Irvuz

Диагностически значимые проявления психической депривации

Содержание

Психическая депривация в детском возрасте

Диагностически значимые проявления психической депривации

Депривация – особое состояние психики, вызванное различными трудностями в жизни, которое характеризуется невозможностью удовлетворения ребенком жизненно необходимых потребностей.

Длительное пребывание в подобном состоянии может привести к негативным личностным изменениям, которые в непосредственном будущем могут сказаться на способности интеграции в социум.

В данной статье мы рассмотрим понятие психической депривации и ознакомимся с примерами проявления этого синдрома.

Психическая депривация – состояние индивида, длительное время лишенного удовлетворения ключевых психических потребностей

Как проявляется психическая депривация

Каждый человек испытывает такие психические потребности, как любовь, взаимопонимание, поддержка, уважение и телесная близость.

Подобные стимулы имеют особую важность в детском возрасте, так как принимают непосредственное участие в личностном развитии человека. Наличие депривационного синдрома приводит к нарушениям на различных уровнях.

Специалистами выделяются четыре основных направления проблем в развитии личности:

  • сенсорный;
  • интеллектуальный;
  • эмоциональный;
  • социальный.

Основываясь на данных многочисленных исследований можно сказать о том, что сенсорные нарушения развиваются на этапе формирования эмбриона.

Развитию подобных психических расстройств способствует негативное отношение женщины к собственному положению.

Употребление алкогольных напитков и наркотических средств в этот жизненный период также негативно отражается на формировании плода.

Нарушения в сенсорном восприятии могут быть вызваны отказом от ребенка и дальнейшим устройством в интернат. Отсутствие телесного, визуального и слухового контакта с матерью значительно снижает скорость развития ребенка.

Психологический дискомфорт, вызванный вышеприведенными обстоятельствами, может стать причиной потери сна, беспокойного поведения и повышенной плаксивости. Для того чтобы компенсировать подобное состояние, малыш изменяет манеру своего поведения.

Многие дети, воспитанные в детских домах, имеют проблемы, связанные с ощущением личного пространства. Для таких детей подобные границы не имеют четких граней, поскольку они плохо ощущают собственное тело.

Нередко проблемы в сенсорном восприятии находят отображение в физиологическом плане. У детей, имевших непродолжительный контакт с родителями, часто обнаруживается склонность к аллергии. Помимо этого, наблюдаются определенные патологии в развитии зрительно-моторных функций.

«Проблемные» дети часто страдают от синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Наличие вышеперечисленных проблем в детском возрасте, постепенно увеличивают уровень психологического дискомфорта.

На этом фоне в подростковом возрасте, ребенок становится тревожным и раздражительным, что является ярким признаком эмоциональной нестабильности.

Проблемы, связанные с сенсорным восприятием, негативно отражаются на понимании окружающего мира, что приводит к замедлению интеллектуального развития.

Для того чтобы малыш мог без страха взаимодействовать с окружающими предметами, ему очень важно чувствовать близость и поддержку родителей.

Говоря об этом факте, специалисты из области психологии приводят примеры, согласно которым, воспитанники детских домов проявляют гораздо меньшую физическую активность в сравнении с детьми из полноценных семей.

Каждый ребенок познает окружающую среду при помощи проб и ошибок, которые являются определенным стимулом для развития. Отсутствие подобных стимулов приводит к задержке формирования когнитивного мышления.

Психическая депривация так же губительна для человека, как биологическая недостаточность

Нарушения социального восприятия

Нарушения в социальном восприятии приводят к тому, что у ребенка изменяется модель взаимодействия с окружающим миром. Многие «проблемные» дети проявляют склонность к негативному восприятию собственного будущего. Подобное смирение с жизненными трудностями, и отсутствие стимула их преодолеть, приводит к явной проблеме адаптации к постоянно изменяющемуся ритму жизни.

Подросток с психической депривацией находится в твердой уверенности, что он не в силах управлять собственной жизнью.

На этой почве формируется устойчивое мнение о собственной мало значимости, из-за чего самооценка опускается до критических значений.

В личностную модель интегрируются убеждения о том, что ребенок не имеет значения для окружающих. Таким образом, теряется стимул преодоления возникших трудностей.

Психическая депривация в детском возрасте опасна именно патологиями, связанными с социальной адаптацией, так как эта сфера является одной из важных для интеллектуального развития.

Человек, рожденный в неполноценной семье, не понимает всю суть «ячейки общества», что приводит к различным сложностям во взаимодействии с ровесниками, одноклассниками и противоположным полом.

Довольно часто дети с психической депривацией испытывают сложности со становлением и реализацией себя в коллективе. Зачастую такие люди предпочитают жить по собственным правилам, руководствуясь принципами неприемлемыми для общества.

Многие дети, достигнувшие школьного возраста, стараются занять лидирующую позицию при помощи силы. В других случаях, для того чтобы почувствовать себя защищенными, они кооперируются с другими детьми. Для таких детей те, кто не относится к их группе, являются чужаками, которые могут обидеть и принести боль в их жизнь.

В качестве подтверждения этой теории, психологи приводят доводы, что воспитанникам сиротских учреждений сложно создавать семью. Наличие нерешенных детских проблем мешает успешно самореализоваться как в семейной жизни, так и в сфере карьеры.

Особенность нарушения социального восприятия заключается в том, что большинство детей склонны «впитывать» отрицательную информацию, касающуюся их личности.

В отличие от негатива, положительные характеристики от окружающих игнорируются из-за того, что ребенок просто не верит в возможность доброжелательного отношения в свою сторону.

К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:

  1. Опасение насмешек и издевательств со стороны окружающих.
  2. Повышенная тревожность и различные фобии.
  3. Недоверие к другим людям.

В период школьного обучения, дети, страдающие от этой формы психического расстройства, испытывают проблемы с самооценкой, избегают лишних контактов с преподавателями и стараются замкнуться в собственном мире.

Нередко, в попытках обратить на себя внимание, дети прибегают к физическому насилию над своими сверстниками. Важно понимать, что дети с психической депривацией воспринимают окружающую среду, как мир полный врагов, где каждый человек стремится причинить другому только боль.

На этом фоне, человек может чувствовать себя беспомощным из-за малой значимости для окружающих.

Депривация, нередко протекающая в латентной форме, – более опасное состояние, чем фрустрация

Нарушения в эмоциональном восприятии

Эмоциональная сфера восприятия также страдает при депривации у детей. Недостаток родительского внимания в детские годы проявляется в более зрелом возрасте в виде трудностей эмоционального взаимоотношения с другими людьми.

Такой человек испытывает страх перед близкими отношениями и постоянно находится в уверенности, что окружающие настроены враждебно по отношению к нему. Ребенок, отделенный от матери в младенчестве, плохо читает «язык тела», что приводит к различным ошибкам в восприятии поступков других людей.

Важно обратить внимание на тот факт, что различные методы воспитания, основывающиеся на эмоциональных приемах, никак не влияют на поведение такого ребенка.

Нередко попытка оказать влияние на поведение, приводит к появлению агрессии и замкнутости. У подавляющего большинства детей с различной выраженностью депривации страдает самооценка из-за ошибочного восприятия эмоций окружающих людей.

Многие из них начинают винить себя в возникающих трудностях, ссылаясь на то, что эти трудности являются следствием недостаточного воспитания. Чаще всего «трудные» дети предпочитают вымещать свои негативные эмоции на своих ровесниках.

Для того чтобы нормализовать состояние ребенка, родители должны уделить внимание следующим факторам:

  1. Предоставить ребенку возможность самостоятельно совершать определенные действия.
  2. Обеспечить благоприятную сенсорную среду.
  3. Предоставить собственное личностное пространство.
  4. Восполнить нужду в чувстве безопасности.

Психическая депривация – это своеобразный «голод», который возникает у детей при недостатке внимания к их потребностям. Именно поэтому очень важно уделять особое внимание психоэмоциональному состоянию ребенка.

В противном случае подобные нарушения могут стать причиной проблем с интеграцией в социум в более зрелом возрасте.

Многие люди, страдающие от психической депривации, испытывают трудности со становлением в рабочем коллективе и построении взаимоотношений с окружающими людьми.

Источник: http://ktovdepressii.ru/psihicheskie-rasstrojstva/drugie/psihicheskaya-deprivatsiya-v-detskom-vozraste.html

Депривация и пути ее выявления

Диагностически значимые проявления психической депривации

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс:

Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) потребностей в течение длительного времени. Под понятием

«психическая депривация» подразумеваются различные влияния, которые встречаются в жизненных ситуациях.

Проявления психологической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень глубоких поражений развития интеллекта и характера. Она может представлять пеструю картину невротических признаков.

В зависимости от того, какая жизненная потребность оказывается неудовлетворенной, выделяются различные виды психической депривации.

Не всегда удается понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и рост, и созревание нервной системы, и формирование психики.

Рассмотрим виды депривации, которые в наибольшей степени важны для диагностики развития детей и подростков.

1. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность

В первую очередь для своего развития ребенок нуждается в среде, снабженной стимулами различной модальности.

Нормально развивающийся ребенок стремится к определенному оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями.

Стимульный дефицит или стимульная перегрузка могут оказывать влияние и на физиологические процессы.

Данный вид депривации возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. В обедненную среду попадает ребенок, оказавшийся в детском доме и в других учреждениях закрытого типа.

Такая среда, вызывая «сенсорный голод», вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она оказывается наиболее губительной.

Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не управляются, перестают нормально развиваться и как следствие атрофируются. Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Последствия сенсорной депривации наиболее выражены у детей, от которых отказались в родильном доме. У таких детей наблюдается слабость и даже отсутствие реакции на речь взрослого, выраженная задержка эмоционального и интеллектуального развития, негативные особенности характера (дети эмоционально лабильные, нерешительные, безынициативные, нецелеустремленные).

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне

Важной основой психической потребности ребенка является потребность дифференцированной и постоянной структуры внешних стимулов, т.е. определенного осмысленного порядка стимулов.

«С первых месяцев своей жизни ребенок проявляет данную потребность познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого и настоящего, ожидаемого и осуществленного…

Стимулирующая ситуация отличается, следовательно, характером призыва: развитие ребенка стимулируется ею прежде всего тогда, когда она представляет условия для понимания распорядка и придает уверенность в наличии активного контроля протекающих процессов»

Двигательная депривация. Этот вид депривации связан с ограничением пространства и характерна для домов ребенка, где возможности движения ребенка длительное время ограничены рамками манежа. Уже в первые месяцы жизни при ограничении движений младенцы проявляют сильное беспокойство.

Нахождение ребенка в условиях хронической гиподинамии приводит к развитию эмоциональной вялости.

Симптомом двигательной депривации является также и компенсаторная двигательная активность: раскачивание тела вперед – назад, резкие беспокойные движения головы из стороны в сторону на подушке перед засыпанием, стереотипные движения руками.

Эти движения достаточно быстро закрепляются и препятствуют нормальному развитию всей двигательной сферы. Таким образом, у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, в силу ограниченности возможности реализовать свою активность, часто наблюдается выраженная моторная отсталость.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.

Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития ребенка.

Наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первичной межличностной связи является мать. Формирование привязанности к матери жизненно необходимо для развития ребенка.

Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации.

Понятие «материнская депривация» обобщает целый ряд различных явлений.

Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью, и наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери, Депривация в общении с матерью и в материнском уходе вызывает нарушения развития, невротические и аффективные расстройства, порождает у ребенка страх, агрессивность, недоверие к другим людям. Обобщенный портрет личности, формирующейся у ребенка с рождения оказавшегося в условиях материнской депривации можно представить таким образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В отличие от ребенка, лишенного материнской заботы с момента рождения, развитие личности ребенка, имевшего мать, но потерявшего ее, идет по неврологическому типу. В этом случае вступают в действие различные защитные механизмы. Таким образом, разрыв с матерью приводит к возникновению тяжелых эмоциональных переживаний ребенка. Последствия материнской депривации и жестко регламентированного отношения к детям ярко проявляются в школьные годы. У младших школьников в общении выступают два ведущих «симптома комплекса»: «тревога по отношению к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым»

4. Депривация идентичности (социальная):ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Параллельно с развитием и укреплением эмоциональной привязанности у ребенка развивается потребность активного принятия автономной функции. Наиболее ярко эта потребность проявляется, когда ребенок начинает самостоятельно лазать, ходить, требовать удовлетворения своих желаний посредством слов.

Мать ребенка постепенно перестает быть «внешним организатором» активности ребенка и превращается во «внутреннего организатора» -инстанцию «Я». Примером такой депривации могут служить «волчьи дети», «дети-маугли».

Известно, что человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней. Благодаря общению с окружающими людьми ребенок овладевает завоеваниями культуры. Становясь сознательным субъектом деятельности, ребенок осознает себя личностью.

Человек, изолированный от общества, не овладевает нормами и правилами поведения в обществе, психические процессы не развиваются.

Диагностика депривации достаточна сложна. Для этого необходимо сотрудничество целого ряда специалистов: педагога, психолога, педиатра, социального и медицинского работника.

Долговременное наблюдение за ребенком и регулярный контроль развития является действенным диагностическим инструментом, предоставляющим возможность вовремя реагировать на трудности и отклонения, возникающие постепенно на отдельных этапах развития.

Одним из важных методом выявления признаков депривации является беседа.

Как правило, очень редко дети совершенно не идут на контакт и отказываются от обследования. Если это происходит, то это свидетельствует либо о неправильном подходе психолога, либо о тяжелой личностной патологии или аффективном нарушении (депрессия, дисфория).

Использование психодиагностических методик имеет большое значение. Они подбираются в зависимости от поставленных задач. Показанием к тестированию могут служить, прежде всего, запрос учителей, родителей связи с трудностями в общении, поведении, конфликтностью, неуспеваемостью.

При семейной депривации рекомендуется определение уровень личностной тревожности, повышение которой лежит в основе многих психологических нарушений у детей. Достаточно удобной и информативной является «Личностная школа проявление тревожности» Дж Тейлора в адаптации Т.А. Немчиновой.

Для того, чтобы приблизиться к пониманию основного конфликта в детско-родительских отношениях, необходимо собрать информацию, проанализировать ее и выделить основные проблемы. Существую большое количество методик. Примером может служить: «Анализ Семейного Воспитания» (АСВ), Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП).

Наиболее распространенными являются так называемые проективные методики, в частности рисуночные тесты. Суть их заключается в том, что они дают возможность проецировать и интерпретировать реальность, вынося во вне свои переживания.

Рисуночная диагностика универсальна для детей любого возраста и любой национальности. Она позволяет диагностировать не только состояние ребенка, но и выявить особенности межличностных взаимоотношений, прежде всего семейных. Наиболее часто используют следующие методики: «Дом-дерево-человек» Д.

Бука, тест «Рисунок семьи» В Вульфа, «Несуществующее животное».

От своевременного выявления признаков депривации зависит и эффективность коррекционно-терапевтических и исправительных мероприятий.

10.06.2012

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617664/

Что такое депривация в психологии? Виды и особенности проявления у взрослых и детей

Диагностически значимые проявления психической депривации

В психологии есть такое понятие как депривация. Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность.

К примеру, девушку бросил парень и ее одолевает эмоциональная депривация, потому что она начинает испытывать дефицит эмоций, скучать по тому, что было раньше, но больше не получать этого.

Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.

Определение

Слово пришло к нам из латинского языка. Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое.

И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.

Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями.

Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно. Он попадает в ловушку собственного разума, выйти из которой порой может помочь только психолог.

Даже самая сильная личность иногда «ломается» под воздействием той или иной ситуации.

Многие путают депривацию с фрустрацией. Ведь что-то общее у этих состояний, определенно, есть. Но это все равно разные понятия. Под фрустрацией подразумевается фиаско в достижении удовлетворения определенной потребности. Т.е.

, человек понимает, откуда взялись негативные эмоции. А феномен депривации в том, что она может не осознаваться, и иногда люди годами живут и не понимают, что их гложет.

И это самое страшное, потому что психологу непонятно, что лечить.

Виды

Углубляясь в тему, рассмотрим разные виды депривации в теории, а также приведем примеры для полного понимания. Классификация подразумевает деление по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала депривацию.

Сенсорная (стимульная)

От латинского sensus – чувство. Но что такое сенсорная депривация? Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями. Зрительные, слуховые и, конечно, тактильные. Банальная нехватка телесных контактов (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может спровоцировать тяжелейшее состояние. Оно может быть двойственным.

Одни начинают компенсировать сенсорный дефицит, а другие агрессируют и внушают себе, что «не очень то и хотелось». Простой пример: девочка, которую недолюбили в детстве (мама не прижимала к груди, отец не катал на плечах) будет либо искать нежность на стороне в беспорядочных половых связях, либо замкнется в себе и станет старой девой. Из крайности в крайность? Именно так.

Поэтому сенсорная депривация очень опасна.

Частным случаем этого типа является зрительная депривация. Она случается редко, но, что называется, «метко». Заложником зрительной депривации может стать человек, который резко и внезапно лишился зрения. Понятно, что он привыкает обходиться без него, но психологически это очень тяжело. Причем, чем старше человек, тем ему сложнее.

Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг и понимать, что больше не может насладиться этими образами. Это может привести к затяжной депрессии или даже свести с ума. То же самое может спровоцировать двигательная депривация, когда человек из-за болезни или вследствие ДТП теряет способность к двигательной активности.

Когнитивная (информационная)

Кому-то когнитивная депривация покажется странной, но это одна из самых распространенных форм. Заключается такой тип депривации в лишении возможности получать достоверную информацию о чем-либо.

Это заставляет человека додумывать, придумывать и фантазировать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавать ей несуществующие значения. Пример: моряк, отправившийся в дальнее плавание. У него нет возможности связаться с родственниками, и он в какой-то момент начинает паниковать.

А вдруг жена изменила? Или что-то случилось с родителями? При этом важно, как поведут себя окружающие: будут ли они его успокаивать или, наоборот, подначивать.

В телешоу «Последний герой», которое раньше выходило в эфир, люди тоже пребывали в когнитивной депривации. У редакторов программы была возможность сообщать им о том, что творится на большой земле, но они сознательно этого не делали.

Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, длительно находящимися в нестандартной ситуации. А наблюдать было за чем: люди начинали переживать, у них повышалась тревожность, начиналась паника.

И в таком состоянии еще нужно было бороться за главный приз.

Эмоциональная

Об этом мы уже говорили. Это нехватка возможностей получить те или иные эмоции либо перелом ситуации, в которой человек был эмоционально удовлетворен. Яркий пример: материнская депривация.

Это когда ребенок лишен всех прелестей общения с матерью (речь идет не о биологической матери, а о женщине, способной дать малышу любовь и ласку, материнскую заботу). И проблема в том, что заменить это ничем нельзя. Т.е.

, если мальчик воспитывался в детском доме, он будет пребывать в состоянии материнской депривации до конца жизни. И даже если он в будущем будет окружен любовью жены, детей и внуков, это будет не то. Отголоски детской травмы будут присутствовать.

Скрытая материнская депривация может случиться у ребенка, даже если он будет воспитываться в семье.

Но если мама постоянно работает и не уделяет малышу время, то он тоже будет нуждаться в заботе и внимании. Также это случается в семьях, где после одного ребенка вдруг рождается двойня или тройня.

Все время уходит на младших детей, поэтому старший погружается в вынужденную материнскую депривацию.

Еще один распространенный случай – это семейная депривация. Она включает лишение общения не только с матерью, но и с отцом. Т.е. отсутствие института семьи в детском возрасте.

И опять же, повзрослев, человек создаст семью, но он будет в ней играть другую роль: уже не ребенка, а родителя. Кстати, патернальная депривация (лишение возможности воспитываться с отцом) постепенно входит в норму из-за свободного отношения к половым контактам.

У современного мужчины может быть несколько детей от разных женщин, и, разумеется, какие-то из них будут страдать от недостатка отцовского внимания.

Социальная

Ограничение возможности играть социальную роль, находиться в обществе и быть признанным им. Психосоциальная депривация присуща пожилым людям, которые из-за проблем со здоровьем предпочитают не выходить из дома и коротать вечера в одиночестве перед телевизором. Оттого так ценны различные кружки для пенсионеров, где бабушки и дедушки хотя бы просто общаются.

Кстати, социальная депривация может использоваться и как наказание. В легкой форме, это когда мама не пускает провинившегося ребенка гулять с друзьями, запирая его в комнате. В тяжелой – это заключенные, проводящие годы, а то и жизнь в местах лишения свободы.

Особенности у детей

В психологии часто рассматривается именно депривация у детей. Почему? Во-первых, потому что у них больше потребностей. Во-вторых, потому что взрослый человек, лишенный чего-либо, может как-то попытаться компенсировать этот недостаток. А ребенок не может. В-третьих, дети не просто тяжело переживают депривацию: это часто сказывается на их развитии.

Ребенок нуждается в тех же самых потребностях, что и взрослый. Самое простое – это общение. Оно играет ключевую роль в формировании осознанного поведения, помогает приобрести многие полезные навыки, развить эмоциональное восприятие, повысить интеллектуальный уровень.

Причем, для ребенка очень важно общение со сверстниками. В этом плане часто страдают дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы отвести малыша в сад, нанимают ему кучу гувернанток и воспитательниц на дому.

Да, ребенок вырастет воспитанным, начитанным и вежливым, но социальная депривация не позволит ему найти свое место в обществе.

Депривация прослеживается и в педагогике. Ее отличие в том, что эта потребность в детском возрасте не ощущается. Даже наоборот: ребенок порой не хочет учиться, ему это в тягость.

Но если упустить эту возможность, то в будущем начнется тяжелейшая педагогическая депривация.

И она будет выражаться в отсутствии не только знаний, а еще и многих других навыков: терпение, упорство, стремление и др.

Проявления

Внешние способы проявления те же, что и у взрослых. И родители или воспитатели должны правильно распознавать эмоции ребенка, чтобы понять, каприз это или один из признаков депривации. Две наиболее распознаваемые реакции, это гнев и замкнутость.

Гнев и агрессия

Причиной гнева может стать неудовлетворение физиологической или психологической потребности. Не купили конфету, не дали игрушку, не отвели на детскую площадку – казалось бы, ерунда, а ребенок злится.

Если такое состояние будет повторяться, это может превратиться в депривацию, и тогда гнев будет проявляться не только в крике и метании вещей, но и в более сложных состояниях.

Некоторые малыши рвут на себе волосы, а у кого-то даже может начаться недержание мочи как следствие проявления агрессии.

Замкнутость

Состояние, обратное гневу. Ребенок компенсирует депривацию, пытаясь убедить себя, что ему не нужна эта игрушка или конфета. Малыш успокаивается и уходит в себя, находя занятия, не требующие выплеска эмоций. Он может молча собирать конструктор или даже просто бездумно водить пальцем по ковру.

Любая неудовлетворенная психическая депривация в детском возрасте может оказать негативное влияние на будущее и перерасти в серьезные психологические травмы.

Практика показывает, что большинство убийц, маньяков и педофилов имели проблемы либо с родителями, либо с социумом.

И все это являлось последствиями эмоциональной депривации в детстве, потому что именно ее сложнее всего компенсировать во взрослом возрасте.

Психологические проблемы депривированных детей рассматривали многие ученые-психологи. Диагностика и анализ позволили понять, что именно гложет детей того или иного возраста. Многие работы изучаются современниками, которые выстраивают свои методики для помощи родителям и их детям. Любопытными являются депривационные описания Я.А.Коменского, Ж.Итара, А.Гезелла, Дж.Боулби.

Депривация сна

Еще одна распространенная депривация, которой подвержены многие современные люди. Если говорить простым языком – это банальный недосып. Примечательно, что некоторые люди осознанно идут на это, проводя ночи не в постели, а в ночных клубах или возле компьютера.

Другие же вынуждены лишаться сна из-за работы (трудоголики), детей (молодые мамы), тревоги. Последнее может быть вызвано разными причинами. И если человек не спит из-за повышенной тревожности, он попадает в замкнутый круг. Сначала он тревожится и потому не спит.

А затем депривация сна приводит к возникновению тревожных состояний.

Депривация сна при депрессии относится к вынужденному состоянию. Потому что человек, возможно, хочет уснуть, но не может. Т.е., он находится в постели, то сон не идет из-за возникающих депрессивных мыслей. Чтобы побороть оба состояния – депривацию сна и депрессию – достаточно немного поспать.

Помощь

Не каждый депривационный синдром требует вмешательства психологов. Нередко человек может справиться с таким состоянием самостоятельно либо с помощью родных и близких. Примеров масса. Чтобы выйти из социальной депривации, достаточно записаться на танцы или другой кружок по интересам.

Проблема нехватки интеллектуальных ресурсов решается подключением безлимитного Интернета. Дефицит тактильных контактов проходит после заведения любовных отношений.

Но, конечно, более тяжелые случаи требуют серьезного подхода, и без глобальной помощи (иногда на государственном уровне) уже не обойтись.

Справляться с последствиями детских социальных деприваций помогают реабилитационные центры, где ребенок получает не только внимание и заботу, но и общение со сверстниками. Конечно, это покрывает проблему лишь частично, но важно положить начало. То же самое относится к организации бесплатных концертов или чаепитий для пенсионеров, которые тоже нуждаются в общении.

В психологии с депривацией борются и иными способами. Например, компенсацией и реализацией себя в другой деятельности.

Так, инвалиды часто начинают заниматься каким-то видом спорта и участвуют в паралимпийских соревнованиях. Некоторые люди, лишившиеся рук, открывают в себе талант рисования ногами.

Но это касается сенсорной депривации. Тяжелые эмоциональные лишения компенсировать сложно. Необходима помощь психотерапевта. 

Оцените эту статью:

Всего : 97

4 97

Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/lichnost/deprivaciya.html

Причины, лечение и виды депривации

Диагностически значимые проявления психической депривации

Депривацией называют особое психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворить собственные жизненные потребности, которые могут быть абсолютно любыми (сон, прием пищи, двигательная и слуховая активность, общение с родителями и т.д.).

О депривации также говорят, когда человек оказывается лишенным привычных благ.

Данный термин употребляется в довольно широком спектре значений в различных науках, в том числе, и в психологии, а произошел он от латинского слова «deprivatio», что в переводе означает «лишение».

Причины

В научных кругах понятие получило более широкое распространение в начале 20 века.

В то время активно проводились физиологические исследования, направленные на изучение функционирования человеческого организма в условиях лишения, например, пищевой или двигательной депривации.

Для психологии основным результатом таких исследований стало то, что человек, лишенный возможностей удовлетворять собственные нужды, испытывает сильный психологический и физический дискомфорт.

Депривация сна составила отдельную область исследований. Опыты, проведенные на людях, доказали, что при недостаточном количестве сна или полном его отсутствии происходят некие изменения сознания, снижение воли, возникновение слуховых и зрительных галлюцинаций.

Таким образом, депривация сна, также как и лишение организма пищи, является способом вызвать противоестественное состояние сознания человека, хотя в некоторых мистических практиках до сих пор существует ошибочное мнение, что подобные лишения – это путь к «очищению».

Не менее богатую историю имеет и так называемая сенсорная депривация, связанная с сокращением сенсорных стимулов, поступающих к органам чувств. Истории известны случаи, когда люди добровольно лишали себя зрения или заточали себя в пещерах, стремясь тем самым уйти от мира и обрести уединение.

В действительности же, сознание, полностью лишенное внешней стимуляции, также подвергается изменениям: у человека в состоянии сенсорной депривации возникают неправдоподобные ощущения, которые можно идентифицировать как галлюцинации. Исследования в данной области проводятся с помощью специально построенных аппаратов.

Так, существует особая камера, обустроенная шумоизоляцией. В нее помещается испытуемый, движения которого также сковываются.

Как показали эксперименты, реакция людей на подобного рода изоляцию от внешних стимулов может быть очень разной, но практически никогда испытуемые не испытывали никаких приятных ощущений, а в последствии и вовсе отказывались от участия  в аналогичных экспериментах, так как сенсорная и социальная депривация – это путь к деградации личности и мыслительных процессов.

В современной психологии о депривации говорят в несколько ином ключе. Данным термином обозначается нехватка социальных и сенсорных стимулов, способная привести торможение нормального интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Классификация

Если классифицировать понятие депривация, то она бывает абсолютная и относительная. Об абсолютной форме депривации речь идет тогда, когда индивид в силу каких-либо социальных или материальных факторов не способен удовлетворить свои насущные потребности в пище, жилье, получении образования и т.

д. А вот понятие относительной депривации находится между вариантом нормы и патологией. По сути, в подобном состоянии человек не чувствует себя удовлетворенным имеющимися у него благами. Понятие относительной депривации во многом схоже с фрустрацией, однако фрустрация – это явление кратковременное.

На сегодняшний день ученые выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная (стимульная). Сенсорная депривация заключается в невозможности удовлетворить потребности во впечатлениях. Сюда относится зрительная, слуховая, осязательная, сексуальная и другие формы;
  • Когнитвная. По сути, это отсутствие у человека возможности эффективно и рационально познавать мир, сюда же входит культурная форма депривации;
  • Эмоциональная. В эту группу входит так называемая материнская депривация (родительская), а также любые другие типы лишений, связанные с ограничением возможности в установлении эмоциональных связей или их разрыв, к примеру, в случае смерти близкого человека. Патернальная форма депривации часто возникает тогда, когда ребенок воспитывается в неполной семье;
  • Социальная. Это понятие означает, что личность лишена возможности выполнять собственную социальную роль, вследствие социальной изоляции. Социальная депривация возникает у заключенных в тюрьмах, воспитанников детских домов и т.д.

Немного о каждом виде болезни

Сенсорная депривация может быть спровоцирована как некими экстремальными обстоятельствами, так и физическими недостатками человека.

Отдельно рассматривается материнская депривация, способствующая психической и физической отсталостью в первые годы жизни детей по причине нехватки общения с матерью или другими взрослыми.

Подобная сенсорная и эмоциональная депривация приводит к нарушениям развития психики и эмоциональному обеднению.

Социальная депривация возникает вследствие вынужденной, принудительной или добровольной изоляции. Однако границы данного типа лишений довольно широки, так как могут включать в себя, в том числе, и педагогический дефицит.

В условиях вынужденной изоляции человек оказывается оторванным от привычного окружения не по своей воле, например, заблудившись в глухих лесах тайги и т.д. Принудительная изоляция подразумевает целенаправленное помещение индивида в закрытые группы (больницы, исправительные учреждения и т.д.).

Встречаются и такие личности, которые выбирают для себя добровольную изоляцию, становясь отшельниками. Стоит подчеркнуть, что даже полная социальная изоляция не означает, что человек действительно чувствует себя несчастным вследствие фатальных лишений.

Отдельные личности, отличающиеся стойкостью и зрелостью характера, переносят подобные условия относительно легко практически без негативных последствий для психики.

С точки зрения различных наук, определенный интерес представляет такое явление, как депривация сна. Недостаточное или отсутствующее удовлетворение потребностей во сне часто возникает тогда, когда на организм оказывают влияние такие факторы, как бессонница, различные психические нарушения, приводящие к расстройствам сна и т.д.

Также существует теория, согласно которой депривация сна может быть использована в качестве весьма эффективного метода лечения депрессии. Ранее лишение человека сна использовалось в качестве способа пыток на допросах.

В любом случае, следует понимать, что добровольная или принудительная депривация сна может привести к истощению организма и другим крайне негативным последствиям.

Сенсорная, эмоциональная, материнская депривация, как и остальные ее типы могут быть явными и скрытыми. Так, явные лишения можно наблюдать у всех заключенных в тюрьмах или воспитанников детских домов, а вот о скрытой депривации можно даже не догадываться, так как возникает она при внешне благоприятных обстоятельствах. Также один человек может испытывать на себе сразу несколько лишений.

Общие проявления

Несмотря на то, что существует немало различных типов депривации, все они имеют некоторые общие проявления:

  • повышенная тревожность;
  • обостренное чувство неудовлетворенности собой;
  • снижение жизненной активности;
  • частая смена настроения;
  • немотивированная агрессия и т.д.

Стоит также принимать во внимание, что эмоциональная депривация и любые другие ее формы могут иметь различную степень выраженности. Как правило, в большинстве случаев человеку удается однонаправленное ее воздействия  с помощью удовлетворения своих прочих потребностей.

Возможные осложнения

Последствия, которые могут быть вызваны различного рода лишениями и ограничениями, довольно разнообразны. Сенсорная депривация нередко приводит к немотивированной агрессии, бессоннице, потере аппетита и, как следствие, истощению организма.

Аналогичными последствиями чревата и депривация сна, и эмоциональная депривация, и прочие ее типы. В наиболее тяжелых случаях, когда человек вынужден находиться в жесткой изоляции, может сильно пострадать психическая сторона здоровья.

Так, к примеру, заключенные одиночных камер, люди, находящиеся в неких экстремальных условиях, нередко страдают от истерических и бредовых расстройств, психозов, депрессии.

Практически всегда у человека, находящегося в условиях лишения, возникают всплески агрессии, которые могут распространяться на окружающих или же самого себя.

Это может выражаться в попытках причинить себе вред, совершить суицид, а также в скрытой форм аутоагрессии, проявляющейся во вредных привычках, зависимостях, соматических заболеваниях (гипертонии, язвенной болезни т.д.).

Люди с определенным складом характера могут пытаться причинить вред окружающим. Как правило, объектом агрессии становятся люди, обладающие тем, чего лишен больной.

Интересно, что социальная депривация и некоторые другие ее типы способны запустить в организме человека своеобразные защитные механизмы. Так, если индивид длительное время будет находиться в одиночестве, вполне вероятно, что он станет говорить сам с собой. Галлюцинации в таких ситуациях часто становятся способом компенсации сенсорной депривации.

Методы борьбы

Специфическое лечение рассматриваемого состояния пока не разработано. Если речь идет об относительной ее форме, то полностью избавиться от этого состояния и сопутствующих ему последствий можно, устранив главные причины. Как правило, устранить проблему помогает длительная работа с квалифицированным психотерапевтом или психологом.

Гораздо сложнее дело обстоит с абсолютной депривацией, так как единственным способом ее устранения может стать предоставление человеку тех благ, которых он лишен или помощи для их самостоятельного достижения. Однако в этом случае грамотная психотерапия и психологическая помощь также рекомендуется.

Кроме того, существует несколько способов, позволяющих временно отключить механизмы депривации. Считается, что выработка агрессии, вызванная лишениями, прекращается при стрессовом воздействии, а также интенсивных физических нагрузках.

Последствия двигательных и сенсорных ограничений можно вполне успешно компенсировать в творческой деятельности, тогда как при нехватке материнского внимания, проблема становится куда глубже.

При этом чем раньше личность испытала на себе подобные ограничения, тем больше негативных последствий возникает и тем тяжелее с ними справиться в дальнейшем.

Источник: https://ODepressii.ru/obschee/deprivatsiya.html

ovdmitjb

Add comment