Irvuz

Экспериментальная психология сознания

Экспериментальная психология – Психологос

Экспериментальная психология сознания

Экспериментальная психология – область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией.

Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В.

Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда).

Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом.

Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
  • Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
  • Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифичные для психологии принципы:

  • Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
  • Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

1. Организационная группа:

  • Сравнительный метод
  • Лонгитюдный метод
  • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

  • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
  • Экспериментальные методы

– Лабораторный эксперимент

– Естественный эксперимент

– Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы

  • Социометрия
  • Стандартизированные и проективные тестовые методики

– тест Люшера

– графология

4. Вербально-коммуникативные методы

  • Метод беседы
  • Интервью
  • Клиническое интервью
  • Метод опроса
  • Анкеты и вопросники
  • Личностные тесты

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

  • Хронометраж
  • Циклография
  • Профессиография
  • Метод моделирования
  • Биографический метод

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:

  • Методы математической статистики
  • Методы качественной характеристики полученного материала

7. Интерпретационные методы

  • Генетический метод (анализ фаз развития)
  • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
  • Психография

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Предмет исследования в психологии слишком сложен.

Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления.

Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать.

Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации.

Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности).

Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/eksperimentalnaya-psihologiya

Экспериментальная психология‎

Экспериментальная психология сознания

Экспериментальная психология – раздел психологии, изучающий и обобщающий методологические основы проведения психологических исследований. В более узком смысле, экспериментальная психология – это наука о психологическом эксперименте.

Цель экспериментальной психологии – исследование психики экспериментальными способами.

Задачи экспериментальной психологии:

  • исследование принципов организации научных знаний;
  • разработка условий к эксперименту;
  • изучение методов эксперимента;
  • исследования причин формирования ошибочных выводов экспериментов (артефактов);
  • создание плана эксперимента.

Объектом  является непосредственно психологический эксперимент и прочие объективные методы психологического исследования, а предметом – его законы и закономерности.

Экспериментальная психология

Имена экспериментальной психологии

Фундамент экспериментальной психологии был заложен немецкими учеными-физиологами в 19 веке. Именно их работы способствовали признанию психологии наукой. Основоположником экспериментальной психологии одни называют Гюстава Фехнера, другие – Эрнста Вебера.

Г.Гельмгольц (1821-1894 гг, Германия) – этот физиолог и физик заложил основы экспериментальной психологии. Он изучил физиологию восприятия, измерил скорость передачи нервного импульса. В целом, он во многом способствовал появлению у психологии эмперической доказательной базы.

Э.Вебер (1795-1878 гг, Германия) – физиолог, его основным интересом стала физиология ощущений, чувств – он ставил эксперименты по чувствительности мышц и кожи.

Доказал наличие двухточечного порога: до какого-то расстояния между касаниями два воздействия на кожу воспринимаются как одно.

Ставил эксперименты по способности различить вес предметов, выяснил, что вес двух предметов должен различаться на 1/40, чтобы испытуемый смог почувствовать разницу при их поднятии.

Г.Фехнер (1801-1887, Германия) – физиолог и психолог, обнаружил логарифмическое соотношение между интенсивностью ощущения и физиологического раздражителя, названное в последствие «законом Фехнера». Также уделял внимание психологии восприятия искусства, эстетики.

В.Вундт (1832-1920, Германия) – физиолог, психолог, языковед, основатель первой в истории психологической лаборатории. Ставил эксперименты по психологии сознания и восприятия, а также высших психологических процессов – например, речи, языка.

Э.Эббингауз (1850-1909 гг, Германия) – проводил эксперименты с памятью. Он стремился выяснить закономерности запоминания, создать технику заучивания. Сам того не подозревая, он доказал наличие краткосрочной и долговременной памяти.

Ф.Гальтон (1822-1911 гг, Англия) – эксцентричный человек, путешественник, в какой-то момент заинтересовавшийся психологией и психометрией, создавший систему тестов, ряд приборов для измерения психических реакций. Интересовался широчайшим кругом вопросов, к примеру, первым выяснил, что отпечатки пальцев индивидуальны.

Важным для экспериментальной психологии стало создание системы тестов. Дж.Кеттел, А.Бине, К.Спирмен занимались разработкой разнообразных психологических видов тестирования. На сегодня тесты могут быть групповыми или индивидуальными, личностными (например, для определения темперамента или уровня интеллекта), объективными, проективными (с ответом в свободной форме).

Для экспериментальной психологии характерен ряд специфических терминов:

  • Валидность – адекватность выбора методики и пригодность результатов экспериментов.
  • Выборка – при обширности объекта исследования (например, все матери-одиночки, все слепые люди и подобное) выбираются наиболее репрезентативные представители группы, эксперимент ставится на них.

    Подразумевается, что выводы будут верными и для прочих членов группы.

  • Психологический эксперимент – опыт, проводящийся в определенных условиях, для получения знаний о психике.

    Он может быть констатирующим (экспериментатор не влияет на подопытного), формирующим (учёный влияет на участника), патопсихологическим (цель – исследование собственно методов эксперимента).

  • Безупречный эксперимент – модель, эталон эксперимента.

  • Психометрия – раздел психодиагностики, стремится измерить свойства психики – способности, скорость мышления и проч. Создает различные тесты, используемые в психологической психологии.

Экспериментальная психология – очень спорный раздел науки.

Ряд ученых настаивает на несостоятельности любых видов лабораторных экспериментов над психикой, так как само нахождение в лабораторных условиях является неестественными условиями для человека, и, соответственно влияет на чистоту исследования.

Ученые с противоположным мнением говорят о невозможности изучения психики без эксперимента, поскольку опыты – составляющая исследований любой науки. Компромиссное мнение сводится к тому, что экспериментальный подход вполне применим для изучения низших уровней психологической организации (физиологического, психофизиологического), но его эффективность стремится к нулю, когда дело касается более высоких уровней (личности, индивидуальности).

Сегодня экспериментальная психология изучает психологические функции: ощущения, восприятие, скорость реакции, объем памяти (кратковременной и долгосрочной). Психологический эксперимент применяется во многих отраслях: педагогике, подборе персонала, подготовки военных, спортсменов, космонавтов.

Источник: https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/eksperimentalnaya-psixologiya

ovdmitjb

Add comment