Irvuz

Физическое развитие подросткового возраста

Содержание

Физическое развитие в детском и подростковом возрасте

Физическое развитие подросткового возраста

Чтобы оценить физическое развитие детей и подростков, необходимо понимать, какие показатели являются основополагающими. В каждом возрасте развитие ребенка имеет свои особенности и нормы, знать о которых необходимо для своевременного выявления отклонений. Ниже рассмотрим основные показатели развития как детей в первые годы жизни, так и подростков.

Для изучения физического развития детей и подростков применяются современные антропометрические методы, с помощью которых можно определить показатели развития и выделить основные стандарты на каждом этапе взросления ребенка, с учетом его пола и условий среды проживания. Исследованию подлежат следующие данные:

  • соматометрические (рост, окружности головы и грудной клетки, масса);
  • соматоскопические (особенности развития скелета, мышечной массы, жировой клетчатки, зубов и т.д.)
  • физиометрические (особенности развития внутренних органов, показатели артериального давления, силы кистей рук и пр.)

Учитывая эти показатели, можно определить, на каком уровне находится физическое развитие ребенка или подростка в тот или иной период жизни.

Как протекает развитие в первый год жизни

В первый год ребенок особенно активно набирает в весе и растет. За это время масса его тела увеличивается больше чем в пять раз, поэтому организм вынужден справляться с колоссальными нагрузками, налаживая процессы жизнедеятельности.

В течение первого года педиатры обследуют детей каждый месяц, оценивая развитие их органов и систем, отслеживая питание, корректируя режим отдыха и сна. В этот период основными ориентирами выступают антропометрические данные наряду с показателями двигательной активности, а также формирование основных навыков и созревание мышления.

Каждый месяц врачи снимают показатели роста и веса ребенка, фиксируя изменения окружностей груди и головы. За год длина тела малыша увеличивается на 20-25 см.

Масса — не менее важный показатель физического развития ребенка. Если после рождения масса колеблется от 2700 до 4000 кг (мальчики обычно весят больше девочек), то уже за первый месяц она увеличивается в среднем на 1-1,5 кг.

Чтобы понимать, что ребенок в первые полгода развивается гармонично, нужно уяснить для себя нормальные показатели прибавки в весе.

В первые 6 месяцев норма — это не менее 500г в месяц, тогда как после 6 месяцев ребенок начинает прибавлять в весе не так активно и нормой становятся 200-400 г.

В результате к годовалому возрасту вес ребенка приближается к 9-12,5 кг с допустимыми отклонениями от нормы не более чем на 20%.

Важные показатели физического развития до года — это окружности груди и головы. У новорожденного голова — самая крупная часть тела. За год объемы ее продолжают увеличиваться в первый месяц на 2-3 см, далее — по 1 см в месяц.  К трем-четырем месяцам показатели окружностей головы и груди у детей сравниваются, и со временем грудь станет больше головы.

Изменения в развитии малышей после года

В год дети достаточно активны, практически все свободное время от сна и приема пищи посвящают знакомству с окружающим миром. Естественно, что к этому времени изменяются и показатели физического развития малыша. Он уже не настолько интенсивно набирает массу, так как более подвижен, к тому же продолжает расти.

После года малыш каждый месяц прибавляет в весе не более 250 г, причем зависят эти показатели от его активности и аппетита. К двум годам малыш весит от 11 до 14 кг, рост его в среднем находится в пределах от 83 до 92 см.

В этот период происходят некоторые изменения в режиме дня детей, возрастает их физическая активность. Малыши проводят больше времени на прогулках и за играми, меньше спят днем, переходят на общий со взрослыми стол, становятся более подвижными и начинают посещать первые детские секции.

Как развиваются дети в период с двух до трех лет

В период с двух до трех лет главные функции организма уже сформированы, хотя иммунная и нервная система все еще несовершенны.

Ребенок достаточно адаптирован к жизни в окружающем мире, продолжает совершенствовать познавательные и двигательные навыки.

Изменяются внешние пропорции тела ребенка — его конечности становятся более длинными, визуально малыш выглядит стройнее и мощнее, налаживается координация движений.

В этот период дети прибавляют около 2-3 кг в год и вырастают на 7-9 см. Детей 2-3 лет в зависимости от комплекции разделяют на три категории: крупные, средние и мелкие.

К первой категории относятся дети с весом от 14 кг и ростом более 97 см, ко второй — с весом от 12 и кг и ростом от 92 см и к третьей — с весом от 10 кг и ростом от 85 см.

В этот период нужно обращать внимание на показатели роста и массы. Если вес и рост ребенка будут отставать от нормы более чем на 25%, то причины могут быть связаны с неправильным питанием, отсутствием соответствующих возрасту физических нагрузок, проблемами со здоровьем и так далее.

Физические изменения трех- и четырехлетних детей

В возрасте от трех до четырех лет о планомерности физического развития можно продолжать судить по тому, как изменяются показатели роста и веса детей.

В среднем дошкольники в этот период достигают роста 112 см, весят примерно от 15 до 20 кг. Необходимо обратить внимание на особенно низких и худых детей в этом возрасте.

Если рост и вес не соответствуют нормам более чем на 20%, есть повод обратиться к детскому врачу для обследования: возможно, у ребенка есть проблемы со здоровьем.

Развитие детей с 4 до 7 лет

Четырехлетние малыши визуально выглядят крупнее и сильнее трехлеток. Они вырастают еще на 5-6 см и достигают метра в росте. Масса тела по сравнению с прошлым годом увеличивается не более чем на несколько килограммов. На протяжении года, до пяти лет, ребенок вырастет еще на 5-8 см, станет более крепким, порадует родителей отличным аппетитом и крепким сном.

Особенно укрепляются в этом возрасте мышцы ног, поэтому в 4-5 лет самое время придумать для ребенка какое-то занятие, определив его в спортивную секцию.

В 6-7 лет дети продолжают крепнуть и расти, их рост увеличивается в среднем на 5-6 см.

Как развиваются дети в подростковом возрасте

Подростками принято считать мальчиков и девочек в разном возрасте. Так, если у девочек переходный возраст может начаться уже в 9 лет, то мальчики в этом возрасте еще совсем дети и половое созревание у них начнется не ранее 12 лет, а то и позже.

Переходный возраст у детей сопровождается изменениями в организме, связанными с половым созреванием. У юношей этот процесс может затянуться до 19 лет, тогда как у девушек, как правило, завершается к 17 годам. В это время дети имеют максимум сходства со взрослыми, скелет больше не растет, его окостенение входит в стадию завершения.

В период полового созревания подростки сильно меняются внешне и внутренне, интенсивное физическое развитие сопровождается активным ростом и набором массы. В среднем дети в этот период могут вырасти до 35 см за несколько лет при увеличении массы до 34 кг!

Естественно, что такие колоссальные перемены повлекут за собой определенные изменения в функционировании внутренних органов. Эндокринная и нервная система в этот период продолжают развиваться.

В подростковом возрасте физическое развитие связано с созреванием организма, которое не всегда проходит так, как хотелось бы. Именно поэтому важно контролировать этот процесс, в случае необходимости обращаясь за врачебной помощью.

К 10 годам физическое развитие у девочек и мальчиков мало отличается, но уже спустя год девочки начинают опережать мальчиков в основных показателях. Опережение продолжается до 13 лет. В 14 лет показатели роста и веса становятся выше уже у мальчиков. Связано это с более ранним вступлением в переходный возраст девочек, которые переживают «скачок» роста на несколько лет раньше.

Активное физическое развитие в подростковом возрасте с увеличением роста и веса сопровождается половым созреванием, которое у мальчиков наступает не ранее 14 лет, а у девочек в 12,5-13 лет.

В подростковом возрасте у детей заканчивается формирование нервной системы, двигательного анализатора, что положительным образом сказывается на развитии таких важных качеств, как ловкость и выносливость.

Значительный прогресс можно отметить и в развитии скелетной мускулатуры, вызванном эндокринной стимуляцией. Если десятилетние мальчики способны сжать кистевой динамометр с силой до 16 кг, до к 15 годам эти показатели приблизятся уже к 35 кг.

У девочек пик развития мышечной силы фиксируется к 15 годам.

Что касается исчезновения таких характерных для подростков качеств, как неуклюжесть, нарушение координации, угловатость, то от них не останется и следа к 15 годам у юношей и к 14 годам у девушек.

Развитие сердечно-сосудистой системы у подростков

Сердце в подростковом возрасте продолжает активно расти. И именно в этом возрасте особенно тщательно анализируются показатели развития сердечно-сосудистой системы. В среднем масса сердца подростка в период с 10 до 16 лет увеличивается почти в 2,5 раза, более мощным становится миокард, увеличивается количество крови, выбрасываемое сердцем в течение одного сокращения.

А вот частота сокращений заметно падает. У 15-летних мальчиков пульс равняется 70 ударам в минуту, тогда как к 18 годам это количество снижается до 62 ударов в минуту. У девочек — это 72 удара в минуту в 15 лет и до 70 ударов в минуту к 18 годам. Важно понимать, что уменьшение частоты сердцебиения происходит скачками и напрямую зависит от темпов полового созревания подростка.

Так, в возрасте 15 лет у одних девочек работа сердечно-сосудистой системы может быть аналогична ей у взрослых женщин, а у других она все еще будет как у школьниц младшей или средней школы. Примерно такая же картина наблюдается и среди мальчиков. Все зависит от особенностей развития сердечно-сосудистой системы каждого отдельно взятого подростка и от темпов полового созревания.

Физическое развитие подростков: основные проблемы

В интенсивно развивающемся организме подростка сердечно-сосудистая система не всегда справляется с жизненным ритмом. Сердце увеличивается в массе, но не настолько быстро, чтобы не отставать от увеличения общей массы тела. Именно с этим можно связывать такие проблемы подростков, как:

  • повышенная утомляемость;
  • слабость;
  • низкая выносливость;
  • обмороки;
  • головокружение при смене положения тела и пр.

Родителям нужно понимать, что такие проявления нормальны для переходного возраста и не являются симптомами болезни и сигналом к тому, чтобы ограничить физическую активность подростка. В этом возрасте детям необходимы умеренные физические нагрузки и трудовая деятельность.

Еще одной особенностью функционирования сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте являются периодические сбои ее нервной регуляции. Основной причиной являются изменения нервной и эндокринной системы, что выливается в расстройства сердечных ритмов, изменением частоты сердцебиений.

Нужно понимать, что эти сбои в работе организма временны и пройдут самостоятельно, не требуя лечения.

Тем не менее, если отклонения в работе сердца появляются, то нужно предположить, что проблему может вызывать ослабленный хроническими болезнями организм подростка, нуждающийся в укреплении.

Однако если подросток в целом здоров, а проблемы с сердечно-сосудистой системой сохраняются и мешают нормальной жизни, то необходимо обратиться к врачу и настоять на обследовании и подходящем лечении.

Как в детском, так и в подростковом возрасте, когда физическое развитие связано с половым созреванием, малоподвижный образ жизни в сочетании с повышенной умственной нагрузкой могут стать причиной нарушения регуляции кровеносных сосудов и, как следствие, развития гипертонии или гипотонии.

Предотвратить такие проблемы можно созданием комфортных условий для жизни, отдыха и учебы ребенка, соблюдением распорядка дня, режима питания, умеренными и систематическими физическими нагрузками.

Источник: https://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/fizicheskoe-razvitie-v-detskom-i-podrostkovom-vozraste.html

Подростковый возраст – все особенности пубертатного периода мальчиков и девочек

Физическое развитие подросткового возраста

Подростковый возраст – длительный и сложный период. Он характеризуется рядом физиологических изменений в организме, половым созреванием. Параллельно происходит интенсивное развитие личности, как говорят психологи – второе ее рождение.

Подросток – определение

Согласно информации из энциклопедии, подросток – это несовершеннолетний, пребывающий на этапе формирования личности индивид, организм которого подвержен значительной психофизиологической перестройке. Сам период подростковости характеризуется формированием новых адаптационных механизмов, которые в дальнейшем оказывают влияние на уклад жизни ребенка.

Подростковый возраст – длительный этап, поэтому его принято подразделять на периоды. Существует множество периодизаций, однако наибольшее распространение получила предложенная Элькониным.

В ней акцент делается не на физическое развитие ребенка, его пубертатный период, а на появление абсолютно новых образований психического характера. Они обусловлены непосредственно сменой и бурным развитием основных типов деятельности подростка.

Согласно этой периодизации, границы подросткового возраста устанавливаются в промежутке 10-11–15-16 лет.

Младший подростковый возраст

Разобравшись с тем, кто такой подросток, с какого возраста начинается этот период, необходимо отметить, что сам процесс подразделяют еще на два. Младшим подростковым возрастом принято обозначать период 11–14 лет.

Главным событием этого периода является процесс полового созревания подростка. Непосредственно он оказывает прямое влияние на поведенческие факторы, психику ребенка, его поведение, манеру общения.

Главными аспектами, характеризующими этот период, являются:

  • потребность в признании и достойном положении в кругу сверстников;
  • стремление найти верного друга;
  • исключение изоляции в классе, коллективе;
  • стремление отстраниться от всего «детского»;
  • отвращение к запретам;
  • переоценка своих возможностей;
  • тенденция частых мечтаний.

Старший подростковый возраст

Психологи очерчивают данный период 14–16 годами. Данный этап развития личности ставит перед повзрослевшими ребенком новые цели. Этот период – время перехода к настоящей взрослости. Подросток определяется со своим будущим, профессией и действует, согласно поставленным целям.

Стоит отметить, что верхняя граница подросткового возраста, по мнению многих психологов, должна быть увеличена. Современные подростки зачастую неспособны быстро адаптироваться к новым условиям, не проявляют самостоятельности. Это подтверждает и тенденция позднего вступления в брак.

В промежутке 14–16 лет приобретенный ранее опыт недостаточен для дальнейшего взаимодействия с окружающими, а взрослый опыт не освоен осознанно. Это и определяет основные особенности старшего подросткового возраста:

  • тесная социализация;
  • повышенная значимость эмоциональных контактов;
  • быстрая смена симпатий.

Особенности подросткового возраста

Характеристика подросткового возраста психологами дается в тесной взаимосвязи с физиологическими изменениями организма. Подростковый возраст определяется как особый временной период, сопровождающийся бурной физиологической перестройкой организма. На фоне изменения работы эндокринной системы, увеличения концентрации половых гормонов в крови частыми становятся такие проявления, как:

  • депрессия;
  • повышенная активность;
  • неусидчивость;
  • снижение концентрации внимания;
  • тревога;
  • агрессивность;
  • раздражительность.

Подобные изменения отрицательно сказываются на поведении подростков, их взаимодействии и общении с родными и друзьями. Частыми становятся конфликтные ситуации.

Для того чтобы самоутвердиться, подростки часто проявляют склонность к неоправданному риску, агрессии.

При отсутствии необходимой психологической работы, общения с ребенком, существует риск увеличения случаев преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Психологические особенности подросткового возраста

Психическое развитие подростка обусловлено нестабильным состоянием его нервной системы, которая подвержена влиянию изменяющегося гормонального фона. Для характеристики психологических особенностей подростков специалисты используют определение «подростковый комплекс», основными проявлениями которого являются:

  • повышенная чувствительность к получаемой оценке своей внешности посторонними;
  • выраженная самонадеянность;
  • внимательность сочетается с черствостью, желание быть признанным – с демонстративной независимостью.

Основу подросткового комплекса составляют характерные для этого временного периода определенные психологические особенности, модели поведения, специфические подростковые реакции на воздействие окружающих. Причина большинства психологических трудностей этого возраста связана с процессом полового созревания, разнонаправленным развитием взрослеющего организма.

Чем характеризуется физическое развитие подростка?

Физическое развитие подростков предполагает быстрое увеличение роста. Скорость изменения данного параметра нередко физиологи сравнивают с теми, что наблюдаются в период до 2 лет.

При этом рост костной системы происходит быстрее, чем развитие мышечной мускулатуры. В результате таких изменений наблюдается появление «угловатой» фигуры.

В большинстве случаев это заметно у подростков мужского пола.

Одновременно происходит увеличение объема легких, усиление сердечной деятельности. Таким способом организм старается доставить клеткам и тканям больше кислорода.

В результате таких физиологических изменений частыми становятся небольшие колебания артериального давления, головные боли. В организме наблюдается выраженная гормональная перестройка.

Повышается концентрация половых гормонов в крови – надпочечниковых андрогенов, отвечающих за формование вторичных половых признаков.

Сексуальное развитие подростка

Врачи отмечают, что подростковый возраст у девочек начинается несколько раньше, как и половое созревание. Первая менструация случается в 12–13 лет, однако зафиксированы случаи менархе и в 11 лет. Постепенно появляется сексуальное влечение, которое у парней выражено сильнее. В процессе развития сексуальности у подростков специалисты выделяют 5 основных аспектов:

  1. Биологический – основополагающее, физиологического характера стремление к противоположному полу.
  2. Эмоциональный аспект – появление тесной связи между подростками, которая находит выражение в глубоких чувствах, переживаниях и эмоциях.
  3. Психологический – рассматривается как центральный аспект формирования подростка как личности.
  4. Социологический – затрагивает вопросы культуры, морали, влияющие на понимание подростком степени дозволенного при выражении своей сексуальности.
  5. Философский – касается моральных, духовных и теологических вопросов сексуальных отношений.

Проблемы подросткового возраста

Кризис подросткового возраста проявляется в отсутствии желания следовать, как и прежде, установленным родителями правилам.

Ребенок желает самовыражаться, стать независимым индивидом, с собственными взглядами на происходящее и окружающее.

На этой почве и возникает большинство проблем, связанных с недопониманием, непослушанием родителей. Подросток пытается всеми силами установить собственные правила.

Подросток не хочет учиться

Первые подростковые проблемы в большинстве случаев связаны с отсутствием желания учиться. Так как это основной вид деятельности подростка, он зачастую старается переключиться, отвлечь внимание родителей.

К примеру, подросток часто заявляет, что предоставляемые в школе знания не пригодятся ему в жизни, потому как он собирается стать спортсменом, музыкантом или кем-то еще.

Родители должны внимательно относится к такому поведению, стараясь помочь ребенку разобраться в его желаниях, отделяя их от мечтаний.

Кроме того, нужно учитывать, что подростковый возраст за ленью может скрывать совсем другие проблемы. Среди частых причин снижения успеваемости и потери интереса к учебе специалисты называют:

  • страх беспомощности;
  • депрессивные состояния;
  • агрессию;
  • следствие хронических умственных перегрузок;
  • плохое самочувствие по причине гормональной перестройки.

Подросток грубит

В большинстве случаев агрессия со стороны подростков по отношению к родителям появляется в грубой манере общения. Повзрослевший ребенок полностью утрачивает желание следовать указаниям родителей, выполнять их просьбы. Часто грубость является результатом оказываемого на несформированную личность давления. Пубертатный период у мальчиков чаще сопровождается подобными явлениями.

Агрессия со стороны подростка может иметь несколько форм проявления:

  • открытая, активная – категоричность, требовательность, повышение тона при общении;
  • пассивная – апатия, лень, игнорирование просьб и требований.

Нужно понимать, что любой вид ответной агрессии со стороны родителей (оскорбление, унижение, ограничение свободы и действий ребенка) зачастую поддерживает, а в некоторых случаях вызывает повышение уровня агрессивности у подростка. Однако это не значит, что необходимо потакать подростку во всем. Важными в построении отношений являются родительская последовательность, твердость.

Подросток врет

Психологи перечисляют много причин, являющихся объяснением того, что ребенок говорит неправду. Зачастую подростки хотят избежать последствий своих неправильных поступков, ответственности.

Некоторые привыкают говорит полуправду в попытках получения желаемого. Без вранья не обходится пубертатный период у девочек, которые стараются увеличить свою значимость, стать более привлекательными в глазах окружающих, сверстников.

Однако ложь скрывает неумение решать проблемы другим способом, кроме лжи.

Как найти общий язык с подростком?

Чтобы период подросткового возраста прошел незаметно для родителей, нужно позаботиться об этом заранее. Среди основных аспектов психологи называют:

  1. Построение взрослых отношений с ребенком. Родители должны понимать, что их ребенок взрослеет и из исполнителя указаний и просьб превращается в самостоятельную личность, с собственным мнением, взглядами. Нельзя требовать беспрекословного выполнения всех приказаний.
  2. Отсутствие аналогии подростка с собой в таком же возрасте, со сверстниками. Мир постоянно меняется, поэтому наивно верить, что ребенок будет развиваться подобно родителям.
  3. Исключение наставлений и наказаний. Недопустимо общаться с подростком на повышенных тонах.
  4. Просите совета ребенка, его взгляда на происходящее. Современные дети во много раз «продвинутее» родителей.
  5. Проявление интереса к увлечениям ребенка.

Как найти общий язык с подростком девочкой?

Часто мамы задают психологам вопрос, как найти общий язык с подростком дочерью. Врачи не дают однозначного ответа, отмечая, что каждый случай индивидуален.

Учитывая попытки подростка казаться взрослее, независимее, необходимо помнить, что он остается ребенком, который нуждается в любви и заботе.

Чтобы наладить контакт с дочерью, и чтобы подросток девочка всегда делилась интересующими ее проблемами, специалисты советуют:

  1. Чаще интересоваться увлечениями девочки.
  2. Больше проводить время вместе.
  3. Найти общее хобби.

Как найти общий язык с подростком сыном?

Рассказывая родителям о том, как найти общий язык с подростком мальчиком, специалисты говорят про необходимость мужского общения.

Мамы зачастую не могут понять сыновей, поэтому папы должны чаще общаться с ребенком. Налаживанию общения, дружеских отношений способствуют общие занятия, времяпровождение.

Обсудить темы, которыми интересуется подросток мальчик, можно во время прогулки, катания на коньках, рыбалки.

Источник: http://www.my-sunshine.ru/podrostkovyi-vozrast-%E2%80%93-vse-osobennosti-pubertatnogo-perioda-malchikov-i-devochek

3.2.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста

Физическое развитие подросткового возраста

Возрастные особенности физического развития детей среднего школьного возраста. Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V – VIII классы).

Данный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 –7 смглавным образом за счет удлинения ног.

Масса тела прибавляется ежегодно на 3 –6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7 –9 см.

А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиком.

В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями.

Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуализации обучения.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметна незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы.

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных способностей (табл. 3.5).

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Таблица 3.5 Темпы прироста различных двигательных способностей у детей среднего школьного возраста (%)

Двигательныеспособности Среднегодовойприрост Общийприрост
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Скоростные 3,9 2,9 15,4 11,5
Силовые 15,8 18,4 79,0 92,0
Общая выносливость 3,3 2,1 13,0 8,4
Скоростная выносливость 4,1 1,0 16,4 4,0
Силовая выносливость 9,4 3,3 37,5 13,1

В этот период происходит рост самосознания ребёнка, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному. Быстро развивается вторая сигнальная система.

(Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру.

Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей— это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов.

Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932) ).

Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями.

Подросток приобретает способность к сознательному торможению того или иного полупроизвольного действия. При этом его внушаемость уменьшается, а неуравновешенность и эмоциональность возрастают. Все это проявляется в резких сменах настроения, конфликтах с воспитателями, родителями и другими взрослыми. Именно поэтому подростки часто бывают или «очень хорошими детьми», или «очень плохими детьми», а для разных людей – и теми, и другими одновременно.

При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение, что следует учитывать при выполнении детьми этого возраста нагрузок, связанных с проявлением выносливости, и разнообразить виды нагрузок.

Задачи физического воспитания

1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);

3) продолжать развитие двигательных способностей;

4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влияния занятий физическими упражнениями на основные системы организма;

5) развивать волевые и нравственные качества;

6) вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

7) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;

8) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;

9) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

10) формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;

11) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

12) содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.

Особенности методики физического воспитания

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных дей­ствий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей.

В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений.

Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, в организованных формах – на уроках физкультуры, физкультпаузах, во время активного отдыха, турпохода и т.п.

Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные двух – трехразовые самостоятельные тренировки.

Общая продолжительность занятий 70 – 90 мин.

Независимо от формы занятий существенным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях.

Следует максимально использовать потребность детей среднего возраста в состязаниях, предоставлять им широкие возможности помериться силами со спортивными соперниками. Виды соревнований желательно разнообразить с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех.

Контрольные качественные показатели уровня физической культуры подростка (В.К. Бальсевич, 2000):

1. Знание основных правил тренировки и умение применять их при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

2. Знание основных правил, приемов и методов самоконтроля и умение применять их при занятиях физическими упражнениями.

3. Разносторонняя физическая подготовленность на уровне возрастных нормативов.

4. Систематическая физическая активность.

5. Устойчивая привычка к ежедневным занятиям физическими упражнениями в различных формах.

6. Осведомленность о текущих спортивных событиях в городе, стране, за рубежом.

7. Знание не менее 200 упражнений (видов нагрузок) скоростного и скоростно-силового характера.

Источник: http://www.Magma-Team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/3-2-3-fizicheskoe-vospitanie-detei-srednego-shkolnogo-vozrasta

Развитие ребенка в период подросткового возраста | Горизонты

Физическое развитие подросткового возраста

Подростковый возраст — стадия развития человека между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием, социализацией и вхождением во взрослую жизнь.

Физическое развитие и адаптация

Резкий гормональный рост, инициируемый эндокринными железами, вызывает интенсивное подростковое развитие, а в дальнейшем — изменения, связанные с началом пубертатного периода. Некоторая неуклюжесть, проявляемая младшими подростками, в этот период связана с асимметричностью роста.

 Накопление подкожного жира непосредственно перед началом интенсивного развития наблюдается как у женщин, так и у мужчин; тенденция к его сохранению отмечается только у женщин. У мужчин половое созревание стимулируется таким андрогеном, как тестостерон; у женщин такими гормонами являются эстроген и прогестерон. Гипофиз регулирует выработку гормонов роста и трофических гормонов.

У женщин пубертат следует через год после менархе или позднее; у мужчин пубертат обозначает семяизвержение, содержащее жизнеспособные сперматозоиды. Время наступления пубертата существенно различается; средний возраст его начала в наше время снижается. У мужчин первым признаком входа в пубертат является рост яичек и мошонки; у женщин возникает набухание груди.

Первые менструальные циклы часто нерегулярны и сопровождаются временными физическими и эмоциональными проблемами.

Подростки внимательно следят за образом тела; мальчики в основном сосредоточены на силе, девочки — на весе. Нервная анорексия и булимия более распространены среди юных женщин, чем среди молодых мужчин.

Младшие подростки как мужского, так и женского пола недовольны своим телом и часто хотели бы его изменить.

Рано созревающие мальчики нередко имеют определенные преимущества перед поздно созревающими сверстниками; у девочек раннее созревание имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Когнитивные изменения в подростковом возрасте

Формальное операциональное мышление характеризуется абстрактным мышлением, последовательной и систематической проверкой гипотез и возросшей способностью к предварительному планированию. Не все люди достигают уровня формального операционального мышления; некоторые теоретики выразили сомнение в том, что оно представляет собой дискретную стадию.

В течение подросткового периода значительно улучшаются различные аспекты обработки информации, как, например, метапознание.

 Улучшения в когнитивной сфере в подростковом возрасте также влияют на то, как подростки видят социальный мир и самих себя; в целом их взгляд на институты, культурные ценности и общество обычно становится намного более сложным и осмысленным.

Эгоцентризм раннего детства возвращается во время подросткового возраста, хотя и в иной форме; это связано с такими убеждениями, как персональный миф, и такими идеями, как фантазия найденыша.

Согласно Кольбергу, некоторые люди никогда не достигают высшего уровня моральных убеждений.

Психосоциальное развитие

Двумя основными задачами подростка являются достижение автономии и формирование идентичности. Подростковый возраст не является временем «бури и натиска» для большинства тинэйджеров.  Кросс-культурные исследования ясно свидетельствуют о том, что большинство подростков во всем мире хорошо уживаются со своими родителями.

На формирование идентичности существенно влияют социальные референтные группы. Теория Э. Эриксона о формировании идентичности подчеркивает роль самоопределения. В своей дальнейшей разработке теории Эриксона («Концепция статусов идентичности личности«)  Дж. Марсиа указывает на четыре статуса идентичности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности.

Динамика семьи

Если конфликты между подростками и их родителями незначительны, то хорошая коммуникация между поколениями помогает решать семейные конфликты. Матери и отцы по-разному влияют на подростков, что подчеркивает значение различного поведения и целей. Авторитетный стиль родительского воспитания обычно лучше всего помогает детям пройти через подростковый период.

Домашние обязанности и ответственность различаются в семьях с двумя работающими и с одним работающим родителями, они зависят также от пола ребенка.

Помимо достижения чувства идентичности при подготовке подростка к разлуке с домом полезно создать баланс между отделением и согласованностью.

Взаимоотношения в подростковом периоде

Подростки проводят значительно больше времени с членами своих подростковых групп, чем с семьей. Группы сверстников необходимы для развития социальных умений; в идеале, благодаря взаимодействиям в этих группах, подростки развивают чувство социальной компетентности. Клики и компании являются двумя типами подростковых групп сверстников.

В подростковом возрасте усиливается социальное сравнение; помимо влияния на развитие личности оно также вносит вклад в формирование дружеских отношений. Подростки нередко вынуждены улаживать противоречия между требованиями группы сверстников и родителей.

Существенная часть подростков являются одиночками, не принадлежащими к группам сверстников; это может происходить по разным причинам.

Трудности подросткового возраста

В здоровом обществе меньшинство подростков вовлекается в потенциально деструктивное авантюристическое поведение; большая их часть проводит свое время конструктивно. Причины вовлечения в рискованное поведение различны; часто играет свою роль легкая манипулируемость подростком. Дополнительный фактор — соблазны этого возраста.

Никотин и алкоголь обладают наибольшим потенциалом злоупотребления. По статистике США приведенной у Г. Крайга и Д. Бокуми, Психология развития, Глава 12  использование запрещенных веществ, вызывающих психическую зависимость, среди подростков снизилось в 1990-х годах, но затем, по крайней мере временно, возросло.

Количество курящих и употребляющих алкоголь подростков остается относительно неизменным, но выше, чем в 1990-х годах. Курящие подростки намного чаще используют и другие вещества. Различные статистические исследования показывают, что алкоголь остается наиболее популярным психоактивным веществом, употребляемым подростками в США.

Однако его использование отличается в зависимости от многочисленных личностных и социокультурных факторов. Марихуана занимает третье место по распространенности среди подростков; широта ее употребления мало меняется в различных этнических группах. Использование подростками других препаратов, популярных у молодых взрослых, всегда было минимальным вследствие их высокой стоимости.

Подростки совершают серьезные преступления в большей степени, чем они могли бы совершить в соответствии со своей долей в обществе в результате влияния социологических и психологических факторов.

К сожалению те же тенденции наблюдаются и в современной России. В связи с увеличением ассортимента и падением цены, оборот наркотических средств в последнее десятилетие возрос (подробнее смотреть здесь)

Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте

В подростковом возрасте депрессия встречается на относительно низком, но значимом уровне; ее частота и связанное с ней поведение варьируют в зависимости от возраста, пола, сексуальной ориентации и этнической принадлежности подростков.

Депрессия часто связана с суицидом либо суицидной попыткой, а также с другими расстройствами, такими как анорексия и булимия; тем не менее нередко трудно определить, что является ее причиной, а также особенности взаимовлияния депрессии и других расстройств.

Семейные, социальные и личностные факторы также создают у подростка риск депрессии; важными личностными факторами являются утрата самоуважения в подростковом возрасте, а также его пол.

Подростки используют различные копинг-стратегии, справляясь со стрессом или депрессией; многие из них неадекватны, другие являются просто отвлечением. Хорошие семейные взаимоотношения, ощущение опытности в чем-либо и чувство ответственности за других являются лучшими защитными факторами от последствий стресса и депрессии.

Сексуальные установки и поведение

Сексуальная революция повлекла за собой более либеральное отношение к сексу и вариациям сексуального поведения как для женщин, так и для мужчин; среди причин ее окончания можно назвать рост случаев беременностей у подростков и эпидемии венерических заболеваний. Отношение к мастурбации становится более либеральным; исторически мальчики чаще девочек сообщали о мастурбации.

Возраст первого полового сношения меняется в зависимости от пола и степени ориентированности на учебу. Взаимосвязь сексуальной активности и самоуважения имеет отличия в зависимости от пола. Те, кто созревает раньше, имеют тенденцию к ранней сексуальной активности; в целом мальчики сообщают о более ранней сексуальной активности, чем девочки.

Сексуальное злоупотребление травмирует как девочек, так и мальчиков; лица, совершающие сексуальное насилие, различаются в зависимости от пола ребенка.

По статистике США приведенной у Г. Крайга и Д.

Бокуми, Психология развития, Глава 12 в Соединенных Штатах доля детей, рожденных подростками, состоящими или не состоящими в браке, снижается, однако сотни тысяч детей каждый год рождаются подростками вне брака.

Тинэйджеры в США не более сексуально активны, чем тинейджеры в большинстве стран Европы, но, вследствие различного отношения подростков к проблеме зачатия, процент беременностей среди тинэйджеров в США намного выше.

Выполнение родительских функций обычно чрезвычайно трудно для подростков как в браке, так и вне брака и может оказать далеко идущие последствия на их жизнь.

См. подробнее:

  1. Г. Крайг и Д. Бокуми, Психология развития, Глава 12

ovdmitjb

Add comment