Irvuz

Двигательная терапия

Содержание

Танцевальная терапия

Двигательная терапия

/ Саморазвитие

Танцы – это не только весёлое, но ещё и весьма полезное занятие. Маленькие дети обладают гораздо большей свободой и лёгкостью движения, нежели взрослые.

Они познают мир в первую очередь посредством телесных ощущений, и задача родителей – постараться сделать так, чтобы отрицательных отпечатков (травм, физических наказаний) было значительно меньше, чем положительных.

Для психически коррекционных целей была создана целая программа – танцевальная терапия для детей.

Основные цели и задачи

Танцевальная терапия как метод психокоррекции давно зарекомендовала себя на практике с лучшей стороны и применима для людей всех возрастов. Особенно важна работа в этом направлении для детей дошкольного возраста.

Обучение в школе сопряжено с изменением привычного ритма жизни, установлением чётких норм поведения, правил. Такая стрессовая ситуация вызывает массу эмоций, с которыми необходимо совладать.

Психология самосовершенствования и самовыражения в танце позволяет не только справиться с этой задачей, но и подготовиться.

Одна из важнейших составляющих, которые имеет данная методология – танцевальная игра. Упражнения на занятии преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая напряжённые чувства и эмоции в движения.

Музыка дополняет танцевальную терапию, способствуя выражению радости. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и восторг.

Таким образом, целями танцевальной терапии являются:

  1. снятие психоэмоционального напряжения;
  2. выплёскивание энергии;
  3. снятие своих страха и агрессивности;
  4. осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах;
  5. проигрывание своих внешних и внутренних ощущений;
  6. совместное переживание волнующих ситуаций;
  7. пробуждение положительных эмоций;
  8. развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать),
  9. умение рассуждать логически и проявлять инициативу;
  10. сплочение в коллективе.

Основные задачи

  1. осознание своего тела участниками занятия;
  2. формирование осознания возможностей применения тела, средств для выражения чувств;
  3. обучение установлению взаимосвязи эмоций с движениями, изучение чувств через танцевальную экспрессию и высвобождение их.

Принципы работы терапии танцем

Виды танцевальной терапии и их упражнения, как правило, подразделяют:

Те, в которых руководитель (то есть взрослый) чётко излагает задачу, а затем показывает её сам. В данном случае дети должны подражать движениям. Это могут быть:

  • игры с ритмикой;
  • «повторялки»;
  • игры на перемещение в пространстве;
  • игры на улавливание движений (замедленно — быстро, высоко — низко)

Упражнения, которые выстроены на основе импровизации, когда руководитель лишь даёт объяснения условностей и инструкций:

  • на конкретную тему («бал снежинок», «танец стрекозы»);
  • со всевозможными предметами (с букетом, с платком, с книгой, с панамкой, с игрушкой);
  • на определённое действие и перемену обстоятельств («знакомство», «в невесомости»);
  • контактные импровизации (попарно, в группе);
  • релаксационные упражнения.

Также данные техники танцевальная терапия может совмещать, интерпретировать.
К примеру, дети меняют ритм, способ выполнения или темп при смене музыкального сопровождения, обстоятельств.

Условия, которые важны для выполнения любого упражнения или техники: добровольное участие, открытое выражение чувств, ответственность, активность и конфиденциальность.

Этапы и упражнения

Итак, от теории и изучения методики танцевальной терапии перейдём к практике. Выделяют следующие этапы (части) занятия:

  1. разогрев
  2. основной
  3. завершающий

Такой интегративный (целостный) подход очень важен. Он позволяет не просто что-то делать, а подготавливаться к процессу и закреплять его. Интегративная танцевально-двигательная терапия захватывает сознание, наполняет реальность смыслом, создавая некое единство тела с эмоциями и чувствами.

Разогрев

  • На эту часть интегративной танцевально-двигательной терапии отводится около трёх минут, понадобится музыкальный проигрыватель с соответствующими записями, где прослеживается чёткий ритмический рисунок.
  • Целью данного этапа является подготовка тела к работе. Все участвующие встают в круг, руководитель называет определённую часть туловища, и дети в произвольном порядке придумывают для неё движения. Так по очереди танцуют кисти рук, затем руки полностью, голова, плечи, живот и ноги.
  • Разогреваясь и подготавливаясь к занятию интегративной танцевально-двигательной терапии ребёнок начинает осознавать и снимать мышечные зажимы, расширять экспрессивные резервы. Затем с детьми можно обсудить, что было легко, а в чём возникали затруднения, а также что они при этом чувствовали.

Основная деятельность

Далее необходимо углубить и развить у ребенка осознание собственного тела, его возможностей, помочь ему понять взаимосвязь чувств и движений. Также здесь интегративная танцевально-двигательная терапия помогает высвободиться эмоциям наружу при помощи танцевальной экспрессии.

  • Упражнение “Режиссёр-актёр”Сначала руководитель становится режиссёром, а затем дети разбиваются на пары актёр-режиссёр. Суть данного упражнения танцевально-двигательной терапии в следующем: режиссёр просит актёра выполнить сначала какое-либо привычное движение (например, ходьбу или приседание), а затем сделать его каким-то необычным способом.Так дети учатся осознавать свои танцевально-экспрессивные стереотипы, приобретают новый двигательный опыт.Для упражнения понадобится любая ритмичная музыка
  • Упражнение “Следуй за главным” Дети делятся на группы по пять человек, которые выстраиваются в ряд. Затем выбирается главный и становится перед остальными участниками команды. Его задача – делать любые оригинальные движения, которые другие будут за ним воспроизводить. Каждый ребёнок должен обязательно побывать в роли главного, не повторяясь при этом со своим предшественником.Такое упражнение позволяет экспериментировать с движениями, стимулировать танцевальную экспрессию. Кроме того, важную роль играют межличностные позиции ведомого и ведущего.
  • Упражнение «В космосе» В рамках данного упражнения необходимо представить себя за пределами земного пространства. Если дети не знают, нужно объяснить им, что значит невесомость в космосе. А теперь задача участников группы – выполнять различные движения космонавта. Вариантов здесь масса: можно поиграть в футбол, баскетбол, кувыркаться, выполнять какие-то физические потребности (например, кушать), знакомиться с инопланетянином. Кроме того, интересно будет угадывать, что изображает другой участник группы. В роли ведущего может выступать как взрослый, так и ребёнок.Упражнение не просто развивает фантазию у детей, оно ещё и помогает почувствовать своё тело, его возможности.
  • Упражнение «Зоопарк» Каждый ребёнок должен вообразить себя любым животным в зоопарке и полностью перенять его форму, повадки, звук. Далее ведущий сообщает, что звери выбрались из клеток на свободу. Дети (животные) начинают двигаться по комнате, взаимодействовать между собой, проявлять различные чувства и эмоции (любовь, гнев, боль, страх, дружбу).В конце обязательно нужно поделиться своими настроением, эмоциями и впечатлениями от упражнения, рассказать, что получалось, а что не очень, почему выбрали именно такое животное для подражания.
  • Упражнение “Имя” Каждый ребёнок должен назвать своё имя, а затем показать его движением так, как он себе его представляет. Затем задача усложняется: необходимо всем вместе называть имя каждого участника и повторять его движение.Обязательно нужно спросить детей, что они испытывали в момент выполнения данного упражнения, каким было их настроение.

Завершение

В результате занятия танцевальной терапии дети эмоционально возбуждаются, поэтому в конце занятия необходимо помочь им снять напряжение, а также восстановить дыхание.

Для этого существуют различные упражнения и техники. Вот некоторые из них:

  • Упражнение “Восходящее солнце” Включается медленная и сдержанная музыка и дети усаживаются в круг. Необходимо закрыть глаза, расслабиться и представить восходящее солнце, которое наполняет всё вокруг светом и теплотой. В конце упражнения детям нужно сказать, что это их внутреннее солнце. В те моменты, когда настигают негативные эмоции: грусть, тоска и тревога, нужно точно так же закрыть глаза и позволить солнышку взойти.Эта задача многим не под силу с первого раза, но со временем дети учатся справляться с отрицательными эмоциями при помощи релакса.
  • Упражнение “Хвалим себя” Можно выполнять в положении стоя или сидя. Необходимо вытягивать ручки вперёд, как бы стремясь за ними всем своим телом и произносить слово «Умница», растягивая первый слог. Теперь руки тянутся в стороны, а тело наклоняется вперёд. Произносится слово «Молодец» с протяжным ударным слогом.Так все зажимы, которые вызваны стрессовыми ситуациями, расслабляются, ребёнок приобретает уверенность и позитивный настрой.

В конце интегративной танцевально-двигательной терапии обязательно нужно обсудить с детьми их чувства, что понравилось выполнять, а что не очень.
Поклон – это прощание в движении, им нужно завершить занятие.

Заключение

Иногда можно услышать термин «танцевальная арт-терапия». Арт – искусство, то есть танцевальная терапия является не чем иным, как исцеляющим творчеством.

Оздоровительную силу танцу приписывали ещё в давние времена, используя различные движения в качестве средства для избавления болезней любого уровня.

В наши дни задачи танцевальной терапии направлены прежде всего на эмоциональное и психическое здоровье.

Хореография – это особое средство, формирующее и гармонизирующее личность.

В развитии ребёнка это важный аспект, поэтому чем раньше родители начнут с ним заниматься практикой танцевальной терапии, тем лучше будет результат.

Здесь приведена лишь общая характеристика метода танцевальной терапии и некоторые упражнения. Но главное – осознать её смысл.

Поняв суть метода можно импровизировать и выполнять упражнения дома, не обращаясь для этого в специальные клубы и студии.

Загрузка…

Источник: https://kladvsebe.ru/samorazvitie/tancevalnaya-terapiya.html

Исцеление души: танцевально-двигательная терапия

Двигательная терапия

Наше тело – отражение души. Танцевально-двигательная терапия — это эффективный метод психологической коррекции и поддержки.

Танцевально-двигательная терапия — это уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика неразрывны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.

Именно в психосоматическом единстве заключена основная суть человека. Ведь тело – это самое правдивое зеркало души. Наши переживания, проблемы, тревоги и конфликты никуда не уходят, а бессознательно проявляются в наших движениях, а точнее — в мышечных блоках, зажимах и ограничениях.

Танцевально-двигательная терапия, используя танцевальную импровизацию и структурированную хореографию и делая акцент на осознанное движение,снимает мышечные блоки, помогает полному выражению и раскрытию нашего внутреннего «я», а также открывает безграничные возможности для самопознания и обретения целостной и гармоничной личности. 

shutterstock.com

Скажи мне, как ты двигаешься, и я скажу, что ты сейчас чувствуешь

Истоки танцевально-двигательной терапии стоит искать в древних цивилизациях, где танец был одним из главных способов самовыражения человека и коммуникации с окружающим миром. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса «Из какого ты племени?» спрашивают: «Какой танец ты исполняешь?»

В начале ХХ века важную роль в понимании и интерпретации танца сыграли Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Мэри Вигман, Марта Грэм.

Находясь в авангарде танцевального искусства, они во многом опережали свое время. Отказавшись от классического понимания танца, подчиненного строгой технике, они настаивали на выражении индивидуальности и творческой свободы личности посредством танца.

Они полагали, что, полностью вовлекая себя в танец, мы обращаемся к тайникам своей души, учимся заново слушать и понимать свое тело, а значит, раскрываем себя во всей целостности и глубине.

Как самостоятельное направление в психотерапии танцевально-двигательная терапия стала формироваться благодаря бурному развитию психоаналитических школ: психоанализу З. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Юнга.

К 40-50-м годам ХХ века психоаналитические направления довольно прочно укрепились в психотерапии как альтернатива гипнозу. Появилось множество различных школ, которые, опровергая или развивая основные идеи классической школы психоанализа, вносили огромный вклад в общее понимание психологических законов.

Истоки танцевально-двигательной терапии

Особенное значение имеет учение Вильгельма Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Будучи одним из самых талантливых учеников З. Фрейда, он первым среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и прежде всего, как он говорит.

На фото: Вильгельм Райх
ru.wikipedia.org

Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а концентрируются в мышцах и проявляются в виде мышечных блоков. Они, оставаясь в теле годами, образуют мышечный панцирь и влияют на формирование общего эмоционального состояния человека.

Для борьбы с мышечными зажимами Райх предложил использовать не только вербальный анализ. Его методика призвана была непосредственно воздействовать на мышечные блоки и освободить скрытые в них эмоции, чтобы на этой основе возможно было анализировать ситуации, поступки и отношения с людьми, послужившие причиной переживаний.

Лечение танцем

Сегодня танцевально-двигательная терапия обращается к пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В. Райхом, но практически не использует его методы работы. 

Наши переживания, тревоги и конфликты никуда не уходят, а бессознательно проявляются в наших движениях.

Системное понимание принципов движения и способы анализа движения были впервые сформулированы Рудольфом фон Лабаном и Ирмгард Бартениефф.

Австрийский танцовщик, хореограф и философ Рудольф фон Лабан был выдающимся педагогом, который претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце.

Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, позволяющий максимально раскрыть индивидуальные особенности каждого танцовщика.

Он создал специальную систему записи и описания каждого человеческого движения (подобно нотам для записи музыки), которая в настоящее время активно используется в хореографии и является теоретической основой и способом анализа и диагностики в танцевально-двигательной терапии – так называемый Лабан-анализ (LMA). 

Система Рудольфа фон Лабана была расширена и углублена его ученицей Ирмгард Бартениефф. Спасаясь от нацистской Германии, в 1936 году Ирмгард эмигрировала в США, где работала физиотерапевтом с различного рода пациентами, в частности с больными полиомиелитом.

Наблюдения и практика работы со страдающими от подобного недуга пациентами позволили ей создать собственную систему упражнений (основы Бартениефф), сочетающую в себе Лабан-анализ и принципы неврологии и анатомии.

Ирмгард Бартениефф сделала основной акцент на гармонизирующем движении и технике экономичного использования тела в движении. Неслучайно наряду с клинической практикой Бартениефф обучала танцоров, хореографов, психологов, танц-терапевтов, антропологов. 

Танец как метод психотерапии

Отдельного внимания заслуживают такие имена, как Мэриан Чейс, Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилиан Эспенак. Имея собственную студию, Мэриан Чейс впервые стала использовать танец как метод психотерапии.

В процессе обучения студентов она заметила, насколько сильно они меняются во время танца, становясь более целостными и гармоничными. Существует даже легенда, что необыкновенный терапевтический эффект от ее занятий был замечен психотерапевтами, которые стали отправлять к ней на лечение своих пациентов.

В 1946 году Мэриан Чейс была приглашена на работу в психиатрическую клинику Св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия, где в тесном сотрудничестве с психиатрами родился ее метод, получивший национальное признание.

Именно эту дату можно считать днем рождения танцевально-двигательной терапии. Кстати, клиника Св. Элизабет до сих пор помнит славу Мэриан Чейс и считается одним из самых гуманных и передовых лечебных учреждений США.

На фото: Мэриан Чейс
adta.org

Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилиан Эспенак также признавали единство души и тела. Хотя каждая из них разрабатывала свой собственный метод, все они использовали танец как средство раскрытия спрятанных чувств, проявления индивидуальности, обретения целостности и полноты жизненных ощущений.

В России танцевально-двигательная терапия появилась в 90-х годах ХХ века и изначально развивалась как вид программы личностного роста для взрослых. Сейчас она выделена в самостоятельное направление психотерапии.

Значительно расширился и круг ее применения, начиная от разнообразных программ для взрослых (программы личностного роста, борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсона, аутизм, посттравматические расстройства и проч.).

Материал подготовлен вице-президентом Ассоциации танцевально-двигательной терапии Ириной Бирюковой

Источник: https://vitaportal.ru/psihologiya/istselenie-dushi-tantsevalno-dvigatelnaya-terapiya.html

Танцевальная терапия: описание, история, суть лечения

Двигательная терапия

Танцевальная терапия – это совершенно уникальное явление. Что оно собой представляет? Это направление психотерапии, в котором движение и танец способствуют как физической, так и эмоциональной интеграции индивида. У данного метода богатая история. Да и вообще, он представляет собой определенный интерес. Так что данной теме хотелось бы уделить отдельное внимание.

О предпосылках

Всем людям, хоть немного знакомым с фольклором, историей и искусством, хорошо известно, что танец испокон веков был неотъемлемой частью различных ритуалов, общинной жизни и прочих практик. Это больше, чем просто движение под музыку.

Танец нёс сакральную, коммуникативную, идентификационную, экспрессивную и рекреационную функции. Он помогал свободно выражать себя, контактировать с партнёрами, эмоционально разряжаться и снимать физическое напряжение.

По сути, все перечисленные функции танец несёт и сегодня.

Целебные свойства танца в XX веке побудили специалистов в области психотерапии использовать их, как новый метод лечения. К тому же в то время появился модерн.

Танец данного жанра стал совершенно особенным. Ведь именно в нём подчеркивалась индивидуальность каждого человека и важность личного.

Первыми танцевальными терапевтами стали такие люди, как Айседора Дункан, Мэри Вигман и Рудольф Лабан.

И, конечно, рассказывая о предпосылках, нельзя не отметить вниманием учение В. Райха. Этот специалист уверял, что все невыраженные человеком переживания и эмоции никуда не исчезают. Они накапливаются в мышцах. И появляются своеобразные «блоки».

В целом танцевально-двигательная терапия, упражнения которой будут отмечены вниманием чуть позже, обращается к учениям Райха. А точнее, к тому, как объясняет специалист работу психосоматических механизмов. Но методы его как таковые не используются.

В россии

В нашей стране данное направление появилось не очень давно – в 90-х годах. И изначально даже не было обозначено такое понятие, как танцевальная терапия.

Теория гласит: в России она изначально представлялась как метод личностного роста и развития. А вот в 1995-м понятие уже появилось. А вслед за ним – АТДТ (Ассоциация танцевально-двигательной терапии). Её организовали в Москве.

И АТДТ работает при поддержке Американской, Европейской и Международной ассоциаций.

Сейчас ТДТ – это самостоятельное направление в психотерапии. И круг его применения очень широк. Танцевальная терапия направлена на борьбу со стрессами, болезнью Паркинсона, аутизмом, посттравматическими расстройствами и т.д.

Как и любая другая лечебная методика, данный вид терапии опирается на определенные положения и правила. Им следуют и врачи, работающие в данном направлении.

Суть главного принципа заключается в том, что тело человека и его психика неотделимы. И они постоянно друг с другом взаимодействуют. Также танец воспринимается как способ коммуникации.

И человек, занимающийся ТДТ, вступает в контакт с собой, партнёром и целым миром.

Ещё один важный принцип заключается в единстве мыслей, чувства и поведения. Потому что любое изменение в одном аспекте влечёт за собой перемены в двух других. В этом, кстати, проявляется принцип целостности.

Также «изюминкой» является восприятие своего тела в качестве не объекта или предмета, а процесса. Само осознание этого отражается на результате, преподнося нужный эффект.

И ещё один важный принцип – в ходе практики танцевальной терапии специалист обращается к творческим ресурсам человека, как к бесконечному источнику созидательной энергии и жизненной силы.

Цели

Танцевальная терапия для детей и взрослых направлена на достижение одинакового результата. цель заключается в расширении сферы осознания своего тела, а также его возможностей и особенностей. Важно, чтобы человек сумел развить доверие по отношению к самому себе и улучшил свою самооценку. Для этого врачи и занимаются развитием тела пациента, прививают ему любовь к этому делу.

Ещё одна цель заключается в совершенствовании социальных умений и интеграции внутреннего опыта. Важно, чтобы человек в ходе лечения установил особую связь между движениями, мыслями и чувствами.

Методы

Стоит отметить, что существуют разные группы танцевальной терапии. Основной является клиническая. Это вспомогательный тип терапии, образующий эффективный в плане лечения симбиоз с медикаментами, прописанными пациентам.

Клиническая ТДТ может длиться долго – иногда на протяжении нескольких лет. Но эффективность того требует. Кстати, особенно хорошо она помогает пациентам, имеющим нарушения в речи и межличностных коммуникациях (то есть в общении).

Кстати, появилась клиническая ТДТ более 75 лет тому назад.

Также широкое применение находит ТДТ у людей с психологическими проблемами. И этот вид терапии намного более сложный, чем ранее упомянутый. Поскольку он направлен на решение конкретных проблем человека. И проводится такая ТДТ как в группе с другими пациентами, так и в индивидуальном порядке. В основу метода обычно ложится аналитическая психология.

А ещё существует танцевальная терапия для тех людей, у которых нет никаких проблем, но они хотят от своей жизни чего-то большего. Например, узнать с помощью ТДТ своё скрытое «я», найти новый способ самовыражения и начать взаимодействовать с другими.

Инновация

Как уже было сказано в начале, ТДТ обрела популярность не так давно. Что не удивительно, ведь это инновация.

В ходе занятий с пациентами врач использует умения, навыки и знания, которые относятся к психологии, творчеству, искусству, физиологии и терапии. Это важно. Ведь практически каждая болезнь является психосоматической.

И до того момента, когда недуг начинает проявлять себя на телесном уровне, он появляется в подсознании. То есть на уровне психики.

ТДТ особенна тем, что в ходе её проведения уделяется огромное внимание не только мыслительным процессам и когнитивным методам реабилитации, но ещё и физической и творческой части.

То есть, проще говоря, задействуются оба полушария. А это – то, что необходимо гармоничному и целостному человеку. И как бы то ни было, но самым неизученным аспектом нашего мира на сегодняшний день является именно человек.

А именно то, как его тело взаимодействует с психикой.

Польза

Танцевальная терапия, история которой весьма интересна, действительно эффективна. Она как нельзя лучше сводит к минимуму физическое напряжение и увеличивает подвижность человека.

Если верить пресловутой теории Райха, то получается, что тот самый мышечный «зажим» ликвидируется. Ведь человек начинается двигаться, выражать свои чувства и эмоции в ходе танца.

И скопившаяся энергия, которая тратилась на поддержание мышечного «зажима», находит своё применение.

Ценность артистических переживаний очень велика. В танце они даже из бессознательного извлекают потребности и влечения, о которых пациент мог даже не догадываться. Иначе говоря, он просто избавляется от них.

К тому же ТДТ – отличный способ для невербального взаимодействия. Именно по этой причине в последнее время обрели популярность групповые занятия. Человек начинает контактировать не только с целителем, но ещё и с другими участниками. А это – дополнительный сброс напряжения и более расслабленная обстановка.

Групповые занятия значительно улучшают эмоциональное и физическое состояние пациентов. А если они ещё и являются подростками, то ТДТ помогает им увеличить уровень своей самооценки и выработать более положительный образ собственного тела.

Контактируя с другими участниками группы, молодые люди могут пробудить в себе новые, ранее неизведанные чувства.

Итак, методы танцевальной терапии мы рассмотрели максимально подробно. Теперь можно затронуть вниманием и упражнения. Каких-то ограничений и общепринятых стандартов нет. Ведь одна из целей, как уже говорилось ранее, заключается в демонстрации свободы и творчества.

Самое главное, чтобы движения, исполняемые пациентом, были направлены на осознание им собственных же чувств в данный, конкретный момент. Его задача – танцем выразить свои переживания. И терапевт, наблюдая за ним, должен понять, что пытается донести пациент. Здесь вступает в действие психоанализ.

В задачи врача входит обязанность максимально точно разобрать поведение пациента, что поможет понять его проблему.

Потом целитель вместе с человеком приступает к расширению ограниченного потенциала движений. Так удаётся раскрепостить пациента, направить его на преодоление комплексов и психологических проблем. На это и направлена танцевальная терапия.

Упражнения являются тем, на чем должен сконцентрироваться пациент во время занятий. Когда человек «тянется», то ему важно прочувствовать, что именно в данный момент он чувствует. А врач, в свою очередь, должен помочь ему прийти к осознанию своих физических ощущений. На последней стадии пациент обычно чувствует, что его душа едина с телом, и передает это своим танцем.

Что ещё стоит знать?

Для ТДТ не существует преград. Никаких возрастных рамок или же ограничений по диагнозу. Сейчас существуют центры, работающие со взрослыми и детьми, которые принимают любых желающих, помогают справиться с личностными проблемами, тревогами, страхами, личным кризисом, непониманием себя и потерей смысла жизни. Имеет место быть и супружеская ТДТ.

Для детей разработаны особые программы, которые способны скорректировать дисгармоническое развитие (к чему относится аутизм, задержка развития, минимальная мозговая дисфункция). Для взрослых есть программа, помогающая справиться с навязчивым перееданием, анорексией и булимией. При помощи ТДТ можно даже наладить детско-родительские отношения.

И люди, которые решили заняться ТДТ (или им пришлось это сделать), уверяют, что эффект есть. Вся описанная теория подтверждается на практике. И терапия позволяет не только восполнить силы, но ещё и познать себя, ощутить свой свет, уникальность и ценность для этого мира, что подтверждают многие отзывы.

Обучение

Как уже можно было понять, очень сложной и многогранной является деятельность человека, который владеет таким искусством, как танцевальная терапия. Обучение специалистов данного профиля также проходит в несколько этапов.

Сама программа была создана в 1995 году. Это пока единственная методика, которая соответствует требованиям Европейской Ассоциации ТДТ. И программу осуществляет такой вуз, как Институт практической психологии и психоанализа.

Находится ИППиП в Москве.

Всем обучающимся по данному направлению предстоит освоить немало дисциплин. Подготовка всесторонняя и серьёзная. К преподаванию привлечены ведущие специалисты не только из России, но ещё из США и Европы.

В ходе обучения будущие терапевты проходят теоретические семинары по ТДТ и психологическому консультированию. Также программа включает в себя супервизии. Ещё учащимся предстоит прохождение личной психотерапии и клинической практики.

Образовательные нюансы

Важно отметить, что это не 4-годичный курс, а профессиональная переподготовка, по окончанию которой учащимся выдают соответствующий диплом. Данный документ дает специалистам право вести профессиональную деятельность в области психотерапии и, конечно же, ТДТ.

Для поступления необходимо составить анкету и написать содержательное эссе (своеобразный творческий конкурс). Также каждый будущий учащийся обязан пройти вводный курс по ТДТ.

Это необходимо для выявления способностей человека к данной деятельности. В программу включено 10 часов основ креативного танца и 50 – групповой ТДТ «Основные жизненные темы».

После завершения курса человек проходит собеседование и принимается на обучение.

Кстати, на сегодняшний день есть ещё региональная программа обучения, пройти которую можно в центре исцеляющего искусства и творчества в Уфе, сотрудничающем с ранее упомянутым вузом (ИППиП).

Источник: https://FB.ru/article/274923/tantsevalnaya-terapiya-opisanie-istoriya-sut-lecheniya

Танцевально-двигательная терапия. Что? Как? Для кого?

Двигательная терапия

05 Апр

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) – это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты.

Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны.

Танце-терапевты убеждены, что ментальные и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов и ограничивающих двигательных паттернов. Человеку, который обращается к танце-терапевту, не обязательно иметь опыт движения и танца.

Здесь акцент ставится на том, как человек чувствует свое тело и движение, а не на том, насколько хорошо он владеет танцевальной техникой и как он выглядит во время танца.

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ

Это, прежде всего, люди, которых иногда называют кинестетиками. Для  них движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение – это способ самовыражения, самопознания и развития.

А также это могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип, или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.

Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что не целостны, потеряли контакт с собой, или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

Танцедвигательная терапия может стать полезной:•    Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: проблемы, связанные с образом тела, с общим ощущением скованности, напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.•    Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.•    Для тех, кто не доволен собственным телом (весом, размерами, формой) или своим телесным поведением (переедания, “зажатость”, повышенная склонность к травмам и т.д.).•    Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными, или же поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы вербализовать свои чувства, желания, потребности.

•    Для людей, переживающих стрессовый или кризисный период в своей жизни, который связан с разного рода потерями (смерть близкихразвод и т. д.) или кардинальным изменением своей жизни.

•    Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что жизнь будто ходит по кругу, или же они испытывают общее состояние, что в жизни “все идет не так”.

Это может быть как индивидуальная работа, так и работа в группе.

Групповая или индивидуальная танцедвигательная терапия?

Иногда люди спрашивают, что эффективнее – групповые или индивидуальные занятия? Эффективно и то, и другое. Выбор формы работы зависит от запроса, немаловажную роль играют финансовые возможности клиента. Терапевт также может рекомендовать наилучший в данный момент способ работы.

В индивидуальной работе фокус внимания направлен на исследование внутреннего мира клиента и его отражение в теле, позах, движениях и поведении в жизни. Терапевт помогает установить связь между движениями клиента и его чувствами, мыслями и воспоминаниями. Здесь происходит глубокая внутриличностная работа.

В групповой работе дополнительное внимание может уделяться вопросам отношений с другими людьми. Группа может выступать в качестве некой модели общества, где участники могут максимально осознать свои чувства, мысли и поведение в отношениях с другими людьми, а также в безопасной атмосфере исследовать и закреплять изменения.

Количество сессий, как в групповой, так и индивидуальной работе, очень разнообразно. Это за-висит от запроса, то есть целей, задач, которые ставит перед собой человек. Но обычно для достижения первых устойчивых результатов необходимо 7-12 встреч. Наиболее эффективны еженедельные сессии.

Общие цели танцедвигательной терапии могут включать:

-Развитие самоосознания, самоуважения и личностной автономии.– Установление взаимосвязи между своими мыслями, чувствами и поступками.– Проработка эмоциональных блоков на телесном уровне.

– Исследование альтернативных, более конструктивных вариантов поведения.– Улучшение адаптивных способностей и развитие поведенческой гибкости.– Выражение и управление всепоглощающими чувствами и мыслями.– Развитие коммуникативных навыков.

– Доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.

– Развитие гармоничных и доверительных отношений.

ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ?

– В детстве человек ищет одобрения и любви своих родителей, развивая систему “должен – не должен” часто без учета своих собственных насущных потребностей;– Пытается избежать наказаний, неприятных и болезненных переживаний, невыносимых чувств и создает базовые зажимы в теле и в своих движениях;

– Учится выживать в окружающем его мире и в разной степени отторгает, не может принимать значимые части своей личности, когда социум их не признает, или считает неважными, или не поддерживает в должной степени проявления индивидуальности.

Итак, танцетерапия как область, психотерапии огромна. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением является только ограничения самих танце-терапевтов (т.е. зависит от их специализации).

В России танцедвигательная терапия изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился.

Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанных с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя.

Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе.

Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.

); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями.

ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки – специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.

Начинает развиваться работа с людьми, страдающими пост-травматическими расстройствами, с детьми – инвалидами, беженцами.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТДТ

ТДТ В России пока еще очень новая специализация.

Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской Танце-Терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и Международной Ассоциации Терапии Творческим Выражением (IEATA). Сейчас это 3-летняя специализация по ТДТ в Институте Практической Психологии и психоанализа с государственным дипломом о профессиональной переподготовке.

В январе  2011 года. в Екатеринбурге закончилась пока единственная по России Региональная программа специализации по ТДТ, проводимая по эгидой Ассоциации ТДТ  и при поддержке ИППиПа с ноября 2007.

Сертифицированные специалисты по танцедвигательной терапии в Екатеринбурге (в соответствии с профессиональным реестром АТДТ и стандартами профессиональной подготовки Европейской АТДТ):

1.    Силина Елена Германовна – танцевально двигательный психотерапевт, супервизор АТДТ2.    Амирова Вераль Александровна – танцевально-двигательный психолог-консультант.

3.    Запруднова Татьяна Викторовна – танцевально-двигательный психолог-консультант

4.    Леонов Сергей Дмитриевич – танцевально-двигательный психолог-консультант5.    Лыскина Варвара Ивановна – танцевально-двигательный психолог-консультант

6.    Радченко Ирина Анатольевна- танцевально-двигательный психолог-консультант

 Силина Елена Германовна

Источник: https://www.vsepsihologi.ru/articles/art-vibiraem/tdt.html

Танцевально-двигательная терапия

Двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия – это отрасль психотерапии, использующая танцевальные движения как метод, способствующий интеграции индивида в социум.

Танцевально-двигательная терапия налаживает коммуникацию с бессознательным через телесное и интеграцию полученного материала в сознательное поле.

Являясь не директивным стилем терапевтического вмешательства, она изучает движение, не видоизменяя его.

Современная культура, расщепляя физический и ментальный аспект индивидуума, воспринимая организм, как объект, требующий обязательного изменения, улучшения, использует очень агрессивные методы, в виде ограничения питания, предельных физических нагрузок, не обоснованного голодания и хирургического вмешательства. Это толкает тело на бунт, провоцируя психосоматические заболевания, культивирует негатив к Я.

Поскольку танцевально-двигательная терапия не культивирует понятие эталонного движения, наоборот, терапевт учит клиента идти за внутренними импульсами, подобный опыт согласования с собой бывает подчас уникальным для взрослого человека.

История танцевально-двигательной терапии

Истоки танцевально-двигательной терапии можно найти еще в ранних ритуальных танцах народов мира, которые использовали движение в символическом отображении различных этапов инициации, важных для существования процессов, например, охоты.

Уже тогда считалось, что поведение в ритуале и в реальных условиях будет идентично, что тело в ритуале демонстрирует готов ли человек к выполнению определенного задания.

Групповой танец формировал единство необходимое для эффективного взаимодействия в реальных ситуациях, выполняя тем самым, коммуникативную функцию даже на этапе отсутствия речи или при ее различиях.

В дальнейшем, аспект индивидуальной инициации движения упразднился, но танец остался элементом социальной коммуникации, перешел в плоскость искусства и нес развлекательную функцию.

Он утратил индивидуальность и стал ограничен определенными правилами и традициями.

Популяризацию импульсного, не механического, танца связывают с именем Айседоры Дункан, великой танцовщицы 20-го века, разработавшей технику свободного движения, основанную на древнегреческих мистериях.

События Второй Мировой войны поставили перед психологией вопросы реабилитации огромного количества людей объединенных различными проблемами, травмами, различающихся возрастом и слоем населения. В тот период в психотерапии доминировала психоаналитическая теория, которая, в классическом использовании, была несколько ограничена вербальными инструментами.

Танцевальная терапия, как метод коррекции стала рассматриваться после развития идей неофрейдиста Вильгельма Райха, работавшим над концепцией оргонной энергии и мышечных зажимов (панцирей).

Так же Карл Юнг (аналитический психоанализ) культивировал танцевального направления лечения, считая, что танец – один из способов выражения «активного воображения», помогающий извлечению бессознательного пласта для анализа и достижения катарсиса.

Окончательную интеграцию психоанализа и концепции свободного танца модерн предписывают Мэриан Чейс, американскому учителю танцев.

Наблюдая за трансформациями, происходящими с учениками ее школы, которые большее внимание уделяли эмоциональному выражению, а не точности технического выполнения жеста, она начала использовать движение с целью понимания и изменения психологического состояния.

В дальнейшем, опробировав метод на пациентах психиатрического учреждения и получив ошеломляющие результаты, когда, недоступные общению ранее, больные смогли наладить коммуникацию и стали способны выражать чувства, танцевальная терапия в конце 40-х была признана сообществом психологов и психиатров.

Танцевальнно-двигательная терапия, как  метод психокоррекции используют для раскрытия способности выражения эмоций, бессознательного материала путем символического действия, интеграцию полученного в сознание.

Элементами терапевтического процесса направления являются осознание, как отдельных компонентов тела, так и чувственных переживаний при движении, увеличение выразительности, аутентичное движение, раскрытие спонтанности.

Танцевально-двигательная терапия упражнения, направленные на создание здорового восприятия тела, использует для осознания клиентом своей персоны у окружающих. Двигаясь в непривычных для повседневности формах, человек лучше узнает свои ограничения и ресурсы.

Танцевально-двигательная терапия выполняется в индивидуальной и групповой формах. Типичная сессия включает разогрев, непосредственно практику и завершение.

Танцевальная терапия применяется отдельно и интегративно с анализом. Обычно, вербальное выражение, обратная связь, анализ происходят на этапе завершения, но допускается на протяжении всей сессии, зависимо от актуальных задач.

Танцевально-двигательная терапия, как метод коррекции используется для решения любых психотерапевтических задач.

Она является методикой выбора при психосоматических заболеваниях, посттравматическом стрессовом расстройстве, детских неврозах, когда вербальный компонент недостаточен в силу возраста или не возможностью осознать с какой эмоцией человек работает.

Так же танцевально-двигательную терапию применяют для решения межличностных и групповых конфликтов, развития внутреннего потенциала человека, раскрытия ресурсов бессознательного.

Танцевально-двигательная терапия для детей

Тактильные ощущения с рождения доминирующие для здорового формирования индивида, потому информация, получаемая телесно актуальна для психики. Поскольку речь формируется не сразу, тело с рождения инструмент трансляции и восприятия психических процессов.

Ребенок буквально ощущает эмоции телом и ключевым элементом развития личности есть умение абстрагировать эмоцию и вербализировать ее.

Если данный аспект игнорируется, формируются психосоматические заболевания, являющиеся способом трансляции психологических проблем.

Уже у дошкольников диагностируются соматоформные нарушения, хроническое мускульное напряжение объеденённое с неспособностью проработать внутренние переживания. Несформированность абстрактного мышления ограничивает использование вербальных методов, основными инструментами становятся проективные, включая двигательные.

Танцевальная терапия в детском саду осуществляется штатным педагогом-психологом, рекомендуется обучение упражнениям воспитателей, для внедрения в повседневность сада.

Этапы и упражнения идентичны классическому применению с приоритетом невербальных компонентов.

Преимуществом реализации танцевально-двигательной терапии среди дошкольников служит игровой формат, что помогает нивелировать эффект сопротивления.

Эффекты достигаемые данным методом: сохранение природной чувствительности тела, диапазона движений, разрядка напряжения, выражение эмоционального спектра, научение проработки переживаний, осуществляется как элемент творческого формирования.

Танцевальная терапия в детском саду помогает сплочению, коммуникации, формированию грамотного ориентирования в групповом конфликте.

Танцевально-двигательная терапия допустима в коррекции нарушенного и дисгармоничного формирования.

Танцевально-двигательная терапия для пожилых

Изолированность от социума называют важной проблемой сообщества пожилых людей. Сужение социального круга, особенно для ранее активных и общительных людей, переживается остро, отражаясь на соматическом самочувствии.

Снижение функциональной эффективности своего организма зачастую воспринимается травматично, потому двигательные методики могут считаться приоритетными в психотерапии пожилых людей, выполняя и оздоровительную функцию.

Танцевальнная терапия для пожилых людей позволяет всякому участнику работать в пределах собственного физического ресурса и способностей, поэтому успешно применима для представителей с ограниченными возможностями. Имея в основе импульсное, спонтанное движение, не навязываемое точностью выполнения, она позволяет возрастному представителю выполнять задания без ощущения неполноценности.

Танцевально-двигательная терапия упражнения на пластику, координацию и гибкость используют для расширения спектра двигательных функций, что положительно отображается на соматическом здоровье.

Внедрение танцевальной терапии в консервативный план реабилитации пожилых людей способствует повышению активности, расширению психомоторных способностей, созданию адекватного восприятия физического образу Я, выражению и прорабатыванию тревоги, печали.

Приоритетна групповая терапия, как источник коммуникации и взаимоподдержки. Визуальное подтверждение общности проблем открывает ресурс к коллективному решению, переводя внимание поддержку и обмен. Совместное творческое взаимодействие объединяет и качественно расширяет социальные контакты.

Желательно обучение осуществлять базовым принципам и основам свободного танца для дальнейшего применения пожилыми людьми индивидуально. Безопасность метода допускает использование упражнений самостоятельно.

Источник: https://psihomed.com/tantsevalno-dvigatelnaya-terapiya/

ovdmitjb

Add comment