Irvuz

Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)

Тест агрессивности Басса – Дарки: пройти опросник онлайн

Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)

Тест Басса – Дарки известен как опросник на агрессивность.

Его оригинальное название (Buss-Durkee Hostility Inventory, BDHI) можно перевести как опросник враждебности, хотя в русской практике закрепилось название «Опросник агрессивности Басса – Дарки» (или «Опросник уровня агрессивности»).

Как бы то ни было, помимо враждебности и агрессивности, он расскажет о раздражительности, обиде, чувстве вины – всего в тесте 10 шкал, так или иначе связанных с негативными реакциями на окружающие субъекты/объекты, события и явления. Мы предлагаем пройти тест Басса – Дарки онлайн.

Несколько фактов об опроснике Басса – Дарки

Авторами теста агрессивности выступают Арнольд Басс и Энн Дарки. Он был разработан в 1957 году, но активно используется и по сей день.

Существует несколько российских адаптаций, которые разнятся как формулировками вопросов, так и формулами подсчета результатов. Например, в одном варианте все результаты переводятся в 100-балльную шкалу, в другом нет и т.д.

Мы используем вариант, созданный А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым, Ю.А. Кузнецовой (здесь результаты как раз приводятся к 100-балльной шкале).

Важная особенность данного опросника и работы Басса в целом – он разделил понятия «агрессивность» и «враждебность». Так, агрессия подразумевает в том числе готовность и/или стремление причинить реальный вред других людям (в ответ на их действия или же как способ достичь своей цели).

В свою очередь, враждебность – это настороженное, подозрительное, негативное отношение к другим людям (даже тогда, когда для этого еще нет предпосылок, и уж тем более когда есть). Что касается шкал теста, то враждебность, помимо одноименной шкалы, включает подозрительность и обиду.

Все остальные показатели, кроме чувства вины, относятся к агрессивности.

Пройти тест Басса – Дарки

Опросник на агрессивность Басса – Дарки состоит из 75 вопросов, на которые вам предлагается ответить «Да» или «Нет». Не раздумывайте над вопросами слишком долго и не старайтесь выбрать «правильный» ответ – будьте честны сами перед собой. Интерпретацию шкал и расшифровку результатов вы найдете ниже под спойлерами.

Физическая агрессия

Этот показатель передает готовность респондента использовать физическую силу против другого человека.

  • До 30 баллов – низкий уровень;
  • 31–52 – средний уровень;
  • 53–74 – повышенный уровень;
  • 75–85 – высокий уровень;
  • от 86 – очень высокий.
[свернуть]

Косвенная агрессия

Такая агрессия не направляется на другого человека напрямую, но также способна доставить немало неприятностей. Например, это сплетни у него за спиной, порча его вещей, пока он не видит, кнопки на стуле и иные мелкие или не очень мелкие пакости. Косвенную агрессию не стоит путать с пассивной.

  • До 14 баллов – низкий уровень;
  • 15–36 – средний уровень;
  • 37–58 – повышенный уровень;
  • 59–69 – высокий уровень;
  • от 70 – очень высокий.
[свернуть]

Вербальная агрессия

Данная шкала показывает выражение агрессии через слова – насколько человеку свойственно угрожать кому-нибудь, кричать, грубить, оскорблять или по-иному демонстрировать агрессивный настрой (как непосредственно через слова, так и через интонацию, тембр голоса и пр.). При этом такие слова не всегда переходят в реальные действия.

  • До 30 баллов – низкий уровень;
  • 31–52 – средний уровень;
  • 53–74 – повышенный уровень;
  • 75–85 – высокий уровень;
  • от 86 – очень высокий.
[свернуть]

Раздражение

Шкала демонстрирует готовность человека перейти к агрессии, если что-либо покажется ему неуместным, угрожающим и пр. Чем выше показатель, тем легче человек «включает» один из обозначенных выше видов агрессии.

  • До 14 баллов – низкий уровень;
  • 15–36 – средний уровень;
  • 37–58 – повышенный уровень;
  • 59–69 – высокий уровень;
  • от 70 – очень высокий.
[свернуть]

Негативизм

Показывает стремление респондента поступать наперекор тому, о чем ему говорят или просят. В том числе это может распространяться на открытое неподчинение или борьбу с законами, традициями и другими попытками пойти против общества.

Негативизм не стоит путать с эксцентризмом. Эксцентрики обычно хотят просто выделиться из толпы, тогда как люди с высокими показателями по негативизму отказываются от подчинения нормам и правилам, стремятся действовать наперекор.

  • До 30 баллов – низкий уровень;
  • 31–52 – средний уровень;
  • 53–74 – повышенный уровень;
  • 75–85 – высокий уровень;
  • от 86 – очень высокий.
[свернуть]

Обида

Эта шкала отражает реакцию человека на отрицательные и/или несправедливые действия или слова в его адрес. При этом такие действия/слова на самом деле могут быть совершены/сказаны, или же человеку только кажется, что в его сторону был сделан умышленный или неумышленный выпад.

  • До 14 баллов – низкий уровень;
  • 15–36 – средний уровень;
  • 37–58 – повышенный уровень;
  • 59–69 – высокий уровень;
  • от 70 – очень высокий.
[свернуть]

Подозрительность

Есть люди, которые слишком часто видят в действиях других злой умысел, ищут подвохи, не доверяют или настороженно относятся ко всем, в том числе к друзьям и близким. Это и есть подозрительность, а ее уровень отражает данная шкала.

  • До 14 баллов – низкий уровень;
  • 15–36 – средний уровень;
  • 37–58 – повышенный уровень;
  • 59–69 – высокий уровень;
  • от 70 – очень высокий.
[свернуть]

Чувство вины

Мы испытываем чувство вины, когда нарушаем некоторые внутренние установки, которые можно обозначить, как долженствование – то, как нужно делать/говорить/думать/чувствовать.

Некоторые такие установки мы вырабатываем самостоятельно, другие же навязываются обществом, близкими (чаще всего родителями) и т.д. Это чувство обычно давит, снижает самооценку и откладывает отпечаток буквально на всю нашу жизнь.

Прочитать о чувстве вины подробнее вы можете в соответствующей статье. Соответственно, шкала демонстрирует, насколько такое чувство для вас характерно.

  • До 30 баллов – низкий уровень;
  • 31–52 – средний уровень;
  • 53–74 – повышенный уровень;
  • 75–85 – высокий уровень;
  • от 86 – очень высокий.
[свернуть]

Агрессивность

  • До 27 баллов – низкий уровень;
  • 28–49 – средний уровень;
  • 50–71 – повышенный уровень;
  • 72–82 – высокий уровень;
  • от 83 – очень высокий.

Враждебность

  • До 14 баллов – низкий уровень;
  • 15–36 – средний уровень;
  • 37–58 – повышенный уровень;
  • 59–69 – высокий уровень;
  • от 70 – очень высокий.

Источник: https://experimental-psychic.ru/test-agressivnosti-bassa-darki/

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины

Темы: агрессивность, онлайн

Тестируем: свойства личности · Возраст: взрослым
Тип теста: вербальный · Вопросов: 75
: 69 · написать

Отличается от методики Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса – Дарки) только стимульным материалом и количеством вопросов.

Еще модификация теста Басса-Дарки:

  • Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной)

Назначение теста

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

  • Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает “да” или “нет”.

Тестовый материал

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю несогласен с людьми
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
  20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их “щелкнули по носу”
  34. Я никогда не бываю мрачен от злости
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к “сильным” выражениям
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  45. Мой принцип: “Никогда не доверять “чужакам”
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
  54. Неудачи огорчают меня
  55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
  56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
  60. Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото

Источник: https://vsetesti.ru/224/

Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)

Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъективных отношений.

Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Назначение

Методика предназначена для выявления проявления агрессивности у детей.

Проявление агрессии в детском возрасте является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должны стать психокоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий «агрессии» и «агрессивности».

Необходимость такого определения обосновывается тем,, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д.

Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности».

Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа; первый — мотивационная агрессия как самоценность, второй — инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «… реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А.

Дарки выделили следующие виды реакций:1) физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;2) косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;3) раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);4) негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;5) обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;6) подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;7) вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

8) чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести).

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Инструкция

Прочитай предложенные в опроснике вопросы и ответь на них «да» или «нет».

Опросник «Басса-Дарки»1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.5. Я не всегда получаю то, что мне положено.6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.7.

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.13.

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.15. Я часто бываю не согласен с людьми.16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.18. Когда я раздражен, я хлопаю дверями.19.

Я гораздо раздражительней, чем кажется.20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.21. Меня огорчает моя судьба.22. Я думаю, что многие люди не любят меня.23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.26.

Я не способен на грубые шутки.27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.30. Многие люди завидуют мне.31. Я требую, чтобы люди уважали меня.32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.33.

Люди, которые изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».34. Я никогда не бываю мрачен от злости.35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания ..37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.39.

Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.43. Иногда люди раздражают меня одним свои присутствием.44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам».46.

Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.52.

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.54. Неудачи огорчают меня.55. Я дерусь не реже и не чаще других.56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.58.

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.60. Я ругаюсь только со злости.61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.64.

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.67. Я часто думаю, что жил неправильно.68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.70.

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.72. В последнее время я стал занудой.73. В споре я часто повышаю голос.74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения на ответ на вопрос.

Ключ к тестуОтвет оценивается по восьми шкалам следующим образом:1. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; «нет» = 1, «да» = 0: 9, 17

2. Косвенная агрессия:
«да» = 1, «нет» – 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; «нет» = 1, «да» = 0: 26,49

3. Раздражение:
«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» = 1, «да» = 0: 11, 35,69

4. Негативизм:«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28; «нет» = 1, «да» = 0: 365. Обида:

«да» – 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37,44, 51, 58

6. Подозрительность:
«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75

7. Вербальная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53,60, 71, 73; «нет» = 1,«да» = 0: 33, 66,74, 75

8. Чувство вины:
«да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40,47, 54, 61, 67 Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности — 6,5—7 + 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности

Источник: https://psyera.ru/4979/diagnostika-agressivnosti-detey-oprosnik-bassa-darki

Опросник Басса-Дарки

Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)

(Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Слово «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри); как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений.

Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности».

Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

  Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
 Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
 Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
 Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
 Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
 Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
 Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
 Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
 Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
 Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
 Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
 Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
 Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
 Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
 Я часто бываю несогласен с людьми да нет
 Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
 Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
 Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
 Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
 Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
 Меня немного огорчает моя судьба да нет
 Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
 Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
 Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
 Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
 Я не способен на грубые шутки да нет
 Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
 Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
 Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
 Довольно многие люди завидуют мне да нет
 Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
 Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
 Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» да нет
 Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
 Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
 Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
 Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
 Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
 Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям да нет
 Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
 Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
 Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
 Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
 Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
 Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам» да нет
 Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
 Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
 Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
 С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
 Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
 Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
 Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
 Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
 Неудачи огорчают меня да нет
 Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
 Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
 Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
 Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
 Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
 Я ругаюсь только со злости да нет
 Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
 Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
 Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
 Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
 У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
 Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
 Я часто думаю, что жил неправильно да нет
 Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
 Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
 Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
 Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
 В последнее время я стал занудой да нет
 В споре я часто повышаю голос да нет
 Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
 Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

 Опросник Басса-Дарки

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

I. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет»-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» =1, «да» = 0:9,7

2. Косвенная агрессия:

«да» — 1, «нет» = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, «нет» = 1, «да» — 0: 26,49

3. Раздражение:

«да»=1, «нет»=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, «нет» = 1, «да» =0: II,35,69

4. Негативизм:

«да» == 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28, «нет» — 1, «да» = 0: 36

5. Обида:

«да»= 1,»нет» — 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

«да»=1, «нет»=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66,74,75

7. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, «нет» — 1, «да»=0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: «да»-1, «нет»=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опрос-ником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки

Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)

Опросник агрессивности Басса – Дарки (англ. Buss – Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

Теоретические основы

Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному определяют агрессию и агрессивность:

  • как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри);
  • как установку к господству (Моррисон);
  • как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений.

Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности».

Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

Валидизация

Выборку стандартизации составили 646 подростков 16 – 17 лет, проживающих в городе Новокузнецке, обучающихся в общеобразовательных школах (400 человек), гимназиях (180 человек), детских домах-интернатах (66 человек). Таким подбором испытуемых мы стремились обеспечить репрезентативность выборки.

Данная выборка была проверена на нормальность распределения. Значения рассчитывались отдельно для каждой шкалы опросника, в двух вариантах:

  1. для «сырых» баллов, где за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл
  2. «сырые» баллы умножены на предложенный коэффициент

Оба показателя не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности, из чего мы можем заключить, что распределение не отличается от нормального. Таким образом, можно утверждать, что введение коэффициента не приводит к искажению данных.

Для проверки устойчивости распределения было проверено половинное (полученное на половине выборки) распределение. Устойчивость распределения проверяется с целью определения способности выборки моделировать распределение генеральной совокупности.

Предполагается, что если половинное распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности. Из выборки случайным образом были отобраны 323 анкеты и просчитаны вышеописанным способом.

Полученные результаты также свидетельствуют о том, что распределение не отличается от нормального.

«Сырые» баллы переводятся в «стены». Среднее арифметическое в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

При сопоставлении типов распределения обнаружилось, что распределения шкал физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины достоверно отличаются от распределений шкал косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.

Кроме того провели корреляционное сравнение между всеми шкалами опросника. Практически все шкалы между собой положительно коррелируют, при уровне значимости p = 0,01 и p = 0,05.

Отсутствие корреляции выявлено между шкалами: физическая агрессия/чувство вины, вербальная агрессия/обида, вербальная агрессия/чувство вины и негативизм/чувство вины.

Наиболее сильная положительная корреляционная связь обнаружена между шкалами: косвенная агрессия/раздражение (0,52), подозрительность/обида (0,48), вербальная агрессия/ раздражение (0,45).

Внутренняя структура

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия– использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная– агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение– готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм– оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида– зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность– в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия– выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины– выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Обработка результатов

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Коэффициент

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

10

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

10, 26, 49

8

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

11

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36

20

Обида

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

44

9

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

10

Вербальная агрессия

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

13

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

11

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого – привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Вербальная агрессия

Раздражение

Негативизм

Подозрительность

Чувство вины

Обида

1

0 -20

0

низкий уровень

2

20 – 30

0 – 14

3

31 – 41

15 – 25

средний уровень

4

42 -52

26 – 36

5

53- 63

37 – 47

повышенный уровень

6

64 -74

48 – 58

7

75 – 85

59 – 69

высокий

8

86 – 96

70 – 80

очень высокий

9

97 и более

81 – 92

10

92 и более

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Агрессивность

Враждебность

1

0 -17

0

низкий уровень

2

18 – 27

0 – 14

3

28 – 38

15 – 25

средний уровень

4

39 – 49

26 – 36

5

50 – 60

37 – 47

повышенный уровень

6

61 – 71

48 – 58

7

72 – 82

59 – 69

высокий

8

83 – 93

70 – 80

очень высокий

9

94 и более

81 – 92

10

92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Литература

  1. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.

    – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998

  3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. – М.-Воронеж, 1996
  4. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки.

    /Психологическая диагностика, 2008, № 1, — с. 35-58.

Бланк вопросов

Бланк вопросов

Источник: https://psyweb.global/database/knowledge/article-636-oprosnik-urovnya-agressivnosti-bassa-darki

ovdmitjb

Add comment