Irvuz

Диспозиционный подход

Содержание

Диспозициональный подход

Диспозиционный подход

Данный подход во многом ориентирован на изучение биологических предикторов и оснований личностных черт и различий, и в основном строится на изучении темпераментальных черт, которые, тем не менее, могут обуславливать и социальное поведение (Русалов, 2003).

Одной из самых известный моделей личности, появившейся в рамках данного подхода, является EPI (трехфакторная модель Г. Айзенга и М. Айзенга). В ней личность рассматривается как структура, в рамках которой функционируют три этих базовых свойства темперамента и когнитивный фактор (Eysenck & Eysenck, 1985).

Во многом эта модель перекликается с теориями темперамента, которые появились еще в до-психологический период, затрагивает учение Павлова и типах нервной системы. Помимо проработки структурного содержания модели Г.

Айзенг во многом стал методологом большого количества исследований в области психологии личности и выдвинул критерии, которые, с одной стороны, могли отличать научные теории от чисто теоретических, с другой стороны, обозначали требования, которым должна удовлетворять действительно комплексная модель личности (Eysenck, 1991). Также, помимо моделей Айзенга в рамках данного подхода можно выделить модель Цуккермана, которая основана на пяти основных факторах личности (Zuckerman, 1990).

Направления исследований, которые были заложены Кеттелом и Айзенгом, в дальшейшем привели к поиску новых факторных моделей, которые могли бы описать специфику и разнообразие личностных черт, с одной стороны, с другой стороны, были бы достаточно стабильны и воспроизводимы в исследованиях.

Данная модель была получена в ряде исследований, выполненных в 1960-е годы (Borgatta, 1964; Norman, 1963; Tupes & Christal, 1961), и получила название BigFive.

Впервые названия для пяти факторов были даны Норманом (1963), и звучали как экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность и культура (или открытость новому опыту (Costa & McCrae, 1992). Само название же модели было дано Голдбергом (Goldberg, 1981).

С 1960 по 1980 пальма первенства, тем не менее, принадлежала моделям Айзенка и Кэттела.

Так, если в середине 1980-х индекс цитирования BigFive уступал совокупному индексу цитирования моделей Айзенка и Кэттела более чем в 100 раз, то к середине 1990-х две группы моделей сравнялись по частоте цитирования, а к 2009 году уже частота цитирования Большой Пятерки превзошла использование моделей Айзенка и Кэттела вместе взятых более чем в 50 раз (John et al., 2008).

Данная модель, как и 16PF, основана на изучении списков прилагательных, но при этом аппелирует к допущению в том, что ее факторы являются образованием надкультурным, в сущности, не зависимым от языка. Однако вероятность существования специфических, культурно обусловленных, факторов весьма велика.

Большим преимуществом модели является ее глубокая эмпирическая проработка. В течение 1990-х годов был проведен целый ряд «региональных» исследований Большой Пятерки.

Модель получила свою эмпирическую поддержку на китайской (Yang & Bond, 1990), чешской (Hrebickova & Ostendorf, 1995), греческой (Saucier, Georgiades, Tsouasis, & Goldberg, 2005), израильской (Almagor et al., 1995), венгерской (Szirmak & De Raad, 1994), польской (Szarota, 1995), испанской (Benet-Martinez & Waller, 1997), филиппинской (напр.

, Church & Katigbak, 1989; Church et al., 1997), турецкой (Somer & Goldberg, 1999) выборках. Была получена эмпирическая верификация Большой Пятерки и в России (Shmelyov & Pokhil'ko, 1993).

В целом, результаты этих исследований показывают, что во многих языках получаются структуры, похожие на Большую Пятерку, хотя иногда образуются 2 «местных» фактора, согласующихся с одним из традиционных факторов. Больше всего проблем возникает с 5 фактором, который варьируется от чистого интеллекта (на немецких выборках) до неконвенциональности и непокорности в голландских и итальянских группах. личность персонал успешность

Существует ряд диагностических инструментов, которые используется при измерении факторов BigFive. Среди них можно выделить вопросник NEO-PI-R (Costa& McCrae, 1992), полная версия которого содержит 240 пунктов, BFI (Big Five Inventory; John,Danahue, & Kentle, 1991) и т.д.

В рамках данного подхода личность рассматривается не как совокупность некоторого количества факторов, имеющих распределение признака в рамках одной переменной, а как дискретные типы, имеющие бимодальное распределение по дихотомической шкале. Во многом данный подход также продолжает традиции до-психологического понимания структуры организации психики человека, заложенного в традициях ранней философии.

Наиболее известной типологической моделью личности является модель MBTI, построенная на теории К.Г. Юнга (который считается родоначальником такого понятия «интроверсия – экстраверсия» – как одной из самых наиболее используемых черт личности). Она возникла в 40-х годах 20 века и получила широкое распространение в США и Европе.

Типология Майерс-Бриггс изначально разрабатывалась Изабель Майерс-Бриггс и её матерью Кэтрин Бриггс на основе работы Юнга «Психологические типы». Первая версия теста Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI) появилась в 1942 году.

В 1972 году был создан Center for Applications of Psychological Type (CAPT), ведущий исследовательскую деятельность и осуществляющий подготовку специалистов по применению MBTI.

В 1972 году был создан Center for Applications of Psychological Type (CAPT), ведущий исследовательскую деятельность и осуществляющий подготовку специалистов по применению MBTI.

Значительная часть исследований по типологии Майерс-Бриггс публикуется в журнале The Journal of Psychological Type.

Особенности данной модели являются и одним из самых критикуемых ее недостатков.

Типологический подход предполагает наличие ярких «типов», в то время как в исследованиях распределение ответов тяготеет к нормальному с центром в равновесии для всех 4-х бинарных признаков (мышление-чувство, экстраверсия – интроверсия, и др.

) Таким образом, большое количество людей будет отнесено к существенно разным типам при наличии незначительной разницы в измеренных тестом значениях. Такая ситуация также повышает вероятность ошибки измерения.

Помимо MBTI в практике тестирования также используются методики Д.Кейрси (Keirsey Temperament Sorter), DISC, Tomas и другие.

Page 3

Данный подход во многом кардинально отличается от рассмотренных выше по нескольким основаниям.

Во-первых, модели личности в рамках него строятся не на основании факторной обработки данных, а, во-вторых, имеют в своей основе либо психодинамические, либо клинические предпосылки (личностные черты определяются как те или иные нарушения, акцентуации, клинические характеры). За счет этого данные модели чаще используются в практике клинической работы, но могут и применяться в ситуациях для ситуаций оценки в профессиональной деятельности.

Одной из наиболее известных моделей и методик данного подхода является Миннесотский многоаспектный личностный опросник или MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), разработанный в конце 30 — начале 40 годов в Университете Миннесоты С. Хатуейем и Д.

МакКанли. В 1989 году выпущен рестандартизированный вариант методики — «MMPI-2». В классическом варианте содержит 10 факторов плюс 4 показателя достоверности ответов. В РФ известны адаптации этого опросника под названиями ММИЛ (Ф. Березин) и СМИЛ (Л.Н. Собчик).

Другим также достаточно известным опросником и моделью организации личности является CPI (California psychological inventory), который был разработан Х. Гуфом (Gough, 1957).

В нем выделяется до 20 переменных личности, сгруппированных в четыре группы шкал.

Критика моделей в рамках данного подхода строится в основном на отсутствии серьезной психометрической проработки опросников и высокой гомогенности (связанности) между шкалами (Reynolds & Nichols, 1977).

Page 4

Данный подход можно выделить не с точки зрения отличия по критериям отнесения к той или иной психологической школе, или методу работы с данными, который может лежать в его основе, а скорее в силу его практической направленности.

В рамках данного подхода могут создаваться модели личности, которые отражают специфику поведения человека в деловых и профессиональных ситуациях.

Таким образом, данных подход не всегда может претендовать на всестороннее описание личности, но может быть более продуктивен с точки зрения предсказания эффективности профессиональной деятельности.

Примером такой модели и опросника может быть OPQ, созданный в начале 80-х годов. Авторами опросника являются П.Сэвил (P. Saville) и Р. Холдсуорто (R. Holdsworth). Опросник специально разработан для оценки типичного или предпочитаемого стиля поведения человека в профессиональной деятельности.

Опросник OPQ дает возможность получить подробную информацию относительно того, насколько кандидаты подходят к конкретной рабочей среде, как они будут работать с окружающими.

Кроме того, результаты OPQ позволяют сопоставить личностный потенциал сотрудника и требования к рабочему поведению сотрудника в рамках компетенций.

Еще одним примером может служить опросник HPI – The Hogan Personality Inventory. Разработан R. Hogan, Curphy, and J. Hogan, содержит 7 интегральных показателей. Описывающих поведение человека, и 41 подфактор (HICs). Также содержит шкалы, прогнощирующие эффективность в ряде профессиональных направлений (управление, продажи, сервис и т.п.).

Другими примерами подобных моделей могут быть опросник Wave – 36 показателей (P. Saville), Dimensions (R. Holdsworth) и т.д.

По итогам анализа можно составить сводную таблицу, характеризующую базовые моменты каждого из подходов и моделей.

Таблица 2. Сравнительные характеристики моделей.

Модель Подход Автор Кол-во показателей
16PF Лексикографический Р. Кеттел 16
EPI Диспозициональный Г. Айзенг 3
BigFive (NEO-PI-R & BFI Лексикографический и диспозициональный Голдберг 5
MBTI (Кейрси, DISC) Типологический Майерс-Бриггс 4
MMPI (ММИЛ, СМИЛ) Клинический Хатуей -МакКанли 10
CPI Гуф 20
OPQ Профессиональный Сэвил – Холдсуорто 32
Wave Сэвил 36
HPI Hogan 7

Источник: https://studwood.ru/599615/menedzhment/dispozitsionalnyy_podhod

1.2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры

Диспозиционный подход
Взаимосвязь мотивации достижения и черт личности студентов факультета психологии

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием. Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 20-х гг. XX в. Первой была теория мотивации К…

Взаимосвязь терминальных и инструментальных ценностей и типов взаимоотношений

1.1 К определению ценности как психологического феномена

В настоящее время существуют определенные сложности в изучении личностных ценностей человека – не разработаны адекватные методики и научно-исследовательский аппарат, мало изучена структура ценностей…

Влияние детско-родительских отношений на формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

1.1 Анализ подходов к определению эмоций

Трудно переоценить роль эмоций в управлении поведением человека. Не случайно практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (З. Фрейд, В.К. Вилюпас, Б.И. Додонов…

Изучение влияния ценностных установок супругов на удовлетворенность браком

1.3 Подходы к определению факторов удовлетворенности браком

Исследование феномена удовлетворенности браком в отечественной и зарубежной психологии проводится уже порядка трех десятилетий в рамках общего подхода изучения качества брака. За это время выявлено множество факторов…

Исследование способности к рефлексии и ее влияния на проявление креативности

2.2 Подходы к определению креативности

Исследователи выделяют шесть типов определения креативности: 1. описание креативного процесса в рамках гештальтпсихологии (разрушение существующего гештальта для построения лучшего); 2. оценка креативности по новизне конечного продукта; 3…

Метод анкетирования в практике психологических исследований

2.3 Исследование по определению факторов удовлетворенности работой

Цель: определить уровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемым параметрам: 1) успешность выполнения работы; 2) установление хороших отношений с коллегами; 3) получение самоудовлетворения от работы…

Основы изучения национального менталитета в этнопсихологии

1.1 Подходы к определению понятия «менталитет»

Термины «менталитет» и «ментальность» в последнее время стали необычайно популярны. Некоторые исследователи считают, что проблема менталитета становится главным, определяющим фактором развития современного и будущего человечества…

Особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с задержкой психического развития

1.1.2 Теоретические подходы к определению стресса

Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез…

Процесс усвоения в учебной деятельности

fГлава 1 Подходы к определению усвоения

Психодиагностика в профконсультировании

2.4 Тест Д. Голланда по определению типа личности

Диагностическая цель: Оценка профессионального личностного типа. Голланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов: 1…

Психодиагностика мотивации в спорте

1.1 Различные подходы к определению мотива и мотивации

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае – как совокупность мотивов…

Связь функциональных состояний и образа жизни личности

1.1 Подходы к определению функциональных состояний

Нередко функциональное состояние (ФС) определяется как фоновая активность ЦНС, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность. Однако это определение нельзя считать достаточным. Во-первых…

Специфика понимания группы в социальной прихологии

f1 ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине XIX в…

Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности

2.1 Основные подходы к определению конфликта

Существуют два основных подхода к определению конфликта. Первый ориентирован на актуальные действия, где у противоборствующих сторон часто взаимоисключающие или несовместимые ценности, что исключает соревнование…

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/45725

Диспозиция и диспозиционная структура личности

Диспозиционный подход

В современном обществе диспозиция является очень спорным термином и в разных областях имеет разное значение. Человек повседневно сталкивается с ней, и порой даже не замечает этого. Все же, главное ее определение – это действие по плану, при установленной заранее ситуации.

Диспозиция – что это?

Наше конституционное право имеет один из главных терминов – диспозиция. Это полное описание правил поведения при определенной жизненной ситуации, распланированной заранее.

Некоторые считают его ядром правовой нормы, и рассматривают как обязательный порядок действий со стороны каждого субъекта.

Диспозиция – это гипотетические ситуации, помогающие заранее рассмотреть возможные события, по окончании мероприятия.

Диспозиция в психологии

Специалисты знают, что такое диспозиция в психологии и активно используют эту систему в своей работе.

Они проверяют готовность человека к совершению определенного ряда действий, которые могут принести как положительный, так и отрицательный результат.

Проанализировав внутренний мир людей, можно понять, какие действия они готовы выполнять. Правильная оценка поможет выявить потенциальных преступников и не пустить их в социум без специализированной помощи.

Понятие диспозиция в психологии очень обширно. Ее даже стали использовать в социальной работе, для более полного видения человека и его возможностей.

Неадаптированная личность должна пройти адаптацию и принять стандартные нормы, а отклонение от них как раз и приводит к плохим или хорошим последствиям.

В любом случае стать полноправной ячейкой общества не получится, без своей диспозиции, будь она даже не совсем положительная.

Диспозиционная атрибуция

Специалисты определяют диспозиционный подход в психологии, который отвечает за понимание действий и поступков, совершаемых человеком. Это объяснение своих или чужих поступков исходя из личного опыта. Такие люди привыкли игнорировать стандартное решение проблемы, они склонны рассчитывать только на себя и дают советы по личной и пройденной схеме. Проявляется атрибуция следующим образом:

  1. Описание людей происходит по личностным качествам (веселые, добрые, умные), нежели осмысленно характеризовать ситуацию, поведение, внешность или демографические данные.
  2. Непринятие вынужденного поведения в разных областях.
  3. Объяснения желаемого действия людей и их диспозиций, направленных на личную выгоду.
  4. Полный отказ от реальных ситуаций и погружение в гипотетические прогнозы с запланированные действия.

Диспозиция личности

Любая диспозиционная структура личности строится во внутреннем мире человека и выражается через его действия.

Своеобразное восприятие предполагаемых обществом условий и поведение в этих ситуациях, это и есть личностная диспозиция.

Социальные установки предлагают свободу выбора в любой ситуации и человек вправе сам выбирать ход дальнейших действий. Главное не потерять взаимодействие социумом, ведь это может привести к потере адаптации.

Высшие личностные диспозиции образуют определённую систему, которая диктует концепцию жизни. Контактируя с менее активными людьми, они могут настроить их для себя или же против. Частое взаимодействие учит человека быть самостоятельным, выражать свое мнение и отстаивать позиции. В данном случае большую роль играет опыт, который все получают в течение жизни.

Диспозиция – философия

В аналитической философии диспозитивный метод активно используется для приблизительного представления возможных ситуаций. Такие моменты не проверялись на практике и носят чисто гипотетический смысл.

Все же возникновение этой ситуации реально, и для этого и разрабатывается предварительный план.

Когда человек диспозитивный, это помогает ему в жизни, ведь он умеет заранее продумывать ход своих действий, тем самым реже допускает ошибки.

В философии этот термин используют для характеристики многих описаний, которые в ближайшее время не предвидеться наблюдать лично. В данной науке очень важно мысленное представление и дальнейшая работа над ним. Специалисты отмечают, что этот метод помогает людям быстрее влиться в социальную среду и найти свой круг общения, в котором можно будет просто быть собой.

Диспозиция – социология

Социальный опыт фиксирует определенные предрасположенности людей к той или иной ситуации.

Что значит диспозиция в этом случае? Правильное восприятие и оценка условий своей деятельности и реакции окружающих тебя людей.

Таким образом в социологии диспозиция встречается при возникновении определенной ситуации и правильном ее решении. Внутренний настрой человека и его опыт играет здесь очень важную роль.

Современный социум постоянно ставит человека перед выбором. Специалисты структурировали диспозицию и выявили четыре основных уровня:

  1. Быстро меняющие ситуации как предметные, так и реальные.
  2. Проблемы группового характера, где решение принимают не менее десяти человек.
  3. Длительные условия деятельности – семья, работа.
  4. Более длительные и масштабные условия деятельности – политика, культура и так далее.
Ассертивность в психологии – что это такое и как ее развить? Ассертивность – понятие, включающее в себя определенную модель поведения, при которой человек самодостаточен, относится с уважением к себе и другим, имеет право сам оценивать свои чувства и не вовлекаться в конфликтные ситуации. Сексуальное насилие и защита от него Сексуальное насилие – это не только изнасилование, но и домогательство, и принуждение. Чаще от него страдают женщины. Мужчины подвергаются ему в закрытых учреждениях, а дети нередко в собственной семье. Впоследствии они сами могут стать насильниками.
Полиамория – новая норма отношений или грех? Термин «полиамория» обозначает особую форму любовных связей. Современное общество раздвигает рамки того, что считается нормальным, и по этой причине все больше людей не придерживаются принятых традиционно моногамных гетеросексуальных отношений. Нормы морали и основные ценности – что это такое? Конституция, многочисленные кодексы и нормы морали ограничивают деятельность человека. Правда, одни выдают ориентиры, к которым желательно стремиться, а другим нужно следовать до запятой. Посмотрим, чем ещё различаются положения права и нравственности.

Источник: https://womanadvice.ru/dispoziciya-i-dispozicionnaya-struktura-lichnosti

Атрибуция диспозиционная – психология

Диспозиционный подход

04.06.2018

Атрибуция диспозиционная (англ. disposional attribution) — частный случай атрибуции, объяснение причин своего или чужого поведения, а также описание и понимание др. людей исходя из их личностных качеств. К характерным проявлениям т.н. обыденного диспозиционизма (приверженности людей к А. д. и склонности игнорировать ситуационные факторы) относят:

  1. гораздо более частое использование ими при описании людей терминов, обозначающих личностные черты (напр., добрый, умный, наглый), чем тех, что характеризуют ситуации, поведение, ролевую и групповую принадлежность, аттитюды, демографические данные и даже внешность (показано, что в западной культуре употребление детьми диспозиционных терминов неуклонно возрастает по мере их развития и со временем становится самым частым способом свободного, т.е. не подчиненного особым инструкциям, описания др. людей);
  2. неспособность людей понимать вынужденный характер поведения;
  3. интерпретацию инициативы людей как проявление их диспозиций (в ущерб др. объяснениям, напр. действию по принуждению или ради вознаграждения;
  4. игнорирование ролевых факторов в пользу диспозиционных.

Иногда Атрибуция диспозиционная называют «характерной атрибуцией». См. также Атрибуция ситуационная. (И.А. Мещерякова)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Атрибуция диспозиционная — тенденция находить причины поведения кого-либо или своего собственного преимущественно в личных качествах индивида.

Словарь конфликтолога. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

Атрибуция диспозиционная (англ. dispositional attribution) – частный случай атрибуции, объяснение причин своего или чужого поведения, а также описание и понимание др. людей, исходя из их личностных качеств. К характерным проявлениям т.н. обыденного диспозиционизма (приверженности людей к А. д. и склонности игнорировать ситуационные факторы) относят:

  1. гораздо более частое использование ими при описании людей терминов, обозначающих личностные черты (напр., добрый, умный, наглый), чем тех, что характеризуют ситуации, поведение, ролевую и групповую принадлежность, аттитюды, демографические данные и даже внешность (показано, что в западной культуре употребление детьми диспозиционных терминов неуклонно возрастает по мере их развития и со временем становится самым частым способом свободного, т.е. не подчиненного особым инструкциям, описания др. людей);
  2. неспособность людей понимать вынужденный характер поведения; 
  3. интерпретацию инициативы людей как проявление их диспозиций (в ущерб др. объяснениям, напр. действию по принуждению или ради вознаграждения); 
  4. игнорирование ролевых факторов в пользу диспозиционных.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

  • Социальная психология (в т.ч. психология общения и межличностных отношений)

Источник:

Диспозиция и диспозиционная структура личности

В современном обществе диспозиция является очень спорным термином и в разных областях имеет разное значение. Человек повседневно сталкивается с ней, и порой даже не замечает этого. Все же, главное ее определение – это действие по плану, при установленной заранее ситуации.

Диспозиция — философия

В аналитической философии диспозитивный метод активно используется для приблизительного представления возможных ситуаций. Такие моменты не проверялись на практике и носят чисто гипотетический смысл.

Все же возникновение этой ситуации реально, и для этого и разрабатывается предварительный план.

Когда человек диспозитивный, это помогает ему в жизни, ведь он умеет заранее продумывать ход своих действий, тем самым реже допускает ошибки.

В философии этот термин используют для характеристики многих описаний, которые в ближайшее время не предвидеться наблюдать лично. В данной науке очень важно мысленное представление и дальнейшая работа над ним. Специалисты отмечают, что этот метод помогает людям быстрее влиться в социальную среду и найти свой круг общения, в котором можно будет просто быть собой.

ovdmitjb

Add comment