Irvuz

Факторы творческого мышления

Содержание

Творческое мышление

Факторы творческого мышления

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой мышления: Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Э. Боно и др.

Далее рассмотрим понятие творческого мышления, факторы, которые оказывают влияние на интенсивность творчества, а также навыки и приемы творческого мышления.

Определение

Мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Определение

Творческие способности – это способности, которые направлены на преобразование как внутреннего, так и внешнего мира человека.

Также термин «творчество» рассматривается как процесс познавательной деятельности, которая может вести к оригинальному разрешению той или иной проблемы.

Синонимом творческих способностей часто выступает термин «креативность». Креативность может проявляться во всех личностных сферах человека.

До появления данного термина многие ученые пытались по-другому обозначить данное свойство. Так, например, В. Джеймс называл это «проницательностью». Он считал, что в ее основе лежит ассоциативный процесс.

Ассоциативный процесс в творчестве также рассматривали:

  1. Г. Э. Мюллер (решение как результат возникает в сознании человека на основе ассоциации в процессе активизации определенных элементов мозга);
  2. Б. М. Бехтерев, И. П. Павлов и др.

Факторы интенсивности творчества

  1. Проблема. Проблема представляет собой цель, к которой необходимо прийти в процессе применения творчества. Именно проблема активизирует креативность. На этом построено проблемное обучение.
  2. Опыт.

    Творчество человека берет свое начало в реальной жизни, видоизменяя те предметы или события, которые индивиду довелось пережить.

  3. Время. Время представляет собой пространство, в котором индивид может набраться опыта.
  4. Эмоциональное переживание.

    Разнообразие и глубина переживаемых эмоций стимулирует творчество человека.

  5. Культура. Результат творчества человека, несомненно, детерминируется окружающей действительностью.

Навыки и приемы творческого мышления

Развитие творческого мышления может происходить по следующему алгоритму.

  1. Цель творческого процесса. Основной цель творчества является создание чего-либо качественно нового.
  2. Степень разработанности. Творчество возможно в самых различных сферах. Важно определиться со сферой, а далее изучить то, что уже было получено в контексте данной области. Это также может стимулировать творческое мышление.
  3. Навыки творческого мышления. Существует множество методик по развитию навыков творческого мышления:
  • определение задачи разными путями (переформулировка задачи может существенно облегчить творческий поиск и процесс);
  • мозговой штурм (этапы: постановка проблемы, генерация идей (здесь нет ограничений), отбор и оценка полученных идей);
  • работа с людьми, специализирующимися в различных областях, для того, чтобы увеличить вероятность бисоциативного мышления;
  • рассмотрение всех изменений физического состояния в контрольном списке творческих идей;
  • организация окружающей внешней среды для повышения творческой мотивации;
  • риск (поощрение риска и нетривиальности мышления);
  • поиск возможных решений с помощью вопросов;
  • комбинирование свойств знакомых предметов;
  • оценка решений задачи и других ее аспектов с помощью категорий «плюс-минус-интересно»;
  • составление предложений о задаче с использованием слов-связок;
  • сбор дополнительной информации;
  • использование аналогий;
  • визуализация задачи.
  • Пересмотр поставленной цели. Если цель не достигнута, необходимо вернуться к пункту 1.
  • Методы стимулирования творческого мышления

    1. Минимизация отрицательного влияния всякого рода запретов с помощью:
    • расширение круга интересов личности,
    • самоидентификация с другой личностью (определенная проблема с точки зрения другого индивида),
    • переключение внимания,
    • смена деятельности.
  • Развитие положительной самооценки, которая важна для продуктивности творческого мышления.
  • Стимулирование эмоциональной сферы. Стабильность эмоций редко может продуцировать творческое мышление. Лабильность эмоциональной сферы, напротив, положительно влияет на творчество.

    Поэтому наиболее часто у творческих людей слабая нервная система, которая помогает им быть чувствительными ко всем внешним раздражителям, тем самым продуцируя что-то новое.

    Если рассматривать методы в рамках данного пункта, то можно предложить следующий список:

    • резкая смена обстановки,
    • смена окружения,
    • смена сферы деятельности.

    Также одним из эффективных методов является метод списка.

    В нем должны содержаться различные качества, вопросы и пути решения по заданной проблеме. Это так называемые «контрольные» списки творческих людей. Они заставляют изменять готовый ответ для увеличения гибкости мыслительных процессов.

    Дулитл (Doolittle, 1995) обнаружил, что при творческом решении задач гораздо важнее использование нескольких разных типов решения, чем многих решений, основанных на одном и том же принципе.

    В одном из исследований, посвященных изучению применения списков для стимулирования творческого мышления, Дэвис и Роветон (Davis & Roweton, 1968) выдали студентам приведенный ниже перечень, озаглавленный как «Помощь при размышлениях об изменении физического состояния»:

    1. Прибавить или отнять что-нибудь
    2. Изменить цвет
    3. Изменить материал
    4. Поменять местами части
    5. Изменить форму
    6. Изменить размер
    7. Изменить внешний вид

    Студентам было дано задание: «Придумайте как можно больше вариантов, как изменить чертежную кнопку». Дэвис и Роветон (Davis & Roweton, 1968) говорят, что группа, которая пользовалась этими списками, «выдала» гораздо больше творческих идей, чем контрольная группа, не получившая списков.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/myshlenie_i_ego_priroda/tvorcheskoe_myshlenie/

    Творческое мышление и методы его активации

    Факторы творческого мышления

    Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

    Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

    Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса.

    Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству.

    Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

    Этапы становления творческого мышления

    Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

    На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

    Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

    Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

    • Анализ проделанной работы

    На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

    Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

    Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

    Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

    • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
    • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
    • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
    • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
    • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
    • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

    Типы и особенности творческого мышления

    В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно — образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

    Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

    Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

    Особенности творческого мышления

    Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

    Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

    Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

    Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

    Связь воображения и творческого мышления в психологии

    Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

    Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

    Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

    • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
    • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
    • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

    Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

    Воображение человека бывает:

    • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
    • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
    • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
    • Репродуктивное. Воображение репродуктивное —это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

    Как активизировать творческое мышление

    В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

    • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
    • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

    Диагностика творческих способностей

    Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

    Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

    Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

    Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

    Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

    Тест Дж. Гилфорда

    Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

    Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

    • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
    • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
    • Уникальность ответов.

    Тесты Э. Торренса

    Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

    Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

    • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
    • Разносторонность ответов.
    • Неповторимость предложенных решений.
    • Конкретизация идей и решений.

    Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

    Тест Е. Туник

    Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

    • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
    • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
    • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
    • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

    Латеральное мышление Эдварда де Боно

    Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

    Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») — представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

    В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления.

    Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей.

    Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

    Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

    Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.

    Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

    Источник: http://yourspeech.ru/training/mentality/tvorcheskoe-myshlenie.html

    Творческое мышление: развитие креативности

    Факторы творческого мышления

    Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков.

    В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

    Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

    Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

    Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны.

    Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно.

    А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

    Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

    Что такое творческое мышление и креативность?

    Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности – задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

    « Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, смыслов.

    Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

    О.К. Тихомиров
    Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ.

    ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

    Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления –наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

    Важно понимать, что творческое мышление или креативность – это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового.

    Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое.

    Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

    Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

    Тест на творческие способности

    Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

    Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

    • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
    • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
    • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
    • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
    • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .

    Игра загружается…

    Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

    С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

    В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

    Методика обучения

    Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению.

    Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления, теорию решения изобретательских задач, синектику, метод 6 шляп и другие.

    Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

    Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

    Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5, для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

    План обучения

    Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

    Урок 1. Латеральное мышление

    Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера.

    Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
    Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека.

    Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется.

    И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

    Урок 2. Фрейминг и фокусировка

    Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше.

    Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое.

    В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.

    Урок 3. Разрыв шаблона

    Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта.

    Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.

    Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику.

    Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.

    Урок 4. Развитие творческого воображения

    После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона.

    Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв.

    Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

    Урок 5. Развитие креативности

    На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

    Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века.

    Этих характеристик всего четыре.

    Урок 6. Теории творчества и креативности

    Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс.

    С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности.

    В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

    Учебники и книги

    Скачать и прочитать многочисленные учебники по творческому мышлению и креативности можно на соответствующей странице. Подробнее…

    Творческие игры

    Источник: https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/

    Особенности творческого мышления

    Факторы творческого мышления

    Главной отличительной чертой творческого мышления является более полное проникновение в суть изучаемого вопроса, активизация познавательных способностей и творческого потенциала, а также новизна рассуждений и способов решения текущих задач.

    Одним из первых ответ на вопрос, что из себя представляет творческое мышление, дал Дж. Гилфорд. Он выделил четыре доминирующие особенности творческого мышления:

    1.Стремление к интеллектуальной новизне, желание найти своё собственное нетривиальное, необычное решение.

    2.Умение видеть объект «под другим углом», находить новые, необычные способы его использования, увеличение спектра функционального применения возможностей на практике (семантическая гибкость).

    3.Способность воспринимать объект по-новому, обнаруживая его скрытые, неявные стороны (образная адаптивная гибкость).

    4.Умение генерировать различные идеи в ситуации неопределённости, когда ориентиры для реализации идеи отсутствуют (спонтанная семантическая гибкость).

    Особенности развития творческого мышления

    Современный мир предъявляет высокие требования, и для того, чтобы быть востребованным и успешным, необходимо стать незаменимым, творчески применяя знания, умения и навыки и стараясь действовать максимально эффективно. Творческое осмысление мира помогает нам активно познавать его и способствует прогрессу как отдельной личности, так и общества в целом.

    На развитие творческого мышления влияют внутренняя и внешняя мотивации. Чем ниже уровень внутренней мотивации, тем сильнее влияние мотивации внешней.

    Уровень внутренней мотивации зависит от многих факторов, среди которых – самооценка личности, стабильность её эмоционального состояния, усвоенные ценностно-ориентационные принципы. Внешняя мотивация во многом связана с педагогическим воздействием.

    Если обобщить опыт психологов и педагогов, посвятивших себя развитию творческого потенциала, можно выделить некоторые  особенности развития творческого мышления, из которых следует ряд полезных советов:

    —     Не подавляйте интуицию ребёнка, ведь интуиция – первый этап творческого акта.

    Получая порицание за предположение или догадку, которые не может обосновать логически, ученик (ребёнок) замыкается в себе и уже становится не готов перейти ко второму этапу творческого акта – проверке интуиции логикой. Что делать? Поощрить использование интуиции и предложить дальнейший логический анализ выдвинутой гипотезы.

    —     Поддерживайте у ребёнка уверенность в своих силах, повышайте его самооценку. Успеха достигнет только тот, кто верит в свои силы. Разумеется, завышенная самооценка – другая крайность, мешающая совершенствованию профессионального мастерства и негативно отражающаяся на развитии интеллекта.

    —     Используйте положительные эмоции в процессе обучения и развития: они стимулируют и закрепляют желание мыслить творчески. Отрицательные эмоции тоже работают, но с точностью до наоборот: они подавляют творческое мышление.

    —     Развивайте стремление к самостоятельности выбора целей и путей решения возникающих задач. Умение действовать самостоятельно и брать на себя ответственность способствуют творческой активности. Напротив, человек, привыкший перекладывать ответственность, утрачивает способность мыслить и действовать творчески.

    —     Поощряйте высказывание и обоснование мыслей, идущих вразрез с мнением большинства. Это нужно для того, чтобы избежать конформного мышления, которое убивает творческое мышление.

    Что делать? Если ребёнок проявляет слишком высокий уровень конформизма – можно искусственно создать ситуацию, при которой, бездумно согласившись с мнением большинства, он попадает в неловкую ситуацию.

    Правда, данная ситуация не должна унижать или обижать, следовательно, требуется проявление педагогического такта.

    —     Поощряйте фантазирование, развивайте воображение. Не упрекайте фантазёра во лжи, ведь даже в подростковом возрасте дети не всегда вполне разделяют плод воображения и реальную ситуацию.

    —     Учите детей находить и формулировать противоречия. Обратите внимание на то, что прежде всего противоречие – не ошибка, которая нуждается в исправлении, а исходная точка  для новых гипотез и вопросов.

    —     Попробуйте чаще и с удовольствием решать задачи «открытого типа», то есть такие, при решении которых нет единственно правильного ответа, который можно было бы угадать или найти. Пробуйте генерировать гипотезы: такое занятие повышает гибкость мышления, увеличивает его беглость и оригинальность.

    —     Поощряйте в себе и в своих детях желание быть собой, сохранять свою индивидуальность, прислушиваться к себе, отстаивать своё мнение. Уважайте личность и в себе, и в других.

    —     Расширяйте круг интересов, старайтесь заглянуть на проблему со стороны, глазами другого человека, отодвинув сторону свои собственные установки и ориентиры.

    Особенности, препятствующие творческому мышлению

    Исследуя причины, мешающие человеку проявлять творческие способности, исследователи (К. Халл, Р. Томпсон, Г. Линдсей) выделяют не только недостаточно развитые способности, но и иные причины, среди которых приведённые ниже:

    1.Конформизм (склонность не отличаться от остальных, не выделяться поступками и суждениями), доминирующий над творчеством.

    2.Неуверенность в своих силах, боязнь показаться смешным или глупым, не таким, как все. И то, и другое может быть родом из детства, в случае, если первые попытки к самостоятельному мышлению или первый творческий опыт вызывали негативный отклик у взрослых – насмешки или осуждение, навязывание общепринятой, «единственно верной» альтернативы или даже наказание.

    3.Неумение, боязнь проявлять своё мнение открыто, защищать его. Опасение последующей за критикой негативной реакции. Повышенная тревожность, которая проявляется неуверенностью в себе и в своих силах, страхом открыто высказывать свои творческие идеи. Сюда же можно отнести зависимость от условностей, боязнь показаться агрессивным, высказывая критику чужого мнения.

    4.Переоценка значимости собственной творческой идеи – ещё одна особенность, препятствующая творческому мышлению.

    5.Неумение держать в равновесии творческое и критическое мышление. Если первое направлено на открытие новых идей и знаний, то второе – на оценивание, выявление недостатков в суждениях окружающих.

    В то же время, если один из этих способов мышления доминирует, человек либо творит, но не способен критически воспринимать и оценивать свои собственные идеи, либо уделяет основное внимание критике, в ущерб проявлению своих творческих способностей.

    Что же делать? Во-первых, осмысливать свои идеи и относиться к ним критически. А во-вторых – стараться не только критиковать чужую новую и оригинальную идею, но и предлагать  свою альтернативную.

    6.Зацикливание на неудачах. Практика показывает, что в случаях, когда в течение длительного времени человек вынужден решать неподвластные его разуму задачи, то и решение простых сразу после затяжной полосы неудач может быть затруднительно. Что делать? Старайтесь избегать «периода частых неудач».

    Творческого человека отличает удивительное сочетание интеллектуальной зрелости, развитых способностей и глубоких знаний с детской открытостью миру. Одним из неотъемлемых качеств интеллектуальной личности являются развитые память и внимание, мышление и восприятие.

    Так, внимание позволяет нам усваивать всё интересное, новое и неожиданное, оно лежит в основе познания мира. Это из него впоследствии вырастают и любознательность, и творческий эксперимент. Развитие памяти не менее важно: её готовность (способность выдать нужную информацию в нужный момент) определяет возможность или невозможность решить проблему.

    Развивать когнитивные способности регулярно и с удовольствием можно с помощью тренажёров для мозга онлайн .

    Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

    Sebastiaan ter Burg

    Источник: https://b-trainika.com/blog/osobennosti-tvorcheskogo-myshleniya/

    ovdmitjb

    Add comment