх.

Человек изучает известные примеры понятия, ищет признаки, относительно общие для них (например, многие предметы мебели находятся в жилых пространствах. Далее выдвигается гипотеза, что именно эти общие признаки и характеризуют данное понятие.

После постановки гипотезы анализируется все доступное множество объектов, которое можно отнести к данному понятию. Объекты оцениваются по критическим признакам. Гипотеза со временем подтверждается, опровергается или корректируется.

Если ребенку показать шкаф и сказать, что это мебель, то новое понятие автоматически сформируется в сознании ребенка. Далее оно будет лишь корректироваться.

Однако если взрослому человеку показать сотовый телефон и сказать, что это “трансгаллактический синхрофазотрон”, то он вряд ли поверит и будет в дальнейшем искать еще примеры “трансгаллактического синхрофазотрона”.

Если эти примеры будут, и между ними найдутся общие характерные признаки, новое понятие будет принято.

Эксперименты, в ходе которых исследовались физиологические основы мышления, позволили установить, что эти две стратегии приобретения понятий — стратегия экземпляра и стратегия проверки гипотезы — реализуются различными участками мозга.

Использование стратегии экземпляра в большей степени связано с задействованием отделов, отвечающих за долговременную память – медиальных отделов височной доли, в частности гиппокампа.

Стратегия же проверки гипотезы в большей степени связана с работой структур лобных долей больших полушарий, отвечающих за целеполагание.

Также эксперименты показали, что лучшему усвоению понятий способствуют следующие обстоятельства:

– варьирование признаков предмета, понятие о котором мы пытаемся усвоить; чем с большим числом признаков предмета мы встретимся в практическом опыте, тем более полное понятие у нас будет сформировано о данном предмете;

– наглядность при усвоении понятий позволяет сформировать образы, которые дают отчетливое знание признаков предмета, его качеств и свойств.

Понимание

   Другая форма мышления – понимание. Овладеть тем или иным понятием – недостаточно. Важно уметь применять понятия на практике, связывать одни понятия с другими.

Затруднения с применением на практике понятий связаны с новыми, необычными условиями, в которых необходимо оперировать имеющимся у нас понятием.

При этом применение понятия на практике в различных условиях является не только показателем степени его усвоения, но и средством достижения наилучшего усвоения этого понятия.

Понимание – важный момент в усвоении понятия. Понять понятие – значит поместить это понятие в целостную картину (модель) мира, научиться решать с помощью этого понятия практические задачи. Понимание – это наивысшая ступень в формировании понятий.

В советской психологии понимание определяли как отражение связей, отношений предметов или явлений реального мира.

В современной науке понимание трактуется как способность постичь смысл и значение чего-либо, а приведенное выше определение полностью отражает суть суждения.

Понимание – всестороннее исследование взаимосвязи окружающих предметов и явлений. Чтобы понять то, как работает двигатель автомобиля, недостаточно просто разобрать двигатель на части. Нужно знать еще законы физики, кое-что из химии.

У понимания может быть много уровней. Можно понять двигатель автомобиля на уровне: “Вот здесь какая-то ерунда вращается…” Однако если такому “специалисту” задать вопрос: “А что будет, если линейные размеры этого двигателя увеличить ровно в десять раз? Будет такой двигатель работать?”, то он не сможет дать мотивированного ответа, лишь попробует угадать.

Понимание предметов и явлений можно подразделить на два вида:

– научное понимание,

– инженерное понимание.

В первом случае понимающий сосредоточен в первую очередь на решении вопросов изучения того, что есть. Во втором случае понимающий сосредоточен на решении вопросов того, как можно что-то создать, изменить.

Существует несколько видов понимания:

– непосредственное понимание, то есть понимание с помощью нашего наглядного (врожденного) аппарата мышления; такое понимание осуществляется скоро, почти сразу, если оно только возможно; в противном случае оно, скорее всего, уже и не наступит;

– опосредованное (дискурсивное) понимание; для этого вида понимания нужны значительные усилия, необходим ряд умственных операций: сравнение, различение, анализ, синтез и другие.

Умозаключение

   В процессе нашего оперирования разнообразными понятиями и суждениями возникает еще одна форма мышления – умозаключение. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Пример умозаключения:

– Некоторые двоечники играют в баскетбол. Все люди, которые играют в баскетбол, имеют высокий рост.

– Значит, некоторые двоечники имеют высокий рост.

Хорошо изучены умозаключения в формальной логике, которая оперирует суждениями вида “Такое-то понятие входит, не входит, пересекается с другим понятием”.

Однако нельзя утверждать, что все умозаключения можно рассматривать через призму формальной логики. Алгоритмы получения новых суждений могут быть весьма разными.

В этих алгоритмах, при этом, могут учитываться потребности думающего человека.

– Известно, что у Вовы 12 яблок, а у Димы только 3.

– Отсюда можно сделать вывод, что у Вовы на 9 яблок больше.

– Отсюда можно сделать вывод, что у Вовы в 4 раза больше яблок.

– Отсюда можно сделать вывод, что у обоих мальчиков имеются яблоки…

И в случае усвоения понятий, и при понимании человек обретает новые знания об окружающем мире. Однако на усвоение понятий и на понимание большое значение оказывает личность человека. Один человек в понятие “мороженое” вкладывает одно, другой – другое. Один человек так понимает работу двигателя внутреннего сгорания, другой – совершенно иначе.

Умозаключения как бы оторваны от личности думающего, они, таким образом, имеют стандартный, строгий характер. Если задать одну и ту же задачу: “Если каждый день съедать по три мороженого, то сколько мороженого будет съедено за неделю?”, то сто грамотных людей из ста человек даст ответ “21”.

Потому что все они будут делать одно и то же умозаключение.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

См. также

Мышление    RSS    azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/formy_myschleniya.html

Основные формы мышления в психологии: суждение, умозаключение и понятие

Формы мышления

Мышление – высший этап познания человека. В его основе лежат постоянные изменения представлений и понятий. Оно дает возможность получать такие знания, которые не являются непосредственной информацией, получаемой с помощью первой сигнальной системы. В клинической психологии мышление относится к высшим психическим функциям – самым сложноорганизованным психическим процессам.

Особенности мышления являются предметом разных научных разделов. Так, к примеру, психофизиологические механизмы составляют основу общей и возрастной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, а формы мышления и законы, по которым протекает процесс, являются предметом изучения в логике (хотя затрагиваются и в разделах психологии).

Понятие

Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.

Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»). Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений.

Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.

Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний.

Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного.

Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).

В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться.

Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое.

Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).

Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.

Суждение

Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).

Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.

При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.

Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.

Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).

Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом.

Эта форма мышления также может быть:

  • утвердительной («Ботаника – наука о растениях», «Тигр является хищником»);
  • отрицательной («Это предложение построено неправильно», «В российских городах не гуляют медведи на улицах»).

Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»).

Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М.

Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).

По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.

Формы и виды мышления

Формы мышления

Формы мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления как:

  • 1. Понятия
  • 2. Суждения
  • 3. Умозаключения
  • 1. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
    • · Общими и единичными
    • · Конкретными и абстрактными
    • · Эмпирическими и теоретическими

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими.

Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

  • 2. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании расширяются” – выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Суждения образуются двумя основными способами:
    • · Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается
    • · Опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения.

Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

  • · Истинными – это объективно верные суждения.
  • · Ложными – это суждения не соответствующие объективной реальности.
  • · Общими – в общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: “Все рыбы дышат жабрами”.
  • · Частными – в частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты – отличники”.
  • · Единичными – в единичных суждениях – только к одному, например: “Этот ученик плохо выучил урок”.
  • 3. Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы – электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно”. Различают умозаключение:
    • · Индуктивное
    • · Дедуктивное
    • · Аналогия

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т. е. от общих фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Виды мышления

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

  • 1. генезису развития
  • 2. характеру решаемых задач
  • 3. степени развернутости
  • 4. степени новизны и оригинальности
  • 5. средствам мышления
  • 6. функциям мышления и т. д.
  • 1. По генезису развития различают мышление:
    • · Наглядно-действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
    • · Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
    • · Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
    • · Абстрактно-логическое – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

  • 2. По характеру решаемых задач различают мышление:
    • · Теоретическое – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
    • · Практическое – это познание законов и правил. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
  • 3. По степени развернутости различают мышление:
    • · Дискурсивное – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
    • · Интуитивное – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
  • 4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:
    • · Репродуктивное – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
    • · Продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения.
  • 5. По средствам мышления различают мышление:
    • · Вербальное – мышление на основе образов и представлений предметов.
    • · Наглядное – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.
  • 6. По функциям различают мышление:
    • · Критическое. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
    • · Творческое. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:

  • · Анализ
  • · Сравнение
  • · Абстрагирование
  • · Синтез
  • · Обобщение
  • · Классификация
  • · Категоризация

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.

Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части.

Так – в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве.

Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.

Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа – выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:

  • · Общие как сходные признаки и
  • · Общие как существенные признаки
  • · Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция – отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация – систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.

Категоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т. п.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления.

На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Page 3

мышление психологический сознание

Рассмотрим роль экономического мышления в такой актуальной для меня профессии, как экономист.

Экономика – такая область жизни общества, с которой сталкиваются все люди. Каждый с детства что-то узнает из повседневной практики и постоянно расширяет свой кругозор. Таким способом формируется обыденное экономическое мышление.

Экономическое мышление – процесс осмысления работником реальных хозяйственных ситуаций и принятия решений, повышающих эффективность трудовой деятельности, которые определяют экономическое поведение работника и стиль хозяйственной деятельности.

Экономическое мышление проявляется в умении правильно оценивать тенденции и перспективы развития общественного производства, реально складывающуюся ситуацию в отрасли, на предприятии, принимать реальные и эффективные решения, предвидеть их последствия. Формирование экономического мышления — необходимое условие качественного улучшения хозяйственного механизма, ускорения социально-экономического развития страны, важное звено перестройки общественного сознания на современном этапе.

Отсюда следует, что экономическое мышление играет огромную роль в формирование успешных и прогрессивных экономистов. Именно выработка экономического мышления расширяет кругозор работников, способствует воспитанию хозяйского отношения к труду и его плодам, укрепляет производственную дисциплину.

Page 4

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний.

К примеру сказать, одно из замечательнейших особенностей мышления является опосредованный характер отображения действительности.

Так, например, нельзя побывать на Марсе, нельзя непосредственно увидеть строение атомного ядра, физиологические процессы, происходящие в живой клетке, ультрафиолетовое излучение.

Чтобы все эти напрямую не видимые, но важные для понимания объектов свойства раскрыть, человек прибегает к рассуждениям, вычислениям, экспериментам, к сопоставлению фактов и других косвенных действий. В результате мы можем сказать, что мышление – это опосредованное познание мира.

По моему мнению, чтобы заниматься личностным развитием, становиться эффективней и улучшать качество своей жизни, человеку в первую очередь необходимо обратить внимание на свое мышление.

Именно благодаря социально-исторической природе мышления человечество может передавать от поколения к поколению интеллектуальные достижения, создавая условия для социального и научно-технического прогресса.

Так же благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил дополнительные средства для выживания.

Я считаю, что значение мышления в жизни человека состоит еще и в том, что оно дает возможность научного познания мира, предвидение и прогнозирование развития событий, постановки их на службу потребностям и интересам человека. Следовательно, мышление есть фундамент сознательной деятельности личности, формирование ее умственных и других свойств.

Таким образом, я окунулась в море имеющейся информации, и вся она помогла мне сложить простую и понятную модель мышления человека.

Источник: https://studwood.ru/1270954/psihologiya/formy_vidy_myshleniya

ovdmitjb

Add comment