Irvuz

Формирование коллектива и отношений в коллективе

Содержание

Отношения в коллективе – Важные правила, которые должен знать каждый

Формирование коллектива и отношений в коллективе

План:

— Взаимоотношения в обществе: виды, плюсы и минусы— Пять типов управления командой— Отношение в коллективах. Плюсы и минусы дружбы— Важность коммуникативных связей— Как наладить отношения в коллективе

— Заключение

Гармоничные взаимоотношения в коллективе — одно из главных преимуществ любой рабочей среды.Это основа основ. К ним должно стремиться любое разумное и современно руководство. Существует несколько классификаций типов взаимоотношений в коллективе. Например, их подразделяют на формальные отношения и теплую компанию, а также коллектив, не имеющий строгих правил.

Плюсы и минусы таких взаимоотношений:

При формальных отношениях все в коллективе четко знают свои обязанности и приходят на работу работать, а не проводить время. Такие коллективы считаются более работоспособными и наличие таких отношений больше характерно для мужского коллектива.

Иногда это может быть и смешанный коллектив, но, если человеку не хватает теплоты и общения, то человеку может быть тяжело в нем работать.

Дружеская компания кажется более сплоченной за счет совместных посиделок и дружеских отношений, однако имеет свои минусы.

Она отвлекает от работы и человек слишком раскрывается перед коллегами, порой демонстрируя свои слабые стороны. Если этим хотят воспользоваться, то такие отношения оборачиваются для него очень печально.

Существуют некоторые типы организаций, где не принят ни один из выше перечисленных способов, поэтому каждое взаимоотношение с сотрудниками становится некоторым испытанием для вновь прибывшего. Там могут завязаться и дружеские отношения, и его могут просто игнорировать, считая все формальностью.

Зачастую в таком коллективе кто-то может считать, что коллега обязан решать его личные проблемы, поэтому не каждый справится с такой нагрузкой, где помимо рабочих задач на него будет падать и психологическая составляющая.

Читайте книги по психологии отношений.

Пять типов управления командой

Тип руководства компанией часто подразделяют на пять составляющих, где начальник не вмешивается в управление коллективом, много делает сам и не делегирует свои функции.

Он нацелен сохранить свою должность и больше ничего. Не удивительно, что коллектив его недолюбливает, ведь заботы о себе он не чувствует.Часто страдает в таком случае и производство, ведь руководитель просто физически не может знать все, а так как к помощи других он не прибегает, то и топчется практически на месте.

Второй тип руководства практически панибратство. В такой компании руководитель заботится о каждом, задает удобный темп работы, но результаты его также не особо волнуют, ведь забота о людях их порой невольно расхолаживает, и они садятся на шею. Также могут появляться любимчики, что тоже ведет к снижению результатов, так как с них спрос меньше.

Руководитель, ставящий задачи, но не интересующийся человеческим фактором также не очень хорош в компаниях, так как люди просто работают в них на износ. Задача может быть поставлена сотруднику, не имеющему достаточной компетентности с ней разобраться.

Еще, такой командный стиль выдерживает не каждый, так как приказы обычно не обсуждаются, и инакомыслящих ждет увольнение.

Если руководитель имеет золотую середину в руководстве и психологическом подходе, то он добивается от команды прекрасных результатов, так как он не требует невозможного, но и не дает спуску в решении задач. Это удобно в тех структурах, где коллектив небольшой, и разновозрастной.

Однако, лучше всего себя зарекомендовала работа в команде. Так как руководитель учитывает интересы компании и в тоже время объединяет коллектив во всех уровнях.

Не каждый способен объединить людей с разными интересами и характерами в одну команду, однако у особо одаренных и харизматичных личностей это получается. Естественно такой руководитель должен сам быть образцом самоотверженности и компетентности, чтобы сотрудники тянулись за ним.

Руководитель дает сотруднику уверенность в себе, позволяет ему получить больше управленческих функций, растит из него профессионала. Доверие со стороны руководителя и сокращение опеки позволяет сформировать дополнительные руководящие кадры компании, которые могут самостоятельно справиться с любыми задачами компании.

Отношение в коллективах. Плюсы и минусы дружбы

Позитивные стороны дружеских отношений в рабочем коллективе:

1. Благоприятная атмосфера.

Во многих компаниях руководство согласно тратить много денег на совместное времяпровождение сотрудников, для того, чтобы создать теплые отношения в коллективе, сделать его единым целым с высокой эффективностью работы.

Друзья украшают мрачные рабочие деньки, вносят в них позитив.

2. Помощь.

Редко во всем коллективе найдется человек, который готов бескорыстно потратить свое время и силы, чтобы помочь тебе разобраться с работой, которую ты сделать, просто не успеваешь.

Но близкий друг по работе обязательно выручит в трудную минуту.

3. Информированность.

Человек, который держится в коллективе один, часто страдает от недостатка информации и общения.

Итак, имея на работе друга, Вы будете в курсе всех дел.

4. Предупредят об опасности.

Когда что-то неладно и над Вами собираются тучи, кто первым сообщит Вам об опасности как ни Ваш единомышленник?

Так Вы сможете основательно подготовиться к наступающему разговору, все обдумать, как реагировать на нападение, в некоторых случаях выработать стратегию действий.

5. Надежное прикрытие.

Друзья всегда прикроют Вас, когда Вам, допустим, нужно уйти пораньше.

К примеру, в случае отлучки друг скажет, что Вы отсутствуете, решая вопросы с важным клиентом.

Минусы дружеских отношений в коллективе:

1) Неоднозначное отношение руководства к дружбе.

Большинство руководителей неоднозначно расценивают дружеские отношения в коллективе.

Руководству нравиться, когда в офисе все тихо – нет сплетен, но к дружбе сотрудников они тоже относятся с крайней осторожностью.

Когда коллеги между собой дружат, они легко покрывают друг друга, скрывая при этом ценную информацию от руководства.

Периодически начальство вынуждено выражать свое недовольство, меняя сотрудников кабинетами.

2) Ссоры и низкая эффективность работы.

Известно, что даже у самых неразделимых друзей возникают споры.

Тогда желание идти на работу совсем пропадает вместе с настроением, человек не может спокойно работать при виде своего «друга».

3)Бесконечные разговоры.

Имея на работе друга, Вы будет терять большую часть своего времени только на разговоры.

Это невозможно не заметить, если размер заработной платы зависит от количества сделанной работы.

3) Секреты.

Если у Вас завязался спор с Вашим другом, который слышал все Ваши отклики о руководстве и знает Ваше мнение о них, то можете быть уверенны, что рассказать Ваш секрет не составит для него ни малейшего труда.

Узнайте о психологии взаимоотношений!

Важность коммуникативных связей

Огромное значение для формирования благоприятной психологической обстановки и успешной трудовой деятельности играет характер общения между членами группы. Устойчивые коммуникативные связи позволяют работникам динамично обмениваться информацией, взаимообогощаться необходимыми сведениями.

Психология отношений в коллективе в сфере общения оказывает решающее влияние на формирование ценностно-мотивационных ориентаций и социальных установок работников, их настроения и активности.

По данным исследований, до 35% всего объема информации поступающего через СМИ, объявления и плакаты, сначала опосредуется отдельными членами общества, а затем передается ими дальше с помощью личных контактов.

Основываясь на полученных сведениях, специалисты полагают, что психология отношений на работе, уровень управляемости коллектива, его общее состояние и эффективность зависят от умелого использования и правильного распределения в группе движения потоков информации.

Психологи рекомендуют руководителям организовывать дополнительные перерывы в течение рабочего дня на 5-10 минут. Это будет способствовать формированию среди людей неформальных отношений. Такие временные потери окупятся сторицей за счет увеличения сплоченности коллектива.

Кроме этого, по мнению профессионалов, психология отношений на работе лучше складывается, если работники имеют высокий уровень совместимости, основанный на оптимальном сочетании мотивации, типа поведения, этических норм и ценностей.

Специалисты также отмечают отрицательное взаимодействие между людьми склонными к доминированию, они разворачивают настоящие боевые баталии на рабочем месте за позицию лидера. Для вспыльчивых работников психология межгрупповых отношений советует подбирать спокойного напарника.

И в то же время все без исключения члены коллектива должны иметь способность к терпимости, обладать критичностью к себе, уметь налаживать коммуникативные связи.

Как наладить отношения в коллективе

Человек только первые два-три года своей жизни проводит отдельно от организованного коллектива. А когда приходит время, выходить из дома и направляться к себе подобным, мы и начинаем познавать азы отношений в коллективе.

— Оказавшись в новом коллективе, постарайтесь наладить отношения со своим непосредственным руководством.

Именно оно – тот буфер между вами и выше стоящим начальством, который в случае острой необходимости будет защитой, человеком, который выбьет премию или устроит небольшой нагоняй, чтобы предупредить праведный гнев самого-самого начальства.

— если вы занимаете выше стоящую должность уважайте своих подчиненных и вселяйте в них чувство уверенности в себе, ведь с сильной командой всегда можно достичь лучших результатов.

— если вы крайне негативно относитесь к коллективу, и вам никак не удается не то что понять его, а отыскать хоть парочку единомышленников, тогда лучше найти другую работу.

— Наберитесь терпения и вы сможете наладить отношения в коллективе, если будете с коллегами честны.

Улыбайтесь и шутите – и это обязательно оценят в коллективе, но обязательно все должно быть в меру без пошлых анекдотов и постоянного гоготания, главное не перегнуть палку.

— Нельзя учить начальника.
Если и хотите возразить начальнику, то делайте в корректной форме. А может быть вообще лучше промолчать. Но это актуально в том случае, если руководитель неадекватный. Если же речь идет об адекватном руководстве, то он правильно воспримет даже такое лишенное субординации замечание.

— Уважайте старших и прислушивайтесь к ним.
Если за постоянными придирками вам все-таки удается распознать искренность и хорошее к вам отношение, то будьте учтивы и слушайте старшее поколение внимательно, иногда их советы дорого стоят.

Вам может быть интересна статья «Как произвести впечатление«.

Заключение

Стоит заводить дружбу с коллегами или нет, каждый решает для себя сам. Но чтобы вы не решили, необходимо стремиться к гармоничным отношениям в коллективе. Тогда в случае необходимости ваши сослуживцы всегда придут к вам на помощь и войдут в ваше положение.

Отношения в коллективе зависят от многих факторов, таких как:

— воспитания людей,— возрастных категорий

— общечеловеческих ценностей.

Воспитанный человек всегда сможет наладить отношения с коллегами. Он знает, где стоит промолчать, а где ответить, а также не забывает о своих обязанностях, не смешивая свою личную жизнь с работой.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

:

Источник: http://agydar.ru/%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B5-%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8.html

Управление отношениями в трудовом коллективе организации

Формирование коллектива и отношений в коллективе

Менеджеры знают, насколько влияет социально-психологический климат организации на производительность труда работников. Поэтому важное значение имеет управление отношениями в трудовом коллективе. Если правильно управлять отношениями среди коллег, то это позитивно повлияет на общие результаты бизнеса.

Характеристики коллектива и связей в нем

Успешность бизнеса имеет прямую зависимость от качества и эффективности использования всех трудовых ресурсов. Это означает, что чем лучше осуществляется руководство персоналом, тем выше доход организации.

У каждого трудового коллектива есть определенные внутренние свойства:

  1. общая цель, которая объединяет всех членов компании}
  2. оформление организационных вопросов должно работать на основе социальных институтов}
  3. должна быть выделенная общественная и политическая значимость вашего коллектива}
  4. очень важное место занимают уровень сотрудничества между коллегами и качество взаимопомощи}
  5. коллектив должен быть объединен по социальным и психологическим признакам.

Могут наблюдаться разные стадии сплоченности коллег:

  • Ориентационная стадия. Имеет характерную особенность объединения разных людей общей целью и идеей, а также задачами. На такой стадии каждый из коллег старается в коллективе найти себя.
  • Взаимноадаптационная – это этап, во время которого у всех членов коллектива сформированы общие установки поведения в трудовом круге благодаря организованной работе руководства или при помощи самоориентации в коллективе каждого работника.
  • Сплоченность и консолидации в коллективе. Это самый зрелый уровень взаимоотношений среди коллег. В таких трудовых коллективах формируются определенные группы по общим целям и интересам. Благодаря слаженной работе достигается высокий уровень трудоспособности команды в целом.

Перед формированием трудового коллектива руководители должны помочь созданию социальных кругов в этом трудовом социуме. Основной особенностью руководителя является непредвзятое отношение к каждому подчиненному и помощь в адаптации новичкам в трудовом коллективе. Коллеги будут относиться к такому руководству с пониманием и уважением.

Социально-психологический климат в коллективе

Благоприятная атмосфера, с доверием, почтением, проинформированностью по поводу важных проблем, отзывчивостью и взаимопониманием – когда в наличии такие трудовые отношения в организации, у работника развита потребность в добросовестном труде и качественном выполнении задания.

Неблагоприятный климат характеризуется пассивным отношением коллег друг к другу, высоким уровнем возникновения конфликтов в коллективе, сухостью общения. Непостоянный – риском возникновения конфликтов между сотрудниками.

На управление социально-трудовыми отношениями влияет множество факторов, таких как вид и методы руководства. Поэтому опытный руководитель должен результативно действовать на подчиненных, уметь управлять организационными и экономическими процессами, происходящими в коллективе.

Главные проблемы при управлении отношениями в коллективе:

  • Неквалифицированные сотрудники. Результативный коллектив – это только такая группа людей, где каждый наилучшим образом делает свое дело, при этом решая общую задачу.
  • Неблагоприятный микроклимат. В коллективе люди имеют разные предпочтения, характеры, взгляды. Их объединяют не только общее дело, но и эмоции. Один из признаков хорошего микроклимата в группе – это преданность делу, высокая степень взаимной помощи, а также натуральное состояние результативно функционирующего коллектива. Недоверие друг к другу разъедает коллектив.
  • Нечеткость целей. Если нет понятного видения общей цели, то некоторые члены команды не смогут внести свой вклад в общее дело. Так, исследование компаний из экономических великанов – США и Японии – показало, что их успех во многом определен присутствием деловой мотивации, то есть совокупности главных целей и задач. Эти цели конкретно выражают для трудящихся подразделений в виде взглядов занятия, правил или даже призывов, а затем неизменно и умело приводятся до разума и эмоций всех сотрудников.
  • Неудовлетворительные итоги труда. Бывает, что неплохой микроклимат, значительная осведомленность сотрудников не дают нужных результатов. Невезение, как правило, оказывает демотивирующее влияние на членов коллектива. Задача начальника в таком случае – помочь моральному духу сотрудников, предлагать надлежащие стимулы для активизации труда рабочих.
  • Неэффективность методов подготовки и принятия решений.

Виды управленческих отношений

В зависимости от того, насколько в организации развит тот или иной вид управленческих отношений, можно судить об эффективности производства.

Отношения централизма и самостоятельности

При централизме вышестоящие органы управления определяют деятельность нижестоящих, как, например, в отношения государства и отраслей, отраслей и предприятий, предприятий и отделов.

Самостоятельность предполагает, что субъекты деятельности могут сами определять свои задачи, но такая работа должна быть направлена на достижение общих целей.

Отношения координации и субординации

Субординация предполагает подчинение вышестоящим структурам нижестоящих, спускание директив «сверху». Координация дает больше возможностей для того, чтобы отстаивать свои интересы во время выполнения общей деятельности. Главным показателем координации является адаптация субъектов к потребностям друг друга.

Отношения ответственности

Подразумевают выполнение прав и обязанностей субъектов в полной мере. Реализуются отношения ответственности, например, через зависимость результатов работы от правильности принятых управленческих решений.

Появляются они в итоге требований, которые стороны (сотрудники и руководитель) выдвигают друг к другу.

Закрепляются такие отношения через нормативные документы, инструкции, неформальные правила, системы поощрений и санкций.

Управление отношениями в трудовом коллективе: принципы

На результаты плодотворной работы каждой организации оказывает огромное влияние управление отношениями между коллегами.

Взаимоотношения работодателя и трудового коллектива по социальным вопросам, по вопросам коллективного участия работников в управлении организацией, по вопросам охраны труда и многим другим регулируется такими нормативно-правовыми актами, как устав организации, коллективный договор, Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты.

Полномочия, которые устанавливаются этими документами, абсолютно не зависят от формы собственности предприятия и его организационно-правовой формы.

https://www.youtube.com/watch?v=FSJn-pA5eg8

При успешном управлении трудовым коллективом необходимым условием является делать определенный выбор. Существует традиционный подход к процессу управления трудовыми отношениями и подход tqm. Их различия состоят в следующем.

Традиционный подход

В этом подходе коллектив работников должен характеризоваться преданностью компании, поддержкой ее ценностей, удовлетворенностью работой, а также высокими результатами труда. Компания – это заказчик, а сотрудники – исполнители.

Подход TQM

С точки зрения такого подхода, поставщиком выступает сама компания, а работники, наоборот, – это заказчики. Главной целью менеджера в этом случае будет узнать потребности работников и предоставить им возможность реализовать эти потребности.

Мотивация

От того, какой мотивацией работник руководствуется при выполнении работы на предприятии, будет зависеть его трудовое поведение.

Мотивация у каждого разная и зависит от того, в чем человек нуждается, какие у него ценности, приоритеты, желания, мотивы. Интересы формируются на базе определенных потребностей.

Мотивы и ценности образуются под влиянием разнообразных интересов, на формирование которых непосредственное влияние оказывают психологическая обстановка в коллективе, самооценка и оценка руководства к сотруднику, разнообразные стимулы и поощрения в работе.

Мотивы и ценности имеют воздействие друг на друга. Именно от них зависит, каким будет формирование трудового поведения.

От того, какое вознаграждение получит работник за выполненную работу, зависит количество вложенных в нее усилий.

Чтобы достичь максимального результата в работе, человеку нужно получить как моральное удовлетворение от работы (самореализация, устная похвала руководства, уважение в коллективе), так и материальное (должный уровень оплаты, премия, возможность продвинуться по карьерной лестнице).

Качества руководителя

Многие люди, становясь на руководящие должности, склонны забывать тот факт, как после их назначения будут складываться отношения в подчиненном коллективе. Этот вопрос является довольно важным в настоящее время, так как спокойствие в коллективе – это и успех фирмы, и ее прибыльность в дальнейшем.

Также не следует игнорировать момент взаимопонимания в группе людей, потому что этот аспект может повлиять и на приятие коллективом нового начальника, и на многие другие негативные факторы, которые напрямую будут отражаться на работе компании.

Ведь настроение человека зависит от психологической атмосферы в коллективе, отношения работников и руководства друг к другу.

По своему социальному статусу руководитель, конечно же, находится выше, чем подчиненные, но те имеют преимущество – численность. Как показывает практика, таким группам противостоять и адекватно управлять ими довольно сложно.

Ученые такое соотношение рассматривают как принцип индивидуальности и принцип коллективности.

По всем показателям коллективность всегда выигрывает у индивидуальности, потому что при таком системном подходе из коллектива выпадают различные так называемые «выскочки» и акцент делается на усреднении человеческого потенциала, более тщательно развивается работа в команде.

Тенденция такого формата является довольно вредной и опасной для общества в целом, так как изначально творческое развитие у человека останавливают, не дают ему развиваться как личности и показывать результаты своей работы.

Многие из нас знают тот факт, что чем ярче и богаче индивидуальность в коллективе, тем развитее сам коллектив.

Поэтому основным вопросом для опытного молодого руководителя является качественная способность умело проникнуть в коллектив между противоборствующими личностями «я» и «мы» и наладить между ними тесные, взаимовыгодные отношения на долгое время.

Лидерство является основной составляющей руководительства. Чтобы обеспечить организации успешный карьерный рост, необходимо иметь надежного руководителя, обладающего всеми качествами лидера. Эффективность управления отношениями трудового коллектива зависит от функций, выполняемых руководителем. И. Ансофф перечислил основные функции, которые должен выполнять руководитель организации:

  1. лидер, имеющий уважение со стороны коллег и умеющий оказать нужное влияние на подчиненных}
  2. функция администратора подразумевает умение следить за выполнением работы, ставить цели и контролировать их достижение, соблюдение порядка и установленных норм}
  3. как планировщик лидер должен следить за изменением тенденций, думать о развитии организации, планах на будущее, концентрировать силы и ресурсы на основные направления работы, а также иметь способность анализировать положение организации и принимать необходимые решения для устранения проблем с развитием организации}
  4. в роли предпринимателя лидер должен уметь находить нестандартные и оригинальные решения, брать на себя ответственность за состояние организации и здраво оценивать риск, стараясь при этом избегать его.

Также лидеру придется раскрывать себя в следующих ролях:

  • мыслитель – поиск альтернативных решений проблем, слежение за работой подразделений}
  • организатор – контроль за сотрудниками и выполняемой ими работой}
  • штабной работник – обработка и составление необходимой документации}
  • кадровик – ответственный за подбор персонала}
  • воспитатель – мотивация и поддержка сотрудников}
  • снабженец – поставка всего необходимого для работы персонала}
  • общественник – ведет совещания и заседания, налаживает контакты с другими организациями}
  • инноватор – отвечает за поставку свежих идей и методов работы}
  • контролер – следит за соблюдением порядка в коллективе}
  • дипломат – коммуникация с другими организациями и их руководителями.

Социальные функции раскрываются в руководителе во время выполнения различных ролей. Функции руководителя можно разделить на две основные группы:

  1. Достижение командной цели.
  2. Забота о команде и поддержка взаимоотношений между сотрудниками. Эта функция имеет более глубокую психологическую подоплеку, оценка которой поможет повысить авторитет руководителя в глазах своих коллег.

Одной из ключевых задач организации эффективной работы любого предприятия становится выбор руководителя. Залог успеха менеджмента лежит в личностных качествах потенциального претендента, специальных знаниях и опыте. Только комплекс всех этих составляющих позволит «вырастить» эффективного руководителя.

Немаловажное значение имеет навык умело пользоваться психологическими методами и приемами. Не секрет, что среди менеджеров самого высокого уровня немало людей с явно недостаточным образованием.

Компенсируется это лидерскими качествами и умением управлять коллективом.

Но это не освобождает основной контингент руководителей среднего и малого уровня от постоянного совершенствования квалификации путем прохождения разнообразных образовательных программ.

В любом случае эффективность руководства определяется результатами предприятия и экономической целесообразности принятия решений. Механизм управления не всегда лежит на поверхности.

Напротив, чаще всего баланс интересов работодателя и исполнителя при правильном руководстве материя чрезвычайно тонкая и неприметная.

Хороший руководитель – это, прежде всего, творческая личность, преданная делу, которым занимается.

Давно замечено, что, добившись хороших результатов на одном месте, а затем поменяв его, успешный руководитель и на новой должности с большой долей вероятности сможет организовать процесс в нужном направлении.

Это позволяет подтвердить факт, что руководитель – это профессия, а не должность.

Имеющиеся природные задатки, развитые образованием и укрепленные опытом, позволяют особо целеустремленным людям решать поставленные задачи на руководящем посту.

Источник: https://hr-portal.ru/article/upravlenie-otnosheniyami-v-trudovom-kollektive-organizacii

Этапы и стадии развития коллектива: методика

Формирование коллектива и отношений в коллективе

Все люди, живущие на нашей планете, объединены между собой в разнообразные многочисленные устойчивые и не очень общности. Их называют группами. Подобные общности бывают различными, а именно: социальными, малыми и большими, формальными и неформальными, условными и реальными, трудовыми и учебными, и т. д. Кроме того, выделяют группы низкого и высокого уровня развития.

Для первых из них характерно отсутствие сплоченности, четкого разделения лидеров и личных взаимоотношений. Группу высокого уровня развития принято называть коллективом. Эта общность обладает теми свойствами, которые отсутствуют в формировании на низком уровне его развития.

Понятие коллектива

Путь, который проходит группа низкого уровня до самой верхней ступеньки своего развития, индивидуален. Но в конечном итоге такая общность оказывает значительное воздействие на личность.

Признаки коллектива

Группа людей достигает своего высокого уровня развития, если есть:- общая цель;- совместная деятельность;- взаимозависимые отношения ответственности;

– общее руководство, которым может быть либо один из наиболее авторитетных членов, либо органы управления.

В коллективе присутствуют различные типы отношений:- личные, основу которых составляют симпатия, антипатия и привязанность;

– деловые, необходимые для совместного решения поставленных задач.

Особое значение в формировании личности имеет воспитательная группа. Ее создают в школе и формируют из учеников на базе общих стремлений на пути к успеху, а также на основе нормальных социальных отношений.

В подобном коллективе имеет место высокая организация межличностных отношений и самоуправления.

Формирование такой общности активизирует учеников в повышении целенаправленности, формирует их культуру поведения и положительные межличностные отношения.

В школьный коллектив входят следующие элементы:- первичные (классы);- временные (кружки, спортивные секции);- формальные (орган самоуправления школы, ученический комитет);

– неформальные.

Средства воспитания

Формирование личности ученика в школьном коллективе происходит посредством:- учебной работы;- внеклассных мероприятий;- трудовой деятельности;

– культурно-просветительной и общественно-социальной работы.

Для того чтобы сформировать здоровый школьный коллектив, необходимо:- воспитать ученический актив, помогающий педагогу и положительно влияющий на всех своих одноклассников;- правильно организовать спортивно-оздоровительную, просветительскую, трудовую и учебную деятельность;

– четко сформулировать педагогические требования.

Великий педагог А. С. Макаренко сформулировал основной закон, по которому должна жить общность воспитанников. Его основной принцип состоит в движении. Это форма жизни коллектива. Остановка всегда означает его смерть.

Основными принципами коллектива, по мнению великого педагога, являются зависимость и гласность, а также перспектива. Немаловажную роль при этом играют и параллельные действия всех его членов.

Также Макаренко выявил стадии развития коллектива. Они состоят из четырех этапов, первым из которых является становление.

Оно происходит в период формирования класса, кружка или группы в коллектив или социально-психологическую общность, где отношения между учениками определяются их целями, задачами и характером совместной деятельности.

При этом основным организатором является педагог, выдвигающий к детям определенные требования.

На второй стадии развития коллектива усиливается влияние актива. Это учащиеся, которые не только выполняют требования педагога, но и предъявляют их к остальным одноклассникам.

На этом этапе развития коллектив выступает как целостная система, в которой уже развиты и начинают работать механизмы саморегуляции и самоорганизации.

При этом данная общность является инструментом целенаправленного воспитания положительных человеческих качеств.

На третьей стадии развития коллектива по Макаренко происходит расцвет. Общность доходит до такого этапа своего развития, когда требования ее членов к себе становятся более высокими, чем к своему окружению. Все это свидетельствует о достижении высокого уровня воспитанности, а также устойчивости суждений и взглядов учащихся.

Находясь в подобном коллективе, у личности есть все предпосылки в формировании ее нравственности и целостности. Основной признак такой общности на данной ступеньке развития состоит в наличии общего опыта и одинаковой оценке тех или иных событий.

Четвертая стадия развития группы представляет собой движение. На данном этапе школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования. При этом основной потребностью детей становится соблюдение нравственных норм. На данном этапе процесс воспитания плавно переходит в самовоспитание.

Все стадии развития коллектива по Макаренко не имеют четких границ. Каждый из последующих этапов добавляется к предыдущему, а не сменяет его.

Описывая свою теорию стадий развития коллектива, великий педагог уделял большое внимание созданным его членами традициям. Это устойчивые формы жизни общности, помогающие вырабатывать линию поведения, а также украшающие и развивающие школьную жизнь.

По утверждениям Макаренко, сплотить и увлечь коллектив способна цель, которая может быть близкой, средней и далекой. Опорой первой из них является личная заинтересованность.

Средняя цель определяется по сложности и времени, а далекая является наиболее социально значимой. Подобная система перспектив должна пронизывать весь коллектив.

Только в таком случае его развитие будет протекать естественным образом.

Рассматривая стадии развития детского воспитательного коллектива, Макаренко выдвинул также и принцип параллельных действий.

Что он означает? На той или иной стадии развития коллектива каждый из его членов оказывается под одновременным воздействием воспитателя и своих товарищей.

Порой наказание провинившихся может быть чересчур суровым. Именно поэтому данный принцип Макаренко советов использовать с осторожностью.

Согласно теории известного педагога, для полностью сформированного коллектива характерны следующие черты:- постоянная бодрость;- дружеское единение всех членов;- чувство собственного достоинства;- мотивация к упорядоченному действию;- ощущение защищенности;

– эмоциональная сдержанность.

Развитие теории Макаренко

Характеристика стадий развития коллектива рассматривалась и в трудах Сухомлинского.

Этот педагог, работая много лет учителем и директором школы, на основе собственного опыта сформулировал совокупность принципов, благодаря которым формируется высокоорганизованная группа учеников.

Среди них:- единство воспитанников;- инициатива;- самодеятельность;- богатство отношений между учениками и педагогом;- гармония интересов;

– руководящая роль педагога и т. д.

Стадии развития коллектива рассматривают в своих трудах А. Т. Куракин, Л. И. Новиков и др. Причем к этому вопросу у них имеется совершенно другой подход. Данные авторы считают, что на стадии развития ученического коллектива сплотить детей могут не только требования. Помогают в этом и другие средства.

В последнее время существует отчетливая тенденция понимать под коллективом группу, члены которой обладают высоким уровнем развития.

При этом подобная общность должна отличаться интегративной деятельностью, сплоченностью и единой направленностью. Самым существенным качеством группы, по мнению современных авторов, является уровень социально-психологической зрелости.

Именно эта черта и является основной предпосылкой для создания группы-коллектива. Каковы основные этапы ее формирования?

На первой стадии развития группы-коллектива возникает конгломерат. Эта общность складывается из ранее незнакомых друг с другом детей, которых собрали в одно время на одном пространстве. Взаимоотношения ребят на данной стадии, как правило, ситуативны и поверхностны.

Если подобной группе присвоить название, то произойдет ее номинализация. В том случае, если члены подобного коллектива не примут поставленных перед ними условий и целей, то перехода от конгломерата так и не произойдет. Подобные случаи нередки в школьной практике.

Если начальное объединение все же произошло, то коллектив принял статус первичного. При этом группа переходит в ассоциацию, где цель для каждого из ее членов проектируется заданием. На данном уровне закладываются первые кирпичики в формировании коллектива. При совместной жизнедеятельности группа переходит на более высокий уровень организации, меняя межличностные отношения.

При наличии благоприятных условий происходит изменение стадии развития детского коллектива. На следующей ступени образовывается группа-кооперация.

Такая общность отличается успешной и реально действующей структурой организации. Также в этом случае имеется высокий уровень группового сотрудничества и подготовленности.

Все отношения между членами группы-кооперации носят деловой характер и направлены на достижение поставленной цели.

Концепция Лутошкина

По мнению данного автора, существуют следующие стадии развития ученического коллектива:1. Первый этап – номинальная группа. Эта общность существует формально и обладает совместной деятельностью и временем. Если подобное наблюдается в школе, то такой коллектив называют недружным классом. 2. Второй этап – группа-ассоциация.

Она возникает при наличии одинаковых целей у всех ее членов.3. На третьей стадии развития коллектива по Лутошкину возникает группа-кооперация. Для нее характерно единство целей, высокая сплоченность и единый подход к решению поставленных задач. 4. Четвертый этап – создание группы-автономии.

Данную общность отличает внутреннее единство, развитый самоконтроль и высокая подготовленность к решению задачи.

5. Пятый этап характерен возникновением группы-коллектива. Это высшая стадия развития общности, все члены которой связаны единой целью, а также деятельностью на пути ее достижения.

Кроме того, в такой группе можно наблюдать морально-психологическое единство, высокую подготовленность и совершенную организационную структуру.

Рассмотрим характеристики всех описанных А. Н. Лутошкиным стадий.

Номинальная группа

На этой стадии развития воспитательного коллектива его можно назвать «песчаной россыпью». Сравнение это не случайно. На первый взгляд песчинки собраны вместе. Однако каждая из них находится сама по себе. Любое дуновение ветра может разнести песчинки в разные стороны.

Так они и останутся, пока не найдется тот, кто сгребет их в одну кучку. Такое же явление происходит и в человеческой общности, когда те или иные группы специально организовываются или возникают по воле обстоятельств. С одной стороны все вместе. Но с другой – каждый из членов такой группы находится сам по себе.

Такая «песчаная россыпь» не приносит удовлетворения и радости.

Группа-ассоциация

Эта стадия развития коллектива носит название «Мягкая глина». Такое название данному этапу дано не случайно. Мягкая глина является материалом, легко поддающимся воздействию. Взяв его в руки, можно лепить все, что угодно. Хороший мастер может сделать из глины красивый сосуд или любое другое прекрасное изделие. Но без приложения усилий материал навсегда останется просто куском почвы.

Так же и в детском объединении. Здесь роль мастера может играть формальный лидер, классный руководитель или просто авторитетный школьник. Да, не все идет гладко. У коллектива не хватает опыта взаимопомощи и взаимодействия. Однако на этой стадии уже заметны усилия, направленные на сплочение сообщества.

Группа-кооперация

Эта ступень развития коллектива носит название «мерцающий маяк». На данной стадии коллектив сравнивается со штормовым морем. Находящемуся среди бушующих волн опытному моряку мерцающий огонь маяка позволяет выбрать правильный путь и приносит уверенность. Здесь только нужно быть внимательным и не потерять спасительный луч из виду.

Коллектив, формирующийся в группе, также подает каждому своему члену сигналы выбора правильного пути и всегда готов протянуть руку помощи. В такой общности возникает желание трудиться и помогать друг другу. Роль маяка в ней играет актив.

Группа-автономия

Следующая ступень развития коллектива носит название «алый парус». Эта стадия устремленности вперед, дружеской верности и неуспокоенности. В таком коллективе действуют и живут по принципу мушкетеров «один за всех и все за одного».

На данной ступени развития коллектива заинтересованность и дружеское участие идут параллельно со взаимной требовательностью и принципиальностью. Актив такой группы – это надежные и знающие организаторы, а также верные товарищи.

Они всегда помогут, как делом, так и советом.

Группа-коллектив

Итак, все основные стадии развития коллектива пройдены, и он поднимается на пятую ступень, носящую название «горящий факел». Недаром данный этап ассоциируется с живым пламенем. Оно означает единую волю, тесную дружбу, деловое сотрудничество и отличное взаимопонимание.

На этой стадии формируется настоящий коллектив, который никогда не замкнется в узких границах своего сплоченного и дружного объединения. Входящие в него люди не останутся равнодушными к проблемам других групп, освещая их путь, как легендарный Данко, своим пылающим сердцем.

Источник: https://FB.ru/article/254413/etapyi-i-stadii-razvitiya-kollektiva-metodika

» Коллектив и личность

Формирование коллектива и отношений в коллективе

В условиях демократичного воспитания, когда соблюдаются свободы и права человека, особую важность приобретает вопрос отношений коллектива и личности.

В отечественной литературе вопрос о том, как формируется личность человека под воздействием коллектива, не рассматривался несколько десятилетий. Полагалось, что личность безусловно должна починиться коллективу.

Сегодня, в соответствии с духом времени, учитывая опыт мировой педагогики и философские концепции человека, возникает необходимость искать новые решения.

Процесс, при котором ученик включается в систему отношений в коллективе, сложный, неоднозначный и часто противоречивый, и главное – очень индивидуален.

Школьники, которые становятся членами коллектива, имеют разное состояние здоровья, черты характера, внешность, знания и умения, обладают разной степенью общительность и другими качествами и чертами.

Поэтому они по-разному вступают в коллектив, вызывают разную реакцию товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

То, на каком месте в системе коллектива окажется личность, наиболее зависит от индивидуального социального опыта. Он определяет характер суждений личности, линию поведения и систему ценностных ориентаций.

Опыт может или соответствовать, или не соответствовать сложившимся в коллективе суждениям, традициям поведения и ценностям. Когда налицо совпадение, то личность намного легче включается в систему уже сложившихся коллективных отношений.

Когда школьник имеет другой опыт (меньший, больший, уже), то установить взаимоотношения с коллективом ему немного труднее.

Наиболее сложно положение такого школьника, если его социальный опыт противоречит принятым в коллективе ценностям, при этом практически неизбежно столкновение противоположных взглядов на жизнь и линий поведения, которые могут привести к самым непредсказуемым результатам.

То, как сложатся отношения личности с коллективом, зависит и от качеств личности, и от коллектива. Согласно имеющемуся опыту, наиболее благоприятно отношения складываются в коллективе, который достиг высокого уровня развития, представляет собой силу, основанную на общественном мнении, традициях и авторитете самоуправления. Именно такой коллектив может легко установить нормальные отношения со школьником, который в него входит.

Каждый человек стремится самоутвердиться в коллективе и занять в нем желаемое для себя положение, отличается лишь степень стремления. Но по субъективным и объективным причинам достичь этого всем не удается.

Не каждый может в силу возможностей добиться видимых успехов, осмыслить критически расхождения с коллективом, преодолеть застенчивость.

Наибольшие трудности испытывают младшие школьники, у них еще недостаточно развита самооценка и самосознание, умение правильно оценить то, как к тебе относятся товарищи и коллектив, найти место в нем по своим возможностям.

Эти причинысубъективны, а среди объективных можно назвать однообразие деятельности, узкий диапазон социальных ролей, доступных для принятия школьником в коллективе, однообразные и бедные по содержанию организационные формы общения в коллективе, недостаточная культура воспитания, неумение заметить в товарище те моменты, которые заслуживают внимания.

Проведенные исследования позволили выделить самые распространенные модели развития отношений, которые складываются между личностью и коллективом:

  1. Конформизм – личность подчиняется коллективу;
  2. Гармония – между личностью и коллективом оптимальные отношения;
  3. Нонконформизм – личность подчиняет коллектив себе.

Каждая из этих моделей имеет несколько линий взаимоотношений, когда, к примеру, коллектив отвергает личность или наоборот, происходит сосуществование, основанное на принципе невмешательства.

Конформизм и гармония

Первая модель показывает, что личность может естественно и добровольно подчиниться тем требованиям, которые к ней выдвигает коллектив, может уступить ему, как превосходящей силе, но может продолжать сохранять свою индивидуальность и независимость, при этом подчиняясь коллективу только формально, внешне. Коллектив починяет личность нормам, традициям и ценностям своей жизни, поглощая ее.

Вторая линия поведения гласит, что пути развития событий могут быть различными: личность либо сохраняет свою внутреннюю независимость, подчиняясь требованиям коллектива внешне, или личность открыто конфликтует, сопротивляется, бунтует. Различны и мотивы, которые побуждают личность приспосабливаться к коллективу, его ценностям и нормам.

Самым распространенным и бытующим в школьном коллективе является мотив стремления избежать ненужных и лишних неприятностей, осложнений, страх испортить характеристику. В таком случае школьник внешне воспринимает ценности и нормы коллектива, ведет себя так, как принято в коллективе и говорит то, чего от него ждет коллектив.

Но вне школьного коллектива его рассуждения и мысли иные, он ориентируется на социальный опыт, сложившийся у него ранее. В таком состоянии школьник может быть временно, оно может быть переходным или оставаться навсегда.

Последний вариант возникает, когда социальный опыт, сложившийся у личности, неадекватен сложившемуся опыту в коллективе, при этом его (школьника) опыт подкреплен другими коллективами (друзей во дворе, семьи и т.д.).

В наших школах редко возникает открытый бунт школьника против коллектива. Бунтуют лишь иногда, по вопросам непринципиальным, берет верх чувство самосохранения. Когда коллектив ломает личность, он становится жандармом, а это противоречит принципу гуманности воспитания и является поводом для педагогов задуматься, разработать пути, совершенствующие отношения между личностью и коллективом.

Целью взаимоотношений является гармония личности и коллектива. Опросы говорят, что только 5% школьников считают свою жизнь в школьном коллективе комфортной.

Когда исследователи углубленно изучили этих детей, оказалось, что у них есть редкие природные коллективистские качества, поэтому они могут ужиться в любом коллективе, у них есть положительный социальный опыт и они находятся в хорошо сформированных коллективах.

В таком случае не возникает противоречий между личностью и коллективом. Каждый, кто входит в коллектив, заинтересован в том, чтобы он был дружным.

В современной школе самой типичной моделью отношений между личностью и коллективом является сосуществование. Они соблюдают формальные отношения, при этом называются коллективом, но, по сути, им не являются.

В коллективе возникает двойная система ценностей, когда деятельность между школьниками, организованная с участием педагогов, имеет позитивные отношения, но при общении отношения остаются отрицательными. Связанно это с навязанными ролями, когда школьники не могут проявлять свою индивидуальность в коллективе.

Найти позиции, которые бы удовлетворили школьников, и иметь более благоприятные отношения в коллективе можно только при расширении ролей.

Нонконформизм

Очень редко встречается третья модель, при которой личность подчиняет себе весь коллектив. Но эту модель нельзя игнорировать, поскольку существуют неформальные лидеры, проявляющие свою деятельность, и двойные, а то и тройные системы ценностей в коллективе.

Члены коллектива могут заметить яркую личность с определенным индивидуальным опытом. Такая личность становится привлекательной для коллектива по причине личностных качеств, необычных поступков или суждений, оригинальной позиции или статуса.

Тогда возможно, что социальный опыт коллектива изменится.

У такого процесса довольно двойственный характер, поскольку в случае более низкой системы ценностей неформального лидера по сравнению с уже существующей в коллективе, такое положение может привести к обеднению социального опыта коллектива, и наоборот, если его система ценностей выше – к обогащению.

Как отмечают педагоги и психологи, очень часто члены школьных коллективов проявляют свою индивидуальность в скрытой форме.

Многие школьники с радостью берутся за новую работу, особенно если она ответственная, мотивом их усердий выступает возможность блеснуть своими умениями и знаниями, быть на виду, продемонстрировать свое превосходство, причем, как и на фоне других, так и за счет других.

Такие школьники не огорчаются по поводу плохого состояние коллектива, часто при возникновении общих неудач класса они радуются, потому что на этом фоне их собственные достижения выглядят ярче.

Эти модели, конечно же, не иллюстрируют все существующее разнообразие отношений, которые складываются между личностью и коллективом. При рассмотрении каждой такой ситуации нужно руководствоваться психологическими механизмами мотивации деятельности, поведения личности, закономерностями психологии и социальной педагогики.

Группы личностей и коллектив

В каждом школьном коллективе существуют микрогруппы, в которых учеников связывают неформальные отношения.

В таком случае между ними возникает дружба или симпатия, основанная на совпадении личностных характеристик или же идентичном социальном опыте, взглядах и рассуждениях. Чем старше школьники, тем более устойчив состав партнеров группы.

Эти группы оказывают влияние на коллектив, в котором под их воздействием трансформируются ценности, определяется ранговое положение участников, формируется общественное мнение.

Лидирующая группа, которая имеет высокий авторитет среди сверстников, часто становится эталонной и играет большую роль в коллективе. Неофициальная структура коллектива, таким образом, определяет его возможности и качества в качестве инструмента и субъекта воспитания.

Когда неформальная группа является авторитетом, носителем для ученика позитивных социальных ценностей, то ее влияние обогащает социальное развитие личности, дополняет и углубляет влияние коллектива. В тех случаях, когда влияние микрогруппы расходится с влиянием, которое имеет коллектив, затрудняется процесс развития личности.

Определение и координация направления влияния неформальных групп на личность является не только педагогической задачей, а и социальной проблемой огромной значимости, поскольку нравственное здоровье подрастающего поколения – забота общества.

Нужно уделять к классному коллективу усиленное внимание, поскольку среди всех средств воздействия на личность он является самым влиятельным, и может быть управляемым; часто он является единственным средством, способным уберечь личность от неформальных объединений, которые могут оказывать на него опасное негативное воздействие. Классный коллектив усиливает воздействие всех средств, которые имеются в распоряжении педагогов, и становится единственной средой, в которой дети приобретают свой социальный опыт, включаются в совместную общественно полезную деятельность.

Источник: https://paidagogos.com/kollektiv-i-lichnost.html

ovdmitjb

Add comment