Irvuz

Факторы, влияющие на забывание

Содержание

Факторы, влияющие на забывание

Факторы, влияющие на забывание
1   …   19   20   21   22   23   24   25   26   …   53

Факторы, влияющие на забывание Возраст. Как мы уже знаем, пожилые люди, по-видимому, склонны забывать о недав- них событиях или о том, что им предстоит сделать. Это обусловлено главным образом тем, что им трудно организовать информацию, которую им надо будет вспомнить. Особенно яв- ным это становится тогда, когда они впервые сталкиваются с какими-то новыми навыками, новыми обстоятельствами или непривычными действиями Поэтому им требуется время на то, чтобы освоить новое, и очень важно, чтобы это время им предоставлялось. Большую по- мощь им могу' оказать памятки или мнемотехнические приемы, позволяющие рационально организовать жизнь. Забывание происходит также и в ранние годы. Действительно, лишь немногие из нас могут вспомнить события, происшедшие в возрасте до трех лет. По-видимому, это не связано просто с давностью подобных событий. Двух- или трехлетнему ребенку воспоминания не свойственны. Он не помнит свои сны и не придает практически никакого значения таким словам, как «вчера» или «завтра». Это может быть обусловлено. и частности, тем, что в этом возрасте словарный запас ребенка весьма ограничен, а опыт невелик; однако главная причи- на-то, что ребенок еще не выделяет себя как личность и у него нет достаточно четко очерчен- ного «Я», которое позволило бы ему воспринимать собственные действия по отношению к другим людям.

10

В то же время такая точка зрения может быть и спорной: по-видимому, при особых состояниях сознания (под действием определенных препаратов или под гипнозом) человек может вспомнить и о таких ранних событиях, о которых он в обычном состоянии никогда не вспоминает.

Как бы то ни было, исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лег кратковре- менная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее-от 30 до 70 лег- может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться (Inglis et al., 1968).

Поделитесь с Вашими друзьями:

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ Можно дать следующее определение памяти.

Память – запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и дея-

тельности личности.
Классификация явлений памяти и их краткая характеристика 1.

В зависимости от целенаправленности процессы памяти

(запоминание, сохра- нение и воспроизведение) делятся на две формы: 1) непроизвольную (непреднамеренную) и 2) произвольную (преднамеренную).

II. В зависимости от вида анализаторов

, сигнальной системы или участия подкор- ковых участков мозга различают виды памяти: 1)словесно – логическую; 2) образную и 3) эмоциональную.

Существует общий уровень развития памяти человека. Говорят о людях с хорошей или плохой памятью, имея в виду общую недифференцированную характеристику памяти.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

1   …   10   11   12   13   14   15   16   17   …   53

лучше всего запомнены числа, которые учащиеся придумали сами. Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навык необходимые для трудовой деятельности. В обучении, когда объем запоминаемого материала большой, или при необходимости удержать большой объем информации в соот- ветствии целью деятельности человек прибегает к заучиванию. Заучивание- запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. Заучи- вание представляет специально организованную мнемическую деятельность, направленную на сохранение в сознании того, что связано с целями и нaмepeния личности. Так, ученик заучивает слова иностранного языка не столько в силу их повторяемости, сколько повторяет их для того, чтобы сохранить в памяти. Учитель, начиная работать в клас- се ставит цель запомнить учеников. В обучении заучивание является одним из непременных условий усвоения знаний. Рассмотрим виды и закономерности заучивания. Поскольку чаще всего заучиваются языковые тексты, а не зрительные слуховые образы, мы будем говорить о закономерностях заучивания текстов. По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. Дословное заучивание предполагает точное воспроизведение всего текста в тех словах и предложениях, как он написан. Определения, цифровой материал, термины в точ- ных науках, художественные отрывки, значимые высказывания, стихотворения, образные выражения в гуманитарных науках-все это заучивается дословно. СМЫСЛОВОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ глубокое понимание материала, широкий запас знаний по предмету, – а на более высоких ступенях обучения и ориентировку в методо- логии. Приступая к изучению немецкого языка, нужно на основе механической памяти за- учить, что слова das Pferd, das Tier, das Last значат соответственно «лошадь», «животное», «тяжесть». Также столкнувшись со сложным словом das Lastpferd, можно догадаться, что оно обозначает ломовую лошадь, a das Lasttir обозначает вьючное животное, и слова легко за- помнить по смыслу. Нередко студенты на экзаменах дают такое определение: «Ощущение – это такое вос- приятие…» – или говорят в определении ощущений вместо отдельных свойств о частях пред- мета. Встречаясь с такими определениями, можно сказать, что студент не выучил и к тому же не понял определения из-за недостаточной методической подготовки. Четко выученное определение углубляет понимание. Если понять, что ощущение и восприятие определяются

7 через общее родовое понятие отражения, то можно догадаться, что они соподчинены данно- му родовому понятию и не могут определяться одно через другое. Заучивание создает основу для понимания, понимание облегчает заучивание.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 4

1   …   18   19   20   21   22   23   24   25   …   53

сохранены в памяти, то они могут быть воспроизведены как конкретизация общих, более абстрактных положений. В таком оперировании знаниями начинает проявляться личность как носитель опыта. Сохраняемый сознания опыт-постоянно изменяется и обогащается. В неизменном ви- де сохраняется и воспроизводится только то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание. Забывание. Как уже отмечалось, нельзя говорить о памяти, не касаясь при этом забы- вания и его причин. Забывание может быть связано с различными факторами. К ним относится, например, возраст, в котором запоминается то или иное событие, не использо- вание усвоенного материала или, наконец, характер этого материала. Важную роль играет также интерференция, когда сохранению в памяти какой-то информации мешают предше- ствующие или последующие события. Забывание может быть связано и с некоторыми бессознательными мотивациями. Наконец. целые «блоки памяти» стираются порой в ре- зультате дегенеративных процессов в нервной системе или мозговых травм, приводящих к утрате функции некоторых тканей. Поделитесь с Вашими друзьями:

1   …   18   19   20   21   22   23   24   25   …   53

Источник: http://www.psihdocs.ru/lekciya-pamyate-uchebnie-voprosi-opredelenie-pamyati.html?page=23

Процессы забывания с научной точки зрения

Факторы, влияющие на забывание

Психология включает термины, которые определяют важные мыслительные и психические процессы. Забывание — один из таких процессов, который обычно путают с забывчивостью.

Часто он несет отрицательную нагрузку, однако, это далеко не то же самое — так как сравнивать их нельзя.

Процесс этот необходим, чтобы наш мозг мог правильно функционировать и работать, ведь перегрузка памяти чревата отрицательными последствиями, поэтому наряду с запоминанием параллельно происходит и процесс забывания.

Эббингауз о забывании

Немецкий психолог Герман Эббингауз в XIX веке открыл закономерность, с которой человек забывает. Благодаря экспериментам, которые психолог проводил всю жизнь, было установлено что процесс поддаётся конкретному закону. Кривая забывания Эббингауза и сейчас используется в современной психологии.

В ходе экспериментов выяснилось, что лучше человек запоминает информацию или материал, который располагается в начале и конце. Психолог экспериментировал с набором бессмысленных слов и отрывками из художественных произведений. И пришел к выводу, что осмысленная информация удерживается в памяти дольше и запоминается лучше, чем материал, не несущий никакой смысловой нагрузки.

Зависимость от характера информации и действий человека

Мы лишаемся способности воспроизводить и вспоминать усвоенную информацию — характер такой потери может быть мгновенный, но кривая эксперимента говорит, что он может идти и постепенно. Факторы, влияющие на забывание, различны (с одной стороны, зависят от качества, объема информации, с другой — от действий самого запоминающего):

  1. характер и содержание полученных сведений (кривая забывания показывает, что бессмыслица забывается почти мгновенно);
  2. объем;
  3. частота использования полученной информации (чем чаще нужны конкретные данные, тем лучше мы запоминаем);
  4. эмоциональность (отрицательные события, факты часто более весомы и важны, чем положительные).

Причины забывания (о последних в психологии единого мнения нет — теории забывания разные, основанные на различных причинах):

  1. Отсутствие подкрепления информации. В психологии процесс носит названия угасания навыка.
  2. Вытеснение (такого мнения придерживаются некоторые направления психотерапии, например, психоанализ — согласно психоаналитической теории, это результат работы защитных механизмов человека, которые стремятся оградить его личность от отрицательных воспоминаний, представляющих угрозу для психического состояния).
  3. Согласно когнитивному подходу, причины забывания и процесс механизма зависят от вида памяти. Те, кто поддерживают эту теорию, выделяют три вида:
    • очень непродолжительная (сенсорно-информационная, материал забывается почти тут же впоследствии быстрых процессов нервного распада);
    • кратковременная (ограниченная, объем запоминаемого зависит от повторения последнего);
    • долговременная (ничем не ограничена).

Прочитанный материал начинает забываться уже практически сразу после чтения. Кривая забывания, которую выстроил Эббингауз в ходе многочисленных экспериментов, свидетельствует, что процесс идет неравномерно.

Механически заученная информация забывается в течение первого дня (человек теряет 50 процентов материала), потом процесс этот замедляется. Спустя неделю он практически прекращается.

К концу месяца у человека в памяти, согласно теории забывания, остается только пятая часть полученного месяц назад материала.

Осмысленность и повторение против забывания

Законы забывания, согласно экспериментам Эббингауза, свидетельствуют об обратных действиях, которые помогают запоминанию материала.

Выше мы говорили, что информация без подкрепления (бессмыслица, негодная, пустая, сведения, которые ни разу не понадобилась) забудется быстрее, чем та, что несла смысловую или эмоциональную нагрузку для человека.

Также большие объемы материала не способствуют быстрому сохранению в памяти.

Получаемые данные и процессы забывания и запоминания похожи на принятие пищи. Тщательно разжеванная еда, принимаемая небольшими порциями (осмысленно и не спеша), встроится в ткани организма эффективнее, чем наспех проглоченных кусок, который еще и имеет привычку застревать поперек горла.

Человек, «поглощающий» информацию осмысленную, забывает иначе — медленнее. Если заученный материал периодически повторять, он усвоится еще лучше, а забывание практически прекратится.

Интересный феномен — закон реминисценции. Это явление, ещё малоизученное в психологии — самопроизвольное внезапное восстановление забытых фактов, событий в памяти индивида. Как и по каким причинам оно происходит ещё неясно.

Сазонов Михаил (3 , 4,67 из 5)

Источник: https://pamyatplus.ru/harakteristika/zabyvanie.html

Ухудшение памяти: причины

Факторы, влияющие на забывание

Если мы узнаем, почему забываем, то получим представление о слабых местах человеческой памяти. Знание о том, как функционирует наша память, называется метапамятью. Это очень важно понимать всем, кто желает улучшить производительность памяти и предотвратить ее ухудшение.

Прежде всего необходимо сказать, что забывать — не всегда плохо. Забывание столь же важно, как и запоминание. Было бы очень сложно запоминать всю получаемую ежедневно информацию, а затем разыскивать ее в хранилище нашего мозга.

Поэтому специальные механизмы в мозге (например, протеинфосфатаза) предназначены именно для забывания.

Важно также отметить, что забывчивость и сбои памяти случаются у людей разных возрастов, как, впрочем, и запомнить новое тоже можно в любом возрасте.

И наконец, нужно опровергнуть мнение о том, что якобы забывание вызвано чрезмерным количеством информации, хранимой в памяти. Это абсолютно не так. Иногда память не срабатывает под воздействием некоторых факторов, перечисленных ниже, а также из-за того, что ею редко пользуются.

Факторы, негативно влияющие на память

То, что, по нашему мнению, вызывает нарушения памяти, как правило, приводит к обычному забыванию и ни в коем случае не провоцирует амнезию. Эта болезнь часто бывает последствием травмы или другого заболевания.

Внутренние факторы

Неправильное запоминание. Полученная от органов чувств информация часто исчезает или видоизменяется, если с ней не работать (не повторять ее).

Время. Забывание бывает вызвано тем, что с момента запоминания информации прошло много времени. Новые знания оставляют что-то вроде следа в нашем мозге. Но если ими не пользоваться, со временем этот след стирается и исчезает.

Помехи. На информацию, хранящуюся в кратковременной памяти, влияют новые посту-пающие данные. Они могут помешать усвоению предшествующей информации.

Вытеснение. Печальные, беспокоящие, травматические воспоминания забываются помимо нашей воли.

Искажение. Воспоминания трансформируются в соответствии с нашими ценностями или позицией по отношению к чему-либо, поэтому иногда мы запоминаем информацию в искаженном виде.

Ошибки хранения. Если информация не сохраняется полностью или сохраняется неправильно, ее бывает сложно воспроизвести.

Ошибки воспроизведения. Иногда мозгу бывает трудно найти место, где хранится воспоминание, несмотря на то что оно не исчезло и не было искажено в результате внешнего воздействия.

Внешние факторы

Биологические факторы обусловлены генетикой, и на них практически невозможно влиять. Снижение уровня эстрогенов и тестостерона тоже вызывает ухудшение памяти.

Психологические и эмоциональные факторы, такие как одиночество, потеря любимого человека, беспокойство, тревога, тоска, депрессия, стресс, травматическое событие, посттравматическое расстройство, оказывают влияние на память. Недостаток мотивации или невысокая требовательность к себе тоже могут привести к снижению памяти.

Физическое состояние и здоровье.

Усталость, боль, возбуждение, стресс, бессонница и апноэ, хронические заболевания (например, повышенное давление, диабет, заболевания сосудов, повышенное содержание холестерина в крови, дисфункция щитовидной железы), нерациональное питание, гиподинамия и недостаточное упражнение ума ухудшают память. Алкоголь, никотин и другие токсичные вещества уменьшают поступление кислорода в мозг. Прием некоторых фармацевтических препаратов, таких как бензоди-азепины, антихолинергические средства, негативно воздействуют на процессы памяти.

Окружающая обстановка. Шум, запахи, свет, присутствие людей и многое другое влияют на качество запоминания.

Сенсорная недостаточность. Полная или частичная потеря зрения либо слуха тоже оказы-вает влияние на качество запоминания.

Познавательные способности. Недостаточная концентрация внимания, сложности с пониманием информации ухудшают качество запоминания.

Профессиональная жизнь. Смена должности, стресс, усталость, плохие взаимоотношения на работе влияют на процессы памяти.

Окружающая среда. Контакт с ядовитыми веществами вредит памяти. Такое может произойти на работе на неэкологичных предприятиях, при употреблении мяса животных, откормленных пищей с вредными химическими веществами, в автомобилях, при питье и контакте с проходящей по свинцовым трубам водой. Ртуть, алюминий, пестициды и вещества-растворители тоже могут вызвать нарушения памяти.

Образ жизни.

  • Курение: табачный дым уменьшает количество кислорода, поступающего в мозг.
  •  Различные виды зависимости: алкоголь и другие токсические вещества.
  • Бессонница и апноэ.
  • Плохое питание.
  • Гиподинамия.
  • Прием некоторых фармпрепаратов.

Из книги Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Источник: https://reabilitaciya.org/zdorovye/880-uxudshenie-pamyati-prichiny.html

Процесс забывания в психологии

Факторы, влияющие на забывание

Мозг человека – величайшая загадка природы, каждую секунду в нем происходят миллионы разных процессов. Одна из удивительных способностей этого органа — запоминание, воспроизведение, узнавание, припоминание, забывание и сохранение различной информации. Все эти функции взаимосвязаны и составляют систему памяти человека.

Забывание – процесс, противоположный сохранению, основная его задача состоит в удалении невостребованной информации из памяти с целью сохранения гибкости нервной системы.

Если бы все полученные человеком знания сохранялись, то мозг не смог бы правильно функционировать. Часто забывчивость отождествляют с забыванием, однако это разные процессы.

Излишняя забывчивость может являться симптомом различных нарушений деятельности мозга или переутомления.

Теоретическое обоснование процесса

На сегодняшний день наиболее известным является разработанный еще в позапрошлом веке закон забывания Эббингауза. Проведя многочисленные эксперименты, ученый выявил закономерности забывания и построил кривую, описывающую изменение состояния памяти в зависимости от времени.

В общем виде закон забывания гласит, что мозг начинает терять новую информацию сразу же после заучивания. Далее процесс замедляется, и по истечении месяца сохраняется около 20% от первоначального объема полученных знаний.

Исследование касалось механической, то есть не несущей смысловой нагрузки информации. Так, Эббингауз использовал для экспериментов специальный набор слогов, состоящий из чередования гласных и согласных звуков.

Ученый заставлял подопытных запоминать слоги и повторять их через определенное время.

Исследования показали, что функция забывания изменяла свой вид, если подопытный получал знания со смысловой нагрузкой или целенаправленно повторял пройденный материал.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Деменция — это

Мотивированное забывание – вторая теория, объясняющая механизм утери мозгом воспоминаний. Согласно ей, главенствующая роль в процессах памяти принадлежит цели и мотивации человека. Зигмунд Фрейд, проведя исследования, выделил два момента:

1. Забывание впечатлений, переживаний – может выражаться, например, в случайной потере вещей, невозможности припомнить конкретные моменты жизни или людей, которых вы раньше знали. Основная мотивация мозга в этом случае – избавиться от отрицательной информации.

2. Забывание намерений – человек испытывает переживания от того, что он упустил что-либо. Например, ему предложили очень выгодное сотрудничество, но в силу обстоятельств он не смог достигнуть желаемого.

Фрейд предположил, что эти две группы причин объединяет мотив «неохоты» хранить воспоминания. Конфликтная информация как бы вытесняется в область бессознательного, чтобы не противоречить механизмам внутренней цензуры. Это своеобразный защитный механизм, как объясняет психология, в психологии сознания главная задача – не допустить конфликта с «Я» и «Сверх Я».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Существуют когнитивные теории, разделяющие память на подструктуры. В каждой из них может храниться определенный объем информации в течение разного времени. Способы кодировки также сильно отличаются. Теория утверждает, что медленнее будет забываться информация, полученная в начале и конце обучения, быстрее – в середине.

Почему мозг «стирает» информацию

Ученые тщательно исследовали механизм памяти и пришли к выводу, что причины забывания можно разделить на несколько групп. Группа естественных причин связана с биологической функцией мозга. Суть заключается в том, что человек теряет плохо заученную информацию или не может вспомнить мимолетные размышления. Обычно стиранию таких воспоминаний способствует крепкий и здоровый сон.

Рекомендуем: Что значит: гипнопедия?

Неестественный или психологический характер забывания – это вторая группа, его причины связаны с различного рода травмами.

Мозгу свойственно терять воспоминания о негативных моментах жизни, это может касаться как неприятных мыслей, так и реальных событий, происходивших с человеком.

Благодаря быстрому забыванию мозг спасает себя от «перегруза» и «отключения». Называют и прочие причины, по поводу которых ученые не достигли единства мнений:

  • Отсутствует постоянное повторение информации.
  • Вытеснение как защитная функция памяти (например, амнезия).
  • Вид памяти, задействованный при запоминании информации (очень непродолжительная, кратковременная и долговременная).

Процессы, происходящие в человеческой памяти, очень похожи на пищеварение. Чем качественнее пища и чем тщательнее она пережевана, тем лучше работает пищеварительный тракт. Рассмотрим подробнее, каковы же основные формы забывания? Первая форма забывания выражается в том, что человек не может вспомнить или узнать, вторая – в том, что он неверно это делает.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Между первой и второй формой много промежуточных этапов. Например, при амнезиях человек может вспомнить длинное и сложное стихотворение и не может припомнить имен близких родственников или даже своего.

Характер формы забывания бывает разным: мозг может «скелетизировать» нужные данные в схему и отбросить все прочее, смешать новую и старую информацию, привести новые данные к устаревшим выводам.

Все перечисленные явления абсолютно нормальны для человеческой памяти.

Рекомендуем: Все про гипомнезию — нарушение памяти

https://www.youtube.com/watch?v=pgDzfaWrnp0

Ученые выявили основные факторы забывания. Первый и самый важный из них – время. Чем дольше механически заучивался материал, тем быстрее он забудется.

Второй фактор – частота использования изученного материала: чем она выше, тем дольше и точнее человек способен воспроизводить данные.

Однако факторы, влияющие на забывание, действуют не одинаково на разные виды памяти – это одна из причин излечения от амнезии.

Как бороться с плохой памятью

Борьба с забыванием занимает умы многих ученых, ведь такую, казалось бы, незначительную проблему не решить с помощью записной книжки. Изучение механизмов воспоминания доказало, что проблема может быть решена за счет систематического развития памяти. Важное условие преодоления забывания – отсутствие психологических проблем, иначе все усилия будут потрачены впустую.

Внешние раздражители могут не только значительно ухудшать запоминание информации, но и нарушать образование временных взаимосвязей.

Причина – ретроактивное и проактивное торможение, поэтому при изучении различных видов материала стоит сделать перерыв при переходе от одного к другому.

Старайтесь выстраивать работу так, чтобы не изучать подряд сходные предметы, всегда уделяйте особое внимание середине текста, так как она запоминается гораздо хуже.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Кратковременное забывание – наиболее распространенное нарушение памяти, парадоксально возникающее в результате сильного желания вспомнить забытое. Причина состоит в перенапряжении корковых клеток, следствием которого становится невозможность запомнить информацию, если человек сильно утомлен.

После своевременного отдыха, как правило, память восстанавливается в прежнем объеме. Вот почему не стоит учить по ночам – эти знания будут воспроизводиться лишь отдельными частями или забудутся полностью.

Мнемотехника – один из приемов, способствующий улучшению глубокой памяти. Он основан на создании ярких образов путем ассоциации. Представляя себе предметы, которые нужно запомнить, человек как бы «протыкает» их, соединяя цепочкой. Техника довольно проста и эффективна, ею с легкостью может овладеть любой желающий.

Также может способствовать улучшению памяти учет особенностей процесса накопления и воспроизведения информации. Каждый человек имеет свои особенности, в том числе и уровень развития памяти. Поэтому если вы хотите улучшить свою память, перед обучением мнемотехникам пройдите психологическое тестирование, это позволит выявить слабые места и правильно выстроить план работы.

Случалось ли вам когда-нибудь забыть выключить утюг или плиту? Это верный признак того, что в повседневной жизни вы не используете свою память. Уделяйте внимание мелочам, постарайтесь запомнить номер машины соседа, количество ступенек на лестничном пролете, заметьте, сколько бабушек сидит на лавочке. Чем чаще вы будете обращать внимание на детали, тем меньше будете забывать.

Рекомендуем: Что такое гипермнезия?

Каждый студент сталкивался с тем, что если не прочитать перед экзаменом материал, то вспомнить его практически невозможно. Это один из секретов нашей памяти: не повторил, не пригодилось в повседневной жизни – значит, можно забыть. Поэтому основной принцип решения проблемы забывания заключается в выстраивании цепочки: выучил – повторил — повторил. Екатерина Волкова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/zabyvanie.html

Что такое забывание в психологии? Понятие, причины, предупреждение

Факторы, влияющие на забывание

Что такое забывание в психологии? Оно является одним из основных процессов памяти. К ним также относится запоминание и воспроизведение, сохранение и узнавание. Они неразрывно связаны между собой, что означает, что ни один из них нельзя воспринимать отдельно от другого.

Но темой данной статьи является непосредственно забывание. Будут рассмотрены его причины, особенности и протекание самого процесса, факторы, на него влияющие, виды, рекомендации по борьбе с этим явлением.

Что такое забывание?

В психологии принято давать следующее определение забыванию. Это потеря возможности воспроизведения и узнавания ранее запомненного.

Одна эта дефиниция уже дает понять, что забывание зависит как минимум от трех процессов, указанных выше. Наиболее тесно его связывают с запоминанием. Это легко объясняется: одно невозможно без другого.

Пока информация не запомнена, ее нельзя забыть. Это очень важный момент для идентификации процесса.

Классификация

Существует две равнозначных классификации забывания, каждая составлена по своему признаку.

По первой выделяют явление частичное (это означает, что такое забывание в психологии трактуется неполным или ошибочным воспроизведением ранее запомненного) и полное (абсолютную потерю информации). Считается, что забывается то, что мозг (сознание) фильтрует как незначительное, неважное.

Вторая классификация определяет временное (объясняется торможением нервных связей) и длительное (их угасание) проявление рассматриваемого процесса.

Почему оно возникает?

В общем случае причины забывания делят на две отдельные группы. Первая рассматривает данный процесс как естественный.

Это, к примеру, плохо запомненная информация или забытые вечерние мысли, которые человек обдумывал непосредственно перед тем как лечь в постель.

Также нам свойственно забывать плохие воспоминания: сон отлично стирает их из памяти. Отсюда и пошла поговорка: “Утро вечера мудренее”.

Вторая группа менее масштабна. По существу, это все случаи неприродного забывания: например, следствия психологических проблем. Но и эта причина основана на принципе того, что человек чаще говорит “я забыл” по поводу неприятностей, а не радостных событий.

Процесс забывания

Процесс забывания имеет неравномерный характер. “Не помню” – это утверждение того, что информация не может быть воспроизведена. Но психологам свойственно рассматривать не уже совершенный процесс, а то, каким образом он происходил.

Тенденция забывания такова, что сначала оно идет быстрыми темпами, а затем все медленнее. На примере запоминания чего-либо: в первые 5 дней заучивания данные будут стираться скорее, чем по истечении этого срока. Конечно, стоит учитывать и то, что память у всех разная, и потому такие строгие рамки определяют еще не все.

Особенности забывания

Интересной особенностью забывания является улучшенное отсроченное воспроизведение: то есть наиболее точно заучивание проявляет себя спустя пару-тройку дней. Это явление в психологии называют реминисценцией.

Забывание как основная проблема памяти человека

Механизмы памяти часто связывают с запоминанием. Но некоторые ученые утверждают, что для того, чтобы она была изучена в полной мере, стоит сосредоточиться именно на забывании, а не запоминании.

Механизмы забывания

На вопрос о механизмах забывания существует сразу несколько ответов.

Первый из них не является даже по сути забыванием: человек утверждает: “Я забыл” не потому, что информация стерлась из его сознания, а потому, что она и не была туда помещена.

В тот момент, когда данные передавались, они не были услышаны, приняты во внимание, а вследствие и запомнены.

Пример: ученик на уроке, который совершенно искренне не помнит о том, что задали в прошлый раз, тогда, когда это говорилось, отвлекался на что-то другое: например, на товарища по парте.

Второй ответ ставит ударение на мимолетных событиях. Это полученная информация, но она в итоге так и не была передана ни в кратко-, ни в долговременную память. Скорей всего, мозг счел ее не столь значительной, и в большей степени так и есть.

Классификация причин забывания

Чуть ранее в этой статье уже были рассмотрены две большие группы причин забывания. Но специалисты также выделяют и основные из них, конкретизированные.

Вытеснение

Вытеснение – вид забывания, происходящего исключительно на подсознательном уровне. Оно становится инструментом адаптации, когда человек неосознанно блокирует ужасные воспоминания, которые могут травмировать его. По мнению Фрейда, глубоко в подсознании эта информация остается, и ее можно “вытащить” оттуда при помощи гипноза или выявить в сновидениях.

Амнезия, крайняя степень рассматриваемого вида, определяется как психическое расстройство. Она характеризируется полной или частичной потерей личных воспоминаний.

У амнезии есть свои интересные особенности: известно, что хотя человек и не помнит, кто он есть, привычки и умения у него остаются.

Это означает, что жертв амнезии не требуется заново учить писать, читать, одеваться, есть и готовить себе пищу.

Формы амнезии

Истеричная амнезия является самой известной из форм данного психического расстройства. Она не вызывается физиологическими или органическими причинами. Зачастую такая амнезия есть часть посттравматического синдрома.

Кроме того, она временная, а значит, память человека в скором времени полностью восстанавливаются.

Кроме того, при лечении такой амнезии врачи, родные и близкие пострадавшего способствуют ему: назначаются специальные медикаменты, окружающие рассказывают о прошлом, человек привыкает к тому, кто он, постепенно вспоминая это.

Физиологические причины амнезии – это алкоголь и различные психотропные и наркотические вещества, заболевания и травмы, в особенности, повреждения мозга. Такое забывание может быть как временным, так и длительным. Его называют органической амнезией.

Рассеянность и забывчивость в быту – признаки амнезии у людей преклонного возраста. Это детальное воспроизведение прошлого, но крайне пространное ориентирование в настоящем.

Такая форма амнезии, которая чаще всего оказывается постоянной, называется глобальной деменциальной. Психологи соотносят ее с законом Рибо, или законом обратного хода памяти. Также актуально название – закон регрессии.

Он назван так в честь психолога, который его сформулировал еще в девятнадцатом веке. Закон Рибо характерен для пожилых людей или пациентов с определенными болезнями. Забывание (разрушение воспоминаний) начинается с недавних вещей, все более и более поражая прошлое.

Последний этап – забывание привычек, навыков и умений. Этот процесс касается разрушения личности и инстинктивной памяти – самой стойкой ее части.

Если забывание по закону Рибо происходит вследствие болезни, оно поддается лечению, причем в том порядке, в котором наблюдается потеря воспоминаний. Однако если причина – старость, то остается только поддерживать текущее положение вещей (регрессия продвигается в медленном темпе).

Интересно, что, несмотря на то, что СМИ часто освещает случаи амнезии, встречается она далеко не так часто, как можно было бы подумать. В случаях забывания она и вовсе занимает малый процент.

Подавление – вторая основная причина забывания. В отличие от вытеснения, она, в свою очередь, сознательна. Человек может пытаться забыть человека или событие, поступок, о котором он жалеет и действие, за которое ему стыдно, и т. п.

Угасание и искажение

Как угасание, так и искажение встречаются куда чаще, чем подавление или вытеснение.

Невостребованные знания рано или поздно начинают угасать: к примеру, человек знает, что какой-то момент уже сохранен в памяти его телефона, а значит держать это в своей памяти уже не столь важно, достаточно только понимать, где эта информация.

Навыки и умения почти не подвержены угасанию, в отличие от конкретных данных. Кроме того, известно, что чем раньше получены знания, тем лучше они запоминаются.

Пример: выученный в раннем детстве иностранный язык останется в памяти прочнее, чем будь он изучен в подростковом, а то и в зрелом возрасте.

Однако угасание нельзя однозначно считать основной причиной забывания. Ведь часто случается так, что человек без уловок говорит “не помню” о значимых вещах, используемых им не единожды, а в то же время бесполезные мелочи находятся в его сознании постоянно.

Интерференция

Искажение, или интерференция, – это смешивание новых событий (данных, знаний, информации) со старыми воспоминаниями. Это приводит к последующему частичному забыванию. Кроме этого, интерференция также мешает запоминанию.

Нетрудно заметить, как связаны между собой запоминание и забывание. Даже факторы, влияющие на них, порой аналогичны, связаны или взаимно порождают друг друга.

Конкретно в данном рассматриваемом случае важны таких два фактора, как проактивная и ретроактивная интерференция.

Ретроактивная интерференция

Ретроактивная интерференция – это явление, при котором при получении новых знаний блокируется воспроизведение старых. При этом данные должны быть схожи чем-то между собой: например, два иностранных языка.

Человек, знающий английский и приступивший к изучению немецкого столкнется с трудностями воспроизведения английских слов, которые совсем недавно не вызывали у него никаких проблем.

В то же время немецкие аналоги будут вспоминаться гораздо проще.

Еще один пример: подготовка к экзаменам. Ретроактивная интерференция не станет помехой, когда изучаются одновременно физика и химия, а вот одна за другой прочитанные темы по экономике вполне могут блокировать друг друга.

Проактивная интерференция

Проактивная интерференция – явление, противоположное предыдущему. В этом случае старые знания, напротив, мешают усвоению новых. Они смешиваются между собой и искажаются.

Проактивную интерференцию легко рассмотреть на примере заучивания параграфа: начало легко запоминается вследствие эффекта первичности, конец – потому, что знания свежи и их легко достать их памяти, они, так сказать, на поверхности. А вот середина либо исказится, либо вовсе сотрется. На нее-то в большей мере и повлияет проактивная интерференция.

Психологические теории о забывании

Процессы памяти в психологии объясняются ассоциативными связями и мышлением. С этой точки зрения, забывание представлено как распад ассоциаций. Для поддержания целостности связей рекомендуется повторение и использование запомненной информации.

Как уменьшить забывание?

Рекомендации по борьбе с забыванием при попытке заучить информацию следующие:

  • При запоминании необходимо осмысливать информацию (исходя из указанного выше вывода, сделанного Г. Эббингаузом). То есть, если необходимо что-то запомнить, лучше воспользоваться старой доброй мудростью – лучше учить это и понимать, а не зубрить.
  • Повторение информации, причем время между заучиванием и первым повторением должно составлять не менее сорока минут. Количество повторений максимально в первые дни и постепенно уменьшается.

Рекомендации наводят на мысль, что для качественного запоминания и во избежание забывания для усваивания информации необходимо уделять времени больше, чем один день. “Победа любит подготовку”, качественную и длительную.

Забывание: а так ли это плохо?

На вопрос, что такое забывание в психологии, дается очень точный и научный ответ без эмоциональной окраски, только дефиниция. Но если спрашивать о нем у простого обывателя, он придаст ему также и свое отношение, и чаще всего негативное.

Мы считаем, что память, забывание – понятия противоположные. Помнить – хорошо, не помнить – плохо. Конечно, забывание может вызывать трудности и препятствия, но в нем есть и положительные стороны.

Подобно жесткому диску, человеческая память очищается, что дает больше пространства для новой информации. Более того, как было рассмотрено выше, такие явления, как амнезия, могут быть полезны, так как блокируют воспоминания, травмирующие сознание.

В конечном итоге все процессы памяти помогают четко функционировать этому сложному механизму, включая и запоминание, и забывание, и узнавание, и воспроизведение.

Человеческий фактор

Забывание в психологии изучается в связи с остальными процессами памяти, но все-таки в общем смысле. Законы забывания работают с определенной, но не абсолютной точностью.

Важен человеческий фактор: у кого-то память лучше, у кого-то хуже.

Некоторые методики и инструкции приходится “подгонять под себя”, учитывая особенности организма и мышления, вот почему забывание – процесс, свойственный всем, становится индивидуальным для каждого.

Источник: https://FB.ru/article/223292/chto-takoe-zabyivanie-v-psihologii-ponyatie-prichinyi-preduprejdenie

ovdmitjb

Add comment