Irvuz

Форма государственного устройства

Введение

Форма государственного устройства

Министерство образования Российской Федерации

Уральский Финансово – Юридический Институт

Курсовая работа по дисциплине:

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема: “ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА”

Работу выполнил:

студент гр. Ю – 1907

Кузнецова Юлия Евгеньевна.

Работу проверил:

научный руководитель

Андрусенко Ольга Владимировна.

ЕКАТЕРИНБУРГ 2008Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 3

I. Понятие формы государственного устройства. 5

II. Формы государственного устройства: их виды, признаки. 6

III. Российское государство как Федерация, принципы ее построения 15

Заключение.. 29

Список используемой литературы литературы… 32

Задание.. 33

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства.

Понятие формы государства позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.

На мой взгляд, наиболее важным являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в стране или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором мы не проживаем, т. к. не знаем исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Для рассмотрения в своей курсовой работе я выбрала понятие формы государства и трёх его видов: унитарное, федеративное и конфедеративное. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время.

Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или каким-то иным признакам и так далее.

Больше внимания в моей работе уделено федеративному устройству и его проблемам. Это не случайно. В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятков стран мира – это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира.

Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем. Поэтому я рассматриваю сначала унитарную форму, как более простую, а затем уже федеративную и конфедеративную как более сложные формы.

В своей работе я стараюсь рассматривать вопросы не только с правовой и теоретической стороны, но и проводить какие-то исторические параллели и аналогии, искать примеры и ответы на некоторые вопросы в прошлом нашей страны и других государств.

Нельзя объять необъятное, поэтому в своей курсовой работе я остановлюсь лишь на наиболее общих понятиях рассматриваемых вопросов, ведь каждый вопрос может стать объектом большого научного исследования и таковым является. При этом я постараюсь не забывать приводить мнения различных исследователей по той или иной проблеме.

I. Понятие формы государственного устройства

Форма государственного устройства – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

– из каких частей состоит внутренняя структура государства;

– каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения их органов;

– как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

– в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида: унитарное государство и федеративное государство. Менее распространенной в мире, по сравнению с унитарным государством и федерацией, является конфедерация.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (поданные) этого государства.

Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. – государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.

), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т.д.

но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д.

, а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

Наконец, субъективные и даже случайные факторы-заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое тоже влияют на территориальную организацию государства.

II. Формы государственного устройства: их виды, признаки

1. Унитарная форма государственного устройства.

а) понятие и признаки.

Унитарное государство – (от лат. unitas – единство) является наиболее простой формой государственного устройства. Оно выступает как единое, централизованное государственное образование.

В отличие от федеративного, территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;

На территории действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика;

Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладает.

Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.

В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью;

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;

В подавляющем большинстве унитарных современных государств основное территориальное давление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа);

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция – четыре.

Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства.

Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства.

Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства – федераций и конфедеративных государственных союзов.

Источник: https://mirznanii.com/a/33736/formy-gosudarstvennogo-ustroystva

Форма государственного устройства: понятие и виды. формы правления и государственного устройства

Форма государственного устройства

Общество во все времена представляло собой сложную структуру, состоящую из совершенно разных типов людей. Изначально такого понятия, как социум, вообще не существовало. Потому что люди не были объединены в одной системе. На сегодняшний день все кардинально изменилось.

Общество является не только основой деятельности на планете, но еще и главной составляющей любого государства. Последний элемент заслуживает отдельного внимания. Как и общество в целом, страны появились не сразу. Их созданию предшествовала родоплеменная община.

Постепенное разрастание такой социальной формации вызвало потребность её расширения, что, собственно, и случилось. Современные мировые государства – это действительно интересные структуры. Ведь они функционируют как единый, многогранный и умный в своем роде механизм или даже организм.

Помимо того, страны не являются однородными. Существует множество разновидностей. Большое значение в данном случае играет форма государственного устройства. Эта категория характеризует несколько «очагов управления» каждой страной в отдельности. При этом форм на сегодняшний день большое количество.

Это позволяет разделить все государство согласно данному критерию, что облегчает процесс их непосредственного изучения.

Понятие государства

Конечно, форма государственного устройства, понятие и виды которой будут представлены далее в статье, во многом характеризует страну с разных позиций. Однако необходимо понимать, что собой представляет последняя категория.

Государство, учитывая современные наработки ученых в этой области, представляет собой совершенно самостоятельное образование, которое наделяется суверенитетом, а также имеет в своей структуре механизм принуждения.

Помимо этого, любая страна имеет собственное территориальное обрамление.

Учитывая понятие страны как суверенного механизма, можно выделить его главные признаки. На их основе государство можно отличить от иных социально-политических структур. Существует большое количество научных подходов к рассмотрению данной проблематики. Но можно выделить ряд классических признаков, которые характеризуют все без исключения государства. К ним относятся:

1) территория и собственность;

2) государственный аппарат;

3) население;

4) суверенитет.

В данном случае возникает вопрос: как форма государственного устройства, понятие и виды которой будут рассмотрены далее, соотносится с представленными принципами? В данном случае все достаточно просто.

Признаки – это те индикаторы, которые свидетельствуют о существовании государства.

Поэтому перед непосредственным изучением формы той или иной страны необходимо разобраться, является ли социально-политическая структура таковой вообще.

Формы правления и государственного устройства

Любую страну можно охарактеризовать с трех позиций, а именно:

– формы правления;

– правящего режима;

– формы государственного устройства.

Первые две категории показывают политическую составляющую государственной деятельности, то есть действенность аппарата регулирования, демократизм его деятельности и т. п.

В свою очередь, формой государственного устройства является территориальная организация страны и взаимосвязь между элементами всей структуры. Среди остальных позиций анализа государства территориальное устройство является наиболее стабильным.

Об этом свидетельствует наличие всего лишь двух основных элементов данной категории.

Следует отметить, что многие ученые говорят о существовании тесной взаимосвязи формы правления и государственного устройства. По их мнению, последняя категория обуславливает политическое устройство в той или иной стране. Но, как мы понимаем, утверждение о влиянии территории на какие-либо процессы внутри государства является весьма спорным.

Виды форм государственного устройства

Ранее мы уже указали, что существуют две основные формы территориального устройства той или иной страны. Выделение данных видов происходит на основе факта существования или же отсутствия суверенитета у отдельных субъектов всей системы. В зависимости от этого различают следующие формы государственного устройства государства:

– простую форму, к которой относятся унитарные государства;

– сложную форму, то есть федеративную.

Следует отметить, что институт государственного устройства рассматривает исключительно представленные формы.

Межгосударственные объединения в данном случае к нему не относятся, хотя многие содружества, доминионы и иные подобные структуры во многом схожи с территориальными видами устройства.

Помимо этого, упомянутые выше формы являются сложными самостоятельными явлениями. Они характеризуются наличием определенных признаков, видов и рядом иных особенностей.

Унитарные страны – понятие

Формы национально-государственного устройства унитарного типа – это простые, единые страны, территориальные элементы которых не имеют какой-либо самостоятельности. На сегодняшний день подобных формаций очень много в мире.

Суть в том, что они легко контролируемые и стабильны. Координирование внутренней жизнедеятельности унитарных государств осуществляется единым центром. Большинство стран на сегодняшний день имеют такую территориальную форму.

Главные признаки унитарных государств

Существует большое количество признаков, при помощи которых, можно выделить формы национально-государственного устройства упомянутого типа.

1. Власть в стране сосредоточена в руках единого центра. То есть территориальные единицы не имеют самостоятельности в каких-либо вопросах. В этом признаке также наглядно проявляется иерархичность всех веток управления.

2. Система законодательства также имеет один уровень. Как правило, все исходит от конституции, которая является основой всех правоотношений общества унитарного государства.

3. В унитарных странах присутствует единое гражданство.

4. Территориальное деление имеет номинальный характер. Оно производится лишь для облегчения государственного управления.

5. Денежная система, как и гражданство, также едина.

Как мы видим, унитарная форма государственного устройства, понятие и виды которой представлены в статье, является удобной системой, которую легко регулировать. Принцип единства в данном случае является основным преимуществом.

Виды единых держав

Унитарная форма государственного устройства не является однотипной на территории всей планеты. В зависимости от строгости иерархии органов власти и существования автономий можно выделить различные виды стран единого типа. Например, в зависимости от наличия автономий, ученые делят все унитарные государства на сложные и простые.

Последние страны характеризуются тем, что в их составе нет каких-либо автономных образований. При этом существуют государства, в которых вообще не существует административно-территориального деления. Сложная унитарная форма государственного устройства подразумевает собой наличие автономий, которые, в свою очередь, делятся на два типа.

1. Территориальные. Такие автономии, как правило, складываются исторически. Они представляют собой часть территории государства, которая наделена определенной свободой «действия». То есть, наравне с общегосударственными органами власти автономия может издавать собственные нормативные акты.

2. Экстерриториальные автономии – это «образование без земли». Оно, как правило, состоит из этнической совокупности определенной части населения страны, которая наделена правом самостоятельно определять свою самобытность путем решения важных социальных вопросов.

Существует также деление унитарных государств на централизованные и децентрализованные. В первом случае имеется строгая субординация всех без исключения органов власти. А вот децентрализованные страны характеризуются значительной ролью местного самоуправления в вопросах населения определенного региона или иной территориальной единицы.

Федеративная форма: понятие

Ранее мы уже указали, что существуют сложные виды территориальной организации страны. Таковым на сегодняшний день является федерация. Данная форма административного государственного устройства представляет собой структуру, состоящую из относительно самостоятельных частей.

То есть отдельные образования в стране имеют юридический и фактический суверенитет. Конечно, самостоятельность таких субъектов касается далеко не всех вопросов, однако большую часть своей деятельности они регулируют собственными силами. На сегодняшний день федераций не меньше чем унитарных держав.

Например, форма государственного устройства России является чисто федеративной.

Форма государственного устройства России является федераций. Однако не только наша страна характеризуется таким территориальным распределением. Федерациями на сегодняшний день является Индия, США, Канада и т. д. Этот факт дает возможность выделить основные признаки данного территориального устройства.

1. Предмет ведения государственной власти разделен между всей страной и её отдельными частями.

2. Государственные органы имеют двухуровневую структуру. Это отвечает интересам всей страны и её отдельных составляющих, субъектов.

3. Законодательство также существует на двух уровнях. Потому что территориальные единицы наделяются политической и законодательной самостоятельностью.

4. В некоторых странах гражданство может быть как общенациональным, так и субъективным. То есть, правовая связь установлена между человеком и определенной территориальной единицей.

5. Одним из обязательных признаков ученые считают наличие двухпалатного парламента. Подобная структура позволяет учитывать интересы как всей страны, так и её отдельных элементов.

Классификаций федераций

Форма политического государственного устройства, основанная на самостоятельности её элементов, не является однородной структурой.

В большинстве случаев невозможно выделить полностью идентичные федерации, но вполне реально их классифицировать. Существует несколько основных классификаций в зависимости от того или иного признака.

На сегодняшний день главное видовое деление производится на основе конституционного статуса субъектов. В зависимости от него выделяют:

– симметричные федерации, в которых все субъекты равны;

– асимметричные федерации, характеризующиеся неравенством своих территориальных элементов.

Еще одной распространенной классификацией является видовое разделение на основе факта появления государства. Например, договорные федерации рождаются путем объединения территориальных единиц, а конституционные возникают на основе унитарной страны, которая существовала ранее.

Федерации с правом выхода

Существуют государства со сложным территориальным устройством. Но оно характеризуется тем, что субъекты такой страны, имеют возможность выйти из её состава, то есть, наделены правом сецессии.

Подобные «мягкие федерации» не являются чем-то инновационным. Например, юридически таковой страной считался Советский Союз. Что касается современности, то «мягкой федерацией» является Босния и Герцеговина.

Помимо того, союзу России и Белоруссии пророчат перерождение в описанное государство.

Заключение

Итак, в статье мы попытались объяснить, что собой представляет форма государственного устройства. Понятие и виды этого института свидетельствуют о его развитости, а также исключительной важности.

Помимо того, формирование новых территориальных единиц в мире приводит к постепенной эволюции этого юридического явления.

Таким образом, остается только следить за изменениями и их влиянием на все сферы жизнедеятельности человека.

Источник: https://FB.ru/article/263405/forma-gosudarstvennogo-ustroystva-ponyatie-i-vidyi-formyi-pravleniya-i-gosudarstvennogo-ustroystva

ovdmitjb

Add comment