Irvuz

Формирование и развитие личности

Содержание

Развитие личности. Формирование личности

Формирование и развитие личности

Определение 1

Личность – это определенный человек, представляющий конкретное общество, социальную группу, занимающийся конкретным видом деятельности, понимающий свою причастность к окружающему миру и наделённый индивидуально-психологическими данными.

Личность как объект исторического процесса подвергается влиянию различных экономических, политических, правовых, моральных и других факторов. В её особенностях довольно широко раскрывается общественная сущность человека. В это же время у личности присутствуют признаки индивидуальности, зависящие от биологических, врождённых особенностей нервной системы и психики.

К последним качествам принадлежат типологические свойства высшей нервной деятельности и вызванные ими особенности психических процессов и состояний. Для того, чтобы познать человека, надо разобраться в том, чего он добился как член общества.

Но самое главное нужно понять, к чему и во имя чего он стремится, чего, по его словам, он ещё не успел добиться и как планирует достигнуть назначенной цели.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

индивида”>

Рисунок 1. Психологическая структура индивида

Психологическая структура индивида появляется под влиянием нижеуказанных четырёх сторон:

  • общественно определенных особенностей личности;
  • отдельно полученного опыта (знаний, навыков, умений, привычек, степени индивидуальной психологической культуры);
  • отличительных особенностей отдельных психологических процессов;
  • биологически обусловленных характеристик личности (темперамента, инстинктов, свойств).

Выражение «социально обусловленные свойства личности» нельзя постичь, не изучив сущность термина «направленность».Направленность – непростая особенность личности, которая содержит систему побуждений, устанавливающий активность человека, избирательность его отношений.

Совершая действия и поступки, люди основываются на различных побуждениях.

В ходе своей активности они ставят перед собой различные цели и планы на будущее, избирательно относятся к окружающим их общественным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознательность и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы – все это различные элементы направленности.

Направленность определяют качества и формы.

Как правило, качествами направленности личности можно считать: степень ее духовной и умственной зрелости, широта, интенсивность, моральная выносливость и действенность. Под уровнем зрелости направленности обознается общественная значимость основного влечения личности, его морально-политический образ, степень его идейности.

Замечание 1

Модель направленности личности включает:

  • влечение, т.е. неопределенное стремление, сконцентрированное на каком-либо предмете или действии;
  • желание – направленность, при которой личность понимает то, чего достигает;
  • интерес – сознательная форма направленности на объект, обусловленный стремлением к его осознанию;
  • мировоззрение – система убеждений, взглядов и представлений о мире.

Развитие личности

Становление и развитие личности – многообразный и продолжительный процесс, в котором внутренние силы и внешние воздействия, действуя согласованно, изменяют свою роль в зависимости от этапов формирования.

Таким образом, на первой стадии, содержащей в себе, как правило, дошкольный возраст, формирование личности предопределяется ситуацией, ближайшим окружением. Подражание и внешнее воздействие пользуются определяющим значением в становлении свойств личности ребенка.

По мере накопления знаний и опыта начинается определяться характер поведения ребенка. Итак, понятие о хорошем и плохом в поведении начинает управлять собственными поступками уже у старшего дошкольника. С расширением и накапливанием знаний во время образования и воспитания внутреннее начинает преобладать над внешним в регулировании поведения.

Подросток следует определенным принципам и исходит из выбранных им перспектив жизни. У старшего школьника заканчивается процесс изменения знаний в убеждения, четко просматривается идеал, поступки становится принципиальным.

Внутренняя обусловленность действий не снимает значения и влияния внешней среды. Речь идет лишь о такой взрослой личности, когда она решает вопросы с определенных сложившихся позиций, принципов, когда внешнее преломляется через внутреннее и затем рассматривается и признается или отвергается, когда совесть делается регулятором нравственного поведения.

Становление личности

Личность формируется в конкретно-исторической среде, в процессе воспитания и обучения. Ведущими движущими силами формирования личности являются биогенетические и социогенетические факторы. Последователи биологического направления заявляют, что становление личности устанавливается наследственностью, т. е.

в человеке от природы заложено предрасположенность к определенному виду занятий и к конкретному комплексу мотиваций, а также предопределенны стадии психического становления и очередность их возникновения.

Социогенетическая система исследует формирование личности как результат прямых влияний на нее окружающей общественной среды.

Стадии развития и формирования личности

  1. Первая стадия (1й год жизни): возникает склонность к взаимодействию с людьми, или к отстранению от общения с ними.
  2. Вторая стадия (2-3 года): независимость, самоуверенность.
  3. Третья, четвертая (3-6 лет и 7-13): любознательность, усидчивость, склонность к познанию окружающего мира, усовершенствование как коммуникативных, так и познавательных навыков.
  4. Пятая стадия (13-20 лет): половое и жизненное самоопределение.
  5. Шестая (20-50 лет): удовлетворение реальностью, обучение будущего поколения.
  6. Седьмая (50-60 лет): полноценная, созидательная жизнедеятельность, гордость за собственных детей.
  7. Восьмая (более 60 лет): способность воспринимать мысли о смерти, изучение собственных успехов, стадия восприятия своих действий, решений прошлого.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/razvitie_lichnosti_formirovanie_lichnosti/

Формирование и развитие личности

Формирование и развитие личности
   На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится.

Если предположить, что – к примеру – Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы, скорее всего, простым рыболовом (охотником, земледельцем), который не оставил никакого следа в истории.

Может быть и так, что никому не известный человек, родись он в другое время и в другом месте, мог бы своей славой затмить и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона.

Данное разумное соображение всем понятно, и подавляющее большинство современных психологов согласно с тем, что личностью человек именно становится.

Однако существуют различные точки зрения на то, как реализуется сам механизм формирования и развития личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей.

Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. В теории социального научения процесс развития личности рассматривается как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая психология трактуют формирование и развитие личности как становление “Я” человека, утверждение его самости.

Существует ряд попыток придать развитию личности некоторый стандартный вид, рассматривая это развитие как череду этапов. Э. Эриксон провозгласил принцип генетической предопределенности стадий формирования и развития личности. Он же выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, случающихся якобы у каждого человека:

1. Кризис доверия—недоверия (первый год жизни).

2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет).

4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).

5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми.

В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Новые личностные черты возникают лишь на основе предыдущего развития.

В отечественной психологии, особенно в советский период ее развития, полагается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек — существо социальное, с первых дней окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.

Первый социальный опыт приобретается в собственной семье еще до того, как начинает говорить. В последующем человек постоянно приобретает новый опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс и называется социализацией. Он неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

В отечественной психологии, это надо заметить, социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно, зависит во многом от целей и ценностей самого человека. Восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть совершенно различным.

Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций разные выводы. Один, увидев как сильный обижает слабого, решит, что важно быть сильным, другой решит, что надо бороться с хулиганами.

Социализация осуществляется как при активном содействии специальных социальных институтов (школ, например). Большое значение в социализации имеют неформальные объединения, такие как группа близких друзей или разного рода клубы (точнее соответствует популярное слово – “тусовки”), сетевые сообщества.

Характер социализации может быть:

– регулируемый,

– стихийный.

В первом случае кем-то (часто это государство в лице учителя) определяются цели социализации и основные средства ее.

Часто это целенаправленное влияние колоссально, часто эффекты сводятся на нет неграмотным, непродуманным воздействием на подрастающее поколение, отсутствием системы в действиях.

В случае стихийной социализации нет определенного, запланированного воздействия на молодого человека, который при этом может быть подвержен самым разным влияниям.

Интересно, что регулируемая социализация всегда сопровождается стихийными элементами. Ребенок воспринимает не только то, что говорит учитель, но и то, как он это говорит. Если педагог не контролирует интонации своей речи, то эффект от слов может быть обратным.

Может быть так, например, что учитель долгое время призывает учеников не использовать в речи нецензурные выражения, однако сам, попав в неловкое неожиданное положение, не удержался и выругался.

В мгновение ока воспитательный эффект слов будет утерян или даже получит отрицательный знак.

Существует важная теоретическая проблема в социализации: соотношение социализации и индивидуализации человека. Одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, его индивидуальных качеств.

Другие полагают, что индивидуализация личности — негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. А. А.

Реан утверждает, что социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, размытию индивидуальности человека, как процесс-антагонист индивидуализации.

Наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Эти процессы могут и должны обогащать друг друга новым опытом. Социум обогащает индивидуальность человека, но и индивидуальность обогащает социум.

Процесс социализации, и это важно понимать, осуществляется постоянно, не прекращаясь в зрелом возрасте. Таким образом, это – бесконечный процесс.

Смежный с социализацией процесс – инкультурация, процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Между социализацией и инкультурацией нет тождества, эти понятия пересекаются.

Еще один важный термин в современных теориях личности – самоактуализация, развитие потребности в саморазвитии. Если обычные потребности могут быть удовлетворены, то особенность самоактуализации состоит в том, что с возрастом она обычно только усиливается.

Самоактуализирующиеся люди – это люди с высокой потребностью в мотивации достижения.

Они постоянно ставят перед собой новые цели, всеми силами стремятся к достижению этих целей, предпочитают личную ответственность и испытывают настоящее счастье, когда им удается достичь очередной цели.

Большое значение для развития личности имеет ядро характера человека – набор основополагающих жизненных суждений, которые на протяжении жизни меняются мало. Часто бывает так, что невозможно понять динамику развития конкретной личности, если не известны эти самые основополагающие суждения.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. Значение общения для формирования личностиЗначение общения для развития личности многогранно: эти и развитие характера, способностей, интересов и др.

См. также

Личность    RSS    azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/formirovanie_i_razvitie_lichnosti.html

Формирование и развитие личности: процесс, факторы, условия, этапы

Формирование и развитие личности

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.

  • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
  • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

  • культуру;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
  • устройство страны.

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

  • заботятся о социальном принятии или непринятии;
  • трудолюбивы и ответственны;
  • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
  • не стремятся нарушать правила;
  • отличаются честолюбием;
  • склонны к чувству вины и беспокойству.

Ситуация

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
  • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье «Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции».

Процесс развития

Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее потребностей. То есть человек развивается как личность, когда:

  • протяженность действия потребностей увеличивается;
  • потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
  • потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
  2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
  3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
  7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
  8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

Концепция В. И. Слободчикова

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс.

Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии».

Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

  • тело;
  • окружающие личностно значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

  • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

  • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя».  Что подразумевает:

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

Источник: https://psychologist.tips/800-formirovanie-i-razvitie-lichnosti-protsess-faktory-usloviya-etapy.html

Интегративная концепция формирования и развитие личности

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Интегративная концепция развития принимает во внимание системное формирование и взаимозвисимое преобразование всех тех сторон личности. Одной из таких концепций стала теория американского психолога Э. Эриксона.

В своих взглядах на развитие Э. Эриксон придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца жизни.

Становление личности Эриксон понимал как смену этапов, на каждом из которых происходит изменение внутреннего мира человека и его отношений с окружающими людьми. На каждом этапе личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся в виде заметных следов в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э.

Эриксону, могут возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

В ходе формирования и развития личности, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя все возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

  1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).
  2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).
  3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
  4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
  5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
  6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
  7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
  8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Стадии развития

Эриксон выделил восемь стадий развития личности, совпадающие с возрастными кризисами.

На первой стадии (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В случае любви, привязанности родителей к ребенку, заботе и удовлетворении его требований у ребенка формируется доверие к людям.

Недоверие к людям, как личностная черта, может быть результатом плохого обращения матери с ребенком, игнорирования его запросов, пренебрежение им, лишение любви, слишком раннее отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Т.о.

, уже на первой стадии развития могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия ( от 1 года до 3 лет) определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на отдельного, но еще зависимого от родителей человека.

Становление этих качеств, по Эриксону, также зависит от характера обращения взрослых с ребенком. Если ребенку дают понять, что он помеха жизни взрослым, то в личности ребенка закладывается неуверенность в себе и гипертрофированное чувство стыда.

Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Третья и четвертая стадии (3-5 лет, 6-11 лет), закладывают в личности такие черты, как любознательность и активность, заинтересованное изучение окружающего мира, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков.

В случае аномальной линии развития формируется пассивность и безразличие к людям, инфантильное чувство зависти к другим детям, конформность, подавленность, чувство собственной неполноценности, обреченность оставаться посредственностью.

Названные стадии в концепции Эриксона в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. Эриксон, как и Эльконин, подчеркивает значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы.

Отличие взглядов Эриксона от позиций, на которых стоят наши ученые, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не познавательных умений и навыков (как принято в отечественной психологии), а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии развития личности в теориях отечественных психологов не представлены.

На пятой стадии (11-20 лет) происходит жизненное самоопределение личности и четкая половая поляризация. В случае патологического развития на этой стадии наблюдается (и закладывается на будущее) путаница социальных и половых ролей, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром).

Шестая стадия (20-45 лет) посвящена рождению и воспитанию детей. На этой стадии наступает удовлетворенность личной жизнью. В случае аномальной линии развития наблюдается изоляция от людей, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение.

Седьмая стадия (45-60 лет) предполагает зрелую, полноценную, творческую жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. В случае аномальной линии развития наблюдается эгоизм, непродуктивность в работе, застой, болезни.

Восьмая стадия (свыше 60 лет) – завершение жизни, взвешенная оценка прожитого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, удовлетворенность прошедшей жизнью, способность примирится со смертью. В случае аномальной линии развития этот период характеризуется отчаянием, осознанием бессмысленности своей жизни, страхом смерти.

Положительную оценку вызывает позиция Эриксона, что приобретение человеком новых социальных ролей составляет основной момент личностного развития в старшем возрасте.

Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э.

Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

Источник: https://psyera.ru/4214/formirovanie-i-razvitie-lichnosti

Роль биологических и социальных факторов формирования и развития личности

Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. Однако роль их различна и к настоящему времени полностью не изучена. Существует несколько теорий о роли биологических и социальных факторов в развитии личности:

  1. Теории доминирования социальных факторов. Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление – социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Джон Локк. Он считал, что душа новорожденного подобна «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно написать все что захочется. Любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Ученые выделяют некоторые группы средовых факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы — отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы — семья, сверстники.
  2. Теории доминирования биологических факторов. Противоположной точки зрения придерживались французские философы Рене Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «биологизаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему. Развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Определяющим фактором развития являются задатки и анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков.
  3. Теории конвергенции биологических и социальных факторов. Автор – В.Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Штерн писал: «Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: “Происходит ли оно извне или изнутри?”… так как и то, и другое принимает участие в его осуществлении». Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием X-элементов наследственности и Y-элементов среды. Элементам среды придается большее значение. Это самая распространенная концепция современной, прежде всего западной, психологии. Ограниченность теории конвергенции проявляется в том, что механистическое сложение биологических и социальных факторов не позволяет понять сущности развития человека в природе и обществе.
  4. Теории конфронтации (противоборства) биологических и социальных факторов. Истоки — психоанализ Фрейда и неофрейдистские теории. Развитие рассматривается как результат конфронтации биологического и социального факторов. З. Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением биологически заданных, врожденных и естественных влечений, однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Таким образом, конфронтация двух факторов предстает как конфликт между обществом и влечениями личности.
  5. Концепция взаимодействия биологических и социальных факторов. Отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Лев Семенович Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития. Одна из главных идей Л.С. Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию). Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом, счетными системами и др. Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, – этот процесс называется «интериоризация». Последователи Выготского отмечали, что Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта – это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, – факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.

Главные факторы развития личности

  1. Воспитание. Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются по воздействием среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями.

    И только социальное наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие. Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации. Главный закон развития личности, сформулированный Л.С.

    Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализациии трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.

  2. Активность субъекта.

    Гуманистическая психология (А.Маслоу и др.) утверждает, что становление личности не в меньшей мере зависит от активности самого человека. Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки окружающей среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность. А.Маслоу, К.Роджерс и др.

    считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему присущи.

    В более традиционных для отечественной науки терминах такая позиция означает, что активность самого ученика, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутреним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее структуры, формируются под воздействием воспитания в первую очередь.

    Но в ходе жизни ребенка сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим объясняется отчасти, что под влиянием одних и тех же воспитательных и средовых условий ученики вырастают разными. Это ставит вопрос о важности самовоспитания и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше.

Движущие силы развития личности

Движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности личности. К таким противоречиям относятся:

  • противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения;
  • противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
  • противоречия между растущими потребностями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате личность переходит на более высокую ступень развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается.

Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются.

Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлениям к ним.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/formirovanie-i-razvitie-lichnosti/

ovdmitjb

Add comment