Irvuz

Чувствительность. пороги ощущении и адаптация

Общие свойства ощущений

Чувствительность. пороги ощущении и адаптация

Качество — основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений.

Интенсивность — количественная характеристика ощущения. Она определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность — это временная характеристика ощущения; она также определяется функциональным состоянием анализатора, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторое время.

Латентный период неодинаков для разных видов ощущений: для тактильных — 130 мс, для болевых — 370 мс, для вкусовых — 50 мс.

Для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигало определенной силы (величины).

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущений.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов. Чем меньше величина абсолютного порога, тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает восьми молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25 тыс. раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения.

Абсолютная чувствительность анализаторов ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущений. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение.

Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость).

Величина абсолютных порогов — как нижнего, так и верхнего — изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражителя и т.д.

Явление адаптации. Чувствительность человека может меняться в очень больших пределах. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Эти явления, зависящие от условия среды, носят название адаптации. Они существуют во всех сферах чувствительности. Хорошо известны явления тепловой адаптации, адаптации к запахам.

В учебнике под редакцией А.В. Петровского выделяются три разновидности явлений адаптации:

  • 1) адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя;
  • 2) адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя;
  • 3) повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

В целом адаптация является одним из важнейших видов изменения чувствительности, указывающих на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

Взаимодействие ощущений. Это изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств. Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Сенсибилизация (от лат. sensibilis — чувствительный) — повышение чувствительности организма человека (или отдельных органов, например органов чувств) к воздействию каких-либо раздражителей.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном явлении — синестезии, когда под влиянием раздражения одного анализатора происходит возникновение ощущения, характерного для других анализаторов. Так, у музыкантов часто встречаются феномены «окрашенного слуха», высокие звуки расцениваются как «светлые», а низкие — как «темные».

Восприятие представляет собой отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно. Оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств.

Выделяют следующие свойства восприятия.

Предметность проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной реальности. Восприятие связывает субъекта с предметным миром.

Целостность выражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Целостность предмета определяется его функциональным назначением в деятельности человека.

Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. В восприятие субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта.

Структурность — свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных музыкальных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же; им выделяется мелодия как целостная структура, как соединение отдельных звуков.

Константность — относительное постоянство воспринимаемой формы, величины, цвета предмета независимо от значительных изменений условия восприятия. Благодаря этому свойству мы имеем возможность узнавать предметы в разной обстановке.

Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами, полом, состоянием здоровья, настроением и т.д.

Основные виды восприятия. Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное.

Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки и т.д.; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни и т.п.).

Память — это отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.

Память связывает прошлое с настоящим. Осознавать свое «Я», действовать в окружающем мире, быть тем, кем он является, человеку позволяет именно память. Человеческая память — это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.

Наша память представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения информации и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют — между ними существует взаимная обусловленность.

Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести то, что сохранил.

Стоит упомянуть об «эффекте Зейгарник» (впервые был описан в 1927 г. отечественным психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900—1988): человек непроизвольно гораздо лучше запоминает действия незавершенные, ситуации, не получившие естественного разрешения.

Особое место памяти среди психических функций последователи Б. В. Зейгарник видят в том, что ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия, каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект.

Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами отчетливо выделяется при различении ее видов, что представлено на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Виды памяти. Взаимосвязь памяти с психическими образованиями

Процессы памяти

  • 1. Запоминание. Определяется как процесс, обеспечивающий удержание информации в памяти, как важнейшее условие ее последующего воспроизведения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непосредственно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления. Иногда возникает необходимость использования специальных приемов запоминания информации, тогда запоминание приобретает форму заучивания. Существует зависимость запоминания от характера деятельности человека, от процессов целеполагания, его связи с ориентациями на будущее:
  • 1) лучше запоминается то, что составляет цель действия;
  • 2) процессы запоминания, включенные в мыслительную деятельность, оказываются более эффективными;
  • 3) лучше запоминается информация, которая является важной для будущей жизнедеятельности человека, отражает интересы и склонности человека;
  • 4) лучше запоминается эмоционально окрашенный материал;
  • 5) многократное повторение способствует запоминанию.
  • 2. Воспроизведение — процесс памяти, заключающийся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях:
  • 1) узнавание — воспроизведение при опоре на восприятие;
  • 2) собственно воспроизведение как произвольная или непроизвольная актуализация сохраненного в памяти материала;
  • 3) припоминание в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия.
  • 3. Сохранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала. Процесс реконструкции материала в памяти имеет свою динамику. В некоторых случаях отсроченное воспроизведение может оказаться более полным и совершенным, чем более раннее. Такое явление в памяти получило название реминисценции.
  • 4. Забывание. Выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Забывание имеет свои закономерности:
    • ? забывание протекает во времени неравномерно;
    • ? весьма важно своевременно организовать повторение воспринятого;
  • ? забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время (реминисценция);
  • ? забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком; если он незначим для жизненных перспектив; если он неинтересен.

Page 3

Мышление — это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Это высшая форма отражательной деятельности, позволяющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь и закономерности развития.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявлять существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.

Виды мышления представлены на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Виды мышления

Характеристика основных мыслительных операций

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим).

Синтез — это мысленное соединение частей, свойств, действий. Операция синтеза противоположна анализу.

Сравнение — это установление средств и различий между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, отвлекается от остальных. Так, например, можем говорить о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, при этом, не указывая конкретных предметов, имеющих зеленый цвет.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.

Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Мышление как процесс решения задачи

Решение задачи есть процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств в данных условиях. Движущей силой процесса мышления при решении задачи являются возникающие противоречия между целью и средствами. Решение задачи осуществляется по следующей схеме.

  • ? Осознание проблемной ситуации.
  • ? Выделение того, что известно и что неизвестно; в результате проблема превращается в задачу.
  • ? Происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задачи, исходя из предшествующего опыта).
  • ? Происходит появление гипотез как предположений о способах решения задачи.
  • ? Реализация гипотезы.
  • ? Проверка гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.

Источник: https://bstudy.net/733138/pedagogika/obschie_svoystva_oschuscheniy

Чувствительности: пороги, внутренние механизмы изменения и классификация ощущений

Чувствительность. пороги ощущении и адаптация

С точки зрения психологии не любой раздражитель способен вызвать ощущение (например, абсолютно слабый раздражитель не способен вызвать ощущения или их нарушение).

Определение 1

Способность распознавать величину и качество раздражителя называют чувствительностью, уровень которой определяют характеристикой нижнего порога ощущений. Она представляет собой минимальную величину раздражителя и вызывает едва заметное ощущение.

Пороги чувствительности могут различаться. Так, верхним порогом ощущений является максимальная величина раздражителя, которую анализатор воспринимает адекватно.

Интервал, возникающий между нижним и верхним порогом, называется диапазон чувствительности.

Дифференциальный порог или порог различения (в соответствии с законом Вебера) представляет собой наименьшую величину различий между раздражителями.

Особенности внутренних механизмов изменения чувствительности

Внутренние механизмы изменения чувствительности включают адаптацию, сенсибилизацию и синестезию.

Сенсорная адаптация (приспособление) представляет собой изменение чувствительности органов чувств под воздействием постоянного раздражителя. Выделяют три вида подобной адаптации:

  • адаптация в качестве полного исчезновения ощущения в процессе продолжительной работы раздражителя (характерна для тактильных ощущений). Например, утром человек с большой сложностью поднимает и надевает шубу, а после того, как проходит небольшое расстояние, перестает ощущать ее вес;
  • адаптация в качестве уменьшения чувствительности под воздействием сильного раздражителя. Например, ее испытывает человек, который выходит из темной комнаты в яркий солнечный день на улицу. Происходит достаточно быстрое уменьшение чувствительности зрительного анализатора, при этом человек видит окружающий мир относительно хорошо;
  • адаптация в качестве роста чувствительности под воздействием слабых раздражителей. Например, в яркий солнечный день человек заходит в темную комнату. Тогда в первый момент он может ничего не видеть, но проходит время, и ориентация в пространстве восстанавливается. Это происходит по причине существенного роста чувствительности зрительного анализатора.

Определение 2

Сенсибилизация (от лат. sensibilis – чувствительный) означает рост чувствительности анализатора при взаимодействии анализаторов или при длительном действии раздражителя.

Например, обтирание лица влажным полотенцем может способствовать росту чувствительности зрительного анализатора. А при длительном воздействии раздражителя, который вызывает боль, субъективное ощущение боли может не исчезнуть, а наоборот, ее переживание становится сильнее (организм «усиливает требование» удалить раздражитель).

Определение 3

Синестезия (от греч. synaisthesis – соощущение) представляет собой проявление под воздействием раздражения одного анализатора ощущения, который характерен для другого анализатора.

Например, некоторые люди при прослушивании музыки, отмечают появление зрительных ощущений (цветомузыки), что нашло отражение в художественной литературе («бархатный голосок», «острый вкус», «кричащие цвета» и т.п.).

Различные классификации ощущений

Еще в древние времена говорили о пяти основных чувствах, включая зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

В XIX веке знания о составе ощущений были расширены в процессе исследования и описания их новых видов, включая вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» (кинестетические).

Помимо этого, группа осязательных ощущений была расширена с помощью тактильных, температурных, болевых ощущений, группа тактильных ощущениях добавила ощущения прикосновения и давления. Рост видов ощущений поставил задачу сформировать их в систему.

Классификация ощущений осуществляется по нескольким признакам.

В первую очередь, разделение происходит в соответствии с пространственным или временным признаком. Например, зрение и вестибулярные ощущения относят к «пространственным» чувствам, а обоняние и слух – к «временны́м». При этом разделение на пространственные и временны́е свойства объекта можно отнести к ощущениям любой модальности.

Классифицировать ощущений производится и по видам вызывающих их раздражителей на механические, физические и химические. Так, зрительные и слуховые ощущения являются «физическими», поскольку вызваны физическими явлениями (электромагнитные колебания и звуковые волны), а обоняние и вкус причисляют к «химическим».

Классификация ощущений в соответствии с расположением соответствующих им рецепторов, то есть по месторасположению 3 типов рецептивных полей. По этой классификации выделяют интерорецептивные, проприорецептивные и экстерорецептивные ощущения.

Для первого вида характерна локализация во внутренних органах (например, в пределах стенок желудка), для второго вида – в мышцах, связках и сухожилиях, для третьих рецептивное поле совпадает с наружной границей организма и в полной мере открыто для внешнего воздействия. Интерорецептивные ощущения способны сигнализировать о состоянии внутренних процессов организма.

Это самые древние и элементарные ощущения, очень полезные в качестве сигналов соматических болезней или простых отклонений от нормального функционирования органов человека. Проприорецептивные ощущения имеют большое значение в процессе регуляции движений, давая информацию о положении в пространстве тела и его частей. Без данных ощущений было бы невозможно осязание.

Экстерорецептивные ощущения могут существовать в виде контактных, то есть вызываемых приложением воздействия непосредственно к поверхности тела. Второй вид — дистантные ощущения, когда раздражители действуют с определенной дистанцией (зрение, обоняние, слух).

В ходе эволюции именно подобные ощущения начинают играть все большую роль в процессе познания окружающего мира и в организации различных типов поведения. Именно за счет них обеспечивается важное преимущество в форме заблаговременно получения нужной информации об изменениях в среде и своевременной реакции на них.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-pedagogika/porogi-chuvstvitelnosti/

Основные свойства и закономерности ощущений

Чувствительность. пороги ощущении и адаптация

Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация.

Качество – это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида.

Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущения определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств.

Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметную характеристику восприятий.

Интенсивность ощущений – это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой.

Для каждого ощущения характерна также продолжительность, что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя.

Ощущениям характерна локализация. Это означает, что любой образ ощущения имеет элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения – с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной.

Пороги чувствительности

Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать.

Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль.

Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности.

Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения.

Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния.

Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности.

Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Эту психологическую закономерность должен предусмотреть учитель, особенно начальных классов. Некоторые дети имеют пониженную слуховую и зрительную чувствительность.

Чтобы они хорошо видели и слышали, необходимо создавать условия для наилучшего отображения языка учителя и записей на доске.

С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе, интенсивности и качеству.

Минимально увеличить силу действующего раздражителя, который вызывает едва заметные различия между ощущениями, называется порогом чувствительности различения.

В жизни мы постоянно замечаем изменение в освещенности, увеличении или уменьшение звука. Это и есть проявления порога различения или дифференциального порога.

Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра, то увидим, что у каждого будет своя точка деления. Надо измерить результаты линейкой.

Кто разделил точнее, у того и лучшая чувствительность различения. Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной.

Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878).

На основе учения Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 – 1887) экспериментально показал, что рост интенсивности ощущения не прямо пропорционален росту силы раздражителя, но медленнее.

Если сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это положение формулируется еще и так: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.

Оно получило название закона Вебера-Фехнера.

Адаптация

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, – это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, что проявляется в снижении или повышении порогов.

В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется ему холодной. Но потом ощущение холода пропадает. Подобное можно наблюдать во всех видах чувствительности, кроме болевого.

Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость свойственна нюхательным ощущениям, тактильным (мы не замечаем давления одежды на тело), меньше она в слуховых и ощущениях холода. Общеизвестно явление адаптации в нюхательных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматным веществам наступает с разной скоростью.

Незначительная адаптация свойственна болевым ощущениям. Боль сигнализирует о разрушении организма, так что адаптация к боли может привести к гибели организма.

В зрительном анализаторе различают адаптацию к свету и темноте. Попадая в темную комнату, человек вначале ничего не видит, через три-четыре минуты начинает хорошо различать свет, который проникает туда.

Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз.

Если адаптация к темноте связана с повышенной чувствительностью, то световая адаптация – со снижением световой чувствительности.

Явление адаптации нельзя объяснить только изменениями, которые происходят в функционировании рецептора во время длительного действия на него раздражителя (например, обновление и разложение зрительного вещества в палочках и колбочках сетчатки глаза и т.д.). Здесь имеют значение также изменения в соотношении процессов возбуждения и торможения в центральных частях анализаторов: после возбуждения их наступает торможение и наоборот. Речь идет о явлении последовательной взаимной индукции.

Адаптация может возникать и условно-рефлекторным путем. Если, например, сочетать действие света после пребывания в темноте в течение получаса с ударами метронома, то после 5 таких сочетаний удары метронома вызывают у обследуемых снижение чувствительности глаз без какого-либо влияния светового раздражителя.

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной мере законом одновременной индукции.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой системы, сильные – снижают.

Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора.

Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается под воздействием некоторых нюхательных раздражителей. Однако резко выраженную негативную эмоциональную окраску запаха вызывает снижение зрительной чувствительности.

Известны случаи повышения зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражителей.

Итак, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга.

Сенсибилизация

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики.

Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

  • сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);
  • сенсибилизация, обусловлена специфическими требованиями деятельности.

Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптурой, у них хорошо развиты ощущение прикосновения, вибрационная чуткость. Украинский психолог, держа руку на горле собеседника может понять, кто и о чем говорит, а также, беря газету в руки, знает, читал ее или нет.

https://www.youtube.com/watch?v=mioHUktcSK4

Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у людей, длительное время занимающиеся определенными видами профессиональной деятельности. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать, не только из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где выращено виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию формы, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций.

Он различает изменения, которые равняются 1/60-1/150 величины предмета.

О возможности цветных ощущений свидетельствует мозаичная мастерская в Риме – в ней более 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

Контраст ощущений

Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом – темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель, кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Достаточно детально изучены явления последовательного контраста или последовательного образа, в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течение 20 – 40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на малоосвещенную поверхность, то за несколько секунд можно заметить довольно четкое темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ.

Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлением последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенное прекращение процесса раздражения в рецепторах и возбуждения в корковых частях анализатора.

По закону последовательной индукции в возбужденных нейронах со временем возникает процесс торможения. К восстановлению исходного состояния чувствительности нервных тканей проходит несколько фаз индукционной смены возбуждения и торможения.

При достаточной культуре наблюдения можно заметить изменение положительной и отрицательной фаз последовательного образа.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора.

Наблюдается в самых различных видах ощущений. Зачастую случается зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.

Известно, что способностью цветного слуха владели такие композиторы, как Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и другие. Яркое проявление подобного рода синестезий находим в творчестве литовского художника М. К.

Чюрлениса в его симфонии красок.

Инженер К. Л. Леонтьев, использовав явление синестезии, разработал аппарат, который трансформирует звуковые сигналы в цветные. На основе этого изобретения создана цветная музыка. Иногда встречаются случаи возникновения слуховых ощущений под действием зрительных раздражителей, вкусовых – в ответ на слуховые раздражители и т.п.

Синестезией обладают далеко не все люди, но ни у кого не вызывает удивления возможность употребления таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и т.п. Явление синестезии – еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения окружающей действительности.

Рассмотренные закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителей, от функционального состояния анализаторной системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителей, а также одновременным действием нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы. Можно сказать, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул достигает сознания. Биологически важные стимулы действуют на мозг при пониженных порогах и повышенной чувствительности, стимулы, которые потеряли биологическую значимость, – при более высоких порогах.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-oshushenie.html?id=svoistva-oschuschenii

Общие закономерности ощущений и чувствительности

Чувствительность. пороги ощущении и адаптация

Несмотря на разнообразие видов ощущений, имеются некоторые общие для всех ощущений закономерности. К ним относятся:

  •  зависимость между чувствительностью и порогами ощущений,
  •  явление адаптации,
  •  взаимодействие ощущений и некоторые другие.

Чувствительность и пороги ощущений.  Ощущение возникает в результате действия внешнего или внутреннего раздражителя. Однако для возникновения ощущения необходима определенная сила раздражителя. Если раздражитель очень слаб, он не вызовет ощущения.

Известно, что человек не ощущает прикосновения пылинок к его лицу, не видит невооруженными глазами свет звезд шестой, седьмой и т. д. величины.

Минимальная величина раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним или абсолютным порогом ощущения. Раздражители, действующие на анализаторы человека, но не вызывающие ощущений по причине малой интенсивности, называются подпоро-говыми.

Таким образом, абсолютная чувствительность — это способность анализатора реагировать на минимальную величину раздражителя.

Определение чувствительности

Чувствительность — это способность человека иметь ощущения. Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Он ограничивает чувствительность с другой стороны. Если идти от нижнего порога ощущений к верхнему, постепенно увеличивая силу раздражителя, то мы получим ряд ощущений все большей и большей интенсивности.

Однако это будет наблюдаться лишь до известного предела (до верхнего порога), после которого изменение силы раздражителя не вызовет изменения в интенсивности ощущения. Оно будет все той же пороговой величиной или перейдет в болевое ощущение.

Таким образом, верхним порогом ощущений называется наибольшая сила раздражителя, до которой наблюдается изменение интенсивности ощущений и вообще возможны ощущения данного вида (зрительные, слуховые и пр.).

Определение чувствительности | Повышенная чувствительность | Порог чувствительности | Болевая чувствительность | Виды чувствительности | Абсолютная чувствительность

Между чувствительностью и порогами ощущений существует обратная зависимость.

Специальными экспериментами установлено, что абсолютная чувствительность любого анализатора характеризуется величиной нижнего порога: чем меньше величина нижнего порога ощущений (чем он ниже), тем больше (выше) абсолютная чувствительность к данным раздражителям.

Если человек ощущает очень слабые запахи, это означает, что у него высокая чувствительность к ним. Абсолютная чувствительность одного и того же анализатора у людей неодинакова. У одних она выше, у других — ниже. Однако путем упражнений ее можно повысить.

  • Повышенная чувствительность.

Существуют абсолютные пороги ощущений не только по интенсивности, но и по качеству ощущений.

Так, световые ощущения возникают и изменяются лишь под действием электромагнитных волн определенной длины — от 390 (фиолетовый цвет) до 780 миллимикронов (красный цвет). Более короткие и более длинные волны световых ощущений не вызывают.

Слуховые ощущения у человека возможны лишь при колебаниях звуковых волн в пределах от 16 (самые низкие звуки) до 20 000 герц (самые высокие звуки).

Кроме абсолютных порогов ощущений и абсолютной чувствительности, существуют еще пороги различения и соответственно различительная чувствительность. Дело в том, что не всякое изменение величины раздражителя вызывает изменение в ощущении.

В известных пределах это изменение раздражителя мы не замечаем. Эксперименты показали, например, что при взвешивании тела рукой, увеличение груза весом в 500 г на 10 г и даже на 15 г останется незамеченным.

Чтобы ощутить едва заметную разницу в весе тела, надо увеличить (или уменьшить) вес на ‘/зо его исходной величины. Это значит, что к грузу в 100 г надо добавить 3,3 г и к грузу в 1000 г — 33 г.

Порог различения — это минимальный прирост (или уменьшение) величины раздражителя, вызывающий едва заметное изменение ощущений. Под различительной чувствительностью принято понимать способность реагировать на изменение раздражителей.

Величина порога зависит не от абсолютной, а от относительной величины раздражителей: чем больше интенсивность исходного раздражителя, тем больше надо его увеличить, чтобы получить едва заметную разницу в ощущениях. Эта закономерность ясно выражена для ощущений средней интенсивности; ощущения, близкие к пороговым, имеют некоторые отклонения от нее.

Каждый анализатор имеет свой порог различения и свою степень чувствительности. Так, порог различения слуховых ощущений равен 1/10, ощущений веса — 1/30, зрительных ощущений — 1/100- Из сравнения величин можно сделать вывод, что наибольшей различительной чувствительностью обладает зрительный анализатор.

Отношение между порогом различения и различительной чувствительностью можно выразить следующей формулировкой: чем меньше порог различения, тем больше (выше) различительная чувствительность.

Абсолютная и различительная чувствительность анализаторов к раздражителям не остается постоянной, а изменяется в зависимости от ряда условий:

а) от внешних условий, сопутствующих основному раздражителю (в тишине острота слуха повышается, при шуме — понижается); б) от состояния рецептора (при его утомлении она понижается); в) от состояния центральных отделов анализаторов и г) от взаимодействия анализаторов.

Адаптация в разных видах ощущений. Явление адаптации хорошо известно каждому человеку из жизненной практики. При длительном пребывании в накуренной комнате мы перестаем ощущать запах табака, хотя заметили его, войдя в комнату.

Погрузив руку в горячую воду, мы вначале отчетливо ощущаем ее температуру, но через некоторое время это ощущение у человека ослабевает. Шум притупляет слуховую чувствительность и т. д. Адаптация — это приспособление анализаторов к действующим раздражителям, выражающееся в повышении или понижении их чувствительности.

Так же будет интересно прочитать Индивидуальные различия и развитие ощущений у детей.

Экспериментально лучше всего изучена адаптация зрения (исследования С. В. Кравкова, К. X. Кекчеева и др.). Существует два вида зрительной адаптации: адаптация к темноте и адаптация к свету.

При переходе из освещенного помещения в темноту первые минуты человек ничего не видит, затем чувствительность зрения сначала медленно, затем быстро возрастает. Через 45—50 минут мы отчетливо видим очертания предметов.

Доказано, что чувствительность глаз может увеличиться в темноте в 200000 и более раз. Описанное явление называется темновой адаптацией. При переходе из темноты на свет человек тоже первую минуту недостаточно ясно видит, однако затем зрительный анализатор приспосабливается к свету.

Если при темновой адаптации чувствительность зрения повышается, то при световой адаптации она понижается. Чем ярче свет, тем ниже чувствительность зрения.

Со слуховой адаптацией происходит то же самое: при сильном шуме чувствительность слуха понижается, в тишине — повышается.

  • Болевая чувствительность.

Аналогичное явление наблюдается в обонятельных, кожных и вкусовых ощущениях. Общую закономерность можно выразить следующим образом: при действии сильных (и тем более длительных) раздражителей чувствительность анализаторов уменьшается, при действии слабых раздражителей она увеличивается.

Однако адаптация слабо выражена в болевых ощущениях, что имеет свое объяснение. Болевая чувствительность возникла в процессе эволюционного развития как одна из форм защитного приспособления организма к окружающей среде. Боль предупреждает организм об опасности. Отсутствие болевой чувствительности могло бы привести к необратимым разрушениям и даже гибели организма.

Очень слабо выражена адаптация и в кинестезических ощущениях, что опять-таки биологически оправдано: если бы мы не ощущали положения своих рук и ног, привыкали бы к нему, то контроль за движениями тела в этих случаях пришлось бы осуществлять главным образом посредством зрения, что не экономно.

Физиологическими механизмами адаптации являются процессы, протекающие как в периферических органах анализаторов (в рецепторах), так и в коре больших полушарий.

Например, светочувствительное ве- щество сетчаток глаз (зрительный пурпур) под действием света распадается, а в темноте восстанавливается, что ведет в первом случае к понижению чувствительности, а во втором – к ее повышению.

Одновременно происходят и корковые процессы возбуждения и торможения нервных клеток по законам условнорефлекторной деятельности мозга.

Взаимодействие ощущений. В ощущениях разных видов существует взаимодействие. Ощущения определенного вида усиливаются или ослабляются под действием ощущений других видов, при этом характер взаимодействия зависит от силы побочных ощущений. Приведем пример взаимодействия слухового и зрительного ощущений.

Если во время непрерывного звучания относительно громкого звука попеременно освещать и затемнять помещение, то звук будет казаться при свете более громким, чем в темноте. Возникнет впечатление «биения» звука. В этом случае зрительное ощущение усилило чувствительность слуха.

Вместе с тем слепящий свет понижает слуховую чувствительность.

Мелодичные тихие звуки повышают чувствительность зрения, оглушающий шум понижает ее.

Специальные исследования показали, что чувствительность глаза в темноте повышается под влиянием легкой мышечной работы (поднимание и опускание рук), усиленного дыхания, при обтирании лба и шеи прохладной водой, при слабых вкусовых раздражениях.

У человека в сидячем положении чувствительность ночного зрения выше, чем в стоячем и лежачем положениях.

Слуховая чувствительность также выше в сидячем положении, чем в стоячем и лежачем.

Общая закономерность взаимодействия ощущений может быть сформулирована так: слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, одновременно действующим раздражителям, тогда как сильные раздражители уменьшают ее.

Процессы взаимодействия ощущении протекают в коре больших полушарий головного мозга. Увеличение чувствительности анализатора под влиянием слабых раздражений с других анализаторов называется сенсибилизацией.

При сенсибилизации происходит суммирование возбуждений в коре, усиление очага оптимальной возбудимости основного в данных условиях анализатора за счет слабых возбуждений с других анализаторов (явление доминанты).

Уменьшение чувствительности ведущего анализатора под влиянием сильных раздражений других анализаторов объясняется известным законом одновременной отрицательной индукции.

Источник: http://net22.ru/obshhie-zakonomernosti-oshhushhenij-i-chuvstvitelnosti/

Закономерности ощущений: синестезия, контраст ощущений, адаптация

Чувствительность. пороги ощущении и адаптация

Наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Разновидности адаптации:

1) Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя;

В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться.

Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом.

Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощущение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата.

Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает спустя 2-3 секунды после его возникновения, т.е. наступает полная адаптация.

2) ппритупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя;

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3) повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза.

В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность.

Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zakonomernosti-oschuscheniy-sinesteziya-kontrast-oschuscheniy-adaptatsiya

ovdmitjb

Add comment