Irvuz

Этапы формирования умственных действий и понятий.

Теория умственных действий Гальперина

Этапы формирования умственных действий и понятий.

За последние столетия в психологии появилось много теорий о том, как формируются умственные действия человека, мотивация и его навыки.

Но сложность их объяснения заключается в том, что практически невозможно наблюдать все эти процессы научно, можно лишь видеть, что они существуют и развиваются при определенных условиях.

Это как с интуицией и подсознанием: они реально существуют, но на данный момент наука неспособна определить, какие отделы мозга за них отвечают и как функционируют.

История

В 1952 году советский психолог Петр Яковлевич Гальперин создал теорию, представив ее как гипотезу формирования умственных действий. Он не скрывал, что она недоступна для прямого внешнего наблюдения, однако объективно существует. Теория раскрывает условия, закономерности и механизмы формирования элементов психической деятельности.

Гальперин одним из первых предположил, что мышление ребенка развивается при помощи непосредственной манипуляции с предметами.

Он считал, что любое внешнее действие постепенно превращается во внутреннее, перемещаясь по ряду последовательных этапов.

По его мнению высшие интеллектуальные действия не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же действия. Те, в свою очередь, также опираются на предшествующие.

Система Гальперина включает четыре системы:

  1. Условия формирования адекватной мотивации.
  2. Условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств.
  3. Условия формирования полноценной ориентировочной основы действия.
  4. Условия, обеспечивающие перенос действия в умственный план.

Этапы формирования умственных действий

Гальперин выделял шесть этапов формирования умственного действия.

  1. Мотивация (формирование мотивационной основы действия). Психолог считал, что без самомотивации невозможно никакое умственное развитие. Мотивация в его представлении — это создание личностного отношения к усвоению действий.
  2. Формирование ориентировочной базы основы будущего действия. Другими словами — предварительное ознакомление с действиями и условием их выполнения.
  3. Этап материальных или материализованных действий. Действия либо с реальными предметами, либо с предметами-заместителями.
  4. Отработка действия во внешнем мире как внешнеречевого. Крайне важный этап: на нем действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. Мы проговариваем вслух то, что делаем. Возникает процесс интериоризации — формирования внутренних структур человеческой психики посредством приобретения жизненного опыта, усвоения внешней социальной деятельности, становления психических функций. Каждое сложное действие должно быть реализовано извне прежде чем стать достоянием разума. Именно при помощи интериоризации мы думаем, приобретаем способность оперировать образами предметов, которых в данный момент перед нами нет.
  5. Проговаривание про себя внутренней речи. Происходит перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Речь внешняя превращается в речь внутреннюю.
  6. Этап умственных действий. Это перенесение действия в собственно внутренний, умственный план индивидуального сознания. При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно автоматизируется, сокращается и уходит из сферы сознания в подсознание.

Когда мы обучаемся, то каждый раз проходим через все эти этапы. Даже если вы профессионал, этих этапов не избежать. Однако вы получаете одно существенное преимущество: эти этапы происходят в вашей психике гораздо быстрее, чем когда были новичком.

Повторение — мать учения. Любой профессионал доводит свои действия до автоматизма, то же самое происходит и в его психике. Ей также свойственна автоматизация.

Система свойств человеческого действия

Гальперин исследовал свою теорию несколько лет и в итоге возникла объективная необходимость дальнейшей оценки качества сформированного действия. Одного изучения феномена интериоризации было мало. Поэтому он создал систему свойств человеческих действий.

По Гальперину все свойства действия делятся на две группы:

Первичные параметры действия

Они характеризуют любое человеческое действие:

  1. Полнота свойств звеньев.
  2. Уровень умения отличить существенные отношения от несущественных.
  3. Уровень осуществления.
  4. Энергетические свойства (силовые и временные характеристики).

Вторичные параметры действия

Они представляют собой результат интеграции первичных свойств:

  1. Осознанность: разумность и вербализованность действия.
  2. Разумность: ориентация на полный состав действия, умение отличить существенные признаки от несущественных.
  3. Критичность: разумность действия, его осознанность и ориентировка на критерии качества действия.
  4. Мера освоения: включает в себя уровень владения тремя предыдущими действиями, а также учитывает энергозатратность действия и скорость.

Как мы видим, скорость обучения и гениальность находятся непосредственно в нашей психике. Именно ее развитие отличает развитого человека от неразвитого.

Кто-то способен за неделю сносно выучиться игре на гитаре, другому человеку потребуется полгода. У первого человека развитые умственные действия, но не от рождения, а были заложены в детстве.

Психику и свои когнитивные способности можно развивать, она поддается точно такой же тренировке как и наши мышцы.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%83%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9/

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий | База знаний

Этапы формирования умственных действий и понятий.

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (теория\концепция поэтапного формирования умственных действий) — одна из наиболее известных теорий в советской и российской педагогической психологии, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным.

Теория раскрывает механизмы, закономерности и условия формирования элементов психической деятельности. Данная теория предусматривает раскрытие внутренней структуры действия, которая недоступна для прямого внешнего наблюдения, но объективно существует. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий включена в психологическую систему П. Я.

 Гальперина (так же известную как общепсихологическая концепция). 2 – 4 октября 2012 г. состоялась международная научная конференция «Новая жизнь классической теории: к 110 – летию со дня рождения П. Я. Гальперина», на которой обсуждался вклад П. Я.

Гальперина в психологическую науку, состояние его теории в наши дни, а также актуальные и теоретические проблемы практического использования научной концепции П. Я. Гальперина.

История создания теории

Годом создания теории принято считать 1952 год, когда П. Я. Гальперин заявил о своей теории, представив её как «гипотезу формирования умственных действий» Основу теории составило представление о существовании генетической зависимости между психическими операциями и внешними практическими действиями.

Данное положение предполагает, что мышление ребенка развивается через связь с предметной деятельностью (непосредственными манипуляциями с предметами). П. Я. Гальперин считал, что внешнее действие, постепенно превращается во внутренне действие, проходя при этом ряд последовательных этапов, каждый из которых составляет основу для последующего этапа.

Система планомерно-поэтапного формирования умственных действий включает четыре подсистемы:

  1. условия формирования адекватной мотивации
  2. условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств
  3. условия формирования полноценной ориентировочной основы действия
  4. условия, обеспечивающие перенос действия в умственный план

Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий

Так как в процессе своего формирования умственно действие значительно преобразуется, невозможно исследовать результат этого формирования — раскрытие психологических механизмов возможно только в процессе его осуществления. Это стало основной для формулировки П. Я.

 Гальпериным идеи формирующего эксперимента на основе метода поэтапного формирования — не искать то, что уже сформировано, а формировать это в контролируемых условиях. Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий представляет собой концепцию получения действия с определенными, заранее заданными свойствами.

Данный метод позволяет раскрыть связи между содержанием деятельности, условиями его усвоения и характеристиками получаемого действия. Позднее П. Я.

 Гальперин написал, что метод поэтапного формирования «впервые обнаруживает „синюю птицу“ психологии — собственно психологические механизмы» Данный метод открывает широкие возможности для практического применения данной теории в целях обучения.

Теоретическое значение

  1. П.Я.Гальперин предложил единицу анализа психической жизни человека — целенаправленное осмысленное развивающееся человеческое действие.
  2. Созданный П.Я.

    Гальпериным метод планомерно-поэтапного формирование умственного действия с заранее заданными свойствами стал орудием развития душевной жизни.

  3. Создал новый подход к методу исследования – формирующий эксперимент.

  4. Создал систему контроля качества выполнения действия.

Практическое значение

  1. Использование метода планомерно-поэтапного формирования значительно сокращает время формирования навыков при повышении их качества (способствует автоматизации действий на высшем уровне).

  2. Данная теория может быть использована на практике на всех уровнях образования.
  3. На основании положений данной теории учениками и последователями П.Я.

    Гальперина было осуществлено множество прикладных проектов по совершенствованию содержания и процесса обучения. 

Источник: https://psyweb.global/database/knowledge/article-179-teoriya-planomerno-poetapnogo-formirovaniya-umstvennyh-deystviy-i-ponyatiy

ovdmitjb

Add comment