Irvuz

Эффективность социальной работы

Эффективность социальной работы

Эффективность социальной работы

Существуют два подхода к определению понятия эффективности социальной работы.

Первый — это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанное с обеспечением этих результатов.

Ключевыми проблемами применительно к такому определению выступают измерение (описание) результатов или эффектов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.

«Ситуации соотношения» бывают самыми разными. Затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях достигнуты более высокие по сравнению с прежними периодами. Затраты сокращены, а результаты остались те же, что и при несокращенных затратах или даже выросли.

Затраты в какой-то степени возросли, а результаты стали еще большими.

На практике приходится считаться с так называемыми «предельными результатами», когда их количественные и качественные характеристики не возрастают из-за лимитации ряда факторов, имеющих конкретный характер в данном учреждении социальной защиты.

Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Ключевая задача, исходя из такого понимания, — измерение (описание) результатов.

Поскольку результаты и затраты могут предполагаться, планироваться, намечаться или выступать в виде целей (задач), постольку эффективность может быть предполагаемой (расчетной, планируемой) и фактической (реально достигнутой).

Другими важными проблемами являются оценка эффективности; выбор предметов оценки эффективности; субъекты, оценивающие эффективность, методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность/неэффективность.

Следует отметить, что исследования в области эффективности соцработы начались недавно — в начале 1996 г. И поэтому имеются только первые научные итоги, связанные главным образом с разработкой понятийного аппарата, определением видов методик и методов, с помощью которых можно производить оценку эффективности.

Важным понятием выступает предмет оценки эффективности соцработы или то конкретное, что может или фактически оценивается. Соответственно с предметом связаны методики, перечень которых приведен в таблице 23.

Параметрический метод

Параметрический метод находится в основе так называемых «параметрических методик». Он предполагает сопоставление двух ключевых параметров:1) было состояние пациента (клиента) раньше;

2) нынешнее состояние пациента (клиента).

Данный метод предполагает описание состояния пациента (клиента) «на входе» (например, при приеме в центр реабилитации ребенка с ограниченными двигательными возможностями) и «на выходе», т.е. при завершении реабилитационного периода.

Разница между этими двумя параметрами представляет «реабилитационный эффект» или результат, свидетельствующий об эффективности использованных реабилитационных средств, методик, организации реабилитации, квалификации персонала и др.

Главными проблемами разработки параметрических методик являются: разработка и описание параметров «на входе» и «на выходе»; определение основных факторов эффективности и неэффективности как с точки зрения промежуточных, так и конечных параметров.

Метод на основе удовлетворения потребностей клиента

Метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента (клиентов).

Данный метод имеет следующие разновидности:1) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные (с помощью анкет) опросы клиентов;2) параметрический метод, с помощью которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам или соответствующим стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе соцобслуживания;

3) сочетание первого и второго методов.

При использовании данных методов приходится считаться с так называемыми «неожиданными реакциями клиентов», когда они обращаются в орган соцзащиты с жалобами, вопросами, просьбами, в которых находят выражение их потребности.

С точки зрения структур, управляющих процессом соцобслуживания, важно обладать информацией об удовлетворяемых, не полностью удовлетворяемых и по каким-то причинам не удовлетворяемых потребностях своих клиентов. Это, как показывает практика, позволяет более целенаправленно строить работу по соцобслуживанию, добиваться необходимых ресурсов, использовать новые формы и методы и др.

Метод оценки эффективности/неэффективности относится к весьма прагматичным, так как позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности; представить их в наглядном и обозримом виде, например, с помощью соответствующий таблицы; разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности соответствующего учреждения.

Покажем этот метод на примере ЦСО «Сокольники» (г. Москва). По оценкам директора этого ЦСО (хотя оценочная база может быть более обширной), основными факторами эффективности/неэффективности в 1995 г. в работе данного учреждения были следующие.

При использовании данного метода возможно деление факторов неэффективности на три группы:1) факторы, практическое решение которых не зависит от нашей структуры (так называемые «верхние» или «чужие» факторы);2) факторы, практическое решение которых зависит от данного учреждения («наши» факторы);

3) факторы, находящиеся на «водоразделе» своих и чужих.

Особенностью этого метода является не только его «оценочный характер», но и направленность на решение практически значимых проблем, входящих в перечень факторов неэффективности.

При этом ситуации, в которых это может происходить, самые различные: ситуация, когда «зажала неэффективность» ; ситуация планомерной диагностики и совершенствования; ситуация «самой значимой проблемы»; ситуация «давления сверху»; ситуация случая и другие.

Анкетный опрос является одним из методов оценки как эффективности, так и неэффективности деятельности учреждений соцзащиты, работы пиков. При этом встречаются следующие разновидности этого метода:

Отдельные вопросы по оценке эффективности/неэффективности «встроены» в анкету, например, «Анкета работника социального обслуживания на дому» содержит такие вопросы:— Как Вы оцениваете эффективность своей работы? высокая; достаточно высокая; средняя; низкая; очень низкая.

— Ваши предложения по улучшению Вашей работы по обслуживанию пожилых людей?

По своей конструкции первый вопрос закрытый, так как он «задает» уровни оценок. Второй вопрос — открытого типа и рассчитан на свободное высказывание мнений, предложений.

Оба этих вопроса рассчитаны на выяснение так называемой «первичной картины» или на получение первоначальных оценок и предложений.

Далее могут производиться более глубокие оценки, позволяющие выявить и систематизировать проблемы эффективности/неэффективности .

На практике также используются анкеты, которые целиком посвящены выявлению факторов эффективности/неэффективности.

Такие «целевые анкеты» позволяют собрать и обработать разнообразную информацию, позволяющую разрабатывать меры (мероприятия) по повышению эффективности.

Для этого требуется квалифицированная разработка самой анкеты с учетом затрат на ее тиражирование, а также сбора и обработку информации.

При оценке эффективности деятельности учреждений соцзащиты применяется также метод оценки затрат, т.е. стоимостная оценка соцобслуживания как по стоимости услуг для одного клиента, так и всего контингента обслуживаемых.

При этом важно соотносить затраты на соцобслуживание с показателями, которые выбраны в качестве «результатов», и считаться с их «колебанием» — результаты стали выше, сохранились на прежнем уровне или ухудшились.

Затраты также могут колебаться — возрастать, сохраняться в прежних пределах или уменьшаться, поэтому методики оценки эффективности должны учитывать эти колебания.

Источник: https://psyera.ru/effektivnost-socialnoy-raboty-1922.htm

Критерии эффективности социальной работы

Эффективность социальной работы

Эффективность социальной работы – это максимально возможное достижение целей по предоставлению социальных услуг, удовлетворению потребностей населения или отдельного клиента при оптимальных затратах и в данных условиях.

Замечание 1

Эффективность социальной работы – отношение полученных результатов к выдвинутым ранее целям. Сущность эффективности социальной работы – способность отдельных элементов системы или всей системы реагировать и отвечать на потребности и запросы населения.

Для определения эффективности социальной работы проводят сравнительный анализ, в результате которого сопоставляются первоначальные данные о клиенте и полученные социальной службой в процессе работы. Проводится количественная и качественная оценка прежнего и нынешнего состояния дел, делаются выводы об эффективности социальной работы.

Эффективность социальной работы можно рассматривать как соотношение достигнутых результатов и затрат для обеспечения этих результатов. Эффективность может выражаться как планируемая, расчетная, фактическая.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эффективность социальной работы можно оценивать по основным видам оказания социальных услуг.

Сущность критериев эффективности социальной работы

Необходимым условием совершенствования системы социального обслуживания и социальной защиты населения как элементов социальной работы является использование базовых информационных данных, объективно отражающих состояние всей системы.

Система критериев и показателей эффективности социальной работы является инструментарием социального работника для получения необходимой информации. Данная система критериев должна содержать данные о клиентах, перечень предоставленных услуг, результаты и т.д.

Эффективность социальной работы можно определять по общим и специфическим критериям:

  1. Общие критерии позволяют оценить эффективность социальной работы в масштабах территориальной социальной службы.
  2. Специфические критерии позволяют оценить основные формы и методы социальной работы, виды социального обслуживания, направленные на определенные категории населения.

Эффективность социальной работы основывается на следующих принципах:

  • умение правильно обозначить проблему клиента;
  • анализ причин, приведших к проблеме;
  • оценка возможности разрешения сложившейся ситуации;
  • разработка плана действий;
  • включение клиента в решение проблемы;
  • анализ результатов проведенной работы.

Критерии эффективности социальной работы могут применяться на различных уровнях: микроуровень – уровень клиента, отдельного индивида; мезоуровень – уровень города, района, области; макроуровень – уровень государства.

Замечание 2

Наибольшее значение в повышении эффективности социальной работы играет микроуровень, непосредственная работа специалиста социальной службы с клиентом.

На макроуровне происходит стабилизация негативных тенденций социального состояния общества, преодоление социальных девиаций.

При этом сложно выделить индикаторы, позволяющие выяснить вклад отдельных социальных работников в преодоление таких проблем и девиаций, как безработица, бедность, бездомность, социальное нездоровье и т.д.

, так как их решение зависит от осуществления социальной политики, характера социально-экономических реформ, эффективности реализации механизма социальной безпасности.

Анализ эффективности социальной работы может проводится по-разному, в зависимости от особенностей проблем клиента и его личности. Необходимо использовать такие индикаторы, как «степень свободы», «мера активности», «жизненная сила клиента», «уровень развития воли», «умение использовать ресурсы среды и свои возможности».

В задачи социального работника входит помощь человеку, попавшему с сложную жизненную ситуацию. Социальный работник должен определить направление действий клиента, стимулировать его жизненные силы, рационально подобрать средства и методы, способствующие выходу из трудной ситуации.

Социальный работник, рассматривая клиента с позиций социальных и психологических наук, должен провести антологию деятельности клиента; учесть особенности субъектно-индивидуального существования человека в сложной жизненной ситуации; определить характеристики клиента (его отличительные черты, качества, свойства, аксеологические особенности – мотивационные, ценностные, целевые и оценочные характеристики), позволяющие наиболее полно использовать его внутренний потенциал; учитывать онтологические и праксеологические характеристики.

Объективная оценка всех характеристик позволяет спроектировать планомерный переход клиента от одного состояния к другому, необходимому для выходя из сложившейся жизненной ситуации.

Замечание 3

Перечисленные характеристики могут выступать показателями, позволяющими отслеживать динамику развития или восстановления сущностных сил человека при содействии и помощи социального работника.

Нормативные критерии эффективности социальной работы

Критерии эффективности социальной работы имеют как количественную, так и качественную природу. Они носят комплексный характер.

Существуют нормативные критерии эффективности предоставления социальных услуг и показатели, позволяющие выяснить состояние клиентов социальных служб.

Граждане, обращающиеся за помощью в социальные учреждения, обращают внимание, в первую очередь, на личностные качества социального работника (отзывчивость, доброту, справедливость, профессионализм). Среди негативных качеств, встречающихся у социальных работников, выделяют грубость, безразличие, низкий профессионализм и лживость.

В настоящее время для определения эффективности социальной работы используют четыре группы критериев и показателей эффективности:

  • проведения государственных и региональных целевых программ, ориентированных на развитие социального обслуживания и социальной защиты различных категорий населения;
  • деятельности социальных служб;
  • деятельности работников социальной сферы;
  • социального образования (подготовка, переподготовка специалистов по социальной работе).

Использование критериев эффективности социальной работы – важный этап в достижении наибольшей эффективности в социальной деятельности как особом виде профессиональной деятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_rabota_kak_nauka/kriterii_effektivnosti_socialnoy_raboty/

ovdmitjb

Add comment