Irvuz

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами

Эгопсихология

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Структура личности состоит из трёх компонентов, которые Зигмунд Фрейд назвал ид, эго и суперэго.

И если хоть с одним из них возникают сложности, человек утрачивает психическое равновесие. Тогда уже идёт речь о таких диагнозах, как психоз или невроз.

И сегодня мы рассмотрим, какие именно функции выполняет каждый элемент, и вообще, что он собой представляет.

Является врожденным, так как помогает младенцу выжить, то есть обеспечивает безопасность и удовлетворение базовых потребностей. По факту, это наши инстинкты, примитивные, зато действенные и жизненно необходимые.

Замечали, что выполняете какую-то работу автоматически, думая при этом совершенно об отдалённых вещах, которые в данный момент более актуальны? Вот это и есть проявление ид.

Оно управляет нами, да так, что порой мы не в силах с ним справиться, либо же не всегда отслеживаем эти проявления.

Когда человек голоден, он не способен концентрироваться на поставленных задачах. Он не сможет о чём-то думать, так как мысли будут посвящены еде.

Бывает, что на пустой желудок вы фантазируете или мечтаете о том, что бы съели, будь у вас выбор? Кстати, именно по этой причине не рекомендуется посещать супермаркеты и продуктовые магазины, если есть хоть малейшее чувство голода.

Критически мыслить и объективно рассматривать ситуацию, оценивать её человек не сможет. А это грозит непреднамеренными тратами. Да и продукты могут быть выбраны совершенно не то что планировались ранее.

По факту, ид отличный маркер, он позволяет вовремя заметить, что организм находится в состоянии фрустрации на фоне неудовлетворённых потребностей. То есть, что человек хочет есть, спать, пить, отдыхать, размножаться и прочее. Но есть и минусы. Если бы человек жил, руководствуясь только инстинктами, он бы ничем не отличался от обычного животного, и утратил бы статус высшего существа.

Только представьте, вы увидели красивую вещь на ком-то, и мгновенно принялись бы её снимать, потому что понравилась.

Вырывали бы еду, чуть ли не со рта жующего, ложились бы спать при первых же признаках усталости, независимо от того, где находимся в данный момент, и есть ли условия для отдыха.

В общем, превратились бы в дикарей. И тогда ни о каком цивилизованном обществе не могло бы быть и речи.

Нарушения

Психоз, кстати, развивается как раз в силу проблем с этой необузданной примитивной энергией. Индивид утрачивает связь с реальностью и другими компонентами личности, отчего ведёт себя непринуждённо и примитивно.

Творчески приспосабливаться к различным ситуациям уже не может, и выдаёт одинаковые реакции на любой раздражитель.

Он не в состоянии понять, что требуется его организму в данный момент, а также чего от него хотят, ожидают окружающие.

В силу этих обстоятельств возникает масса напряжения, которое удержать не так-то просто. Поэтому нередки случаи возникновения неконтролируемой разрушительной агрессии. Она может быть направлена как на себя, так и на тех, кто рядом.

Те, у кого сложности с этим элементом, могут потерять чувствительность к себе. Существует даже заболевание, которое называется алекситимия. Человек, у которого она диагностирована, не в состоянии распознать чувства, как свои, так и окружающих.

Порой ему кажется, что он совершенно не умеет испытывать эмоции. И действительно порой выглядит немного отстранённым. Он не знает, чего хочет, ему всё равно, что происходит в окружающем мире. Что-то делает по инерции, опираясь лишь на знания, что так надо и правильно.

А вот хочется или нет, не понятно.

Эго

Отвечает за принятие решений. То есть, ид посылает импульс о том, что какая-то потребность не удовлетворена, а эго ищет способы, благодаря которым он сможет её реализовать.

Начинает своё формирование в младенчестве. Именно тогда ребёнок понимает, что его поступки могут разозлить или расстроить родителей, воспитателей, других детей.

Он как бы считывает их эмоции, как реакции на его действия.

То есть, по факту, он соотносит свои желания с принятыми нормами и правилами, которые существуют в обществе. Это и удерживает его от того, чтобы отбирать понравившиеся вещи и прочее.

Ребёнок учится удерживаться, иначе будет каким-то образом наказан. В зависимости от того, каких мер воспитания придерживаются его опекуны.

Считается, что появление речи свидетельствует об успешном формировании этого компонента.

Оно побуждает человека размышлять, учиться, развиваться и воспринимать окружающий мир. Чтобы функционировать в нём как полноценный член общества.

Младенцы ещё не столь хорошо обладают этим компонентом, в отличие от уже сформировавшихся взрослых. Им всё равно где есть, даже если маме придётся раздеваться на морозе или в людном месте.

Он будет плакать, пока не получит насыщение, или не устанет настолько сильно, что просто уснёт.

Этот элемент обеспечивает безопасность организму. Он побуждает индивида предвосхищать события. Опять возьмем пример с пищей. Не зря ведь придуман завтрак, обед и ужин, перекусы.

Человек понимает, что ему в день необходимо определённое количество еды, её разнообразие. Чтобы её добывать, следует работать, чтобы было за что купить продукты, либо же выращивать их самостоятельно. Он делает выбор, какой способ более приемлем для него.

И тогда чувство голода не будет для него неожиданным, он его предвосхищает и удовлетворяет.

И так происходит с каждой физиологической потребностью из пирамиды Маслоу. Что это, вы сможете узнать из статьи, которая находится здесь.

Суперэго

Отвечает за представления о себе и мире, окружающих людях. То есть, проще говоря, это наши установки, стереотипы, социальные роли, правила, нормы поведения, совесть, нравственность, идентичность и т.д. Подробнее о том, как развить нравственность, да и вообще, что означает этот термин, вы узнаете, нажав сюда.

Формируются эти представления благодаря тем идеалам и ценностям, которых придерживались родители или фигуры, обладающие определённым авторитетом для индивида. Например, ребенок, который рос среди людей с алкогольной зависимостью, может не видеть ничего зазорного в том, что выпивает ежедневно пару бутылок пива.

Появляется примерно в пятилетнем возрасте. Оно пытается обуздать ид, и заставить эго действовать согласно принятым нормам, идеальным представлениям. Находится как в сознании, так и в подсознании.

И является отличным регулятором поведения. Например, человек знает, что за какой-то поступок ему грозит лишение свободы, непереносимое чувство вины или стыда.

И тогда ему проще удержаться, чем потом расплачиваться часть жизни за сиюминутное желание.

К сожалению, не всегда наши представления соответствуют реальности и несут пользу. Некоторые идеалы действительно оказываются невозможными для реализации, отчего личность страдает и постоянно проживает разочарование, бессилие. Часть правил актуальна для одной группы людей, и попадая в совершенно другое сообщество – может возникнуть конфликт интересов.

Вот почему так важен баланс и взаимодействие всех элементов. Психика, если не способна приспосабливаться к новым условиям, будет испытывать напряжение. А это сказывается на характере личности.

Например, слабовольными считают тех, кто не в силах нести ответственность за поступки, и делать выбор.

А неуступчивыми, или надменным, если эго слишком сильное, и хоть оно в состоянии выдержать стресс, то подстроиться под изменения – нет.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Для саморазвития рекомендую почитать статью о том, какие существуют механизмы психологической защиты. Эта информация поможет вам исследовать свои излюбленные методы защиты, вследствие чего вы сможете стать более подвижными. Что обеспечит баланс во взаимодействии всех компонентов личности. Будьте здоровы и счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина.

Источник: https://Qvilon.ru/psihologiya/ego-i-superego.html

Эго – Психологос

Эгопсихология

Согласно психоанализу, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, делает оценки, запоминает и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения.

Эго – способность видеть свое отличие от других.

Эго в концепции Э. Берна – Взрослый. В восточных концепциях аналогом Эго является Осознание.

Эго в психоанализе Зигмунда Фрейда

Эго (Я) – наряду с Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я) – является одним из трех психологических элементов, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики.

Я, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и супер-Эго.

Оно обеспечивает непрерывность но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением).

Я не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Я, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.

По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие сверх-Я. Сверх-Я включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, т.о., возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности. Я играет роль посредника между сверх-Я и Оно путем создания защитных механизмов.

Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от дологического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства.

Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности Я, Это важное качество было названо силой Я (Эго).

Человеку с сильным Я свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя (инсайт); его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. С др. стороны, индивид со слабым Эго более сходен с ребенком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искаженных и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.

Со времен Фрейда, определившего концепцию Я (Эго) и его структуру, и Юнга, исследовавшего Я, др. учеными были разработаны несколько иные теории Я. С точки зрения психологии Я рассматривается «как источник поведения и связующий центр личности в ее человеческом окружении.

Помимо убожества его свойств, бросается в глаза известный момент свободы самосознания — огромное различие методов, которые применяются для того, чтобы побудить различных людей к определенному поведению; обращаются „к самому человеку“, пользуются опосредованием его внутреннего Я или точно с той же целью обращаются неопосредственно к его членам (в случае „принуждения“), непосредственно к его влечениям или страстным желаниям (в случае „соблазна, обольщения“), или непосредственно к его нежелательным привычкам (в случае „лечения внушением“). Только при применении первого, „естественного“ способа влияния мы чувствуем, что с нами обращаются, как с людьми, в то время как при применении второго способа мы чувствуем себя низведенными до положения вещи, даже и тогда, когда местное вмешательство (в случае „самовнушения“) исходит от нас самих» (Metzger, Psychologie, 1941). Сознание Я в процессе развития человека выделяется из единого изначальногo сознания, которое охватывает «внешний мир» и Я в нераздельном единстве. Оно постоянно сопровождается сознанием с-самим-собой-идентичного-бытия; если, т.о., человек отчетливо познает свои телеснодушевно-духовные изменения, то он знает, что, несмотря на них, он «в своей основе» (то есть в глубине своего Я) всегда остается одним и тем же. К наглядной сфере Я относятся тело и все, что может служить расширению этой сферы (являющемуся предметом постоянного стремления): одежда, украшения, а также имущество, в которое Я может «врастать». Часто в Я видят творческое единство; действительность приобретает смысл только будучи соотнесена с ним; наиболее четко это выражено у Фихте: «Я требует, чтобы оно обнимало собой всю реальность и достигало бесконечности». Ницше, наоборот, в отношении Я говорит: «Я — это множество личных (personenarten) сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план». Под сверх-Я понимают, согласно Фрейду, социальную совесть, принуждающую нас отказываться от удовлетворения наших побуждений и от какой-то доли возможного счастья. Согласно экзистенциализму, сверх-Я тождественно с «Man». Я как носитель действия и как предмет этики — это личность. См. также Индивидуализм, Индивидуальность, Психоанализ.

Однокоренные слова

От корня слова Эго образован ряд терминов — «эгоизм»,«эгоцентризм», «эготизм», «эгология».

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/ego

Ортодоксальный психоанализ и эго-психология

Эгопсихология

Ортодоксальный психоанализ и эго-психология — оба направления относятся к глубинной психологии, предмет которой — внутрипсихическая динамика.

Ортодоксальный психоанализ

Зигмунд ФрейдОртодоксальный психоанализ — исторически первая психологическая концепция, положившая начало развитию глубинной психологии. Основателем глубинной психологии по праву считается Зигмунд Фрейд.

Ортодоксальным психоанализом в настоящее время называются теории, которые разрабатывал сам Зигмунд Фрейд. Одно из наиболее широко применяемых в психологической практике наследий ортодоксального психоанализа — представление Зигмунда Фрейда о структуре личности, заключащееся в том, что личность человека состоит из трех частей: Ид, Эго и Супер-эго.

Кратко охарактезиуем эти части личности.

  • Ид — архаическое, «темное» начало личности, состоящее из инстинктивных, биологических импульсов. Ид не подчиняется никаким правилам поведения; в структуре личности является носителем энергии. Энергия заключена в первичных потребностях (связанных с приемом пищи, реализацией сексуальных влечений). Ид (и человек, находящийся во власти Ид) живет тем, что получает удовольствие через разрядку психического напряжения. Например, чувство голода создает напряжение в психической системе личности, а поглощение пищи способствует разрядке этого напряжения и, как следствие, получению удовольствия. При этом Ид не способно отличить реальность от своих фантазий, и это создает определенную сложность для выживания человека: чтобы насытиться, нужно найти и употребить реальную пищу, одними фантазиями голод не удовлетворишь. Ид — подструктура врожденная (все мы рождаемся с потребностями в еде, сне, сексуальном удовлетворении и т.п.).
  • Эго — подструктура личности, отвечающая за принятие решений и соотнесение своих желаний, источником которых является Ид, с реальным миром. Эго, в отличие от ИД, не врожденная структура; Эго формируется в процессе онтогенеза по мере того, как личность научается отделять Я от не-Я, себя от окружающего мира. На службе у Эго находятся когнитивные процессы: восприятие, память, мышление, внимание. Энергию на них Эго черпает в Ид, а использует для того, чтобы удовлетворять импульсы Ид. Например, если мы хотим есть, это дает нам силы (в психологии это называется мотивацией) на то, чтобы отправиться на поиски подходящей еды (не иллюзорной и не опасной для здоровья). Конечная же цель наших поисков — удовлетворение потребности в пище. С помощью Эго мы научаемся ориентироваться в окружающем нас мире, искать и выбирать из него пригодное для себя и отбрасывать ненужное.
  • Супер-эго — подструктура личности, координирующая наши действия с точки зрения морали и нравственности, с точки зрения оценок «хорошо» и «плохо». Самая поздняя из трех подструктур личности. Согласно Зигмунду Фрейду, Супер-эго состоит из совести и Эго-идеала. Совесть формируется как следствие порицаний наших неблаговидных поступков, а Эго-идеал — результат похвалы, положительных оценок нашей личности. Говоря простым языком, совесть диктует нам, как «не надо» поступать, а Эго-идеал — как «надо» и к чему нужно стремиться в своем поведении.

Ортодоксальный психоанализ сосредоточен на исследовании Ид. Зигмунд Фрейд считал, что все поведение личности диктуается Ид.

Все психические патологии личности связаны с неправильным удовлетворением импульсов Ид (либо в сторону дефицита, либо, наоборот, в сторону пресыщения).

Как следствие, ортодоксальная психоаналитическая психотерапия направлена на то, чтобы обнаружить самые архаические и темные импульсы в личности и подходящими способами их удовлетворить, если такие способы существуют.

Эго-психология

Эго-психология в истории развития психологии появилась позже, на основе трудов З. Фрейда, в процессе критики основных положений его теории. Эго-психология, как было отмечено в начале, — это тоже часть глубинной психологии, интересующейся внутрипсихической динамикой.

Эрик ЭриксонЯркий представитель эго-психологии — Эрик Эриксон, автор теории психосоциального развития личности (в противовес психосексуальной теории З. Фрейда).

Критика ортодоксального психоанализа в числе прочего заключалась и в том, что предлагаемый З. Фрейдом акцент на Ид заводит психотерапию в тупик. Ид — структура костная, врожденная, плохо поддающаяся контролю личности, не подверженная даже своим собственным изменениям. Реализовывать личностное развитие, делая ориентиром Ид, невозможно.

Неудивительно, что Эрик Эриксон — видный представитель психологии развития — одним из первых отказался от идеи делать акцент в личности на подструктуре Ид, и сделал его на Эго. Отсюда и название новой ветки глубинной психологии — эго-психология.

Основным интересом эго-психологии является Эго, или Я, человека. Идеи личностного развития, социально-психологической адаптации, личностной зрелости можно реализовывать лишь в развитии такой подструктуры личности, как Эго.

Развивая Эго, мы развиваем личность:

  • Совершенствовать память, внимание, мышление;
  • учиться делать выбор, принимать решения, нести за них ответственность;
  • ставить себе цели, искать способы их достижения;
  • реализовывать сложную работу по согласованию импульсов Ид и требований Супер-эго.

Все перечисленное — это задачи Эго, ресурс для развития Эго.

Становление зрелой личности возможно только через развитие Эго, через усиление как самого Эго, так и его связей с другими личностными подструктурами.

Светлана Гурская «Психология и соционика» © Все права защищены

Источник: https://psy-resource.com/ortodoksalnyj-psixoanaliz-i-ego-psixologiya/

Что такое Эго человека и что такое Эго-идентичность?

Эгопсихология

Вопрос о том, что такое Эго, может появиться перед каждым человеком, который сталкивался со словом «эгоизм». Именно из-за такой ассоциации данное понятие нередко воспринимается в узком и негативном плане. На самом деле понятие Эго имеет более глубокое и важное значение.

Что такое Эго человека?

Чтобы понять, что значит Эго, следует обратиться к разным психологическим школам. Но даже в таком случае получим лишь приблизительное представление об этой непростой составляющей нашей личности.

О собственном Эго больше всего размышлений можно найти в психоанализе.

Чаще всего под этим понятием подразумевают внутреннюю сущность человека, которая отвечает за восприятие, запоминание, оценку окружающего мира и контакты с социумом.

Мужское и женское Эго помогает людям отделять себя от окружающей обстановки, осознавать себя как индивидуальность и самостоятельное существо.

В то же время Я старается удержать человека во взаимосвязи с окружающим миром, помогает понимать происходящее вокруг и принимать решения для необходимых действий.

На протяжении жизни эта часть личности способна меняться и расширяться, если человек прилагает усилия для духовного роста.

Что такое большое Эго?

Понятие большое или высокое Эго относится к сфере эзотерики. Высокое Эго – это духовность личности, божественные качества, приобретенные в процессе познания высших духовных материй.

Каждый житель нашей планеты рождается существом, направленным на удовлетворение своих личных желаний и потребностей. Низшая сущность подталкивает индивида быть потребителем, жить за счет других, поддерживая свой организм.

Низшее собственное Эго является источником всех проблем: зависти, лжи, агрессии, жадности.

В противовес низшей внутренней сущности высокое Эго стремится выйти за рамки личности и тела и соединиться со вселенной.

Молитвы, мантры, аутотренинги и другие духовные практики помогают Эго обрести новое значение, стать шире и объемнее.

На этом этапе человек приобретает более высокие стремления, начинает воспринимать окружающих как близких людей. При этом меняется характер, душа становится светлее, одухотвореннее и целостнее.

Эго – это хорошо или плохо?

Человеческое Эго – важный компонент структуры личности. Без него невозможно существование человека как такового. Неважно, мужское Эго или женское, оно помогает воспринимать внешний мир и анализировать его с точки зрения важности для человека. Благодаря внутреннему «Я» каждый индивид адаптируется в мире, находит свое место и призвание, контактирует с окружающими людьми.

О том, хорошо ли иметь собственное Эго или плохо, можно говорить только в ракурсе уровня развития этой субстанции и взятых им на себя доминирующих функций.

Если окружающий мир воспринимается только в качестве платформы для удовлетворения собственных потребностей, то можно сказать, что Эго развито на слабом уровне.

Высокоразвитое «Я» стремится быть частью мира, поэтому учитывает не только личностные интересы, но и интересы окружающих.

Что такое Эго-идентичность?

Эго-идентичность является важной составляющей теории психоаналитика Эрика Эриксона. В своих работах психоаналитик выделяет эго-идентичность, как важную часть становления и успешного существования личности.

Понятие больше затрагивает чувства, а не разум, поэтому его нередко используют в женской психотерапии.

Эго-идентичность – это целостность человеческой психики, в которой могут объединяться различные социальные и личностные роли.

Наилучшего развития Я-идентичность достигает в случае уверенности человека в жизненном пути и самоопределения в трех сферах: политике, профессии, религии. Неопределенность человека приводит к развитию личностного кризиса. Наиболее глубоким среди кризисов является подростковый, задача которого вывести подрастающего человека на новый уровень сознания и самовосприятия.

Эго – психология

Внутреннее Эго всегда находилось в центре внимания представителей психоанализа. Эту часть человеческой психики рассматривали в совокупности с Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Основоположником данной концепции является Зигмунд Фрейд, который считал движущей силой личности влечения и инстинкты. Его последователи – А. Фрейд, Э. Эриксон и Э.

Гартман – считали, что Эго является более независимой субстанцией, чем предполагал Фрейд и более важной.

Что такое Эго по Фрейду?

Эго по Фрейду – это высокоорганизованная структура в психике, отвечающая за ее целостность, организованность и память. Согласно Фрейду, «Я» стремится защитить психику от неприятных ситуаций и воспоминаний.

Для этого оно использует защитные механизмы. Эго является посредником между Ид и Супер-Эго. Я учитывает послания от Ид, перерабатывает их и действует на основе полученной информации.

Можно сказать, что Эго является представителем от Ид и его передатчиком во внешний мир.

Эго психология Эриксона хотя и была построена на основе разработок Фрейда, все же имела в себе существенные отличия. Основной акцент концепции был поставлен на возрастные периоды. Задачей Эго, по Эриксону, является нормальное личностное развитие.

Я способно развиваться, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, исправлять неправильное развитие психики и помогать бороться с внутренними конфликтами.

Хотя Эриксон и выделяет Эго, как отдельную субстанцию, но при этом считает ее неразрывно связанной с социальной и соматической составляющей личности.

В своей теории развития Э. Эриксон большое место отводит периоду детства. Этот длительный временной промежуток позволяет человеку развиваться в умственном плане и получить хорошую базу для дальнейшего самосовершенствования. Недостатком детства, по мнению ученого, является багаж иррациональных переживаний, тревог, страхов, которые оказывают влияние на качество дальнейшего развития.

Истинное и ложное Эго

Категория истинного и ложного Эга не относится к психологии, а проистекает из учения, описанного в древних индийских книгах – Ведах. В этих рукописях можно обнаружить другое понимание, что такое Эго.

Согласно этому учению, ложное Эго – это субстанция, которая помогает человеку воспринимать физический мир и жить в нем. Эта сила вызывает в человеке те желания и побуждения, которые необходимы для выживания и комфорта его самого и близких людей.

По этой причине данную субстанцию называют еще эгоизмом.

Истинное Эго выходит за пределы личности и корысти, помогает обращать внимание на окружающий мир, чувствовать его проблемы, помогать людям. Жизнь, в основе которой лежат поступки и мысли, проистекающие от истинного Я, становится светлой и чистой. Побороть эгоизм и жить, следуя за истинным «Я», своими силами невозможно. Основой такой жизни является высшая любовь к Богу.

Защитные механизмы Эго

Основоположником теории защитных механизмов является З. Фрейд. В научных работах он высказывался о защитных механизмах, как о средствах защиты психики от давления Ид и Супер-Эго. Эти механизмы работают на уровне подсознания и приводят к искажению реальности. Фрейд выделял такие Эго – защиты:

  • вытеснение – удаление из памяти информации, которая травмирует психику или является неприятной;
  • проекция – перенесение мыслей и желаний на другого человека;
  • замещение – перенесение негативной реакции с одного человека, вызвавшего реакцию, на другого;
  • рационализация – объяснение неприемлемого поведения с точки зрения логики таким образом, чтобы поведение стало казаться приемлемым или единственно возможным;
  • регрессия – возврат к поведению, характерному для более младшего возраста;
  • сублимация – перенаправление импульсов, вызывающих дискомфорт, в социально одобряемую деятельность;
  • реактивное образование – проявление поведения прямо противоположному тем желаниям, которые имеет человек;
  • отрицание – отказ осознавать неприятные события или мысли.

Как приобрести Эго?

Эго человека рождается вместе с появлением индивида в этот мир. В течение жизни оно может менять направленность, перерождаясь из эгоистичного Я в высшее. Мужское и женское Эго требует к себе внимания всего мира, так как считает себя центром Вселенной.

Религии разных народов сходятся во мнении, что перебороть своими силами врожденное эгоистичное Эго практически невозможно. Справиться с ним можно только с помощью сверхъестественной божественной силы.

Приобрести высшее Я можно путем постоянных духовных практик, чтения духовной литературы и самосовершенствования.

Как усмирить свое Эго?

Борьба с собственным Я является одной из самых трудных задач каждого личности. Если человек имеет Эго, раздутое страстями, злобой, завистью, материальными желаниями, то ему придется долго и тяжело сражаться с этой частью своей личности.

Первое, что необходимо для усмирения своего Эго, – это осознание того, что оно является эгоистичным, низшим. Следует понять, к чему оно ведет, распознать все свои стремления, желания, мотивы и побуждения. После этого необходимо выбрать способ, с помощью которого можно будет работать над своим Эго.

Для этого можно использовать духовные практики или же психологические программы работы над собой.

Книги про Эго

Огромное количество информации о внутреннем Я собрано в таких книгах:

  1. З. Фрейд «Я и Оно». В книге рассмотрена сила Эго, его значение и связь с бессознательной и сознательной стороной психики.
  2. А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы». Кроме размышлений над составляющими психики в книге можно найти подробное описание защитных механизмов.
  3. Э. Эриксон «Идентичность и жизненный цикл». В книге подробно описывается центральное понятие психологии Эриксона – идентичность.
  4. Э. Гартман «Философия бессознательного». В своей работе автор постарался объединить различные представления о бессознательном и собственном Эго.
Что такое нравственность в современном обществе и каковы ее функции? Высокие общественные понятия диктуют, как лучше жить в социуме, но у каждого должен быть свой выбор. Зная, что такое нравственность, человек может сделать себя лучше и добиться больших успехов. Развитие личности никогда не должно останавливаться. Что такое интеллект – известно всем, большинство людей под таким термином подразумевают большой объем знаний, а мало кто знает, что наличием интеллектуальных способностей у человека является умение применять на практике имеющиеся знания.
Сила мысли – исполнение желаний и закон притяжения Сила мысли доказана путем многочисленных экспериментов и на самом деле она способна на реальные «чудеса». Важно научиться правильно ее развивать и применять, чтобы добиваться разных результатов: привлечь человека, развить материальное положение, оздоровиться и даже изменить внешность. Что такое эмпатия в психологии и как ее развить? Что такое эмпатия с точки зрения психологического анализа. Какими упражнениями развить рассматриваемое определение. Особенности данного чувства и некоторые способы его познания. Поддается ли указанное понятие управлению и избавлению.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-ego-cheloveka-i-chto-takoe-ego-identichnost

Эго

Эгопсихология

Эго – наша ложная самоидентификация, источник всех психологических страданий и корень чувства собственной важности. Эго — это центральная мысль «я», от которой ответвляется множество чуть менее значимых мыслей – различных концепций и отождествлений.

Эго поддерживается за счет мыслей, которые оценивают внешние объекты как значимые. Чем больше значимости мысль придает событиям, тем важней ее роль как кирпичика в башне эго.

Пока держится отождествление с эго, мы пребываем в непрерывном поиске – в вечном устремлении к будущему, и никогда не чувствуем себя по-настоящему счастливыми в настоящем.

«Равновесие» эго

Эго постоянно ищет равновесия с внешней средой, но равновесие на этом уровне по определению недостижимо. Все дело в том, что эго по своей сути является пучком мыслей.

Все составные части эго – это ментальная «материя», которая пребывает в безостановочном движении в нашем относительном мире перемен.

Все течет, все меняется, и поэтому мысль «я» нуждается в постоянном отклике извне, который поддерживает неустойчивую природу эго. Мы пребываем в непрерывном устремлении утверждать собственную жизнестойкость.

https://www.youtube.com/watch?v=pYbIXhgJWt4

Мысли являются своеобразным оценивающим отражением событий. Например, мы видим ложку, лежащую на столе. «Ложка лежит на столе» – это мысль, без которой никакой ложки нет. Само определение объекта происходит на уровне мысли. Если мысль «нейтральная», как например мысль о ложке, вряд ли она будет иметь место в нашей самоидентификации.

Эго – источник отождествления

Сознание отождествляется с происходящим – как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты. В этой грани эго – это память – мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, отождествляющееся с ними эго страдает так, словно его уничтожают.

Если объект имеет нейтральную оценку, как в примере с ложкой, страдание носит номинальный характер. Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе.

Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он мучается, когда кто-то сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он страдает, когда его машина в аварии, потому что частица его эго – его самоидентификации в данный момент – под угрозой уничтожения.

Эго состоит из множества ложных «я» – у каждого человека десятки таких личин. Чем более грубое и «узкое» сознание, тем сильней отождествление с ложным «я», потому что ложная личность затмевает всю сферу восприятия.

Когда у заядлого автолюбителя его единственная машина в аварии, он может переживать почти смертельное отчаяние. Если же у него таких машин – с десяток, то проецирование самоидентификации равномерно распределятся на все десять, и от поломки одной, хозяин страдает не так интенсивно.

А если машины для хозяина неважны, тогда он и вовсе не переживет.

Эта закономерность прослеживается во всех личных качествах и внешних объектах, которыми личность владеет. Для творческой личности – это неоспоримость таланта и ценность творений. Для любящего мужа — любимая жена, которую он, как часть своего эго, воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям.

У фанатика эго проецируется на сферу своего фанатизма – в обществе он говорит лишь о том, за что «фанатеет», таким образом, утверждая собственное «я». По этой причине начинающие эзотерики так рьяно рассказывают о чакрах, МЛМщики – о «построении бизнеса», фанаты Спартака – о матчах и т.п. На progressman.

ru я уже косвенно затрагивал эту тему в статье об эгрегорах, где называл эго – «эгрегором имени себя».

Мы действуем по принципу приоритета – по такому принципу, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Каждая личность действует от эго.

Даже если где-то на земле идет война, для нашей персоны, куда более важным явлением может оказаться прыщ на лбу, потому что он имеет прямое отношение к самоидентификации.

Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго; эта важность является условной и субъективной – у каждого что-то свое имеет собственную исключительную важность.

А что если человек живет для других – занимается благотворительностью, или помогает близким? Все это также, делается под диктовку эго. И в этом нет ничего дурного.

Здесь я бы хотел ввести такой термин как «мудрое эго», нашедшее относительное равновесие и компромисс с жизнью. Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать – в этом их самоидентификация.

Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни. Здесь для ясности можно провести черту между эго и эгоизмом.

Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет собственный набор ложных личностей, с которыми отождествляется. Когда у людей важность или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес – программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них подобный интерес держится.

Сама по себе дружба – это программа, которую друзья взаимно подкрепляют. Без взаимности эта программа теряет внешний поддерживающий отклик и становится менее устойчивой – дружить в одни ворота способен не каждый.

Сексуальность 
– это мощное укрепление центральных отождествлений эго – телесных и личных качеств.

Комплименты, одобрение, а главное – непосредственный интимный контакт партнеров – это колоссальная подпитка эго – поддержка его неустойчивой природы. Исходя из этого, можно понять, почему секс так активно муссируется в нашем обществе.

Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение, затем сканирование реальности на предмет одобрения продолжается.

Обыденная «любовь» – это самоидентификация с деятельностью своего фаворита, что вызывает сильную зависимость и неадекватно преувеличенную реакцию на поведение объекта «любви».

«Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. А после выработки новых качеств, «любовь» сглаживается. Эта тема освещалась подробней в статье о влюбленности.

В этом ракурсе можно сказать, что любовь – это такой инструмент эволюции и развития сознания.

Выходрядом

Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.

Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются.

Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом.

Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.

Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.

В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже. Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.

Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц.

Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас.

Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Источник: https://progressman.ru/2009/04/ego/

ovdmitjb

Add comment