Irvuz

Формы межгосударственного устройства

Формы государственного устройства и принципы их построения – часть 1

Формы межгосударственного устройства

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА

Юриспруденция

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента 1 курса 229 группы

Золотарев Данила Алексеевич

Формы государственного устройства

и принципы их построения

Научный руководитель

Профессор

Сапун В. А

Санкт-Петербург, 2010 г.

Введение …………………………………………………………………………3

1. Форма государства…………………………………………………………….4

2. Понятия и виды форм государственного устройства. Унитарные государства и федерации, их виды и принципы построения ……………..…6

3. Формы объединения современных государств…………………………….9

4.Особенности формы государственного устройства

современной России……………………………………………………………31

5.Список используемой литературы………………………………………….36

Введение

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования. Понятие формы государства позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно– правового режима.

На мой взгляд, наиболее важным являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в стране или нет.

Для рассмотрения в своей курсовой работе я выбрал понятие формы государства и трёх его видов: унитарное, федеративное и конфедеративное. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время.

Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или каким-то иным признакам и так далее.

В своей курсовой работе я остановлюсь лишь на наиболее общих понятиях рассматриваемых вопросов.

1. Форма государства

Форма государственного устройства – национальное и административно–территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

– из каких частей состоит внутренняя структура государства;

– каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения их органов;

– как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

– в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида: унитарное государство и федеративное государство. Менее распространенной в мире, по сравнению с унитарным государством и федерацией, является конфедерация[1].

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (поданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. – государство ведет разнообразную деятельность.

Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную

(осуществляет организацию военной службы) и т. д. но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т. д.

, а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

Наконец, субъективные и даже случайные факторы-заимствования, политико–правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое тоже влияют на территориальную организацию государства.

Таким образом, форма государства — это его структурное, тер­риториальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.[2]

2. Понятия и виды форм государственного устройства. Унитарные государства и федерации, их виды и принципы построения

Форма государственного устройства — это элемент формы госу­дарства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ по­литического и территориального деления, обусловливающий оп­ределенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей. На основе данного критерия государственное устройство харак­теризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах[3].

Различают следующие формы государственного устройства:

1) унитарную (простое, единое государство, части которого яв­ляются административно-территориальными единицами и не об­ладают признаками государственного суверенитета; в нем сущест­вует единая система высших органов и единая система законода­тельства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Унитарные государства бывают централизованными — Швеция,

Дания и т. п., и децентрализованными — Испания, Франция и др.,

в которых крупные регионы пользуются широкой автономией,

самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которо­го являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими призна­ками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами” и федеральным законодательством существуют высшие

органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть по­строены по территориальному (США) либо по национальному и территориальному принципам (Россия). Федерации строятся на

основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союз­ных органов, другая – субъектов федерации, третья – совмест­ной компетенцией союза и его членов).

В настоящее время в мире существуют 24 федеративных госу­дарства. Семь федераций находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республи­ки — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г.

сербско-хорватско-мусульманскак федерация в Боснии); четы­ре — в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмира – ты, Пакистан); шесть на Американском континенте (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре — в Афри­ке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); три — в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии) (В. Е. Чиркин);

3) конфедерацию (форму объединения, государств, сохраняю­щих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения кото­рых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Кон­федерация представляет собой непрочные государственные обра­зования и существует сравнительно недолго: они либо распадают­ся (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.

), либо преобразуются в федеративные го­сударства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815— 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, — содружество государств. Примером может яв­ляться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Кроме названных имели место и некоторые другие специфичес­кие формы государственного устройства: империи, протектора­ты и пр.

Так, империи выступают государственными образова­ниями, отличительными особенностями которых являются об­ширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и куль­турный состав населения. Империи (например, римская, британ­ская, российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания ок­купировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним про­текторат.[4]

С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т. п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).[5]

3. Формы объединения современных государств

Определения понятия «форма межгосударственного устройства объединения государств» в современной теории государства и права нет, поскольку как самостоятельный институт данное явление не рассматривалось. Однако в последние годы наметилась тенденция выделения видов объединений государств из общего понятия формы государственного устройство.[6] Так, В. Е.

Чиркин говорит о существовании наряду с государствами международных объединений с элементами федерализма, он так же отмечает, что в современных условиях в связи с возрастающей интеграцией государств на международной арене возникли многие организации публичного международного права, имеющие некоторые конституционно-правовые элементы.[7] Причем В. Е.

Чиркин не рассматривает данные объединения с позиции их формы в рамках формы государственного устройства, а только констатирует наличие таких образований.

Такая ситуация возникает потому, что наряду с выделением международных образований в отдельную группу и отказом рассматривать их территориальное устройство в рамках формы государственного устройства теория государства и права не выработала нового института, необходимость появления которого уже назрела.

Следует согласиться с мнением В. С. Нерсесянца, что от формы территориального устройства государства следует отличать форму межгосударственного объединения (образования).

По его мнению, межгосударственное объединение означает такой союз государств, в рамках которого существуют общие государственные или надгосударственные органы, но объединяющиеся государства сохраняют свой суверенитет.( Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. Ред. Академика РАН, д. ю.н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Изд.

НОРАМ (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-Н), 2001. – С. 624) Однако В. С. Нерсесянц не говорит о том, что он понимает под термином форма межгосударственного объединения.

Исходя из выработанных в теории признаков формы государственного устройства, его определения попытаемся выявить общие черты данного традиционного института с формой межгосударственный объединений, его специфические признаки и их этого вывести определение.

Общим между рассматриваемыми понятиями является то, что они раскрывают и показывают внутреннюю структуру образования, взаимоотношения между частями образования, организацию власти по территории. Однако в отличие от формы государственного устройства, форма межгосударственного объединения во-первых, показывает отношения между суверенными государствами-участниками объединения.

Во-вторых, взаимодействие государственных органов участников объединения и органов управления объединения. В-третьих, указывает на объем суверенитета государств – участников и возможность передачи некоторых суверенных прав объединению. В-четвертых, определяет степень интеграции государств в рамках объединения.

Представляется, что межго­сударственные объединения (конфедерации, содружества и сообще­ства государств, унии, империи и др.) являются самостоятельным ин­ститутом теории государства и права и международного публичного права, который тесно связан с элемен­тами формы государства и, в частности с вопросами государственно­го устройства, однако не входит в него.

Объединения государств хотя и обладают признаками государственности, но, тем не менее, не являются самостоятельны­ми государствами. Именно поэтому автор считает необходимым рассматривать их самостоятельно и выделять такое понятие как форма межгосударственного устройства. Исходя из вышеизложенного, предлагается определить форму межгосударственного устройства объединения государств как территориальную организацию межгосударственного объединения, определяющую взаимоотношения государств-участников между собой и органами объединения, объем суверенитета государств-участников и степень интеграции в рамках межгосударственного объединения.

Источник: https://pandia.ru/464495/

5.5. Формы межгосударственного устройства

Формы межгосударственного устройства

Формы межгосударственногоустройства – это объединения государствна основе их взаимных политических,экономических, социальных, военных ииных интересов.

Виды форммежгосударственного устройства:конфедерация, международные государственныесоюзы, международные парламентарныеорганизации, международные правительственныеорганизации, международные судебныеорганизации

Виды форм межгосударственного устройства:

  • конфедерации,
  • международные государственные союзы и организации (ООН – Организация Объединённых Наций — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами)
  • международные парламентарные организации,
  • международные правительственные организации,
  • международные судебные организации

Международныеорганизации — постоянные объединениямежправительственного илинеправительственного характера,созданные на основе международныхсоглашений в целях содействия решениюоговоренных в соглашениях международныхпроблем.

Термин «международныеорганизации» как правило, применяютдля обозначения как

международныхмежправительственных (межгосударственных)организаций,

так и

международныхнеправительственных организаций.

Однако этиорганизации имеют различную юридическуюприроду.

Международныемежправительственные (межгосударственные)организации — постоянные объединениягосударств, созданные на основемеждународного договора в целяхсодействия решению оговоренных вдоговоре международных проблем.

Международныенеправительственные организации —постоянные объединения национальныхсоюзов, ассоциаций, обществнеправительственного характера длядостижения общих целей в областиздравоохранения, культуры, образования,науки и техники, благотворительностии т.п.

Для признания заорганизацией статуса международнойнеправительственной организации онадолжна соответствовать следующимтребованиям:

  • цель организации — некоммерческая деятельность международного значения;
  • учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства, а не на основе международного соглашения;
  • результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Классификациямеждународных организаций

Классификация мо по кругу участников

  • универсальные (то есть для всех государств; напр. — ООН)
  • региональные (членами которых могут быть государства одного региона; напр. — Организация африканского единства,Организация американских государств)
  • межрегиональные

Классификация МОпо характеру полномочий

  • межгосударственные — не ограничивающие суверенитет государства
  • надгосударственные (наднациональные) — частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

Классификация МОпо выполняемым функциям

  • нормотворческие
  • консультативные
  • посреднические
  • операционные
  • информационные

Классификация МОпо порядку приёма новых членов

  • открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)
  • закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

Классификация МОпо компетенции (сфере деятельности)

  • общей компетенции (напр. — ООН)
  • специальной компетенции (политические, экономические,кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; напр. —Всемирный почтовый союз)

Крупнейшиемеждународные организации:

  • ООН—(UN, United Nations)
    • Группа Всемирного банка
    • Международный валютный фонд
    • ВОИС— Всемирная организация интеллектуальной собственности.
    • МАГАТЭ— Международное агентство по атомной энергии.
    • ЮНЕСКО— Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
    • Всемирный почтовый союз
  • ВТО — (WTO, World Trade Organization)

  • Интерпол—(Interpol)

Другиемеждународно-региональные организации:

  • АСЕАН— Ассоциация стран Юго-Восточной Азии — ASEAN
  • АСЕМ— Форум «Азия — Европа»
  • АТПФ— Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум
  • АПА— Азиатская парламентская ассамблея.
  • Африканский союз(бывш ОАЕ) — African Union
  • Всемирная исламская лига
  • Европейская ассоциация свободной торговли— EFTA
  • Европейский союз— European Union
  • ЛАГ— Лига арабских государств
  • Лига наций
  • НАТО— Организация Североатлантического договора — NATO
  • НАФТА— Североамериканская зона свободной торговли — NAFTA
  • INOBI— Международная организация по предпринимательству и инвестициям — INOBI
  • ИНМАРСАТ— Международная организация морской спутниковой связи
  • ОБСЕ— Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
  • Организация Восточно-карибских государств—англ.Organisation of Eastern Caribbean States (OECS)
  • ОПЕК— Организация стран-производителей и экспортёров нефти — OPEC
  • Организация исламская конференция
  • СААРК— Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии — SAARC
  • САМ— Союз арабского Магриба
  • Северный совет
  • СНГ— Содружество независимых государствангл.Commonwealth of Indenpendent States
  • ОВД— Организация Варшавского договора
  • СЭВ— Совет Экономической Взаимопомощи
  • Коминтерн— Третий Коммунистический Интернационал
  • Содружество наций(Британское Содружество)
  • Союз православных государств
  • ССАГПЗ— Совет сотрудничества арабских государств Персидского заливаангл.Gulf Cooperation Council (GCC)
  • Тихоокеанский союз— Pacific Union
  • ФИДИК— Международная Федерация Инженеров-Консультантов (строительство)
  • Центральноамериканский парламент— Central American Parliament
  • Международное Общество Авиационной Электросвязи— SITA Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques
  • ШОС— Шанхайская организация сотрудничества
  • Южноамериканское сообщество наций — англ. The South American Community of Nations (CSN)

конфедерацияявляется одной из форм межгосударственногообъединения.

В современномсловаре иностранных слов терминконфедерация(латин., сообщество)определяется в двух значения:

1) как союз,объединение каких-либо организаций и

2) как формагосударственного устройства, при которойгосударства, образующие конфедерацию,сохраняют независимость (суверенитет)и объединяются для координации некоторыхсвоих действий (внешнеполитических,военных и др.).1

Профессор МарченкоМихаил Николаевич также считает, чтоконфедерация есть одна из важнейшихформ государственного устройства.Ученый полагает, что «конфедерациюможно весьма условно, с учетом принциповее организации и перспектив ее развития,относить к формам государственногоустройства, впрочем, как и к «чисто»классическим международным организациям.2

Однако профессорМорозова Людмила Александровна пишет,что «в учебниках конфедерациярассматривается как форма государственногоустройства, что вряд ли правильно,поскольку все входящие в конфедерациюгосударства сохраняют свой суверенитети нового государства не образуют.Л.А. Морозова также полагает, что насовременном этапе конфедеративныхобъединений в «чистом» виде несуществует».3

Между тем профессорПротасов Валерий Николаевич отмечает,что по данному вопросу существует дветочки зрения. Согласно одной из них «привсей своей неустойчивости конфедерацияявляется все-таки формой государственногоустройства, а не формой международно-правовогосоюза.

Согласно другой – конфедерацияне является формой государственногоустройства, а представляет собоймеждународно-правовое объединение,союз суверенных государств. Споры наэтот счет, – пишет В.Н.

 Протасов, –ведутся уже долгое время, и студентамв этом вопросе следует определитьсясамим».4

В современнойотечественной правовой литературепонятие конфедерации определяется как:

а) союзсуверенных государств, образуемый длядостижения определенных целей (военных,экономических и др.) (проф. КорельскийВиктор Михайлович);1

б) государственно-правовоеобъединение суверенных государств(проф. Морозова Людмила Александровна);2

в) объединениегосударств для решения каких-либополитических, военных, экономических,социальных задач (проф. ЛазаревВалерий Васильевич);3

г) государственныйсоюз государств (проф. ПротасовВалерий Николаевич);4

д) союз суверенныхгосударств, объединяющихся на основемеждународного договора для обеспечениявзаимных интересов (проф. ОксамытныйВиталий Васильевич);5

е) союз государств,который создается на основе договораили соглашения для строго определенныхцелей (политических, военных, экономических)и, как правило, носит временный характер(проф. Комаров Сергей Александрович);6

ж) государственно-правовоеобъединение, союз суверенных государств(проф. Темнов Евгений Иванович);7

з) союз государств,объединенных одним или несколькимиобщими органами при сохранении каждымгосударством своего суверенногосуществования (проф. Миронов О.О.);8

и) союз государств,сохраняющих свою самостоятельность,суверенитет и продолжающих раздельнооставаться членами ООН; названиенекоторых международных и национальныхорганизаций (проф. Чиркин ВениаминЕвгеньевич);9

к) союз полностьюсуверенных государств, создаваемый наоснове договора для достиженияопределенных целей (военных,внешнеполитических, экономических ит.п.) (доц. В.А. Толстик);10

л) международно-правовойсоюз, в рамках которого создаютсянадгосударственные органы (к.ю.н.Четвернин Владимир Александрович);1

м) союз несколькихнезависимых государств, которыеобъединились для проведения совместнойполитики в определенных целях (проф. МухаевРашид Тазитдинович).2

Конфедерацияхарактеризуются следующими свойствами:

Источник: https://StudFiles.net/preview/2567629/page:33/

Межгосударственное объединение: определение понятия

Формы межгосударственного устройства

Сложности территориального устройства государств известны человеку с давних времен. Одним из первых крупных гособразований считается Римская империя. В Средневековье возникли Византия и Франкское государство.

На протяжении всей истории человечества происходит присоединение одних территорий к другим, разделение стран, объединение государств. В последнее время ситуация в мире крайне нестабильна.

Многие страны стремятся к объединению для решения актуальных глобальных проблем.

Новое время

В течение этого периода отмечается увеличение числа межгосударственных объединений. Так, к примеру, существовали унии между Польшей и Саксонией, Люксембургом и Нидерландами. Были распространены и временные союзы суверенных государств. В качестве примеров можно привести конфедерацию США, Швейцарскую и Германскую конфедерации.

20-й век

В первую половину столетия юридическое оформление получило Содружество Наций, возникла Датско-исландская уния. В 1905 г. был установлен протекторат Японии над Кореей, а в 1922 г. – нацистской Германии над Словакией, Моравией, Чехией.

Между тем большая часть интеграционных процессов протекала во второй половине 20-го столетия. В 1950-1990-е гг. появилось около 100 новых стран в Латинской Америке, Африке, Азии и Океании. Это произошло в связи с распадом крупных метрополий.

Стоит сказать, что эти процессы во многом предопределили возникновение многих межгосударственных объединений. Например, в 1963 г. возникла Организация африканского единства, а в 1947-м – американских стран. С 1981 по 1989 г.

существовал союз государств (конфедерация) Гамбии и Сенегала. В 1945 г. возникла Лига арабских стран.

Они также претерпели изменения во второй половине 20-го столетия. Европейские сообщества – совокупность трех формально независимых организаций, имеющих общие органы управления. Ими являлись ЕЭС (с 1993 г.

– ЕС), ЕВРАТОМ и ЕОУС (до окончания действия учредительного договора в 2002 г.). В 1949 г. возник Совет Европы. С его появлением открылась новая страница истории развития сотрудничества стран. Некоторые из них подписали Договор о Европейском Союзе.

Взаимодействие стран внутри него оказывает влияние на мировую политику и экономику. Не обошли все эти процессы и РФ. Европейский Союз и Россия являются партнерами во многих сферах деятельности. В 1996 г. РФ была принята в Совет Европы.

Кроме того, страна является одним из участников СНГ (с 1991 г.). Тесное сотрудничество отмечается между РФ и Белоруссией.

Межгосударственное объединение – что это?

Определение этому понятию отсутствует в современной теории. Дело в том, что межгосударственное объединение как самостоятельный институт не рассматривалось наукой достаточно долго. Между тем в последние годы отмечается тенденция выделения его из общего понятия форм устройства стран. Ряд ученых, например В. Е.

Чиркин, указывает, что наряду с традиционными формами существуют межгосударственные объединения с элементами федерализма. Кроме того, как отмечает автор, сегодня возникло множество организаций, обладающих некоторыми конституционно-правовыми элементами. При этом Чиркин не рассматривает такие межгосударственные объединения с позиции формы устройства стран.

Он только констатирует их наличие. Изучением вопроса занимался также в свое время В. С. Нарсесянц. Он высказал следующее мнение. Как считает автор, межгосударственные объединения необходимо отличать от формы территориального государственного устройства. В своих работах Нерсесянц пытается сформулировать определение.

В частности он считает, что рассматриваемый институт представляет собой специфический союз государств, в котором предусмотрены общие органы, однако страны, входящие в него, сохраняют суверенитет. В целом с данным определением вполне можно согласиться. Для обеспечения сохранения суверенитета страны, как правило, подписывают соглашение.

Примером является, в частности, Договор о Европейском Союзе. Аналогичное соглашение действует и между странами ближнего зарубежья. В 1991 г. его подписали участники СНГ.

Основные черты института

В соответствии с выработанными в теории признаками формы устройства государства и его определения можно попытаться выделить характеристики, объединяющие ее и межгосударственное образование. Основная черта обоих понятий состоит в том, что они раскрывают и отражают внутреннюю структуру институтов, взаимодействие между их элементами, способ организации власти на территории.

Вместе с тем, в отличие от формы устройства, межгосударственное объединение в первую очередь показывает характер сотрудничества между суверенными странами, входящими в него. Во-вторых, следует обратить внимание на наличие и способ взаимодействия органов. Как правило, выбирается наиболее приемлемая для всех стран форма, аналогичная той, которая существует внутри каждой из них.

Важный момент

Представляется, что все межгосударственные объединения (таблица основных из них представлена в статье), выступают в качестве самостоятельных институтов. Они тесно связаны с элементами формы устройства стран, но не входят в нее. Объединения, несмотря на наличие признаков государственности, нельзя назвать самостоятельными государствами.

Виды

Основные типы межгосударственных объединений можно привести в таблице, которая представлена ниже.

Вид

Характеристики

Конфедерация

Союз стран, созданный для достижения общих целей. Основные направления взаимодействия:

  • военное;
  • экономическое;
  • политическое

Содружество

Объединение создается на основе соглашений, уставов, деклараций. Как правило, участниками становятся страны с общими экономическими интересами, тождественными или сходными правовыми системами, общими лингвистическими, культурными, религиозными корнями

Сообщество функционально-целевого назначения

Основная цель состоит в содействии более тесному сплочению стран, укреплению мира, защите свобод и прав человека

Уния

Форма объединения двух и более государств под властью главы

Далее рассмотрим каждый из видов более подробно.

Конфедерация

Это временное объединение, созданное для достижения конкретных целей. Так, к примеру, в 1958 г. была сформирована конфедерация Сирии и Египта. Ключевой целью объединения являлось разрешение арабо-израильского конфликта. Конфедерация распалась в 1961 г.

Отличительной чертой такого объединения является неустойчивость. После достижения поставленной цели конфедерация или распадается, или трансформируется в федерацию.

Еще одна особенность объединения заключается в том, что все страны-члены сохраняют суверенитет и могут выйти из состава в любой момент. Стоит сказать, что и вступление в конфедерацию является добровольным.

Для достижения целей, ради которых было создано объединение, формируются органы управления. Акты, изданные ими, носят рекомендательный характер. Для вступления их в действие необходимо одобрение высших структур власти членов конфедерации.

Содружество

Такая форма объединения является своего рода переходной стадией. Со временем оно может трансформироваться в конфедерацию или федерацию. В качестве примеров можно привести СНГ, Британское содружество. Содружество Независимых Государств включает в себя страны – бывшие советские республики.

В СНГ действуют Советы глав правительств и государств, министров иностранных дел. Кроме того, сформировано Главное командование объединенных ВС (вооруженных сил), Совет командования погранвойсками, Межпарламентская ассамблея, Экономический Суд, Экономический комитет, Комиссия по правам человека. В качестве правовой основы выступает Устав.

Он был принят в 1993 г. Кроме того, государства, входящие в Содружество, подписали множество многосторонних соглашений (о формировании таможенного, экономического союзов, безвизовом режиме). Действующими нормативными актами закреплены правила выхода из состава объединения.

Покинуть СНГ может любой участник, предварительно письменно уведомив хранителя Устава (Беларусь) за 12 месяцев.

Задачи Содружества Независимых Государств

Основными направлениями выступают:

  1. Сотрудничество в экономической, гуманитарной, экономической и прочих областях.
  2. Создание общей позиции по основным международным вопросам, осуществление коллективных внешнеполитических действий.
  3. Военно-политическое взаимодействие, совместная защита внешних рубежей.

Коалиция

Она представляет собой военно-политический, политический или экономический союз государств. Формируется коалиция для обеспечения общей безопасности, совместной обороны, согласования этапов подготовки и ведения военных действий.

В основе объединения лежат двусторонние/многосторонние соглашения, акты, договоры. Обычно в коалиции установлены общие цели и определен характер коллективных действий.

Каждая страна, входящая в нее, однако, преследует свои экономические, политические или военные интересы.

Шенгенская зона

Она объединяет 26 европейских стран. Первоначально зона являлась пространством нескольких стран, на территории которых вступило в действие соглашение, заключенное в д. Шенген в 1985 г. В 2016 страны Шенгенской зоны были вынуждены пересмотреть правила пограничного контроля в связи с большим количеством мигрантов.

На внутренних рубежах членов порядок был ужесточен. Кроме этого, в 2016 страны Шенгенской зоны были вынуждены внести изменения в правила контроля на внешней границе.

Действовавшая ранее отдельно от ЕС нормативно-правовая база была присоединена в единое законодательство при вступлении в действие Амстердамского соглашения 1999 г.

Уния

Она может быть личной или реальной. В качестве формального основания для заключения первой выступали династические браки. Так была сформирована, к примеру, шведско-польская уния. Как правило, власть общего правителя являлась номинальной.

Это было связано с тем, что страны сохраняли международную правоспособность и свой суверенитет. Личные унии были очень распространены в эпоху феодализма. Реальные унии (к примеру, Венгрии и Австрии 1867-1918 гг.) считались более прочными объединениями. Они действовали на международной арене как суверенный субъект.

В объединении были общие структуры управления и власти, объединенные войска, единые деньги.

Дополнительно

В современном мире существуют также универсальные межгосударственные объединения. Наиболее известным является ООН. В Организации Объединенных Наций состоит порядка 200 стран. Основной целью ООН выступает содействие более тесному сотрудничеству стран, а также укреплению мира на планете.

Источник: https://FB.ru/article/322818/mejgosudarstvennoe-obyedinenie-opredelenie-ponyatiya

ovdmitjb

Add comment