Irvuz

Факторы психического развития

37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека. Факторы влияющие на психическое развитие личности

Факторы психического развития

РазвитиеФакторы влияющие на психическое развитие личности

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность.

Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

СРЕДА

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В.

Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?»» {Штерн В., 1915, с. 20).

Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной.

При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом.

Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

АКТИВНОСТЬ

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя.

Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой.

Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем… она является самой главной и определяющей…»

На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно.

Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию… пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455).

Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности.

Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

agespsyh.ru

37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека

37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека

Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность.

Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само психическое развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многогранны и многообразны факторы, влияющие на это развитие.

Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека. Необходим определенный уровень биологической организации, человеческие мозг, нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека.

Природные особенности человека становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека.

Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность.

Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.

Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.

Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе они не определяют никаких психических свойств. Ни один ребенок не является природно «расположенным» к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.

Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень и высоту достижений человека в какой-либо области.

Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности.

Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных условиях, развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.

Были названы факторы и условия психического развития личности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Факторы развития ребенка, влияющие на его личность

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов.

Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств.

Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития.

В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу.

В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр.

Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития.

Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни.

Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность.

Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику.

Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей.

Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления.

Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Источник: https://madamvong.ru/razvitie/faktory-vliyayucshie-na-psihicheskoe-razvitie-lichnosti.html

Условия гармоничного развития психики ребенка

Факторы психического развития

В этой статье:

  • Важность психического развития
  • Основные факторы

Ребенок растет и развивается в обществе. Его личность, отношение к жизни зависит от многих факторов. Определено несколько факторов психического развития ребенка: природный, биосоциальный, биологический. Важно учитывать все три, ведь упущение даже в одном аспекте может привести к печальным последствиям для психики.

Формирование нормальной психической деятельности начинается в раннем детстве, практически с рождения малыша. Родителям необходимо сконцентрировать свое внимание на этом, учитывая влияние всех трех основных факторов. Это станет залогом дальнейшей нормальной жизни человека. Психика будет формироваться на протяжении всей жизни, но именно детские годы тут определяющие.

Важность психического развития

Многие ошибочно полагают, что психика — это некое абстрактное, не самое важное понятие. Но здоровый человек здоров с физической и ментальной точек зрения. Теряется одна составляющая — о нормальной жизни говорить уже не приходится. Психические особенности человека влияют на ход всей его жизни:

  • учебу;
  • общение;
  • возможность трудоустройства;
  • создание семьи;
  • удовлетворение от собственной жизни;
  • наличие возможностей для развития.

Поэтому так важно с детства следить за правильным формированием психических механизмов. Чаще всего при нормальном уровне жизни, достаточном общении, хорошей наследственности этот процесс происходит сам собой. Взрослым остается лишь вносить небольшие коррективы.

Основные факторы

Данные факторы являются необходимыми. Обратите внимание: во всех случаях внешняя среда оказывает воздействие на психику. Чаще всего родители безосновательно обвиняют ребенка, приписывая ему лень, нежелание учиться, плохие коммуникативные качества.

Но в процессе работы психолога с ребенком и родителями выясняется, что именно из семьи пошли проблемы. Как результат, возможно некое отставание психического развития, мешающее учиться.

Или проблемы коммуникативного характера: ребенок не умеет общаться, боится разговаривать со сверстниками, в 12-13 лет еще не имеет друзей или даже приятелей.

Гораздо страшнее, если внешняя среда привела к формированию психических отклонений или заболеваний у ребенка. Детская психика довольно слабая и еще не имеет нормальных механизмов защиты. Внешняя среда, социальные и генетические факторы могут изменить всю жизнь ребенка, если их воздействие будет неконтролируемым.

Обстоятельства развития

Малыш находится в кругу своей семьи. Как вы относить друг к другу, что говорите, как действуете в тех или иных ситуациях — от этого зависит формирование его личности.

Если с ранних лет он видел злобу, агрессию, ненависть в семье, то примет их как единственные верные. Для нормального формирования психики дома должна быть комфортная, безопасная атмосфера.

 Доверие между членами семьи, любовь, сострадание. Где еще, если не дома, ребенок может научиться этому?

Биологические факторы

Наследственность и среда, в которой находится малыш, являются одними из важнейших факторов формирования здоровой психики. В плане наследственности, к сожалению, мало что можно предпринять.

Это фактор, с которым трудно или почти невозможно бороться. Многие психические заболевания или особенности характера передаются генетически.

Если родители осознают опасность, то им необходимо сразу же обратиться к специалисту за консультацией.

Еще один важный аспект здесь — питание. Скудный рацион ведет к тому, что малыш плохо развивается. Недостаток витаминов влияет на функции мозга, затягивая их правильное формирование.

Так же стоит отметить фактор природной среды. Каждый человек нуждается в тепле, сбалансированной пище.

Если этого нет, потому что семья живет в труднодоступном районе, на севере, или вынуждена часто переезжать, это оставит отпечаток на психической деятельности ребенка.

Социальные факторы

Человек привык находиться в обществе. Это заложено на генетическом уровне. Общество, окружение, родители, друзья, частота социальных контактов — вот факторы, влияющие на правильное развитие психики. Их влияние очень сильное. Это похоже на историю про Маугли, который жил среди волков и перенял их привычки, стал охотиться вместе с ними, понимать их жизнь.

То же самое происходит с ребенком. Нельзя ограничивать детей в общении: друзья, детский сад, школа — все это дает позитивный опыт. Дети развиваются, перенимают от других новые слова, игры, понятия о морали. С другой стороны, от опасного влияния детей стоит ограждать.

Внешняя социальная среда влияет на формирование у ребенка понятия о «правильном» и «неправильном», нормах поведения, общения, жизни в обществе. Научиться этому по книжкам или фильмам невозможно. Живое общение было и остается необходимым. Не только для малыша, но и для человека любого возраста. Иначе теряется связь с реальностью, разрушаются моральные установки.

Таким образом, основные факторы психического развития: биологический (наследственность, состояние здоровья) и социальный (семья, среда, воспитание) – действуют вместе и одинаково важны для становления личности ребенка и оказывают огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Источник: https://rebenkoved.ru/vospitanie/nravstvennoe/usloviya-garmonichnogo-razvitiya-psihiki-rebenka.html

ovdmitjb

Add comment