Irvuz

Эмоциональные расстройства у детей

Содержание

Лечение расстройства эмоций и поведения

Эмоциональные расстройства у детей

Если у пациента диагностируется расстройство эмоций, зачастую оно сопровождается развитием психических заболеваний: неврозами, на различных стадиях шизофрении. Поскольку изучением данной категории расстройств занимается психиатрия, а также психологи, важно рассмотреть все возможные аспекты заболевания.

Расстройство эмоций и поведения (психиатрия)

Расстройство эмоций и поведения может выступать в качестве самостоятельного, первичного заболевания, так и стать побочной симптоматикой в результате появившегося невроза, депрессии, сильного нервного потрясения.

Расстройство поведения и эмоций у ребенка

У ребенка расстройство проявляется в виде невозможности самостоятельно планировать собственное время, контролировать эмоциональные проявления и реакции, а также выстраивать поведение в соответствии с общепринятыми нормами.

Среди основных симптомов можно выделить следующие аспекты:

  1. Агрессивность
  2. Отказ от послушания взрослых
  3. Чрезмерная жестокость
  4. Непослушание
  5. Драчливость.

Причины, по которым может развиться поведенческое расстройство у ребенка, можно разделить на несколько категорий:

  1. Физиологические. Проявляется в гормональной перестройке, нарушениях в прохождении метаболических процессов. В результате развития ДЦП, эпилепсии, шизофрении, а также повышенная раздражительность.
  2. Психологические. Возникает в результате эмоциональной неустойчивости ребенка. У него может формироваться нереалистичная самооценка, преобладать сниженный эмоциональный фон, постоянная вина себя.
  3. Отношения в семье. Как правило, расстройство возникает в следствие постоянных конфликтов между родителями. Чаще всего они проявляет аморальное поведение, употребляют наркотические вещества или алкоголь, нередко имеют психические расстройства.

Прежде чем приступить к лечению патологии, лечащий специалист старается установить причину расстройства, а также организовать для ребенка тестирование, чтобы узнать, насколько оно прогрессирует.

Смешанное расстройство эмоций и поведения

Характеризуется расстройством эмоций и поведения в равной степени, где человек проявляет чрезмерную агрессивность, страдает устойчивым депрессивным состоянием, повышенной тревожностью.

Расстройство эмоции у детей

Ребенок по сравнению с взрослым человек более остро воспринимает все события, а значит и эмоционально реагирует намного острее. Соответственно, при возникновении расстройства эмоций, симптоматика проявляется намного интенсивнее.

Для того, чтобы в будущем не допустить патологического развития ситуации, рекомендуется использовать игровую терапию. Это поможет избежать недоразвития на психическом и ментальном уровнях. Также игровые симуляторы, повторяющие жизненные условия, поможет ребенку лучше адаптироваться и реально воспринимать окружающие аспекты.

Также нередко используется психодинамическая работа, которая сопровождается психологом. Психоанализ предполагает выявление причин формирования эмоционального расстройства.

Эмоции и эмоциональные расстройства

Физиологическое состояние организма, характеризующееся субъективной окраской, которое выражается в видах переживаниях, начиная от позитивных до резко негативных проявлений.

Касательно эмоциональных расстройств – это целый комплекс проявляющихся симптомов, которые нередко характеризуются в виде раздражительности, агрессии, резкой смене настроения, склонность к девиантному поведению, а также невозможность контролировать собственные поступки.

Смешанное расстройство поведения и эмоций у детей

Смешанное расстройство поведения и эмоций у детей имеет аналогичные признаки, как и у взрослых пациентов. Поведение нередко носит девиантный характер, отклоняющееся от общественных норм. В результате ребенок становится более агрессивным, нередко наблюдаются признаки депрессивного состояния, а также повышенной тревожностью.

Перед тем, как начать лечение, в первую очередь необходимо пройти тестирование у психолога и психотерапевта. Если будет диагностировано первичное невротические или психическое заболевание, на фоне которого развивается смешанное расстройство, чаще всего используется физиотерапия, комплексная работа психотерапевтов и психологов, вспомогательные медикаменты.

Расстройства эмоций воли

Воля относится к поведенческо-регуляционной системе, которая позволяет человеку контролировать свою деятельность, бороться с существующими препятствиями, а также помогает адаптироваться к новым социальным условиям.

Когда возникает расстройство, у пациента формируется повышенная агрессия, раздражительность, невозможность контролировать собственные поступки и поведение. Требуется предварительная диагностика перед лечением и консультация с психотерапевтом.

Симптомы расстройства эмоций

Симптоматика эмоциональных расстройств может быть различна в зависимости от преобладающего вида. Так, например, человек может испытывать чувство эйфории, которое резко сменится депрессивным состоянием, чрезмерным раздражением или апатией. Также нередко человек наносит оскорбления другим людям, поскольку его эмоциональный фон не стабилен.

Виды расстройств эмоций

Принято выделять несколько видов расстройств, которые характеризуются позитивным или негативным фоном.

К первой группе с эмоциональным усилением относят следующие:

  1. Гипертимия – радость, повышенный эмоциональный фон.
  2. Эйфория
  3. Гипотимия – сниженный эмоциональный фон
  4. Тревога
  5. Страх
  6. Фобия.

Группа со снижением эмоциональности:

  1. Тупость – человек практически не проявляет никаких эмоциональных реакций
  2. Апатия.

Важно отметить, что каждое из вышеперечисленных явлений относится к патологическим проявлениям и нуждается в корректировке или лечении.

Источник: https://chastnaya-psihiatricheskaya-klinika.ru/rasstrojstvo-emotsij-lechenie

Эмоциональные расстройства у детей

Эмоциональные расстройства у детей

Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства, как уже видно из их названия, характеризуются такими ненормальными эмоциональными состояниями, как тревога, фобия, депрессия, навязчивость, ипохондрия и пр.

На практике врач обычно определяет состояние больного в соответствии с той формой, которую принимает эмоциональное расстройство, например состояние фобий или депрессии.

Эти состояния обычно называют «неврозами», однако, нам кажется, что при диагностике ребенка лучше отказаться от использования этого термина, так как подобные состояния у детей в очень ограниченных пределах аналогичны невротическим состояниям у взрослых.

Примером эмоционального расстройства может быть случай с Тоби, описанный выше. Очень ярко оно проявилось у девочки Джейн, обследованной при широком популяционном осмотре.

В возрасте около девяти лет она вдруг начала сильно страдать и чувствовать себя бесконечно несчастной, стала мнительной и тревожной, притихшей и замкнувшейся в себе. Ей казалось, что дети стали избегать ее, и она почти каждый день приходила из школы в слезах.

Она была весьма напряженной и фрустированной, и у нее бывали приступы ярости до трех раз в неделю. Учительница считала ее самым несчастным ребенком из виденных в своей жизни детей. Девочка же умоляла мать забрать ее из школы.

При обследовании она все время была готова расплакаться, выглядела глубоко подавленной и рассказывала о тревожащих ее отношениях с другими детьми. Она также сказала, что иногда ей бывает безразлично, жить или умереть.

Синдром нарушения поведения или социальной дезадаптации

Группу расстройств, называемых синдромом социальной дезадаптации, составляют такие нарушения поведения, которые вызывают сильное неодобрение окружающих. Сюда входят варианты того, что обычно называют плохим поведением, но также и целый ряд других типов поведения, для которых характерны ложь, драки, грубость.

Конечно, только то, что ребенок совершил противоправный поступок, нарушает закон, еще не означает, что у него имеется синдром социальной дезадаптации. Для этого необходимо, чтобы поведение ребенка считалось ненормальным в своем социокультурном контексте и носило бы характер социальной опасности.

Популяционные исследования показали, что почти все мальчики когда-то совершили нечто такое, что в принципе является нарушением закона. Однако большинство их них — совершенно нормальные ребята, не имеющие никаких психических расстройств.

Вместе с тем, как уже отмечалось, следует иметь в виду то, что синдром социальной дезадаптации необязательно включает совершение противоправных поступков. Многие дети с этим синдромом никогда не представали перед судом, а некоторые варианты синдрома ограничиваются плохим поведением только в домашней обстановке.

У некоторых детей с синдромом социальной дезадаптации могут отмечаться эмоциональные расстройства (особенно депрессия), но на первый план всегда выступает социально неодобряемое поведение.

С точки зрения логики категория синдрома нарушения поведения или социальной дезадаптации не является удовлетворительной, так как диагноз в этом случае зависит от социальных норм. Он также включает весьма неоднородную смесь расстройств.

И тем не менее было показано, что его употребление осмысленно и весьма полезно, так как оказалось, что дети, объединяемые им в одну группу, имеют между собой много общего.

Синдром социальной дезадаптации встречается гораздо чаще у мальчиков, чем у девочек, и обычно сопровождается специфическими расстройствами чтения.

Прогноз психического развития при этом типе расстройств значительно хуже, чем при эмоциональных нарушениях, поскольку аналогия этих расстройств с происхождением патологических черт личности у взрослых людей прослеживается достаточно четко.

На самом деле у значительной части детей отмечаются черты и того и другого синдрома. По этой причине в диагностику включена также категория «смешанных расстройств». Во многом эти смешанные состояния больше похожи на синдром социальной дезадаптации, однако в некоторых отношениях они занимают промежуточное положение между этим синдромом и эмоциональными расстройствами.

Гиперкинетический синдром

Иногда встречается нарушение психической деятельности, известное как гиперкинетический синдром. Нарушение двигательных функций, низкая способность к сосредоточению внимания, проявляющаяся как в непродолжительной концентрации, так и в повышенной отвлекаемости, являются основными характеристиками этого синдрома.

В младшем возрасте для этих детей характерна повышенная активность, проявляющаяся в виде несдержанного, дезорганизованного и плохо контролируемого поведения. В подростковом возрасте эта повышенная активность часто исчезает, уступая место инертной и сниженной активности.

Явления импульсивности, выраженные колебаниями настроения, агрессивность и нарушение отношений со сверстниками для этих детей вполне обычны. У них часто отмечается задержка развития психических функций, в частности речи, расстройства чтения и недостаточно высокий уровень развития интеллекта.

Среди мальчиков этот синдром встречается в четыре-пять раз чаще, чем среди девочек.

Прогноз развития у детей с данным типом нарушения не очень хороший, и, хотя повышенная активность с возрастом уменьшается, многие подростки по-прежнему продолжают испытывать серьезные затруднения в сфере социальных контактов.

Ранний детский аутизм

Нарушение развития, называемое ранним детским аутизмом, встречается особенно редко. Это очень тяжелое расстройство, которое начинается с младенчества и характеризуется следующими тремя основными чертами. Во-первых, у таких детей наблюдается нарушение развития социальных отношений.

Это проявляется в том, что младенец выглядит ко всему безучастным и долго неспособен ощутить привязанность к родителям. Когда он становится постарше, у него ни с кем не складываются дружеские отношения, а общение протекает в странной напыщенной манере. Во-вторых, у этих детей отмечается выраженное отставание в развитии как понимания, так и использования речи.

Приблизительно в половине случаев она вообще не развивается, но если речь все-таки возникает, то бывает обычно стереотипной, наполненной эхолаличными фразами и неправильно употребляемыми личными местоимениями. В-третьих, в поведении этих детей наблюдаются ритуалы и разнообразные действия принудительного характера.

Это может проявляться в ношении с собой странных предметов, странных движениях пальцев, вычурных предпочтений в еде (например, желании есть только теплые бутерброды) или исключительном интересе к цифрам и таблицам.

Шизофрения

В отличие от раннего детского аутизма шизофрения начинается только в позднем дошкольном или, что случается значительно чаще, в подростковом возрасте. У детей, так же как и у взрослых, начало заболевания довольно коварно.

Мышление подростка становится спутанным и разорванным, его успеваемость падает, отношения с другими осложняются, и у него возникают иллюзии и галлюцинации (в особенности слуховые). Ему может казаться, что его мысли контролируются извне.

Иногда начало заболевания бывает острым и протекает как на фоне депрессивного, так и маниакального состояний, часто при этом больному ребенку внезапно начинает казаться, что его кто-то преследует, а обычным явлениям приписывается особое значение.

В целом это заболевание не так уж редко встречается, им фактически страдает один человек из ста. Но в подавляющем большинстве случаев оно начинается в конце подросткового возраста или в ранней юности уже после того, как завершено обучение в школе.

Нарушения развития

Наконец, последнюю важную группу проблем обычно называют нарушением развития.

В некотором отношении они значительно отличаются от остальных типов психических расстройств, хотя и очень часто сосуществуют рядом с ними (особенно с синдромом социопатии).

По этой причине я предложил рассматривать их в качестве самостоятельного (пятого) аспекта в общей схеме диагностики. Однако здесь мне кажется удобным очень кратко коснуться их снова.

Итак, это группа расстройств, главная черта которых — специфическая задержка развития. Биологическое созревание имеет определенное отношение к ее происхождению, но она испытывает также и влияние фактов социальных.

Специфическое нарушение развития речи (проявляющееся либо в задержке речевого развития, либо в выраженных нарушениях произношения) и специфическое отставание в развитии чтения (при котором, несмотря на хороший интеллект, навыки чтения и звуко-буквенного анализа слов существенно повреждены) являются двумя наиболее распространенными вариантами подобного нарушения развития.

Все расстройства этой группы гораздо чаще встречаются у мальчиков (приблизительно в отношении четыре к одному), и что характерно — похожие проблемы часто имеются у других членов семьи.

Источник: https://psyera.ru/emocionalnye-rasstroystva-u-detey-1870.htm

https://spec.delfaniya.ru/diseases/povedencheskie-i-emocional-nye-narusheniya-u-detey

Эмоциональные расстройства у детей

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

— «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

—  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

— жестокость к другим людям или животным,

— преднамеренная порча имущества,

— поджоги,

—  воровство,

— обман,

— уходы из дома,

— частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

— вызывающие провокационные поступки;

— систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Источник: https://spec.delfaniya.ru/diseases/povedencheskie-i-emocional-nye-narusheniya-u-detey

| Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

Эмоциональные расстройства у детей

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Симптомы болезни – эмоциональные нарушения у ребенка

Эмоциональные расстройства у детей
Нарушения у взрослых Нарушения у детей

Нарушения и их причины по алфавиту:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик.

Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов.

Симптомы эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:

– неуравновешенность; – возбудимость; – бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.); – негативизм; – упрямство; – неуступчивость; – конфликтность; – жестокость; – устойчивое негативное отношение к общению; – застревание на отрицательных эмоциях; – эмоциональная холодность; – отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

2. Особенности внутреннего мира:

– острая восприимчивость; – впечатлительность; – болезненная чувствительность; – наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей; – тревожность; – мнительность. Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими. Необходимость более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального развития способствует созданию классификации, представленной ниже.

Уровни социально – эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Низкий (неблагополучие): – нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками; – отсутствие инициативы в общении; – избегание взаимодействия; – отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях; – исключительная ориентация на собственные действия; – непризнание правил и норм общения и деятельности; – отсутствие понятий “хорошо-плохо” или нежелание им следовать при сформированности; – конфликтность, агрессивность.

Средний:

– недостаточная инициативность в общении; – предпочтение исключительно пассивных ролей; – ситуативная регуляция аффективных проявлений; – неумение улаживать конфликты; – принятие помощи и возможность ее оказания.

Высокий:

– желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; – успешное участие в коллективных делах; – успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей; – умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем; – признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми; – заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру; – умение занять себя; – владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками. Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические. Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей. Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений. К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом. Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки. Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребенка. В. В. Ковалев отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности. Резидуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию психической инертности, застреванию на отрицательных аффективных переживаниях, повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др. Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой – в особенностях внутреннего мира ребенка.

Вы заметили эмоциональное нарушение у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилось эмоциональное состояние у ребенка? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными.

Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие виды нарушений на букву “э”:

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник: https://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/82

Эмоционально волевые-нарушения у детей

Эмоциональные расстройства у детей

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает.

В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.

Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  •  Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

 Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции.

Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1.  перенесённые стрессы;
  2.  отставание в интеллектуальном развитии;
  3.  недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4.  социально-бытовые причины;
  5.  фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6.  ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

 Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/psixicheskoe-razvitie/jemocionalno-volevye-narushenija-detej.html

ovdmitjb

Add comment