Irvuz

Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды

Финансовые правоотношения. Финансовое право

Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды

Финансово-правовые нормы — ϶ᴛᴏ исходные элементы, из кᴏᴛᴏᴩых состоит финансовое право как отрасль права. Им ϲʙᴏйственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

  • содержание финансово-правовых норм;
  • характер установления в них предписаний;
  • меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;
  • способы защиты прав участников финансовых отношений.

финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление кᴏᴛᴏᴩых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

финансово-правовых норм обусловило их императивный (повелительный) характер.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что финансово-правовая норма (норма финансового права) — ϶ᴛᴏ установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, кᴏᴛᴏᴩое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Виды финансово-правовых норм

Учитывая зависимость от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. К примеру, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

Учитывая зависимость от ϲʙᴏего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из кᴏᴛᴏᴩых демонстрирует особенности ϶ᴛᴏй отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Финансовые правоотношения. Понятие, содержание, субъекты

Финансовые правоотношения — ϶ᴛᴏ урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники кᴏᴛᴏᴩых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в данных нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

  • они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
  • один из субъектов в данных правоотношениях — всегда управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;
  • они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.

В финансовых правоотношенияхтрадиционно отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты финансового правоотношения

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».

Субъект финансового права — ϶ᴛᴏ лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения — ϶ᴛᴏ реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.
Стоит отметить, что особенностью финансовых правоотношений будет то, что одним из субъектов данных отношений обязательно должен быть ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

  • бюджетные правоотношения;
  • налоговые правоотношения;
  • неналоговые правоотношения;
  • финансовые правоотношения в области государственного кредита;
  • финансовые правоотношения в области страхования;
  • правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в т.ч. и при сметно-бюджетном финансировании;
  • финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
  • финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
  • валютные правоотношения;

2) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

  • органами государственной власти;
  • органами государственной власти и управления общей компетенции;
  • вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в т.ч. финансово-кредитными органами;
  • предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
  • финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
  • финансовыми органами и гражданами;
  • самими финансово-кредитными органами.

Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

Стоит отметить – они происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т. е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта.

Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства — закон о федеральном бюджете, кᴏᴛᴏᴩый принимается ежегодно.

Индивидуальный нормативный акт — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Стоит заметить, что оно совершается на базе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. К примеру, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

  • погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
  • выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
  • использование выданных бюджетных ассигнований;
  • осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
  • прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет ϲʙᴏи особенности, но везде он пробудет в форме властных велений при вынесении решения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими государственными органами.

Судебный порядок защиты

В главе 2 Конституции РФ о правах и ϲʙᴏбодах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и ϲʙᴏбод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

В случае если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права занимает Конституционный суд РФ.

Методы защиты финансовых правоотношений

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В данных целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы.

В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно.

В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/3640/144944/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.html

Финансовые правоотношения понятия, особенности, виды

Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральноегосударственное образовательноеучреждение высшего профессиональногообразования

«ФИНАНСОВАЯАКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ»

Факультетналогов и налогообложения

Кафедрафинансового права

Реферат

по дисциплине

«Финансовоеправо»

на тему:

«Финансовыеправоотношения: понятия, особенности,виды»

Выполнила: студентка IIIкурса

группыН3-3

КутузоваА. А.

Научныйруководитель:

доц.Шохина Э. Х.

Москва– 2010

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Понятие и особенности финансовых правоотношений 4

Виды финансовых правоотношений 10

Некоторые особенности бюджетных правоотношений 15

Заключение 22

Список использованной литературы 24

Введение

Всфере финансовой деятельности государстваи местного самоуправления складываютсяразличные и многообразные социальныевзаимоотношения. Финансовые отношениясодержат в себе наиболее общие признакидвижения (распределения, перераспределения)и соотношения между собой финансовыхсредств различных уровней.

И развитиефинансовых отношений объективно требуетчеткого регулятора, каковым являетсяправо.

В результате узаконенногозакрепления финансовых отношенийгосударство придает им юридическуюсилу, и, таким образом, финансовыеотношения становятся правовыми: возникаютна основе норм финансового права, ихучастники находятся во взаимной связичерез субъективные юридические праваи обязанности, такие связи (отношения)охраняются принудительной силойгосударства.

Цельюданной работы является рассмотрениесущности, особенностей и видов финансовыхправоотношений в целом, а такжеособенностей бюджетных правоотношенийв частности.

Для достиженияданной цели необходимо выполнениеследующих задач:

  • Ознакомление с действующим законодательством Российской Федерации, посвященным данной теме;
  • Изучение и анализ научной литературы по данной теме;
  • Изучение и анализ периодических публикаций по данной теме.

Понятиеи особенности финансовых правоотношений

Финансовыеправоотношения – один из постоянныхобъектов правовых исследованийфинансового механизма. Их природа,особенности возникновения и существованияпредопределяют во многом диапазонывозможностей использования финансовогоправа в деле управления как экономической,так и социально-политической жизньюобщества.

Внауке финансового права наблюдаетсяотсутствие единства взглядов на природуи структуру финансовых правоотношений,что является скорее достоинством, чемнедостатком. Рассмотрим различныемнения относительно понятия и особенностейфинансовых правоотношений.

Финансовоеправоотношение представляет собойразновидность правовых отношений,поэтому оно обладает общимипризнакамилюбого правоотношения, но имеет ихарактерные специфические особенности.

Общим в финансовых правоотношенияхявляется то, что они возникают, изменяютсяили прекращаются только на основеправовых норм; индивидуально определеныучастники каждого конкретногоправоотношения; связь между участникамиправоотношения выражается через ихсубъективные права и юридическиеобязанности; эти правоотношения носятволевой характер; охраняются государством.

Характерныечерты финансовых правоотношенийпроявляютсяв том, что:

  • они возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
  • они возникают по поводу денег и, следовательно, являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер. Следует отметить, что в ходе осуществления финансовой деятельности возникают и процессуальные (организационные) правоотношения, но они имеют вторичный (производный) характер, ибо обеспечивают движение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;
  • финансовые правоотношения требуют обязательного участия государства или муниципального образования в лице компетентных органов или должностных лиц;
  • большинство финансовых правоотношений имеют субординационный характер и построены по схеме «власть — подчинение»;
  • юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Стоитотметить, что указанные черты тольков совокупностидают полное представление о финансовомправоотношении.

И при отграничениифинансового правоотношения от смежныхправоотношений (например, отадминистративного, гражданского,конституционного) определяющим признакомявляется их возникновение в сферефинансовойдеятельностигосударства и муниципальных образованийи урегулирование нормами права.

Такимобразом, подводя итоги всему вышесказанному,сформулируем понятие финансовыхправоотношений следующим образом:финансовыеправоотношения— это урегулированные норма­мифинансового права общественные отношения,возникающие по поводу денег в процессефинансовой деятельности государстваи муниципальных образований.

Финансовоеправоотношение, как и любое иноеорганически целое образование, имеетсвою строго определенную структуру(состав),т. е. совокупность составляющих еговзаимосвязанных элементов: субъект,объект, субъективное право и юридическаяобязанность.

Все составные частифинансового правоотношения направленына достижение целей финансовойдеятельности государства (муниципальныхобразований) и обусловлены спецификойэтой деятельности. Однако каждыйотдельный компонент выполняет особые,только ему присущие функции.

При отсутствии хотя бы одного из названныхэлементов становится невозможнымналичие и самого финансового правоотношения.

Благодаря такому составу финансовоеправоотношение оказывается в состояниивыполнить все возлагаемые на негофункции в процессе финансовой деятельностигосударства и местного самоуправления.

финансового правоотношения как способареализации норм финансового права вфинансовой деятельности выражается вследующихтрех функциях:

  • финансовое правоотношение детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие финансово-правовая норма; таким образом в финансовом правоотношении участвуют не абстрактные субъекты, а индивидуально определенные лица;
  • оно переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов; при этом возможна конкретизация или дополнение состава финансового правоотношения с учетом определенных условий его осуществления (например, финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется, в частности, на основе местных традиций и особенностей);
  • финансовое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и финансово-правовых санкций в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей.

Чтокасается субъектовфинансовых правоотношений, то, как ужеотмечалось выше, одной из сторонфинансовых правоотношений всегдавыступает государство или муниципальноеобразование само непосредственно илив лице уполномоченных представителей,в частности Министерства финансов РФ,Федерального казначейства, Федеральнойналоговой службы и др.

Государствов целом является субъектом финансовыхправоотношений в отношении:

  • материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов;
  • возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы;
  • государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования.

Таким образом,Российская Федерация выступает вкачестве суверена и казны, причемприменительно к различным сферамфинансовой деятельности эти критерииприсутствуют как в совокупности(например, в бюджетном праве), так иотдельно (например, в отношении денежнойэмиссии или государственного кредита).

Другойстороной могут выступать различныегосударственные органы, организации,физические лица, субъекты РоссийскойФедерации, муниципальные образования,иностранные государства, международныеорганизации.

Например,физические лица как субъекты финансовыхправоотношений, участвуют в налоговых,банковских, валютных, кредитныхотношениях. В качестве субъектовфинансового права все граждане Россииимеют между собой равную и полную пообъему финансовую правоспособность.

Для иностранных субъектов российскоефинансовое законодательство можетустанавливать некоторые ограничения,защищающие финансовый суверенитетгосударства.

Например, существуют болеежесткие условия аккредитации филиаловиностранных кредитных организаций,ограничения на участие иностранногокапитала в уставном фонде российскихбанков, особый порядок лицензированиявалютных операций, участия в налоговыхотношениях и т. д.

Отдельныеправовые институты или подотраслифинансового права имеют особенностиотносительно субъектного состава. Так,участниками бюджетных отношений могутбыть исключительно юридические лица,граждане в них не участвуют.

Посколькуфинансовые отношения носят имущественныйхарактер, в качестве объектафинансовых правоотношений всегдавыступают деньги, аккумулируемые,распределяемые и используемыесоответствующими субъектами длядостижения общесоциальных целей изадач, а также денежныеобязательства.

финансового правоотношения образуютвзаимосвязанные права и обязанностисторон, субъектов финансовогоправоотношения. Как уже отмечалось,финансовые правоотношения характеризуютсянеравенством сторон, которое проявляетсяв различном объеме прав и обязанностей.

Финансовыеправоотношения возникают, изменяютсяи прекращаются при наличии определенныхусловий, предусмотренных нормамифинансового права. Такими условиямислужат юридическиефакты —конкретные жизненные обстоятельства,при которых только на основе правовойнормы между субъектами финансовогоправа должны сложиться правоотношения.

Многообразиевидов финансовых правоотношенийобусловливает наличие огромногоколичества жизненных обстоятельств,признаваемых финансовым законодательствомв качестве юридических фактов.

Наиболееполной и имеющей существенное значениедля понимания значимости юридическихфактов в процессе планового аккумулирования,распределения и использованиягосударственных (муниципальных) денежныхфондов является их классификация поволевому признаку надействия и события.

Юридическиефакты-действия— это поведение субъектов финансовогоправа, осуществляемое согласно их волеи желаниям. Такое поведение может быть правомерным,еслисоответствует финансовым нормам,и неправомерным, еслиим противоречит.

В составправомерных действий входят юридическиеакты, юридические поступки и правомерныедействия, совершаемые с намерениемдостичь определенного финансово-правовогорезультата или создающие какой-либовыраженный в материальной формерезультат.

Большую частьнеправомерных действий составляютфинансовые правонарушения, т. е. виновныепротивоправные действия или бездействие.Неправомерными являются и так называемыеобъективно-противоправные действия,т. е. акты поведения субъектов финансовогоправа, приводящие к противоправномурезультату.

К названной группе относятсянапример, случаи неисполненияналогоплательщиком обязательстввследствие действия непреодолимойсилы; принятия субъектами РФ финансовыхнормативных правовых актов, противоречащихКонституции РФ, федеральномузаконодательству либо содержащих иныеправотворческие ошибки, и т.

д.

Юридическиефакты-событияпредставляют собой обстоятельства,порождающие юридически значимыепоследствия, но не зависящие от волилюдей.

Например, смерть налогоплательщикапрекращает налоговое правоотношение;увечье, полученное сотрудником налоговойслужбы при исполнении им своих служебныхобязанностей, является страховымслучаем, т. е.

юридическим фактом, лежащимв основе права требования выплатыстрахового возмещения, и т. п.

Источник: https://works.doklad.ru/view/e114lUgrUv0.html

Финансовые правоотношения

Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды

Замечание 1

Главной целью финансовой деятельности любого государства является реализация социально-экономических, промышленных, культурных и иных программ и проектов, имеющих общественное значение. Для этого собираются налоги, формируются бюджеты разных уровней, осуществляется кредитование хозяйствующих субъектов.

Финансовые отношения требуют правового регулирования, дальнейшего развития и совершенствования данной отрасли законодательства. Нормы финансового права затрагивают многие аспекты российской экономики.

Понятие финансового правоотношения

Определение 1

Общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов, называются финансовыми правоотношениями.

Они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Например, такие отношения существуют между государством и предприятиями при внесении обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него различных ассигнований.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, муниципальное образование или соответствующий орган местного самоуправления.

Это обусловлено тем, что властные структуры осуществляют финансовую деятельность в интересах общества: организуют поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды, распределяют и используют их на социально-экономические программы и другие необходимые потребности.

При этом административные органы вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений:

  • предприятиями,
  • организациями,
  • учреждениями,
  • гражданами.

Государственные структуры и муниципалитеты имеют не только право властных предписаний, но и обязанности по отношению к другим участникам финансовых правоотношений. Их законные интересы находятся под защитой государства.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных условий или юридических фактов. К ним в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия – это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления физических или юридических лиц. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие действия, как утверждение финансово-плановых актов.

В них конкретно выражаются права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности.

После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь, на основе новых планов.

События – это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма также может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений.

Например, достижение гражданином определенного возраста означает возникновение у него обязанности платить налоги, а в связи со стихийными бедствиями реализуются правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Рисунок 1. Понятие финансового правоотношения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Субъекты финансовых правоотношений

Участники общественных отношений, связанных с формированием, использованием и распределением государственных или муниципальных денежных фондов, являются субъектами финансового правоотношения. Ими могут быть:

  1. Российская Федерация;
  2. субъекты РФ;
  3. муниципальные образования;
  4. юридические лица;
  5. физические лица (граждане).

Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной или муниципальной власти.

Для защиты законных интересов субъектов финансовых правоотношений применяются административные и судебные методы.Административный метод действует в случае использования мер государственного принуждения к различным органам власти, предприятиям, организациям и учреждениям.

Судебный метод применяется при защите финансовых интересов граждан от противоправных действий государственных структур, например, при взыскании налогов, наложении санкций и т. п.

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение законных интересов субъектов финансового права.

С этой целью органами власти широко применяется метод убеждения, проводится разъяснительная работа. В результате, большей частью субъектов установленные правила выполняются добровольно.

Например, основная часть налогоплательщиков добросовестно вносят в бюджет соответствующие платежи.

Замечание 2

В случае нарушения норм финансового права вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях. Например, уполномоченные органы власти применяют различные санкции, используют запретительные меры и т.д.

Классификация финансовых правоотношений

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы России. При такой классификации выделяются следующие виды финансовых правоотношений:

  1. бюджетные;
  2. налоговые;
  3. валютные;
  4. правоотношения в сфере государственного кредита;
  5. правоотношения в области страхования;
  6. правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
  7. правоотношения в области банковской деятельности;
  8. правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения и расчетов.

В зависимости от объекта правового регулирования финансовые правоотношения также могут быть материальными или процессуальными.

В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов.

Основное содержание субъективных материальных прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения или изъятия конкретных финансовых средств.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма получения государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределения и использования. Например, к сфере процессуальных правоотношений относится обязанность Правительства России представить в Государственную думу РФ проект федерального бюджета в установленный срок.

Замечание 3

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей государства в сфере финансов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/finansovye_pravootnosheniya/

ovdmitjb

Add comment