Irvuz

Деятельностная теория

(no title)

Деятельностная теория
?

lasgob (lasgob) wrote,
2012-02-16 23:55:00 lasgob
lasgob
2012-02-16 23:55:00

С точки зрения деятельностного подхода любой психический процесс – это интериоризированная внешняя деятельность.

Деятельностный подход предлагает две связанные между собой модели, метафоры, описывающие психику.

Первая модель: психический процесс есть ПРОИЗВОДСТВО, то есть преобразование некоего предмета (материала) в полезный продукт.

Вторая модель: психический процесс есть СВЁРНУТАЯ ВНЕШНЯЯ, физическая, материальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Попробуем рассмотреть эмоции с этой точки зрения. А именно:

  1. Каков полезный продукт эмоции.
  2. Какова внешняя деятельность, интериоризация которой переживается нами как «эмоция».

Определение эмоции

С феноменологической, описательной точки зрения

Эмоции – это набор врождённых мета-поведенческих шаблонов.

Что это значит? Разберём по словам.

  • Мета-поведенческий шаблон. Просто поведенческий шаблон – это запрограммированная поведенческая реакция. Например, рефлекс моргания.

Мета-поведенческий шаблон – это активация целой группы поведенческих реакций. А какая из них будет воспроизведена, зависит уже от конкретных стимулов, присутствующих в ситуации. Например, гнев облегчает отталкивание, удары, кусание и т. д.

Можно сказать, что весь поведенческий репертуар организма поделен на регистры. И каждая эмоция активирует один из этих регистров, одновременно тормозя другие.

Строго говоря, в основе регистра лежат несколько типовых, прототипных реакций, например бег при страхе. Однако в течение жизни организма в регистр могут добавляться новые реакции, а старые – модифицироваться.

  • Набор – так называемых «базовых», то есть легко идентифицируемых объективно эмоций немного. А именно – 7, если верить Полу Экману, изучавшему этот вопрос экспериментально.
  • Врождённых – эти шаблоны заданы от рождения и не нуждаются в обучении. Они характерны для большинства млекопитающих.

Структура эмоции

Опять же феноменологически эмоция состоит из трёх частей:

  1. Активируемый регистр поведенческого репертуара
  2. Обслуживающая его вегетативная реакция
  3. Бессознательный, врождённый образ триггера, запускающего первые 2 процесса.

О регистре я уже сказал выше.

Вегетативная реакция – активация симпатической или парасимпатической системы, выброс тех или иных гормонов, подготавливающие тело к определённому поведению.

Образ триггера. Цитата из Пола Экмана:

«Подобно тому, как физическое ограничение является врожденным триггером для гнева, существуют также подобные триггеры и для страха: например, Нечто, быстро движущееся в пространстве и способное нанести нам удар, если мы не отскочим в сторону, или внезапная потеря поддержки, вызывающая наше падение. Угроза физической боли является врожденным триггером для страха, хотя непосредственно в момент боли страх может не ощущаться».

И здесь возникает один очень важный момент: человек ВСЕГДА находится в какой-то эмоции. Он никогда не имеет доступа ко всему репертуару своего поведения, но только к определённому регистру, соответствующему текущей эмоции.

Можно привести очень простой тест, подтверждающий это. Невозможно нарисовать лицо, которое бы оценивалось как нейтральное. Оно всё равно будет казаться нам или слегка весёлым, или слегка грустным (вполне возможно, в зависимости от нашего собственного текущего эмоционального состояния). Как вы думаете, как обстоят дела у этого господина?

Функции эмоций

В процессе филогенеза и онтогенеза эмоции проходят эволюцию, которая сильно модифицирует их. Данное выше определение эмоции и описание её структуры относится к первоначальному, исходному состоянию эмоции. В том же виде, в котором мы переживаем эмоции, они уже достаточно сильно отличаются от вышеописанного. Однако без понимания исходной схемы трудно понять и производные формы.

Эмоции модифицируются вследствие изменения их функции. Каждая последующая функция (а всего их три) накладывается на предыдущую.

Изначальная функция эмоций – адаптация

Благодаря эмоциям всё многообразие ситуаций классифицируется на 7 типов (по числу базовых эмоций). Первичные триггеры являются ориентирами, которые определяют тип ситуации и автоматически запускают соответствующий мета-шаблон. Это облегчает организму поведение в данной ситуации, так как выбирать из ограниченного регистра поведенческих реакций легче, чем из всего репертуара.

В своей адаптивной ипостаси эмоции в нашей повседневной жизни встречаются достаточно редко. Например, страх в этой ипостаси возникает при аварийной ситуации на дороге, или когда мы подскальзываемся на льду.

Стоит обратить внимание, что в этой ситуации мы эмоцию практически не чувствуем. Всё наше внимание на действии, и мы осознаём произошедшие вегетативные изменения в теле только после окончания экстремальной ситуации.

В такой ситуации эмоция «выскакивает» автоматически, рефлекторно, и она практически не контролируема.

Таким образом, эмоции в адаптивной ипостаси практически не воспринимаются субъектом. С этой точки зрения их нельзя поделить по общепринятому принципу на «положительные» и «отрицательные».

Правильнее их будет делить на аппетентные (от лат. appetentia – стремление)  и аверсивные (от лат. aversio – отворачивание в другую сторону).

Первые обеспечивают наиболее эффективное поведение в благоприятных ситуациях, вторые – наоборот, в неблагоприятных для организма условиях.

Вторичная функция эмоций – коммуникация

Для начала цитата (С.Дерядо, В.Ясвин. Гроссмейстер общения):

«Во время телевизионного интервью у знаменитого циркового дрессировщика Филатова спросили: «С кем из хищных зверей опаснее всего работать?» Ответ артиста был неожиданным. Оказалось, что с «кровожадными» львами иметь дело гораздо безопаснее, чем с «добродушными мишками».

Весь секрет в том, что львы в африканских саваннах живут группами (прайдами), поэтому их мимика хорошо развита, ведь она во многом помогает поддерживать взаимопонимание в львиной группе и регулировать поведение. А медведи – одиночки. Им попросту некому показывать свои чувства – их мимика маловыразительна. Природа экономна, она не тратится на «излишества».

Так вот, у льва, когда он решается нападать, прежде обязательно появляется соответствующая гримаса, которая и предупреждает укротителя об опасности. А медведь же может вдруг «ни с того, ни с сего», как говорится, без объявления войны, треснуть лапой своего двуногого партнёра, порой вовсе к этому не готового.

Таким образом, у живущих группами млекопитающих эмоции приобретают ещё одну функцию – сигнальную, коммуникативную. Считывание эмоциональных состояний друг друга помогает особям вовремя спасаться от врагов или решать вопросы доминирования без кровопролития.

У человека как общественного животного внешнее выражение эмоций гипертрофировано – для того, чтобы сигнализировать о своих готовящихся действиях сородичам и тем самым координировать совместное поведение. Этот механизм бессознателен и лежит в основе феномена эмоционального «заражения».

Таким образом, эмоции становятся ИНСТРУМЕНТОМ управления ближним.

Эмоции в коммуникативной ипостаси видоизменяются относительно первичной формы:

Во-первых, большую роль начинает играть экспрессия эмоции – мимика, интонация.

Во-вторых, тормозятся непосредственные действия из регистра эмоции.

В-третьих, триггер здесь уже вторичный. Ситуация оценивается по аналогии с первичной эмоцией. Например, мы оцениваем перспективу не сдать экзамен как «провал» – то есть как аналог «внезапной потери поддержки, вызывающей наше падение». Следовательно, при такой интерпретации будет активироваться страх.

Ещё одна цитата – Пол Вацлавик. Психология межличностных коммуникаций:

«…Коммуникация не только передаёт информацию, но в то же время детерминирует поведение. Вслед за Бейтсоном эти две операции называют «описательным» и «побудительным» аспектом коммуникации. (…)

Описательный аспект сообщения передаёт информацию и является поэтому синонимом содержания сообщения, когда речь идёт о человеческой коммуникации. Это может быть всё что угодно, всё, что поддаётся передаче, неважно, является ли данная информация правдивой, ложной, надёжной, неправильной или неразрешимой.

Побудительный аспект, с другой стороны, касается того, какого рода эта информация, как её нужно воспринять, и поэтому практически полностью относится к взаимоотношениям между людьми, находящимися в коммуникации.

Смысл всех подобных утверждений сводится к одному или нескольким из нижеследующего: «Вот как я вижу себя… вот так я вижу тебя… вот так я вижу твоё представление обо мне» и так далее до бесконечности.

Так, например, сообщения «Нужно отпускать сцепление мягко и постепенно» и «Только отпусти сцепление, и коробка передач полетит к чёрту» несут приблизительно одну и ту же информационную нагрузку (описательный аспект), но очевидно, что они определяют совершенно разные взаимоотношения. Чтобы избежать любого непонимания вышеизложенного материала, нужно прояснить, что отношения лишь иногда определяются полностью осознанно».

«Уровень отношений» в коммуникации – это как раз и есть взаимоуправление с помощью эмоций. Любое сообщение, которое один человек передаёт другому, кроме вербального, рационального смысла о «чём-то третьем», содержит также невербальный (правильнее сказать «паравербальный», так как он определяет интонацию и выбор слов) компонент о «нас двоих».

И, как ни странно, эмоции в коммуникационной ипостаси тоже практически не осознаются. Наверно, каждому приходилось сталкиваться с ситуацией, когда человек, орущий в гневе, уверен, что он абсолютно спокоен и разговаривает «нормальным голосом».

Поэтому об эмоциях в этой ипостаси тоже некорректно говорить как о «положительных» или «отрицательных». Их правильнее разделить на «подкрепляющие» и «прерывающие»  текущее поведение коммуниканта.

То есть с помощью «подкрепляющих» эмоций мы как бы говорим ближнему: «Продолжай в том же духе», а с помощью «прерывающих» – «Прекрати».

И здесь расцветают пышным цветом эмоциональные «игры», когда два организма (человеческих или не очень (достаточно вспомнить «эмоциональные битвы» котов)) пытаются одновременно управлять друг другом с помощью эмоций. «Игры» Эрика Берна (которые, на мой взгляд, правильнее было бы назвать «ловушками») – это примеры таких устойчивых «партий», разыгранных на языке эмоций.

Третичная функция эмоций – самоуправление

Но на этом эволюция эмоций не заканчивается. Человек – мета-существо, склонное к образованию рефлексивных колец. То есть воспринимать своё же восприятие.

Зачем это нужно? Это даёт возможность управлять собой, то есть вмешиваться в процессы «стимул – реакция», и быстро их видоизменять. Собственная реакция сама становится стимулом.

Когда человек научается воспринимать свои собственные эмоции, он начинает пытаться ими управлять с помощью… эмоций же! И вот теперь возникает тот феномен, который мы воспринимаем субъективно как эмоцию или чувство.

Таким образом, чувство – это эмоция в рефлексивной ипостаси. А точнее – ПАРА ЭМОЦИЙ: эмоция / мета-эмоция.

Самое интересное здесь то, что вторая эмоция, которая мета-, не осознаётся. Конечно, её можно осознать, но только с помощью другой мета-эмоции, для которой эта станет просто эмоцией.

Именно эмоции в рефлексивной ипостаси переживаются как «положительные» и «отрицательные». Ведь что значит, что я переживаю положительную эмоцию? Это значит, что я переживаю эмоцию, которая мне нравится. Следовательно, есть одна эмоция, которую я осознаю, и вторая, которая мной не осознаётся, но которая окрашивает первую. То же самое и с «отрицательными» эмоциями.

Вот эта неосознанная мета-эмоциональная добавка и делает чувства такими разнообразными и неповторимыми. Когда говорят о том, что разнообразие эмоций не поддаётся счёту, имеют в виду именно эмоции в рефлексивной ипостаси, то есть пары эмоций.

К сожалению, рефлексивность человека – это его не только радость, но и беда. Человек начинает разыгрывать внутри себя такие же «эмоциональные битвы», как и во вне.

Пытаясь управлять своими негативными эмоциями с помощью своих же негативных эмоций (гневаться на себя за свой страх, винить себя за свой гнев, и т. д.

), человек создаёт внутри себя петлю положительной обратной связи, где каждая последующая прерывающая эмоция пытается прервать предыдущую. Этот феномен и называют «страдание».

По сути, разные виды «эмоциональных проблем» – это разные виды интериоризованных берновских «игр».

Из всего вышеизложенного можно сделать ряд практических выводов. Но это оставим на следующий раз.

Источник: https://lasgob.livejournal.com/5977.html

Деятельностная теория Леонтьева: суть и основные элементы

Деятельностная теория

Деятельность — это неотъемлемая часть жизни человека. С самого рождения он учиться взаимодействовать с окружающим его миром. Все люди проходят сложный путь обучения и развития, который является активной деятельностью.

Вряд ли каждый задумывается об этом, ведь деятельность для человека настолько естественна и автоматизирована, что на ней просто не фиксируется внимание.

А ведь на самом деле деятельность – это довольно сложный и интересный процесс, обладающий своей структурой и логикой.

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века.

В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека.

Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость – лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.
  • Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Структура деятельностной теории

Деятельностная теория А. Н. Леонтьева рассматривает мотивы и потребности человека в контексте деятельности. Леонтьев разделил ее на несколько уровней:

  • Первый уровень – деятельность. Она характеризуется определенными потребностями и мотивами, исходя из которых формируется определенная цель или задача.
  • Второй уровень — действия, которые подчиняются достижению цели.
  • Третий уровень — операции. Это способы осуществления действий, зависят от условий достижения конкретной цели.
  • Четвертый уровень — психофизиологические функции. Является самым низким уровнем в структуре деятельности, характеризуется физиологическим обеспечением психических процессов, то есть способность человека мыслить, чувствовать, двигаться и запоминать.

Теория Леонтьева дает подробное описание структуры деятельности и определяет ее связь с потребностями и мотивами, побуждающими человека к разного рода активности.

Таким образом Леонтьев показал связь внешних практических действий и поведения человека – с внутренними процессами психических действий и сознанием человека. В теории деятельности Леонтьева, основными ее видами являются: трудовая, познавательная, игровая.

Концепция теории деятельности

Леонтьев выявил, способность человека объективно отражать окружающий мир, не подчиняясь факторам непосредственно влияющими на жизнедеятельность организма. Теория психической деятельности А. Н. Леонтьева освещает проблему возникновения сознания.

Он назвал это свойство чувствительностью, в отличие от раздражимости, присущей животному миру.

Именно чувствительность, по его мнению, является критерием психического уровня отражения реальности, который способствует наиболее эффективной адаптации к окружающему миру.

К факторам возникновения сознания ученый относит коллективный труд и речевое общение человека.

Участвуя в коллективном труде, люди выполняют разные операции, которые не имеют отношения к непосредственному удовлетворению их потребностей, но соотносятся с результатом, необходимым в контексте коллективной деятельности.

Речевое общение позволяет человеку быть включенным и пользоваться общественным опытом, через овладение человеком системой языковых значений.

Принципы психологической теории А. Н. Леонтьева

Ключевые принципы теории Леонтьева:

  • принцип предметности – предмет подчиняет и преобразует деятельность субъекта;
  • принцип активности – жизнедеятельность субъекта зависит от активности психического отражения реальности, включающей потребности, мотивы, установки человека;
  • принцип интериоризации и экстериоризации – внутренние действия формируются в процессе перехода внешних, практических действий во внутренний план сознания;
  • принцип неадаптивной природы предметной деятельности – психическое отражение реальности порождается не внешними воздействиями, а процессами с помощью которых субъект вступает в контакт с предметным миром.

Внутренние и внешние действия

Теория деятельности Леонтьева – психологический феномен, освещающий два аспекта жизнедеятельности: объяснительный принцип и предмет исследований.

Объяснительный принцип изучает связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной жизнью общества. В результате были выделены такие категории как: совместная и индивидуальная деятельность.

А также были выделены целенаправленная, преобразующая, чувственно-предметная и духовная характеристики деятельности.

Теория Леонтьева характеризует внешнюю деятельность как материальную, а внутреннюю как оперирование образами и представлениями о предметах. Внутренняя деятельность имеет то же строение что и внешняя, отличие только в форме протекания. Внутренние действия производятся с образами предметов, в итоге получая мысленный результат.

В результате интериоризации внешней деятельности ее строение не меняется, но сильно трансформируется и сокращается для более быстрого ее осуществления во внутреннем плане. Это позволяет человеку значительно экономить свои усилия и быстрее выбирать нужные действия.

Однако для успешного воспроизведения действия в уме, сначала его нужно освоить в материальном плане, получив реальный результат.

Что очень хорошо наблюдается в процессе развития детей: сначала они учатся оперировать и производить необходимые действия с реальными предметами, постепенно обучаясь мысленно просчитывать свои действия и добиваться нужного результата значительно быстрее.

Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева

В своей теории А. Н. Леонтьев частично касается вопроса речевой деятельности человека и ее важности для развития психических функций. Более подробно эту тему изучал его сын А. А. Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности.

А. А. Леонтьев говорит о большом влиянии, которое оказывает речь на жизнь человека. В своих исследованиях он доказывает, что развитие речевой деятельности связано с развитием личности человека. Развитие интеллекта невозможно без речевой деятельности, так как она непосредственно влияет на познавательные способности человека, его мышление и творческое самовыражение.

Речевая деятельность имеет два варианта реализации: речевое общение и внутреннее речемыслительное функционирование. В теории речевой деятельности А. А. Леонтьева разделяются понятия: общение и речевое общение.

Общение — это процесс передачи сообщения, при котором реализуются речевые акты. Речевое общение подразумевает целенаправленное взаимодействие, в котором можно выделить цели и задачи говорящих.

По Леонтьеву речевые действия обслуживают трудовую, познавательную и игровую деятельность, входя в их состав.

Структура речевой деятельности

Речевая деятельность представляет собой комплекс актов говорения и понимания. Выражается в форме отдельных речевых действий, каждое из которых целенаправленно, структурно и мотивированно.

Этапы речевой деятельности:

  • ориентировка;
  • планирование;
  • реализация;
  • контроль.

Речевое действие осуществляется соответственно этим этапам. Стимулирует его — речевая ситуация, побуждающая к высказыванию. У речевого действия выделяют следующие фазы:

  • подготовка высказывания;
  • структурирование высказывания;
  • переход к внешней речи.

Деятельностная теория в трудах Рубинштейна

Помимо Леонтьева, деятельностную теорию разрабатывал советский ученый С. Л. Рубинштейн. Они разрабатывали теорию независимо друг от друга, но в их работах много общего, так как они опирались на труды Л. С. Выготского и философию К. Маркса. Поэтому теория деятельности Леонтьева и Рубинштейна является одним из важнейших методологических положений в российской психологии.

С. Л. Рубинштейн сформулировал основной принцип деятельностной теории – «единство сознания и деятельности». Деятельность регулируется сознанием субъекта, в свою очередь сознание познается через систему субъективных отношений и через действия субъекта, способствующих его развитию.

Также ученый выявил общие характеристики деятельности: выделил субъект действия (человек), субъекты в совместных действиях (действия людей осуществляющих совместную деятельность), взаимодействие субъекта с объектом в деятельности (отражает предметный и содержательный характер жизнедеятельности), выявил влияние творческих действий на формирование и развитие психики людей.

Рубинштейн обращает внимание на такое понятие как навыки, которое он характеризует как автоматизированный способ выполнения действия. Благодаря навыкам, сознание человека освобождается от регулирования элементарных актов и может сосредоточится на выполнении более сложных задач. Навыки он приравнивает к операциям, с помощью которых осуществляется действие.

Теория Рубинштейна и Леонтьева объясняет структуру и содержание психологической деятельности, указывает на взаимосвязь жизнедеятельности с потребностями человека. А также приводит к важному пониманию: через исследование внешних действий и поведение можно исследовать внутреннее состояние психики.

Деятельностный подход в трудах Л. С. Выготского

Выдающийся советский ученый и психолог Л. С. Выготский в своих трудах заложил основы деятельностного подхода, который впоследствии был исследован и разработан в трудах его ученика А. Н. Леонтьева. Теория деятельности Леонтьева и Выготского глубоко затрагивает взаимовлияние деятельности и сознания человека.

Основные идеи Выготского касающиеся деятельностного похода:

  • указал на важность анализа действий людей для изучения психики и сознания;
  • рассматривал сознание в связи с трудовой деятельностью;
  • разрабатывал теоретическое положение о влиянии трудовой деятельности на психические процессы;
  • рассматривал знаковые и коммуникационные системы как психологические орудия для развития психики.

Влияние теории А. Н. Леонтьева на развитие отечественной психологии

Отечественная теория Леонтьева затрагивает широкий круг теоретических и практических проблем в психологии. Предложенная Леонтьевым структура деятельности стала основой для изучения практически всех психических явлений, благодаря чему возникли и получили развитие новые психологические отрасли.

В его трудах освещены такие теоретические вопросы психологии, как: личность человека, развитие его психики, возникновение сознания людей, формирование высших психических функций человека.

Совместно с другими учеными, он разработал культурно-историческую теорию деятельности, а также повлиял на развитие инженерной психологии.

В контексте деятельностной теории, совместно с П. Я. Гальпериным, была разработана теория поэтапного формирования умственных действий. Предложенное Леонтьевым понятие «ведущая деятельность» позволило Д. Б.

Эльконину, соединив его с рядом представлений Л. С. Выготского, построить одну из основных периодизаций психического развития. Без сомнений, А. Н.

Леонтьев является выдающимся ученым своего времени, теоретиком и практиком внесшим огромный вклад в развитие отечественной психологии.

Жизнь человека немыслима без деятельности (человек действует — значит существует). Она неразрывно связана с физическим, психическим и духовным развитием человека. Действия человека распространяются как на самого человека и окружающих его людей, так и на весь мир в целом.

Совершая действия человек влияет на окружающий мир и изменяет действительность. Человек влияет на реальность в которой живет, он может повышать свой материальный достаток, приобрести статус и влияние в обществе, развивать свои способности и возможности. Все это возможно осуществить через деятельность.

Более того, человеческая цивилизация — это результат действий всех людей, в общемировом масштабе. Она постоянно развивается и видоизменяется вместе с людьми, создающими ее.

Источник: https://autogear.ru/article/382/259/deyatelnostnaya-teoriya-leonteva-sut-i-osnovnyie-elementyi/

ovdmitjb

Add comment