Irvuz

Эксплицитная и имплицитная память

Эмплицитная и эксплицитная память

Эксплицитная и имплицитная память

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО

кафедра

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ

Эмплицитная и эксплицитная память

Проверил _____________

Выполнил ______________

Саратов 2008

Введение………………………………………………………………………….3

1.1. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти……………………..5

1.2.Память как конструктивный процесс ……………………………………….8

2. Эксплицитная и имплицитная память ……………………………………..10

2.1.Эксперименты в области изучения имплицитной памяти………………11

2.1.1. Данные из исследований амнезии……………………………………..12

2.1.2. Здоровые испытуемые………………………………………………….13

2.1.3.Теоретические проблемы………………………………………………..13

2.2. Предполагаемая классификация различных хранилищ памяти………20

2.3. Эксперименты в области изучения эксплицитной памяти……………….21

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованных источников…………………………………………..26

Введение

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное исполь­зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и бу­дущим и является важнейшей познавательной функцией, лежа­щей в основе развития и обучения.

Память — основа психической деятельности.Без нее невоз­можно понять основы формирования поведения мышления, со­знания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания челове­ка необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действитель­ности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф.

Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды – древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев.

Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов,вечно находился быв положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему на­учиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши зна­ния, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность.

Все, что в окружающей жизни свя­зано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

1. Память и ее значение

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти.

Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, асейчас воспроизводим мысленно.

Представления могут быть зри­тельные, слуховые, обонятельные, вкусовыеи осязательные.Представления памяти в отли­чие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение че­ловека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у чело­века яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности.

Человек сознательно регулирует процессы своей памя­ти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узна­вания восприятие невозможно.

Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с вос­приятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его/1/.

1.1. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти

Раздельное рассмотрение памяти как процесса точной репродукции запечатленного материала или как процесса активного конструирования материала при воспроизведении, конечно, является весьма условным.

Ориентация на крайние точки континуума репродуктивность — продуктивность привели бы нас к исчезновению самого феномена памяти. В первом случае память превратилась бы в пассивное хранилище информации, своеобразный довесок к процессу восприятия, а во втором — в воображение.

Однако различные подходы к исследованию памяти рассматривают тот или иной аспект ее функционирования.

Память как репродуктивный процесс

В классической работе Г. Эббингауза (1912г.) исследовались три группы процессов памяти:

1) возникновение ассоциаций (т.е. запоминание и узнавание);

2) судьба ассоциаций (т.е. сохранение и забывание) и

3) процесс воспроизведения.

Эббингауз хотел исследовать память при помощи строгого эксперимента. По его мнению, слова или отрывки текста для такого исследования не подходили, так как были уже отягощены многочисленными ассоциативными связями.

Эббингауз создал особый материал для исследований памяти, который был свободен от старых ассоциаций и поэтому ничто не могло помешать контролировать процесс образования и разрушения новых ассоциаций. Это были 2300 бессмысленных слогов, построенных по схеме согласная — гласная — согласная (ВУХ, КАЗ, БИЖ и т.д.

). Ряд важнейших законов памяти был установлен Эббингаузом на материале бессмысленных слогов.

Во-первых, это закон накопления и распределения повторений, в окончательной форме сформулированный Йостом (закон Йоста). Данный закон отвечает на вопрос: что более эффективно, заучивать весь материал сразу или распределить заучивание на несколько приемов? Испытуемые получали 12 слогов, которые могли повторить 24 раза.

Причем они могли делать или по 8 повторов за 3 дня, или по 4 повтора за 6 дней, или по 2 повтора за 12 дней. Последний этап давал максимальный эффект. Таким образом, в упрощенной форме закон Йоста звучит так: при фиксированном количестве повторений, распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные.

Для объяснения полученного эффекта прибегали к гипотезе Мюллера — Пильцекера, которая предполагала, что обусловленные упражнением биофизические процессы продолжаются еще некоторое время после окончания заучивания, что приводит к закреплению следов памяти после каждой серии повторений.

Педагоги до сих пор пользуются законом Йоста при планировании учебных нагрузок.

Во-вторых, был открыт «позиционный эффект». Позиционный (краевой) эффект заключается в том, что при заучивании расположенных в ряд элементов, хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концам ряда.

В-третьих, была создана знаменитая «кривая забывания», показывающая зависимость забывания материала от времени. По истечении одного часа для восстановления выученного материала в полном объеме необходимо более половины времени, истраченного на первоначальное заучивание. По истечении месяца необходимо лишь 4/5 исходного времени.

Рис. 1. Процент сбереженного материала при повторном заучивании, по Эббингаузу, 1912

В рамках обсуждения репродуктивных процессов памяти ставился также вопрос о влиянии сходства и различия материала в ряду на запоминание.

Свое решение эта проблема получила в так называемом «эффекте фон Ресторф»: независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.

Выявленные закономерности отличаются высокой устойчивостью. Они легко воспроизводимы при повторении тех же экспериментальных условий.

К сожалению (или к счастью?!), в нашей каждодневной жизни, за исключением весьма специфических случаев сдачи экзамена или разгадывания кроссворда, мы почти не встречаем необходимости точно (дословно) воспроизводить информацию.

Скорее нам необходимо ее творчески преобразовать, чтобы сделать пригодной для использования в постоянно меняющемся мире/1/.

1.2. Память как конструктивный процесс

Психолога Ф. Бартлетта интересовало запоминание в той форме, как оно происходит в реальной жизни. Созданные им методики повторной и сериальной репродукции были призваны сделать видимым процесс изменения материала при повторяющихся воспоминаниях.

В первом случае испытуемый воспринимал материал, а потом пытался несколько раз воспроизвести его с 15минутным интервалом. Во втором случае в работе принимали участие несколько человек.

Экспериментальная процедура напоминала игру «испорченный телефон»: первому участнику показывали изображение или зачитывали рассказ, а потом он пересказывал увиденное или услышанное второму, второй — третьему и т.д.

Бартлетт считал, что результаты применения обеих методик вполне сопоставимы, так как разделял мнение о социальном происхождении психики человека (в этом его взгляды близки Л.С. Выготскому). Задача исследователя заключалась в том, чтобы проследить, какие трансформации претерпевает непривычный (например, инокультурный) материал при многократном повторении.

Источник: https://mirznanii.com/a/200629/emplitsitnaya-i-eksplitsitnaya-pamyat

Секреты эксплицитной и эксплицитной памяти

Эксплицитная и имплицитная память

Имплицитная память, которую также называют пассивной или процессуальной, основана на информации, откладывающейся в мозге на бессознательном уровне.

Она представляет собой ту часть воспоминаний, которая связана с неосознаваемым прошлым опытом, и сохраняется в виде определенных кодов, расшифровку которых мозг производит по мере надобности самостоятельно, без участия человеческого сознания.

По мнению специалистов, в первые восемнадцать месяцев жизни младенец накапливает в своем мозгу только имплицитную память. Лица, голоса и прикосновения родителей и близких родственников, которых он очень быстро научается узнавать, звуки и запахи родного дома, приятная мелодия колыбельной всю его дальнейшую жизнь будут вызывать совершенно четкие, хотя и неосознаваемые ассоциации.

Двигательные функции, помогающие человеку ходить и совершать другие механические мускульные акты, также относятся к разряду имплицитной памяти.

Кроме того, в «ведении» имплицитной памяти находятся:

  1. Навыки.
  2. Привычки.
  3. Модели поведения.
  4. Психологические установки.
  5. Эмоциональные и физические реакции.

На основе имплицитной памяти возникают ассоциативные цепочки, формирующие психологический настрой. Предположим, родители, возвращаясь домой с работы, обнимают маленького ребенка, а малыш тянет к ним руки, улыбается и подпрыгивает от радостного нетерпения.

Став старше, он уже не будет вести себя так непосредственно, но ощущение радости при виде отца или матери сохранится.

Управлять этой стороной памяти мы не в состоянии, поэтому никто не может вспомнить какие-то события, происходившие с ним в раннем детском возрасте. И даже если человеку кажется, что он сознательно помнит что-то о своем младенчестве, невозможно определить, так ли это в действительности, или ему лишь кажется, что он что-то помнит.

Ученые называют это повсеместное явление амнезией детства и считают, что оно зависит от степени физиологической зрелости мозга, который особенно активно растет и развивается именно в первые пять лет жизни человека. Если у новорожденного головной мозг весит 330-340 граммов, то у пятилетнего ребенка его вес равен в среднем 1200 граммов, то есть в три с половиной раза больше.

При этом мозг взрослого человека, растущий до 25 лет, «набирает вес» до полутора килограммов, таким образом, за следующие 20 лет он увеличивается всего на 1/4. Большое значение в этом плане имеет овладение речью – события, мысли, и переживания, облеченные в словесную форму, «складируются» в активной части памяти, которой мы способны управлять.

Бессознательная память намного прочнее сознательной, в чем убеждаются психиатры, наблюдающие за взрослыми людьми, страдающими патологической амнезией – потерей памяти в результате черепно-мозговой травмы, контузии либо эмоционального шока.

Такие пациенты могут забыть все обстоятельства прошлой жизни, близких родственников и даже собственное имя, но отлично сохраняют двигательные и профессиональные навыки, хранящиеся в имплицитной части архива памяти – они могут водить машину, ездить на велосипеде и т.д. Судя по всему, с точки зрения эволюции, этот раздел памяти имеет гораздо большее значение, чем ее активная часть, и потому природа лучше позаботилась о его сохранности.

Эксплицитная память

Тот вид памяти, который мы используем, чтобы сознательно заложить в мозг какую-то информацию, называется эксплицитной, или декларативной. С ее помощью мы запоминаем слова иностранного языка, формулы, даты, события, устройство техники и порядок ее эксплуатации, и многое другое.

Человек может по собственному желанию извлекать эту информацию из своего мозга по мере необходимости.

С помощью эксплицитной памяти он вспоминает события прошлого, назначает встречи, заучивает стихи, сдает экзамены, учится той или иной профессии.

Эксплицитная память делится на:

  • эпизодическую, которая представляет собой воспоминания человека о конкретных событиях его жизни, о чем-то, произошедшем лично с ним или вокруг него. Благодаря этому виду эксплицитной памяти, мы имеем возможность совершать мысленные путешествия во времени, возвращаясь в далекое или близкое прошлое;
  • семантическую, хранящую не личный опыт, а опыт всего человечества – понятия, факты, идеи, в том числе научные. Например, понятие о том, что такое кошка, как выглядит и что собой представляет это животное вообще, относится к семантической памяти, а воспоминания о конкретной Мурке – пушистой, ласковой, игривой, – пример памяти эпизодической, проистекающей из личного опыта ее хозяина.

Чтобы лучше запомнить тот или иной факт, событие, а также формулу, стихотворение и т.д., эту информацию нужно обдумывать, повторять, изучать, записывать. Этот метод называется эффектом тестирования и значительно улучшает запоминание.

Большое значение имеет окружающая обстановка – если ее воссоздать в том виде, какой она была в момент получения информации, подлежащей запоминанию, человеку будет значительно легче активизировать свои воспоминания.

В некоторых случаях эксплицитная память переходит в имплицитную. Например, когда человек учится владеть музыкальным инструментом, водить машину или набирать текст на компьютере, каждое его действие проходит под контролем сознания.

Он усилием воли запоминает ноты, расположение клавиш, а также то, как повернуть руль, за какой рычаг потянуть, на какую педаль нажать, чтобы машина тронулась с места, сделала поворот или остановилась. Но по мере того, как эти действия систематически повторяются, вырабатываются навыки, информация переходит из эксплицитной в имплицитную память, и контроль сознания становится слабее.

Поэтому вполне овладев этим умением, человек может вести машину и при этом разговаривать, играть знакомую мелодию, не заглядывая в ноты и не задумываясь, на какую клавишу нажать, набирать текст, не глядя на компьютерную клавиатуру и т.д.

При этом, если навык был усвоен достаточно твердо, он сохраняется практически пожизненно – по крайней мере, до тех пор, пока человек физически и психически в состоянии четко совершать те или иные действия.

Как уже говорилось, нарушение эксплицитной памяти может случиться в результате тяжелой травмы головного мозга, либо серьезной психической травмы. Психиатры, занимающиеся коррекцией подобных нарушений, классифицируют их на несколько типов, каждому из которых свойственны специфические признаки:

  1. Гипомнезия отражается на способности запоминать и воспроизводить отдельные события и факты.
  2. Гипермнезия – нарушение «забывательной» способности. При этом количество сохраняющейся в активной памяти информации становится слишком объемным, и это сказывается на процессе запоминания свежей текущей информации – человек помнит то, что случилось несколько дней назад, а сегодняшние события путаются у него в голове.
  3. Амнезия – полное выпадение из памяти событий и фактов, имевших место быть в определенный период времени.

В свою очередь, амнезия может быть:

  • ретроградной – нарушение воспоминаний о событиях, случившихся до момента физической или психической травмы;
  • антероградной – при этом человек не запоминает ничего из того, что происходит после травмирующего события;
  • фиксационной – в этом случае теряется способность фиксировать, запоминать и воспроизводить вновь поступившую информацию.

Вывод

Память является сложным явлением, состоящим из нескольких взаимосвязанных процессов. Нарушение любого из них приводит к дисфункции запоминательной способности, и это отрицательным образом сказывается на интеллектуальной  деятельности человека.

Поэтому изучение вопросов, имеющих отношение к этой сфере, представляет огромный интерес для современной психологии и психиатрии.

[Всего : 0    Средний: 0/5]

Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/memory/implitsitnaya-i-eksplitsitnaya.html

Имплицитная и эксплицитная память

Эксплицитная и имплицитная память

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, — эксплицитными воспоминаниями.

Оба раза, когда моя жена была беременна, я часто пел детям старую русскую песню, которую слышал от бабушки. В ней ребенок описывает любовь к жизни и к маме: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

Я пел ее по-русски и по-английски на последнем триместре беременности супруги, потому что в это время слуховая система плода уже достаточно развита для восприятия звуков сквозь амниотическую жидкость.

Потом, когда детям исполнилась неделя, я провел с каждым из них эксперимент, для чего пригласил коллегу. (Я знаю, что это не было контролируемое исследование, но зато мы повеселились.) Не говоря ему, какую именно песню я пел беременной жене, я спел по очереди три разных.

Не было никаких сомнений: когда дети слышали знакомые мелодию и слова, они открывали глаза шире, становились активнее, и мой коллега легко определил изменения в их уровне внимания. Так, в мозге детей записалось перцептивное воспоминание. (Сейчас они не разрешают мне петь. Наверное, сквозь плаценту мой голос казался лучше.)

Имплицитная память

Мы кодируем имплицитные воспоминания на протяжении всей жизни, и многие исследователи считают, что в первые восемнадцать месяцев мы фиксируем только их.

Ребенок кодирует запахи и звуки, связанные с домом и родителями, ощущение голода в животе, упоительный вкус теплого молока, страх громких и злобных и то, как напрягается тело мамы во время визита одного родственника.

Имплицитная память зашифровывает впечатления, эмоции и телесные ощущения, включая появляющиеся по мере нашего роста умения ползать, ходить, разговаривать или кататься на велосипеде.

Имплицитная память также использует способность мозга обобщать на основании опыта, и именно таким образом мы создаем ментальные модели на базе повторяющихся событий. Это уже сложнее связывания нейронов, активирующихся одновременно.

Наш мозг подытоживает и объединяет похожие события в одну прототипную репрезентацию, называемую схемой.

Если мама обнимает маленького сына каждый вечер, приходя с работы домой, у него в голове появится ментальная модель, в которой возвращение мамы наполнено лаской и чувством единения.

Наконец, имплицитная память формирует механизм актуализации установки, с помощью которого мозг готовится к определенной реакции. Когда мама приходит домой, сын ожидает, что она его обнимет.

Его внутренний мир подготовлен к восприятию жеста, и он начнет тянуть руки вверх, как только услышит звук подъехавшей машины. Когда мы становимся старше, актуализация установки продолжает работать, но уже для более сложного поведения.

Если вы научились плавать, то, надевая купальник или плавки, вы автоматически активируете поведенческий репертуар плавания и, прыгнув в бассейн, будете полностью готовы плыть.

Перечисленные шесть сфер имплицитной памяти: восприятие, эмоции, телесные ощущения, поведение, ментальные модели и актуализация — это основные детали мозаики сознания. Они определяют, как прошлое продолжает влиять на нас в настоящем.

После получения опыта остаются синаптические связи, формирующие и фильтрующие ощущения в текущий момент. Используя имплицитные элементы из прошлого, мозг — ассоциативный орган и прогнозирующее устройство — постоянно готовит нас к будущему.

Влияние стресса

При чрезмерном стрессе выработка гормона кортизола ведет к подавлению развития гиппокампа и его нормальной работы.

Согласно ряду еще не опубликованных исследований, дети, которые первые годы жизни провели в приютах, имеют ряд особенностей, связанных с чрезмерным стрессом, обусловленным жесткой, непредсказуемой и иногда пренебрежительной обстановкой в таких учреждениях. Так, например, у них отмечают увеличенное миндалевидное тело и иногда уменьшенный гиппокамп.

Степень увеличения миндалевидного тела соответствует уровню эмоционального замешательства, испытываемого детьми, когда им показали фотографии людей с негативными выражениями лица. Кроме того, на увеличенное миндалевидное тело указывала сниженная концентрация внимания на глазах при просмотре изображений. Таким образом, механизм стресса работал следующим образом:

стресс от неблагоприятных условий среды — ускоренный рост миндалевидного тела — повышенная эмоциональная реактивность на лица с отрицательными эмоциями и сниженное восприятие черт лица

Предположительно в результате неблагоприятной ситуации у детей возникали трудности с эмоциональной регуляцией, с самоорганизацией в социальной обстановке и с восприятием лиц.

Дети, которые росли в семьях, при просмотре фотографий лиц задействовали кортикальные участки (включая кору верхней височной доли и латеральную затылочно-височную извилину, отвечающую за знания и опыт). А дети из детских домов не задействовали выше расположенные участки.

Вместо этого у них происходила стимуляция миндалевидного тела и других подкорковых участков. Следовательно, имплицитная и эксплицитная память опыта обусловлена первыми годами жизни.

Дэниел Сигел. Майндсайт: новая наука личной трансформации

Источник: https://psixologiya.org/razdely/psihofiziologiya/2233-implicitnaya-i-eksplicitnaya-pamyat.html

ovdmitjb

Add comment